Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово «мощи» в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака». Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями. По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала таинство Причастия в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Зачем поклоняться мощам?

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

Источник

Мощи святых

Мо́щи – останки святых, почи­та­е­мые Цер­ко­вью как свя­тыни.

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Само слово «мощи» (греч. λείψανον (лип­са­нон) (от греч λείπω – остав­лять) — (во мн. ч.) останки) можно пони­мать шире, чем просто телес­ные останки. Это слово может озна­чать и то, что оста­лось после святых (напри­мер, одежда, личные вещи), – все, что так или иначе сопри­ка­са­лось со святым во время его земной жизни.

Осно­ва­ние для почи­та­ния мощей святых мы видим уже в Ветхом Завете, напри­мер, в случае ожив­ле­ния мерт­веца после при­кос­но­ве­ния его к костям про­рока Елисея ( 4Цар.13:21 ) или в чуде, совер­шен­ном про­ро­ком Ели­сеем посред­ством милоти про­рока Илии.

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

В Деян.19:12 рас­ска­зы­ва­ется о исполь­зо­ва­нии плат­ков и опо­я­са­ния с тела ап. Павла для исце­ле­ния болез­ней и изгна­ния злых духов.

Как в соеди­не­нии с душою святые были жили­щем Божиим, храмом Духа Свя­того, так и по раз­лу­че­нии с нею они оста­ются бога­тым вме­сти­ли­щем небес­ной бла­го­дати, обильно изли­ва­е­мой веру­ю­щим. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий гово­рит: «Кто каса­ется костей муче­ника, тот при­ем­лет неко­то­рое сооб­ще­ние освя­ще­ния по бла­го­дати, оби­та­ю­щей в теле муче­ника». Исто­рия и древ­ней хри­сти­ан­ской Церкви, и Церкви Рус­ской гово­рит нам, что мощами всегда име­но­ва­лись и среди веру­ю­щих бла­го­го­вейно почи­та­лись всякие останки святых муче­ни­ков, вели­ких подвиж­ни­ков, сохра­нив­ши­еся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Игна­тий, епи­скоп Антио­хий­ский, при импе­ра­торе Траяне был брошен на рас­тер­за­ние диким зверям, пожрав­шим все его тело и оста­вив­шим немного только самых твер­дых костей, кото­рые как свя­щен­ные останки были с бла­го­го­ве­нием подо­браны веру­ю­щими. В 156 году свя­щен­но­му­че­ник Поли­карп, епи­скоп Смирн­ский, был убит мечом и сожжен, но кости, уце­лев­шие от огня, и пепел были для хри­стиан «чест­нее мно­го­цен­ных камней и дороже золота». Писа­тель латин­ской Церкви Пру­ден­ций гово­рит: «Веру­ю­щие соби­рают пепел от сожжен­ных святых тел муче­ни­ков, и обмы­тые чистым вином кости их все напе­ре­рыв ста­ра­ются добыть себе, хра­нить в своих домах, носить на груди святой прах как свя­щен­ный дар и залог бла­го­по­лу­чия». Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст о мощах антио­хий­ского муче­ника Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погре­бе­ния, во гробе его оста­лись только кости и прах, кото­рые с вели­кою честью пере­не­сены были в гроб­ницу, в пред­ме­стье Дафну». Святой Лукиан так рас­ска­зы­вает о най­ден­ных им мощах свя­того архи­ди­а­кона Сте­фана: «Оста­лись от костей его весьма малые частицы, а все тело его обра­ти­лось в прах… С псал­мами и пес­нями понесли сии мощи (останки) бла­жен­ного Сте­фана в святую цер­ковь Сион…»

Свя­тость святых не содер­жится только в их душе, но неми­ну­емо рас­про­стра­ня­ется и на их тело; у святых святы и душа и тело, поскольку непре­стан­ными еван­гель­скими подви­гами святые посте­пенно испол­ня­ются Духа Свя­того, так что и святые тела их ста­но­вятся хра­мами Свя­того Духа ( 1Кор.6:19, 3:17 ). Поэтому бла­гостно почи­тая святые мощи, Цер­ковь почи­тает храмы Свя­того Духа, храмы Бога Живого, в кото­рых Бог живет своей бла­го­да­тью и после телес­ной кон­чины свя­того, и, по пре­муд­рому бла­го­во­ле­нию Своему, творит чудеса – от них и через них. И те чудеса, кото­рые бывают от святых мощей, сви­де­тель­ствуют, что их бла­го­че­сти­вое почи­та­ние людьми угодно Богу.

Осно­ва­нием для хри­сти­ан­ского почи­та­ния мощей явля­ется Бого­во­пло­ще­ние. Вос­при­няв в Бого­во­пло­ще­нии чело­ве­че­скую при­роду во всей пол­ноте, Гос­подь тем самым утвер­дил навеки досто­ин­ство чело­ве­че­ской телес­но­сти. Для хри­стиан тело – не тем­ница и не слу­чай­ное оде­я­ние души, а один из уров­ней чело­ве­че­ской лич­но­сти, связь с кото­рым лич­ность таин­ственно сохра­няет и после смерти. По учению Свщ. Писа­ния, можно про­слав­лять Бога не только духом, но и в телах ( 1Кор.6:20 ). Само тело может стать храмом Свя­того Духа ( 1Кор.6:19 ), и оно не пере­стает быть тако­вым и после смерти. Отсюда в Церкви особое ува­же­ние и бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к остан­кам святых угод­ни­ков.

Это ува­же­ние выра­жа­ется:

Повест­вуя о чудо­твор­ной силе святых мощей, святой Ефрем Сирин гово­рит о святых муче­ни­ках: они и по смерти дей­ствуют как живые: исце­ляют боль­ных, изго­няют бесов и силой Гос­под­ней отра­жают всякое их злое напа­де­ние. Ведь в святых мощах всегда при­сут­ствует чудо­твор­ная бла­го­дать Свя­того Духа.

Сверхъ­есте­ствен­ная бла­го­дать изби­рает ору­дием своих спа­си­тель­ных дей­ствий на веру­ю­щих не только самые мощи, но и раз­лич­ные одежды, бывшие на них, также раки мощей, самый прах, окру­жа­ю­щий раку. И потому даже вещи святых издревле были пред­ме­том бла­го­го­вей­ного почи­та­ния веру­ю­щих.

«Бог, – гово­рит святой Иоанн Зла­то­уст, – раз­де­лил с нами святых: Сам взял души, а нам даро­вал тела, чтобы святые их кости мы имели посто­ян­ным побуж­де­нием к доб­ро­де­тели».

В дея­ниях Седь­мого Все­лен­ского Собора читаем: «Спа­си­тель наш Хри­стос даро­вал нам спа­си­тель­ные источ­ники, останки святых – мно­го­об­разно изли­ва­ю­щие бла­го­де­я­ния на достой­ных. И это чрез Христа, Кото­рый в них оби­тает. Потому дерз­нув­шие отвер­гать мощи муче­ника: если епи­скопы – да будут изверг­нуты, если монахи и миряне – лишены обще­ния». В Пра­виле 7 того же Все­лен­ского Собора гово­рится: «Аще кото­рые чест­ные храмы освя­щены без святых мощей муче­ни­че­ских, опре­де­ляем: да будет совер­шено в них поло­же­ние мощей с обыч­ною молит­вою. С этих пор и вве­дены повсюду в храмах анти­минсы, в кото­рые обя­за­тельно вла­га­ются частицы святых мощей и без кото­рых невоз­можно совер­ше­ние Таин­ства Евха­ри­стии. Таким обра­зом, в каждом храме обя­за­тельно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат зало­гом при­сут­ствия святых при бого­слу­же­нии, их уча­стия в наших молит­вах, их пред­ста­тель­ства пред Богом, под­креп­ля­ю­щего наши молитвы.

«Бог, – поучает святой Иоанн Зла­то­уст, – для того и остав­ляет нам тела святых, чтобы дать нам надеж­ное при­бе­жище и защиту против зол, отвсюду нас окру­жа­ю­щих. Посему я при­зы­ваю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мир­ском несча­стии, и в глу­бине гре­хов­ной, теките сюда с верою, вы полу­чите помощь и с вели­кою радо­стию воз­вра­ти­тесь отсюда».

Почи­тая святые мощи, пра­во­слав­ные веру­ю­щие верят не в «мощь», не в «могу­ще­ство» или силу самих по себе остан­ков святых, а в молит­вен­ное пред­сто­я­ние святых, мощи кото­рых, нахо­дясь пред нашим взором, воз­буж­дают в серд­цах чув­ство бли­зо­сти к самим угод­ни­кам Божьим, кото­рые жили когда-то в этих телах.

ПО СЛУЧАЮ ОТКРЫ­ТИЯ МОЩЕЙ ПРЕ­ПО­ДОБ­НОГО СЕРА­ФИМА САРОВ­СКОГО

Один стран­ник, бывший на откры­тии мощей пре­по­доб­ного Сера­фима, между прочим гово­рил: «Дивны дела Твои, Гос­поди! И кто может разъ­яс­нить тайну дел Божиих! Хранит Гос­подь вся кости их, ни едина от них сокру­шится ( Пс.33:21 ). Ведь кость кости рознь. У нече­сти­вых людей кости мерт­вые, как сказал Гос­подь про гробы греш­ни­ков, что они полны костей мерт­вых и всякой нечи­стоты. А вот у про­рока Елисея кости были живые, они и по успе­нии его про­ро­че­ство­вали, как об этом повест­вует пре­муд­рый сын Сира­хов. Ожив­шие кости видел и пророк Иезе­ки­иль. И царь Давид гово­рит: Вся кости моя рекут: Гос­поди, Гос­поди, кто подо­бен Тебе ( Пс.34:10 )? Я про­славлю Тебя в собра­нии вели­ком, среди народа мно­го­чис­лен­ного вос­хвалю Тебя ( Пс.34:18 ). Так вот и теперь у пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского кости про­слав­ляют Гос­пода в мно­го­чис­лен­ном собра­нии народа рус­ского».

Про­ис­хо­див­шие в Саров­ской оби­тели тор­же­ства по случаю откры­тия святых мощей озна­ме­но­ва­лись мно­гими див­ными про­яв­ле­ни­ями бла­го­дати Божией. По молит­вен­ному пред­ста­тель­ству пре­по­доб­ного отца нашего Сера­фима слепые про­зре­вали, глухие слы­шали, немые гово­рили, хромые ходили.

На источ­нике отца Сера­фима еже­дневно совер­ша­лось по нескольку, иногда более десяти слу­чаев исце­ле­ний. В один такой день было собрано около источ­ника до пят­на­дцати косты­лей, остав­лен­ных исце­лив­ши­мися хро­мыми, и народ эти костыли на берегу речки Саровки сжег, как бы наглядно сви­де­тель­ствуя тем о силе молит­вен­ного пред­ста­тель­ства пре­по­доб­ного отца Сера­фима. На источ­нике каждый воочию мог видеть кого-либо из исце­лив­шихся и слы­шать чисто­сер­деч­ный, про­стой рас­сказ об исце­ле­нии.

Между слу­ча­ями исце­ле­ний были и заме­ча­тель­ные: один отрок, немой от рож­де­ния, стал гово­рить; одна слепая от рож­де­ния начала видеть сол­неч­ный свет, дере­вья и другие пред­меты. Другая слепая и вовсе стала хорошо видеть. Один оста­вав­шийся семь лет недви­жи­мым и глу­хо­не­мым стал слы­шать, гово­рить и ходить.

Когда одна мать немой девочки кос­ну­лась гроба пре­по­доб­ного плат­ком и отерла им лицо боль­ной дочери, послед­няя, к вели­кой радо­сти матери, тотчас же стала гово­рить. Так дивно и явно про­явил Гос­подь милость Свою через ново­про­слав­лен­ного Своего угод­ника.

Под­линно, если так можно выра­зиться, кости пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского про­сла­вили Гос­пода при мно­го­чис­лен­ном собра­нии народа рус­ского.

Что при­ба­вить к сему и чем заклю­чить слово? При­ба­вим слова свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста и ими заклю­чим ска­зан­ное нами: «Не только тела, но и гробы святых пре­ис­пол­нены духов­ных даров бла­го­дати. Посему при­зы­ваю всех, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мир­ском несча­стий или в глу­бине гре­хов­ной, – при­хо­дите к мощам с верою: вы полу­чите помощь и с вели­кой радо­стью воз­вра­ти­тесь от них, при­об­ретши одним воз­зре­нием облег­че­ние своей сове­сти. Сие сокро­вище бла­го­по­требно для всех, сие при­ста­нище надежно и для несчаст­ных, ибо осво­бож­дает их от бед­ствий, и для счаст­ли­вых, ибо «утвер­ждает их сча­стье, и для боля­щих, ибо воз­вра­щает им здра­вие, и для здра­вых, ибо отвра­щает болезни». Аминь.

Наша Пра­во­слав­ная Цер­ковь нико­гда не смот­рела на мощи св. угод­ни­ков Божиих, как на непре­менно и совер­шенно целые нетлен­ные тела, ибо это было бы не согласно с словом Божиим, но кото­рому только один Бого­че­ло­век наш Иисус Хри­стос не увидел тления ( Деян.13:34-37 ), все же люди в силу опре­де­ле­ния Божия: «земля еси, и в землю от идеши», должны под­вер­гаться и под­вер­га­ются тлению. Это – истина, выра­жа­ясь сло­вами вашими, «откры­ва­е­мая чело­веку зако­нами при­роды».

Но есть «люди, име­ю­щие рев­ность Божию не по разуму, кото­рые утвер­ждают, будто мощи святых непре­менно суть совер­шенно нетлен­ные, т. е совер­шенно целые, нисколько не раз­ру­шен­ные и не повре­жден­ные тела» (Голу­бин­ский Б. Е., проф. «Исто­рия кано­ни­за­ции святых в Рус­ской Церкви», изд. второе 1903 г., стр. 297). Мнение этих людей, как одно­сто­рон­нее и непра­виль­ное, и при­но­сит много вреда церкви. Цер­ковь же под мощами разу[м]еет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел (костей с плотию), или в виде одних костей без тела.

Целость всего тела в мощах не тре­бу­ется и самым суще­ством дела. Тела умер­ших людей могут дол­го­вре­менно не пре­да­ваться тлению вслед­ствие каких-либо бла­го­при­ят­ству­ю­щих сему кли­ма­ти­че­ских и других мест­ных усло­вий и это не отно­сит к дей­ствиям бла­го­дати Божией и не озна­чает какого-либо нрав­ствен­ного досто­ин­ства того умер­шего чело­века, тело кото­рого не истле­вает. Сила бла­го­дати Божией позна­ется тогда, когда тление, по закону правды Божией и по общему закону окру­жа­ю­щей нас при­роды, уже воз­дей­ство­вало в теле почив­шего угод­ника Божия, но оста­нов­лено высшею, боже­ствен­ною силою и остав­ши­еся нетлен­ные части тела или только одни кости его не только пре­бы­вают в цело­сти, но исто­чают исце­ле­ния. Это оста­но­вив­ше­еся тление в смерт­ных остан­ках снятых, с исто­че­нием от них чудес и исце­ле­ний и служит для веру­ю­щих осно­ва­нием и побуж­де­нием к бла­го­го­вей­ному чество­ва­нию их.
свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр (Тра­пи­цын)

Ввиду того, что пра­во­слав­ные верят в освя­ще­ние и пре­об­ра­же­ние тела вместе с душой, они бла­го­го­вейно почи­тают мощи святых. Подобно римо-като­ли­кам, они верят, что боже­ствен­ная бла­го­дать, при­сут­ство­вав­шая в телах святых при жизни, сохра­няет дей­ствен­ность и после смерти — в их мощах — и что Бог поль­зу­ется этими мощами как про­вод­ни­ками своей боже­ствен­ной силы и сред­ством исце­ле­ния. В неко­то­рых слу­чаях тела святых чудес­ным обра­зом избе­гали тления, но даже когда этого не про­ис­хо­дило, пра­во­слав­ные ока­зы­вали равное почи­та­ние мощам святых. Это почи­та­ние мощей про­ис­хо­дит не от неве­же­ства и суе­ве­рия, а от высо­ко­раз­ви­того бого­сло­вия тела.
епи­скоп Кал­лист (Уэр)

Источник

Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мо́щи (лат. reliquiae ) — останки святых христианской церкви, являющиеся объектом религиозного почитания в Православной и Католической церквях.

Почитание мощей в христианстве имеет древнее происхождение и упоминается в письменных свидетельствах со II века (см. История почитания мощей). Окончательно догмат почитания мощей святых и обязательность их помещения в алтари храмов был закреплён в 787 году на Седьмом Вселенском соборе.

Содержание

Понятие

Предназначение

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи сохраняются и почитаются с нравственно-назидательными и литургическими целями (см. Литургическое значение мощей), и по учению Православной и Католической церквей являются носителями благодатных сил, которые могут подаваться Богом верующим через нетленные останки святых.

По учению Церкви, мощи не сами собой и не по заслугам усопших могут творить чудеса. Седьмой Вселенский Собор в своих деяниях так сказал по этому вопросу:

Церковь почитает мощи святых как храмы Святого Духа, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого. [2]

Термин «мощи»

Нетленность мощей

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» (середина XIX века) нетление мощей охарактеризовал как «изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел». [9] Профессор Е. Е. ГолубинскийПри этом наличие нетленных мощей не является обязательным условием для канонизации святого. [10]

Исследователи отмечают, что «…на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» [12] (например, в летописи 1472 года о вскрытии гробов московских митрополитов в Успенском соборе сказано таким образом: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины мощи» [13] ).

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

В начале XX века, при подготовке канонизации Серафима Саровского, из останков которого были обретены лишь кости, что вызвало сомнения ряда верующих в его святости, Церковь начала разъяснительную работу по вопросу нетления мощей. Так митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) публично объявил, что нетление мощей не входит в число оснований для канонизации святого. [19] В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» издания 1913 года авторы сочли необходимым первый пункт Деяния о канонизации Серафима Саровского (1903 год) снабдить пространным комментарием, разъясняющим позицию Российской Церкви по вопросу о нетленности мощей:

Некоторые утверждают, будто мощи святых всегда и непременно суть совершенно нетленные, то есть совершенно целые, нисколько неразрушенные и неповреждённые тела. Но понимание слова «мощи» непременно в смысле целого тела, а не частей его и преимущественно костей, — неправильно, и вводит в разногласие с греческой церковью, так как у греков вовсе не проповедуется учения, что мощи означают целое тело, и мощи наибольшей части святых в Греции и на Востоке (равно как и на Западе) суть кости. [20]

Факт нетления мощей стал оказывать влияние на решение вопроса о канонизации святых в относительно позднюю эпоху, особенно в Русской церкви. [21] Профессор И. В. Попов так пишет о нетлении мощей:

И исторические данные, и свидетельства очевидцев, и, наконец, даже современные освидетельствования мощей гражданской властью убеждают нас в том, что бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Конечно, можно различным образом объяснять происхождение такого нетления плоти. Для одних это может казаться делом естественным, может зависеть, например, от свойств почвы, в которой лежит тело усопшего, или еще от каких-либо внешних влияний атмосферы, другие склонны в этом усматривать чудесное явление, присущее иногда останкам усопших святых. И не рассуждая даже о том, какой из этих взглядов должен быть признан более правильным, мы утверждаем только, что, хотя само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека, тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих. [4]

Во время процесса канонизации даже при обнаружении нетленного тела большее внимание придаётся факту наличия чудотворений по молитвам к подвижнику: при их отсутствии канонизация не совершается. [22]

Если мощи какого-либо святого не подверглись гниению и тлению, это воспринимается как особое чудо и способствует росту почитания данного святого (о нетлении мощей святых бывают отдельные упоминания в их акафистах). Для поддержания внешнего вида мощей могут использоваться различные средства (например, воскомастика — специальный состав, которым покрываются мощи, а особенно их частицы при положении в мощевиках; при освящении храмов мощи помазывают миром; ранее в России существовал обычай омовения мощей), что расценивается критиками почитания мощей как мошенничество.

Почитание

Мощи в Ветхом Завете

Ветхий Завет содержит два примера описывающих как почитание останков угодников Божиих, так и те чудеса, которые по учению Церкви, через них может давать Бог.

История почитания мощей

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Почитание мощей и возношение молитв святым относит к раннему христианству исследователь В. И. Петренко. [25] Так в «Окружном Послании Смирнской Церкви» о мученичестве святого Поликарпа (II век) даются свидетельства о почитании мучеников «как учеников и подражателей Господа» и самих останков их. Причём ежегодно праздновались дни кончины мучеников как «дни рождения их для будущей жизни». [26] Григорий Неокесарийский (III век) установил праздники в память мучеников и их мощи в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. Однако в конце III — начале IV веков встречаются критические отзывы о почитании мощей со стороны ряда священнослужителей, называвших такую практику уступкой языческим нравам. [21] Первое решение церковного собора в отношении почитания мощей вынес Карфагенский собор (393—419 годы). Он в своих правилах установил, что все алтари, воздвигнутые в память мучеников «по сновидениям и суетным откровениям некоторых людей» и «при которых не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических» должны быть разрушены, чтобы «правомыслящие к таковым местам не привязывались никаким суеверием». Также Собор постановил совершать память мучеников там, где «есть или тело, или некая часть мощей, или, по сказанию от верной древности переданному, их жилище, или стяжание, или место страдания». [27]

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи святых являлись ценным имуществом, служившим подчас поводом к конфликту. К примеру, останки святого Марка, хранящиеся в Венеции, были, как повествует церковное предание, выкрадены тремя венецианскими купцами из Александрии в раннее Средневековье. [31] Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов. Аналогичны истории с перенесением мощей святителя Николая из города Миры в Бари в 1087 году (в честь перенесения Русской православной церковью установлено празднование 22 мая (9 мая по старому стилю)) и святителя Спиридона из Константинополя на остров Корфу в 1456 году. Перенесение мощей, как и любых реликвий, в христианском мировоззрении имеет важное сакральное значение — оно знаменует распространение святости и тем самым повышает статус храма, в котором находятся реликвии. [32]

В период иконоборчества культ мощей официально не был запрещён. Иконоборческий собор 754 года в своём постановлении осудил иконопочитание, но не высказался против почитания святых и мощей, а напротив объявил анафему всем, кто «не просит молитв у них, как у имеющих дерзновение, согласно церковному преданию, ходатайствовать о мире». [33] Несмотря на это, император-иконоборец Константин V Копроним проводил политику борьбы против почитания мощей. Так в Халкидоне, по его указанию, был закрыт чтимый храм святой Евфимии, её мощи были выброшены в море, а само здание обращено в арсенал. [34]

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

В эпоху средних веков и нового времени местонахождение особо чтимых мощей было особенно важным для распределения числа пилигримов, пересекавших Европу из края в край с целью поклонения святыням. Обладание чтимой реликвией резко поднимало привлекательность располагавшего святыней монастыря или собора и повышало его доходы от пожертвований. Самый мощный людской поток со всех уголков европейского континента катился по дороге святого Иакова, которая вела в Сантьяго-де-Компостела, где упокоился апостол. Сегодня эта дорога и построенные вдоль нее соборы вошла в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Первым открытием мощей в истории Русской Церкви было открытие мощей великой княгини Ольги, которые были перенесены в Десятинную церковь князем Владимиром. Вслед за этим при великом князе Ярославе в 1026 году были извлечены из могил и положены в церкви тела святых Бориса и Глеба, в 1071 году их мощи были торжественно перенесены в новую церковь, построенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, а в 1115 году состоялось еще одно торжественное перенесение их мощей в каменную церковь, построенную в их честь.

Святые отцы о почитании мощей

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Многие Отцы Церкви (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Августин Блаженный, Кирилл Александрийский, Исидор Пелусиот, Геннадий Массилийский, Иоанн Дамаскин) в своих трудах изучали вопрос почитания мощей. Все их выводы основываются на учении Священного Писания о высоком предназначении христианских тел, как храмов Святого Духа, а также на общей уверенности в святости тех, чьи мощи почитаются. Но более же всего — на чудесах, совершавшихся на глазах у всех, посредством мощей.

Особое значение придаётся чудесам, совершаемых от мощей. В V веке Исидор Пелусиот указывает, что в случае сомнений в том, что прах «мученических тел» почитается «ради любви мучеников к Богу» необходимо спросить «у тех, которые получили от них (мощей) исцеление, и дознай, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеяться над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому». [35]

Григорий Богослов в IV веке в своём обличительном Слове на Юлиана Отступника пишет, что тела мучеников совершают все то, что совершали они сами при жизни:

Они (святые мученики) прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают, сами тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют как святые души их. Даже капли крови и всё, что носит на себе следы их страдания, также действительны, как их тела. [36]

Иоанн Златоуст (IV век) указывает на то, что мощи являются напоминанием о подвигах святых и их вид должен призывать верующих к подражанию такой же жизни:

Милосердный Бог, дарующий нам бесчисленные случаи ко спасению, вместе с другими путями открыл и тот путь, который может привлекать нас к добродетели, — оставляя нам между прочим мощи святых; ибо гробницы святых возбуждают к подражанию тех, которые на них взирают. [37]

В VIII веке Иоанн Дамаскин в своём догматическом сочинении «Точное изложение православной веры» дал следующее обоснование почитания мощей:

Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается! По Закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него. [38]

Литургическое значение мощей

Традиция служения литургии на гробах мучеников имеет такую же давнюю традицию как и почитание самих останков. На Востоке, после окончания гонений на христиан, многие храмы строились непосредственно над гробницами святых. На Западе папа Феликс I в 269 году постановил, чтобы, «согласно древнему обычаю», литургия совершалась не иначе, как на мощах мучеников. Это постановление было принято и на Востоке. Пятый карфагенский собор в 10-м правиле постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на мощах мученика, которые полагались под алтарем. Окончательно почитание святых мощей было закреплено Седьмым Вселенским Собором, определившим, что епископ, который освятит храм без мощей, подлежит анафеме (7-е правило). Также Собор сделал распоряжение положить мощи во все существующие храмы, в которых их ранее не было: «да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою».

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

В Православной церкви в каждом храме есть мощи святых, которые полагаются под престолом в особом ковчежце (если освящение храма осуществляет епископ) или вкладываются в антиминс (при освящении храма священником). По учению Церкви, преложение (пресуществление) хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя происходит только на антиминсе, разложенном на престоле. При зашивании мощей в антиминс (или помещении их под престол) они помазываются миром, а священнослужитель читает следующую молитву: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву». Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна Богослова: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).

В Католической церкви мощи также полагаются под престол (в латинском обряде он называется просто алтарём) при освящении храма. В латинском обряде не предусматривается использование антиминса для Евхаристии, в византийском обряде антиминс используется, так же, как в Православной церкви.

Использование мощей святых при совершении литургии, по учению церкви, символизирует собой участие всех христиан — живых (от церкви земной) и усопших (от церкви небесной) при принесении бескровной жертвы. Это находит свое отражение в евхаристических молитвах, читаемых священником при совершении этого таинства:

Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится…

Формы хранения мощей

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Ковчежец — небольшой ящик, куда могут помещаться как частицы мощей одного святого, так и одновременно нескольких святых. Мощи в ковчежце устанавливаются под престолом православного храма, когда его освящает епископ. В ковчежец наряду с мощами могут помещаться и другие реликвии, связанные с жизнью святого (одежда, частицы гроба). Ковчежецы часто выполняется из драгоценных металлов, некоторые из них являются значимыми предметами ювелирного искусства (например, Ковчег Дионисия). Ковчежцы с особо почитаемыми святынями переносятся священнослужителями на голове.

Рака — металлический или деревянный гроб, куда помещаются мощи. В случае, когда мощи в раке открывают для поклонения, то они облачаются в одежду согласно статусу святого. Раки могут изготавливаться из драгоценных металлов, украшаться литьём (резьбой) и драгоценными камнями (например, рака Александра Невского, хранящаяся в Эрмитаже). Над раками может возводиться сень (балдахин). В день памяти святого мощи в раках могут торжественно выноситься из храма и участвовать в крестном ходе.

«Под спудом» — форма хранения мощей в глухо запечатанных раках, когда они не открываются для поклонения. В древности на мощах «под спудом» строились храмы.

Мощевики — могут быть различной формы, часто в небольших мощевиках частица мощей святого помещается в его икону. К мощевикам относятся энколпионы и наперсные кресты, с вложенными в них частицами мощей. При положении частицы мощей в мощевик она заливается воскоматикой, предохраняющей её от выпадения или повреждения. К примеру крупного мощевика можно отнести Кийский крест патриарха Никона.

Реликварий — вместилище, характерное для Западной Европы, но встречавшееся в Византии и Древней Руси. Мог принимать самый различный вид: начиная с маленьких сосудиков и кончая крупными ларями. Одной из формой реликвария является табернакль.

Благочестивое отношение к мощам выразилось в сугубо русской традиции их ежегодного омовения после часов Великой Пятницы. В соборах Московского Кремля этот чин продолжал совершаться вплоть до революции 1917 года. [39] Чин омовения мощей заключался в том, что на середину храма заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или монастыре мощи; освящалась вода и ею омывались мощи. После окончании обряда воду, оставшуюся от омовения мощей, как великую святыню раздавали священнослужителям и знатным лицам, а верующие, присутствующие в храме, окроплялись ею. [40]

В странах Западной Европы для хранения мощей и других церковных ценностой устраивают церковные сокровищницы.

Разделение мощей

По учению церкви, при отделении частицы от мощей благодать не уменьшается и частица является таким же сосудом Святого Духа, что и целые мощи. Разделение мощей изначально было вызвано необходимостью их положения в новые храмы для совершения на них литургии. Практика отделения от мощей частиц была уже развитой к V веку. [41]

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Иоанн Златоуст так писал о разделении мощей на части:

Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют свое богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются. [1]

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Тем не менее, разделение мощей привело к появлению большого числа фальсифицированных реликвий. Например, десницу Иоанна Крестителя показывают сразу в Черногории, Турции и коптском монастыре святого Макария.

В западной церкви восточный обычай разделения мощей не был распространён до VIII века. Причиной его внедрения в церковную жизнь стало ограждение мощей от разграбления варварами. Так в Риме впервые гробы с мощами мучеников были открыты и мощи внесены внутрь городских стен в 537 году при осаде города Витигесом. [42]

Стоит отметить, что с обычаем разделения мощей были согласны не все священнослужители: после смерти св. Франциска Ассизского его ближайшие последователи и друзья францисканцы похоронили его в крипте в нижнем ярусе церкви в Ассизи, замуровав вход, чтобы воспрепятствовать разделению тела своего друга и распространению его останков по Европе. Эта крипта была обнаружена только 400 лет спустя, в 1818 году.

Критика почитания мощей

Почитание мощей среди христиан отрицается протестантами, толстовцами, а также исчезнувшей сектой богомилов.

Атеистические воззрения на мощи сводятся к утверждению о естественности процесса их нетленности.

Известны утверждения о неоднократных фальсификациях священнослужителями как самих мощей, так и чудес, совершенных ими.

Заявления о злоупотреблениях священнослужителей

Засвидетельствованы случаи большого количества мощей одного и того же святого, упоминаются случаи и фальсификации останков. По мнению французского историка-материалиста Марка Блока, поддельные мощи начали изымать почти с тех самых пор, как появился культ мощей. [43]

Пётр I принимал ряд мер по пресечению злоупотреблений отдельных клириков. Так его Духовный Регламент 1721 года предписывал духовенству:

О мощах святых, где какия явятся быть сумнительныя, розыскивать: много бо и о сем наплутано. На пример, предлагаются чуждыя некия: Святаго первомученика Стефана тело лежит и в Венеции на предградии, в монастыре Бенедиктинском, в церкви святаго Георгия, и в Риме в загородной церкви святаго Лаврентия; тако ж много гвоздей креста Господня, и много млека Пресвятыя Богородицы по Италии, и иных сим подобных без числа. Смотреть же, нет ли и у Нас такого безделия?

Священный синод в своих указах за 1722—1744 гг. неоднократно затрагивал вопрос о подложных мощах.

Примером документального свидетельства является отчёт наркомата юстиции РСФСР 1920 года о вскрытии мощей. Ни в одном из официально запротоколированных случаев вскрытия и исследования гробниц не было обнаружено ни одного действительно нетленного тела. Там обнаруживались мумифицированные (редко), чаще — полностью истлевшие тела, истлевшие кости (иногда и животных), различные приспособления, предназначенные для имитации вида тела, металлические или восковые куклы, множество посторонних предметов. Часть гробниц была пуста. [46]

Существует точка зрения (свойственная, в частности, сторонникам материализма), что сведения о чудесах, совершенных мощами, которые могли быть ложными, или какие-либо сообщения об исцелениях и т. п., следует рассматривать в том же русле критики, что и всю концепцию религиозного культа.

Вскрытие мощей в России

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

16 февраля 1919 года коллегия Наркомата юстиции приняла постановление об организации вскрытия мощей святых на территории России, был определён «порядок их инспекции и конфискации государственными органами». [47] Вскрытие мощей (снятие с них покровов и облачений) должны были осуществлять священнослужители в присутствии представителей местных органов советской власти, ВЧК и медицинских экспертов. По итогам вскрытия предписывалось составлять акт. В 1918—1920 годах в рамках проводившейся государством активной антицерковной кампании были вскрыты и исследованы множество гробниц, в которых содержались мощи святых. [46]

Эти акции были расценены, как действенное средство антирелигиозной пропаганды и получили полное одобрение государственных органов. Вскрытие некоторых мощей выявило малоприятный для Церкви факт «дополнения» недостающих костных останков святого вспомогательными материалами — воском, ватой и т. д. На этот шаг церковнослужителей XVIII—XIX веков побуждало неправильное понимание самого термина «нетленные мощи», как именно полностью сохранившегося, избегнувшего тления тела. [48]

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

17 февраля 1919 года, после первых случаев вскрытия мощей, патриарх Тихон издал по этому поводу указ «Об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении святых мощей», в котором поручал епархиальному духовенству удалить все внешние включения из рак-мощевиков. [48] [14] 30 июля 1919 года Совет народных комиссаров принял Поставление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе», имевшее целью «полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел». [49]

Вскрытие мощей сопровождалось фото и киносъёмкой, в ряде случаев имело место грубое кощунство со стороны членов комиссий (при вскрытии мощей преподобного Саввы Звенигородского один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп святого). [50] Некоторые ковчежцы и раки после освидетельствования с участием представителей церкви попали в государственные музеи, о судьбе многих, изготовленных из драгоценных металлов, больше ничего не было известно (например, 29 марта 1922 года из Донского монастыря была разобрана и изъята многопудовая серебряная рака святителя Алексия Московского [51] ). Мощи, как артефакты, затем помещались под стеклянные витрины различных музеев, как правило, музеев атеизма или местных краеведческих музеев. А мощи святителя Иоасафа Белгородского, изъятые в 1921 году, были отправлены в Москву в анатомический музей Наркомздрава, для ознакомления населения с феноменом тела, прекрасно сохранившегося с середины XVIII века, что объясняется действием климатических условий места его погребения. [52] Только в период 1919—1920 годы было произведено 63 вскрытия мощей святых, многие почитаемые церковью останки святых были уничтожены [53] или серьёзно пострадали.

Во время антирелигиозной компании Н. С. Хрущёва советским правительством предлагались и более суровые меры:

В Совете по делам РПЦ были убеждены в нецелесообразности сохранения мощей в музеях, предлагали их изъять, собрать в одном месте (желательно в Москве или в музее религии и атеизма) и уничтожить. [54]

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Мощи это что такое. Смотреть фото Мощи это что такое. Смотреть картинку Мощи это что такое. Картинка про Мощи это что такое. Фото Мощи это что такое

Вскрытием мощей занимались и ученые. Останки канонизированных князей (в числе прочих правителей России) интересовали советского археолога и скульптора Михаила Герасимова, который создавал на основе скелетных останков их скульптурные портреты. Таким образом, религиозная традиция способствовала исторической науке. К примеру, в 1988 году было произведено обследование захороненного в Киево-Печерской лавре преподобного Ильи, считающегося былинным Ильей Муромцем. [55] Исследования показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост для Средневековья выше среднего. У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Был установлен примерный возраст смерти и восстановлена внешность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *