Морда жилиная что значит
Баба-яга против!
До сих пор доподлинно неизвестно, как возник Хеллоуин. Однако наиболее достоверной является версия, что в основе праздника лежит кельтский Новый год, который в дохристианскую эпоху отмечали 1 ноября.
Племена кельтов, населявших территории Англии, Ирландии и Франции, делили год на две части: зиму и лето, поэтому на 31 октября приходился последний день года, день сбора урожая и начала зимы. По преданию, в ночь с 31 октября на 1 ноября грань между миром живых и мёртвых стиралась, а потусторонняя сила выходила на свет. Кельты называли эту ночь Самайном, связывая с именем повелителя мёртвых. В эту ночь было принято гасить в домах свет и одеваться в звериные шкуры (сегодня – в костюмы нечистой силы), чтобы отпугивать непрошенных гостей, а около домов оставлять подношения духам в виде различных угощений. Кельты собирались у костров, подготовленных друидами, и совершали жертвоприношения. После этого священный огонь несли домой и помещали его в тыкву, которая не только являлась символом сбора урожая, но и защищала от злых духов.
С принятием христианства День Самайна не канул в Лету, а стал предвосхищать День всех святых, перенесённый в IX веке Папой Григорием III на 1 ноября, и получил название All Hallows Even или All Hallows Eve – Вечер всех святых. Позднее название приобрело привычную всем форму –Hallowe’en или Halloween.
Противникам западного Хеллоуина полезно будет изучить славянские праздники, в которых найдётся немало аналогов Вечеру всех святых. Например, одним близкими Хеллоуину являются Святки (период от Рождества до Крещения): мир ещё не крещён, поэтому очень уязвим перед свободно гуляющими по земле духами и нечистью.
С 16 на 17 октября славяне празднуют Ерофееву ночь, в которую домовой и леший засыпают. Чтобы хозяева дома и леса ушли спокойно и не причинили вреда, нужно поднести им гостинцы.
Непосредственно с датой (ночь с 31 октября на 1 ноября) и смыслом Вечера всех святых соотносится Велесова ночь, когда границы между мирами живых и мёртвых истончаются. В эту ночь принято вспоминать умерших предков и оставлять им угощения.
В пику западной ведьме-пакостнице самым популярным представителем русской нечистой силы является, конечно же, Баба-яга. По сути своей это тоже род ведьмы или злой дух в образе безобразной старухи. Согласно славянским сказкам, Баба-яга имеет характерный малопривлекательный облик: она может быть слепой на один глаз, хромой (у неё костяная, в некоторых вариантах глиняная или золотая, нога), беззубой или, наоборот, зубастой, седой, лохматой, растрёпанной и т. д. Вот несколько примеров описаний из сказок:
«. на лавке сидит седая старуха» («Поди туда – не знаю куда»);
«. а там сидит Баба-яга, старых лет» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»);
«. а в избушке сидит Баба-яга, костяная нога» («Баба-яга»);
«Выходит из неё Баба-яга, костяная нога» («Золотой конь»);
«В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная» («Гуси-лебеди»);
«. в избушке сидит Баба-яга костяная нога, старая, беззубая» («Заколдованная королевна»);
«Как же Белый Полянин воюет с Бабой-ягою – золотой ногою» («Иван-царевич и Белый Полянин»).
Исследователи предполагают, что привычный антураж Бабы-яги содержит некоторые типичные черты мёртвого языческого предка. Если следовать этой гипотезе, то вполне объяснимым становится наличие такого неизменного атрибута, как ступа (транспорт Бабы-яги), в которой, по поверьям, после кремации раздалбливали кости:
«. в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» («Сказка о Василисе Прекрасной»);
«. на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет» («Золотой конь»);
«Вдруг застучало-загремело по лесу. Это Баба-яга в своей ступе домой возвращается, помелом след заметает» («Крестьянский сын Иван да царь Иван»);
«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает» («Марья Моревна»).
Одной из распространенных загадок, связанных с образом Бабы-яги, является вопрос о размерах самой ведьмы и её жилища, избушки на курьих ножках: то ли Баба-яга огромная, то ли избушка мала (уж не гроб ли это?). Вот несколько характерных сказочных описаний:
«. лежит Баба-яга костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»; «Баба-Яга лежит из угла в угол: в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула»;
«Баба-Яга через всю избу протянулась: ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок»;
«Баба-Яга, костяная нога, морда глиняная, на лавке лежит, грудью печку затыкает».
Избушка на курьих ножках (уменьшительные суффиксы намекают на компактность жилища) хоть и мала, но далеко не проста. Как правило, она расположена в самой чаще леса или на болоте и спрятана от людских глаз за высоким забором, сооружённым из доступных Бабе-яге материалов:
«. обитала в чаще того леса старая карга – злобная Яга» («Баба-яга и ягоды»);
«стоит избушка, а у окошка сидит Баба-яга» («Две сестры»);
«Стоит избушка на куриных лапках» («Царевна Лягушка»);
«избушка на курьих ножках стоит-поворачивается» («Гуси-лебеди»);
«Видят: стоит избушка на курьих лапках, на собачьих пятках» («Золотой конь»);
«Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»);
«. видит: стоит избушка на курьих ножках» («Поди туда –не знаю куда»)
«Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках» («Баба-яга»);
«. стоит дом Бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» («Марья Моревна»);
«Видит: избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо столбов у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» («Сказка о Василисе Прекрасной»).
Но почему ножки у избушки «курьи»? С одной стороны, старые пни действительно имеют что-то общее с птичьими ногами, а с другой, по мнению исследователя Проппа В. Я., славянские охотники-собиратели сооружали постройки в форме животных, куда затем помещали тела умерших предков. «Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», – утверждает Пропп. Однако прилагательное «курьи» имеет сходство ещё и со словом «курить», с которым связан погребальный обряд окуривания дымом столбов, на которых находились указанные выше сооружения с покойными.
Возможно, эта соотнесенность с обрядами древних славян позволяет воспринимать «избушку на курьих (курных) ножках» как границу мира живых и мира мёртвых, поэтому и попасть внутрь было не так просто. К непрошенным гостям избушка повернута задом, а фасадом – к лесу. Лес в мифологии разных народов имеет схожие черты: это и мир диких зверей, и место пребывания враждебных человеку колдовских сил, и путь в потусторонний мир. Баба-яга с обитателями леса находится в тесной связи: призывает на службу, даёт им поручения, вовлекает в свои злодеяния.
Обязательным условием входа в избушку Бабы-яги были специальные волшебные слова, странным образом известные всем героям:
«Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). Баба-яга, живущая на границе мира живых и мёртвых, является своеобразным сторожем, решающим, пропускать дерзкого героя дальше или нет, помогать ему или погубить.
Одним из основных предметов интерьера избушки является печь, которая нужна Яге не столько для тепла, сколько для злодейских ритуалов: приготовления зелий, поджаривания похищенных детей, которые являются её любимым блюдом:
«. затопила печку, говорит большей дочери: Девка! Я пойду в Русь; ты изжарь к обеду мне жихарька» («Баба-яга и жихарь»);
«Она приказала большей дочери истопить избу жарко-жарко, Лутоньку ожарить, а сама ушла в поле гулять» («Баба-яга и Лутонюшка»). Иногда Баба-яга была не прочь полакомиться и «взрослым» мясом, ведь недаром одной из составляющих её гостеприимства была баня, где гости «готовили себя» к ужину: «Я сейчас спать лягу, а ты ступай, истопи баню и вымой племянницу. Да смотри, хорошенько вымой: проснусь – съем ее!» («Баба-яга»).
Однако сказочные герои, дерзнувшие сопротивляться старухе, как правило, оказываются сообразительнее опытной, но очень голодной колдуньи, и зачастую именно печь становится последним, что видит Баба-Яга перед своей смертью:
«Яга-баба тотчас поджалась и легла в ладку. Жихарь не оробел, взял да ее и пихнул в печь» («Баба-яга и жихарь»).
Несмотря на всё могущество, одной Яге достаточно трудно вершить зло, поэтому в этой ситуации не обойтись без помощников. Слугами Бабы-яги чаще всего были чёрный кот, ворон, сова, черти, другая нечистая сила и фантастические существа (Кот Баюн, гуси-лебеди и др.), чуть реже – змеи, ящерицы, лягушки, а иногда и различные предметы: печка, ворота, деревья и т. д.
Однако далеко не всегда Баба-Яга описывалась как злая колдунья. Исследователь Шапарова Н. С. выделяет в славянских сказках три типа Бабы-яги: первый – Яга-похитительница, крадущая детей, которых впоследствии пытается зажарить и съесть. Второй – Яга-воительница, сражающаяся с героями и очень часто их побеждающая. И третий – Яга-дарительница, приветливо встречающая героя и дающая ему волшебный подарок (коня, клубок, сапоги-скороходы и др.) или ценный совет. Во многих сказках избушка Яги-дарительницы встречается героям на пути к бОльшим злодеям, например, к незнающему пощады Кощею Бессмертному.
Зловещий колдун Кощей Бессмертный – второй по популярности в топе славянской нечисти. Это седой, худой, даже скелетообразный старик, обладающий несметным богатством и ведущий затворнический образ жизни. Почему Кощей всегда изображается тощим? В народной этимологии слово «кощий» употребляют по отношению к очень худым людям, у которых буквально видны косточки. Этимолог Фасмер М. связывает «кощея» со словом «кость», а также выстраивает логическую цепочку, объясняющую богатство Кощея: устаревшее русское слово «кош» – это корзина, шалаш, стан, доля; украинское «кіш» – стан, поселение, «кошевой» – старшина, начальник коша, а соответственно – и хранитель общей казны (коша):
«Там царь Кащей над златом чахнет» («Руслан и Людмила»).
В отличие от Бабы-Яги, Кощей был равнодушен к маленьким детям, но держал в страхе целые государства, похищая молодых красавиц, которые чаще всего приходились главным героям невестами, жёнами, сёстрами или матерями:
«В это время приехал Кощей Бессмертный и увез Ненаглядную Красоту в свое государство» («Кощей Бессмертный»);
«Откуда ни взялся Кощей Бессмертный – унес Василису» («Булат-молодец»);
«Только мать их вдруг унёс Кощей Бессмертный» («Кощей Бессмертный»).
Как и своё богатство, пленниц Кощей прятал в скрытом от людских глаз таинственном замке, для попадания в который герои должны были преодолеть длинный путь и множество препятствий. Именно в таких ситуациях на помощь им приходила Баба-яга, дававшая ценные советы, подарки, а иногда и раскрывавшая Кощеевы тайны:
«– Знаю, знаю, – говорит ему Баба-яга, – твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить. » («Царевна Лягушка»).
В славянских сказках основными характеристиками Кощея были умение превращаться в различные явления:
«И страшным вихрем вылетел в окно» («Марья Моревна»),
наличие умного помощника (коня), полученного от Бабы-яги:
«Отвечает конь:
– Иван-царевич приходил, Марью Моревну увез.
– А можно ли их догнать?
– Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонь ехать – и то поспеем!» («Марья Моревна»);
и бессмертие, которое в итоге оказывалось мнимым.
Как только героям становится известно о Кощеевом тайнике, они сразу же отправляются в путь, однако порой добыть заветный сундук и его содержимое очень сложно, поэтому им на помощь приходят различные существа (медведь, заяц, селезень, щука и др.):
«Вдруг, откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц – и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на неё селезень кинулся, как ударит её – утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море. Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах» («Царевна Лягушка»).
После получения добычи герои не сразу убивают Кощея, а предпочитают делать это, как правило, у него на глазах. Славянским сказкам известны разные случаи гибели Кощея. В большинстве сказок нужно сломать иглу: «Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть» («Царевна Лягушка»).
Иногда достаточно уничтожить яйцо: «Иван-царевич переложил яйцо с руки на руку – Кощея Бессмертного из угла в угол бросило. Любо показалось это царевичу, давай чаще с руки на руку перекладывать; перекладывал, перекладывал и смял совсем – тут Кощей свалился и помер» («Кощей Бессмертный»).
Очень редко Кощей погибает без помощи волшебных предметов: «. в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. После того положил царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и пепел его пустил по ветру» («Марья Моревна»).
Западные вурдалаки, зомби, вампиры и оборотни настолько заполонили современный мир, что мы совсем забыли о славянской нечистой силе, истории которой так интересны и загадочны. В связи с этим предлагаем освежить в памяти народные сказки, героями которых являются Баба-яга и Кощей Бессмертный:
Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок
Дата публикации: 03.06.2018 2018-06-03
Статья просмотрена: 1855 раз
Библиографическое описание:
Ткаченко, А. О. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок / А. О. Ткаченко, Н. П. Елисеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/young/archive/17/1250/ (дата обращения: 26.12.2021).
Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.
Ключевые слова: миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет.
Various versions of the origin of the image of Baba Yaga are specified. Analyzed are the negative and positive actions of Baba Yaga in folk tales. The attitude towards Baba Yaga of the pupils of the primary school and users of the social network «VKontakte» has been revealed. A collective portrait of Baba Yaga is proposed based on the results of the survey.
Key words: myth, folk tales, Baba-Yaga, collective portrait.
Баба Яга — одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле. Считается, что первые упоминания о ней встречаются в мифах древних славян 6–9 веков нашей эры. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова ЯГАТЬ, что значит кричать, шуметь, ругаться. На Руси таких женщин часто называли Ягишною.
Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.
По другой версии, прототип Бабы Яги — ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Стремление Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», больных младенцев: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало.
Также существует версия, что имя Яги произошло от слова «йог», и сама она — из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов.
Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках». Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель — олений мох, когда-то он назывался «яг».
Интересно, что первое письменное упоминание о Бабе Яге сделано в 16 веке в книге английского путешественника Д.Флетчера, а первая сказка о ней была написана М. Н. Макаровым в 1820 году. В начале ХХ века ее стали изображать известные художники на своих полотнах.
Исследуя происхождение образа Бабы Яги, была поставлена задача изучить народные сказки об этом персонаже. Было прочитано всего 7 сказок (табл. 1). В 4 сказках Баба Яга является положительным персонажем, она помогает главным героям, дает им совет, а в 3 сказках — совершает плохие поступки: обманывает героев, похищает и поедает детей.
Образ Баба Яги в народных сказках
Название сказки
Характерные черты
Поступки
«костяная нога, старая, беззубая»,
«кричит громким голосом, свистит молодецким посвистом»
помогла герою, созвала буйные ветры
«морда жилиная, нога глиняная»
«костяная нога — холст ткет, пестом погоняет, помелом след заметает»
хотела съесть племянницу
«костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»
«костяная нога — на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет»
помогла герою, дала клубочек
«испугалась девочка Баба Ягу, задрожала»
подарила серебряное веретено
Баба Яга и Лутонюшка
обманула Лутонюшку, хотела его съесть
В ноябре 2017 года был проведен опрос среди учащихся начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» в форме анкеты с целью сравнительного анализа отношения к героине и изучения характерных черт, присущих образу Бабы-Яги. Всего было опрошено 42 ученика и 37 пользователей социальной сети. На вопрос: «Баба Яга является положительным или отрицательным персонажем?» ученики начальной школы в большинстве, а это 86 % ответили, что отрицательным (рис. 1). Однако пользователи социальной сети точно не определились, все-таки, плохая или хорошая бабушка Яга (49 % — отрицательный, 51 % — положительный персонаж).
Рис. 1. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» на вопрос «Баба Яга — положительный или отрицательный персонаж?»
Выявляя характерные черты Бабы Яги, было установлено, что большинство (43 %) пользователей социальной сети считают ее хитрой и смешной, а учащиеся склоняются, что наша героиня — злая и вредная (40 %) (рис.2).
В анкете учащиеся указали, что знакомы с персонажем Бабой Ягой благодаря сказкам «Гуси лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Последний богатырь», «Летучий корабль» и «Морозко». На вопрос о поступках Бабы Яги в этих сказках (рис.3), большинство указало, что она «похищает и поедает детей» (57 %).
Рис. 2. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о характерных чертах Бабы Яги
Рис. 3. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о совершаемых Бабой Ягой поступках в сказках
На вопрос «Представьте, что Баба Яга существует, как ее узнать?» было получено множество разных, интересных характеристик от учеников начальной школы. Мы попробовали создать собирательный образ современной Бабы Яги. По их мнению, Баба Яга — очень худая сильно скрюченная пожилая женщина 600-летнего возраста низкого роста с седыми длинными волосами, длинным и большим носом, на конце которого 1–2 бородавки. Спина у нее неровная, нога костяная. Имеет кривые зубы, страшное, морщинистое лицо, злые глаза, ворчливый голос, злобно смеется, но бывает смешной. Ходит в старомодной одежде с костылем, иногда летает на метле или в ступе. Живет в избушке в лесу, варит зелья. Очень некультурная, совершает плохие поступки.
Пользователи социальной сети современную Бабу Ягу представляют несколько иначе: некрасивая бабушка с большим носом, хитрыми прищуренными глазами, кривыми зубами, хриплым голосом. Одета в лохмотья из мешковины, на шее бусы из сушеных мухоморов и старый шарф. Иногда ходит в халате и с косынкой на волосах. Имеет костяную ногу, лихо управляет метлой и ступой. Но внешность обманчива. На первый взгляд кажется неопрятной, сутулой и опасной. Но если проявить ласку, то она сразу изменится и станет настоящей милой доброй бабусей. Живет в избушке на курьих ножках.
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что Баба Яга предстает перед нами и положительным и отрицательным персонажем, совершает как добрые, так и плохие поступки. Результаты опроса показали неоднозначное отношение к нашей героине, ученики считают, что она злая и вредная, однако пользователи социальной сети, а это, в основном, более взрослые люди, считают Бабу Ягу милой и смешной, что также прослеживается и в собирательном портрете современной Бабы Яги.
Полученные материалы в ходе изучения образа бабы-Яги можно будет использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.
Исследовательский проект «Баба-Яга, кто она на самом деле?»
«Баба-Яга, кто она на самом деле?»
Введение.
Основная часть
— откуда взялась «баба» и что означает «яга».
3. Практическая часть «Баба – Яга в народных сказках»
— результаты исследования сказок.
Выводы
Заключение.
Список литературы
— сказки собственного сочинения
Тема. «Баба – Яга кто она на самом деле».
Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в народных сказках и сделать вывод о его сущности.
Объект исследования. Баба Яга.
Предмет исследования. Народные сказки.
Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж народных сказок.
I. Основная часть
1. Баба-Яга в словарях
Малый энциклопедический словарь.
Баба-яга, костяная нога (в славянских сказаниях), злая безобразная старуха, живущая в избушке на курьих ножках, летает на ступе, владеет ковром-самолетом.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Бамба-ягам, бамбы-ягим, ж. — мифическое существо в народных сказках, изображаемое в виде злой и безобразной старухи-колдуньи, едущей в ступе и заметающей след помелом.
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи.
2. Общая характеристика Бабы Яги
Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В школьной библиотеке, вместе с Аллой Николаевной я нашла такое определение: «Баба Яга – популярный персонаж народных сказок, воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему.»
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.
3. Откуда взялась «баба» и что означает «яга»?
4. Баба Яга – мифологическое существо
Сказку всегда предваряет миф.
Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.
Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)
Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой.
5. Основные черты образа Бабы Яги
Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога. Костяная нога почти во всех сказках упоминается в единственном числе. Поэтому можно предположить, что Баба Яга – одноногая.
Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то нужно «искать змею». Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная природа. «Яга» происходит от санкристского «змей». Таким образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж.
Практическая часть
« Баба Яга в народных сказках»
После изучения литературы я решила провести опрос среди учащихся своего класса, так как мне стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:
5.С кем она общается в сказках?
7.Она положительный герой или отрицательный?
Результаты опроса учащихся
Какие сказки с Бабой – Ягой вы читали?
Гуси-лебеди, Царевна Лягушка, Кощей Бессмертный, Волшебник Изумрудного города, Иван царевич и серый волк, Три богатыря, Каша из топора, Терёшечка, Бабка Ёжка.
Старая, злая, хитрая, страшная ведьма в морщинках, с горбом и большим длинным носом крюком, которая летает на метле, совершает плохие поступки и любит есть маленьких детей.
С кем она общается в сказках?
С гусями, с Кощеем Бессмертным, со Змеем Горынычем, с Котом, с Кикиморой и другими друзьями-злодеями. А также с Василисой Прекрасной.
Где она живет? На болоте – 20 уч. В избушке на курьих ножках – 15 уч.
Она положительный герой или отрицательный?
Во всех сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Результаты своего исследования по следующи м сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» – я записала в таблице.
Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Место обитания Бабы Яги
Волшебные вещи в сказках и др. чудеса
Животные, служащие Бабе Яге
Положительный или отрицательный персонаж
«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»
«…морда жилиная, нога глиняная»
Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть
«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»
«…зубы – на полке, а нос в потолок врос»
Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)
«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»
Баба Яга – костяная нога
Отрицательный, так как хотела съесть девочку
«Баба Яга и Заморышек»
«За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены»
Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь)
Волшебный платочек, огненный щит
Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев
«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами»
«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»
три всадника (белый, красный, черный);
Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)
«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»
«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»
«Иван-царевич и Белый Полянин»
«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»
Баба Яга – золотая нога
Волшебная игла, шило
Отрицательный, так как билась с богатырями
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»
Избушка на курьих ножках
Сидит седая старуха, прядет кудель
Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.
Положительный, так как помогла Андрею-стрелку
Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…»
Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая
Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка
Положительный, так как помогла найти королевну
«Финист – ясный сокол»
Три Бабы Яги.
«Стоит избушка на курьих ножках – вертится»
Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит»
Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,
серебряное донце и золотое веретенце
Кот, собака, Серый волк
Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Три Бабы Яги (сестры).
«Избушка на курьей ножке, об одном окошке»
«…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает»
Живая вода, молодильные яблоки
Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки
Далее я с одноклассниками провела конкурс рисунков о Бабе – Яге. Все ребята приняли активное участие в этом конкурсе. И образ Бабя – яги получился разнообразный.
Также был проведен классный час «По страницам сказок», где я приняла активное участие.
7. Общие выводы
Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях:
1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями;
2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей;
3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.
II. Анализ результатов исследования
Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.
Мое предположение подтвердилось.
III. Заключение
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много народных сказок, узнала значение непонятных мне слов, провел опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия