Морфемы выделить что это
Разбор слов по составу
Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу. При затруднении с разбором прибегают к словарям морфемных разборов, печатным или электронным. Наш сайт содержит словарь морфемных разборов, включающий популярные в школьной программе слова и сложные слова из обихода. На сайте также содержится справочная информация: даются определения частей слов, объясняются способы словообразования, приводятся примеры.
В настоящий момент словарь содержит 100 000 морфемных разборов слов в начальной форме. Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах. Надеемся, что сайт поможет вам в подготовке домашних заданий.
План разбора
План разбора слова по составу состоит в следующем:
Примеры разборов
Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:
Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.
Особенности разборов
Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.
Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.
Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.
Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.
При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.
Морфемные словари
Среди печатных изданий словарей морфемных разборов, которые вы найдете в школьной библиотеке, можно выделить следующие:
В словарях морфемных разборов обычно деление на морфемы делается с помощью слешей: под/вод/н/ый, гор/а и т.д. В словаре Т.Ф. Ефремовой у группы слов с одинаковым корнем исходное слово записано полностью, а в образованных от него словах корневая морфема обозначается через знак V: лес, V-а, V-н-ой и т.д.
Что такое морфема в русском языке?
Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова.
Узнаем, что такое морфема в русском языке, какие бывают морфемы в слове, что они обозначают и как их выделить.
Слово «морфема» является лингвистическим термином, истоки которого найдем в греческом языке.
Что такое морфема?
Греческое слово morphe буквально значит «форма». Это слово применительно к языку имеет также значение «образ», «вид». Каждое слово имеет такой грамматический вид, который создают составляющие его части, причем имеющие не только грамматическое, но и лексическое значение, например:
в составе слова «прилетели» укажем следующие значимые части:
Дадим точное определение, что такое морфема.
Виды морфем
В русском языке различают несколько видов морфем:
При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.
Окончание
Окончание является словоизменительной морфемой: оно имеется в составе только изменяемых слов. Окончания выражают различные грамматические значения, например:
Основа слова
Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).
Например:
Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:
Например:
Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:
Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:
Корень — главная морфема слова
В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:
Аффиксальные морфемы
Различают два типа аффиксальных морфем (аффиксов): словообразующие и формообразующие.
Приставка
Словообразовательной морфемой является приставка, или по-латински префикс (praefixus — «прикрепленный впереди»). С помощью приставки можно образовать новые слова и выразить разные оттенки их значения, например:
В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.
Суффикс
Ряд суффиксов образуют формы слов, за что называются формообразующими, например:
В составе слов бывает один, два и даже три суффикса.
Суффиксы могут выражать субъективные оценки предметов, например:
Постфикс
Постфикс (лат. post — «после», fixus — «прикреплённый») — это служебная морфема, которая находится после всех других частей слова. Постфиксы как образуют новые слова, так и выражают грамматическое значение.
Например, постфиксы образуют новые слова:
Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:
При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:
Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:
Интерфиксы и соединительные гласные
Интерфиксы (лат. inter — «между», fixus — «прикреплённый») — структурные элементы слов, которые не выражают никаких значений, а выполняют только соединительную функцию между их частями. Интерфиксы и соединительные гласные находятся между корнями в составе сложных слов, например:
Видеоурок
Что такое морфема?
Содержание:
Морфема (от греч. morphe – форма) – это наименьшая неделимая единица языка, значимая часть слова, каждая из которых несет в себе смысловую нагрузку.
Раздел языкознания, изучающий морфемы, их виды, морфемное строение слова называется морфемикой.
Тесно связаны с морфемикой разделы «Словообразование» и «Орфография».
Словообразование изучает способы образования слов, в том числе с помощью морфем (морфологический способ).
Орфография – раздел языкознания, изучающий правила правописания слов. Орфографические правила объясняют условия выбора правильных написаний в морфемах слова.
Виды морфем (классификация)
Классификацию морфем можно представить в следующей схеме.
Формообразующие и словообразующие морфемы
Слова, образованные морфологическим способом, т.е. с помощью морфем, приобретают новое лексическое значение. Следовательно, морфемы, которые участвуют в образовании нового слова, называются словообразующими.
К словообразующим морфемам относятся
Окончание (флексия), некоторые суффиксы меняют форму слова, но не его лексическое значение. Такие морфемы называются формообразующими.
Окончание меняет форму падежа, числа, лица, рода. У неизменяемых слов окончания нет. Кроме того, окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Обязательные и необязательные морфемы
По положению и роли в слове морфемы делятся на обязательные и необязательные.
К обязательным морфемам относится корень.
Корень – значимая часть слова, которая несет в себе основное лексическое значение, повторяется в целом ряду слов, составляя ряд родственных слов.
Существуют корни-омонимы, которые одинаково пишутся, но имеют разное лексическое значение.
Аффиксы (от лат affixum, т.е. «прикрепленный») являются необязательными морфемами. К ним относятся приставка, суффикс, постфикс, окончанию
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Постфикс – значимая часть слова, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов.
Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит в конце слова и служит для образования новых форм слова.
Основа – часть слова без окончания.
Морфемный разбор слова
Морфемный анализ (разбор) слова – это разбор слова по составу.
Порядок морфемного разбора
Для чего нужно определить часть?
При определении части, определяем, есть ли в слове окончание. В неизменяемых частях речи окончания не существует.
В словах-омоформах (совпадающих по написанию в одной из грамматических форм) состав может быть абсолютно разный.
Прием для правильного выделения приставки и суффикса
Подберите слова с другими корнями, но с этими же приставками и суффиксами.
Морфемный разбор слова очень важен для формирования орфографических навыков. Умение вычленить все части слова поможет подобрать однокоренные слова, определить способ словообразования, составить словообразовательную цепочку.
При морфемном анализе необходимо определить часть речи слова, что заставляет вспомнить основные грамматические признаки каждой части речи.
При детальном разборе формируется грамотность, потому что проводится анализ орфограмм, которые находятся в отдельно взятой морфеме.
Орфограммы в корне:
Орфограммы в приставке:
Орфограммы в суффиксах:
Орфограммы в окончаниях:
Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики
Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.
Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.
Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).
Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.
Окончание
Теперь пошли лайфхаки.
Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.
Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».
Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.
В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.
Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.
Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.
«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.
«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.
Как запомнить, что «чь» – часть корня
Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.
То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.
Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.
Всё, с окончаниями закончили.
Основа
Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.
Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.
Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.
Корень
Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».
Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.
Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.
А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.
Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.
Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.
А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.
Вывод – корень «богат».
По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.
Приставка
Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».
Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».
Суффикс
Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.
Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».
«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.
«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».
Постфикс
Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:
Самая важная рекомендация
Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.
И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.
Полезные материалы по теме
Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.
Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.
Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.
Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.
Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.
Заключение
Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.
Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.
Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.
Морфемный анализ слова
Содержание:
Морфемный анализ слова – это разбор слова по составу.
Слово состоит из морфем, минимальных, неделимых значимых частей.
Морфемы слова
Корень – значимая часть слова, содержащая в себе основное лексическое значение; с помощью нее подбирается ряд однокоренных слов. При морфемном анализе выделяется значком . Слова, состоящие из двух корней, называются сложными.
Приставка – неизменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком .
В слове может быть одна, две и более (реже) приставки.
Слово может содержат более одного суффикса.
Окончание – изменяемая часть слова, стоящая после суффикса или корня (если нет суффикса) и служащая для образования форм одного и того же слова. При морфемном разборе обозначается значком .
Окончание может быть нулевым.
Основа – часть слова без окончания. При морфемном анализе обозначается значком .
Постфикс – часть слова, стоящая после окончания, служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значками .
Способы и принципы морфемного анализа
Для быстрого и правильного морфемного разбора необходимо придерживаться нескольких принципов.
1. Принадлежность к части речи. Изменяемость-неизменяемость слова. В неизменяемых словах полностью отсутствует флексия (окончание). Чтобы правильно ее выделить, необходимо изменить форму слова, не меняя значения:
наверно, быстро, учитывая – неизменяемые части речи
Морфемы могут различаться в зависимости от части речной принадлежности слова.
2. Подбор однокоренных слов. Нельзя забывать о существующей омонимии корней (одинаковое написание, но разное значение).
3. Необходимо указать, если в слове есть формообразующие аффиксы (служат для образования формы слова).
Короткий – короче – суффикс образует форму простой сравнительной степени
Служит, служил – суффикс образует форму прошедшего времени
4. Учитывать словообразовательные связи, т.е. для правильного вычленения морфем составить словообразовательную цепочку («способ матрешки»). Вычленять аффиксы, постепенно подбирая производящие основы для конкретного слова.
В данном примере словообразовательная цепочка помогла определить, что в слове льдинка – два суффикса, в слове снежинка один суффикс.
План морфемного анализа слова
Этапы морфемного анализа
(Как разобрать слово?)
Подберезовика
Схема (порядок) морфемного анализа
Окончание → основа слова → корень → приставка, суффикс, постфикс
Примеры морфемного анализа
Устный разбор
Класс – существительное, изменяется по родам, числам и падежам: класс-класса-классы. Окончание нулевое.
Все слово является основой – класс-.
Однокоренные слова: классный, классовый. Корень слова – класс-.
Словообразовательная цепочка: класс – классный – классовый. «Способ матрешки» (из большего – меньшее) применить нельзя, т.к. слово состоит из одного корня, основа является производной.
Письменный разбор
Примеры письменного разбора
(формообразующий суффикс –Л-)
(буква –Л- играет роль соединительной гласной – интерфикса, поэтому в основу слова не входит. Нельзя утверждать, что происходит чередование фонем –Б- и –БЛ-, т.к. ни в одной другой форме слова ЛЮБИТЬ такого чередования нет, только в форме 1 лица)