Морозов сорочишка чему учит рассказ

Морозов сорочишка чему учит рассказ

Член Со­ю­за жур­на­ли­стов СССР

Член Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии (1992)

Ав­тор книг о при­ро­де для де­тей и взрос­лых

«Сле­дуя луч­шим тра­ди­ци­ям рус­ской клас­си­че­ской про­зы,

В. Мо­ро­зов до­стой­но пред­став­ля­ет се­го­дня на­шу ли­те­ра­ту­ру о при­ро­де и че­ло­ве­ке».

В. Поз­де­ев, док­тор фило­ло­ги­че­ских на­ук

Вла­ди­мир Иго­ре­вич Мо­ро­зов ро­дил­ся 14 июня 1953 го­да в ста­рин­ном се­ле Кыр­ча­ны Но­лин­ско­го рай­о­на Ки­ров­ской об­ла­сти. Отец ра­бо­тал лес­ни­ком, дед был за­яд­лым охот­ни­ком, а ма­ма пре­по­да­ва­ла в шко­ле рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ру. При­бавь­те к это­му, что се­ло Кыр­ча­ны — край лес­ной и вы пой­мё­те, что опре­де­ли­ло вы­бор про­фес­сии Вла­ди­ми­ра Мо­ро­зо­ва. Отец и дед на­учи­ли его по­ни­мать и лю­бить лес­ную жизнь, на­учи­ли быть в ле­су вни­ма­тель­ным и зор­ким, а ма­ма при­ви­ла лю­бовь к чте­нию. В дет­стве бу­ду­щий пи­са­тель чи­тал книж­ки не про вой­ну и при­клю­че­ния, а про то и тех, кто в ле­су жи­вёт и что в ле­су рас­тёт: про де­ре­вья, жи­вот­ных и птиц. Од­ной из лю­би­мых книг был кни­га Ни­ко­лая Вер­зи­ли­на «По сле­дам Ро­бин­зо­на». По­сле шко­лы Вла­ди­мир Иго­ре­вич по­сту­пил в Ле­нин­град­скую ле­со­тех­ни­че­скую ака­де­мию, а по­сле её окон­ча­ния за­ни­мал­ся на­уч­ной де­я­тель­но­стью в НИИ лес­ной ге­не­ти­ки и се­лек­ции, был ин­же­не­ром охра­ны и за­щи­ты ле­са, лес­ни­чим, ди­рек­то­ром, а по­сле при­ня­тия в Со­юз пи­са­те­лей – про­стым лес­ни­ком. Окон­чил выс­шие ли­те­ра­тур­ные кур­сы.

О лю­би­мом за­ня­тии го­во­рит так:

«Все­гда лю­бил про­сто бро­дить по ле­сам, лу­гам, по­лям и про­чим про­сто­рам на­шей необъ­ят­ной Ро­ди­ны. Но ходь­ба без смыс­ла бы­ва­ет непо­нят­на окру­жа­ю­щим, по­то­му веч­но при­ду­мы­вал се­бе ка­кую ни-то ра­бо­ту: охо­та, ры­бал­ка, сбор гри­бов, ягод. Ве­рен это­му за­ня­тию (брож­де­нию) по сей день».

Ещё со шко­лы хо­те­лось пи­сать са­мо­му. Ко­гда бро­дил по ле­су, при­ду­мы­вал пер­вые сти­хи — риф­мов­ки, но по­этом не стал. Пер­вые пуб­ли­ка­ции бы­ли на­уч­ны­ми: в по­ру, ра­бо­ты в Ки­ров­ской лес­ной се­лек­ци­он­ной ла­бо­ра­то­рии Цен­траль­но­го НИИ лес­ной ге­не­ти­ки и се­лек­ции, опуб­ли­ко­вал пол­то­ра де­сят­ка на­уч­ных ста­тей. По­том бы­ла ра­бо­та соб­ствен­ным кор­ре­спон­ден­том «Лес­ной га­зе­ты», ста­тьи и очер­ки по лес­ным те­мам в га­зе­тах «Ки­ров­ская прав­да», «Ком­со­моль­ское пле­мя», «Лес­ная про­мыш­лен­ность».

Пер­вая пи­са­тель­ская пуб­ли­ка­ция про­шла в га­зе­те «Ки­ро­вец» Ки­ро­во-Че­пец­ко­го рай­о­на, под­пи­сан­ная псев­до­ни­мом В. Вят­кин. Пер­вая пуб­ли­ка­ция в цен­траль­ном из­да­нии бы­ла в мос­ков­ском аль­ма­на­хе «Ис­ток» (1985). Рас­сказ на­зы­вал­ся «Во­ро­на и со­ро­ка». По­сле этой пуб­ли­ка­ции рас­ска­зы, за­ри­сов­ки Вла­ди­ми­ра Мо­ро­зо­ва ста­ли пуб­ли­ко­вать­ся в жур­на­лах «Юный на­ту­ра­лист», «Мур­зил­ка», «Ко­стёр», «Пи­о­нер», «Юность».

Позд­нее рас­сказ «Во­ро­на и со­ро­ка» вой­дёт в книж­ку «Со­ро­чиш­ка», ма­лень­кую по­весть в лес­ных диа­ло­гах. Ки­ров­ские чи­та­те­ли по­зна­ко­ми­лись с ге­ро­я­ми этой книж­ки и узна­ли про сме­лую ма­лень­кую со­ро­чиш­ку, вы­пав­шую из гнез­да, в 1992 го­ду. С то­го вре­ме­ни кни­га по­лю­би­лась чи­та­те­лям и бы­ла пе­ре­из­да­на в 2017 го­ду.

«Слу­ча­ет­ся, при­гла­ша­ют ме­ня в шко­лу к уче­ни­кам на­чаль­ных клас­сов. Зо­вут как пи­са­те­ля и как лес­ни­ка. По­чи­тать свои бы­ли и по­ба­сен­ки, по­ве­дать раз­но­об­раз­ные слу­чаи из лес­ной жиз­ни. Школь­ни­ки — на­род лю­бо­пыт­ный. На встре­чах не стес­ня­ют­ся, за­да­ют все­воз­мож­ные во­про­сы. А я от­ве­чаю. Бы­ва­ет, и сам спра­ши­ваю ре­бя­ти­шек. Ин­те­ре­су­юсь: что и как они зна­ют о ле­се и его оби­та­те­лях. Прав­да, ча­ще все­го на свои во­про­сы сам же и от­ве­чаю. По­то­му и воз­ник­ла мысль сов­ме­стить две мо­их про­фес­сии: пи­са­те­ля и лес­ни­ка. Сел я то­гда и на­пи­сал эту кни­гу».

«На лес­ной до­ро­ге я встре­тил жа­бу. Боль­шая и се­рая, она уны­ло си­де­ла меж­ду ко­ле­я­ми на при­мя­той сне­гом тра­ве. Туск­лая, слов­но бы под­вя­лен­ная, жа­бья шкур­ка ещё хра­ни­ла от­чёт­ли­вые сле­ды ко­реш­ков и тра­ви­нок той коч­ки, что бы­ла жа­бе до­мом эту зи­му. Ма­ло то­го, на спине пу­те­ше­ствен­ни­цы, пря­мо вдоль хреб­та, проч­но при­лип­нув к кож, ле­жа­ла уз­кая жёл­тая бы­лин­ка. Ве­те­рок ше­ве­лил сво­бод­ный ко­нец тра­вин­ки, слов­но плю­маж над го­ло­вой сред­не­ве­ко­во­го ры­ца­ря. Жа­ба и впрямь по­хо­ди­ла на за­ко­ван­но­го в же­лез­ные ла­ты бой­ца, толь­ко что по­тер­пев­ше­го по­ра­же­ние».

Яр­кие и точ­ные кар­ти­ны опи­са­ния при­ро­ды в кни­гах Вла­ди­ми­ра Мо­ро­зо­ва мо­гут вы­звать у ре­бён­ка же­ла­ние взять в ру­ки ки­сточ­ку или ка­ран­даш и изоб­ра­зить на бу­ма­ге опи­сан­ную ав­то­ром кар­тин­ку, нуж­но толь­ко под­ска­зать это ма­лень­ко­му чи­та­те­лю. По­то­му мно­гие кни­ги пи­са­те­ля Мо­ро­зо­ва сле­ду­ет вклю­чить в спи­сок «Для се­мей­но­го чте­ния».

Со­ба­ки — осо­бая те­ма для охот­ни­ка и пи­са­те­ля. С юмо­ром и лю­бо­вью пи­шет Вла­ди­мир Иго­ре­вич об Ато­се, со­ба­ке фокс­те­рье­ре, про­яв­ля­ю­щем «чу­де­са вер­но­под­дан­но­сти». Кни­га так и на­зы­ва­ет­ся «Атос».

В дав­ние вре­ме­на жи­ли на Вят­ке лю­ди, ко­то­рые сказ­ки зна­ли, и каж­дый по-сво­е­му их ска­зы­вал. Ес­ли бы совре­мен­но­му че­ло­ве­ку при­шлось по­слу­шать та­ких ска­зоч­ни­ков, то он бы ма­ло что по­нял из его ре­чи. Из­ме­нил­ся наш язык с то­го вре­ме­ни, мно­гие ста­рые сло­ва во­все за­бы­лись, но ис­то­рия на­ше­го края без этих ска­зок не пол­ная бу­дет. Как быть? Вот и ре­шил Вла­ди­мир Иго­ре­вич пе­ре­ска­зать ста­рин­ные вят­ские сказ­ки (те, что со­би­рал из­вест­ный эт­но­граф К. Д. Зе­ле­нин) на совре­мен­ный лад, чтобы всем по­нят­но бы­ло. Глав­ный ге­рой «Сол­дат­ских ска­зок» – вят­ский на­ход­чи­вый сол­дат. Вят­ские лю­ди лю­би­ли над со­бой по­сме­ять­ся, мо­жет быть, по­это­му в сказ­ках мно­го юмо­ра.

Но здесь сле­ду­ет сде­лать неболь­шое за­ме­ча­ние. Ес­ли стар­ше­класс­ни­ки, да­же де­ти сред­не­го школь­но­го воз­рас­та мо­гут чи­тать эту кни­гу са­мо­сто­я­тель­но, то уче­ни­кам на­чаль­ных клас­сов и до­школь­ни­кам по­тре­бу­ет­ся по­мощь взрос­лых (хо­тя бы по­то­му, что кни­га из­да­на по-взрос­ло­му: мел­кий шрифт, от­сут­ствие ил­лю­стра­ций).

А это зна­чит, что кни­га «Рас­ска­зы лес­ни­че­го» хо­ро­ша для се­мей­но­го чте­ния.

В 2013 го­ду в Ки­ро­ве был из­дан сбор­ник про­зы Вла­ди­ми­ра Мо­ро­зо­ва «Са­му­рай». В него во­шли как ра­нее опуб­ли­ко­ван­ные про­из­ве­де­ния «В ночь пол­но­лу­ния», «Ча­сы» и но­вая по­весть «Са­му­рай». По­весть ин­те­рес­на и необыч­на, за­тра­ги­ва­ет те­му хри­сти­ан­ско­го ре­а­лиз­ма, к ко­то­рой ав­тор уже об­ра­щал­ся в кни­ге «По­со­лонь». Адре­со­ва­на кни­га мас­со­во­му (взрос­ло­му) чи­та­те­лю.

В за­клю­че­ние на­зо­вём ещё две очень цен­ные для на­шей об­ла­сти кни­ги, в ко­то­рых пи­са­тель Мо­ро­зов яв­ля­ет­ся од­ним из ав­то­ров. Это кни­га «Об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Ки­ров­ское об­ласт­ное об­ще­ство охот­ни­ков и ры­бо­ло­вов»- 60 лет» (2005) и кни­га «Ис­то­рия ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия лес­но­го хо­зяй­ства Ки­ров­ской об­ла­сти» (2006).

Вла­ди­мир Иго­ре­вич несколь­ко лет ру­ко­во­дил об­ласт­ным ли­те­ра­тур­ным объ­еди­не­ни­ем «Мо­ло­дость». За это вре­мя бы­ла воз­вра­ще­на тра­ди­ция вы­пус­ка по­э­ти­че­ских сбор­ни­ков «Мо­ло­дость». Несколь­ко лет он воз­глав­лял Ки­ров­ское об­ласт­ное от­де­ле­ние Об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Со­юз пи­са­те­лей Рос­сии» и мно­го де­лал для то­го, чтобы кни­ги ки­ров­ских пи­са­те­лей из­да­ва­лись. По ини­ци­а­ти­ве и при со­дей­ствии Мо­ро­зо­ва вы­хо­дит на­уч­но-по­пуляр­ный аль­ма­нах об­ласт­ной биб­лио­те­ки име­ни Гер­це­на «Гер­цен­ка. Вят­ские за­пис­ки» (он яв­ля­ет­ся ре­дак­то­ром это­го сбор­ни­ка).

В. И. Мо­ро­зов на­граж­дён зна­ком Ми­ни­стер­ства куль­ту­ры Рос­сии «За до­сти­же­ния в куль­ту­ре» (2003). Он ла­у­ре­ат пре­мии Ки­ров­ской об­ла­сти по ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ству (2004), (2010), (2017). Кни­ги пи­са­те­ля Мо­ро­зо­ва от­ме­че­ны ди­пло­ма­ми об­ласт­ных ли­те­ра­тур­ных пре­мий име­ни пи­са­те­ля Л. В. Дья­ко­но­ва (2001 г.) и по­эта Н. А. За­бо­лоц­ко­го (2004 г.).

Вла­ди­мир Иго­ре­вич — боль­шой друг на­шей биб­лио­те­ки (об­ласт­ной биб­лио­те­ки для де­тей и юно­ше­ства им. А. С. Гри­на). Он по­мо­га­ет со­труд­ни­кам в ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­нии об­ласт­ных кон­кур­сов, ак­ций в за­щи­ту при­ро­ды. По его ини­ци­а­ти­ве бы­ло сде­ла­но из­да­ние хре­сто­ма­тии «Кни­га вят­ская для де­тей» (2002). Он был ини­ци­а­то­ром вы­пус­ка сбор­ни­ка «Верш­ки и ко­реш­ки» и с пер­во­го но­ме­ра (2004) яв­ля­ет­ся его ре­дак­то­ром.

СПИСОК КНИГ В. И. МОРОЗОВА (в хро­но­ло­гии из­да­ний):

Источник

Морозов сорочишка чему учит рассказ

В пойме речки, заросшей ивняком и ольшаником, в сорочьем гнезде на ольховом суку вылупилась из яйца Сорочишка.

Событие, на сторонний взгляд ничем не примечательное. Тем более что Сорочишка вроде бы и не отличалась от своих семи братьев и сестёр. Такая же маленькая, ротастая, голая и беспомощная.

Вместе с другими сорочатами поднимала она гвалт и широко раскрывала клюв навстречу принесённому родителями саранчуку или гусенице шелкопряда. Но это только на вид. А на самом деле и кричала погромче, и клюв пошире прочих распахивала. Потому и доставались ей лакомые кусочки чаще.

А кроме того, была она очень любопытна. От любопытства своего безрассудного и из гнезда раньше других вылетела.

Как-то раз высунулась она из гнезда: интересно стало, а что там внизу? Шею вытянула, смотрит. Да голова-то большая, тяжелая – перевесила. Сорвалась Сорочишка вниз кубарем!

Так бы и разбилась, и рассказывать было бы не о чём, но у самой земли расправила куцые крылышки, замахала ими, замахала и полетела.

Полететь-то полетела, только крылья ещё непослушные. Занесли так далеко, что Сорочишка потерялась.

Трудно малышу одному начинать жизнь. Тем более в лесу. Некому показать пищу, научить её разыскивать. Ведь большой лес – не родное гнездо. В нем всего полно; того и гляди, сам кому-нибудь на обед достанешься.

Опустилась Сорочишка на лесную полянку. Едва успела осмотреться, слышит: пищит кто-то, словно ругается. Прислушалась, а это шмель с комаром цветок одуванчика не поделили.

– Убирайся, комар, с цветка! Не пей мой нектар. Лети на речку. Там на лугу стадо пасётся. Там твоя пища!

– Я, комар! Я – мужчина, самец! Нектар моя пища. А над стадом коровьим вьются комарихи длинноногие. Да и то по необходимости: пока самка крови не напьётся, – яйца не созреют. Яйца не отложит, – комарята не выведутся.

Так уж мы, комары, устроены: мужчины нектар пьют, а женщины горячую кровушку!

– Все у вас не как у порядочных насекомых, диметилфтолат тебе в нос. И не различишь вас никак. Оба серые, оба тонконогие.

Источник

Морозов сорочишка чему учит рассказ

В пойме речки, заросшей ивняком и ольшаником, в сорочьем гнезде на ольховом суку вылупилась из яйца Сорочишка.

Событие, на сторонний взгляд ничем не примечательное. Тем более что Сорочишка вроде бы и не отличалась от своих семи братьев и сестёр. Такая же маленькая, ротастая, голая и беспомощная.

Вместе с другими сорочатами поднимала она гвалт и широко раскрывала клюв навстречу принесённому родителями саранчуку или гусенице шелкопряда. Но это только на вид. А на самом деле и кричала погромче, и клюв пошире прочих распахивала. Потому и доставались ей лакомые кусочки чаще.

А кроме того, была она очень любопытна. От любопытства своего безрассудного и из гнезда раньше других вылетела.

Как-то раз высунулась она из гнезда: интересно стало, а что там внизу? Шею вытянула, смотрит. Да голова-то большая, тяжелая – перевесила. Сорвалась Сорочишка вниз кубарем!

Так бы и разбилась, и рассказывать было бы не о чём, но у самой земли расправила куцые крылышки, замахала ими, замахала и полетела.

Полететь-то полетела, только крылья ещё непослушные. Занесли так далеко, что Сорочишка потерялась.

Трудно малышу одному начинать жизнь. Тем более в лесу. Некому показать пищу, научить её разыскивать. Ведь большой лес – не родное гнездо. В нем всего полно; того и гляди, сам кому-нибудь на обед достанешься.

Опустилась Сорочишка на лесную полянку. Едва успела осмотреться, слышит: пищит кто-то, словно ругается. Прислушалась, а это шмель с комаром цветок одуванчика не поделили.

– Убирайся, комар, с цветка! Не пей мой нектар. Лети на речку. Там на лугу стадо пасётся. Там твоя пища!

– Я, комар! Я – мужчина, самец! Нектар моя пища. А над стадом коровьим вьются комарихи длинноногие. Да и то по необходимости: пока самка крови не напьётся, – яйца не созреют. Яйца не отложит, – комарята не выведутся.

Так уж мы, комары, устроены: мужчины нектар пьют, а женщины горячую кровушку!

– Все у вас не как у порядочных насекомых, диметилфтолат тебе в нос. И не различишь вас никак. Оба серые, оба тонконогие.

– А по усам, шмель, по усам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Источник

Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть фото Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть картинку Морозов сорочишка чему учит рассказ. Картинка про Морозов сорочишка чему учит рассказ. Фото Морозов сорочишка чему учит рассказ

История создания

Сказка Морозко является плодом народного творчества. Впервые ее публикация состоялась в далеком 1837 году в сборнике собирателя сказок А. Н. Афанасьева. Произведение имеет несколько вариантов развития сюжетной линии, а исследования в регионах выявили, что существует как минимум 40 русских вариаций, 11 белорусских и 30 украинских.

Популярность сказки среди юных читателей привела к тому, что в 1964 году была снята ее экранизация, в сюжет которой добавили и других сказочных персонажей: бабу-ягу, старичка-боровичка, разбойников и т. д. Сюжет истории навеян волшебством суровой русской зимы и верой крестьян в чудеса, который способен творить Мороз.

Содержание сказки

Сюжет произведения построен вокруг истории одной семьи, состоящей из старика, старухи, ее дочери и падчерицы. Женщина сразу невзлюбила родную дочь старика и всячески старалась усложнить ей жизнь. Переложив на безропотную девушку всю тяжелую работу по дому и хозяйству, старуха не успокоилась и однажды решилась сжить ее со свету. Женщина приказала старику вывезти падчерицу в зимний лес и оставить там умирать. Старик послушал властную старуху и в слезах и горе вывез родную дочь в глухой лес, оставив замерзать под елью.

Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть фото Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть картинку Морозов сорочишка чему учит рассказ. Картинка про Морозов сорочишка чему учит рассказ. Фото Морозов сорочишка чему учит рассказ

Там и состоялась волшебная встреча замерзающей падчерицы с Морозко, который испытал ее нрав и одарил дорогими подарками. Жадная мачеха, увидев шубку и сундук с монетами у падчерицы, решила отправить в лес родную дочь, в надежде получить хорошие дары от Морозко. Однако, глупая и жадная девушка не справилась с испытаниями Морозко и замерзла в зимнем лесу.

Сказка порицает такие человеческие качества, как жадность и глупость, учит проявлять доброту и сострадание.

Мораль произведения заключается в том, что не нужно рыть яму другому, в итоге сам в нее и попадешь.

Трагический финал, с гибелью родной дочери старухи является отражением менталитета русских людей, которые отвергают злобу, угнетение беззащитного и издевательство над слабыми.

Слепая любовь

В самом начале истории перед читателем появляется образ злобной мачехи, стремящийся сделать все в угоду родному ребенку и всячески ущемляющей падчерицу. Любовь к дочери является естественным проявлением материнских чувств, но желание оградить чадо от всех жизненных хлопот и невзгод через проявление чрезмерной опеки, в сказке порицается и высмеивается.

Свою неприязнь к чужому ребенку женщина не скрывает и стремится максимально усложнить девушке жизнь, принуждая ее к унизительной и непосильной работе.

Интересным парадоксом является то, что именно труд — благоприятная среда, позволяющая развить в человеке добрые качества, а гиперопека и ограждение от всех жизненных проблем — губительна. Старуха оказала дочке «медвежью услугу», воспитав ее ленивой, жадной и завистливой.

Образ мачехи

Главный отрицательный персонаж произведения — мачеха. Многие сказки используют этот прием и изображают мачеху, а не родную мать для того, чтобы наглядно продемонстрировать разницу в отношении к родному и неродному ребенку. В данном случае падчерица не родная дочь старухи, с этим и связана нелюбовь последней к ней.

Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть фото Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть картинку Морозов сорочишка чему учит рассказ. Картинка про Морозов сорочишка чему учит рассказ. Фото Морозов сорочишка чему учит рассказ

Ненависть к девушке настолько сильна, что мачеха готова даже на убийство.

Злоба женщины отражается и в постоянном употреблении бранных слов. В те времена было принято считать, что сквернословие — молитва сатане, речь преступников и злодеев. Поэтому для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю черноту героини и ее падшее моральное состояние к ее образу была добавлена ругательная брань.

Характеристика дочери

Дочь злобной старухи недалеко ушла от нее в своем поведении. Постоянные ругательства, упоминания черта и других злых сил, хамство и грубость — вот основные черты ее личности. Писатели и сказочники в своих произведениях нередко демонстрируют, что чертыханья и обращение к темным силам плохо заканчиваются для человека.

Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть фото Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть картинку Морозов сорочишка чему учит рассказ. Картинка про Морозов сорочишка чему учит рассказ. Фото Морозов сорочишка чему учит рассказ

Девушка, выполняя волю матери, встретилась с Морозко в надежде получить дорогие подарки и проявила всю черноту своей души.

Могла ли дочка обмануть волшебника ради своей выгоды? Скорее всего, нет. Воздействие такого внешнего фактора, как лютый мороз — препятствие, которое нужно преодолеть позволил раскрыть истинную сущность героини. В критической ситуации плохой человек в любом случае проявит свою жадность, ложь и трусость, в то время, когда героя с чистой и светлой душой внешняя угроза не выведет из себя.

Мороз в сказке позволил проявить истинный характер родной дочери старухи — злобу, ограниченность, грубость и самовлюбленность, а у падчерицы раскрыл добродетель и внутреннее совершенство.

Падчерица в сказке

Образ девушки довольно многогранен и складывается сразу из двух факторов — внешнего воздействия злобной старухи и внутреннего душевного совершенства. Несмотря на то, что падчерица видела в своей жизни только грубость, хамство и упреки, она не озлобилась и не стала еще черствее, чем ее воспитатели.

Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть фото Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть картинку Морозов сорочишка чему учит рассказ. Картинка про Морозов сорочишка чему учит рассказ. Фото Морозов сорочишка чему учит рассказ

Внешний негатив не стал для нее поводом к саморазрушению потому, что девушка твердо знает, что является основным, а что второстепенным.

Главная героиня — это тот человек, который соблюдает не только Божьи заповеди, но и заповеди блаженства, на что способны только духовно совершенные люди.

Роль отца

Любовь этого человека не жертвенна, проявив малодушие, он разделил смертный грех мачехи.

Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть фото Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть картинку Морозов сорочишка чему учит рассказ. Картинка про Морозов сорочишка чему учит рассказ. Фото Морозов сорочишка чему учит рассказ

Отец является ключевой фигурой для понимания идеи сказки. Избалованная дочь старухи, безумная злобная мачеха — все это можно объяснить тем, что роль старика в семье заключается только в исполнительных функциях. Он не смог стать главой семьи из-за угодничества и малодушия, что и стало губительным для его родной дочери. Доброта и кроткость мужчины не позволили ему преодолеть напор злой старухи, поэтому он молча наблюдал за несправедливым и жестоким отношением к своей дочери и ничего не мог исправить.

Чему учит история

Делая вывод, стоит отметить, что произведение является поучительным как для детей, так и для взрослых:

Осмысливая поступки героев сказки, определяя, что хорошо, а что плохо дети формируют свое отношения к окружающему миру.

Основная тема сказки «Морозко» позволяет научить ребенка мыслить образами и наделять окружающие неодушевленные предметы свойствами живых существ. Под внешне неправдоподобным сюжетом истории явно просматривается реальная история жизни русских людей.

План для читательского дневника

При составлении читательского дневника для ученика первого или второго класса следует записать сюжет и смысл сказки «Морозко» в сокращении. Это позволит продемонстрировать учителю, что школьник прочитал историю и может пересказать ее.

Пример:

Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть фото Морозов сорочишка чему учит рассказ. Смотреть картинку Морозов сорочишка чему учит рассказ. Картинка про Морозов сорочишка чему учит рассказ. Фото Морозов сорочишка чему учит рассказ

Анализ сказки «Морозко» кратко:

Как и большая часть народных сказок, «Морозко» подойдет для детей любого возраста. История погружает читателя в атмосферу снежного чуда и волшебства. Она позволяет взрослым определить, каковы их ошибки в воспитании детей, а польза сказки для малышей заключается в том, что им открываются в занимательной форме важнейшие жизненные истины.

Источник

Мороз Иванович читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв, пословицы.

Владимир Фёдорович Одоевский – русский писатель и издатель. Его сказка «Мороз Иванович» является литературной обработкой русской народной сказки «Морозко». Впервые опубликована в 1841 году, входит в сборник «Сказки дедушки Иринея».

Краткое содержание для читательского дневника

1) Две девочки жили с нянюшкой, однажды добрая и трудолюбивая Рукодельница уронила ведро в колодец.

2) Девочка спустилась в колодец и попала в царство Мороза Ивановича.

3) Сначала Рукодельница достала из печи пирожок, набрала яблок и поделилась ими с добрым дедушкой.

4) Три дня девочка готовила еду, убирала дом и чинила одежду для Мороза Ивановича.

5) В благодарность за хорошую работу получила серебряные монеты и бриллиантовую булавку.

6) Завистливая Ленивица тоже решила получить серебро и бриллианты, но делать ничего не захотела, поэтому получила в награду от Мороза Ивановича сосульку и ртуть.

Читайте по теме:

Главные герои

1) Рукодельница – приветливая, умная, работящая девочка. Ей некогда скучать, так как она всегда занята делом.

2) Ленивица – ленивая, капризная, завистливая, неуважительная девочка. Ничего не хочет делать, считает всех виноватыми в том, что ей скучно.

3) Мороз Иванович – седой дедушка, живёт на дне колодца, присматривает за природой, заботится об урожае. Умный, щедрый, справедливый, ценит добро. За труд награждает, а за лень и грубость наказывает.

Главная мысль

Зло и лень обязательно будут наказаны, а хорошая работа всегда вознаграждается. Никогда нельзя опускать руки, даже если тебе плохо. При любых обстоятельствах надо оставаться добрым и трудолюбивым человеком.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.

Чему учит

Сказка «Мороз Иванович» – яркий пример того, как можно и как нельзя себя вести. Произведение наглядно показывает: жадность и зависть не украшают человека. Мораль сказки – по делам и награда. И правда, трудолюбивая Рукодельница своей добротой и заботой заслужила расположение и поощрение от Мороза Ивановича.

Пословицы

1) Без работы день годом кажется.

2) Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

3) Доброе дело без награды не остаётся.

Отзыв

Сказка «Мороз Иванович» – это волшебная, но поучительная история. Мне кажется, автору удалось доказать читателю, что ленивому человеку невозможно добиться чего-то в жизни. Ленивица не сумела сделать доброе дело даже для себя! Понравилось, что в сказке много пословиц, поговорок и народных примет. Хотелось бы узнать, как сложилась дальнейшая судьба обеих героинь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *