Морянка это что 2 класс
МОРЯНКА
Найдено 3 изображения:
морянка 1. ж. Полярная птица семейства утиных. 2. ж. разг. То же, что: моряна (1).
МОРЯНКА (Clangula hycmalis), птица из группы нырковых сем. утиных. Дл. тела ок. 60 см. Весят 550-900 г. Окраска пёстрая (сочетание белой, бурой, чёрной и ржавой), сильно изменяется по сезонам. Распространена M. кругополярно; в СССР; тундра и лесотундра от Мурманского побережья до Чукотки, а также острова Колгуев, Вайгач, H. Земля, Новосибирские и о. Беринга. Зимует на С. Европы и В. Азии. Гнездится по берегам рек и озёр. В кладке 6-8 (реже до 10) яиц; насиживание 23-24 суток. Питается насекомыми, рачками, моллюсками, мелкой рыбой. Имеет нек-рое промысловое значегш-е.
Морянка (саук, аллейка; Fuligula s. Harelda glacialis L.) — птица из рода нырков (Fuligula), с клювом короче головы, с ноготком такой же ширины, как клюв, с 14-перым заостренным хвостом, средние перья которого у самца сильно удлинены. У самца в брачном наряде голова, шея (кроме черно-бурого пятна с каждой стороны), плечи, бока и нижняя сторона белые, верхние и грудь черно-бурые; средние перья хвоста сильно удлинены; хвост достигает 30 стм. при всей длине около 60 стм.; в летнем наряде белыми остаются лишь бока головы и нижняя сторона, а на спине и плечах перья с рыжими краями; самка бурая с сероватым кольцом на шее; бока головы, часть шеи и нижняя сторона у нее белые. Клюв на конце и при основании черный, остальные части его оранжево-красные; ноги темно-серые. М. кругополярная птица, гнездящаяся главным образом в полярных странах Старого и Нового Света, преимущественно на озерах тундр и лишь в малом количестве южнее (на озерах вост. склона пермского Урала, на берегах Балтийского моря); зимует у берегов Зап. Европы и на Балтийском море, на Каспийском море и на внутренних водах России, в Америке перемещается зимою до Сев. Штатов и Великих озер. Зимою (на море) М. питаются различными животными, летом — преимущественно растительной пищей. Летают М. хорошо, ныряют превосходно. Голос ее громкий, звучный. За исключением времени вывода птенцов (причем в попечении о птенцах принимают участие оба пола), держатся большими стаями. Н. Кн.
см. также 6.1.11. Род Морянки — Clangula
Мелкая, заметно мельче кряквы, утка.
Окраска очень изменчива в деталях, так как в одной стае встречаются птицы, находящиеся на разных стадиях линьки, а линяет морянка 3 раза в году. У самцов весной длинный шиловидный хвост, голова и грудь черные, бока и пятно вокруг глаза белые, спина рыже-черная. Зимой грудь, спина и пятно на щеке черные, остальное оперение белое. Самка летом бурая с белым подхвостьем, темной головой с белыми пятнами, зимой серая с белыми брюшком, боками, головой и шеей, на голове и горле темные пятна.Крылья в полете целиком черные. На воде морянки сидят низко, обращают на себя внимание короткие шеи и шиловидные хвосты самцов. Полет быстрый, стаи летят обычно низко над водой. В полете птицы все время подают голос.
Обитает по берегам озер и рек по всей тундровой и лесотундровой зонам. Гнездо устраивает на сухом участке, выстилка из темного пуха. Насиживающая самка подпускает человека вплотную. В кладке 6-8 буровато-оливковых яиц. Питается водными беспозвоночными, реже мелкой рыбой. Зимует на незамерзающих морях северо-запада России и Дальнего Востока. Голос — громкое хриплое «а-ауэ».
Важный объект охоты, особенно на Севере. Добывается только ранней весной, поскольку позже мясо приобретает неприятный запах.
Таблица 7
Таблица 7. 84 — огарь; 85 — пеганка; 86 — хохлатая пеганка (86a — самец, 86b — самка); 99 — красноносый нырок (99a — самец, 99b — самка); 100 — красноголовый нырок (100a — самец, 100b — самка); 102 — Бэров нырок; 103 — хохлатая чернеть (103a — самец, 103b — самка); 104 — морская чернеть (104a — самец, 104b — самка); 111 — турпан (111a — самец, 111b — самка); 112 — голова горбоносого турпана (самец); 113 — синьга (113a — самец, 113b — самка); 114 — голова американской синьги (114a — самец 114b — самка); 115 — пестроносый турпан (самец); 117 — морянка (117a — самец летом, 117b — самец зимой, 117c — самка); 118 — обыкновенный гоголь (118a — самец, 118b — самка); 119 — исландский гоголь (самец); 120 — малый гоголь (самец).
Предмет «Краеведение. Морянка». Тема урока: «Особенности Поморского календаря- энциклопедии народной мудрости».
Предмет «Краеведение. Морянка».
Тема урока: «Особенности Поморского календаря- энциклопедии народной мудрости».
Форма проведения: урок – путешествие в прошлое.
Цель: Выяснить особенности Поморского календаря.
Задачи в деятельности учителя:
формирование у учащихся
информационной компетенции, через отработку умения связать новую информацию с уже изученным материалом, умения самостоятельно осуществлять анализ и отбор необходимой информации, умения ее преобразовывать и представлять в доступном виде;
учебно-познавательной компетенции, через развитие у учащихся мышления, логики, навыков рефлексии и самооценки, умения планировать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативной компетенции, через развитие навыков работы в паре, умения делиться своими идеями и мнениями, умения четко формулировать свои мысли, задавать вопросы об изучаемом объекте, выдвигать собственную версию ответа;
формирование бережного отношения к культурному и историческому прошлому родного края.
Задачи в деятельности учащихся:
вспомнить всё, что известно о родном крае;
выявить общие признаки и различия между современными календарями и Поморским календарём;
учиться проверять и оценивать свою работу на уроке.
Организационный момент (3 мин).
Актуализация знаний и опыта учащихся (10 мин).
Открытие нового знания (7 мин).
Физкультминутка (2 мин).
Формулирование темы урока (2 мин).
Открытие нового знания (11мин).
Формирование первичных умений на основе самоконтроля (5 мин).
Итог урока. Проверь себя (3 мин).
Компьютер, мультимедиапроектор, экран (школьная белая доска).
Мультимедийное сопровождение – Презентация. ppt.
Содержание: дидактический материал содержит презентацию из 34 слайдов (приложение 2). Материал представлен на фоне школьной доски.
Переход с одного слайда на другой осуществляется по щелчку.
Возможности использования дидактического материала: презентация используется в течение всего урока и является его неотъемлемой частью. Подробное описание содержится в конспекте урока.
Другие дидактические материалы. Рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений «Морянка».
Методическая литература. Интернет-ресурсы (приложение 1).
Эпиграфом к уроку будет выступление ученицы.
Девочка исполняет частушку:
«Славен Север наш лесами, славен удалью морской.
Холмогорскими коровами да рыбою треской».
Частушку северную. Какие ещё малые жанры фольклора вам известны? И что такое «фольклор»? (Народная мудрость).
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о нашем родном крае, знакомиться с историей, традициями нашей родной земли. Познакомимся с ярким примером проявления народной мудрости.
Дети говорят, что значит это слово (название нашего предмета, ветер с моря).
Прочитайте четверостишие нашей северной поэтессы Г. Сычёвой (на слайде появляется по щелчкам). Как вы понимаете эти слова?
Актуализация знаний и опыта учащихся.
1.Как называется наша Родина?
2.Как называется область, в которой мы живём?
Работа с картой Российской Федерации.
3.Покажите на карте границы области.
4.С какими областями граничит?
5.Какие моря омывают?
6.Назовите, покажите на карте главный город нашей области.
7.Назови официальную дату основания нашего города.
8.Кто издал указ о строительстве нашего города?
9.Как назывался город первоначально? Слайд №3( ответы на 7-9 вопрос).
10.Кто изображен на гербе нашего города? Слайд № 4( ответ на 10 вопрос).
Слайды № 5-6 Памятные места Архангельска. Работа на белой доске (экране)
Вспомним наиболее известные, памятные места нашего города.
Дети выходят к доске, проводят маркером стрелки от названия к памятнику.
Слайд №7 Стела «Въезд в Архангельск».
Спросить у детей, что они помнят об этом.
В 1693 году Пётр 1 первый раз побывал в Архангельске. Заложил на судостроительной верфи первый русский морской торговый корабль «Святой Павел». А в 1694 году его спустили на воду. Так родился в Архангельске Российский флот. В честь этого и стела.
Как называют наш край? Ответы детей.
Ребята, все слова на слайде вам знакомы и понятны? ( проблемная ситуация )
Как назывались племена, жившие в 8-9 веках на территории нашего Севера? (Чудь). Перечислите занятия: охота, собирательство, земледелие, рыбный промысел, собирали северный мёд, речной жемчуг.
Открытие нового знания
«Под Новый год пришёл он в дом таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес и, наконец, совсем исчез». (Календарь)
Календари бывают разные: отрывные, настенные, настольные, перекидные, церковные и др.
Работа в тетради самостоятельно, с.26.
На доске поверяем, соедините стрелками. Самоконтроль.
Формулирование темы урока
Какой календарь вам не знаком? Что вас заинтересовало в нём? Что хотели бы о нём узнать?
Сформулируйте сами тему нашего урока. Дети формулируют тему урока.
Тема нашего урока: «Особенности Поморского календаря-энциклопедии народной мудрости».
Открытие нового знания
Как понимаете это словосочетание «Поморский календарь»? ( О жизни поморов).
На с.26 рабочей тетради читаем сведения о Поморском календаре.
Слайды №12-13 Вид Поморского календаря.
Поморский календарь был в виде бруска из кости или дерева.
С помощью отверстия, которое находилось на четырехгранном выступе, календарь подвешивали к поясу, когда крестьяне уходили на охоту или в долгое странствие или прикрепляли его к стене в доме.
Особыми знаками отмечена важная для крестьян информация: о начале и ходе сельскохозяйственных работ, о сроках охотничьего сезона или сезона рыбной ловли, о днях церковных и семейных праздников.
Как вы думаете, где мы можем увидеть этот календарь? Ответы детей.
Показ бруска-4 грани, это что обозначает, как вы думаете? (4 времени года).
Каждая грань разделена на 3 части. Что это? (3 месяца).
Что общего между Поморским календарём и современными календарями? А в чём отличия?
Слайд №15 Поморский календарь. Зима. Начнём путешествие в прошлое с помощью Поморского календаря.
Слайд №16 Фёдор Абрамов. Найдите в содержании хрестоматии «Морянка» произведение Ф.Абрамова «Серебряные сполохи». Читаем произведение.
Что такое « сполохи»?
Слайд №17 Николай Рубцов. Найдите в содержании хрестоматии «Морянка» стихотворение «Воробей». Читают в парах.
Слайд №18 Декабрь-студень.
Как вы думаете, ребята, почему учёбу начинали в декабре? (заканчивались работы сельскохозяйственные).
Слайд №19 Сообщение о Николае Чудотворце.
Слайды №20-21 Чем занимались в деревне в зимнее время.
Покажите Пермогорскую роспись прялки.
С.7 рабочей тетради, № 1- самостоятельная работа. Если позволяет время, можно выполнить задание № 2, на с.7 рабочей тетради в парах.
На доске – проверяем. Провести стрелки. Самоконтроль.
Слайд №24 Спиридон. На куриный шаг, на воробьиный скок, да прибудет денёк.
Слайд №25 Рождество. Спросить у детей, что они знают об этом празднике.
Слайд №26 Святочные гадания.
Когда встречаем Новый год? Так было не всегда.
Слайды №27-28 Поморский Новый год. Отмечали 14 (по ст.стилю-1) сентября.
Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
На стр. 27 рабочей тетради № 4,5. Коллективная работа. Она будет продолжена на следующем уроке. Можно предложить самостоятельно выполнить эти задания.
Слайды №29-34 Итог урока. Проверь себя.
Рефлексия. Что особенно заинтересовало, понравилось на уроке? Что получилось? Что вызвало затруднение? Что по этой теме хотели бы узнать ещё?
Литературное чтение. Краеведческий курс «Морянка». 2 класс
Тема: Времена года на Севере. «Нет тебя краше весна наша!»
Цели: Через художественное своеобразие произведений раскрыть красоту весенней природы; воспитывать чувство прекрасного, интерес к живописи, музыке; развивать способность внимательного отношения к авторскому слову.
Метапредметные : прививать интерес к поэзии; музыке; изобразительному искусству, воспитывать художественный вкус.
Предметные : отработать навыки выразительного чтения; развивать речь детей, формировать навык его построения.
Личностные : воспитывать любовь к природе, к родному краю, развивать умения общаться со сверстниками, учителем, воспитывать уважение и терпимость к одноклассникам.
Планируемые результаты : учащиеся научатся читать произведения, передавая с помощью интонации настроение автора, слушать звуки весны, обсуждать и представлять картины весны, сочинять небольшие стихи о весне.
Личностные : самооценка, осознанность учения, морально – этическая ориентация.
Познавательные : находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, моделирование, становление причинно-следственных связей.
Регулятивные : определение и формулировка цели, управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные : речевая деятельность, навыки сотрудничества, учёт разных мнений и умение обосновать собственное.
Учебные материалы : хрестоматия «Морянка», презентация, смайлики, таблички, портреты поэтов, карточки с пословицами и поговорками, сигнальные карточки, цветы – подснежники.
Оборудование: экран, мультимедиапроектор, учительский компьютер, колонки.
Организационный момент. СЛАЙД 1
Вот звонок веселый смолк,
Пригласив нас на урок.
Время нам нельзя терять,
Будем работать начинать.
-Желаю всем нам на весь урок хорошего настроения и успехов!
Возьмите смайлики и определите своё настроение на начало урока.
Самоопределение к деятельности.
3.Постановка проблемы, темы урока. СЛАЙД 2
– Ребята, посмотрите ; из стихотворения выпало слово и рассыпалось на буквы. Помогите из них составить слово и вставить его в стихотворение.
____________, приди, три угодья принеси!
Второе угодье – в лугах половодье.
Третье угодье – зелёное раздолье.
( Ребята составляют слово «весна»)
-Прочитайте получившее стихотворение.
-Какие слова встретились непонятные?
— К кому мы отравимся сегодня в гости?
— Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока? СЛАЙД 3
Постановка учебной задачи.
— Мы сегодня будем говорить о весне в произведениях наших северных поэтов, писателей, художников. Многие писатели и поэты с любовью и нежностью в стихах и прозе воспевали весну.
– Ребята, а вы любите весну? ( Ответы детей. )
-А какие картины у вас встают перед глазами при этом слове?
Сегодня мы попробуем ещё раз увидеть всю красоту весны посредством произведений живописи, музыки и поэзии.
Многие писатели и поэты с любовью и нежностью в стихах и прозе воспевали весну.
(Учащиеся выходят к доске и рассказывают, какую картину они представили). 2-3 чел .
7. Работа в группах .( делю с помощью сигнальных карточек)
— Соберите пословицы и поговорки о весне. ( карточки)
Пословицы и поговорки о весне.
Весенний день – что ласковое слово.
Весною день упустишь, так годом не вернешь.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
Весной и заяц на слуху сидит.
-А сейчас посмотрим, как художники изображают весну в своих картинах.
( показ слайдов презентации) СЛАЙД 9-18
8. Ознакомление с северными художниками.
— А теперь посмотрим, какой видят весну наши северные, известные всему миру, художники.
( показ слайдов презентации) СЛАЙД 19-22
-С какими художниками мы сейчас познакомились? Чьи картины Вам больше запомнились?
10. Работа по учебнику «Морянка».
— Давайте откроем учебник «Морянка» и посмотрим, как называется раздел о весне? Страница 87. (Учащиеся открывают книги, раздел называется «Голосуют берёзы за солнце и тепло»)
— Какие поэты и писатели писали о весне?
(Учащиеся отвечают: Федор Абрамов,Б. Шергин, О.Фокина, Н.Рубцов, Р.Панов, В.Шелыгин)
11. Ознакомление с писателями Севера.
-А какая бывает весна на Севере? ( ответы детей)
— Н.Н.Проничева ( 1931-2005 гг.) родилась в деревне Берёзовец Новгородской области. С отличием закончила Каргопольское педагогическое училище, Вологодский пединститут. 2 года работала в нач. школе, а затем в Каргопольском педучилище преподавателем биологии, заведующей практикой, завучем. Издав книги о природе Каргополья : « Журавлиный край» (1996г); « Росинка малая» (2002г); « Птицы Каргополья» ( 2004г). Имела многочисленные награды, в том числе медаль Общества охраны природы. Биолог по специальности, Нина Николаевны посвятила этой теме большинство своих книг. И стихи её, которые вошли в книги как поэтические иллюстрации, тоже о природе. Отдельно они публиковались в сборнике «Поэзия Севера всегда молода» (2003).
Послушаем стихотворение Н.Прониной. ( заранее подготовленный ученик)
— Какие три образа весны позволяет нам выявить это стихотворение?
-Название каких месяцев соответствуют этим периодам весны?
— А сейчас мы поговорим о писателе Фёдоре Абрамове.
Фёдор Александрович Абрамов родился в 1920 году на Пинеге, в деревне Верколе Архангельской области в бедной крестьянской семье.
С родной северной землёй он связан не только по биографии. Здесь прошли его детство, юность. Фёдор Абрамов, доцент, был заведующим кафедрой в университете и выступал в печати с критическими статьями о советской литературе. Он любил свою малую родину бесконечно. Гордился ею и считал огромным счастьем своим, что родился на Севере: «Я родился в красивейшем месте России, в краю белых ночей и бескрайних лесов. В краю былин и сказок».
Во всех своих произведениях он писал о своей малой родине, о красоте северной природы и о людях, которые стали праобразами героев его произведений. И мы сегодня прочитаем его зарисовки о природе.
Рассказ «На мартовском солнышке» с. 92
Представьте данную картину.
Какие образы родились в воображении автора?
Рассказ «Дождались» с. 92
Представьте данную картину.
Что бы Вы нарисовали на рисунке к этому рассказу?
Рассказ «Комары» с. 93
Какой звук весны описывает автор? Почему?
Рассказ « Зелёная весна» с. 93
Представьте данную картину
Какие цвета увидел автор весной?
Рассказ «Одуванчики» с. 93
Какие цветы описывает автор? Найдите и зачитайте
Что привлекло его внимание?
— С какими рассказами Ф. Абрамова мы познакомились?
-Что объединяет все произведения, с которыми мы познакомились?
12. Творческая работа.
— Сейчас я Вам предлагаю, нарисовать свою весеннюю палитру.
14. Работа с «Морянкой».
— А сейчас я познакомлю вас с творчеством Ольги Фокиной. СЛАЙД 23
Фокина Ольга Александровна родилась 2 сентября 1937 года в д. Артемовская Верхнетоемского района Архангельской области. Отец и мать, потомственные крестьяне. Во время войны будущая поэтесса лишилась отца. После окончания школы окончила с отличием Архангельское медицинское училище. Несколько лет работала фельдшером в родном районе. В 1957 году поступила в Литературный институт имени М. Горького, куда позднее поступил Н.Рубцов. В поэзии Фокиной много обращений к родной земле, солнцу. Любимые жанры поэтессы – частушка и песня.
Чтение стихотворений учителем « Я в лесу была сегодня…»
-Какие чувства вызвали у Вас эти стихотворения?
— Все ли слова понятны?
– Прочитайте стихотворение самостоятельно, подготовьтесь читать выразительно.
– В каких словах стихотворения заключается главная мысль поэта?
-Каким переживанием делится автор в своих стихах?
— Чему учит это стихотворение?
Выразительное чтение учащихся.
Стихотворение Василия Шелыгина «Осень».с84. СЛАЙД 24-29
Чем ещё нас встречает весна?
Давайте прочитаем стихотворение Василия Шелыгина «Северные цветы».
— Какая основная мысль стихотворения?
— К чему нас учит быть нежней и терпеливей это стихотворение?
15. Создание своего стихотворения о весне ( работа в парах)
-Выберите слова и составьте своё стихотворение.
( Ребята зачитывают получившиеся стихотворения)
– Вот и подошёл к концу наш урок.
— Я сегодня узнал, что весну любили северные художники такие, как….
— Мы слушали рассказы……
Молодцы! Спасибо за урок.
Список литературы по ФГОС:
Гранник Г.Г. Как учить работать с книгой. Москва, 2007 г
Кутявина, С. В. Поурочные разработки по литературному чтению.
Книги о русских поэтах, композиторах, живописцах, словари, справочники.
Морянка «Мальчик из Холмогор» 2 класс
Выбранный для просмотра документ Приложение для кластера.docx
Выбранный для просмотра документ Приложение №2.docx
Выбранный для просмотра документ Приложение.docx
Подчеркните информацию о матери М.В.Ломоносова.
Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич (1681-1741), занимался морским промыслом. Каждый год с весны до осени Василия Дорофеевича ждало море. Море на «ты» с людьми мужественными, смелыми, не боящимися трудностей. Таким и был отец Михаила Ломоносова.
Мать мальчика, Елена Ивановна, работала дома, по хозяйству. К сожалению, она ушла из жизни рано, когда её единственному сыну было всего девять лет. Отрывочны воспоминания Михаила о матери: вот она смело отпускает его на прогулку, разливает наваристую уху по тарелкам…
Семья Ломоносовых не бедствовала. Но и «разносольством» тоже не отличалась. Ешь вдоволь уху и хлеб, бери соль из солоницы – но ничего другого на столе нет! Еду в тарелках оставлять не полагалось, отец за этим следил – крестьянствовать на северных землях было тяжело, крестьянский труд ценился сверх меры. Опаздывать к трапезе не разрешалось – можно было и без обеда остаться.
В руках Михайло – мешочек с медными пятаками. Он пришёл к соседу Ивану Афанасьевичу Шубному, грамотею — обучаться. Отец понимал – в делах предпринимательства ему нужен помощник, и средств на обучение сына не пожалел. Но парнишка и сам всегда стремился к знаниям. Другим учителем Михаила Ломоносова был дьячок Дмитровской церкви С.Н.Сабельников.
Подчеркните информацию о занятости мальчика.
Михаил, или как его называли на северных землях, Михайло, рос любознательным и пытливым мальчиком. В возрасте девяти лет он уже начал ходить с отцом в море. Не раз и не два попадали они в сложные ситуации, когда водная стихия испытывала их на прочность, но всё обходилось благополучно. «Ничего, сынок, выдюжим!», — говорил отец сыну.
Михаилу всегда нравилось смотреть на северное сияние. Он задавался мыслью, откуда возникают эти бесконечные трепещущие лучи, какая могучая сила управляет ими? Отец говорил, что это божье проявление, но такой ответ мальчика не устраивал. Он понимал, что, для того чтобы узнать истину, нужно учиться. Да и отцу по делам нужна была помощь.
В руках Михайло – мешочек с медными пятаками. Он пришёл к соседу Ивану Афанасьевичу Шубному, грамотею — обучаться. Отец понимал – в делах предпринимательства ему нужен помощник, и средств на обучение сына не пожалел. Но парнишка и сам всегда стремился к знаниям. Другим учителем Михаила Ломоносова был дьячок Дмитровской церкви С.Н.Сабельников.
Очень быстро мальчик освоил чтение и письмо. Толстые и тонкие церковные книги Михаил читал внимательно, но невольно задавался вопросами, на которые он не находил ответов: где рождается ветер, почему звезды и Луна появляются в небе в одно и то же время?
Подчеркните информацию об отце М.В.Ломоносова.
Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич (1681-1741), занимался морским промыслом. Каждый год с весны до осени Василия Дорофеевича ждало море. Море на «ты» с людьми мужественными, смелыми, не боящимися трудностей. Таким и был отец Михаила Ломоносова.
Мать мальчика, Елена Ивановна – дочь дъякона соседнего Николаевского Матигоровского прихода, работала дома, по хозяйству. К сожалению, она ушла из жизни рано, когда её единственному сыну было всего девять лет. Отрывочны воспоминания Михаила о матери: вот она смело отпускает его на прогулку, разливает наваристую уху по тарелкам…
Семья Ломоносовых не бедствовала. Но и «разносольством» тоже не отличалась. Ешь вдоволь уху и хлеб, бери соль из солоницы – но ничего другого на столе нет! Еду в тарелках оставлять не полагалось, отец за этим следил – крестьянствовать на северных землях было тяжело, крестьянский труд ценился сверх меры. Опаздывать к трапезе не разрешалось – можно было и без обеда остаться.
В руках Михайло – мешочек с медными пятаками. Он пришёл к соседу Ивану Афанасьевичу Шубному, грамотею — обучаться. Отец понимал – в делах предпринимательства ему нужен помощник, и средств на обучение сына не пожалел. Но парнишка и сам всегда стремился к знаниям. Другим учителем Михаила Ломоносова был дьячок Дмитровской церкви С.Н.Сабельников.
«Где взять книги, которые раскроют тайны природы, всего мира?» — не раз думал Михаил. Чтобы получить «подлинно мудрые» книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику» Л.Ф.Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого, пришлось мальчишке поработать. Вот, наконец, эти книги у него в руках. Кое над чем случилось и поломать голову. К книгам Михаил относился с особым трепетом – на ночь он клал их под подушку.
В конце 1730г. Ломоносов покинул родной дом. С рыбным обозом он отправился в столицу, в Москву. Здесь он был зачислен в Навигацкую школу, однако вскоре получил сведения, что в Славяно-греко-латинской академии знания можно приобрести более глубокие, и решил попытать счастья там.
Но выяснилось, что дети крестьян не имели права там обучаться. Михаил вынужден был сказать, что он – дворянский сын. Ему поверили, и 15 января 1731 года Ломоносов был принят в Академию.
Детство Михаила закончилось. Ему девятнадцать лет. Он – практически взрослый среди малолетних учеников. Нынче его стипендия – три копейки в день.
Тяжёлые, но радостные годы учёбы начались.
Впоследствии Михаил Васильевич Ломоносов станет первым русским учёным с мировым именем. Он будет стоять у истоков Московского университета.
Ломоносов занимался наукой так успешно, что не только среди русских приобрел себе славу, но и у своих заграничных учителей (а он впоследствии учился за границей) пользовался большим уважением. Не сразу он, конечно, достиг великой славы. В его жизни было много горя и бедствий. Но он был одарён от природы твёрдой и сильной волей. Много препятствий ему пришлось преодолеть терпеньем и любовью к науке. Сильно досаждали ему завистники. Но были у него и друзья, их милость не прекращалась до конца его жизни. Обласканный и успокоенный императрицей Екатериной II, посетившей его, больного, в его доме, он умер 4 апреля 1765 года, всего 53 лет от роду — и погребен в Александро-Невской лавре.