Морфологический принцип орфографии заключается в чем

Морфологический принцип русской орфографии – примеры

Морфологический принцип русской орфографии – основной, на котором строится правописание большинства слов в языке. В его основе лежит очень простое правило, однако из-за того, что этот принцип, пусть и главный, не является единственным, все несколько усложняется. На чем же зиждется морфологический принцип в русском языке и как он работает?

Морфологический принцип орфографии заключается в чем. Смотреть фото Морфологический принцип орфографии заключается в чем. Смотреть картинку Морфологический принцип орфографии заключается в чем. Картинка про Морфологический принцип орфографии заключается в чем. Фото Морфологический принцип орфографии заключается в чем

Основной постулат морфологического принципа русской орфографии и механизм его действия

Согласно этому принципу все значимые части слова (то есть не только корень, но также флексии, приставки и суффиксы), которые повторяются в разных словах, должны писаться единообразно вне зависимости от того, как они произносятся. Что это означает? Что и в слове садовник, где четко слышится д, и в слове сад, где на конце произносится т, корень будет писаться как “сад”.

В древнерусском языке, в отличие от современного русского, главенствовал фонетический принцип, то есть слова в большинстве своем писались так же, как и слышались. Ряд исторических языковых процессов привел к тому, что переход к морфологическому принципу написания, начавшийся в 16 веке, почти полностью завершился к 18-му.

Как морфологический принцип реализуется на практике

Рассматривая его, важно помнить несколько моментов. Первый – это то, что распространяется этот орфографический принцип на написание как согласных, так и гласных букв. Так, на этом принципе основано самое простое правило русской орфографии, которое дети в школе изучают одним из первых – о правописании безударных гласных. Тот факт, что его можно проверить, поставив гласную под ударение, а потом использовать на письме ту букву, которая слышится в ударном положении, то есть сделать написание корней единообразным – это и есть практическая реализация морфологического принципа.

Еще одним ярким примером его применения является правописание глухих и звонких согласных в корне слова, которое не зависит от их позиции.

Что необходимо для понимания морфологического принципа русской орфографии

Прежде всего, для его успешного понимания и применения на практике нужно хорошо разбираться в словообразовании – учащийся должен не только уметь расчленить слова на морфемы, но и понимать значение этих морфем.

Также важно знать, что этот принцип – самый логичный и последовательный из всех. так что его применение в том случае, когда нужно узнать, как пишется слово, практически не дает осечек.

Лингвисты подсчитали, что морфологическому принципу подчиняется целых 96% словарного состава русского языка, в то время как на долю остальных принципов приходится всего 4%.

Что мы узнали?

Что морфологический принцип является основным для русской орфографии – ему подчиняется 96% все слов. А это значит, что в большинстве случаев с помощью этого принципа можно проверить написание слова. Достаточно уметь расчленить его на морфемы и понимать, как эти морфемы пишутся. А все потому. что согласно морфологическому принципу правописания все части слова, которые имеют значение – то есть от корня до флексии, пишутся одинаково. На этом принципе основаны такие известные всем правила, как правописание безударных гласных в корне и правописание звонких и глухих согласных на конце слова. То есть его действие распространяется как на гласные, так и на согласные, которые используются в разных морфемах, включая приставки и суффиксы.

Источник

Морфологический принцип орфографии заключается в чем

Правила орфографии могут строиться на базе различных принципов – фонетического, традиционного и морфологического.

Например, ход – ходить – находка – выход

В различных фонетических положениях морфема ход – звучит по-разному, но в соответствии с морфологическим принципом всегда обозначается одними и теми же буквами.

Однако морфологический принцип не охватывает всех без исключения написаний. Есть случаи, когда написания не подчиняются ему и даже противоречат. Поэтому наряду с морфологическим выделяются: традиционное (историческое) написание, фонетическое и дифференцирующее.

Иногда эти написания называют этимологическими, т.к. они отражают историю слов. Но традиционные написания не всегда отражают этимологию слов, а часто прямо противоречат ей:

Традиционный принцип написания состоит в сохранении написаний, не объяснимых с точки зрения современного произношения или современного строения слова. Эти написания запоминаются.

Фонетический определяет такое письмо, в котором буквами последовательно принцип обозначаются реально произносимые в каждом конкретном случаи звуки, т.е. опорой для правописания является произношение. Фонетический принцип используется в сербском, белорусском, частично в русском языках. По этому принципу в русском языке пишутся: а) конечные согласные в приставках на з/ c : безоблачный, безрадостный, бесполезный ;

б) правописание о или а, в приставке раз- – рас-, роз- – рос-

розыск – разыскать, россыпь – рассыпать ; в) ы после ц: цыган, огурцы, синицын.

Дифференцирующее написание – это написание двух слов или форм, которые фонетически совпадают, но имеют разные значения, т.е. являются омофонами:

рос (роса) – роз (роза), стыла – (стыть ) – с тыла (тыл), поджог (сущ.)- поджег (глагол).

Кроме правил передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем, орфография изучает также правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных и строчных букв, правила переноса слов с одной строки на другую, также правила графического сокращения слов.

Источник

Морфологический принцип русской орфографии

Впрочем, применить их на практике не в силах даже он. Судите сами: «Через дефис пишутся сложные терминологические образования, называющие различные сорта тканей: креп-армюр, креп-гофре, креп-диагональ (но: крепдешин, файдешин, фильдекос, фильдеперс)».

Избежать подобных благоглупостей можно лишь одним способом: поняв ту внутреннюю логику, на стержень которой нанизаны все частные орфографические и пунктуационные правила и рекомендации по написанию. То есть, иначе говоря, достичь вершин не только знания, но и осознания.

Ведущим орфографическим принципом нашего письма является так называемый морфологический (или морфемный) принцип, суть которого состоит в следующем: необходимо сохранять единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении. И это необычайно важно вот по какой причине: слово складывается из морфем, как дом из отдельных кирпичиков, и в каждой из таких частей заложена определенная информация о его значении и грамматических свойствах.

Приведем несколько примеров. Самые простые:

2. Объясните, как различия в правописании этих слов связаны с различиями в их словообразовании и морфемном составе.

План словообразовательного анализа

Сделайте морфологический разбор следующих слов и на основе выявления грамматического значения отдельных частей этих слов дайте объяснение их правописания: увлечься, объясняемого, тушью, по извозчичьей привычке, пишите правильно, гостиный, изредка, пространственный, хочешь, настежь, башенный, впоследствии, нежданный, развешенные.

Морфологический принцип русской орфографии столь логичен и в целом последователен, что практически не знает исключений. (Подсчитано, что в текстах на русском языке этому принципу отвечает 96 % написаний.) Легко можно себе представить, какую бурю возмущения вызовет это безапелляционное заявление у прилежных читателей грамматических справочников, где едва ли не каждое правило сопровождается длинным списком примечаний и исключений, стыдливо сжавшихся в мелкие строчки петита. Однако большинство из этих кажущихся на первый взгляд аномальными написаний отнюдь не являются исключениями. Они появились на свет в результате действия некоторых ограничений и нарушений морфологического принципа, которые, в свою очередь, тоже имеют свою историческую закономерность и подчиняются логике многовекового развития самой системы нашего языка.

Источник

Принципы русской орфографической системы

Принципы русской орфографической системы

Морфологический принцип, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. На морфологическом принципе основываются следующие орфографические правила:

Фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Фонетический принцип (или фонетические написания) заключается в том, что написание передает звучание слова, буквой в данном случае обозначается не фонема, а звук. Фонетические написания близки к фонетический транскрипции (как известно, транскрипция – это передача звучащей речи на письме). В современном письме немало таких написаний, в которых не возникает расхож­дений между звучанием и письмом: луна, шли, стол, туман, крыли, конь
К фонетическим написаниям относятся:

Традиционный (исторический) принцип русской орфографии заключается в том, что то или иное написание обусловлено законами языка на определенном этапе его исторического развития. В современном языке такие написания сохраняются по традиции. Традиционный принцип заключается в том, что он отражает написание фонем в слабых позициях: звуки обозначаются одной из ряда возможных букв.
К традиционным (историческим) написаниям относятся следующие:

Дифференцирующие (смысловой) различающиеся написания объясняют правописание различных по смыслу слов и словоформ, относящихся к омонимам. Именно благодаря наличию дифференцирующих написаний различаются омонимы, омоформы, омофоны. Так, например, написание букв а или о помогает понять, в каком значении употреблены слова кампания «событие, мероприятие» и компания (группа людей). Значение омонимов может различаться написанием одиночной и удвоенной буквы: бал (праздничный вечер) и балл (оценка); написанием прописной и строчной букв: Роман (мужское имя) и роман (литературный жанр), Орел (город) и орел (птица) и т. п.
К числу дифференцирующих относятся следующие написания:

Морфологический принцип орфографии заключается в чем. Смотреть фото Морфологический принцип орфографии заключается в чем. Смотреть картинку Морфологический принцип орфографии заключается в чем. Картинка про Морфологический принцип орфографии заключается в чем. Фото Морфологический принцип орфографии заключается в чем
Тесты на тему Принципы русской орфографии

Тест на тему Фонетический принцип орфографии
Тест на тему Морфологический принцип орфографии
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Орфография в табл.», «Таблицы«, «Орфографический разбор«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Морфологический принцип русской орфографии

В русском письме ведущим принципом правописания отдельного слова является не фонетический (хотя фонети­ческие написания имеются) и не традиционный (хотя и такие написания есть), а морфологический. Например, зву­ковой облик корня столб может меняться (ср.: столбик и столбсто’л[п], столбы—ст[а]лбы’, столбовойст[ълба]во’й); графический же вид этого корня на письме сохраняется неизменным.

На основе морфологического принципа сфор­мулировано главное правило правописания гласных и со­гласных: в безударном положении пишется та гласная буква, которая выступает в данном корне под ударением; истинный характер согласной буквы является в положении перед гласными и сонорными согласными.

Единство написания при разнице в произношении распространяется и на приставки. Так, неударная приставка под- имеет разные произносительные варианты: подре’зать [пад], подлоко’тник [пъд], подши’ть [пат], подхвати’ть [път]. Но на письме, согласно морфологическому принципу, эти варианты приставки обозначаются во всех случаях одними и теми же буквами (потому что есть опорные написания данной приставки, ср. по’дданный)…

В написании суффиксов также осуществляется принцип обозначения неударяемой гласной в соответствии с тем, какая буква пишется, если этот слог выступает под ударе­нием. Например, в словах горо’ховый, ли’повый, оре’ховый в безударном положении пишется -ов-, потому что есть удар­ный вариант (ср. дубо’вый)…

Безударные окончания существительных обозначаются так же, как и ударные, хотя гласные в безударном положе­нии произносятся иначе; ср.: стено’й—ми’ной, на стене’— на ми’не, под окно’м — под не’бом, на стола’х — на па’льцах. Следует отметить, что безударные гласные в суффиксах и окончаниях далеко не всегда имеют опорные варианты, что создает определенные трудности и заставляет иметь в орфографии дополнительные правила и рекомендации.

Морфологический принцип как ведущий принцип напи­сания слов представляет собой ценнейшее качество нашей орфографии. Во-первых, огромное количество написании (около 90% 28 ) сохраняет связь с произношением. Во-вторых, морфологический принцип письма направляет внима­ние на лексически значимые элементы языка. В-третьих, морфологическое письмо позволяет без всяких затруднений оформлять новые слова языка и авторские неологизмы: прилуниться, программирование… В-четвертых, обра­щение к морфемам помогает понять, как образовано данное слово. В-пятых, единообразное оформление слов на письме способствует распространению и укреплению литературного языка как высшего достижения речевой культуры народа.

Фонетические написания

Целый ряд корней, приставок, суффиксов, окончаний в русском языке пишется по фонетическому прин­ципу. В результате одна и та же морфема в разных случаях своего употребления пишется по-разному.

1. Наиболее последовательно фонетический принцип проводится при написании приставок, оканчивающихся на з: без-, воз-, из-, низ-, раз-, чрез-/через-. Конечный звук [з] в этих приставках перед глухими согласными корня оглушается, что и находит отражение на письме; ср.: без­думный — бесталанный, возглавить — воскликнуть, из­дать — истолковать, низвергать — ниспосланный, раз­бить — расформировать, чрезмерный — чересчур.

Таким образом, приставки без-, воз-, из-, низ-, чрез-/через- имеют двоякий графический облик. Что же касается при­ставки раз-, то она выступает в четырех вариантах, в силу того что на письме отражается не только чередование [з]/[с], но и чередование [а]/[о]: разда’ть — ро’зданный, распи’ска — ро’спись.

2. В соответствии с произношением пишется ы вместо и в корнях после приставок на согласный: изыскать, подыг­рать, предыстория. Но в этом случае фонетический прин­цип проводится непоследовательно: после иноязычных при­ставок контр-, пан-, суб-, транс- и др., а также после русских приставок меж— и сверх— буква и корня сохраняется: контригра, панисламизм, субинспектор, трансиндийский, межинститутский, сверхинтеллигентный.

3. К фонетическим написаниям относятся и орфографи­ческие варианты таких корней, как: расти’, нараще’ние — рос, рост; заря’, зарни’ца — зо’ри, зо’рька; скака’ть, скаку’н…

5. Фонетическим считается и написание в одних слу­чаях о, в других е после шипящих и ц в падежных оконча­ниях существительных и прилагательных: межо’й — ко’жей, мечо’м — не’учем, шалашо’м — макинто’шем, свинцо’м — со’л­нцем, о большо’м — о бо’льшем.

Имеются в языке и другие фонетические написания. Некоторые из них представлены единичными случаями: кристальный, кристальность, кристально (но кристалл, кристаллизация и все другие слова этого корня), затхлый (но задохнуться>, городошник (но городок) и др.

Беспроверочные написания

К беспроверочным относятся такие написания, которые не объясняются современным произношением, для которых нельзя найти в современном русском языке «контрольных» слов и форм. С точки зрения современных языковых законо­мерностей (фонетики, грамматики) невозможно объяснить, почему в словах болта’ть, морко’вь, соба’ка и др. пишется буква о, а в таких словах, как бараба’н, лапша’, нали’м и др., пишется буква а. Нельзя проверить и написание непроиз­носимых согласных в существительных лестница, чувство и др.

В современной орфографии целый ряд беспроверочных написаний является «отзвуком»

истории (поэтому подобные случаи называют историческими или традиционными). В прошлом многие подобные написания соответствовали произношению, но вследствие изменения звукового строя их правописание потеряло опору в русской языковой си­стеме. И сейчас, чтобы понять, почему то или другое слово пишется так, а не иначе, необходимы справки по истории языка и письма. Например, по законам русской графики буква и должна писаться только после мягких согласных (ср.: был — бил, мыл — мил); употребление же этой буквы после ж, щ, ц (жить, шить, цинк) не соответствует совре­менному произношению. Но этот факт находит объяснение в истории языка. В древнерусском языке звуки [ж], [ш], [ц] были мягкими, поэтому написание после них буквы и было закономерным (отражало произношение). К XVI в. [ж], [ш], [ц] отвердели, и, значит, после них стал произноситься звук [ы], по традиции же после этих согласных продолжает писаться буква и.

Но исторические написания могут и не соответствовать этимологии слова. Так, этимологически правильным было бы написание буквы о в словах кавычки, калач, карман, паром, стакан (в древнерусском языке в соответствии с произношением они писались ковычка, колач, корман, порол, стакан). Буква а не является исконной в этих словах, она начала писаться под влиянием аканья — процесса, который возник в устной речи. «Акающее» напи­сание сохранилось до настоящего времени. С точки зрения современных законов правописания кавычка, калач и др. являются беспроверочными, так как невозможно найти такие слова и формы, в которых бы «сомнительная» глас­ная а проверялась соответствующим звуком под ударением. История каждого такого написания важна только для теории орфографии. При овладении же правильным письмом беспроверочные случаи необходимо просто запо­минать.

Среди беспроверочных написаний много заимствованных слов: ацидофилин, интеллигент, панорама и др. Как пра­вило, в этих словах «сомнительными» оказываются гласные буквы. Но большие сомнения вызывает в заимствованных словах и написание согласных, в частности одной или двух одинаковых согласных: гуманизм, колоссальный, терраса и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *