Моральный кодекс что это
Моральный кодекс, понятие и его виды
Моральный кодекс – это свод нравственных норм предписываемых к исполнению.
1. В кодексе отражаются те нравственные требования, которые уже выработала до него стихийно моральное сознание общества или группы
2. Кодекс охватывает в основном те нормы поведения, которые практикуются подавляющим большинством
3. В нем находят отражение нормы поведения, которые желательны, идеальны, но общество ещё не в состоянии обеспечить их исполнение
2. Нагорная проповедь Христа
3. Евангелия от Матфея
4. Евангелия от Луки
5. Моральный кодекс строителя коммунизма провозглашен 22 съезд КПСС 1961 год.
Эти кодексы апеллируют ко всем и каждому, а поскольку мораль опирается на добровольность исполнения своих предписаний, и здесь нет механизма морального контроля, то исполнение требований кодексов оказывается проблематичным.
Наряду с ними к моральным кодексам мы можем отнести:
1. Кодексы корпоративной этики
Кодексы корпоративной этики или корпоративного поведения, видно, что они обращены к сфере поведения предписываемого представителям определенных организаций, учреждений, ведомств.
2. Профессиональные этические кодексы
Кодексы профессиональной этики обращены к представителям определенных профессиональных групп.
Первые кодексы корпоративной этики или корпоративного поведения появились в начале 20 века в США. Мораль во многом задается культурой. Именно для американской культуры характерна:
2. Оптимизация издержек, то есть издержек меньше, а приобретений больше
3. Восприятие моральности как необходимого компонента в достижении успеха
Мы можем сказать, что эта практика получила в США большое распространение. Большинство американских кодексов корпоративного поведения написаны в патерналистском или даже в авторитарном духе.
В большинстве американских кодексов корпоративной этики содержится отказ от каких-либо сексуальных отношений на работе.
Руководство решает, что лучше для сотрудников и фирмы.
Пример: В большинстве американских кодексов записан отказ от каких-либо сексуальных отношений от службы. Немецкие служащие американского торгового гиганта подали в суд (несколько тысяч человек) о признании этого правила, противоречащим федеральному законодательству и победили.
Требования к рефератам:
10 страниц – это оптимально, вез введений и заключений, 14 кегль через 1,5 интервала. Обложка в число 10 страниц не входит. Сроки: сдавать к конце ноября. Тематика у старост.
Основной акцент в этих документах делается на ответственности сотрудников перед компанией и соответственно лояльности по отношению к ней. Эти кодексы – довольно своеобразные документы.
В Европу эти кодексы перекочевали лишь к началу 80–х годов, сначала это были филиалы американских компаний, а в 90-е годы и у нас. В России эта практика внедрения кодексов получила наибольшее развитие в банковской и финансовой сфере.
П-р, Этический кодекс Московского Международного банка
Очень своеобразно практика использования корпоративных кодексов легла на японскую почву с существующим японским менеджментом.
Американский социальный психолог Колберг выделяет 3 уровня мотивации внутрикорпоративного поведения:
1. Доконвенциональный – для этого уровня характерен движущий мотив – страх наказания
2. Конвенциональный – главным мотивом выступает социальное одобрение со стороны значимого окружения, в том числе, профессионального
3. Постконвенциональный – нормы становятся внутренними нормами, не допускается мысли об ином поведении
Для большинства характерен 1-й и 2-й уровни. Хотя достижение 3-го уровня, и идеально, но может привести к трагическим последствиям.
Наиболее это существенно и значим 3-й уровень в Японии, где действует пожизненный найм
Профессиональный этические кодексы в том виде, в котором они известны нам, начинают складываться на рубеже 19-20-го веков. Хотя первые частные попытки известны с середины 19 века.
П-р: Молло «Правила адвокатской профессии во Франции», Марков А.Н. в 1913 г. 1-й свод правил адвокатской профессии в России
Первыми в этой области снова были американские юристы.
В 1924 году был введен в действие документ, ныне известный как «Каноны судейской этики». В дальнейшем принимались не только национальные документы, но и международные. Н-р, «Основные принципы роли юристов», принятые ООН в августе-сентябре 1990 года, «Стандарты независимости юридической профессии» МАЮ (сен, 1990, Нью-Йорк). Есть и свои документы у отдельных профессий. П-р: Европейский кодекс нотариальной этики 1995 год
Особенностикодексов как корпоративной, так профессиональной этики в отличие от общеморальных кодексов:
1. Представляют собой систематизированное собрание принципов и норм корпоративного или профессионального поведения
2. Обязательны к исполнению, что достигается через их легитимацию либо административным путем либо через одобрение съездом, конгрессом представителей данной профессии
3. Их исполнение обеспечивается в том числе меры дисциплинарного воздействия, для чего предусмотрены механизмы и процедуры контроля и привлечения к дисциплинарной ответственности, а также указаны уполномоченный субъекты такого контроля, и соответствующие санкции
Результатом этой практики у нас стало принятие «Профессиональный кодекс нотариуса», его писали не наши. Следующий – «Кодекс профессиональной этики адвокатов». Он был первоначально принят в 2003 году, а вторая редакция была принята 2-м Съездом адвокатом в 2005 году. В декабре 2004 года был принят Кодекс судейской этики 6-м Всероссийским съездом судей.
Назначение и структура и кодекса, основные вопросы, подлежащие регулированию
О назначении этических кодексов Де Джордж в своей книге «Деловая книга» говорит:
1. Кодекс должен быть регулятивным, целенаправленным, хотя включение в него идеалов не возбраняется. Структура кодекса отражает как реально достигнутое, так и то, к чему еще следует стремиться
2. Кодекс призван защищать общественные интересы и интересы тех, кого данная организация или профессия обслуживает
3. Кодекс не должен являться средством самообслуживания данной организации или профессии, средством самозащиты от общества и общественного контроля
4. Требование кодекса должны быть четко сформулированы, определены указанием на возможные соблазны, запреты и узкие ситуации, которые типичны для данной сферы деятельности или профессии
Стоит отметить, что сегодня в Росси присутствует несколько крайностей в разработке кодексов. В некоторых случаях кодексы содержат совершенно неконкретные, имеющие декларативные, рекламного характера требования.
П-р, недействующий «Кодекс чести рядового, начальствующего состава ОВД РФ». Параграф 10: овладевать достижениями общечеловеческой культурой, духовным богатством и традициями народов России. Вместо этого документа существует «Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД РФ», введен в действие в декабре 2008 года. В п. 4 ст. 10 руководителям отделов профессиональной деформации предписано воспитание у сотрудников высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса, развития самодеятельного художественного творчества.
П-р, «Кодекс этики и служебного поведения ДЛ таможенных органов РФ», введен в действие в августе 2007 года.
По мнению Сергея Пашина вертикально интегрированных, в частности силовых структурах, где действует администрирование и единоначалие, такого рода документы зачастую остаются пустой декларацией. Наоборот, в сфере саморегулируемых профессий такого рода кодексы реально обретают регулятивный характер.
Также есть кодексы, в которых правила, нормы прописаны исключительно дробно. П-р, Кодекс профессиональной этики адвокатов.
Есть те кодексы, в которые включают детализации и одновременно апеллируют к более широкому моральному и даже социальному контексту. П-р, профессиональный кодекс нотариуса РФ.
Что должен включать кодекс в идеальной конструкции:
1. Указание на легитимность данного документа, достигается указанием на то, кем он принят и когда
2. В кодексе должно присутствовать изложение некоторых базовых ценностей или своего рода философия данной профессии. П-р, кодекс судейской этики, глава 1. Профессиональный кодекс нотариусов, раздел, помимо обоснования социально-экономической концепции латинского нотариата указано на его связь с Европейским кодексом нотариальной деятельности.
3. Изложение основополагающих принципов профессии.
П-р, п.1 статьи 1 Кодекса судейской этики: справедливость, беспристрастность и независимость. В разделе 2-м Профессионального кодекса нотариусов очень сжато сформулированы принципы (очень много) профессиональной деятельности нотариусов, но не раскрыты. В разделе 1-м Кодексе этики аудиторов России эти принципы не только названы, но и в подробностях расписаны. В разделе 1-м Кодекса профессиональной этики адвокатов нормы и принципы вовсе перемешаны
4. Нормы профессиональной деятельности
5. Механизмы и процедуры дисциплинарной ответственности, уполномоченные субъекты, соответствующие санкции. П-р, Профессиональный кодекс нотариусов, есть даже список позитивных последствий.
Кодексы, как правило, регламентируют:
ü отношения с клиентами или потребителями услуг (гражданами)
ü отношения с коллегами по профессии или организации
ü отношения с представителями государства
ü отношения к персоналу организации, если это административное лицо
ü отношения с представителями родственных профессий
ü вопросы рекламы своей деятельности
ü отношения с представителями СМИ
Судебная этика
1. провозвестники учения о судебной этике
2. Учение А.Ф. Кони о судебной этике
3. Судебная этика и профессиональная этика юриста, общее и особенное
КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ
Полезное
Смотреть что такое «КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ» в других словарях:
КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ — англ. codex, moral; нем. Moralkodex. Более или менее систематизированная совокупность норм, образцов поведения людей определенной общности. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ — англ. codex, moral; нем. Moralkodex. Более или менее систематизированная совокупность норм, образцов поведения людей определенной общности … Толковый словарь по социологии
Моральный кодекс (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Моральный кодекс. Моральный кодекс … Википедия
Моральный кодекс строителя коммунизма — У этого термина существуют и другие значения, см. Моральный кодекс. Моральный кодекс строителя коммунизма свод принципов коммунистической морали, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961). Содержание 1 Текст… … Википедия
Моральный кодекс (рок-группа) — Моральный кодекс Годы 1989 наши дни Страна Рос … Википедия
Моральный кодекс — Моральный кодекс систематизированная совокупность норм и образцов поведения людей определённой общности. Моральный кодекс строителя коммунизма свод принципов коммунистической морали. Моральный кодекс (группа) российская рок группа … Википедия
КОДЕКС — КОДЕКС, кодекса, муж. (лат. codex). 1. Систематизированный свод законов (офиц., юр.). Кодекс законов о труде. 2. перен. Общая совокупность правил, привычек, убеждений (книжн.). Это не укладывается в его моральный кодекс. Условный кодекс приличий … Толковый словарь Ушакова
моральный кодекс — сущ., кол во синонимов: 4 • мораль (18) • нравственность (17) • этика (11) • … Словарь синонимов
Моральный кодекс
Самый древний из известных нам М.к. содержится в египетской Книге мертвых, где он связан с заупокойным культом. Перечень грехов и запретных действий приводится в так называемой «отрицающей исповеди», в которой умерший обращается к богам и заверяет их в своей нравственной незапятнанности. Ранний образец моральной и юридической деонтологии представлен также Законами Хаммурапи. В форме кодекса находят свое завершение самые первые философские, религиозные и дидактические рассуждения и системы. Нормативный характер имеют, например, «золотые стихи» пифагорейцев, афоризмы Гиппократа, наставления Гесиода, многочисленные экклезиастические сочинения.
М.к. являются итогом, упорядоченной формой, а в дальнейшем и объективной основой моральной дидактики и педагогики. Они конституируют принципы морали и придают исключительное значение моральным нормам. Как правило, М.к. предъявляют индивидам очень высокие требования. К кодификации моральных норм обращаются не только с просветительскими целями, но и с целью закрепления формальной нравственности, противостоящей человеку, его склонностям и потребностям. М.к. являются определенным решением проблемы общественной идеологии и личного мировоззрения.
Кодификация моральных норм и стандартов поведения в общественной среде является универсальной чертой развитых культур. Энергичные попытки кодификации норм предпринимаются в условиях перехода от традиционного уклада к государственной форме правления. На ранних стадиях развития государственности моральные нормы и нормы обычного (племенного) права закрепляются в многочисленных Законах и Правдах, которые выполняют синтетические функции. Они выражают понятие суда, власть судить, карать и миловать, олицетворяют суд и наказание, но также призваны надзирать за соблюдением справедливости, добродетели и истины. Нравственность предстает как объективная данность, ограничивающая произвол и законы кровавой мести. Древнейшие законы можно рассматривать в качестве противовеса групповому и личному эгоизму, тенденциям, которые в тех обстоятельствах незамедлительно и фатально приводили к неконтролируемому насилию и дезорганизации общества.
Кодифицированная мораль ориентирована главным образом на внешние санкции, реакцию общества и его институтов. Нормы поведения и критерии оценки формулируются ясно и однозначно, чтобы исключить свободное и недобросовестное толкование. Для своего времени это — наиболее разумное и демократическое вменение морального долженствования. Вместе с тем кодексы предполагают и в некотором смысле формируют в индивидах авторитарное, догматическое и экстравертное мышление. Древние кодексы предусматривали самые жестокие наказания за нарушение запретов и утверждали мораль с помощью насилия. Весомость внешних санкций подавляет и нивелирует самостоятельные нестандартные личностные суждения о морали, не разрешает ни малейшего сомнения в провозглашенных нравственных истинах. М.к. этого времени требуют повиновения и послушания. Нравственность наделена здесь деспотическими чертами.
Религиозное сознание также предрасположено к кодифицированному восприятию нравственности, которая рассматривается как незыблемая трансцендентная регламентация, связанная с законами мироздания. Самыми известными здесь являются религиозно-нравственные кодексы (например, Декалог Моисея, Десять заповедей Христа, благородные истины Будды, нравственные правила Корана). Содержание этих кодексов считается «словом Божьим», которое якобы возвещено людям через богоизбранного посредника, учителя религии и нравственности, и обладает поэтому религиозным и божественным авторитетом.
Кроме того, существуют светские морально-правовые кодексы, которые апелли-руют не столько к религиозным умонастроениям, сколько к социальному опыту и правосознанию индивидов (например, Законы Хаммурапи, Кодификация императора Юстиниана, Русская Правда). Правовое сознание, несомненно, тяготеет к кодификации и формализации велений нравственности и подчиняет мораль праву. Легалистское истолкование морали в известных исторических рамках не противоречит религиозно-нравственным установкам. Кардинальными принципами и религиозных, и светских кодексов являются нормы — «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй».
В феодальном обществе возникают сословные кодексы, предназначенные в первую очередь для привилегированных групп — феодалов и клириков. Эти кодексы соответственно трактуют понятия рыцарской чести. С развитием ремесленных и торговых ассоциаций, укреплением городской коммуны появляются цеховые уставы и М.к. городского ремесленника.
Идеи нестяжания (бедности), послушания (смирения) и воздержания, соответствующие духу евангельской морали, отражены в письменных уставах монашеских общин (орденов) и составляют главные обеты. Христианский нравственный идеал здесь воплощается в аскетизме. Необычный образ жизни монахов призван реабилитировать безразличие монахов к общественной жизни, укрепить этическую ориентированность поведения и оправдать известные духовные притязания. В святости они видели важнейшее условие личного спасения.
Письменные кодексы «рыцарской чести», по-видимому, не составлялись. Поведенческие нормы средневековых рыцарей, тем не менее, представляют собой выразительную и цельную систему, которая складывается уже к XI—XII вв. Рыцари клялись прежде всего верно и самоотверженно служить Богу и Церкви, Королю и Даме, отстаивать интересы и честь своего сословия. Понятие рыцарской чести указывает на этические критерии поведения, служит символом бескорыстия и героизма. Рыцарские представления о чести связаны с защитой сословных привилегий и сословным эгоизмом, отделяют рыцарство от других сословий. Рыцарская мораль является своеобразной философией насилия и санкцией насилия как прямого осуществления феодального права.
С XVI-XVII вв. в связи с развитием товарно-денежных отношений и торгового капитала в среде мелких собственников-горожан появляется сумма правил, следование которым должно обеспечить личный успех, выражающийся в деньгах. Главными жизненными правилами становятся трудолюбие и бережливость. Данный кодекс поведения совпадает с этикой труда и рачительного ведения хозяйства. Выразителем этого кодекса на Западе считается протестантизм. В России этика труда опирается на патриархальные и православные традиции.
Серия беспрецедентных нравственно-политических кодексов, созданных под эгидой межгосударственных организаций в XVIII- XX вв., содержит социальные программные установки и нравственные требования демократического и либерального свойства. Эти нормативные документы ориентированы исключительно на светские ценности (например, различные Хартии, Билли и Декларации о правах, среди которых можно выделить «Декларацию независимости», «Декларацию прав человека и гражданина», «Всеобщую Декларацию прав человека»). Они защищают достоинство человека и одновременно настаивают на социальных гарантиях условий для жизни, развития и самореализации личности.
По-прежнему актуальны профессиональные нравственные кодексы, прообраз которых можно усмотреть в жреческом кодексе и этике врача. Эти кодексы отражают особенности и общественную ценность некоторых профессий (врача, юриста, педагога, журналиста, ученого, банкира, торговца, политика). Они ставят своей целью повысить социальную ответственность этих профессиональных групп.
Некоторые замкнутые социальные группы, занимающие высокое положение в обществе, представляющие себя социальной элитой, вырабатывают свои элитарные кодексы, которые, как правило, являются апологией группового эгоизма и чванства. Свои М.к. создают также девиантные группы, например представители организованной преступности, «воры в законе».
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 339-341.
Моральный код характеристики, виды, примеры
моральный кодекс это набор норм и моральных ценностей, которые гарантируют выживание группы посредством соглашений между тем, что следует считать морально хорошим или плохим.
Целью морального кодекса является обеспечение выживания социальной группы и сосуществования ее членов.
Этот набор норм и моральных ценностей может быть выражен в явном виде и даже собран в письменном виде, как в случае Конституции страны, или может быть установлен неявно, как, например, моральный кодекс семьи или которая управляет определенной культурой.
черты
Следующие характеристики характерны для моральных кодексов:
Они индивидуальны и принадлежат
Моральный кодекс о морали, а мораль это нечто индивидуальное. Поэтому люди должны быть свободны выбирать и решать, принимают ли они моральный кодекс или нет, и должны считать его своим.
Это связано с тем, что при осуществлении отдельных действий происходит применение норм и ценностей, составляющих код..
Они являются общими и принудительными
Поскольку моральный кодекс является своего рода контрактом, который индивиды социальной группы устанавливают между собой, нормы и ценности разделяются группой.
Несоблюдение правил и значений контракта вызывает реакцию в группе, направленную на наказание за нарушение кодекса..
Они наследственные
Моральные кодексы наследуются от одного поколения к другому через семейные или формальные системы, такие как школа, церковь и т. Д. Таким образом, люди с молодого возраста начинают ассимилировать их и принимать их как свои собственные.
Они универсальны, но также и частные
Есть некоторые моральные кодексы, которые являются универсальными или почти универсальными. Они приняты большинством населения мира, такие как моральный стандарт «не убивай».
Однако эти коды зависят от социального, исторического и культурного контекста, в котором находится определенная социальная группа. Так, например, во время войны это правило трансформируется и приобретает разные нюансы и исключения.
Они развиваются и трансформируются
Например, в средние века моральный кодекс основывался на «смертных грехах» и «кардинальных добродетелях», но в современном обществе этот кодекс не имеет такой же юридической силы и был существенно изменен..
тип
Различные типы моральных кодексов отвечают природе группы, которая ими управляет. Они могут быть основаны на:
Религия
Кодекс основывает свои ценности и нормы на религиозных убеждениях, и его нарушение наказывается как обществом, так и божественными образованиями. Некоторые примеры более старых моральных кодексов основаны на религии, такие как, например, Божественный кодекс..
Политика
Это касается кодексов, налагаемых законами, такими как Конституция страны. В этом случае нарушение его правил наказывается как государством (штраф, тюрьма и т. Д.), Так и обществом..
Традиции и обычаи
Они являются кодами, которые основывают свои ценности и нормы на идее «это всегда делалось так». Они типичны для небольших групп.
примеров
Конституция США
Конституция Соединенных Штатов, созданная в 1787 году, является моральным кодексом, в котором тринадцать штатов, входящих в федерацию, достигли различных соглашений, регулирующих их отношения. Это самая старая федеральная конституция, действующая сегодня.
Божественный Кодекс
Он известен как Ноахический кодекс или «Семь законов Ноаха» и фокусируется на определении понятия «добро». Согласно истории, кодекс пришел к нам через Ноя (Noah), чтобы гарантировать, что человечество не совершит тех же ошибок, которые вызвали всемирный потоп.
Кодекс Борджиа
Это один из доиспанских кодексов. Как и другие кодексы, которые сосуществовали в доиспанские времена, они основывались на историях, в которых использовалась живопись, для разглашения норм и ценностей. Этот кодекс ориентирован на рождаемость, важность дождя и лунные этапы.
Средневековый кодекс
Этот кодекс возник в средневековой Европе между 1170 и 1220 годами. Он был составлен из 10 основных правил, известных как Десять романтических заповедей, в которых такие ценности, как верность, честь, стойкость и щедрость, были очень важны..
Код Хаммурапи
История рассказывает, что этот кодекс был передан королем Хаммурапи людям, сказав, что он был передан ему Богом Шамашем..
Это был очень принудительный кодекс, в котором каждый из законов был связан с наказанием, если он не выполнялся. Большинство наказаний были связаны с увечьями или смертью.
Моральный кодекс саентологии (или саентологии)
Разработанный в 1954 году Л. Роном Хаббардом, он основан на 21 предписании, например «старайся не делать другим то, что ты не хочешь, чтобы они делали тебе». Видение этого кода является строго утилитарным и прагматичным, девизом которого является то, что «никому не полезно, оно не работает».
Моральный кодекс ислама
Это моральный кодекс, основанный на религии. Это широкий кодекс, который проникает в самые разные сферы жизни, регулируя как мельчайшие детали внутренней жизни, так и международного поведения..
Конечная цель морального кодекса ислама, в основном собранного в Коране, заключается в том, чтобы люди жили с глубокой любовью и подчинением Аллаху..