Московские ворота в честь чего
Московские ворота в Санкт-Петербурге — история
История Московских ворот в Санкт-Петербурге — это рассказ о Московских Триумфальных воротах — триумфальной арке на пересечении Московского и Лиговского проспектов.
Сооружены в 1834—1838 годах по проекту архитектора В. П. Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны 1828—1829 годов.
Московские ворота — самое крупное в мире архитектурное сооружение, собранное из чугунных деталей. Высота ворот 23 метра, длина 36 метров. Высота колонн — 15 метров, диаметр колонн — более 2 метров.
По традиции на воротах была помещена посвятительная надпись, составленная императором Николаем I: «Победоносным Российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах».
Московские ворота. 1890 год. Московские ворота. 1902 год. Источник: Журнал «Мир искусства», 1902, №1
Во время обороны Петрограда от войск Юденича, на Московских воротах устроили баррикаду.
В 1936 году Московские ворота были разобраны для планирующегося переноса центра города на юг с главной площадью у Дома Советов на Московской площади.
Разбор Московских ворот Демонтаж Московских ворот
Московскими воротами в рамках этого проекта собирались украсить планируемый парк. Любопытно, что впоследствии этот парк стал тем самым Московским Парком Победы
Фигуры гениев с гербами губерний, снятые с фасада Московских ворот. 1936 г. Здание Кордегардии у Московских ворот. 1936 г.
В 1959—1960 годах по инициативе директора КГИОП Николая Николаевича Белехова ворота были восстановлены на прежнем месте в варианте 1936 года (за исключением кордегардий).
Восстановление Московских ворот Восстановление Московских ворот Московские ворота после восстановления. 1961 год
В мае 1965 года площадь у Московских ворот была переименована в Московскую.
В октябре 1968 года было восстановлено историческое название — площадь вновь стала называться Московские Ворота.
В 2001-2002 гг. была проведена реставрация Московских триумфальных ворот.
Новый этап реставрации Московских ворот начался в 2019 году с обследования состояния ворот.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Московские триумфальные ворота
Памятники
Краткое описание
Триумфальная арка состоит из 12 колонн дорического ордера, построенных в 2 ряда. В высоту ворота – 24 метра, в ширину – 36 метров, диаметр колонн — 2 метра. Четкие линии и выверенные размеры создают ощущение монументальности.
Московские ворота собирались из литых элементов. Это самое внушительное сооружение из чугуна в мировой архитектуре.
История
Одержав победы над персами и турками в 1826 – 1829 годах, подавив в 1831 году восстание в Польше, Николай I повелел установить на въезде в Санкт-Петербург триумфальные ворота.
Здесь находилась первая застава по пути в Москву. Идея, как сказал император, была в том, чтобы «гостей встречать и о величии нашем сообщать».
В 1831 году принято постановление о возведении Московских Триумфальных ворот. Портал спроектировал в 1832–1833 годах В. В. Стасов, член Петербургской Академии художеств, известный архитектор XIX века. Как образец он использовал Пропилеи Акрополя в Афинах.
Стасов предложил чугун для изготовления компонентов ворот. Русские умельцы в точности литья к тому времени достигли высокого уровня.
В январе 1834 года выбрали площадь для постройки ворот на границе Петербурга – на Московском шоссе у Лиговского канала. Со временем канал засыпали и проложили Лиговский проспект.
В феврале 1834 года по чертежам Стасова на избранном месте построили макет в натуральную величину. Деревянный щит с четко выраженными архитектурными деталями за 20 дней изготовила артель Григорьева. На Литейном заводе подготовили модель колонны высотой в 7 саженей. Определили масштаб постройки. 20 апреля 1834 года представили императору Николаю I будущий чугунный памятник шириной почти 17 саженей и высотой 11 саженей.
В августе 1834 года заложили фундамент, и сооружение памятника началось. 14 сентября 1834 года совершился ритуал закладки Московских ворот.
Во время церемонии в основание ворот по традиции заложили камни с именами архитектора Стасова и особ императорской фамилии. В котлован бросили золотые и серебряные монеты. Закрыли плитой с начертанным указом Николая I и датой закладки.
Триумфальные ворота сооружали 4 года. 16 октября 1838 года при большом стечении публики торжественно открыли мемориал. Главные участники – гвардейские полки, выигравшие кампании в Персии и Турции. В честь завершения стройки отчеканили памятную медаль.
Николай I написал посвящение:
«Победоносным Российским войскам
в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши
в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах»
Арка стояла плотно с постройками по сторонам проспекта. Гужевой транспорт проезжал под наиболее широким центральным проемом между колоннами. В крайних проемах до наших дней сохранились ступени для пешеходов.
Сто лет Московские Триумфальные ворота охраняли границы Санкт-Петербурга
В 1936 году появилось решение о реконструкции Московского района. Ворота разобрали. Из них планировали сделать парадный вход в новый парк культуры и отдыха. Декоративные элементы отвезли в Академию Художеств. Колонны попали на склад. Чугунные части ворот во время Отечественной войны использовали на танкоопасном направлении.
Восстановили Московские Триумфальные ворота в 1959 году
В 1961 году полностью завершили реставрацию. И снова они, как в прежние времена, принимают желанных гостей города.
Архитектурно-декоративная композиция
Архитектор В. В. Стасов построил Московские Триумфальные ворота в стиле неоклассицизма. На Казенном литейном заводе изготовили отдельные чугунные блоки. Из них смонтировали конструкцию ворот.
Антаблемент опирается на 6 пар мощных колонн. Фриз украшают горельефы стройных девушек из листовой меди. Пышные одежды и крылья за плечами показывают, что это аллегорические скульптуры гениев Победы.
30 девушек несут щиты с гербами российских губерний. Рекруты из этих русских земель сражались с персидскими и турецкими войсками в 1826-1828 годах. Щиты – древний символ победы. Они усиливают триумфальный образ памятника.
Композиционно ворота завершают восемь рельефных трофеев. Декоративные элементы подчеркивают особую выразительность и торжественность всего сооружения. Все скульптуры изваял в 1835 году профессор Б. И. Орловский.
Где находится
Адрес
Площадь Московские ворота
Метро
Как добраться
По Московскому проспекту от Сенной площади в центре города до архитектурного памятника 5 км.
Ближайшие автобусные остановки:
Интересные факты
Работы по возведению триумфальных ворот стоили 1 миллион 180 тысяч рублей. За 70 лет до этого на строительство Зимнего дворца в Сенате утвердили сумму в 859 555 рублей и 81 копейку.
Московские триумфальные ворота
Я хочу рассказать вам ещё об одной достопримечательности Петербурга, о Московских триумфальных воротах.
Если вы вдруг окажетесь в районе Московского проспекта, известного в прошлые времена как дорога, ведущая к Царскому селу, то эти ворота как раз и располагаются на его пересечении с другим проспектом города, Лиговским. Кстати, и площадь вокруг ворот названа также в их честь.
Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что замечательный Санкт-Петербург являет собой настоящий город-музей, хранящий славные исторические вехи нашего государства. И память эта доходит до нас с вами благодаря грандиозным архитектурным строениям: дворцам, мостам и таким вот воздвигнутым в честь военных побед русской армии аркам. К слову, об одной из них, Нарвских триумфальных воротах, я рассказывала здесь.
Расскажу вам историю появления этого памятника воинской славе.
Листая страницы истории
Появление названия
Вы можете задать мне вполне закономерный вопрос по поводу названия ворот. Давайте с ним разбираться. Дело в том, что в XVIII веке в этом месте располагалась городская застава, откуда начиналась дорога не только на знаменитое Царское село, но и на саму Москву Первопрестольную.
Вот в честь этого-то направления и появилось такое имя предмета моего повествования. Установить здесь ворота приказал император Николай I.
Они должны были олицетворять собой победы в войнах с Персией, Турцией, а также подавление восстания поляков в 1831 году. Замечу, что одновременно в этом месте утверждается также и проект создания новой площади.
Создание проекта Московских ворот
Я читала, что несколько известных архитекторов выдвинули на суд государя свои идеи по поводу внешнего вида будущих ворот. В итоге дело было поручено Василию Петровичу Стасову, он к тому времени уже создал Нарвские триумфальные ворота, о которых я упоминала выше.
Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Эскизы проекта мастер предложил для рассмотрения ещё в 1832 году, а начались работы по его осуществлению лишь в 1834. Ворота решено было сделать чугунными. Место для них император окончательно одобрил в начале 1834 года, что ознаменовало устроение здесь 12 января предварительного макета в натуральную величину. Работа была поручена подрядчику Григорьеву, который со своими мастерами сумел всего за 20 дней изготовить щит с изображением будущих ворот. Кстати, Стасов также пожелал, чтобы вдобавок к этому щиту была создана дополнительная модель — колонна. Её изготовили на Литейном заводе Петербурга.
После утверждения в апреле 1834 года окончательного проекта новых ворот со всеми внесёнными коррективами нужда в макете отпала, и его разобрали.
Приготовления к закладке триумфальной арки
Перед закладкой ворот необходимо было выполнить ряд предварительных действий. Расскажу вам о том, что мощные колонны отливали частями на том же Литейном заводе Санкт-Петербурга. Уточню, что каждая из них состояла из девяти чугунных блоков общим весом более 50 000 пудов (1 пуд равен 16 килограммам). Заранее были приготовлены все необходимые медные и железные конструкции. При этом Стасов контролировал каждый этап работ лично.
Подготовили также и мощный фундамент. Торжественная закладка Московских триумфальных ворот была произведена 14 сентября в 1834 году. Особую значимость мероприятия подчеркнули тем, что на дно котлована поместили монеты из драгоценных металлов, памятные закладные камни с именами видных государственных деятелей, отметили и самого архитектора Стасова. Подобные мероприятия были совершены, кстати, и при закладке Нарвских триумфальных ворот.
Процесс возведения
Я уже сообщала, что составные части арки были выполнены ещё до закладки ворот.
Монтировать ворота стали в 1836 году. К концу года под руководством Забурдина, одного из мастеров Литейного завода, были собраны шесть могучих колонн первого ряда. Скульптурные украшения из чугуна заняли своё место в 1838 году.
Мне было интересно узнать, что внутри одной из этих массивных колонн была устроена лестница, направленная во внутреннюю часть перекрытия ворот. Саму арку сделали тёмно-бронзового цвета, а скульптурную группу раскрасили просто под бронзу.
Император Николай I имел очень капризный вкус, и невозможно было заранее предсказать его отношение к представляемым эскизам будущих строений Петербурга. Так случилось и с Московскими воротами. Поначалу он забраковал проект их оформления, который представил Стасов. В результате с этой работой государь поручил справиться замечательному скульптору Б. И. Орловскому, известному нам с вами благодаря памятникам Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора (о самом соборе можно почитать здесь).
Надпись на триумфальных воротах была составлена самим Николаем I. Она гласит:
Победоносным российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, и 1831 годах.
На тот момент Московские ворота становятся самым значительным из сооружений, в основу которых было положено чугунное литье. Приведу их размеры: высота — 24 метра, длина — 36 метров. Украшают арку гении славы с гербами губерний России в руках.
Торжественное открытие Московских ворот
Думаю, что также, как и открытие Нарвских триумфальных ворот, это событие, произошедшее в Петербурге 16 октября 1838 года, было отмечено с большим размахом. На церемонии присутствовала публика всех сословий и гвардейские полки. Кстати, офицеры, отличившиеся во время военных кампаний, в честь которых и воздвигались Московские ворота, на этом празднике были награждены медалями из драгоценных металлов, отчеканенными в честь открытия новой триумфальной арки на Московской дороге.
Через некоторое время Стасов создает две симметричные кордегардии (помещения для охранного караула), соединяющиеся с воротами оградой.
В проходах для пешеходов установили скамьи из чугуна и фонарные столбы. Если продолжить тему о торжествах, то надо отметить, что в 1878 году именно под Московскими воротами прошли гвардейцы, участники освободительной для южных братьев-славян (Сербии, Бессарабии, Болгарии и других) войны с Турцией.
К слову, это монументальное строение было последним значительным сооружением, над которым трудился В. Стасов. Обошлось оно в сумму более миллиона рублей (что было очень значительной суммой по тем временам).
Московские триумфальные ворота в XX–XXI веках
Расскажу вам о дальнейшей судьбе этого исторического памятника.
Советское время
Власти Ленинграда, подумывая перенести центр города южнее, распорядись в 1936 году разобрать данную арку. Она по идее должна была красоваться при входе в новый парк, который ныне хорошо знаком всем петербуржцам как парк Победы. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы.
Потому довольно длительное время части ворот хранились на специально отведенном для этой цели складе. Что касается украшающих элементов, то они ожидали решения своей дальнейшей участи в различных музеях Ленинграда. Расскажу вам, что эти ворота даже стали непосредственными участниками военных действий. Их мощные чугунные детали в 1941 году были использованы при устроении противотанковых ограждений на подступах к Северной столице.
В конце 50-ых годов XX века решено было всё-таки восстановить Московские триумфальные ворота. Что и произошло в 1961 году. Эту арку-памятник решено было оставить на её первоначальном месте расположения. Не могу не отметить массу кропотливых трудов советских реставраторов, ведь им пришлось полностью воссоздавать 43 утраченные колонны и 17 скульптур гениев. Правда, кордегардии теперь отсутствовали.
Кстати, возрождение ворот стало причиной возвращения в 1968 году старого названия и самой площади. Ведь когда ворота в 1936 году были разобраны, её оригинальное название как-то стало забываться. По этой причине в 1965 году площадь была переименована в просто Московскую. Как мы с вами видим, ненадолго, и теперь она снова именуется Московскими Воротами.
Дни сегодняшние
В начале XXI века в Санкт-Петербурге происходит реставрация Московских ворот. Также была восстановлена и памятная надпись на них, которую мы с вами сегодня можем вполне отчётливо увидеть.
Выполнена она из бронзы и покрыта позолотой.
Как добраться
Думаю, что не открою Америку, если подскажу, что станция метро «Московские Ворота» (появившаяся в Ленинграде в 1961 году) и есть нужная для нас с вами остановка.
Ворота (2) находятся прямо напротив выхода из метрополитена (1).
И если уж вы оказались здесь, то хочу заметить, что недалеко расположен уникальный Воскресенский Новодевичий монастырь (подробно о нем здесь). Если вы проедете ещё 2 остановочки на метро, то попадете в замечательный городской парк Победы (станция метро так и называется), который некогда советские власти и задумывали украсить Московскими триумфальными воротами.
В летнее время тут можно покататься на лодках и аттракционах, а зимой в парке открыт каток.
Напоследок
Мы, петербуржцы, к сожалению, как-то привыкаем к великолепию нашего города. Но вот когда начинаешь рассказывать друзьям или знакомым из других городов, городков и посёлков о Северной столице, то удивительным образом открываешь её для себя уже под совершенно другим углом.
Предложив вам сейчас эту небольшую статью о Московских триумфальных воротах, которые мне очень часто приходилось раньше видеть, понимаю одно: когда мне случится вдруг оказаться на Московском проспекте, я, конечно, вновь обращу внимание на это грандиозное строение, но теперь мой взгляд не просто «скользнёт» по нему, а остановится в восхищении.
И мне кажется, что, когда мы, авторы, с вами, дорогие путешественники, делимся нашими рассказами и впечатлениями об увиденном и узнанном, мы сами становимся богаче. Таков он, удивительный закон сорадования.
Московские ворота в честь чего
«Ленинградское дело» Московских ворот: Как памятник архитектуры снесли и собрали по частям
Можете представить себе Петербург без Московских ворот? А именно так и было с 1936 года по конца 1950-х, когда шедевр архитектора Василия Стасова разобрали и хранили в городских музеях. Неожиданную историю памятника обнародовало издательство «Красный матрос». «Фонтанка» прочитала книгу «Про Московские Триумфальные ворота», выпущенную к 180-летию арки, и законспектировала самое интересное.
1. Московские ворота могли быть шире и приземлённее.
Проект триумфальных ворот на Московской дороге. Главный фасад. Ш. Клериссо, 1781 г.
Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»
Известная всем петербуржцам арка могла выглядеть по-другому. «Ворота города Петербурга на дороге в Москву» ещё в 1780 году задумывала создать Екатерина II. Эскиз и гипсовую модель императрица заказала французскому архитектору Шарлю-Луи Клериссо. Но задумка осталась на бумаге. «Ворота… очень хороши на вид, но дороги в исполнении: нужно будет подумать», — резюмировала императрица и решения так и не приняла.
Дороговизна стала причиной, по которой в 1831 году положили под сукно ещё один проект ворот — архитектора Альберта Кавоса.
2. Стасов, создавая монумент, вдохновлялся античным Акрополем.
Пропилеи Афинского акрополя. 437 г. до н.э.
Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»
Единственный архитектор, чей проект воплотили в жизнь, — академик Петербургской Академии художеств Василий Стасов, автор Спасо-Преображенского и Троицкого соборов, Нарвских ворот. Архитектор задумывал ворота под влиянием древнегреческой архитектуры, в одном из архивных документов прообразом монумента названы пропилеи афинского Акрополя.
Московские ворота возвели в 1838 году и посвятили победе в русско-турецкой войне 1828-1829 годов и усмирению Польши. Арка — крупнейшее в мире архитектурное сооружение из чугуна. Фигуры гениев для фриза заказали скульптору Борису Орловскому. В руки гениев он вложил щиты с гербами российских губерний.
3. Около ворот были пристройки — кордегардии.
Восточная кордегардия во время демонтажа. Сентябрь 1936 г.
Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»
При Василии Стасове к западу и востоку от арки появились ещё две постройки. Эти четырехугольные здания с башнями назывались кордегардиями и предназначались для караула. Кордегардии были неотъемлемой частью задумки архитектора, с основным зданием их соединяли чугунные решетки.
Кроме, собственно, военных караулов, в кордегардиях в разное время квартировали чиновники Таможенного и Морского ведомств, располагались пожарный резерв, Школа строительного дела. Постройки разобрали в 1936 году, когда городские власти посчитали, что ворота больше не нужны Ленинграду и затрудняют движение.
4. Ворота снесли.
Разборка взорванной восточной кордегардии
Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»
Постановление о сносе Московских ворот президиум Ленсовета принял в сентябре 1936 года — «в связи с реконструкцией Международного проспекта и Московского шоссе». На реализацию плана Ленсовет выделил всего четыре дня, хотя, судя по фотографиям и газетным заметкам, демонтаж длился дольше.
Письма с контраргументами, направленные архитекторами и горожанами на имя Андрея Жданова, не возымели действия. Впрочем, городские власти прислушались к другому требованию общественности — сохранить части памятника, чтобы позже собрать его заново в другом месте. Фрагменты арки складировали, например, в артиллерийском Историческом музее, музее Академии художеств и Русском музее.
«Есть тут одно подозрение, в чем основная трагедия Московских ворот. Слишком они были величественным памятником тому, чему, по новым представлениям, памяти не требовалось /…/ Обустройство Международного проспекта — это только предлог. Можно было обустроить и с учетом уже существующего памятника. Причина неприязни к Московским воротам, — по крайней мере, одна из основных — лежит в психологии: она простая и выражается одним словом. Ревность», — пишет в книге современник, прозаик и драматург, лауреат литературной премии «Национальный бестселлер» Сергей Носов.
5. Но справедливость восторжествовала.
Детали ступней гениев во время реставрации
Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»
Ещё в до войны Московские ворота собирались восстановить — в Московском районном парке культуры и отдыха, будущем парке Победы. Разговоры о том, что снос памятника был градостроительной ошибкой, возобновились и в послевоенное время. Собрать арку предлагали и около стадиона Кирова, и у Нахимовского училища, и на старом месте, только вдоль, а не поперёк Московского проспекта (тогда — проспект Сталина).
Впрочем, у ворот были и противники. Сохранилась стенограмма совещания в Ленинградском отделении Союза Советских архитекторов от 9 июня 1952 года. Некто Глинин, «сотрудник по охране памятников», доказывал, что шедевр Стасова — памятник реакционный: «Уместно ли сейчас, когда международная реакция бешено готовит против нашей Родины и стран народной демократии новую войну, — ставить вопрос о восстановлении «Триумфальных» ворот (от которых остались лишь жалкие остатки), испрашивая для этой цели 3 миллиона 700 тысяч рублей из народных средств?».
В 1956 году исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся распорядился восстановить памятник на прежнем месте. В 1959 году под руководством архитекторов Евгении Петровой и Ивана Капцюга были вновь воздвигнуты колонны, работа над архитектурным убранством продолжалась до 1961-го.
6. Происшествие с гербом.
Северный фриз ворот, гений «Мир и Изобилие». Гений «Мир и Изобилие» с южного фриза
Фото: предоставлено издательством «Красный матрос»
Несмотря на скрупулёзность Петровой и Капцюга, не все детали попали на старые места. На основании архивных данных было неверно подсчитано количество гениев и гербов. В результате гению «Мир и Изобилие» на южном фризе ворот вместо миртовой ветви вручили герб Костромской губернии. Его двойник на северной стороне, как и положено, держит рог изобилия и миртвую ветвь.
Михаил Сапего, автор проекта «Про Московские Триумфальные ворота», главный редактор издательства «Красный матрос»:
«Московские ворота — по сути, первое отчётливое воспоминание в моей жизни. Это такое небольшое кино, которое есть у каждого своё. 7 ноября 1967 года мой дедушка, фрезеровщик одного из военных заводов, что на стыке Московского и Лиговского проспектов, взял меня на праздничную демонстрацию. Мы приехали к Московским воротам ещё засветло. Пятилетнему пацану хотелось спать, но холод довольно быстро взбодрил меня. Я смотрел то на ворота, то на деда в кругу заводчан, боясь потерять его из виду. Помню, потом мне надули воздушный шарик. Народу постепенно прибывало и вскоре небо на востоке начало розоветь, подтянулись музыканты с духовыми инструментами. Высунулись старушки с леденцами из жжёного сахара и растягайчиками — это были такие обёрнутые фольгой и набитые стружкой твёрдые мячики на резинках, замечательное приспособление, позволявшее детям моего возраста не скучать среди взрослой толпы.
Как и большинство послевоенных ленинградцев, хоть и будучи рождён в Московском районе, я не знал, что ворота были демонтированы. Многие из нынешних горожан тоже не знают об этом. Только в начале 2000-х, когда «Красный матрос» делал книгу о крупнейшем ДТП в истории Петербурга — столкновении паровоза и трамвая в 1930 году в непосредственной близости от ворот, я напал в архиве на фотосессию сноса ворот в сентябре 1936-го.
Работа над проектом шла около пятнадцати лет, за это время удалось узнать немало нового. Выяснилось, например, что части разобранных колонн, так называемые фустовые блоки, служили укрытиями от бомбежки и артобстрелов и использовались в качестве противотанковых заграждений на Пулковских высотах. То есть Московские ворота, не существуя, тем не менее своей чугунной плотью защищали блокадный Ленинград.
Изданный к 180-летию Московских Триумфальных ворот, увы, неподобающе малым тиражом («спасибо» администрации Московского района), наш альбом, думаю, не потеряет своей актуальности и привлекательности, ведь один юбилейный год перетечёт в другой. В 2019-м мы будем отмечать 250-летие с рождения выдающего архитектора, автора Московских ворот — Василия Петровича Стасова».
Читала и беседовала Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»