Монументальная живопись включает в себя что
Монументальная живопись. Виды монументальной живописи
Монументальная живопись – это разновидность монументального искусства. На современном этапе она тесно связана с архитектурой. Это роспись, наносимая непосредственно на стены, своды, полы, потолки, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением.
Вместе с тем это самая древняя разновидность живописи. Она известна еще со времен палеолита. Наскальные рисунки, росписи в пещерах, созданные первобытными людьми, сохранились практически на всех континентах. Эти памятники являются очень ценным, а иногда и единственным источником информации об особенностях культур разных исторических эпох.
Виды монументальной живописи
В зависимости от способа получения изображения монументальную живопись принято делить на 4 основных вида.
Техника | Описание | Пример |
Фреска | Изображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке образуется кальциевая пленка, которая защищает рисунок. | Настенные росписи православных соборов. |
Живопись темперой | Изображение наносится на сырую штукатурку красками из растительного пигмента, разведенными в яйце или масле. | Настенные росписи православных соборов. |
Мозаика | Изображение выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла) или камня. | Большой популярностью пользовалась в советское время: для украшения станций метро, ДК. |
Витраж | Изображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем. | В убранстве средневековых готических соборов. |
Памятники монументальной живописи Древнего Египта
Первые памятники монументальной архитектуры были построены в эпоху Древнего Египта. Это пирамиды с заупокойными храмами и гробницами для фараонов. Некоторые из них сохранились до наших дней. Монументальная живопись, украшающая внутренне пространство пирамид, является бесценным источником информации о культуре египетской цивилизации, социальном и государственном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.
Важно заметить, что пирамиды возводились с целью увековечить подвиги фараонов, которым предстояло упокоиться в них. Поэтому в настенных росписях важное место отводилось самому усопшему, его заслугам и связям с богами.
Росписи египетских гробниц состоят из сцен, каждая из которых представляет законченный сюжет. Тем не менее все сцены связаны между собой, а их содержание и последовательность подчинены единому замыслу.
Здесь представлены особенности быта разных слоев населения: тяжелый труд рабов, крестьян, ремесленников и роскошь правящей элиты. Там можно найти изображения сельскохозяйственных работ, охоты, рыбалки, а также картины господских праздников с обилием яств и развлечений.
Монументальное искусство в эпоху античности
В культуре Древнего Рима монументально-декоративная живопись получила широкое распространение, причем не только при постройке культовых сооружений, но и в оформлении жилых построек. В I веке произошло знаменитое извержение Везувия, стершее с лица земли римский город Помпеи. Вулканический пепел засыпал дома и помог сохранить в целости большое количество уникальных росписей, некоторые из который сейчас выставлены в музее Неаполя.
Фреска и мозаика активно использовались в искусстве Византии. Это, в свою очередь, оказало значительное влияние на становление древнерусского искусства.
Расцвет монументальной живописи в Европе
В период Средневековья в Европе строилось большое количество религиозных сооружений, внутреннее убранство которых до сих пор поражает воображение. Мастера того времени достигли невероятного уровня в искусстве изготовления витражей.
В эпоху Возрождения вновь в центре внимания оказалась монументальная живопись. Фреска стала пользоваться невероятной популярностью. Сохранилось много грандиозных по размеру и технике исполнения образцов.
Монументальное искусство Востока
Больших высот достигла монументальная живопись в азиатских странах, в первую очередь в Китае, Индии, Японии. Отличные от европейских мировоззрение и религии, философское и эмоциональное отношение к природе нашли отражение в этом виде искусства.
Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами. Создание цветных картин сочеталось с искусством художественной резьбы и инкрустации.
На Востоке станковая и монументальная живопись всегда развивались в тесном контакте. В оформлении интерьеров широко применялись расписные ширмы и свитки.
Монументальная живопись в наши дни
В настоящее время монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. С точки зрения сюжетов и техник исполнения, наблюдается активное смешение стилей, возврат к образцам предыдущих эпох и новое их осмысление.
Еще одной тенденцией является освоение новых материалов и техник изготовления мозаик и витражей. Фреска, очень сложная и трудоемка техника, возвращается в несколько измененном варианте – живопись по сухой штукатурке, которая называется «а секко». Эта техника позволяет создать изображения, более стойкие к атмосфере крупных промышленных городов.
Монументальное искусство прошло долгий путь становления, развиваясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. По всей вероятности, оно будет жить и дальше, по крайней мере до тех пор, пока в нас сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, с чем мы взаимодействуем в процессе своей жизнедеятельности.
ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ
ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ – род живописи, относящийся к монументальному искусству. К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска (буон фреско, фреско а секко), энкаустика, темперная, масляная живопись (либо живопись на каком-то ином связующем), мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.
По характеру содержания и образного строя различают произведения живописи, обладающие качествами монументальности, являющиеся важнейшей доминантой архитектурного ансамбля и монументально-декоративные росписи, лишь декорирующие поверхность стен, перекрытий, фасадов, которые как бы «растворяются» в архитектуре. Монументальную живопись называют также монументально-декоративной живописью, или живописным декором, что подчеркивает специальное декоративное назначение росписей. В зависимости от своей функции произведения монументальной живописи решаются в объемно-пространственном или плоскостно-декоративном ключе.
Монументальная живопись приобретает цельность и законченность лишь во взаимодействии со всеми составляющими архитектурного ансамбля.
Древнейшие известные украшения стен – процарапанные контурные изображения животных в пещерах Дордони во Франции и на юге Пиреней в Испании. Вероятно, они были созданы кроманьонцами между 25 и 16 тыс. до н.э. Широко известны пещерные росписи Альтамиры (Испания) и более совершенные образцы этого искусства эпохи позднего палеолита в пещере Ла Мадлен (Франция).
Настенные росписи существовали в додинастическом Египте (5–4 тыс. до н.э.), например в гробницах Иераконполя (Гиераконполя); в этих росписях уже заметна склонность египтян к стилизации человеческих фигур. В эпоху Древнего царства (3–2 тыс. до н.э.) сформировались характерные черты египетского искусства и были созданы многие прекрасные настенные росписи. В Месопотамии настенных изображений сохранилось мало, что связано с непрочностью использовавшихся строительных материалов. Известны фигуративные изображения, отражающие некоторую склонность к реализму в передаче натуры, но для Месопотамии более характерны орнаменты.
Во 2 тыс. до н.э. Крит становится культурным посредником между Египтом и Грецией. В Кноссе и других дворцах острова сохранилось много фрагментов великолепных фресок, выполненных с живым реализмом, что сильно отличает это искусство от иератической египетской живописи. В Греции доархаического и архаического периодов роспись стен продолжала существовать, но от нее почти ничего не сохранилось. О расцвете этого жанра в классический период свидетельствуют многочисленные упоминания в письменных источниках; особенно были знамениты росписи Полигнота в Пропилеях Афинского акрополя. Прекрасные образцы древнеримской монументальной живописи сохранились под слоем пепла на стенах домов в городах Помпеи, Геркуланум и Стабии, погибших при извержении Везувия в 79 г., а также в Риме. Это полихромные композиции с разнообразными сюжетами, от архитектурных мотивов до сложных мифологических циклов, например фреска Одиссей в стране лестригонов из дома на Эсквилине в Риме; в подобных композициях видно великолепное знание художником натуры и умение ее передать.
В раннехристианский период (3–6 вв.) и в Средние века монументальная живопись была одним из ведущих видов искусства. В этот период фресками украшались стены и своды катакомб, а затем настенные росписи и мозаика стали главными видами монументальной декорации храмов как в Западной Римской империи (до 476), так и в Византии (4–15 вв.) и других странах Восточной Европы. В Средние века в Западной Европе храмы в основном украшались фресками или росписями по сухой штукатурке; в Италии также продолжала существовать мозаика. В росписях романского стиля (11–12 вв.) в отличие от классической и ренессансной живописи отсутствует интерес к пластической моделировке объема и передаче пространства; они плоскостны, условны и вовсе не стремятся точно воспроизводить окружающий мир.
Пластическая моделировка снова появляется в произведениях итальянских мастеров конца 13 – начала 14 в., особенно у Джотто. В Италии в эпоху Возрождения фреска получила необычайно широкое распространение. В своих произведениях художники этой эпохи стремились достичь максимального подобия реальности; их прежде всего интересовала передача объема и пространства.
Художники Высокого Возрождения также начинают экспериментировать с живописными техниками. Так, композиция Тайная вечеря Леонардо да Винчи в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане написана маслом по плохо подготовленной поверхности стены. Однако она сильно пострадала от времени и оказалась почти неразличимой под слоем позднейших обновлений. В 16–18 вв. в итальянской монументальной живописи нарастает стремление к пышности, декоративности и иллюзионизму.
В 19 в. настенные росписи часто применяли для украшения общественных зданий как в Европе, так и в Америке. В 20 в. монументальная живопись испытала новый подъем благодаря деятельности мексиканских художников Д.Риверы, Х.Ороско и Д.Сикейроса.
Монументальная живопись
Монумента́льная жи́вопись — живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.
Содержание
Основные техники
История
Монументальная живопись — древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.
Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения, монументальная живопись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных (Древний Рим) сооружений. Широко применялась в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта, в архитектуре Крито-Микенской цивилизации. Практически не дошедшая до нас (за исключением мозаики) древнегреческая монументальная живопись, в том числе роспись мраморной и хризоэлефантинной скульптуры, во многом определяла характер восприятия произведений классической и эллинистической пластики и зодчества.
В Древнем Риме, в особенности после древнеримской архитектурной революции, была распространена исключительно широко, в том числе — в оформлении частных жилищ (четыре стиля древнеримской росписи). Мозаика и фреска, широко применявшиеся в храмовой архитектуре Византии, оказали определяющее влияние на развитие древнерусского монументального искусства.
В искусстве европейского Средневековья особого внимания заслуживает беспрецедентное развитие витражной техники. Ведущими мастерами эпохи Возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.
Выдающиеся произведения монументальной живописи остались от доколумбовых цивилизаций Американского континента (в частности Майя). В искусстве дальневосточных цивилизаций монументальная живопись занимает особое место, вплотную соприкасаясь с декоративной живописью (искусство Японии).
В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.
Монументальная живопись. Специфика вида
ВИДОВАЯ СТРУКТУРА ЖИВОПИСИ
2. Монументальная живопись. Специфика вида.
3. Станковая живопись. Специфика вида. «Особенное» и «общее» в станковой и монументальной живописи.
Виды живописи
Видовая классификация произведений живописи основана на различиях в утилитарно-практическом назначении живописи и, отчасти, на технологических характеристиках, специфичных для каждого вида. По данной классификации живопись делится на такие виды, как монументальная, станковая, декоративная, миниатюра, иконопись, театрально-декорационная. Каждая из разновидностей живописи отличается и спецификой технического исполнения, и решения художественно-образных задач. Внутри каждого вида есть свои подразделения и ветви развития. Существуют пограничные виды живописи, оперирующие цветовыми отношениями и не свойственными, для общепринятого представления о живописи, материалами, такими как мозаика, витраж, батик. Близость видовых границ живописи, их взаимосвязанность, определяет оценку каждого из них, как части целого, со специфическими, отличительными чертами присущими только данному виду.
Монументальная живопись. Специфика вида
Монументальная живопись всегда была влиятельным, привилегированным искусством. Как часть архитектурных сооружений и ансамблей она несла особенную идейно-художественную нагрузку. Культовые функции, изначально присущие монументальной живописи, сделали ее объектом религиозного поклонения, гражданские идеалы, отражающиеся в ее содержании, мобилизовали на служение обществу. Лучшие чувства и надежды вкладывают художники-монументалисты в свои произведения, многие из которых становились знаками современности.
Монументальное искусство по определению, создающееся для архитектурной среды, в синтезе с нею обладает наибольшей возможностью воплощения высоких общественных целей в визуальных образах массового искусства, а так же массового воздействия на зрителя.
В монументальных работах одинаково широко воплощаются пропагандистские и мемориальные темы. Монументальная живопись способна увековечивать эпохальные исторические события, образы великих деятелей государства, науки, культуры, собирательные социальные темы общего назначения. Содружество с архитектурой придает ее образам величие и многоплановость содержания. Слово «монументальность», таким образом, приобретает два значения, с одной стороны, ‑ это произведения искусства, непосредственно связанные с архитектурой, с другой, ‑ свойства произведений, характеризующие размах мысли, обобщение в форме, огромные форматы композиций. Прямая связь с природным пространством и отвлеченно-образными объемами архитектуры обязывает монументальную живопись говорить о всеобщем и вечном. Важнейшие общественные идеи, религиозные представления, нравственные нормы обретают в ней статус коллективной мудрости. Именно потому религиозные представления людей, с глубокой древности, полнее всего реализовали себя в монументальных композициях, в том числе первых культовых памятниках ‑ пещерных наскальных изображениях. В Египте, государствах индейцев Центральной Америки, основы порядка, который просуществовал долгие века, монументальное искусство поставило в центр бытия, сохранило память о его ценностях, жизни гениев и владык своего времени.
В современной трактовке монументальная живопись — это широкомасштабные художественные изображения на внутренних или наружных стенах зданий, существующие в неотрывной связи с несущей основой – архитектурой, созвучные ее масштабности и стилю. Монументальная живопись тесно связана с художественными стилями, содержащими в себе частицу социального общего, субъективным моментам в монументалистике остается гораздо меньше места, чем в станковом искусстве.
Личность художника в монументальной живописи всегда крупная, мыслящая, ибо только масштабный человек может подняться до общечеловеческих идей, следовать государственному мышлению. Художнику-монументалисту необходимо слышать не только голос искусства живописи, но и голос архитектуры, обеспечить их согласованность, созвучие. Величие назначения понуждает ясно видеть общее, и образный язык непременно несет в себе обобщение.
В жанровом, тематическом отношении монументальная живопись разных стран очень разнообразна. Кроме мифологической, религиозной, исторической она включает также бытовую тематику, пейзаж, анималистику, народную сказку в русской культуре и др. В XIX-XX вв. реалистические образы внесли нравственные, социальные, политические мотивы. Тематический диапазон зависит от времени, господствующего стиля, общественных требований к искусству и, естественно, пребывает в постоянном движении.
Очень близки к монументальной живописи мозаика и витраж, которые обладая чертами монументального искусства, по характеру изобразительных средств, в большей степени, отождествляются с декоративным искусством.
В истории монументальной живописи есть периоды всеобемлющего господства данного вида над всеми прочими. Такими периодами являются периоды наибольшего расцвета культур Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, эпохи Возрождения и др. Великие живописцы-монументалисты раннего возрождения ‑ Мазаччо, С. Боттичелли, А. Мантенья и др. Итальянская настенная живопись с ее гуманистической направленностью стала общечеловеческим образцом воплощения идеала гармоничной личности, объектом восхищения. Итальянские художники безупречно решили проблему синтеза на уровне своего времени и в духе стиля Возрождения, развили тему героического образа, а также внесли новое в технику настенной росписи.
Наиболее широко в истории искусства распространена техника монументальной живописи ‑ фреска, (от итал. fresco ‑ сырой) ‑ изображение красками-пигментами, разведенными водой, по сырой штукатурке. В Италии ее отработали лучше, чем в других европейских странах. Для нее готовили специальные водяные составы, писали минеральными и земляными красками ‑ охрами, умбрами, не вступающими в реакцию с известью. Красители преимущественно были земляные, поэтому добавляли немного медных зеленых и железных красно-коричневых соединений, отчего общая палитра не была слишком яркой, но достаточно сочной. Краски держались хорошо, поскольку известковый раствор по высыхании образовывал пленку. Она, как стекло, предохраняла росписи от разрушения, чем особенно нравилась заказчикам и живописцам. В некоторых случаях контуры дописывали черным поверху и добивались желанной точности изображений. Неудобство было в том, что приходилось быстро работать до высыхания стены, что мешало исполнителям. Тогда появился дополнительный метод оштукатуривания стены частями, а потом — работы по сухому грунту. Умелое пользование техникой фресковой живописи значило также много, как и творение идейных замыслов, композиционных схем и перспективы в эпохе Возрождения.
Кроме того, техниками монументальной живописи являются энкаустика – роспись красками на восковой основе, мозаика, витраж, росписи различными красками, применимыми в условиях смены погодных условий.
Монументальная живопись, ее техники, цели и средства.
Введение.
Монументальная иконопись – живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.
Монументальная живопись — древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.
Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения, монументальная живопись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных сооружений. Широко применялась в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта, в архитектуре Крито-Микенской цивилизации. Практически не дошедшая до нас (за исключением мозаики) древнегреческая монументальная живопись, в том числе роспись мраморной и хризоэлефантинной (слоновая кость с отделкой золотом) скульптуры, во многом определяла характер восприятия произведений классической и эллинистической пластики и зодчества. В Древнем Риме, в особенности после древнеримской архитектурной революции, была распространена исключительно широко, в том числе — в оформлении частных жилищ (четыре стиля древнеримской росписи). Мозаика и фреска, широко применявшиеся в храмовой архитектуре Византии, оказали определяющее влияние на развитие древнерусского монументального искусства. В искусстве европейского Средневековья особого внимания заслуживает беспрецедентное развитие витражной техники. Ведущими мастерами эпохи Возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.
Фреска – техника росписи по свежей штукатурке. Она любит большие плоскости, монументы, возвышенный ритм и вместе с тем обобщенный, упрощенный язык. Основной трудностью фресковой живописи является необходимость быстрой работы, уверенной руки и совершенно ясного представления обо всей композиции и каждой ее части: нужно успеть пока не засохнет штукатурка, то есть в тот же день. Поэтому работа идет по частям. Отсюда и простота образного языка фресок, и обобщенность ее композиции, и четкость контуров.
Техника фрески известна уже античности. Но, как свидетельствуют Помпейские и Римские образцы, античная и поздняя фрески отличались некоторыми приемами:
А). Ренессанс использовал всего два слоя извести, античность – много.
Б). Поверхность античной фрески была блестящей – она покрывалась горячим воском (так называемая энкаустика).
В конце 14в. появляется техника смешанной фрески, получившая название «Buon fresco», то есть «хорошая фреска». В этой технике работал Джотто и его школа. Техника заключается в том, что сначала наносился первый слой из песка, извести и воды, после высыхания этого слоя на нем намечали квадратную сеть и набрасывали углем основные элементы композиции. Преодолев византийскую иконописную традицию, Джотто стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. В его фресках есть светотень, это окончательно отделяет Джотто от византийской традиции. Около 1400 года техника фрески была окончательно усовершенствована: вместо квадратно сети теперь используют картон (большой подробный рисунок в натуральную величину), через который прокалывают контуры изображения.
Примеры.
1. «Фреска с тореадором», Крито-Микенское искусство, 1500г. до нэ, Кносский дворец, Крит.
Самая большая и динамичная из обнаруженных до сих пор минойских стенных росписей. Но перед нами не бой быков, как гласит название, а ритуальная игра, участники которой вольтижируют на спине животного. Двое из изображенных на фреске стройных атлетов — девушки: их, как и на Египетских фресках, отличает, главным образом, более светлый оттенок кожи. Вольтижировка на священном животном, быке, была своеобразным ритуалом того времени, и, скорее всего, на фреске изображен один и тот же человек в трех последовательных фазах одного и того же действия. Движения атлетов, их плавная легкость и непринужденность, явно значили для художника больше, чем фактическая точность изображения или внутренний драматизм происходящего. Он идеализирует ритуал, подчеркивая его пластическую, игровую сторону.
2. Джотто. “Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот”, Капелла Дель Арена в Падуе, 1304/06
Изображение расположено в правом верхнем ярусе капеллы, посвященном жизни Иоакима, отца девы Марии. Джотто смел в своих изображениях, в них появляется эффект моментальной фотографии, сиюминутности зрительного события. Согласно легенде, пожилые супруги Анна и Иоаким, после того как ангел по отдельности возвестил каждому, что у них родится ребенок, поспешили навстречу друг другу. Анна в сопровождении нескольких женщин идет навстречу возвращающемуся с поля мужу, и они встречаются перед Золотыми воротами Иерусалима. Глубоко взволнованные, они горячо обнимают друг друга. На картине слияние их фигур подчеркивается и единством высокой превратной башни на заднем плане. Линию двух слившихся профилей как бы продолжает, подчеркивая, устремленная вверх вертикаль правого угла башни. Как через узкие бойницы в голых стенах башен нельзя увидеть жизнь города, так и по лицам главных персонажей сцены невозможно догадаться о том, что творится в душах счастливых супругов. Их чувства отражаются скорее на лицах женщин, стоящих под аркой городских ворот, и на исполненном любопытства лице мальчика-пастуха в левом углу картины.
3. Потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело, 1502/18, Ватикан.
*взято у Варюши, т.к. все равно лучше нее об этом никто не напишет ^_^*
В творчестве Микеланджело обозначилось крушение стиля Ренессанса и наметились ростки нового художественного миропонимания. Микельанджело Буонарроти (1475-1564). Его гений проявился в архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре. Он воспринимал мир пластически, во всех областях искусства он прежде всего скульптор. Тело человека кажется ему самым достойным предметом изображения. Но это человек особой, могучей, героической породы. Искусство Микеланджело посвящено прославлению человека-борца, его героической деятельности и страданиям. Его искусству свойственны гигантомания, титаническое начало. Самым грандиозным из его трудов стала роспись свода Сикстинской капеллы (1508-1512гг). Микеланджело совершил поистине титанический труд — в течение четырех лет он один расписал площадь около 600 кв. метров. Грандиозная роспись посвящена сценам священной истории, начиная от сотворения мира. Микеланджело написал на плафоне около 200 фигур и фигурных композиций. Роспись стала неистощимой энциклопедией разнообразных поз, ракурсов для будущих поколений скульпторов. Написанные Микеланджело могучие гиганты, старики, женщины, младенцы объемно пластичны как скульптурные изваяния. Сильное движение человеческого тела в сильных поворотах. Ни один палец или сустав не остается несогнутым и без движения. Всякая мысль о том, что картина есть плоскость, исчезает. Фигуры свободно движутся в пространстве. Фрески Микеланджело прорывают плоскость стены. Эта иллюзия пространства и движения стала огромным достижением европейского искусства. Открытие Микеланджело того, что декорация может выдвинуть вперед или заставить отступить назад стену и потолок, позднее использует декоративное искусство барокко.
В средние века традиции фрески забываются, но понемногу начинает вырабатываться новая техника. До 14в. особой популярностью пользовался прием «аль секко», роспись по сухой штукатурке. Но краски при использовании подобной техники не проникают вглубь штукатурки, а оттого держатся гораздо меньше.
Примеры.
4. Тайная вечеря, Леонардо да Винчи, Санта-Мария-делле-Грацие, 1495/98
Фреска находится в трапезной монастыря, изображает сцену последнего ужина Христа с учениками. Для большей прочности изображения Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.
Стремительное развитие христианской архитектуры должно было неизбежно сказаться на раннехристианской живописи и привести к масштабным переменам поистине революционного характера. Внезапно возникла потребность покрывать огромные площади стен изображениями, достойными их монументального обрамления. Стало необходимо добиться соответствия внутреннего облика архитектурной среде. В ходе этого процесса возник новый замечательный вид изобразительного искусства — раннехристианская настенная мозаика, в значительной степени потеснившая существовавшие до того методы выполнения настенных росписей. Мозаика выполнена из имеющих кубическую форму кусочков окрашенного стекла(1м 3 ) — смальты, которая позволяет давать яркие и разнообразные цвета. Прозрачная яркость и строгая геометрическая упорядоченность изображения, выполненного смальтой, делала мозаику невероятно подходящей техникой для храмовой декорации. Это одновременно разноголосый, но потрясающе отработанный и стремящийся к единству хор, созвучие формы и ее внутренней выразительности. Мозаика отрицает, то, что поверхность сплошная и плоская, она и дематериализует и предельно визуализирует эту поверхность.
Примеры.
5. Система мозаек собора Святой Софии Киевской
· Зенит купола, Христос Пантократор.
· Своды купола, 4 архангела: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил.
· Барабан прорезан 12 окнами, между ними изображение 12 апостолов.
· Паруса, 4 апостола: Марк, Матфей, Лука, Иоанн
· Подпружные арки: 40 мучеников севастийских (по 10 на каждой арке)
· Западная поверхность восточных столпов: Благовещение (лево – Арх. Гавриил, право – Дева Мария)
· Конха апсиды, богоматерь Оранта, домохранительница или как ее называют «Нерушимая стена».
· Средний ярус апсиды: Евхаристия (причастие апостолов хлебом и вином)
· Нижний ярус: Святительский чин (12 фигур)