Морфология и анатомия что это

Анатомия и морфология человека

Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием условий существования.

Свое название она получила от метода исследования – рассечение, или препарирования (греч. anatemno – рассекаю), который был сначала единственным, а затем главным в изучении строения тела. На современном этапе развития науки различают анатомию:

. систематическую, изучающую организм по системам (костная, мышечная, сердечнососудистая и т.п.);

. топографическую, рассматривающую на основе уже известных фактов систематической анатомии пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела;

. пластическую, которая объясняет внешние формы и пропорции тела;

. возрастную, исследующую изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма;

. сравнительную, изучающую структурные преобразования сходных органов у разных животных;

. функциональную, рассматривающую структуры отдельных частей организма под углом зрения выполняемых ими функций.

Программа обучения по специальности

Строение и возрастные изменения органов и их систем: опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, нервная, пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная, эндокринная, репродуктивная системы, система кожных покровов.

Макрои микроскопическое строение органов. Влияние факторов среды на анатомическую изменчивость организма человека. Филогенез органов и их систем.

Анатомия, как и другие морфологические науки, относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строения живой материи на различных уровнях ее организации. Она вооружает учащихся знаниями о строении человека – объекта их будущей практической деятельности. Раскрывая своеобразие структур человеческого тела, анатомия разъясняет значение специфической приспособляемости к общественному труду, которая характеризует человека и, следовательно, способствует формированию материалистического мировоззрения.

1. Общие принципы строения пищеварительной системы и ее функциональное значение. Строение стенки трубчатых органов, их кровоснабжение и иннервация

2. Общая характеристика сердечно-сосудистой системы. Сердечно-сосудистая система человека, виды сосудов, строение их стенок. Основные сосуды головы, туловища, конечностей. Сосуды сердца.

3. Мышечная системы человека и ее функциональное значение, виды мышечных тканей, составляющие ее. Основные элементы скелетной мышцы как органа. Вспомогательные аппараты мышц. Функциональные группы мышц на теле человека.

4. ЦНС человека. Спинной мозг и его отделы и их расположение. Строение серого вещества спинного мозга и его назначение. Строение белого вещества спинного мозга, выполняющего восходящую и нисходящую функции

5. Эндокринная система человека и ее функциональное значение. Характеристика железистого эпителия. Характерные признаки желез внутренней секреции. Примеры желез внутренней секреции. Железы смешанной секреции и их назначение в организме человека

Содержание ответов на теоретические вопросы и их критерии:

Вопрос 1 Пищеварительная система человека, ее отделы, их строение, отличительные функции отделов. Большие пищеварительные железы, особенности их строения и направления их протоков. Определение пищеварительной системы человека. Строение и функции отделов передней части пищеварительной трубки. Строение и функции отделов средней части пищеварительной трубки. Строение и функции отделов задней части пищеварительной трубки. Строение печени, поджелудочной и слюнных желез, направление их протоков в полости пищеварительной трубки.

Вопрос 2 Сердечно-сосудистая система человека, виды сосудов, строение их стенок. Основные сосуды головы, туловища, конечностей. Сосуды сердца. Определение сердечно-сосудистой системы и ее замкнутый характер. Строение и значение артерий, вен, капилляров. Крупные артерии и вены туловища, головы шеи. Кровоснабжение конечностей. Главные сосуды сердца, их начало и область оттока.

Вопрос 4 ЦНС человека. Спинной мозг и его отделы и их расположение. Строение серого вещества спинного мозга и его назначение. Строение белого вещества спинного мозга, выполняющего восходящую и нисходящую функции. Определение ЦНС. Отделы спинного мозга и их расположение. Передние, задние, средние рога серого вещества, центральная часть. Восходящие пути спинного мозга. Нисходящие пути спинного мозга.

Вопрос 5 Эндокринная система человека и ее функциональное значение. Характеристика железистого эпителия. Характерные признаки желез внутренней секреции. Примеры желез внутренней секреции. Железы смешанной секреции и их назначение в организме человека. Понятие эндокринной системы человека. Функциональное значение эндокринной системы. Характеристика железистого эпителия. Характерные признаки желез внутренней секреции. Примеры желез внутренней секреции. Примеры желез смешанной секреции и их назначение.

1. Найти среди предложенных костей позвоночного столба представителей из различных отделов и разложить их, соблюдая последовательность их в отделах.

2. На представленном черепе найти воздухоносные пазухи костей, показать их и назвать их функциональное значение.

3. Найти под микроскопом среди предложенных тканей препарат эпителия почечных канальцев, рассказать с какой функцией связано такое строение данной трубки.

4. На муляже сердца найти место расположения овального окошечка и рассказать его происхождение.

Содержание ответов на практические вопросы и их критерии

Вопрос 1 Дать название структурной части кости, покрывающей ее с наружи. Отметить двухслойное строение, из каких волокон состоит, что к нему прикрепляется. Как называется внутренний слой. Чем богат внутренний слой. За счет какого слоя происходит рост костей в толщину.

Вопрос 3 Что такое перикард? Из какой ткани он состоит? Какую функцию по отношению к сердцу выполняет. Что находится между перикардом и эпикардом, чем заполнена. Что представляет собой эпикард, из какого слоя состоит, с чем срастается. Что такое миокард, где находится, из какой ткани состоит? Толщина слоя в предсердиях и желудочках? Чем образована перегородка внутри сердца. Что представляет собой эндокард, из какой основной ткани состоит, элементы какой ткани также входят в его состав? Какое отношение он имеет к клапанам сердца, как осуществляется его питание?

Вопрос 4 Назвать три оболочки мозга, какая из них прилежит к наружной части мозга, какой тканью она образована, чем богата и какую функцию выполняет. Как называется средняя оболочка, из какой ткани она состоит, заходит ли она в борозды и извилины мозга. Как называется пространство, расположенное под средней оболочкой мозга, чем оно заполнено. Где находится твердая мозговая оболочка, какой тканью она образована, какие структуры она образует и какую функцию выполняет? Где находятся синусы или пазухи, какую роль и функцию они выполняют, куда открываются. Как называется пространство между наружной и средней оболочкам? Что в нем находится.

Общие анатомические вопросы

Источник

Методы антропологии: Анатомия, морфология, физиология и генетика

Морфология и анатомия что это. Смотреть фото Морфология и анатомия что это. Смотреть картинку Морфология и анатомия что это. Картинка про Морфология и анатомия что это. Фото Морфология и анатомия что это

Морфология и анатомия что это. Смотреть фото Морфология и анатомия что это. Смотреть картинку Морфология и анатомия что это. Картинка про Морфология и анатомия что это. Фото Морфология и анатомия что это

Специально для портала «Антропогенез.РУ».
Авторский проект С.Дробышевского. Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Великим фундаментом антропологии является анатомия, надстройкой к ней является морфология, их оживляет физиология, а надежду на будущее даёт генетика.

Анатомия – наука, изучающая план строения тела, в нашем случае – человеческого или обезьяньего.

Морфология – наука, изучающая изменчивость строения тела.

Физиология – наука, изучающая работу органов и систем органов.

Генетика – наука, изучающая код, которым в наследственном аппарате записана информация о строении, функционировании и поведении организма.

Чаще всего неспециалисты путают анатомию и морфологию. В действительности, их различия просты и очевидны. Анатомия – это глобальный список того, что есть. Морфология – это ещё более глобальный список того, каким это что-то может быть, надстройка над анатомией, изучающая изменчивость этой анатомии. Например, анатомия гласит, что на руке пять пальцев, в каждом пальце столько-то фаланг, есть такие-то нервы и этакие-то мускулы. Мофология гласит, что пальцы могут быть короткие и толстые, могут быть длинные и узкие, сосуды могут ветвиться так, а могут и эдак. Физиология гласит, что приводит в движение пальцы, какие биохимические процессы при этом задействуются. Генетика говорит, что число и форма пальцев закодированы в таких-то генах.

Эти четыре науки являются базисными для всей антропологии и для антропогенеза в частности.

Смежными науками являются также эмбриология и молекулярная биология.

Эмбриология – наука о ранних стадиях формирования организмов, для человека – до момента рождения.

Молекулярная биология – наука, во многом связанная с генетикой, но изучающая в основном практические, прикладные стороны влияния генотипа на организм (прикладные не с точки зрения меркантильных интересов людей, а с точки зрения самого организма) – связь генов и белков, строение и функции ферментов, гормонов и прочих активных веществ в организме.

Эмбриология в исследованиях по антропогенезу задействуется довольно редко, в силу свой специфики и специфики палеоантропологических материалов. Однако она имеет замечательное иллюстративное значение. В союзе с генетикой эмбриология даёт понимание единства всех живых организмов, а уж родство человека с остальными приматами тут просто очевидно.

Молекулярная биология, бурно развивающаяся в последние десятилетия, в настоящее время во многих странах даже начинает вытеснять классическую антропологию (по крайней мере – расоведение). Анализ внешних признаков, преобладавший в антропологии в прошлом, постепенно сменяется анализом первопричин этих признаков на молекулярном уровне. Однако, антропогенез ещё очень далёк от поглощения «молекулярщиками», даже блестящие эксперименты по выделению и исследованию ДНК неандертальцев пока не дали принципиально новых знаний о них в сравнении с классическими морфологическими и археологическими исследованиями («молекулярщики», ясно, с этим не согласятся).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *