Морозов сорочишка чему учит рассказ
Морозов сорочишка чему учит рассказ
Член Союза журналистов СССР
Член Союза писателей России (1992)
Автор книг о природе для детей и взрослых
«Следуя лучшим традициям русской классической прозы,
В. Морозов достойно представляет сегодня нашу литературу о природе и человеке».
В. Поздеев, доктор филологических наук
Владимир Игоревич Морозов родился 14 июня 1953 года в старинном селе Кырчаны Нолинского района Кировской области. Отец работал лесником, дед был заядлым охотником, а мама преподавала в школе русский язык и литературу. Прибавьте к этому, что село Кырчаны — край лесной и вы поймёте, что определило выбор профессии Владимира Морозова. Отец и дед научили его понимать и любить лесную жизнь, научили быть в лесу внимательным и зорким, а мама привила любовь к чтению. В детстве будущий писатель читал книжки не про войну и приключения, а про то и тех, кто в лесу живёт и что в лесу растёт: про деревья, животных и птиц. Одной из любимых книг был книга Николая Верзилина «По следам Робинзона». После школы Владимир Игоревич поступил в Ленинградскую лесотехническую академию, а после её окончания занимался научной деятельностью в НИИ лесной генетики и селекции, был инженером охраны и защиты леса, лесничим, директором, а после принятия в Союз писателей – простым лесником. Окончил высшие литературные курсы.
О любимом занятии говорит так:
«Всегда любил просто бродить по лесам, лугам, полям и прочим просторам нашей необъятной Родины. Но ходьба без смысла бывает непонятна окружающим, потому вечно придумывал себе какую ни-то работу: охота, рыбалка, сбор грибов, ягод. Верен этому занятию (брождению) по сей день».
Ещё со школы хотелось писать самому. Когда бродил по лесу, придумывал первые стихи — рифмовки, но поэтом не стал. Первые публикации были научными: в пору, работы в Кировской лесной селекционной лаборатории Центрального НИИ лесной генетики и селекции, опубликовал полтора десятка научных статей. Потом была работа собственным корреспондентом «Лесной газеты», статьи и очерки по лесным темам в газетах «Кировская правда», «Комсомольское племя», «Лесная промышленность».
Первая писательская публикация прошла в газете «Кировец» Кирово-Чепецкого района, подписанная псевдонимом В. Вяткин. Первая публикация в центральном издании была в московском альманахе «Исток» (1985). Рассказ назывался «Ворона и сорока». После этой публикации рассказы, зарисовки Владимира Морозова стали публиковаться в журналах «Юный натуралист», «Мурзилка», «Костёр», «Пионер», «Юность».
Позднее рассказ «Ворона и сорока» войдёт в книжку «Сорочишка», маленькую повесть в лесных диалогах. Кировские читатели познакомились с героями этой книжки и узнали про смелую маленькую сорочишку, выпавшую из гнезда, в 1992 году. С того времени книга полюбилась читателям и была переиздана в 2017 году.
«Случается, приглашают меня в школу к ученикам начальных классов. Зовут как писателя и как лесника. Почитать свои были и побасенки, поведать разнообразные случаи из лесной жизни. Школьники — народ любопытный. На встречах не стесняются, задают всевозможные вопросы. А я отвечаю. Бывает, и сам спрашиваю ребятишек. Интересуюсь: что и как они знают о лесе и его обитателях. Правда, чаще всего на свои вопросы сам же и отвечаю. Потому и возникла мысль совместить две моих профессии: писателя и лесника. Сел я тогда и написал эту книгу».
«На лесной дороге я встретил жабу. Большая и серая, она уныло сидела между колеями на примятой снегом траве. Тусклая, словно бы подвяленная, жабья шкурка ещё хранила отчётливые следы корешков и травинок той кочки, что была жабе домом эту зиму. Мало того, на спине путешественницы, прямо вдоль хребта, прочно прилипнув к кож, лежала узкая жёлтая былинка. Ветерок шевелил свободный конец травинки, словно плюмаж над головой средневекового рыцаря. Жаба и впрямь походила на закованного в железные латы бойца, только что потерпевшего поражение».
Яркие и точные картины описания природы в книгах Владимира Морозова могут вызвать у ребёнка желание взять в руки кисточку или карандаш и изобразить на бумаге описанную автором картинку, нужно только подсказать это маленькому читателю. Потому многие книги писателя Морозова следует включить в список «Для семейного чтения».
Собаки — особая тема для охотника и писателя. С юмором и любовью пишет Владимир Игоревич об Атосе, собаке фокстерьере, проявляющем «чудеса верноподданности». Книга так и называется «Атос».
В давние времена жили на Вятке люди, которые сказки знали, и каждый по-своему их сказывал. Если бы современному человеку пришлось послушать таких сказочников, то он бы мало что понял из его речи. Изменился наш язык с того времени, многие старые слова вовсе забылись, но история нашего края без этих сказок не полная будет. Как быть? Вот и решил Владимир Игоревич пересказать старинные вятские сказки (те, что собирал известный этнограф К. Д. Зеленин) на современный лад, чтобы всем понятно было. Главный герой «Солдатских сказок» – вятский находчивый солдат. Вятские люди любили над собой посмеяться, может быть, поэтому в сказках много юмора.
Но здесь следует сделать небольшое замечание. Если старшеклассники, даже дети среднего школьного возраста могут читать эту книгу самостоятельно, то ученикам начальных классов и дошкольникам потребуется помощь взрослых (хотя бы потому, что книга издана по-взрослому: мелкий шрифт, отсутствие иллюстраций).
А это значит, что книга «Рассказы лесничего» хороша для семейного чтения.
В 2013 году в Кирове был издан сборник прозы Владимира Морозова «Самурай». В него вошли как ранее опубликованные произведения «В ночь полнолуния», «Часы» и новая повесть «Самурай». Повесть интересна и необычна, затрагивает тему христианского реализма, к которой автор уже обращался в книге «Посолонь». Адресована книга массовому (взрослому) читателю.
В заключение назовём ещё две очень ценные для нашей области книги, в которых писатель Морозов является одним из авторов. Это книга «Общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов»- 60 лет» (2005) и книга «История становления и развития лесного хозяйства Кировской области» (2006).
Владимир Игоревич несколько лет руководил областным литературным объединением «Молодость». За это время была возвращена традиция выпуска поэтических сборников «Молодость». Несколько лет он возглавлял Кировское областное отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» и много делал для того, чтобы книги кировских писателей издавались. По инициативе и при содействии Морозова выходит научно-популярный альманах областной библиотеки имени Герцена «Герценка. Вятские записки» (он является редактором этого сборника).
В. И. Морозов награждён знаком Министерства культуры России «За достижения в культуре» (2003). Он лауреат премии Кировской области по литературе и искусству (2004), (2010), (2017). Книги писателя Морозова отмечены дипломами областных литературных премий имени писателя Л. В. Дьяконова (2001 г.) и поэта Н. А. Заболоцкого (2004 г.).
Владимир Игоревич — большой друг нашей библиотеки (областной библиотеки для детей и юношества им. А. С. Грина). Он помогает сотрудникам в организации и проведении областных конкурсов, акций в защиту природы. По его инициативе было сделано издание хрестоматии «Книга вятская для детей» (2002). Он был инициатором выпуска сборника «Вершки и корешки» и с первого номера (2004) является его редактором.
СПИСОК КНИГ В. И. МОРОЗОВА (в хронологии изданий):
Морозов сорочишка чему учит рассказ
В пойме речки, заросшей ивняком и ольшаником, в сорочьем гнезде на ольховом суку вылупилась из яйца Сорочишка.
Событие, на сторонний взгляд ничем не примечательное. Тем более что Сорочишка вроде бы и не отличалась от своих семи братьев и сестёр. Такая же маленькая, ротастая, голая и беспомощная.
Вместе с другими сорочатами поднимала она гвалт и широко раскрывала клюв навстречу принесённому родителями саранчуку или гусенице шелкопряда. Но это только на вид. А на самом деле и кричала погромче, и клюв пошире прочих распахивала. Потому и доставались ей лакомые кусочки чаще.
А кроме того, была она очень любопытна. От любопытства своего безрассудного и из гнезда раньше других вылетела.
Как-то раз высунулась она из гнезда: интересно стало, а что там внизу? Шею вытянула, смотрит. Да голова-то большая, тяжелая – перевесила. Сорвалась Сорочишка вниз кубарем!
Так бы и разбилась, и рассказывать было бы не о чём, но у самой земли расправила куцые крылышки, замахала ими, замахала и полетела.
Полететь-то полетела, только крылья ещё непослушные. Занесли так далеко, что Сорочишка потерялась.
Трудно малышу одному начинать жизнь. Тем более в лесу. Некому показать пищу, научить её разыскивать. Ведь большой лес – не родное гнездо. В нем всего полно; того и гляди, сам кому-нибудь на обед достанешься.
Опустилась Сорочишка на лесную полянку. Едва успела осмотреться, слышит: пищит кто-то, словно ругается. Прислушалась, а это шмель с комаром цветок одуванчика не поделили.
– Убирайся, комар, с цветка! Не пей мой нектар. Лети на речку. Там на лугу стадо пасётся. Там твоя пища!
– Я, комар! Я – мужчина, самец! Нектар моя пища. А над стадом коровьим вьются комарихи длинноногие. Да и то по необходимости: пока самка крови не напьётся, – яйца не созреют. Яйца не отложит, – комарята не выведутся.
Так уж мы, комары, устроены: мужчины нектар пьют, а женщины горячую кровушку!
– Все у вас не как у порядочных насекомых, диметилфтолат тебе в нос. И не различишь вас никак. Оба серые, оба тонконогие.
Морозов сорочишка чему учит рассказ
В пойме речки, заросшей ивняком и ольшаником, в сорочьем гнезде на ольховом суку вылупилась из яйца Сорочишка.
Событие, на сторонний взгляд ничем не примечательное. Тем более что Сорочишка вроде бы и не отличалась от своих семи братьев и сестёр. Такая же маленькая, ротастая, голая и беспомощная.
Вместе с другими сорочатами поднимала она гвалт и широко раскрывала клюв навстречу принесённому родителями саранчуку или гусенице шелкопряда. Но это только на вид. А на самом деле и кричала погромче, и клюв пошире прочих распахивала. Потому и доставались ей лакомые кусочки чаще.
А кроме того, была она очень любопытна. От любопытства своего безрассудного и из гнезда раньше других вылетела.
Как-то раз высунулась она из гнезда: интересно стало, а что там внизу? Шею вытянула, смотрит. Да голова-то большая, тяжелая – перевесила. Сорвалась Сорочишка вниз кубарем!
Так бы и разбилась, и рассказывать было бы не о чём, но у самой земли расправила куцые крылышки, замахала ими, замахала и полетела.
Полететь-то полетела, только крылья ещё непослушные. Занесли так далеко, что Сорочишка потерялась.
Трудно малышу одному начинать жизнь. Тем более в лесу. Некому показать пищу, научить её разыскивать. Ведь большой лес – не родное гнездо. В нем всего полно; того и гляди, сам кому-нибудь на обед достанешься.
Опустилась Сорочишка на лесную полянку. Едва успела осмотреться, слышит: пищит кто-то, словно ругается. Прислушалась, а это шмель с комаром цветок одуванчика не поделили.
– Убирайся, комар, с цветка! Не пей мой нектар. Лети на речку. Там на лугу стадо пасётся. Там твоя пища!
– Я, комар! Я – мужчина, самец! Нектар моя пища. А над стадом коровьим вьются комарихи длинноногие. Да и то по необходимости: пока самка крови не напьётся, – яйца не созреют. Яйца не отложит, – комарята не выведутся.
Так уж мы, комары, устроены: мужчины нектар пьют, а женщины горячую кровушку!
– Все у вас не как у порядочных насекомых, диметилфтолат тебе в нос. И не различишь вас никак. Оба серые, оба тонконогие.
– А по усам, шмель, по усам.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
История создания
Сказка Морозко является плодом народного творчества. Впервые ее публикация состоялась в далеком 1837 году в сборнике собирателя сказок А. Н. Афанасьева. Произведение имеет несколько вариантов развития сюжетной линии, а исследования в регионах выявили, что существует как минимум 40 русских вариаций, 11 белорусских и 30 украинских.
Популярность сказки среди юных читателей привела к тому, что в 1964 году была снята ее экранизация, в сюжет которой добавили и других сказочных персонажей: бабу-ягу, старичка-боровичка, разбойников и т. д. Сюжет истории навеян волшебством суровой русской зимы и верой крестьян в чудеса, который способен творить Мороз.
Содержание сказки
Сюжет произведения построен вокруг истории одной семьи, состоящей из старика, старухи, ее дочери и падчерицы. Женщина сразу невзлюбила родную дочь старика и всячески старалась усложнить ей жизнь. Переложив на безропотную девушку всю тяжелую работу по дому и хозяйству, старуха не успокоилась и однажды решилась сжить ее со свету. Женщина приказала старику вывезти падчерицу в зимний лес и оставить там умирать. Старик послушал властную старуху и в слезах и горе вывез родную дочь в глухой лес, оставив замерзать под елью.
Там и состоялась волшебная встреча замерзающей падчерицы с Морозко, который испытал ее нрав и одарил дорогими подарками. Жадная мачеха, увидев шубку и сундук с монетами у падчерицы, решила отправить в лес родную дочь, в надежде получить хорошие дары от Морозко. Однако, глупая и жадная девушка не справилась с испытаниями Морозко и замерзла в зимнем лесу.
Сказка порицает такие человеческие качества, как жадность и глупость, учит проявлять доброту и сострадание.
Мораль произведения заключается в том, что не нужно рыть яму другому, в итоге сам в нее и попадешь.
Трагический финал, с гибелью родной дочери старухи является отражением менталитета русских людей, которые отвергают злобу, угнетение беззащитного и издевательство над слабыми.
Слепая любовь
В самом начале истории перед читателем появляется образ злобной мачехи, стремящийся сделать все в угоду родному ребенку и всячески ущемляющей падчерицу. Любовь к дочери является естественным проявлением материнских чувств, но желание оградить чадо от всех жизненных хлопот и невзгод через проявление чрезмерной опеки, в сказке порицается и высмеивается.
Свою неприязнь к чужому ребенку женщина не скрывает и стремится максимально усложнить девушке жизнь, принуждая ее к унизительной и непосильной работе.
Интересным парадоксом является то, что именно труд — благоприятная среда, позволяющая развить в человеке добрые качества, а гиперопека и ограждение от всех жизненных проблем — губительна. Старуха оказала дочке «медвежью услугу», воспитав ее ленивой, жадной и завистливой.
Образ мачехи
Главный отрицательный персонаж произведения — мачеха. Многие сказки используют этот прием и изображают мачеху, а не родную мать для того, чтобы наглядно продемонстрировать разницу в отношении к родному и неродному ребенку. В данном случае падчерица не родная дочь старухи, с этим и связана нелюбовь последней к ней.
Ненависть к девушке настолько сильна, что мачеха готова даже на убийство.
Злоба женщины отражается и в постоянном употреблении бранных слов. В те времена было принято считать, что сквернословие — молитва сатане, речь преступников и злодеев. Поэтому для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю черноту героини и ее падшее моральное состояние к ее образу была добавлена ругательная брань.
Характеристика дочери
Дочь злобной старухи недалеко ушла от нее в своем поведении. Постоянные ругательства, упоминания черта и других злых сил, хамство и грубость — вот основные черты ее личности. Писатели и сказочники в своих произведениях нередко демонстрируют, что чертыханья и обращение к темным силам плохо заканчиваются для человека.
Девушка, выполняя волю матери, встретилась с Морозко в надежде получить дорогие подарки и проявила всю черноту своей души.
Могла ли дочка обмануть волшебника ради своей выгоды? Скорее всего, нет. Воздействие такого внешнего фактора, как лютый мороз — препятствие, которое нужно преодолеть позволил раскрыть истинную сущность героини. В критической ситуации плохой человек в любом случае проявит свою жадность, ложь и трусость, в то время, когда героя с чистой и светлой душой внешняя угроза не выведет из себя.
Мороз в сказке позволил проявить истинный характер родной дочери старухи — злобу, ограниченность, грубость и самовлюбленность, а у падчерицы раскрыл добродетель и внутреннее совершенство.
Падчерица в сказке
Образ девушки довольно многогранен и складывается сразу из двух факторов — внешнего воздействия злобной старухи и внутреннего душевного совершенства. Несмотря на то, что падчерица видела в своей жизни только грубость, хамство и упреки, она не озлобилась и не стала еще черствее, чем ее воспитатели.
Внешний негатив не стал для нее поводом к саморазрушению потому, что девушка твердо знает, что является основным, а что второстепенным.
Главная героиня — это тот человек, который соблюдает не только Божьи заповеди, но и заповеди блаженства, на что способны только духовно совершенные люди.
Роль отца
Любовь этого человека не жертвенна, проявив малодушие, он разделил смертный грех мачехи.
Отец является ключевой фигурой для понимания идеи сказки. Избалованная дочь старухи, безумная злобная мачеха — все это можно объяснить тем, что роль старика в семье заключается только в исполнительных функциях. Он не смог стать главой семьи из-за угодничества и малодушия, что и стало губительным для его родной дочери. Доброта и кроткость мужчины не позволили ему преодолеть напор злой старухи, поэтому он молча наблюдал за несправедливым и жестоким отношением к своей дочери и ничего не мог исправить.
Чему учит история
Делая вывод, стоит отметить, что произведение является поучительным как для детей, так и для взрослых:
Осмысливая поступки героев сказки, определяя, что хорошо, а что плохо дети формируют свое отношения к окружающему миру.
Основная тема сказки «Морозко» позволяет научить ребенка мыслить образами и наделять окружающие неодушевленные предметы свойствами живых существ. Под внешне неправдоподобным сюжетом истории явно просматривается реальная история жизни русских людей.
План для читательского дневника
При составлении читательского дневника для ученика первого или второго класса следует записать сюжет и смысл сказки «Морозко» в сокращении. Это позволит продемонстрировать учителю, что школьник прочитал историю и может пересказать ее.
Пример:
Анализ сказки «Морозко» кратко:
Как и большая часть народных сказок, «Морозко» подойдет для детей любого возраста. История погружает читателя в атмосферу снежного чуда и волшебства. Она позволяет взрослым определить, каковы их ошибки в воспитании детей, а польза сказки для малышей заключается в том, что им открываются в занимательной форме важнейшие жизненные истины.
Мороз Иванович читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв, пословицы.
Владимир Фёдорович Одоевский – русский писатель и издатель. Его сказка «Мороз Иванович» является литературной обработкой русской народной сказки «Морозко». Впервые опубликована в 1841 году, входит в сборник «Сказки дедушки Иринея».
Краткое содержание для читательского дневника
1) Две девочки жили с нянюшкой, однажды добрая и трудолюбивая Рукодельница уронила ведро в колодец.
2) Девочка спустилась в колодец и попала в царство Мороза Ивановича.
3) Сначала Рукодельница достала из печи пирожок, набрала яблок и поделилась ими с добрым дедушкой.
4) Три дня девочка готовила еду, убирала дом и чинила одежду для Мороза Ивановича.
5) В благодарность за хорошую работу получила серебряные монеты и бриллиантовую булавку.
6) Завистливая Ленивица тоже решила получить серебро и бриллианты, но делать ничего не захотела, поэтому получила в награду от Мороза Ивановича сосульку и ртуть.
Читайте по теме:
Главные герои
1) Рукодельница – приветливая, умная, работящая девочка. Ей некогда скучать, так как она всегда занята делом.
2) Ленивица – ленивая, капризная, завистливая, неуважительная девочка. Ничего не хочет делать, считает всех виноватыми в том, что ей скучно.
3) Мороз Иванович – седой дедушка, живёт на дне колодца, присматривает за природой, заботится об урожае. Умный, щедрый, справедливый, ценит добро. За труд награждает, а за лень и грубость наказывает.
Главная мысль
Зло и лень обязательно будут наказаны, а хорошая работа всегда вознаграждается. Никогда нельзя опускать руки, даже если тебе плохо. При любых обстоятельствах надо оставаться добрым и трудолюбивым человеком.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.
Чему учит
Сказка «Мороз Иванович» – яркий пример того, как можно и как нельзя себя вести. Произведение наглядно показывает: жадность и зависть не украшают человека. Мораль сказки – по делам и награда. И правда, трудолюбивая Рукодельница своей добротой и заботой заслужила расположение и поощрение от Мороза Ивановича.
Пословицы
1) Без работы день годом кажется.
2) Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
3) Доброе дело без награды не остаётся.
Отзыв
Сказка «Мороз Иванович» – это волшебная, но поучительная история. Мне кажется, автору удалось доказать читателю, что ленивому человеку невозможно добиться чего-то в жизни. Ленивица не сумела сделать доброе дело даже для себя! Понравилось, что в сказке много пословиц, поговорок и народных примет. Хотелось бы узнать, как сложилась дальнейшая судьба обеих героинь.