Морская регата что это
Что такое парусная регата: как научиться кататься на яхте, сколько калорий можно сжечь
Что такое парусный спорт? В чём польза катания на яхте?
Отвечает главный тренер сборной России по парусному спорту.
Мало кто знает, но плавание под парусами — не только увлечение миллионеров, но и отличный способ «прокачать» себя и тело. В воде нагрузка на организм в разы увеличивается, а вместе с тем и активнее сжигаются калории. Ещё один бонус яхтинга: все группы мышц включаются в работу на «полную катушку» — мы проверяли! Особенно хорошо это понимаешь, когда на следующий день просыпаешься с ощущением, будто вспахал целое поле.
Парусный спорт полезен прежде всего средой — солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья. Это даёт прекрасные яркие эмоции, а значит, и оздоровление.
Что это такое?
То, что «парусный спорт» — это активный вид водного спорта, слышали почти все. А вот с понятием «регата» знакомы немногие. Рассказываем: регата — это соревнование экипажей парусных яхт, которое состоит из серии гонок. Главный тренер сборной России по парусному спорту Наталья Иванова отмечает, что в каждой гонке стоит задача стартануть, пройти буи в определённой последовательности и финишировать впереди соперников. При этом неважно, на сколько удалось обойти других яхтсменов — засчитывается даже сантиметр. Время не засекается, важна только финишная позиция. Сумма приходов в гонке и есть итоговый результат — чем меньше сумма приходов, тем выше участник располагается в турнирной таблице.
Фото: Михаил Грошев
В чём польза?
Если говорить о физиологии, то парус очень разнообразен и в разных классах судов задействованы разные мышцы. Например, в парусной доске — верхний плечевой пояс, в одиночке — мышцы бедра. Общее для всех — это стабилизаторы и баланс, координация движений.
По словам эксперта, если говорить о гонках на популярных сейчас семиметровых яхтах, то это, скорее, весёлый урок физкультуры. Тем не менее новичок тратит на те же манипуляции гораздо больше усилий, чем профи. Это связано с тем, что движения и действия начинающего спортсмена ещё не отточены, а мышцы не приучены.
Что ещё нужно знать перед первой гонкой?
Фото: Михаил Грошев
Сколько калорий сжигается во время плавания под парусами?
Главный тренер сборной России по парусному спорту говорит, что во время регаты, которая длится шесть дней, яхтсмены сжигают до 6000 калорий. Но так только у профи, у новичков же другие цифры. На примере нашей регаты, по словам эксперта, в среднем за три часа на воде каждый из нас потратил около тысячи калорий.
Мы были на лодке класса j 70 — считается, что она легка в управлении, но нагрузка на мышцы всё равно ощутимая. В основном были задействованы мышцы плеча, предплечья, спины, ног. И самое энергозатратное — это работа всех мышц-стабилизаторов, которые помогают сохранять баланс тела на нестабильной поверхности.
Редакция Lifestyle убедилась в этом на собственном опыте. Мы поехали на регату женской командой, и у каждой девочки была своя работа.
Фото: Михаил Грошев
Генакер — дополнительный парус для гонок
Это непостоянный парус, который в течение гонки нужно было доставать и убирать. На финишной прямой он позволяет яхте идти быстрее.
Управлять яхтой непросто. Первая тренировка, конечно, не требует особых навыков, но команды шкипера вроде «трави» — отпускай, «добери» — тяни, немного путают. Так что знание хотя бы нескольких терминов здесь точно пригодится.
И ещё важный момент: одевайтесь удобно, ведь лодка постоянно кренится и нужно быть всегда начеку, особенно на поворотах. Одно неловкое движение — и можно с лёгкостью оказаться в полушпагате, на нашей регате был такой случай. Но если вы придёте на соревнования (пусть и любительские) уже с пониманием того, что регата — это спорт, а не чилл, это сыграет вам на руку.
Стаксель — передний парус
Несмотря на то что парус всего один, его нужно обслуживать одновременно с правой и левой стороны, чтобы яхта взяла нужный курс. И наш редактор направления «Здоровье» в разделе Lifestyle отвечала за левый фланг.
У меня не было конкретных ожиданий от регаты, но всё равно словила чувство «ожидание — реальность». Мне, пять минут назад впервые узнавшей, как называются парусные канаты, доверили управление стакселем.
Спортивная регата — это совсем не про элегантных мужчин средних лет в белоснежных поло, чинно прогуливающихся по палубе.
Пройтись по яхте можно в пределах метров двух — и то не чинно, а с дрожащими коленками, потому что в первый раз на таком судне. Белая футболка, если вам посчастливилось её надеть, перестанет быть такой уже после первой команды «Три, два, один — поворот!» А если вы сглупили и отказались от перчаток — придётся учиться на собственных мозолях.
Арина вспоминает, как вся команда в течение всей регаты пыталась распутать неправильно закреплённый генакер, и отмечает, что попробовать себя в таком необычном соревновании было очень здорово.
С правым флангом стакселя сражалась редактор направления «Тренды». Но когда с вышеупомянутым генакером вновь и вновь возникали проблемы, она отважно залезала на нос нашей яхты, чтобы расправить парус.
Я первый раз была на регате, и мне очень понравилось. После инструктажа по технике безопасности все мои страхи сразу улетучились. Нам объяснили, что благодаря тяжёлому килю лодку перевернуть практически невозможно. Главное, соблюдать правила безопасности и слушать шкипера.
В тот момент, когда шкипер даёт сразу несколько команд, вам нужно быстро мобилизоваться и выполнить их без урона для всего коллектива. В целом этот вид спорта учит взаимодействию в команде, концентрации, правильному выполнению технических заданий и расставлению приоритетов.
Фото: Михаил Грошев
Грот — задний парус
От того, насколько правильно настроен грот по отношению к ветру, будет зависеть то, как поведёт себя яхта. Если канат перетянут или недотянут хотя бы на один сантиметр, это будет ощутимо для всей команды. Работой грота руководила редактор спортивного направления.
Чтобы справиться с этим парусом, нужны сильные руки и спина. После соревнований эти части тела болели больше всего, а значит, нагрузка шла именно на них. Я находилась ближе всех к румпелю, и шкипер иногда просила меня порулить. Яхта шустрая и качается, поэтому, чтобы не упасть за борт, нужно крепко стоять на ногах. А это значит, что умение балансировать будет большим плюсом.
Яхтенный спорт — точно не для слабаков. Если вы думали, что спортивные яхты — это про лазурный океан и коктейли с зонтиками, то вы ошибались. Это тяжёлая работа, причём командная. Один накосячил, исправлять всем.
Если у нас будет ещё возможность попробовать себя в регате, мы обязательно попробуем. Ну а пока советуем это сделать вам.
Регата
Одной из первых известных регат была состоявшаяся в 1740 году Венецианская регата гондольеров. С середины XIX в. регаты по парусному и гребному спорту стали проводиться в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Бельгии, с конца XIX — начала XX вв. — в скандинавских странах, России, США, Канаде, странах Латинской Америки и др.
Мировую известность получили Хенлейская регата по академической гребле (проводится с 1839 года на реке Темза у города Хенли, вблизи Лондона), Кильская парусная регата (1897, Кильская бухта Балтийского моря, Германия).
Регатой называют также соревнования по парусному спорту, включенные в программу Олимпийских игр, и предшествующие им предолимпийские состязания.
Содержание
Принципы проведения регат
Как и любое соревнование, регаты призваны выявить сильнейших среди яхтсменов. Так как парусный спорт является техническим видом и многое в результатах зависит от яхты, то основной задачей является корректное сравнение результатов с целью выявить фактическое мастерство яхтсмена.
Существует несколько подходов:
Классификация парусных соревнований
по району плавания
по типам или классам яхт
по профессиональному цензу
по составу экипажа
по виду дистанции
по длине дистанции
по правилам проведения соревнований
Международные парусные регаты
Российские парусные регаты
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Регата» в других словарях:
РЕГАТА — (ит., от riga ряд). Гонка гребных судов взапуски. В Венеции, в прежние времена, практиковалась гонка гондол в честь знатных иностранцев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕГАТА ит. regatta, rigatta,… … Словарь иностранных слов русского языка
регата — ы, ж. regate f., regatte f. <, ит. regatta < riga ряд. Большие соревнования на парусных, гребных или моторных судах, традиционно проводимые в определенное время года. БАС 1. Была регата, гонка гондол и легких судов. Вяземский Стар.зап. кн.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
регата — сущ., кол во синонимов: 4 • гонка (39) • каноэ регата (1) • состязание (40) • … Словарь синонимов
РЕГАТА — (итальянское regata, от riga ряд, линия), спортивные соревнования из серии гонок на гребных, парусных или моторных судах. Одна из наиболее популярных в мире парусных регат Кубок Америки (с 1870) … Современная энциклопедия
РЕГАТА — (итал. regata от riga ряд, линия), спортивные соревнования из серии гонок на гребных, парусных или моторных судах … Большой Энциклопедический словарь
РЕГАТА — РЕГАТА, регаты, жен. (итал. regata) (спорт.). Род состязания на гребных или парусных судах. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
РЕГАТА — РЕГАТА, ы, жен. Традиционно проводимые большие гонки спортивных судов. Парусная р. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
РЕГАТА — жен., итал. гонка шлюпок, гребных судов взапуски. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
РЕГАТА — большое открытое состязание на гребных и парусных судах. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Регата — (итал. regatta) первоначально состязание на весельных лодкахв Венеции, устраивавшееся правительством ежегодно с 1815 г., с цельюприучать юношей к морскому делу. Впоследствии Р. приняли характерблестящих празднеств и появились также в других… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
регата — соревнование по парусному спорту или академической гребле, состоящее из серии гонок для судов нескольких классов … Морской биографический словарь
История регат
Тот, кто хоть раз совершал прогулку на яхте, никогда не забудет бурных ярких эмоций, ощущение полной свободы, которые дарит открытое море и попутный ветер.
А если добавить к этому азарт и дух соперничества, присущие парусной регате, то получится по-настоящему головокружительное приключение.
Регата – это крупное состязание, участниками которого могут стать как профессионалы, так и любители парусного или гребного спорта. В ходе регаты проводится серия одиночных и командных гонок с разной длиной и видом дистанции. Соперники, выступающие в таком соревновании, имеют возможность использовать самые разнообразные типы и классы парусных судов: это и килевые яхты, и швертботы, и макси-яхты, и парусные доски. Для каждой категории парусника существует свое первенство.
Первые в истории регаты: как всё начиналось
Первое упоминание об этом удивительном виде соревнований встречается еще в середине XVIII века. В те времена регаты проводились среди венецианских гондольеров – лодочников, орудующих довольно тяжелым удлиненным веслом. Интересно, что спустя много лет, в городе на воде и в наши дни проводятся ежегодные морские марафоны. Хотя по внешнему виду и особенностям конструкции современные лодки во многом отличаются от своих легендарных предшественниц.
Очевидцами первых парусных регат стали жители Великобритании, Италии, Германии, Нидерландов и Франции спустя целое столетие. В середине XIX века в этих странах стал активно развиваться парусный спорт. Этому, безусловно, способствовало географическое положение европейских государств, в которых мореплавание было широко распространено среди населения.
Именно в Европе в те времена появились первые яхт-клубы. Одной из таких популярных спортивных организаций стала «Water Club», ныне известная как «Королевский Яхт-клуб Корка».
Постепенно интерес к парусному спорту приобретал все большие масштабы. Совершенствовалась конструкция судов, появлялись новые виды парусников, а вместе с ними и новые любители водных состязаний. Однако проводимые в те времена парусные гонки чаще всего принимали вид поединка – то есть в соревновании принимали участие двое спортсменов на однообразных судах.
Более масштабное состязание, которое вошло в историю как Кильская парусная регата, состоялось в 1882 году в Киле (Германия) в одной из бухт Балтийского моря. Гонка, в которой приняли участие 20 яхт, имела грандиозный успех. С тех пор ежегодно в Германии проводится Кильская неделя – одно из самых интересных событий в мире парусного спорта.
Со второй половины XIX века парусные регаты стали проводиться не только в Европе. Яхтенный спорт получил развитие в США, Латинской Америке и Канаде.
Интересна история возникновения регат в Соединенных Штатах. На одну из очередных английских парусных гонок, проходивших в 1851 году, прибыла из Нью-Йорка яхта «Америка». Члены экипажей английской Королевской яхтенной эскадры не видели в команде западной шхуны серьезного соперника, ведь Великобритания заслуженно считалась «владычицей морей». Однако на финише американская яхта обошла противников с большим отрывом – в целых 20 минут.
История регат в России
В нашей стране историю этого захватывающего соревнования связывают с фигурой Петра Первого. И в самом деле, вклад первого российского императора в развитие отечественного флота сложно переоценить. Первым в России яхт-клубом историки называют Невский флот, состоящий из 141 судна. Яхты, входящие в состав флота, преподносились в качестве награды за особые достижения высшим сановникам и другим знатным петербуржцам. Обладатель судна мог совершать небольшие путешествия по Неве в любое удобное время, и в обязательном порядке – принимать участие во всеобщих воскресных выходах.
После смерти Петра Первого Невский флот перестал существовать, однако прогулки на яхтах прочно вошли в повседневную жизнь горожан. И уже в XIX веке во времена Николая был учрежден Императорский Санкт-Петербургский Яхт-клуб. Первая парусная регата была проведена в 1847 году в водах Финского залива. Участвовали в ней всего 7 судов.
Парусный спорт дореволюционной России носил классовый характер. Это в значительной степени сдерживало его развитие. Картина поменялась в 20-х годах XIX века. Сохранившиеся после революции яхт-клубы были переданы в распоряжение комсомольских организаций. По всей стране создавались новые мастерские по восстановлению старых и постройке новых судов.
Уже в 1928 году парусная регата была включена во Всесоюзную спартакиаду, в которой приняли участие 66 спортсменов на 22 суднах. Известные яхтсмены того времени, Н.А. Мясников и А.К. Бальсевич стали первыми чемпионами страны по парусному спорту.
Современные регаты России
В наши дни особой популярностью пользуются регаты:
• Кубок Волги – соревнование крейсерских яхт, проводимое в водах Куйбышевского водохранилища;
• Кубок Залива Петра Великого – соревнование, состоящее из 5 гонок и имеющее статус Чемпионата России;
• Большая Черноморская регата – состязание больших парусников международного уровня;
Стать участником парусной регаты возможно при любом уровне квалификации. Чтобы выступать на таких соревнованиях, необходимо стать членом одного из яхт-клубов и пройти специальную подготовку. Как правило, в преддверии очередной гоночной регаты составляются планы обучения и проводятся курсы повышения квалификации яхтсменов. Чтобы разобраться во всех тонкостях парусного спорта, потребуется немало времени, поэтому готовиться лучше начинать уже сейчас!
Парусная регата Volvo Ocean Race
Регата
Регата — это соревнование по парусному спорту, но прежде всего следует отметить, что парусный спорт очень многообразен и мобилизует самые разные области личности яхтсменов, в которых можно проявить максимальным образом свои способности. Это физические способности, квалификация, способность работать в экипаже. В частности эти области личности яхтсмена проявляются в следующих конкретных областях:
Яхтсмены могут эту особенность парусного спорта использовать для выигрыша.
При этом, по умолчанию, считают одинаково важными все упомянутые выше качества яхтсменов, (команд) и яхт.
Комплексной оценкой успеха гонщиков принимают обычно время прохождения дистанции. Оно разделяется на действительное (истинное) или исправленное прохождение дистанции парусной гонки. Истинное время — время от объявленного старта до фактического финиша. Исправленное время — это истинное время, скорректированное с учетом гоночного балла яхты и (или) другими поправками.
Виды парусных регат можно классифицировать следующим образом
Кроме того, яхты типов 1 и 2 подразделяются на:
И даже это не все. Все эти группы яхт, в свою очередь, подразделяются на дивизионы и классы близкие по своим ходовым качествам.
Дистанции на которых проводятся соревнования делятся, как правило на:
По набранным очкам (штрафным), соответственно приходом на финиш. Отделяют несколько систем (n — место в финишном протоколе, номер прихода яхты на финиш):
Гандикап это некий коэффициент служащий для исправления фактического времени прохождения дистанции яхтой. Гандикап призван учитывать скоростные потенциалы яхт. В этом способе, действительное время, затраченное яхтой на прохождение дистанции от старта до финиша исправляется с помощью этого самого гандикапа.
Гандикап вычисляется:
Победитель определяется по минимальному исправленному времени.
Есть гонки с пересадками экипажей. Их проводят на яхтах разного типа, но близких по размерениям. После каждой гонки экипаж пересаживается на другую яхту. Зачет по очкам без гандикапа.
На сколь-нибудь значимых регатах худшие результаты яхт из рассмотрения просто исключаются, т. е. в зачет идут 6 гонок из 7, или 5 из 6, или 4 из 5, и т.д., кроме худшего результата.
Проводятся также регаты, парусные соревнования, без соперников:
Это, по сути, дальние спортивные плавания, как с экипажем, так и одиночек, в которых важно поойти намеченный маршрут, чем – то примечательный. Например протяженностью, сложностью районов мореплавания, удалённостью от портов. В таких плаваниях пожалуй важна «победа над собой», то есть пройти такой маршрут, который открывает возможности для других мореплавателей, делает возможным то, что казалось невозможным ранее. Дальность, продолжительность и маршрут, не лимитированы и устанавливаются (объявляются) самими спортсменами.
Есть нечто похожее на регаты: например заезды на установление рекорда скорости под парусами, который, например, в 1983 г. составлял 32 узла (59,2 км/ч), а 31.10.2006 г. был зафиксирован рекорд скорости на виндсерфере на дистанции одна морская миля равный 41,14 узла (74,87 км/ч).
Документация
Для участия в регатах создается документация, в которой описаны формальные стороны организация регат, ответственность участников. Документация регат состоит из двух блоков:
Для успешной организации и проведения соревнований обязательно наличие обоснованного необходимого промежутка времени между моментами от появления «Положения» (оно же и приглашение к участию в соревнованиях) до момента начала гонок. Проще говоря, заявка на участие в регате принимается, согласно положению о регате, до какого – то установленного времени. Ограничение принятия заявок обосновано тем, что и организатором регаты и их участникам необходимо время. Яхтсменам нужно время для прибытия к месту старта, подготовке лодки к участию в регате, а иногда и время для постройки яхты. Организаторам нужно время для подготовки всех атрибутов регаты (номерных знаков, документации, социальная программа, места для парковки яхт в порту и т.д.) и для обеспечения безопасности всех заявившихся участников.
Цели регат
Цели, которые преследуют организаторы: популяризация парусного спорта, каких либо регионов плаваний, повышение уровня выучки экипажей, выявление сильнейших, воспитание лучших человеческих качеств, поддержка лучших флотских традиций, оценка скоростных и иных качеств конструкций яхт и т.д.. Деловая часть, как правило преследует цели повышения узнаваемости тех или иных брендов, размещение рекламы, извлечение прибыли из самого события проведения регат. Часто регаты сопровождаются выступлениями артистов, чествованием памяти героев и т. д..
Цели, которые преследуют участники гонок: удовлетворение собственных амбиций, налаживание командной работы, объективная оценка, на основании результатов, своей квалификации, навыков, «разгон яхты», отработка навыков тактической и стратегической борьбы, обмен опытом, здоровый отдых и прочее.
Общие принципы, присущие всем видам парусных соревнований:
Участвуя в регатах, яхтсмены, ориентированные на победу, используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал знаний, опыта, материальной части и, имея перед собой подобные примеры, волей-неволей обучается чему-то новому. Ну как же брать рифы, когда рядом несут спинакеры, а в вантах уже посвистывает?! Как сохранить спокойствие и найти правильное решение, когда сосед — рукой до него достать можно — почти без ветра вдруг резко уходит? Как выиграть старт, как протестовать или отклонить протест и т.д. и т.п.
Можно найти десятки примеров и подобных загадок, на которые ни одна книга не ответит однозначно. Только лично приобретенный опыт может подсказать единственно правильное действие в сложившейся из многих компонентов ситуации гонки. Таким образом, уважаемые любители плаваний под парусами, позвольте дать вам совет: Гоняйтесь! Гоняйтесь не за призами — за опытом и знанием. Гонка должна приносить удовлетворение, радость. Обстановка, атмосфера и на борту и на пирсе должна быть по сути праздничная! Сама попытка примериться к себе подобному многого стоит, а уже перенять кое-что у профи — тем более.
Обмеры яхты
Яхты, намеревающиеся участвовать в гонках, должны быть обмерены.
Обмер яхт, это процесс, состоящий из:
Яхты, обладающие мерительными документами могут принять участие в регатах проводимых для тех классов яхт, в которых был проведен обмер.
Записывайтесь в нашу гоночную школу или примите участие в регатах вместе со Skipperclub!