Монтескье что сделал кратко
Монтескье краткая биография
Шарль Луи Монтескье краткая биография
Монтескье Шарль Луи де Секонда, барон де ла Бред — французский мыслитель, философ эпохи Просвещения, правовед.
Родился в замке Лабред, близ Бордо, в аристократической семье 18 января 1689 г. В 10 лет стал сиротой и его определили в ораторианский колледж Жюйи в Бордо, где он учился с 1700 по 1705 г.
Планировалось, что он станет наследником бездетного дядюшки, от которого ему достанется место в Бордоском парламенте, поэтому Монтескье изучал право. В 1714 г. он занимал должность советника в городском суде, спустя два года был уже вице-президентом этого учреждения. В 1716 г., после смерти дяди, ему достался пост президента парламента, а также его имя и баронский титул. Произошли большие изменения и в его личной жизни: он женился на Жанне де Латирг, невесте, которую ему выбрал дядя.
В 1721 г. он выпустил в свет роман «Персидские письма», завоевав симпатии читающей публики живой сатирой на французское общество. В романе персидский путешественник описывает разнообразные глупости и недостатки, критикуя под видом персидского общества французское, — преисполненное спеси, суеверий, находящееся под гнетом королевской власти и духовенства. В 1725 г. Монтескье написал прозаическую поэму, выдержанную в гедонистическом духе «Книдский храм».
В 1726 г. Монтескье покидает пост президента парламента и перебирается в Париж и выпускает вторую поэму в прозе «Путешествие в Париж».
В 1728 г. он отправляется путешествовать по Европе для изучения политико-правовых институтов разных стран. Монтескье посетил Италию, Пруссию, Нидерланды, а в Англии прожил около полутора лет, где штудировал английское право и изучал конституционную практику парламента. Встречи с юристами, философами и политиками Англии оказали сильное влияние на формирование его государственно-правовых идеалов, которые он воплотил затем в главном своем труде «О духе законов» (1748).
В центре внимания книги Монтескье лежала теория форм власти. Монтескье считал, что могут существовать демократическая, аристократическая и монархическая формы правления, но не имеют права на существование тирания и деспотизм. Главное значение труда «О духе закона» заключается в провозглашении гражданских и личных свобод, идее постепенности государственных преобразований любого рода, принципов мирной политики, в осуждении любых форм деспотизма.
В 1734 г. были написаны «Размышления о причинах величия и падения римлян». В ней Монтескье отрицал богословские причины исторического процесса, утверждая объективные.
Последние годы Монтескье посвятил переработке трудов, главным образом, «О духе закона» и «Персидских писем». Последним сочинением стал «Опыт о вкусе», который был опубликован уже посмертно (1757) в одном из томов «Энциклопедии».
В 1754 году Монтескье поехал в Париж, чтобы оказать правовую помощь своему другу, профессору Ла-Бомелю. Там он заболел пневмонией и скончался 10 февраля 1755 года.
Шарль Луи де Монтескьё – французский философ эпохи Просвящения, мыслитель, автор теории разделения властей. Ниже можно кратко прочесть об основных вехах его биографии.
Рождение и юность
Шарль Луи родился в области Бордо, в богатой семье – его отец был бароном де Лабреда, 18 января 1689 года. Будучи дворянином, он с лёгкостью поступил в колледж ораторианцев неподалёку от Парижа, а после поступил в Университете Бордо, получив юридическое образование. В 1708 году он начал свою адвокатскую деятельность.
Помимо юриспруденции, Шарль интересовался естественными науками и даже проводил эксперименты с температурой. Позже, уже во взрослом возрасте, результаты его исследований станут основанием для размышлений на тему значимости погодных условий в жизни отдельного индивида.
Политические должности и юриспруденция
Спустя 5 лет, после смерти отца, де Лабред занял его место в Городском Парламенте, став судьёй. После этого в его жизни последовала череда приятных изменений – вступление в брак и в титул полноправного барона Монтескьё и наконец парламентская позиция заместителя председателя, ранее принадлежавшая его дяде. Тем не менее, на рабочем поприще всё было менее радужно – работа его интересовала мало. Спустя 10 лет после того, как ему досталась должность в Парламенте, он от неё отказался, чтобы посвящать больше времени интересовавшим его глобальным проблемам.
Литературная и научная деятельность
В 1712 году выходит его сатирическая книга «Персидские письма», привлекая к себе внимание общественности. В центре произведения – перс, попавший во Францию и с удивлением отмечающий все её недостатки. Досталось как религиозным противостояниям, так и монархизму – не обошлись без насмешки даже инквизиция и сам Папа Римский. Иностранец поражается всему, что кажется французам обыденностью.
Спустя 7 лет после публикации, Монтескьё становится членом Французской Академии, позволившей ему начать кругосветное путешествие, в рамках которого он посетил и Англию. Ему было разрешено посетить заседание Британского Парламента, попав на которое, он изрядно удивился возможности открыто критиковать действия правительства, недоступной при монархическом строе во Франции.
В 1734 году вышла работа «Размышления о причинах величия и падения римлян». Разбирая на историческом примере историю древнего Римского государства, Монтескьё пытается предвосхитить и предотвратить ошибки, приведшие к распаду государства.
Конец жизни
Шарль Луи де Монтескьё скончался в 1755 году. Была ли его болезнь вызвана обильным интересом к чтению и книгам, неизвестно – и, тем не менее, умирая, он был полностью слеп. Тем не менее, после себя он оставил немало философских трудов, актуальных и по сей день.
Шарль Монтескье
Фото Все
Шарль Монтескье — биография
Шарль Монтескье был философом, писателем, правоведом. Он жил во Франции эпохи Просвещения и много сделал для развития науки и культуры этой страны. Главной его заслугой перед Отечеством является труд о разделении властей: судебной, законодательной, исполнительной.
Детство и юность Шарля
Местом рождения Шарля Монтескье был замок Ла-Бред, расположенный недалеко от Бордо и принадлежавший отцу мальчика Жаку де Секонда, обладавшему титулом барона де Лабреда. Малыш, получивший двойное имя Шарль Луи, родился в 1689 году 18 января. Когда он достиг соответствующего возраста, то как представитель парламентского «дворянства мантии» был принят в колледж ораторианцев. Это учебное заведение располагалось в Жюйи поблизости Парижа. Свое обучение Шарль де Секонда продолжил в Бордоском университете. Изучив в нем право, он в 1708 году получил статус адвоката.
Когда спустя 5 лет умер его отец, юный де Лабред стал советником (судьей) Бордоского парламента. Вскоре в его жизни произошло еще много событий: женитьба, избрание членом академии Бордо, а после смерти дяди (1716 г.) – получение титула барона де Монтескье одновременно с наследственной должностью зампреда Бордоского парламента.
Но очень скоро новоиспеченный барон де Монтескье разочаровался в карьере профессионального юриста. Его занимали глобальные вопросы, прятавшиеся за существующими законами, и их решения. Поэтому спустя десятилетие после вступления в должность Шарль продал ее, чтобы заняться более интересными для себя вещами.
Литературная и научная деятельность Монтескье
Еще в юности Шарль увлекся естественнонаучными исследованиями. Результаты проведенных экспериментов были представлены им в академию. Наблюдение за расширением/сокращением тканей под действием высоких/низких температур позднее послужило основой для философских размышлений о влиянии климата на отдельных личностей и в целом на общественные институты.
Очень интересно было Монтескье и литераторство, особенно сатирические произведения, высмеивающие негативные стороны французского общества. Написанные в 1721 году «Персидские письма» с их острой сатирой были по достоинству оценены читающей публикой. В 1728 году его литературная и научная деятельность позволила Шарлю де Монтескье попасть во Французскую академию.
Любознательный ум требовал новой информации об устройстве мира. И сразу после принятия в академию, Шарль отправился путешествовать по разным странам. Он побывал в Италии, Австрии, Голландии, княжествах Германии, а также 1,5 года провел в Англии, где присутствовал на сессиях палаты общин. Его очень поразила правовая система, при которой была разрешена критика правительственной политики, что было невозможно в монархической Франции.
Монтескье очень много времени уделял размышлению, написанию своих трудов. Его можно было часто видеть в Лабредской библиотеке, где он либо занимался чтением, либо диктовал секретарю наброски своих трудов. Хотя по характеру Монтескье был немного замкнут, он все же иногда посещал парижские салоны, позволявшие ему наблюдать за поведением представителей различных сословий. Успев завоевать славу и закончить многолетний труд, Шарль Монтескье умер в 1755 году. Это случилось в Париже 10 февраля. К этому моменту великий философ и писатель почти ослеп из-за катаракты.
Труды Шарля Монтескье
«Персидские письма» — напечатаны в 1721 году. Писателя привлек восточный антураж, легший в основу произведения. Персидский путешественник рассказывает о своих впечатлениях от Франции и ее обычаев, включая религиозные и политические злоупотребления. Что самим французам кажется совершенно обычным, у иностранного путешественника вызывает глубокое недоумение. «Персидские письма» полны острого юмора, иногда переходящего в злую сатиру. Автор высмеивает и религиозные войны, и абсолютную монархию, и инквизицию, и даже Папу Римского.
«Размышления о причинах величия и падения римлян» — написана в 1734-м. В этой небольшой книге Монтескье разбирает причины возвышения Рима и его упадка. Их знание позволит в будущем избежать ошибок прошлого.
«О духе законов» — 1748 год. Это главный труд Шарля Монтескье – итог 20-ти летних размышлений, изысканий, литературной работы, позволивший облечь социальную и политическую науку в художественную форму, понятную широким массам. Он исследует природу законов и их связь с типом правления, физическими особенностями стран (климатом, количеством населения, рельефом местности и т.д.). Здесь же нашли отражение и идеи о принципе разделения власти, исполнительной, судебной, законодательной, привезенные автором из Англии. Эту книгу тремя годами позже внесли в «Индекс запрещенных книг», поскольку она подрывала устои французской монархии. Работой Монтескье интересовались первые лидеры Французской революции, книгу читали в США, где она была переведена на английский язык.
Шарль Луи де Монтескье
Шарль Луи де Секонда, барон де Ла-Бред и де Монтескье (1689-1755) – французский писатель, правовед и философ эпохи Просвещения, один из основателей идеологии либерализма. Является автором доктрины о разделении властей, а также прозаических пасторалей и салонной литературы.
В биографии Монтескье есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Шарля Луи де Монтескье.
Биография Монтескье
Шарль Луи де Монтескье появился на свет 18 января 1689 в родовом замке Ла-Бред под Бордо. Он рос и воспитывался в семье чиновника Жан де Секонда. В детстве, мальчик проводил много времени с детьми крестьян, вследствие чего всегда одевался в скромные наряды.
В данный период биографии Монтескье отличался находчивостью и острословием, которые помогли ему позже стать автором ряда афоризмов. Когда ему было около 7 лет скончалась его мать, успевшая к тому моменту родить еще четверых детей.
В возрасте 16 лет Шарль окончил католический колледж, после чего изучал правоведение в учебных заведениях Бордо и Парижа. В 1714 г. его избрали советником парламента Бордо, а спустя пару лет он унаследовал от дяди пост вице-президента парламента и титул барона.
Наука
Хотя Монтескье занимал высокую государственную должность, вскоре у него пропал всякий интерес к государственным делам. Это привело к тому, что в 1726 г. он оставил политику, предпочтя ей научную деятельность.
Мужчина вел обособленный образ жизни, не стремясь посещать какие-либо светские мероприятия. В период биографии 1728-1731 гг. он часто путешествовал по европейским странам, проводя глубокие исследования в разных областях науки.
Интересен факт, что тогда же Шарль Луи де Монтескье стал членом масонской ложи «Горн». В Париже он регулярно посещал литературные салоны и клубы. Одновременно с этим, он работал над своим ключевым сочинением «О духе законов», которому посвятил более 20 лет жизни.
Данная книга представляла собой трактат по политической философии, ставший одним из главных трудов эпохи Просвещения. И хотя книга оказалась под запретом, она в кратчайшие сроки обрела известность не только во Франции, но и далеко за ее пределами.
В сочинении «О духе законов» Монтескье сформулировал идеи о потребности разделения властей и отмены рабства, которые легли в основу доктрины либерализма. В ней красной нитью проходила тема, касающаяся политической свободы: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».
При этом Шарль Монтескье разделял принципы правления: для республики наиболее действенна политическая добродетель, для тирании – страх, а для монархии – честь. Важно отметить, что он был одним из первых, кто пропагандировал идеи о разделении властей.
Политолог заявлял, что в каждом государстве власть должна делиться на – законодательную, судебную и исполнительную. При этом исполнительная власть обязана находиться в руках правителя страны. Позднее он вывел ключевые факторы политического либерализма: отделение государства от гражданского общества, разделение властей и индивидуальная свобода, основанная на естественном праве.
Идея разделения властей по принципу Монтескье, сегодня лежит в основе каждого современного демократического строя. Он также был сторонником географической школы – концепции, согласно которой общественное развитие является не следствием проявления объективных закономерностей развития общества, а результатом влияния природных сил.
Таким образом, климат, почва, животный и растительный мир, наряду с другими подобными факторами, собственно, и определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты населения.
За годы научной биографии Монтескье добился большого признания в мире. Он был членом Французской академии и Лондонского королевского общества, а также являлся иностранным членом Берлинской академии наук. Его знаменитыми трудами также считаются «Персидские письма», «Книдский храм» и «Опыт о вкусе».
Личная жизнь
В 26-летнем возрасте молодой философ взял в жены Жанну де Лартиг, которая была протестанткой. Стоит заметить, что по законам того времени девушка должна была принять католичество, однако она отказалась менять веру. В этом браке у пары родились двое дочерей и одни сын.
Рассуждения Монтескье о свободе касались только мужской части населения. По мнению некоторых биографов, он не выпускал супругу из замка, не позволяя ей совершать прогулки даже в пределах Бордо. При этом он нередко изменял жене, а также часто прибегал к флирту.
Главным смыслом жизни для Шарля были наука и книги. В семейной жизни он далеко не всегда придерживался тех принципов, которые описывал в своих трудах. В частности, он заявлял, что «отсутствие мягкости и нежности при воспитании детей ожесточает их сердца». И все же, родных детей он воспитывал в крайней строгости, хотя и сильно любил их.
Смерть
Шарль Луи де Монтескье умер 10 февраля 1755 года в возрасте 66 лет. В последние годы биографии он ничего не видел, что было связано с прогрессирующей катарактой. Незадолго до смерти мужчина простудился и слег. По одной из версий, он скончался от осложнения пневмонии.
Фото Монтескье
Профиль Шарля Луи Монтескьё на французских франках
Монтескье, Шарль Луи
Шарль Луи де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède e de Montesquieu ; 18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Собеседник французского исследователя спорных вопросов международного права Г. Мабли.
Содержание
Биография
Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 г. он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728—1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок.
Значение
Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрих Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической среды. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридмен и т. п.
В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адам Смита.
Монтескьё, а также Жан Жак Руссо (1712—1778) и Джон Локк (1632—1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии (см. Представительная демократия).
Незадолго перед смертью в 1753 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).
Политическое учение
Политические и правовые идеи Монтескье оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский кодекс Франции 1804 г. Еще при жизни Монтескье обрел европейскую известность благодаря работе «О духе законов».
Краткий обзор произведения «О духе законов»
О законах
Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений, отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону. Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.
Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли)
О войне
Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу — отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу — отсюда война между отдельными лицами. Цель войны — победа; цель победы — завоевание; цель завоевания — сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.
О духе народа
Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.
Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; Законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.
О трех различных образах правления
Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескьё, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.
Есть четыре образа правления: республиканский,аристократический, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомленные люди. Четыре определения или четрые факта: «республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; аристократическое, — при котором правит меньшинство, монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».
Принципы форм правления:
Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы и постановления сената, которые относятся к актам временного действия.
К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескьё отмечает, что естественно, и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.
В монархии основные законы определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть» Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.
Об индивидуальной свободе и свободе политической.
Основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, — отделение государства от гражданского общества и разделение властей.
«Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах в первом случае они равны, потому что они — все, во втором — потому, что они ничто. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие; главное — это безопасность гражданина.»
Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества, и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.
Либерализм — общественное движение: — провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; — поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции; — поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод. лат. Liberalis — касающийся свободы.