Монтессори мама что это
Как быть Монтессори‑мамой: опыт эксперта
Я много наблюдала за дочерью, старалась не насаждать ей свои представления о жизни, слушать и слышать те сигналы, которые она мне подаёт. Именно поэтому я могу сказать, что стала Монтессори-мамой с самого появления в моей жизни малышки — семена знаний и умений были засеяны уже давно. С появлением собственного ребёнка у меня была возможность понаблюдать, как они прорастут.
Всякий раз, когда кто-то из знакомых узнавал о том, что я Монтессори-педагог, меня начинали расспрашивать о том, в какие игрушки и как играет дочка, как выглядит её комната, где я покупаю для неё книжки. Многие из них сами интересовались методом Монтессори, поэтому считали, что, если у их ребёнка в наличии имеются только деревянные игрушки, то они воспитывают его по Монтессори.
Мне было сложно объяснить им, что для меня воспитание по Монтессори — это не игрушки, книжки и мебель, а нечто большее. Что-то более глубокое, выходящее за пределы покупок. Это что-то сродни мировоззрению. Это находится где-то внутри, в сердце, и это именно то, что, на мой взгляд, наполняет и деревянные игрушки, и низкую мебель, и разумные, спокойные книжки для детей смыслом. В этой статье мне захотелось собрать воедино все части этого целого и поделиться с вами тем, что я думаю на тему воспитания Монтессори.
Разум ребёнка
Наверно, начнём с того, что важно понимать, что ребёнок с самого момента своего рождения — разумное существо. Он умеет наблюдать, выражать свои потребности, он способен делать выводы и постоянно учится. Это не «чистая доска», на которой взрослый может написать что угодно. Это самостоятельный, отдельный человек в маленьком теле, обладающим огромным потенциалом. Именно поэтому с самого начала достоин уважения и поддержки, так же как и мы все, вне зависимости от возраста.
Доверие к ребёнку
Второй пункт вытекает из первого — это доверие к ребёнку. Доверие его внутреннему учителю, к его впитывающему разуму, к его инстинкту самосохранения, к его потребности в развитии и постоянном движении вперёд. Доверяя ребёнку, мы уважаем его самостоятельность и активность. Мы не стремимся чрезмерно опекать его. Мы рядом тогда, когда нужны. Но мы даём свободу и разрешаем внутреннему учителю, находящемуся в каждом ребёнке, вести его и строить самого себя.
Ценность самостоятельности
Ценность самостоятельности. Работая долгое время с детьми в детском саду, я научилась огромному уважению к детям и к их активности. Наблюдая, как они созидают себя, я поняла, что самостоятельность и независимость от взрослого — это огромная инвестиция в развитие ребёнка. Наверно, ничто так сильно не развивает его личность, как самостоятельные действия.
Именно поэтому я позволяю дочке каждый день делать самостоятельные открытия, не вмешиваясь в то, что она может делать сама. Видя, как важно для неё даже самое маленькое самостоятельное действие, я посвящаю своё время, силы и энергию на то, чтобы обеспечить ей условия для независимости от взрослого. Каждый раз, добиваясь хотя бы маленького успеха самостоятельно, она расцветает, и это для меня огромная радость.
Самостоятельность — одно из ключевых понятий в педагогике Марии Монтессори, и важно помнить о том, что начинается она не с трёх или семи лет, а с первых месяцев жизни, когда ребёнок проявляет желание сделать самостоятельный выбор. Например, дотянуться до игрушки, которая ему понравилась, самому слезть с низкой кроватки/матраса, подползти к тому предмету, который его интересует — всё это созидает ребёнка, придаёт ему уверенность в своих силах и радость от открывания мира.
Разрешая детям действовать самостоятельно, мы не только инвестируем в их развитие, но и помогаем им быть более уверенными в себе и активными, что в будущем тоже будет для них важно и необходимо.
Развитие руки и мозга
Мария Монтессори писала о том, что мозг ребёнка развивается через руку, поэтому очень важно разрешать детям трогать, собирать, доставать, ощупывать, вкладывать, перебирать те предметы, которые они видят в своём окружении.
Достаточно часто родителя ограничивают активность ребёнка только игрушками, отнимая у него пищу для развития, поскольку самое важное и самое интересное для ребёнка находится именно в этих вещах. Чем больше у малыша имеется сенсорного и тактильного опыта, тем лучше питается, а, значит, развивается его мозг. Конечно, мы ограничиваем активность ребёнка в пределах разумного, обеспечивая его безопасность, но все остальные вещи и предметы из окружения могут стать для него самыми лучшими игрушками.
Уважение к личности ребёнка
Каким бы ни был ребёнок, он прежде всего человек — отдельная личность, со своими потребностями, желаниями, особенностями и предназначением. Уважение к его личности одно из самых важных составляющих воспитания Монтессори. Очень часто взрослые об этом забывают, пытаясь загнать ребёнка в рамки своих представлений о том, каким он должен быть, каким они хотят его видеть. Это приводит не только к деформации личности самого ребёнка, но и к разрушению взаимоотношений с близким взрослым.
Монтессори учит нас принятию и пониманию, а также уважению к личности маленького человека. Очень сложно бывает родителям считаться с мнением и желаниями малыша, но это всё-таки очень важно делать — уважая ребёнка, мы учим его уважению к другим и помогаем ему почувствовать себя важным и достойным уважения. Не всегда это легко, не всегда это возможно, но, думаю, стоит идти в этом направлении, выстраивая уважительные отношения с самого начала.
Роль взрослого
Именно в Монтессори-педагогике роль взрослого особенная. Он наблюдатель, слуга ребёнка. Наблюдая за ребёнком, мы учимся понимать его. Наблюдение — это инструмент, который помогает нам содействовать развитию, помогать ребёнку расти, создавать себя, обретать независимость.
Только наблюдая, мы можем понять, на каком этапе развития находится ребёнок, что ему важно и интересно в данный момент, почему он ведёт себя так, а не иначе. В повседневной жизни я постоянно наблюдаю за дочкой, и все те игрушки и материалы, которые я ей предлагаю, основываются на этих наблюдениях, поскольку только при таком подходе у меня есть шанс попасть в точку и дать ей то, в чём она нуждается. Я наблюдаю, готова ли она к небольшим самостоятельным действиям, предлагаю ей попробовать, показываю ей возможные варианты и реагирую на то, что она мне демонстрирует в ответ.
У меня нет чёткого плана её развития. Я никогда не знаю, когда она сядет на горшок или научится есть ложкой, я предлагаю ей и наблюдаю, что будет дальше, не оценивая её поведение и не ожидая быстрого результата. В конце концов, она научится всему, но мне бы хотелось, чтобы делала она это с удовольствием.
Совместная деятельность
Очень часто Марию Монтессори обвиняют в том, что она забрала у детей детство, запретив игрушки и дав им в руки предметы повседневной жизни. Но, если вы понаблюдаете за детьми, то увидите, что гораздо больше, чем игрушки им интересны реальные предметы и совместная деятельность со взрослым.
Никакие музыкальные и интерактивные игрушки не сравнятся со стиркой белья, мытьём посуды, уборкой и приготовлением пищи. Поэтому важно по мере возможностей включать ребёнка в повседневные дела, позволять ему участвовать или хотя бы наблюдать, что делает мама. Иногда это бывает непросто, так как ребёнок больше мешает, чем помогает, но с чего-то надо начинать, потихоньку помогая освоить привычные для нас действия. Тогда малыш достаточно быстро станет нашим помощником в домашних делах, а это большая радость для всей семьи.
Важно и нужно организовывать пространство кухни, ванной комнаты, спальни так, чтобы у ребёнка была возможность участвовать в повседневных делах.
Поощрения и наказания
Поколение наших родителей не представляют воспитания ребёнка без наказаний и поощрений. Очень часто именно из их уст можно услышать оценки поведения ребёнка, а часто его его самого — послушный-непослушный, хороший-плохой. Конечно, это не самым лучшим образом сказывается на формировании личности.
Наша задача не оценивать ребёнка и его поведение, а научить его функционировать во взрослом мире, помочь ему обрести самостоятельность и почувствовать себя уверенно. Именно поэтому в повседневной жизни важно отказываться от наказаний и поощрений, вместо этого давать ребёнку обратную связь — мы так не делаем, это опасно, ты всё сделал правильно, у тебя получилось и т. д. Такие высказывания помогают малышу понять границы, в которых мы существуем, но не унижают его личность.
Для ребёнка важно уметь оценить себя самому и почувствовать удовлетворение/неудовлетворение от сделанного самостоятельно дела. Оценивая, мы забираем у него такую возможность.
Наблюдение
Это самый важный метод в педагогике Монтессори. Именно он позволяет нам лучше понять ребёнка и создать для него такую среду, в которой он сможет найти то, что нужно ему для развития. Чтобы уметь наблюдать ребёнка, важно занять пассивную позицию, снять с головы «корону взрослого» и присесть на корточки, чтобы понаблюдать, как ваш малыш видит мир и что его интересует.
Наблюдению помогает совместная деятельность, свободная активность, прогулки. Тут важно не вмешиваться в то, что делает ребёнок, если это не угрожает его безопасности или окружающим людям. Просто быть рядом, отдавая инициативу ребёнку, разрешая ему быть ведущим. Думаю, каждый из нас, сделает огромное количество открытий. Поэтому наблюдение так важно и его нужно практиковать.
Ребёнок — это часть нашей жизни
Ну и напоследок хочется сказать, что, наверно, у нас не всегда получается быть идеальными Монтессори-родителями. И это тоже жизнь, эта наша усталость и жизненные трудности. Не стоит ругать себя, если что-то не получилось. Не стоит оценивать, сравнивать себя с другими. Наверно, важнее всего направление, которое мы выбираем и по которому стараемся двигаться вперёд вместе с ребёнком, а не на 100% идеальная среда дома и постоянная включенность мамы в свои обязанности.
Ребёнок — это часть нашей жизни. Он постоянно наблюдает нас, он учится от нас всему, впитывая, как губка то, что мы ему предлагаем. Поэтому важно помнить английскую пословицу «Не надо воспитывать ребёнка, он все равно будет похож на вас. Воспитывайте себя».
Автор — Ольга Лопатина, фото автора
Источник
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 199 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов
Игры для детей и детского сада, развитие ребёнка дошкольного возраста, поделки и раскраски
Бесплатный вебинар “Отличия Монтессори – мамы от просто мамы”
Медодика Монтессори – это не только система гармоничного обучения ребёнка, но и комплексный подход к воспитанию свободной личности. Опираясь на рекомендации Марии Монтессори, многие родители вырастили своих детей самостоятельными, ответственными и жизнерадостными. Во всём мире эта методика считается самой гуманной и эффективной. Однако в ней есть большая сложность для родителей – прежде всего нужно поменять себя.
Монтессори-мамы – это те, кто:
Современным родителям непросто менять свои привычки, взгляды и воспитательные принципы, ведь мы всегда заняты работой, делами, у нас много предрассудков и собственных страхов, комплексов и проблем. Но нам так хочется вырастить своих детей свободными, успешными и, главное, – счастливыми. Методика Марии Монтессори даёт ответы на многие вопросы и помогает родителям меняться самим, чтобы дать возможность своим детям расти и развиваться гармонично.
Чтобы разобраться в воспитательных принципах методики Монтессори, мы пригласили сертифицированного Монетессори-педагога, Шевченко Юлию Николаевну, рассказать нам:
Кроме того, в ходе вебинара у вас будет возможность задать собственные вопросы Монтессори-педагогу и получить дельный совет.
Ведущая вебинара:
Шевченко Юлия, психолог, Монтессори-педагог, арт-терапевт, ведущая тренинговых программ для взрослых и семинаров для родителей, Монтессори-терапевт и просто счастливая мама двух сыновей.
Как я пыталась быть Монтессори-мамой, но в итоге купила все ужасные пластиковые игрушки обратно
Мама двоих маленьких детей рассказывает, почему яркие пластиковые игрушки с громкими звуками лучше, чем красивые деревянные игрушки и тряпичные куклы.
Во время первой беременности я поняла ужасную вещь. Нет, это я сейчас не про изжогу, отеки и недержание. В общем, я вдруг поняла, как ужасающе уродливы в большинстве своем детские игрушки. Они все пластиковые. А цвета такие же отвратительно-кричащие как и громкие звуки, которые они издают. И главное, что их тебе все дарят пачками, в придачу к детским бодикам с дурацкими надписями, которые вроде как должны тебя смешить и радовать.
В общем я вынесла их все на улицу и расколошматила, а останки положила возле дома, чтобы родственники и друзья знали, ЧТО не стоит дарить на Новый год и день рождения.
Ладно, шучу. На самом деле я их все раздала.
И вот, просветившись, я начала наводить порядок в доме — скандинавский минимализм и хипстерские аксессуары. Аккуратно расставила корзины с деревянными и вязаными игрушками, которые позволят моим детям развивать воображение. Деревянные кубики с алфавитом и прочные головоломки.
Куклы, не похожие на проституток. Деревянные поезда и машинки. Все из натуральных материалов и натуральных цветов. Я огляделась и прямо кожей ощутила всю ту близость к природе, в которой мои дети отныне будут расти.
Мой сын сел играть с кубиками, а я пошла на кухню готовить обед. Но как только я полезла в шкаф за кастрюлей, мне показалось что, кажется, мир и спокойствие пошатнулись.
Я закрыла шкаф и подпрыгнула: мой сын стоял рядом, уставившись на меня как тот странный мальчик из «Сияния». Следующие несколько часов мы провели интересно: я лавировала между сыном и плитой, пытаясь сделать так, чтобы он не обжегся, а курица не подгорела. За то время, пока я пыталась почистить картошку, мне пришлось 12 раз прерваться на то, чтобы поиграть и почитать. Я всегда рада поиграть с детьми, но, черт побери, сейчас уже полшестого, оставь меня в покое или нам придется есть хлопья с молоком на ужин.
Я ринулась к телевизору и включила мультфильм. Сын вскарабкался на диван, уставился в экран, а я медленно отползла обратно на кухню, наблюдая за тем, как он быстро зомбируется. Прости, друг Лунтик, я много плохого говорила о тебе в прошлом, но сейчас — спасибо, парень, ты спас меня этим вечером.
В общем я довольно быстро поняла, зачем на самом деле нужны все эти адские орущие разноцветные игрушки. Ни один взрослый в здравом уме не будет устраивать такую же вакханалию. Эти игрушки были придуманы для того, чтобы не раздражать, а, наоборот, спасать родителей. Потому что они, в отличие от деревянных кубиков, действительно могут надолго занять ребенка.
Так что, если вас бесят все эти говорящие куклы и звуковые пианино, то вы просто прикиньте в уме. Сколько стоят они по сравнению с бебиситтером, поваром и уборщицей? Конечно, проводить время вместе с детьми нужно и важно, но иногда сходить в одиночестве в туалет тоже очень важно — пока ваш ребенок отвлечен очередной адской игрушкой. Так что, если вы собираетесь сильно проредить ряды пластиковых монстров, не выбрасывайте их все, оставьте парочку на черный день. Что касается меня, я в эти выходные поеду в магазин, чтобы купить наши старые игрушки обратно. Куда деваться.
15 правил для Монтессори-мамы
Можно много говорить о достоинствах и недостатках воспитательных методов и методик раннего развития, но самые главные воспитатели в жизни ребенка – это родители. А в первые годы жизни ребенка – конечно, мама, которая постоянно находится рядом с ребенком. Многие открывают для себя методику Монтессори именно с рождением своего ребенка, когда начинают понимать, какое сокровище они держат на руках. Мамы жаждут узнать, как стать хорошей мамой, как не допустить ошибок в воспитании, как помочь ребенку расти в гармонии и достичь самореализации. Наверное, поэтому такой огромный интерес к методикам раннего развития, детским развивающим центрам, играм и занятиям с ребенком с его первых дней.
Я ничего не имею против методик раннего развития, наоборот – это замечательно, когда мама интересуется темами детского развития и психологией ребенка. У нас появилась возможность и время учиться быть родителями. Но за последнее время тема раннего развития разрослась огромными слухами и домыслами, и многие родители просто теряются в этом море информации. С одной стороны, на лицо коммерческий подтекст, с другой – непомерные амбиции родителей. Но, если на ситуацию посмотреть со стороны, мы увидим, что главная идея во многих методиках раннего развития – это интерес к личности ребенка, вера в способности каждого ребенка, уважительное отношение к маленькому человеку.
Но во всем важно чувство меры и правила золотой середины никто не отменял. Чтобы не впадать в крайности, надо отталкиваться от потребностей ребенка. Собственно говоря, именно поэтому так много родителей обращаются к методике Марии Монтессори, где много внимания уделяется своевременному развитию ребенка, а обучение и воспитание основывается на индивидуальном темпе развития каждого отдельного ребенка.
Не стоит думать, что Монтессори-метод ограничивается только хождением в Монтессори-группу. Родителям очень важно поддерживать монтессорианский подход к воспитанию и дома. И особенно это важно для тех мам, у которых нет возможности воспользоваться преимуществами Монтессори садиков, но есть большое желание практиковать методику дома.
На что стоит обратить внимание Монтессори-маме:
Монтессори занятия вместе с мамой
Монтессори-занятия для мамы и малыша многие семьи наших клиентов выбирают в качестве первого знакомства с методикой.
Группа позволяет родителю (или любому другому близкому взрослому) и ребенку вместе изучать Монтессори пространство и всё, что оно может предложить малышу в компании других семей и специалиста по Монтессори педагогике.
Программа нацелена на развитие мышления и формирование у ребенка первых знаний о качествах предметов (цвет, форма, размер, текстура), знакомит с основами счёта, включает упражнения на развитие внимания, органов чувств, мелкой и крупной моторики, а также стимулирует запуск речи ребенка и социализирует малыша.
Формат, в котором мама принимает активное участие в Монтессори группе, позволяет ребенку чувствовать себя уверенней, а взрослым даёт возможность на себе ощутить философию Монтессори воспитания.
На какой возраст рассчитана программа Монтессори вместе с мамой
В среднем в нашей группе занимаются малыши от 8 месяцев до 2,5 лет.
Если ваш ребенок уже сидит и ползает, значит, и потребность в изучении мира вокруг себя начала активно себя проявлять. Это мы бы назвали сигналом к тому, что малыш готов к смене обстановки и знакомству с Монтессори клубом.
Обычно к возрасту 2,5 лет мы предлагаем переключиться на группы, в которых ребенку предоставляется больше самостоятельности и независимости, так как малыш уже достаточно уверенно чувствует себя в детском клубе среди других детей и не нуждается в активной поддержке со стороны родителей. Родителям же мы даём рекомендации, как продолжить использования Монтессори метода в жизни всей семьи, и поддерживаем на консультациях и родительских встречах.
В творческой мастерской дети вместе с мамой занимаются лепкой, аппликацией, рисованием. В своей работе детки используют различные материалы. Творческая деятельность направлена на развитие мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию.
Собирая дома эти работы, со временем можно сделать обучающую книжечку, сделанную своими руками, и, занимаясь с малышом, повторять изученные категории:
— Покажи высокий дом.
— Покажи, где ты рисовал короткую дорогу для машинки?
— А где у куклы маленькая тарелочка, а где большой мишка? и т.д.
В чём плюсы Монтессори группы «Мама и малыш»?
Все материалы разложены по порядку на полках ещё до начала занятия, а родители получают объяснения от педагога в процессе. Вам не нужна специальная подготовка, чтобы провести для малыша занятия по Монтессори методике.
У ребенка в доступе будет огромное количество самых разных материалов и упражнений, такое разнообразие просто невозможно представить в домашних условиях.
Вы сможете понаблюдать, какие Монтессори материалы вызывают особый интерес малыша и на основе этих наблюдений создать по-настоящему индивидуальную подборку для занятий дома.
В группе можно познакомиться с другими семьями, которые живут неподалёку и имеют схожие представления о воспитании детей. Очень часто наши участники начинают дружить семьями и всячески поддерживать друг друга.
Монтессори группа вместе с мамой может быть использована как экскурсия в мир Монтессори образования. В течение нескольких занятий вы уже сможете сложить собственное впечатление о методе и его результатах,
Вы получите множество рекомендаций и советов от опытных Монтессори педагогов, а также сможете задать все интересующие вопросы: от вопросов по использованию конкретных материалов до таких широких тем как укладывание или приучение к туалету. Наши педагоги поддержат вас, с какой бы проблемой вы не обратились.
Группа Мама и малыш позволяет качественно провести время со своим малышом в пространстве, где ни телефон, ни домашние дела не смогут отвлечь вас от общения.
Благодаря подобранной по высоте мебели и сантехнике дети в таких группах быстрее делают успехи в освоении практических навыков: приучение к туалету, мытьё рук, уход за собой и пространством.
Предлагаем посмотреть наш вебинар о психологии детско-родительских отношений и роли взрослого в жизни ребенка:
Как организовано пространство для Монтессори занятий с мамой?
Занятие проходит в Монтессори классе, рассчитанном на возраст всех детей группы. Обычно в группе находится не больше 6 пар «ребенок-взрослый» (общее количество участников сильно зависит от размера конкретного клуба).
Что включает в себя Монтессори пространство
Каждый материал представляет собой специальную методику, нацеленную на один или несколько аспектов развития ребенка. Каждое упражнение также разработано с целью стимуляции самостоятельности малыша, развития у него адекватной самооценки, уверенности в себе и способности удерживать внимание.
Материалы из одного набора лежат на деревянных подносах и расположены на низких полках, а их порядок не меняется от занятия к занятию, что удовлетворяет потребность ребенка в порядке и позволяет ему каждый раз чувствовать себя свободнее и увереннее. Этот же простой трюк приучает детей самостоятельно поддерживать порядок, ведь у каждой вещи в классе есть своё место.
Занятия вместе с мамой включают в себя следующие знания и умения:
Примерный план занятия в Монтессори группе вместе с мамой
Программа занятий в группе варьируется в зависимости от ее продолжительности, в «максимальной комплектации» выглядит так:
Правила Монтессори группы Вместе с мамой для взрослых
В течение Монтессори встречи для мам и малышей часть времени уделяется на свободную работу детей при поддержке родителей, а часть времени проводятся занятия в кругу (пальчиковая гимнастика, пение, чтение сказок, кукольные представления и так далее). Процесс координируется и поддерживается Монтессори педагогом, от родителей же ожидается лишь соблюдение общих правил и желание пробовать новое.
Занятия группы вместе с мамой построены так, что в разные моменты необходима разная включенность взрослого в процесс. Иногда педагог будет просить вас повторять все действия вместе с ребенком, в другие моменты будьте готовы просто тихо наблюдать за самостоятельной работой малыша. Это очень важный этап подготовки ребенка к садику и занятиям с педагогами.
Сеть детских Монтессори клубов «Созвездие» предлагает занятия вместе с мамой по Монтессори методу во всех своих филиалах. У нас открыты группы, которые занимаются один и два раза в неделю. Для уточнения расписания перейдите на страницу интересующего вас клуба в разделе «Расписание и цены» или запишитесь на бесплатное пробное занятие и мы расскажем вам обо всех доступных вариантах, подходящих вашей семье.