Мосар глубокского района что посмотреть
В поисках утраченного. О великолепии дворца в Мосаре сегодня можно судить только по фотографиям
Замок, которого больше нет
Этот край богат озерами и болотами. Не случайно городок Глубокое получил свое название от имени озера. А расположенная недалеко от райцентра деревушка Мосар и вовсе в переводе с финно-угорского означает «болото». К слову, на Витебщине раскинулось одно из крупнейших болот в Европе — Ельня, которому более 9 тысяч лет!
Дворец в Мосаре. 1914 год.
Но вернемся в Мосар, который за 507 лет (. ) своего существования превратился из «болота» в белорусский Версаль. Об этом говорят не только избалованные великолепием родной природы белорусы, но и многочисленные туристы, в том числе из Европы. Местечко в качестве приданого невестам переходило от одного шляхетского рода к другому. Мосаром владели виленский земский писарь, ловчий ВКЛ, полковник жмудский, каштелян трокский. История свидетельствует, что в XVI веке во время Ливонской войны в Мосаре на ночлег останавливался Стефан Баторий.
Но наибольший след в истории деревни оставил графский род Бжестовских, владевший Мосаром почти 200 лет. Именно по заказу Роберта и Анны Бжестовских в 1775—1779 годах в имении был основан двухэтажный дворец, спроектированный итальянскими архитекторами. Спустя год был возведен костел Святой Анны, сохранившийся до наших дней. Удивительно, но костел не переставал действовать и в Великую Отечественную войну. За всю его длинную историю не был закрыт ни разу.
Мосар. Костел. Начало ХХ века.
В водовороте лихолетья
«От некогда великолепного дворца ничего не осталось: ни руин, ни фундамента. Там, где он стоял почти 140 лет, сейчас находится Мосарский льнозавод. Приусадебные здания льнозаводом какое-то время использовались как склады. Полностью руины были уничтожены еще до начала Великой Отечественной войны. Когда после подписания Рижского договора Мосар вошел в состав Польши, здание еще существовало, но частично: стояли полуразрушенные стены, крыша отсутствовала, внутренние перегородки разобраны, разграблена мебель, элементы интерьера…»
Дворец в Мосаре. Вид спереди. 1914 год.
Все, что сегодня отсылает нас к тем временам, — это костел Святой Анны и два дуба возле него, посаженные, как гласит легенда, в момент закладки фундамента. Исполины и сегодня радуют жителей и туристов. Единственным материальным раритетом прежнего величия являлась чудом сохранившаяся вмурованная табличка, сообщавшая, что во дворце останавливался Стефан Баторий, когда шел на Ливонскую войну.
Кроме того, к счастью, дошли до наших дней редкие фотографии фасада дворца и внутренних комнат. Фотограф запечатлел роскошное убранство, ничуть не уступавшее версальским дворцам. Даже черно-белые изображения способны передать все величие и пышность тех времен.
Зал с камином и витражом. 1914 год.
Великолепие во всем
Отметим: при том, что внешний фасад здания отличался классической скромностью, внутреннее убранство поражало великолепием. Королевский зал был украшен стилизованным генеалогическим древом. Зимний обогрев этого помещения осуществлялся посредством огромной печи, оформленной в виде пирамиды, и французского камина с бюстом короля Станислава Августа. Кроме Королевского зала, во дворце располагались Бальный зал с богатым камином из черного мрамора, на котором изображались античные нимфы. Стены Зеркального зала были выложены зеркальными панелями. Модным веянием того времени являлась Китайская комната, где в позе буддистского монаха восседал Конфуций, окруженный учениками. Взор гостей привлекала философская надпись на цоколе камина: «Мудрец для себя самый строгий критик. Он сам обвинитель, свидетель и судья».
Примечательно, что в Мосаре в 1826 году родился герой Русско-турецкой войны генерал-лейтенант Адам Игнатьевич Цвецинский. По военным стопам пошел и его сын Максимилиан, который тоже стал генералом, участвовал в Первой мировой войне. Вот таких славных сынов родила заболоченная мосарская земля.
Мосар. Камин в Королевском зале дворца. 1914 год.
В 1939 году после освободительного похода Красной армии Мосар вновь вернулся на родную землю.
Мосар сегодня
Современный Мосар входит в состав Глубокского района Витебщины. Здесь живет около 500 человек. Летом бывает до тысячи туристов в день. Людей сюда привлекает не только костел Святой Анны, но и великолепный культурно-дендрологический комплекс с множеством скульптур и памятников архитектуры. Над всем этим на 23 метра возносится в небо католический крест — самый высокий в Беларуси. Он виден с расстояния 25 километров.
Примечательным в Мосаре является и кладбище. Оно уникально тем, что здесь похоронены и католики, и православные. Нет никакого деления на конфессии. И это прекрасный пример единения не только тех, кого с нами уже нет, но и ныне живущих. В центральной части кладбища находится белая пятиметровая статуя Христа Спасителя.
Фрагмент Королевского зала. 1914 год.
Кроме того, в Мосаре бьют знаменитые родники, вода в которых содержит полезные минералы и считается целебной.
О деревне можно говорить бесконечно, но лучше, как известно, один раз увидеть. И почувствовать каждой клеточкой своего тела атмосферу этого удивительного уголка Беларуси.
Едем в Мосар
От столицы до Мосара — 180 километров. По трассе М-3 следует доехать до Бегомля и далее свернуть на дорогу Р-3 в Глубокое. Оттуда до Мосара — 18 километров, и каждый местный укажет вам правильный путь.
Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Выходные в Беларуси: Мосар
На первый взгляд Мосар – это небольшая деревушка в Глубокском районе Витебской области. Это поистине сказочное место, куда хочется вернуться. А ещё Мосар называют белорусским Версалем.
Первое упоминание о Мосаре есть в документах 1514 годом. В конце XVIII века деревня была владением Роберта и Анны Бжестовских. Хозяева земель благоустроили территорию и построили дворец. По легенде, для его строительства пригласили итальянцев — учеников Микеланджело. К сожалению, после революции во время Гражданской войны дворец был полностью разрушен. Несмотря на это, Мосар является интереснейшим культурно-дендрологическим комплексом.
Костел Святой Анны.
В 1792 году рядом с дворцом построили костёл Святой Анны. Главной святыней костёла являются мощи Святого Юстиниана, они хранятся в серебряном саркофаге под боковым алтарем храма. История, как привезли святыню, по-настоящему загадочная. В XIX веке по белорусским и литовским храмам путешествовала повозка с мощами святого Юстина. В то время мощи святых часто возили по городам и деревням, чтобы все желающие могли прикоснуться к святыне. Доехав до Мосарского костела Святой Анны, повозка остановилась. Лошади не хотели ехать дальше. Никакие уговоры и угрозы не могли их сдвинуть с места. Верующие прихожане Мосарского храма решили, что на то была воля самого святого Юстина. Он пожелал, чтобы его мощи навсегда нашли пристанище в Мосаре.
Святой Юстин – особый святой. Он помогает алкоголикам обрести трезвую жизнь. Со всей округи потянулись сюда желающие избавиться от пагубной тяги к спиртному.
Уникальность костела Святой Анны в Мосаре в том, что он всегда оставался действующим. С приходом советской власти, костёл святой Анны многие годы находился в упадке. Новое возрождение храма началось в 1988 году, когда приход возглавил ксёндз Йозас Булька. Он сумел преобразить не только костёл и его окрестности, но и повести местное население за собой. Небольшая деревня на западе Беларуси превратилась в радующий глаз туристический центр, а местные жители сознательно отказались от пьянства.
Перед зданием костёла находится копия статуи Микеланджело «Изваяние Богоматери, оплакивающей снятого с креста Иисуса». А перед центральными воротами костёла установлена первая в Беларуси ростовая статуя Папы Римского Иоанна Павла II. Все это изготовили белорусские мастера по специальному заказу ксёндза Йозаса. За костелом в глубине парка за костёлом находится родник. Несколько анализов воды показывают, что в ней много полезных минералов и микроэлементов. А после освещения источника, воду считают ещё и святой. От святого источника идет аллея трезвости, в конце ее находится статуя. Это Моисей указывает доску с десятью Божьими заповедями.
В дальней части дендропарка начинается «дорога на Голгофу». Рельеф местности позволил смоделировать дорогу на Голгофу, пройденную Христом. Неподалёку от начала дороги можно увидеть статую Иисуса, несущего крест. В конце дороги установлен самый высокий в Беларуси крест (около 25 м высотой). У подножия креста — скульптурная композиция, под ней — уменьшенный макет гроба Господня.
Старое кладбище в Мосаре тоже уникальное. На нём деления на конфесии: рядом похоронены католики и православные. Кладбище превратилось в ухоженное место, когда под управлением ксендза началась реставрация. Первое, что сделано по его указанию — были сняты оградки со всех могил. Кладбище приобрело совершенно иной вид. Его обнесли красивым каменным забором, а в центральной части возвели пятиметровую белую статую Христа. Он готов принять и обнять каждую душу, вернувшуюся к нему.
В Мосаре можно также посетить необычный музей – антиалкогольный. В нем выставлены реальные самогонные аппараты, которые собрало местные жители.
Всегда открыт для посещения филиал Глубокского историко-этнографического музея. Он расположен в бывшем деревянном амбаре возрастом около двухсот лет. Амбар был построен рядом с костёлом для хозяйственных целей. Уникальность здания в том, что оно создано без единого гвоздя.
Мосар – удивительная и даже уникальная деревня Беларуси. Ее обязательно стоит посетить. Приятного путешествия!
bortnikau
Жизнь состоит из простых вещей
Побывав в соборе и костелах Глубокого и Удело, мы отправились дальше.
Все это можно увидеть благодаря настоятелю костела Юозасу Бульки. Именно он собственными руками начал создавать этот парк, к которому потом примкнули местные жители.
Все началось с того, что ксендз Булька решил положить конец пьянству в деревне, запретив приходит в костел в пьяном виде. С прихожан он брал обещания не брать алкоголь в рот. Местные жители воспринимали идеи настоятеля, как наивные. Но, в итоге спустя время все стало получаться, и постепенно он добился того, что в деревне перестали гнать и продавать самогон.
Сам костел был построен в самом конце XVIII века.
Первый в Европе памятник бывшему главе католической церкви Иоанну Павлу II.
Зверинец. Вольер со страусами.
200-летние дубы. Легенда гласит, что чтобы дерево передало положительную энергию к нему нужно прикоснуться сначала руками, потом лбом, потом всем телом. «Объятия» с дубом стали традицией, которую должен соблюдать каждый посетитель местного дендропарка.
Как это выглядит во время экскурсий :).
К сожалению, в 2010 году Юозас Булька скончался. Ему было 84 года. Это колоссальная потеря для дальнейшего развития музейного комплекса. Новый ксендз не стремится продолжать то, чем занимался Булька на протяжении, почти, всей жизни.
Дорога, ведущая к самому большому кресту в Беларуси. У обочины, на протяжении всего пути стоят кресты поменьше.
Музей народного быта.
Старый бильярдный стол.
Очень мне понравилось то, что все экспонаты можно трогать и фотографироваться с ними.
Внутренний двор комплекса. Вокруг стоят скамеечки и каменная беседка.
Костел Святой Анны.
Не повезло со временем: еще с детства я помню, что кладбище напротив костела обязательно нужно посетить! Различные часовни, брамы, семейные каплицы, пруды и клумбы заслуживают внимания. Увы, в рамках экскурсии на этот раз мы не успели туда сходить.
Раскопав старые снимки Александры Владимировны, нашли вот такую статую Христа, установленную на этом же кладбище.
Изголодавшееся Александра Владимировна с жадностью вгрызается в пакет 🙂
Оставив Мосар, автобус повез нас в Камаи, по пути заехав на страусиную ферму, именуемую «Соловьиная роща».
Ферма создана на базе придорожного сервиса в 2002-м году. Был я тут несколько лет назад, когда все только началось развиваться: можно было купить самодельное пиво, также самодельный сливочной ликер в необычных бутылках с привязанным кусочком скорлупы страусиного яйца.
Не знаю по каким причинам, но на данный момент ферма в неком упадке. Ликер разливают в обычные водочные бутылки, а пиво есть не всегда. Хотя, внешне работники стараются держать марку: по прежнему работает кафе, по прежнему предлагают местные мясные изделия.
Обитают тут не только страусы.
Говорят, что у костела есть подземные ходы, которые уже больше века никто исследовал. А легенда гласит, что в туннелях спрятаны сокровища бывших владельцев местечка Камаи.
Крест перед фасадом храма. Что означает треугольник в центре, никто объяснить не смог. Может, будут варианты?
Внутри на хорах установлен орган, мелодии которого нам довелось услышать.
Нынешний ксендз Яцык любит, когда разговаривают на белорусском языке, хотя сам родом из Польши.
Икона Матери Божией Ченстоховской. Написана в 1610 году в Кракове, в XVIII веке считается чудотворной.
В одном из углов зала располагается небольшой музейчик.
Поездка подошла к концу. Увиденное еще раз доказывает, что в родных краях есть такие места, которые несут в себе не только эстетическую, но и культурную ценность.
Мосар глубокского района что посмотреть
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Ну вот я и опять с вами, в своей любимой ЖЖ-ке. Все-таки иногда нужно делать перерывы, даже в любимых делах. Иначе можно очень быстро набить оскомину и даже самое приятное занятие превратить в тяготеющую рутину.
Зато тем временем у меня накопилось довольно много фотоотчетов, с которыми спешу поделиться с вами, друзья мои.
Итак, деревня Мосар Глубокского района Витебской области. стала известна благодаря ксендзу Юозасу Булке, превратившему кусочек деревушки в настоящий музей под открытым небом с Новозаветским сюжетом, туристическую жемчужину и показавшему, как можно воплотить идею ландшафтного дизайна на приличной площади.
На первый взгляд деревня Мосар ничем особо не отличается от других деревень Витебской области. Аисты здесь встречаются на каждом шагу.
Но припарковавшись и заплатив чисто символическую сумму за вход на территорию так называемого «белорусского Версаля», начинаешь погружаться в далекие Библейские времена.
При входе в парк посетители с трудом скрывают свои ахи, лицезря роскошные пруды, украшенные розовыми и белыми водяными лилиями, декоративным мостиком и позолоченным ангелочком.
Костел св. Анны, возведенный в 1792-м году, но разрушенный в советскую эпоху,
Могильная плита Юозаса увековечена словами: «Любiў Бога, Прыроду и Беларускi народ».
В парке вы можете любоваться всевозможными растениями,
избушкой на курьих ножках
и аллеей-вернисажем, иллюстрирующим жизнь Иисуса Христа, начиная от его рождения
Также вы можете проделать путь на гору Голгофа,
увидев там самый большой в Беларуси католический крест.
Пройдя по этой Библейской аллее вверх,
вы выйдете к роднику с целебной водичкой, богатой минералами.
А вот беседка, украшенная Библейскими сюжетами, имеет каменный колодец, имитирующий настоящий.
Войдя в массивную арку, вы сможете продолжите экскурсию на религиозную тему,
где вы повторите 10 Божьих заповедей.
Мои девчонки возвращались с необычного парка уставшие, но счастливые.
Деревня Мосар Глубокского района
Костел Святой Анны в Мосаре
Костел и колокольня в Мосаре
Во время войны костел продолжал действовать, а вот после ее окончания советское правительство попыталось его закрыть, но у них не очень-то это получилось. До 1961 года службы проводил Михал Сухаревич, затем более 20 лет у костела не было своего приходского священника, но это никак не мешало местным жителям собираться в церкви для молитвы. А с 1990 и до 2010 года приходом управлял известный в Беларуси Юозас Булька. О нем, пожалуй, стоит рассказать немножко подробнее.
Юозас родился в Литве в 1925 году в деревеньке Рипайчай (Rapėjai), настолько малоизвестной, что нам даже не удалось ее сразу найти на Google maps, только после перевода названия на литовский она отыскалась на границе Утенского и Вильнюсского уездов. Кстати, сейчас в ней живет всего лишь пара десятков человек.
После войны он попал на завод в Вильнюс, где честно трудился. В 70-х годах он был рукоположен в ксендзы (католический священник), и на тот момент Юозасу было 60 лет. В 1989 году после службы в Сибири и на севере России, ему предложили перебраться в Беларусь, сначала в деревню Удело, а спустя год в Мосар.
Юозас Булька © globus.tut.by
Юозас Булька был страстным борцом с алкоголиками, причем не только в рамках своего прихода, а вообще, он всегда открыто призывал вести правильный образ жизни. Проявилось это не после того, как он пришел в веру, это было с ним на протяжении всей его жизни. В начале 70-х был даже снят документальный фильм «Я, ты и здоровье», в котором рассказывали о Бульке и антиалкогольной компании, которую он ведет на своем заводе. В Мосаре в рамках этой программы был создан антиалкогольный музей и заложена аллея трезвенников. Облагородился и сам Мосар. Чуть позже мы покажем, что было сделано с его помощью в деревне. В 2005 году Булька был награжден премией «За духовное возрождение», а спустя год белорусский президент вручил ему медаль Франциска Скорины. Такой государственной наградой отмечаются работники науки, образования и культуры за профессионализм и личный вклад в развитие культурного наследия белорусского народа.
Могила Юозаса Бульки в Мосаре
Священнику вменялась гибель 56 человек, был даже сделан официальный запрос белорусским властям с просьбой помочь в задержании, но белорусы отказали. Сам Булька обвинения не признавал, говорил лишь, что всю свою жизнь боролся с пьянством и выступал против людей, которые гнали самогон и спаивали литовцев. Вся эта история здорово подкосила состояние ксендза и вскоре в результате обширного инфаркта он попал в больницу. В январе 2010 года в возрасте 85 лет Юоазс Булька умер после повторной операции на сердце в одной из минских больниц. Это стало утратой не только для Мосара, но и для многих католиков страны.
Мосар вовремя Юозаса Бульки и без него
Мы попали в Мосар спусят полтора года после смерти священника. Ехали мы сюда специально, так как были наслышаны о необычной деревне и костеле Святой Анны. Нам очень хотелось посмотреть на ту красоту, которую создал Булька, а сделал он, действительно, очень много. Помимо антиалкогольного музея, здесь была полностью облагорожена территория храма. Появился памятник Иоанну Павлу II, страусиная ферма, пруды, клумбы, и даже копия Виленской Брамы Mater Misercordia.
Дорога к Крестовой горе в Мосаре
Скульптура в Мосаре
Помимо облагораживания территории храма, Булька помогал и окрестным деревням. Так в деревне Парыж появился музей Иоанна Павла II и своя Эйфелева башня.
Местные жители, завязав с пагубными привычками, активно участвовали в жизни прихода и обустраивали свою деревню. В Беларуси все деревни аккуратные, но в Мосаре есть свое очарование, хотя здесь, как и везде, все же можно найти старые и брошенные дома.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.
Лично нам очень понравилось в Мосаре, и мы даже думали при случае заехать сюда еще разок, но после прочтения последних отзывов начинаем сомневаться. Очень жаль, если он изменился и не в лучшую сторону. Если вы были там в последние годы, то поделитесь впечатлениями, стоит ли ехать туда еще раз или лучше не расстраиваться?