Мошенники обманули бабушку что делать

Как мошенники пытались бабушку обмануть, а у неё денег не оказалось

Мошенники обманули бабушку что делать. Смотреть фото Мошенники обманули бабушку что делать. Смотреть картинку Мошенники обманули бабушку что делать. Картинка про Мошенники обманули бабушку что делать. Фото Мошенники обманули бабушку что делать

Как-то раз рассказывала я про бабушку. Прочитать тот случай можно вот тут. Родственники сделали всё, чтобы нехорошие люди забыли к ней дорогу. И всё же бабушка до сих пор живёт одна, правда номер домашнего телефона ей сменили и отключили домофон и дверной звонок. А ещё теперь бабуля получает пенсию на карточку, с которой в день нельзя больше 5000 снять. Да и снимать она толком не умеет, а пинкод не помнит.

И вот недавно произошла с ней очередная история, которая, в общем-то, закончилась хорошо.

Новая история: спаси меня, мама

Позвонил этой бабушке на домашний телефон человек. Сказал, что он её сын, что попал в аварию, рёбра сломал, и надо много денег.

Бабушка глухенькая, а потому сразу поверила, но денег дать не смогла. Сказала, нету у неё столько, и дала номер дочки, которая точно нужную сумму быстренько найдёт.

Тут, конечно, сразу нужно было смекнуть, почему сын номер сестры не знает, и чего он не с женой этот вопрос решает, а маме звонит, но до того ли напуганной женщине?

А сын, между прочим, живёт в другой стране, где говорят на другом языке, а потому нет никакого смысла непонятным русскоязычным людям деньги давать. В его ситуации перевод делать надо со своего счёта на его. Но бабушка в этом не разбиралась, да и не подумала совсем.

В общем, дала она номер дочки, и сама ей позвонила предупредить, что люди от брата должны с ней связаться.

Дочка, к счастью, женщина образованная, про разводы по телефону знает. Ответила на звонок мошенников и стала расспрашивать, где её брат живёт, как его полностью зовут, а те и ответить не смогли ничего и трубку бросили. А потом она позвонила брату и попросила его связаться с мамой и объяснить, что с ним всё хорошо.

Вот так замечательно закончилась история одного развода. Но было бы, конечно, здорово, если бы эта семья связалась с полицией и помогла поймать мошенников. Тогда бы историй про обманутых бабушек стало меньше.

Источник

Телефонные мошенники атакуют стариков по всей России. Как защитить своих бабушек и дедушек

Мошенники обманули бабушку что делать. Смотреть фото Мошенники обманули бабушку что делать. Смотреть картинку Мошенники обманули бабушку что делать. Картинка про Мошенники обманули бабушку что делать. Фото Мошенники обманули бабушку что делать

Что случилось?

В крупных российских городах началась новая волна телефонного мошенничества, жертвами которого становятся старики. Неизвестные звонят на домашний или сотовый номер телефона пенсионера, говорят, что ему положена компенсация, но для того, чтобы ее получить, необходимо перечислить на счет определенную сумму денег. Сначала немного, потом — чуть больше, и так до тех пор, пока у жертвы не закончатся деньги. Для того чтобы не терять контакт с доверчивыми бабушками и дедушками, мошенники звонят им каждый день.

Недавно произошел очередной случай подобного мошенничества. Публично сумма ущерба не называется, но пострадавшие намекают, что речь идет о крупной сумме денег. Жертвы – пожилая пара инженеров. Об этом случае написала на своей странице в Facebook родственница пострадавших — Ирина Цвей.

По словам Ирины, с пенсионерами связался по телефону мошенник, который сказал, что фирма, где пожилые люди когда-то покупали БАДы, разорилась, и якобы теперь им полагается компенсация в 350 тыс. руб. Но для того, чтобы ее получить, старики должны заплатить за ячейку, хранение, страховку, перевоз денег… И добавил, что если они немедленно не переведут деньги на указанную карту, у них «отнимут пенсию».

После этого разговора мужчина звонил пенсионерам каждый день, и каждый день они переводили определенную сумму. За месяц они перечислили все свои деньги, накопленные за 52 года работы. О мошенничестве стало известно, когда пожилые люди обратились за помощью к родственникам — им не хватало на очередной ежедневный платеж.

Приемы, которые использовал мошенник, Ирина Цвей описывает так.

Ирина Цвей, родственница пострадавших:

Мошенники обманули бабушку что делать. Смотреть фото Мошенники обманули бабушку что делать. Смотреть картинку Мошенники обманули бабушку что делать. Картинка про Мошенники обманули бабушку что делать. Фото Мошенники обманули бабушку что делать

— Понятно, что звонивший их «кодировал». Он все время повторял две фразы: «Вы все получите обратно», «Никому не говорите». И они месяц молчали. Несчастные старики! И им не хватило 15 мая той суммы, которую они попросили у меня. За месяц они перевели все! В полиции даже не поняли сразу, КАКАЯ сумма была переведена! Да, деменция… Да, больные старые дети… Самое страшное, что они еще ждут, что полиция найдет! А полиция нам сказала — надежды нет… Хотя это и очень громкое дело.

Почему жертвами мошенников становятся именно старики?

Пожилые люди хуже ориентируются в том, как работают современные системы (банковские, правовые и т.д.), что делает их более легкой добычей для мошенника. Аферисты выбирают пенсионеров еще и потому, что многие из них более тревожны. Это связано не только с возрастными особенностями, но и с тем, что взаимодействие с продуктами технического прогресса вызывает у них большее напряжение, рассказала 66.RU гештальт-терапевт Александра Мелях. Особенно это касается тех, кому пришлось учиться обращению с мобильными телефонами, компьютерами уже на пенсии. Кроме того, их чаще можно застать дома, как правило, они не заняты важными делами, многим даже не с кем поговорить, и потому они охотно идут на диалог даже с незнакомым человеком.

Как еще мошенники обманывают стариков?

Некоторые из наиболее распространенных видов мошенничества приведены на сайте МВД:

Цель мошенника — вынудить жертву действовать под воздействием этих эмоций.

Как понять, что пенсионер стал жертвой мошенника?

Под воздействием афериста человек может стать более замкнутым и нервным, так как его тяготит необходимость что-то скрывать, а мошенник давит на его психику постоянными звонками. Еще один верный признак — родственник вдруг обращается к вам за крупной суммой в возбужденном состоянии и отказывается объяснить, зачем она ему нужна. Понять, что человек находится под влиянием другого человека, довольно сложно, поэтому лучше предупреждать атаку мошенника.

Как я могу предупредить атаку мошенника?

Расскажите вашим бабушкам и дедушкам о том, как работают банки и другие структуры, и о схемах, которые используют мошенники. Нередко пенсионеры не чувствуют подвоха, когда им, например, предлагают вклад под необоснованно высокую ставку (+25% годовых).

Александра Мелях, гештальт-терапевт:

— Лучше всего находиться в близком контакте со своими родственниками (и не только пожилыми). Чтобы понимать, какие у них настроения, планы, состояния. Тогда гораздо больше шансов узнать, что происходит что-то подозрительное.

То есть первый совет прост — общайтесь. Многие договоры и банковские сделки можно расторгнуть в течение 2-3 дней после подписания, поэтому даже если вы узнали о происшествии постфактум, но оперативно, — есть шанс пережить атаку мошенников без последствий.

Чему я должен научить своих пожилых родственников?

Если звонят с незнакомого номера и говорят о проблемах со здоровьем у родственника — это должно вызвать подозрение. Чтобы распознать мошенничество, нужно задавать много вопросов: где, что и как произошло. Преступник попытается воспользоваться вашим взволнованным состоянием, поэтому далее необходимо взять паузу и спокойно во всем разобраться, советует гештальт-терапевт.

В это время лучше позвонить «пострадавшему», возможно, он сразу же ответит, и ситуация разрешится. Если же нет, то стоит обратиться к тому, кто находится с ним в контакте, — обычно это жена или муж. Важно, чтобы у вашего пожилого родственника были и их номера тоже.

Александра Мелях:

Научите пожилых родственников относиться критично ко всем проявлениям альтруизма в свой адрес со стороны незнакомцев. Иногда мошенники могут сказать, что для них в этом деле тоже есть «небольшая выгода», но в целом условия для «жертвы» всегда нереалистично прибыльные. Также не забывайте, что иногда мошенники могут назваться представителями власти или, например, сотрудниками Пенсионного фонда России.

Если пенсионер плохо разбирается в новых технологиях или у него снижена когнитивная функция, возможно, лучшим вариантом будет договориться, чтобы он не отвечал на звонки с незнакомых номеров.

Источник

Вымогательство, звонки из банка и квартирный вопрос: как уберечь пожилых от мошенников

Недавно 76-летний профессор РГГУ Игорь Яковенко лишился квартиры и дачи из‑за телефонных мошенников. По статистике, каждый год около 10 тысяч пожилых людей становятся жертвами аферистов. Узнали у эксперта, почему они находятся в группе риска, как их обманывают и что можно сделать, чтобы помочь бабушкам и дедушкам.

Какое бывает мошенничество?

Пожилые люди чаще всего сталкиваются с бытовым мошенничеством. Например, аферисты придумывают поломки и оказывают услуги за повышенную стоимость. Так как в целом большинство дедушек и бабушек не разбираются в технике, они становятся легкой жертвой. Недавно у нас был кейс, где компьютер пожилой женщины перестал подключаться к интернету. Мастер прописал в чеке «настройка интернета, роутера, чистка от вирусов» и попросил за это 25 тысяч рублей.

Почему в качестве жертв выбирают пожилых?

Они зачастую не разбираются в компьютерах, не знают схемы обманов и вымогательств, поэтому становятся легкой добычей. Еще пожилым может быть одиноко, из‑за чего они отвечают незнакомым людям, в отличие от нового поколения, для которого звонки без предупреждения считаются моветоном, и много кто просто сбрасывает вызовы.

Где можно получить помощь?

Так как после совершенного преступления мало что можно сделать, важно заниматься профилактикой. Сейчас мы строим пространство, где пожилые смогут слушать лекции по защите от мошенников, по финансовой и компьютерной грамотности, и таких мест в России нужно больше.

Что важно помнить при общении с пострадавшими?

Понимать, что если человек вам не доверяет — это нормально. Он уже попадал в ситуацию, когда посторонний делал вид, что желает ему добра, вел себя ласково и вежливо, а в итоге обманывал. Пожилые могут быть настроены негативно.

Как уберечь пожилых людей?

Нужно больше общаться с пожилыми, помогать им социализироваться, потому что они такая же незащищенная группа, как и дети. У них много ресурсов уходит на то, чтобы выжить на маленькую пенсию, лечиться, сидеть с внуками. В итоге практически не остается сил ни на что другое.

Что может помочь защититься от мошенников?

Никому не называйте данные банковской карты: ПИН-код и СVV (трехзначный код на обратной стороне карты).

Если вы получили сообщение о блокировке карты или списании денежных средств, не перезванивайте по указанному в СМС номеру.

Не пускайте незнакомых в квартиру.

Не пересчитывайте деньги при посторонних.

Если к вам пришли представители служб, которых вы не вызывали, прежде чем открыть дверь, следует позвонить в учреждение, из которого пришли.

Если вам предлагают что‑то купить, откажитесь или сперва посоветуйтесь с родственниками.

Источник

Как жулики «разводят» людей постарше и как не стать их жертвой

Мы делаем CRM-систему и часто пишем о продажах:чем привлекать и удерживать клиентов, как повысить эффективность менеджеров. Но в этот раз поговорим об уловках продавцов-мошенников и защите от них.

Есть проблема: непорядочные граждане часто продают пенсионерам и людям предпенсионного возраста товары и услуги, которые не стоят своих денег. Про это рассказывают в новостях, об этом предупреждают доски объявлений, но схема исправно работает. Мы уже как-то предпринимали попытку изучить особенности восприятия и поведения людей предпенсионного возраста. Если интересно, статья находится по этой ссылкесылке.

Вот что в целом более характерно для пожилых людей, и чем пользуются жулики:

Они доверчивые. Часто эти люди верят, что если товар рекламируют по ТВ, радио и в газетах, то он качественный. Если для нас «так сказали по телевизору» — триггер насторожиться, то для них это «знак качества». Как и дети они больше доверяют «экспертным» образам: если белый халат, то доктор, а при погонах точно силовик. Ситуация усугубляется и тем, что категория 50+ хуже владеет современными терминами и ей проще «впарить» что-то сомнительное;

Доверчивость и стереотипность мышления делает людей 50+ легкой добычей для мошенников. Да, миллионы у них не украдёшь, но за свои, скажем, 100 тысяч далеко не каждый пенсионер будет судиться. А часть вообще не поймет, что их обманули.

Воры постоянно придумывают новые способы сравнительно честного отъёма денег у населения, но в основе лежат универсальные схемы. Мы уже писали в своем блоге о самых распространенных схемах мошенничества в сети. А вот как чаще всего «разводят» людей 50+ (это просто список, без ранжирования по частоте случаев).

2. Визит незваных девушек-соцработников. Пока одна из них мило общается с вами, вторая незаметно обыскивает квартиру и похищает ценности. По такой же схеме работают якобы коммунальщики с проверками счетчиков газа и воды.

4. Продажа фильтров на воду. Схема идёт отдельным пунктом из-за своей убедительности. Агент (иногда под видом сотрудника «Водоканала») старается проникнуть к вам на кухню, даже если у вас уже есть фильтр. Дальше начинаются химические фокусы: в один стакан мошенник наливает воду из вашего крана, а в другой — принесенную с собой, «чистую и живую». В розетку включается чудо прибор, металлические штыри которого опускаются в воду. И, о чудо, ваша вода желтеет, зеленеет и синеет, в ней собирается взвесь, а «чистая» вода из бутылки жулика не меняет цвет. Страшным голосом вам сообщают, что всё это растворено в воде, и вы это пьёте. Выглядит и звучит убедительно, но как на самом деле?

Вам показали обычный электролиз. Через воду пропустили ток, и на металлических электродах произошла поверхностная электрохимическая коррозия. Взвесь и окрашивание — результат воздействия на погруженный в воду металл. Почему во втором стакане такого нет? Там дистиллированная вода, в которой практически нет солей и минералов, поэтому она не пропускает ток. Стоит добавить щепотку обычной соли, как жидкость потемнеет.

5. Вам подарок / перерасчёт / компенсация / бонусы! Но чтобы получить их, нужно оплатить небольшую пошлину. Как говорил Петросян, прыжок бесплатный, только 100 долларов за аренду моста.

6. Кража денег с карточки. Очень популярный в последнее время способ. Мошенник представляется сотрудником службы безопасности банка или менеджером. Основные сценарии — предотвратить списание денег с вашей карты или начислить уже ошибочно списанные / проценты. Для этого звонящий выпытывает личные данные и — обязательно — код, пришедший в эсэмэске. Его ни в коем случае нельзя сообщать кому бы то ни было!

Перед встречей могут угощать фруктами и бутербродами. Проигнорируйте фуршет, чтобы не испытывать чувство долга. К тому же история знает случаи, когда мошенники подсыпали в еду и напитки вещества, ослабляющие концентрацию внимания.

Относитесь критично к словам спикера. Не бойтесь уточнять и снимать на камеру. Скорее всего, вам скажут, что это запрещено. Но закон на вашей стороне — снимать можно. Фирме, уверенной в качестве своего товара и прозрачности работы, нечего бояться. Если попытаются помешать или вывести из зала, уходите — это проходимцы. Ну или вызывайте полицию, если есть время и желание.

Часто в зале сидит «подсадная утка». Этот человек расхваливает товар и убеждает остальных покупать: он сам или его родные пользуются и не нарадуются. Уровень сложнее — убежденный скептик, который к концу презентации прозрел и готов скупить все запасы. Не верьте таким.

Организаторы могут проводить розыгрыши дешёвой техники, сертификатов на покупки. Работает как и фуршет: победитель чувствует себя обязанным. Иногда для того, чтобы получить фен за 15 долларов, нужно купить основной товар за 1000.

Если все было убедительно и, на ваш взгляд, честно, попросите документы на товар: сертификаты качества, информацию о производителе. Не поленитесь уточнить информацию или попросить родных, хорошо владеющих интернетом. Но лучше не тратить время: качественные вещи на подобных встречах не продают.

1. Не общайтесь с ними. Не ходите на встречи-презентации и не впускайте домой. А впустив, не оставляйте человека наедине. От настойчивых звонящих так же настойчиво требуйте удалить вас из базы, по которой они звонят.

2. Не принимайте решение сходу, просите время. Почти всегда жулики торопят, не дают подумать и посоветоваться, вызывают ощущение упускаемой возможности. «Завтра будет дороже / остался последний фильтр / ликвидация склада»: не ведитесь. Возможно, вы хорошо помните дефицит всего и пустые полки магазинов, но сейчас другое время. Если вынуждают принять решение прямо сейчас, лучше отказаться.

3. Научитесь видеть, когда вами манипулируют. Лохотронщики стараются нащупать болевые точки, важные темы и делать акцент на них. В их арсенале много психологических приемов:

Комплименты. «Вы видели жизнь, и наверняка можете отличить качество от посредственности», «Скупой платит дважды, а вот вы, я вижу, молодец — разбираетесь в хороших вещах». Такой елей из признания и похвалы действует гипнотически;

Втирание в доверие. «У меня родители / бабушки-дедушки пользуются таким же, очень довольны. Стали лучше спать, не ломит суставы…»;

Предложения, с которыми не спорят. «Вы же хотите увидеть правнуков / быть счастливы и здоровы на пенсии?»;

Запугивание. «От такой воды здоровье резко ухудшится», «Через год за ремонт придётся отдать в разы больше».

4. Попытайтесь вывести на чистую воду. Задавайте уточняющие вопросы: «Откуда у вас мои данные?», «Кто учредитель вашей фирмы?», «За счет чего достигается лечебный эффект?», «Могу ли я вернуть товар в 14-ти дневный срок?». Обманщиков могут разозлить провокационные вопросы: «Есть мнение, что вы мошенники…», «Чем докажете, что это правда?». Если отвечают агрессивно, уходят от ответа, не говорят ничего конкретного, то, вероятно, это обман.

5. Не смиряйтесь, если вас обманули. Попробуйте отдать товар, вернуть деньги и расторгнуть договор (обязательно!). Пригрозите шумихой и антирекламой на весь город. Пишите заявление в полицию, если договориться не получается.

Фирма-продавец не может заключить кредитный договор от своего имени. Либо он составлен при посредничестве банка или кредитной организации (в этом случае можно апеллировать к тому, что заемщика ввели в заблуждение, что продавец действовал недобросовестно), либо это договор купли-продажи, и вы вправе сдать товар в течение двух недель. Вот категории товаров, которые вернуть не получится.

Если сумма большая и товар её явно не стоит, есть смысл проконсультироваться у юриста по гражданскому праву. Он подскажет, можно ли вернуть деньги в принципе и что для этого делать.

Будьте внимательны, не дайте обмануть себя!

В следующий раз поговорим о социальном капитале. Знаете, что это? Это вес сотрудника в компании, который не определяется только должностью. Можно быть на рядовой позиции, но пользоваться уважением коллег. Как не растерять накопленный социальный капитал на удаленке? Присылайте свои истории и советы на writer@megaplan.ru.

К нам на собеседование приходят разные люди. Особенно на позиции в маркетинг. Один молодой человек без зазрения совести рассказывал, что на прошлом месте занимался сайтом по продаже наручных часов якобы из Швейцарии. На самом же деле часы были из Китая, но с придуманной легендой и маркой, которая перекликалась с известной. Примечательно, что целевая аудитория была из Европы и США. Другая девушка проработала пару лет в известной, но к счастью уже закрытой сети с «как бы израильской» косметикой. По ее словам, косметика производилась в том же Китае из самых дешевых материалов, просто бренд был зарегистрирован в Израиле. Обоих не взяли. А с какими ситуациями мошенничества сталкивались вы? Поделитесь в комментариях — обсудим.

Источник

Как уберечь пожилых родственников от мошенников

Популярные схемы обмана и как их избежать

Пенсионеры — самые уязвимые жертвы мошенников.

По данным Генпрокуратуры, в 2019 году в России было 2 млн преступлений, и каждое десятое — мошенничество. Жертвой мошенников может стать кто угодно, но самые уязвимые — пожилые люди. Им не хватает общения, они не всегда владеют современными технологиями и не могут сразу попросить о помощи. А еще они доверчивы и открыты к посторонним — этим мошенники и пользуются. Есть целая категория аферистов, которые специализируются на пенсионерах.

Я работал в полиции и знаю много мошеннических схем. Расскажу, как уберечь от них пожилых родителей, бабушек и дедушек.

Как мошенники обманывают пенсионеров

При личном контакте. Такие преступники подстерегают в торговых центрах и уговаривают бесплатно обследоваться, а потом навязывают дорогое лечение. Или ходят по квартирам и предлагают отрегулировать окна, вывести тараканов, улучшить карму и купить чудодейственный аппарат для снижения давления. При этом деньги пенсионер отдает наличными. Уголовный кодекс называет такое мошенничество классическим.

Классические аферисты очень убедительны: носят поддельные бумаги с гербовыми печатями, документы и удостоверения. А иногда и договоры на оказание услуг с несуществующими организациями. Они никогда не повышают голос, относятся с уважением, готовы к долгой и обстоятельной беседе. А еще они всегда знают, в чем проблема, и готовы помочь. Таким сложно не поверить.

Дистанционные мошенники используют для махинаций телефон, интернет, страницы в соцсетях и недобросовестную рекламу. А деньги получают на электронные кошельки и банковские карты, оформленные на подставных лиц. Особые шпионские программы им не нужны: это дорого и сложно, а пенсионеры и сами выбалтывают данные для перевода денег.

Чаще всего пенсионеров разводят с помощью электронных платежей или используют их персональные данные.

Мошенничество с электронными платежами — это когда пенсионер теряет деньги через банковские карты, виртуальные кошельки. Например, если ему звонят якобы из банка, спрашивают данные карты и воруют деньги со счета.

Мошенничество с персональными данными — это когда их похищают или изменяют, чтобы получить права на имущество. Например, оформляют за пенсионера электронную подпись и сами подписывают договор купли-продажи его квартиры.

Как предотвратить мошенничество

Чтобы уберечь бабушку или дедушку от аферистов, родственники пытаются ограничить к ним доступ посторонних и постоянно рассказывают о мошеннических схемах. Но запугивать и запирать бабушку — не выход. Лучше мешать мошенникам другими способами.

Совет не разговаривать с чужими и никому не открывать дверь вообще никогда не сработает. Пожилые люди не заключенные. Да и проконтролировать такой режим невозможно.

Можно предупреждать, где именно может попасться аферист. Обычно пенсионеры внимательно слушают такие предупреждения. Но потом появляется новая схема, и бабушка думает: «Такого я не слышала, значит, обмана нет». И теряет деньги.

Самый надежный способ обезопасить близких — осложнить мошенникам работу, чтобы им было трудно украсть деньги, попасть в квартиру к пенсионеру и вообще вступить с ним в контакт. А если это произойдет — создать условия, чтобы полиция быстро нашла преступников. Расскажу о самых распространенных схемах мошенничества и о том, как родственникам с ними бороться.

По смс

Что нужно мошенникам: чтобы пенсионер отправил деньги или данные карты через смс.

Что не нужно делать: блокировать родственнику входящие смс, отключать исходящие и мобильный банк. Опасны не сами смс, а то, что пожилой человек переведет аферистам деньги. К тому же в смс бывает что-то полезное: акции из супермаркетов, напоминания о записи к врачу, уведомления о зачислении пенсии и списаниях по карте.

Что делать: когда пенсионер оформляет в банке карту, можно пойти с ним и привязать ее к отдельному номеру телефона. Перед этим придется купить симкарту. Можно настроить смартфон так, чтобы он принимал смс на обе карты, а отвечать можно было с одной — не привязанной к счету.

А можно купить для нее отдельный телефон. Пенсионер не будет проверять его постоянно, а у кодов подтверждения короткий срок действия.

Пример из моей практики. Бабушка 76 лет получила смс от банка: «Код для регистрации в онлайн-банке — 7735». Следом пришла смс с незнакомого номера: «Извините, ошибся в одной цифре, и мой пароль пришел вам. Перешлите его, пожалуйста». Бабушка хотела помочь незнакомцу, но дома была внучка и отговорила ее. А если бы карта была привязана к номеру, где невозможно отправить смс, бабушка бы и без внучки не попалась на развод.

По телефону

Что нужно мошенникам: данные карты для перевода денег: номер, срок действия и CVV — трехзначный код на обратной стороне карты. Пенсионеры диктуют всю информацию голосом.

Что не нужно делать: совсем отказываться от банковских карт. Деньги в банке защищены лучше, чем наличные под матрасом. Те вообще невозможно контролировать.

Некоторые мошенники звонят и убеждают принести деньги наличными. Лучше отказаться от наличных в повседневной жизни, а снятие с карты ограничить несколькими тысячами рублей. Это можно сделать в мобильном приложении или в отделении банка, если прийти туда с родственником. Когда пенсионер не сможет снять большую сумму, он запаникует и позвонит вам.

В квартирах

Что нужно мошенникам: вынудить подписать кредитный договор, впарить втридорога бесполезный товар или обманом выманить наличные.

Что делать: для начала — осложнить мошенникам поиск жертвы. Они не обходят все квартиры в доме, а заранее выясняют, где живет пенсионер. Чтобы никто не догадался, что в квартире живет ваша бабушка, приведите в порядок ее почтовый ящик и входную дверь, убедите переводить пенсию на карту и уберите лишнее с ее балкона. Еще можно приклеить на дверь наклейку, что объект охраняется.

В старых домах почтовые ящики часто без замков, и из них легко достать содержимое. Из платежных извещений аферисты узнают данные пенсионера, а потом называют его по имени и отчеству. Там же смотрят, сколько в квартире прописано человек: если один, то, возможно, это одинокий дедушка. Еще в документах бывает информация о льготах.

Еще два признака, что в квартире живет пожилой человек, — хлам на балконе и обшарпанная дверь. Убедите родных не хранить на балконе старье и не сушить там половики. И поставьте бабушке хотя бы недорогую железную дверь. Внешне она будет не так уж сильно отличаться от дорогих и навороченных.

Почтальон, который разносит пенсии в определенный день, — тоже знак, что в квартире живет бабушка или дедушка. Причем банковских карт у них нет, зато есть наличные.

У таких почтальонов мошенники тоже часто выуживают информацию. Например, представляются участковыми и спрашивают, кто в подъезде всегда дома и мог быть свидетелем преступления. Почтальоны не только называют таких пенсионеров, но и дают им характеристики.

Лучше отказаться от доставки пенсии наличными и оформить начисление на банковскую карту. Это бесплатно.

Мошенники не любят места, где есть камеры и в любой момент может появиться полиция. Можно купить муляжи камер и наклейки с надписью вроде «ведется видеонаблюдение». Они яркие и бросаются в глаза.

И наконец, мошенники хотят легких денег, и этим можно воспользоваться. Допустим, положить на видном месте в прихожей нерабочую банковскую карту с надписью: « Пин-код — 6699». Или пухлый конверт — «Ванечке на квартиру». В этой квартире мошенники не будут разыгрывать спектакль, а прихватят конверт с картой и скроются.

Пример из моей практики: бабушка 83 лет шла по улице, а рядом какая-то женщина упала на землю. Бабушка подбежала к ней, а та сказала: «Я ясновидящая. Мне было видение, что с вашим самым дорогим человеком случится беда. От этого мне стало плохо. Покажите мне фото, и я сниму порчу».

Бабушка пригласила ее в квартиру и дала фото своей дочери. Мошенница сказала, что ей нужны все бабушкины деньги, чтобы снять сглаз. Но у пенсионерки была только карта. Аферистка дала номер своей карты и попросила перевести все, что есть. Но никому об этом не рассказывать, а то процедура не подействует.

Мошенница ушла, а бабушка не удержалась и позвонила дочери — сообщить про порчу. Денег мошенница не дождалась.

Если бы мошенница увидела в подъезде наклейки о видеонаблюдении, возможно, у нее бы нашлись другие дела. Смотреть в полиции видеозаписи своих подвигов преступники не любят.

В медицинских и торговых центрах

Что нужно мошенникам: вынудить подписать кабальный договор купли-продажи, кредитный договор или развести на большие траты.

Что делать. От такого мошенничества труднее всего защитить родных. Фирмы аферистов часто официально зарегистрированы и даже платят налоги. Почти всегда они подписывают с пенсионером договор, а с ним нет оснований для возбуждения уголовного дела. При наличии договора полиция отправляет человека в суд. Привлечь виновных к ответственности и вернуть деньги почти невозможно. Наоборот, если пенсионер не платит по кредиту, мошенник может подать на него в суд.

Женщина уже год ходит по судам, чтобы расторгнуть кабальный договор. Если бы у нее не было с собой паспорта, она бы не оформила кредит. Паспортные данные пенсионеры редко помнят.

Программы и техника для защиты

Техника и программы тоже помогают защитить пожилых людей. Самое эффективное средство — обычный мобильный телефон. Чем чаще вы звоните родственникам и чем больше знаете о них, тем меньше вероятность, что они попадут в беду. Но есть еще удобные мобильные приложения, сигнализации и видеоглазки.

Приложения банков и мобильных операторов можно установить на свой смартфон. Так вы будете контролировать траты пожилого родственника и фиксировать звонки с незнакомых номеров. Если пожилая бабушка звонила только подругам и родственникам, а потом стала часто набирать неизвестным людям, стоит насторожиться. Я пользуюсь этой функцией в приложении «Тинькофф-мобайл».

Еще в приложениях многих банков можно установить лимит на снятие наличных и на платежи в течение месяца.

Это приложение «Тинькофф-мобайл» на моем телефоне. Если одна из карт у пожилого родственника, можно контролировать его звонки в режиме реального времени В приложениях многих банков можно установить лимит на платежи в течение месяца. Если понадобится, его легко можно увеличить в любой момент

Автономную GSM-сигнализацию можно установить и настроить самостоятельно. В комплекте идут датчики открытия двери, веб-камера или брелок с тревожной кнопкой. В сигнализацию ставят симкарту и задают номера родственников. Когда срабатывает датчик или кнопка, по этим номерам идет звонок. Стоят сигнализации 2000—8000 Р в зависимости от комплектации.

Датчики будут срабатывать каждый раз, когда бабушка откроет дверь. Убедиться, что к ней просто пришла подруга, поможет веб-камера с передачей звука. Если увидите мошенников, позвоните бабушке и вызовите полицию.

Еще одно полезное устройство — брелок с тревожной кнопкой. Бабушка сможет нажимать его каждый раз, когда к ней стучатся посторонние. Он подействует, даже если бабушка в подъезде или на улице, в 10—15 метрах от квартиры. И поможет, если пенсионеру станет плохо: проще нажать одну кнопку на брелоке, чем звонить вам по мобильному.

Если у вас есть договор с вневедомственной охраной, можно установить в настройках телефон пульта ОВО. Тогда звонки будут поступать туда. А еще система включит сирену, и все соседи узнают, что в квартире что-то случилось. Такой договор стоит в 350—400 Р в месяц. Но бабушке будет неудобно, что каждый раз, когда к ней зашла соседка, к ней будет приезжать отряд Росгвардии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *