Морендо в музыке что это
Значение слова «morendo»
Что означает слово «morendo»
Словарь иностранных музыкальных терминов
Morendo
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Morendo
(= умирая) — музыкальный термин, требующий постепенного уменьшения силы звука до полнейшего его ослабления, замирания. М. не следует смешивать с diminuendo, в котором ослабление звука не доводится так далеко.
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Значение слова «morendo»
Карточка «morendo»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Нюансы в музыке: динамика (Урок 12)
На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки.
Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы — громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».
Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:
Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».
Обозначение динамики носит относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.
Иногда сама музыка подсказывает, как надо играть. Например, как вы сыграете колыбельную?
Правильно — тихо. А как сыграть сигнал тревоги?
Но бывают случаи, когда по нотной записи непонятно, какой характер композитор вкладывал в музыкальное произведение. Вот для этого автор и пишет под нотным текстом подсказки в виде значков динамики. Примерно так:
Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения.
Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:
Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире ( ). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).
Рассмотрим на примере:
А здесь сужающаяся «вилка» ( > ) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише пока не закончится знак диминуэндо, причем начальный уровень громкости в этом примере mf (mezzo forte), а конечный – p (piano).
Для этих же целей часто используют еще и словесный метод. Термин «Крещендо» (итал. crescendo, сокращенно cresc.) обозначает постепенное усиление звучания, а «Диминуэндо» (итал. diminuendo, сокращенно dim.), или декрещендо (decrescendo, сокращенно decresc.) — постепенное ослабление.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться и дополнительными указаниями:
Вот вам еще немного терминов, связанных с динамикой:
Ну и в заключение хочется обратить Ваше внимание на ещё один динамический нюанс – это акцент. В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик.
В нотах он обозначается:
Еще «акцент» при письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.
Ну и напоследок вот вам пара примеров, где вы, как я надеюсь, сможете применить все полученные знания на практике:
Учебно-методическое пособие «МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТЕРМИНЫ»
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное учреждение
«Детская школа искусств №1»
…Прежде, нежели начнешь играть что-нибудь, все обстоятельно рассмотреть должно, что только для разумного и правильного выражения на инструменте изрядно сочиненной музыкальной пиесы необходимо надобно.
Из методического пособия XVIII в.
Другому как понять тебя?
Профессор Санкт-Петербургской (тогда Ленинградской) консерватории Самарий Ильич Савшинский любил говорить, что нотный текст музыкального произведения – это письмо. Письмо, которое композитор адресует исполнителю его музыки, рассчитывая на то, что оно, это послание от автора, будет внимательно и с пониманием прочитано.
Известно, что композиторы подолгу раздумывают над текстом этого «письма», стараясь найти наиболее точное и ясное выражение своей мысли. Однако всегда ли, принимаясь за работу над произведением, бываем мы внимательны к авторским указаниям? А если даже и стремимся вникнуть в нотный текст, всегда ли правильно понимаем, что в нем написано?
Речь идет в первую очередь о тех словесных, а также символических обозначениях (буквах, цифрах, греческих знаках), которыми более или менее обильно уснащены нотные тексты музыкальных произведений. Обозначения эти относятся к характеру музыки, содержат указания темпа и его колебаний, динамики и артикуляции, касаются техники исполнения. Их называют обычно исполнительскими указаниями или музыкально-исполнительскими терминами, в отличие от знаков, передающих звуковысотную и метроритмическую стороны музыки, собственно нот, то есть нотных головок со штилями и вязками, пауз, ключевых знаков, тактовых черт и пр.
Появление адресованных исполнителю указаний в европейской музыке датируется обычно самым концом XVI – началом XVII века. Понадобилось полтора столетия, чтобы они сложились в более или менее стабильную систему.
Поскольку в тот период, когда складывалась система исполнительских указаний, особым престижем в Европе пользовалась итальянская школа, языком, на котором начала изъясняться Музыка, оказался итальянский. С тех пор, несмотря на неоднократные попытки свергнуть в этом отношении господство итальянского языка, он так и не сдал своих позиций.
Преимущество итальянской музыкальной терминологии состоит, прежде всего, в ее интернациональном характере: итальянские термины понятны музыканту любой страны. Кроме того, благодаря их общеупотребительности, они обладают устойчивым значением: каждый из них вызывает в сознании музыканта определенные музыкальные ассоциации.
Приведенный ниже список итальянских терминов является далеко неполным, но включает в себя основные и наиболее часто встречающиеся в педагогическом репертуаре музыкально-исполнительские указания.
Список состоит из 5 разделов. Деление это в некоторой степени условно, т.к. с течением времени изменялось и переосмыслялось значение ряда темповых, артикуляционных и иных обозначений.
Приложение содержит в себе списки терминов по классам, которые могут быть использованы в качестве наглядного пособия для подготовки учащихся к сдаче зачета.
ОБОЗНАЧЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ОТТЕНКОВ.
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и толкование
Динамическая разметка
В музыке есть два основных динамических показателя:
Более тонкие степени громкости или мягкости обозначаются:
Также распространено использование до трех последовательных f s или p s:
Изменения
Три итальянских слова используются для обозначения постепенного изменения громкости:
Знаки, которые иногда называют « шпильки », также используются для обозначения этих слов (см. Изображение). Если угловые линии открываются ( ), значит, сигнал становится громче; если они закрываются постепенно ( ), показатель становится более мягким. Следующие обозначения указывают на то, что музыка сначала становится умеренно сильной, затем постепенно становится сильнее, а затем постепенно тише:
Экстремальная динамическая маркировка
История
Интерпретация по нотационным программам
В некоторых программах нотной записи есть значения скорости нажатия клавиш MIDI по умолчанию, связанные с этими показаниями, но более сложные программы позволяют пользователям изменять их по мере необходимости. Эти значения по умолчанию перечислены в следующей таблице для некоторых приложений, включая Apple Logic Pro 9 (2009–2013), Avid Sibelius 5 (2007–2009), MuseScore 3.0 от musescore.org (2019), MakeMusic Finale 26 (2018-2021), и Musitek SmartScore X2 Pro (2016) и 64 Pro. (2021 г.). MIDI определяет диапазон нажатия клавиш как целое число от 0 до 127:
Символы | pppp | PPP | pp | п | mp | мф | ж | ff | fff | ffff |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Logic Pro 9 динамика | 16 | 32 | 48 | 64 | 80 | 96 | 112 | 127 | ||
Sibelius 5 динамика | 20 | 39 | 61 | 71 | 84 | 98 | 113 | 127 | ||
MuseScore 3.0 в динамике | 16 | 33 | 49 | 64 | 80 | 96 | 112 | 126 | ||
MakeMusic Finale динамика | 10 | 23 | 36 | 49 | 62 | 75 | 88 | 101 | 114 | 127 |
SmartScore X2 динамика | 29 | 38 | 46 | 55 | 63 | 72 | 80 | 89 | 97 | 106 |
SmartScore 64 в динамике | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 |
Влияние скорости на громкость зависит от конкретного инструмента. Например, у рояля гораздо больший диапазон громкости, чем у записывающего устройства.
Отношение к аудиодинамике
Внедрение современных методов записи предоставило альтернативные способы управления динамикой музыки. Сжатие динамического диапазона используется для управления динамическим диапазоном записи или отдельного инструмента. Это может повлиять на вариации громкости как на микро-, так и на макроуровне. Поэтому во многих контекстах значение термина « динамика» не сразу становится ясным. Чтобы различать различные аспекты динамики, термин « исполненная динамика» может использоваться для обозначения аспектов музыкальной динамики, которые контролируются исключительно исполнителем.
Словарь музыкальных терминов
Adagio (адажио) — 1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе.
Adagissimo (адажиссимо) — обозначение темпа: очень медленно.
Ad libitum (ад либитум) — «по желанию»: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.
Agitato (ажитато) — обозначение выразительности: «взволнованно».
A cappella (а капелла) — термин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения.
Allargando (алларгандо) — «расширяя». Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука).
Allegretto (аллегретто) — 1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла.
Allegro (аллегро) — «весело, радостно»; 1) обозначение темпа: скоро; 2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро).
Andante (анданте) — 1) обозначение темпа: умеренно; 2) пьеса в темпе анданте или часть цикла.
Andantino (андантино) — 1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла.
Animato (анимато) — обозначение выразительности: «одушевленно».
Assai (ассаи) — «очень»; например, adagio assai — очень медленно.
Attacca (атака) — 1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва; 2) отчетливость, ясность, с которой берет тон солист, или точность, четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора.
A tempo (а темпо) — возвращени.е к первоначальному темпу после его изменения.
Affettuoso (аффеттуозо) — обозначение выразительности: «с чувством».
Brilliante (бриллианте) — блестяще.
Brio, con brio (брио, кон брио) — весело, возбужденно.
Buffo (буффо) — комический, смешной.
Cantabile (кантабиле) — певучий, связный стиль исполнения.
Con brio (кон брио) — обозначение выразительности: «живо».
Con moto (кон мото) — обозначение темпа и выразительности: «с движением».
Con fuoco (кон фуоко) — обозначение выразительности: «с огнем».
Crescendo (крещендо) — обозначение динамики: постепенное усиление громкости. Обозначается также вилочкой.
Da capo (да капо) — «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
Dal segno (даль сеньо) — «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака ; сокращенно D.S.
Divisi (дивизи) — указание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов.
Diminuendo (диминуэндо) — динамическое указание, аналогичное decrescendo.
Doloroso (долорозо) — указание выразительности: «скорбно».
Dolce (дольче) — указание выразительности: «нежно», «ласково».
Decrescendo (дэкрещендо) — динамическое указание: постепенное ослабление громкости. Обозначается также вилочкой.
Espressivo (эспрессиво) — выразительно.
Fine (фине) — конец (традиционное обозначение в партитуре).
Forte (форте) — обозначение выразительности: громко; сокращенно f.
Fortissimo (фортиссимо) — очень громко; сокращенно ff.
Glissando (глиссандо) — исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и т.д.
Grave (гравэ) — обозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно.
Giocoso (джокозо) — весело, игриво.
Larghetto (ларгетто) — 1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.
Largo (ларго) — буквально «широко»: 1) обозначение темпа; в общепринятом смысле — самый медленный темп из возможных; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.
Legato (легато) — обозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками.
Leggiero (леджиеро) — обозначение выразительности: легко, грациозно.
Lento (ленто) — обозначение темпа: медленно.
L»istesso tempo (листэссо тэмпо) — «в том же темпе»: обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности.
Ma non troppo (ма нон троппо) — не слишком; allegro ma non troppo — не слишком быстро.
Marcato (маркато) — обозначение выразительности: отчетливо, с ударением.
Meno (мэно) — «менее»; meno mosso (мэно моссо) — обозначение темпа: спокойнее, не так быстро.
Mezza voce (мецца воче) — вполголоса.
Mezzo forte (меццо фортэ) — не очень громко. сокращенно mf.
Mezzo piano (меццо пиано) — не очень тихо, сокращенно mp.
Moderato (модерато) — обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro.
Molto (мольто) — очень; обозначение темпа: molto adagio — обозначение темпа: очень медленно.
Non troppo (нон троппо) — не слишком; allegro ma non troppo — обозначение темпа: не слишком быстро.
Non legato (нон легато) — не связно.
Pesante (пезанте) — обозначение выразительности: тяжело.
Pianissimo (пианиссимо) — очень тихо; сокращенно: pp.
Piano (пиано) — тихо; сокращенно: p.
Piu (пиу) — больше; piu allegro — обозначение темпа: быстрее.
Poco a poco (поко а поко) — мало-по-малу, постепенно.
Portato (портато) — способ звукоизвлечения, между legato и staccato.
Prestissimo (прэстиссимо) — обозначение темпа: исключительно быстро; быстрее, чем presto.
Presto (прэсто) — обозначение темпа: очень быстро.
Rallentando (раллентандо) — обозначение темпа: постепенно замедляя.
Ritardando (ритардандо) — обозначение темпа: постепенно замедляя.
Ritenuto (ритенуто) — обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando.
Rubato (рубато) — гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности.
Scherzando (скэрцандо) — игриво.
Simile (симиле) — также.
Sostenuto (состэнуто) — обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу.
Sotto voce (сотто вочэ) — обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно.
Spiritoso (спиритозо) — с воодушевлением.
Staccato (стаккато) — отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения — legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой.
Segue (сэгуэ) — продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre).
Semplice (сэмпличэ) — обозначение выразительности: просто.
Sempre (сэмпрэ) — постоянно, всегда; sempre pianissimo — все время очень тихо.
Subito (субито) — внезапно, сразу.
Tutti (тутти) — все вместе; в барочной ансамблевой музыке термин относится ко всем исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром.
Tenuto (тэнуто) — выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности.
Tempo primo, Tempo I (темпо прима) — первоначальный темп, a tempo (а темпо) — в прежнем темпе.
Una corda (уна корда) — взять левую педаль.
Vivace (виваче) — обозначение темпа и выразительности: быстро, живо,скорее, чем Allegro, но менее скоро, чем Presto.
Vivo (виво) — живо.