Монтаж аттракционов что это кратко и понятно
Монтаж Аттракционов
МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ — один из определяющих терминов авангардной эстетики XX века, в 1920-х годах — генерирующий прием классической советской школы. Согласно С. Эйзенштейну (в одноименной статье 1923 г.), «свободный монтаж произвольно выбранных, самостоятельных. воздействий (аттракционов), но с точной установкой на определенный конечный тематический эффект. »; чуть ранее он определяет содержание «аттракциона» как «всякого агрессивного момента театра. подвергающего зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на
определенное эмоциональное потрясение воспринимающего. » Арсенал образов автор статьи усматривал в массовых жанрах — цирке, аналогии ему он находил в театре гиньоль (на примерах выколотых глаз, отрубленных рук и ног на сцене), также в творчестве художников прошлого (Пиранези, Эль Греко) и настоящего (Гросс, Родченко), в «духовных упражнениях» основателя иезуитства Лойолы. Вообще, значение М. А. выходит далеко за пределы изо-шоков, предполагая, например, «соучастие действующего на сцене по телефону в кошмарном происшествии за десятки верст» (что заставляет вспомнить как «Уединенную виллу» Гриффита, 1909, так и «Человеческий голос» Кокто, 1930).
Значение теории М. А. — как преодоления одномерности нарратива — было поистине революционным для кино и театра, менее для живописи и литературы, которые от линейной повествовательности к тому времени благополучно избавились. Тем не менее отражения теории М. А., возможно, неосознанные, усматриваются в сюрреализме, попарте (Р. Раушенберг), позднее в постмодерне (живопись одессита В. Кожухаря, например, его «Джинсовая куртка»), однако много теряющие в силе воздействия из-за отсутствия сверхзадачи.
Проще с кино — М. А. почти явственен в произведениях югославского кинопровокатора Д. Маккавеева (открыто признававшего его значение) — например, в «В. Р.: Мистериях организма» (1971), где исследователи насчитывают до восьми различных смысловых слоев, причудливо между собой сочетающихся. До совершенства доведен М. А. в фильмах Ж.-Л. Годара, в целом, считавшего монтаж основой кино как такового. Налицо и другие примеры в этом виде искусств у столь заметных режиссеров, как Кен Рассел, Луис Бунюэль, Марко Феррери, отчасти — Федерико Феллини.
СМ.: Артхаус, Игра, Театр Жестокости.
Читайте также
Стальные трубы (виды и монтаж)
Стальные трубы (виды и монтаж) Самый распространенный на сегодняшний день вид труб для систем водоснабжения и водяного отопления — стальные трубы. По способу производства могут быть сварными и цельнотянутыми (бесшовными). Последние несколько дороже, но более надежны.
Монтаж сборных железобетонных и бетонных конструкций
Монтаж сборных железобетонных и бетонных конструкций Монтаж конструкций каждого вышележащего этажа многоэтажного здания производится после закрепления всех монтажных элементов и достижения бетоном замоноличенных стыков несущих конструкций прочности, указанной в
Монтаж стальных конструкций
Монтаж деревянных конструкций
Монтаж деревянных конструкций При складировании, перевозке, хранении и монтаже деревянных конструкций необходимо учитывать их особенности. Так, конструкции, изготовленные из дерева, нуждаются в защите от атмосферных воздействий. Число действий по кантовке и
Монтаж легких ограждающих конструкций
Монтаж легких ограждающих конструкций Правила работы с ограждающими конструкциями из асбестоцементных экструзионных панелей и плит Стены горизонтальной и вертикальной разрезок монтируются с укрупнительной сборкой в карты. Допускается и поэлементный монтаж.Панели
Монтаж подвесных потолков из ГКЛ
Монтаж подвесных потолков из ГКЛ Прежде чем приступить к монтажу подвесного потолка, необходимо закончить строительно-монтажные и специальные работы. Влажность воздуха не должна превышать 70 %, а температура должна быть не ниже +10 °C.Перед монтажом проводится разметка
Монтаж каркасно-обшивных перегородок
Монтаж каркасно-обшивных перегородок Монтаж перегородок должен выполняться одновременно с отделочными работами до электромонтажных, санитарно-технических, вентиляционных работ, включая трубные разводки в полах. Монтаж перегородок следует осуществлять до устройства
Монтаж перегородок и облицовок стен
Монтаж перегородок и облицовок стен Монтаж перегородок и работы по облицовке стен рекомендуется выполнять в процессе отделочных работ.Монтаж следует производить до устройства пола в условиях сухого или нормального влажностного режима при температуре не ниже +10 °C.В
«Монтаж аттракционов»: лучший гид по творчеству Эйзенштейна
Участники проекта «Сноб» узнали все о художественных методах великого режиссера в Мультимедиа Арт Музее
Поделиться:
«Монтаж аттракционов» открылся прямо над экспозицией наследия Родченко, (которую, кстати, посетил даже Канье Вест). Две выставки перекликаются: Родченко и Эйзенштейн одновременно создавали эстетику эпохи, Родченко делал плакаты к фильмам Эйзенштейна, которые можно увидеть среди экспонатов «Монтажа».
Экспозиция начинается с рисунков, шаржей и «комиксов» Сергея Эйзенштейна, по характеру и стилю напоминающих работы Херлуфа Бидструпа. Эскизы костюмов, декораций, раскадровки фильмов показывают его как авангардиста, но сюжеты и манера рисунков выдают в нем ироничного модерниста, который вовсе не стремится прыгать с разбегу в культурный мейнстрим.
Эйзенштейн остроумно препарировал самые святые (в прямом и переносном смысле) визуальные образы: посмеивался над сексуальностью пронзенного стрелами Святого Себастьяна и над легендой о Спасе Нерукотворном. На одном из рисунков покровительница фотографов Святая Вероника (та самая женщина, которая подала Христу полотенце, сохранившее отпечаток его лица) печатает тираж Лика. Режиссер не смеялся над верующими — он критиковал эксплуатацию святых символов.
Фото: Егор Слизяк
Среди экспонатов есть журнал ЛЕФ (Левый фронт искусств) №3 с программной статьей Эйзенштейна «Монтаж аттракционов», которая и дала название выставке. Текст посвящен новому творческому методу, который режиссер придумал, делая постановки в театре пролеткульта. Аттракцион по Эйзенштейну — это не развлечение, а буквальный перевод слова attraction. Это «всякий агрессивный момент театра, т. е. всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего».
Кино аттракционов: как советский милиционер изобрел новый подход к монтажу в фильмах и стал вдохновением для всего мира
Фото: Дмитрий Дебабов / ТАСС
Марина Аброшина,
креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»
Создание фильма можно сравнить с процессом построения архитектурного сооружения: для того и для другого необходимо принимать как фундаментальные решения — условно те, на которых будет строиться весь процесс, так и нефундаментальные — наполняющие конструкцию стилистическими особенностями, уникальной атмосферой и различными деталями.
Сергей Эйзенштейн был как раз тем, кто заложил прочный фундамент для всего кинематографа: будучи архитектором, революционером и новатором, он подарил миру тот самый, основной подход к созданию кинопроизведений, хоть сам и не сразу понял, что заниматься ему нужно именно этим.
Режиссер родился в 1898 году в Риге и после Февральской революции устроился работать милиционером, а затем поступил в Петроградский институт гражданских инженеров. В 1918 году будущий гений добровольно вступил в ряды Красной армии и зачислился техником в военное строительство. Он занимался проектированием укреплений и параллельно принимал участие в спектаклях Клуба коммунистов как режиссер, декоратор и даже актер.
Несмотря на сложный, революционный для страны период, ему удалось получить багаж знаний о специфике работы в творческих коллективах и осознать особенности театрального пространства. Позднее Эйзенштейн говорил о роли революции в своей судьбе как о «свободе самоопределения».
Первой полнометражной работой Эйзенштейна считается фильм «Стачка» — историко-революционная картина, рассказывающая о восстании рабочих на крупном заводе. Инициирующим событием в ней было самоубийство одного из рабочих, чье руководство несправедливо обвинило его в краже инструментов.
В «Стачке» режиссер поднимал темы чести, долга и коллективной ответственности. Вообще это «коллективное» играло отдельную, значительную роль в нарративах автора: он одним из первых акцентировал внимание на силе масс и роли толпы. В своих будущих работах режиссер демонстративно ставил на весы «индивидуальное» и «коллективное», показывая, что индивидуализм меркнет перед мощью большинства.
Подобный акцент также можно увидеть в знаменитом фильме «Броненосец Потемкин» — картине о социальных настроениях России XX века, где люди активно выступают за свободу и борьбу за равноправие. Здесь также подчеркивается идея революционного коллективизма, который настаивает на интересах большинства и не готов останавливаться ни перед чем.
Особенность «Броненосца», кроме прочего, заключается в крупных планах, подчеркивающих акценты и лиц людей, и предметов. Крупные планы выражали гротескные эмоциональные состояния героев: от ужасного горя до абсолютно детского счастья. И это было еще одним эффектом так называемого «монтажа аттракционов».
Кадр: фильм «Броненосец «Потемкин»»
Но авторский уникальный язык изложения прослеживался и в более ранних трудах Эйзенштейна — например, в фильме «Октябрь», посвященном десятилетию Октябрьской революции, который стал масштабным эпосом, наполненным образами и смыслами. При его создании режиссер работал с непрофессиональными актерами. Эйзенштейн был убежден, что люди смотрелись в кадре куда натуральнее и естественнее, если «играли такую же роль» и в реальной жизни. Таким образом, в сценах с крестьянами участвовали настоящие крестьяне, без актерского опыта.
Позже режиссер все-таки коснулся тематики индивидуализма: в фильмах «Александр Невский» и «Иван Грозный» он занимался «мифологизацией истории» и заново переосмысливал образ человека, стоящего у власти. При этом в классике своего подхода он не обделил вниманием психологический портрет масс, поскольку символ вождя без него бессмысленен.
Здесь же Эйзенштейн использует один из своих популярных приемов — параллельный монтаж, основанный на ассоциациях. Таким образом, с помощью простых и доступных каждому ассоциаций, режиссер давал возможность даже зрителям без специального образования и широкого кругозора понять смысл картины.
Неудивительно, что впоследствии Сергей Эйзенштейн получил признание мирового сообщества. Однако слава пришла к нему не только благодаря дерзким решениям в съемочном процессе, но и из-за того, что он стал первым российским специалистом, переосмыслившим и систематизировавшим подход к теории монтажа.
Труды Эйзенштейна сегодня — это настольная библия для киноделов всех стран мира. Даже такие режиссеры, как Мартин Скорсезе, вдохновлялись его работами и считали, что сцены из фильмов Эйзенштейна оказали огромное влияние на кинопроизводство. Поэтому в следующий раз, когда будете смотреть очередную растиражированную картину на большом экране, задумайтесь над тем, что без простого советского парня ее могло бы не быть.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
О строении вещей
В книгу включены наиболее важные материалы по психологии искусства, содержащиеся как в опубликованных произведениях С. М. Эйзенштейна, так и в его архивных материалах («Метод», «Основная проблема» и др.). Вступительная статья и подробно разработанный предметный указатель представляют взгляды С. Эйзенштейна на психологию искусства как феномен художественной культуры в систематическом, целостном виде. Издание может представлять интерес для студентов и преподавателей творческих учебных заведений, старшеклассников; для гуманитарных факультетов, для научных работников; может быть рекомендована как пособие по курсу культурологии.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О строении вещей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Монтаж аттракционов (1923) 16
Употребляется впервые. Нуждается в пояснении.
Аттракцион (в разрезе театра) — всякий агрессивный момент театра, то есть всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего, в свою очередь в совокупности единственно обусловливающие возможность восприятия идейной стороны демонстрируемого — конечного идеологического вывода. (Путь познавания — «через живую игру страстей» — специфический для театра).
Чувственный и психологический, конечно, в том пони мании непосредственной действительности, как ими орудует, например, театр Гиньоль: выкалывание глаз или отрезывание рук и ног на сцене, или соучастие действующего на сцене по телефону в кошмарном происшествии за десятки верст, или положение пьяного, чувствующего приближение гибели, и просьбы о защите которого принимаются за бред, а не в плане развертывания психологических проблем, где аттракционом является уже самая тема как таковая, существующая и действующая и вне данного действия при условии достаточной злободневности. (Ошибка, в которую впадает большинство агиттеатров, довольствуясь аттракционностью только такого порядка в своих постановках).
Аттракцион, в формальном плане я устанавливаю как самостоятельный первичный элемент конструкции спектакля 一 молекулярную (то есть составную) единицу действенности театра и театра вообще. В полной аналогии — «изобразительная заготовка» Гросса или элементы фотоиллюстраций Родченко.
«Составную» 一 поскольку трудно разграничить, где кончается пленительность благородства героя (момент психологический) и вступает момент его личного обаяния (то есть эротическое воздействие его); лирический эффект ряда сцен Чаплина неотделим от аттракционности специфической механики его движений; так же трудно разграничить, где религиозная патетика уступает место садистическому удовлетворению в сценах мученичества мистериального театра, и т.д.
Аттракцион ничего общего с трюком не имеет. Трюк, а вернее, трик (пора этот слишком во зло употребляемый термин вернуть на должное место) 一 законченное достижение в плане определенного мастерства (по преимуществу акробатики), лишь один из видов аттракционов в соответствующей подаче (или по-цирковому — «продаже» его) в терминологическом значении является, поскольку обозначает абсолютное и в себе законченное, прямой противоположностью аттракциона, базируемого исключительно на относительном 一 на реакции зрителя.
Настоящий подход коренным образом меняет возможности в принципах конструкции «воздействующего построения (спектакль в целом): вместо статического «отражения» данного, по теме потребного события и возможности его разрешения единственно через воздействия, логически с таким событием сопряженные, выдвигается новый прием — свободный монтаж произвольно выбранных, самостоятельных (также и вне данной композиции и сюжетной сценки действующих) воздействий (аттракционов), но с точной установкой на определенный конечный тематический эффект — монтаж аттракционов.
Путь, совершенно высвобождающий театр из-под гнета до сих пор решающей, неизбежной и единственно возможной «иллюзорной изобразительности» и «представляемости», через переход на монтаж «реальных деланностей», в то же время, допуская вплетание в монтаж целых «изобразительных кусков» и связно сюжетную интригу, но уже не как самодовлеющее и всеопределяющее, а как сознательно выбранный для данной целевой установки сильнодействующий аттракцион, поскольку не «раскрытие замысла драматурга», «правильное истолкование автора», «верное отображение эпохи» и т.п., а только аттракционы и система их являются единственной основой действенности спектакля. Всяким набившим руку режиссером по чутью, интуитивно аттракцион так или иначе использовался, но, конечно, не в плане монтажа, или конструкции, но «в гармонической ком позиции», во всяком случае (отсюда даже свой жаргон — «эффектный под занавес», «богатый выход», «хороший фортель» и т.п.), но существенно то, что делалось это лишь в рамках логического сюжетного правдоподобия (по пьесе «оправдано»), а главное, бессознательно и в преследовании совершенно иного (чего-либо из перечисленного «вначале»). Остается лишь в плане разработки системы построения спектакля перенести центр внимания на должное, рассматриваемое ранее как привходящее, уснащающее, а фактически являющееся основным проводником постановочных ненормальных намерений, и, не связывая себя логически бытовым и литературно-традиционным пиететом, установить данный подход как постановочный метод (работа с осени 1922 года в мастерских Пролеткульта).
Школой монтажера является кино и главным образом мюзик-холл и цирк, так как, в сущности говоря, сделать хороший (с формальной точки зрения) спектакль — это построить крепкую мюзик-холльную — цирковую программу, исходя от положений взятой в основу пьесы.
Монтаж Аттракционов
Полезное
Смотреть что такое «Монтаж Аттракционов» в других словарях:
Монтаж в кино — техн. прием, осн. на склейке кусков кинопленки, один из ведущих принципов формообразования в ф. Универс. культуролог. принцип, связ. с идеей комбинации, с конструктивным преодолением дискретности. Впервые простейшие монтажные приемы были… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Сергей Михайлович Эйзенштейн — Сергей Эйзенштейн Имя при рождении: Сергей Михайлович Эйзенштейн Дата рождения: 22 января 1898 Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти: 11 февраля 1948 (50 лет) … Википедия
Сергей Эйзенштейн — Имя при рождении: Сергей Михайлович Эйзенштейн Дата рождения: 22 января 1898 Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти: 11 февраля 1948 (50 лет) … Википедия
Эйзенштейн С. — Сергей Эйзенштейн Имя при рождении: Сергей Михайлович Эйзенштейн Дата рождения: 22 января 1898 Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти: 11 февраля 1948 (50 лет) … Википедия
Эйзенштейн, Сергей — Сергей Эйзенштейн Имя при рождении: Сергей Михайлович Эйзенштейн Дата рождения: 22 января 1898 Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти: 11 февраля 1948 (50 лет) … Википедия
Эйзенштейн Сергей Михайлович — Сергей Эйзенштейн Имя при рождении: Сергей Михайлович Эйзенштейн Дата рождения: 22 января 1898 Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти: 11 февраля 1948 (50 лет) … Википедия
Эйзенштейн С. М. — Сергей Эйзенштейн Имя при рождении: Сергей Михайлович Эйзенштейн Дата рождения: 22 января 1898 Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти: 11 февраля 1948 (50 лет) … Википедия
ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович — (22.1.189811.2.1948), советский режиссёр, сценарист, теоретик искусства. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Доктор искусствоведения (1939). Родился в Риге в семье инженера и архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна, происходившего… … Кино: Энциклопедический словарь
Эйзенштейн, Сергей Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Эйзенштейн. Сергей Эйзенштейн … Википедия
Эйзенштейн Сергей Михайлович — (1898 1948), кинорежиссёр, теоретик кино, педагог, заслуженный деятель искусств России (1935), доктор искусствоведения (1939). Учился у В. Э. Мейерхольда. В театральных постановках разрабатывал новые принципы организации драматического действия,… … Энциклопедический словарь