Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

Помогите плз водный тур надо пройти

1. У какого города нет «своей» станции метро в Москве?
1) Рим;
2) Братислава;
3) Рига;
4) Таллин.
2. Первый каменный кремль в Москве построил:
1) Дмитрий Иванович Донской;
2) Дмитрий Михайлович Грозные очи;
3) Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский;
4) Царевич Дмитрий Иванович.
3. В какой московский театр можно приехать на трамвае?
1) Малый театр;
2) Большой театр;
3) Современник;
4) Ленком.
4. Кто из писателей родился в Москве?
1) Александр Пушкин;
2) Михаил Булгаков;
3) Борис Заходер;
4) Виктор Драгунский.
2
5. Куда в Москве нужно идти, чтобы увидеть скелет мамонта?
1) В музей Востока;
2) В Палеонтологический музей;
3) В зоопарк;
4) В Дарвиновский музей.
6. Какой из 4 фактов о Москве, перечисленных ниже, является
правильным?
1) Московское метро старше, чем метро Берлина и Будапешта;
2) На гербе Москвы изображен основатель города — Юрий Долгорукий;
3) В республике Сан-Марино живет меньше людей, чем в московском районе
Митино;
4) Московский Кремль никогда не захватывали враги.
7. Кто был другом Петра Великого, в честь которого в Москве назвали
целый район?
1) Иван Бабушкин;
2) Франц Лефорт;
3) Максим Стрешнев;
4) Михаил Ломоносов.
8. Самая старая железная дорога в Москве соединила ее и:
1) Санкт-Петербург;
2) Киев;
3) Минск;
4) Ригу.

9. Рассмотрите кадр из фильма «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Данелия,
1964 год). В какой магазин пришли за покупками герои фильма?
1) ТРЦ «Авиапарк»;
2) ТЦ «Метрополис»;
3) ГУМ;
4) ТЦ «Мега».
10. Рассмотрите старинную карту Москвы. Как называется река,
которая обходит Кремль с западной стороны?
1) Москва;
2) Яуза;
3) Неглинная;
4) Кукуй.
Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

1 Рижская
(закрыта с 22 августа 2020)
Таллин

2
1) Дмитрий Иванович Донской;

4
1) Александр Пушкин;

2) В Палеонтологический музей;

3) В республике Сан-Марино живет меньше людей, чем в московском районе

Источник

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

Не торопитесь уходить!

Помните, что лучшим стимулом для развития сайта, является ваша активность на нем.

Проведите на ресурсе больше времени, попробуйте найти для себя еще что-то интересное в разных каталогах, дайте ссылку на сайт знакомым, напишите на форуме в разделе замечания и предложения что бы вы хотели увидеть нового и необходимые Вам материалы будут добавлены быстрее.

Сайты партнеры:

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Вопросы вводного тура

ВОПРОСЫ ВВОДНОГО ТУРА
Возрастная категория: 5-7 класс

У какого города нет «своей» станции метро в Москве?

Первый каменный кремль в Москве построил:

Дмитрий Иванович Донской;
Дмитрий Михайлович Грозные очи;
Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский;
Царевич Дмитрий Иванович.

В какой московский театр можно приехать на трамвае?

Малый театр;
Большой театр;
Современник;
Ленком.

Кто из писателей родился в Москве?

Александр Пушкин;
Михаил Булгаков;
Борис Заходер;
Виктор Драгунский.

Куда в Москве нужно идти, чтобы увидеть скелет мамонта?

В музей Востока;
В Палеонтологический музей;
В зоопарк;
В Дарвиновский музей.

Какой из 4 фактов о Москве, перечисленных ниже, является
правильным?

Московское метро старше, чем метро Берлина и Будапешта;

На гербе Москвы изображен основатель города — Юрий Долгорукий;
В республике Сан-Марино живет меньше людей, чем в московском районе
Митино;
Московский Кремль никогда не захватывали враги.

Кто был другом Петра Великого, в честь которого в Москве назвали целый район?

Иван Бабушкин;
Франц Лефорт;
Максим Стрешнев;
Михаил Ломоносов.

Самая старая железная дорога в Москве соединила ее и:

Санкт-Петербург;
Киев;
Минск;
Ригу.

Рассмотрите кадр из фильма «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Данелия, 1964 год). В какой магазин пришли за покупками герои фильма?

ТРЦ «Авиапарк»;
ТЦ «Метрополис»;
ГУМ;
ТЦ «Мега».

Рассмотрите старинную карту Москвы. Как называется река, которая обходит Кремль с западной стороны?

Москва;
Яуза;
Неглинная;
Кукуй

Источник

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

Очевидно, что проектировщики московского метро опирались на опыт предшественников.
Читал, что это были Лондон, Париж, Берлин и Нью-Йорк.
Еще приходят на ум весьма старинные метросистемы Вены и Буэнос-Айреса, хотя, в Вене была всего одна линия, а аргентицы открылись вроде бы незадолго до Москвы и их опыт не рассматривался.
А были ли на тот момент какие-то еще метросистемы?

Я понимаю, что ответ при желании можно найти в интернете, но еще интересно, а каковы были на то время размеры тех метросистем? Количество линий, станций, подвижной состав, другие технические подробности. можно ли где-то найти?

> А были ли на тот момент какие-то еще метросистемы?

Конкретно были такие системы: Лондон (1863), Афины (1869/1895/1904), Чикаго (1892), Глазго (1896), Будапешт (1896), Париж (1900), Бостон (1901), Берлин (1902), Нью-Йорк (1904), Филадельфия (1908), Гамбург (1908), Буэнос-Айрес (1913), Мадрид (1919), Барселона* (1924), Токио (1927), Осака (1933).

> Я понимаю, что ответ при желании можно найти в интернете, но
> еще интересно, а каковы были на то время размеры тех
> метросистем? Количество линий, станций, подвижной состав,
> другие технические подробности. можно ли где-то найти?

DM писал(а):
> Еще приходят на ум весьма старинные метросистемы Вены и
> Буэнос-Айреса, хотя, в Вене была всего одна линия

Схема Нью-Йоркского метро год спустя после того как начали строить московское лежит здесь. Полностью оно сформировалось примерно в 1940-м году и в таком виде дошло до сегодняшних дней.

Бостонское метро является старейшим в США, но схемы его за 30-е годы я не видел.

В Глазго метро открылось в 1896 году, долгие годы оно было на кабельной тяге, само метро очень миниатюрное.

Парижское метро в середине 30-х насчитывало 13 линий. Позднее появилась 14-я, которая в то время была южной частью нынешней 13-й (после их соединения 14-й номер исчез и был позднее назначен новой линии). Была также достроена 11-я, ну и остальное по мелочи.

Схема Лондонского метро за два года до открытия московского здесь

Схема Берлинского метро за год до начала строительства московского здесь

В Осаке метро открылось в 1933-м году, сегодня действуют 8 линий.

В Барселоне метро открылось в 1924-м году, в 1926-м открылась вторая линия, сегодня действуют 9 линий.

Линия метро в Филадельфии, имевшая как подземные, так и надземные участки, открылась в 1907 году.

В Цинциннати в 1920-м году начали строить метро и много чего построили, но через пять лет все заглохло и его так и не построили.

Если принять подземные трамваи за разновидность метро, то в список можно добавить Рочестер, штат Нью-Йорк и Нью-Aрк, штат Нью-Джерси, 1927 и 1935 гг. соответственно.

Vladislav Prudnikov писал(а):

> > А были ли на тот момент какие-то еще метросистемы?
>
> Конкретно были такие системы: Лондон (1863), Афины
> (1869/1895/1904), Чикаго (1892),

В Чикаго метро открылось в 1943 году, до того были только наземные линии на эстакадах, включая известную Loop в центре.

> А почему Афины 1869, ведь самый старый европейский
> континентальный метрополитен Будапештский!?

Открытый в 1869 году железнодорожный участок вошел в состав афинского метро.

> А почему Афины 1869, ведь самый старый европейский
> континентальный метрополитен Будапештский!?

> В Чикаго метро открылось в 1943 году, до того были только
> наземные линии на эстакадах, включая известную Loop в центре.

Если не метро, то какой вид транспорта был в Чикаго до 1943 года?

Vladislav Prudnikov писал(а):

> > В Чикаго метро открылось в 1943 году, до того были только
> > наземные линии на эстакадах, включая известную Loop в центре.
>
> Если не метро, то какой вид транспорта был в Чикаго до 1943
> года?

По всем критериям, кроме подземности, в Чикаго было вполне метро (городской скоростной внеуличный рельсовый транспорт). В настоящее время надземные участки являются интегральной частью системы Чикагского метро.

Но, с другой стороны, по той же логике, в Нью-Йорке метро открыли не в 1904ом году, а в 1870ые, когда началось развитие надземных линий. Старейший эстакадный участок до сих пор в эксплуатации (в Бруклине, на линии J) 1885ого года постройки.

Вообще, естественно, что первые метросистемы долго развивались до узнаваемого современного метро: и сейчас существует большое разнообразие, а тогда, в отсутствие опыта сотни других систем, к идее метро в узнаваемом ныне виде приходили постепенно. Метро «эволюционировало» от железных дорог и трамваев. Именно по этому, назвать точную дату «открытия метро» в случае старейших систем нередко непросто. Но к 1935ому году определенная «формула» уже сложилась достаточно четко.

Сообщение изменено (07-11-05 05:18)

DM писал(а):
а аргентицы
> открылись вроде бы незадолго до Москвы

Аргентинцы «открылись» задолго до Москвы: линия А в ее нынешнем виде полностью построена в 1913-14 годах. До 1930ого года она оставалась единственной, но еще до открытия метро в Москве была практически полностью построена линия B (кроме двух станций, открывшихся пару лет назад) и половина линии C (завершена в нынешнем виде в 1936ом году). К 1944ому году практически система была реализована в нынешнем виде, с тех пор были только продления существующих линий, причем достаточно редкие.

> Vladislav Prudnikov писал(а):
>
> > > В Чикаго метро открылось в 1943 году, до того были только
> > > наземные линии на эстакадах, включая известную Loop в
> центре.
> >
> > Если не метро, то какой вид транспорта был в Чикаго до 1943
> > года?
>
> По всем критериям, кроме подземности, в Чикаго было вполне
> метро (городской скоростной внеуличный рельсовый транспорт). В
> настоящее время надземные участки являются интегральной частью
> системы Чикагского метро.
>
> Но, с другой стороны, по той же логике, в Нью-Йорке метро
> открыли не в 1904ом году, а в 1870ые, когда началось развитие
> надземных линий. Старейший эстакадный участок до сих пор в
> эксплуатации (в Бруклине, на линии J) 1885ого года постройки.

Я спрашивал именно в контексте того, какие еще системы могли служить прототипами московского метро. Т.е. Чикаго явно не из этой серии, как и подземный трамвай.
Московское метро стало прототипом и эталоном для всех последующих советских систем и интересно просто на какой опыт опирались его проектировщики.

Допустим, была ли где-нибудь к тому времени хоть одна кольцевая линия? Похоже что нет.

Ну и какой по счету метросистемой в мире она стала тоже не понятно.
Ясно, что где-то в втором десятке.

>
> Допустим, была ли где-нибудь к тому времени хоть одна кольцевая
> линия? Похоже что нет.

В Лондоне весь маршрут нынешней кольцевой был открыт и электрифицирован в 1905ом году. Правда не уверен, с какого времени существует кольцевой маршрут, но ко времени открытия московского метро он, вроде, давно уже был.

В Париже изначально нынешние линии 2 и 6 были частью кольцевой линии, но кольцо разделили еще до первой мировой (в 1907ом году).

Чикагский «loop» открылся в 1897ом году.

> Я спрашивал именно в контексте того, какие еще системы могли
> служить прототипами московского метро. Т.е. Чикаго явно не из
> этой серии, как и подземный трамвай.
> Московское метро стало прототипом и эталоном для всех
> последующих советских систем и интересно просто на какой опыт
> опирались его проектировщики.

> Ну и какой по счету метросистемой в мире она стала тоже не
> понятно.
> Ясно, что где-то в втором десятке.

Да, кроме здесь уже упомянутых систем, надо еще назвать

1. Нью-Йоркско-Нью-Джерсийкий PATH (lat.) (малоизменившийся в подземной части с 1908ого года).

2. Предшественники метро в Осло (существуют с 1898ого года, первый подземный участок открыт в 1928ом году)

> Московское метро стало прототипом и эталоном для всех
> последующих советских систем и интересно просто на какой опыт
> опирались его проектировщики.

Почитайте «Как мы строили метро».

> Допустим, была ли где-нибудь к тому времени хоть одна кольцевая
> линия? Похоже что нет.

Лихо Вы списали со счета родоначальников метрополитена ;).

Фендер Бендер писал(а):
>
> Бостонское метро является старейшим в США, но схемы его за 30-е
> годы я не видел.

Части всех нынешних линий в Бостоне уже были к 1932ому году. С тех пор существующие линии продлевались и/или запихивались под землю (там где раньше были эстакады), но нынешняя система была уже очень узнаваема и, по кр. мере в центре, мало изменилась.

Источник

dymontiger

Интересное в сети!

Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)

Метро называют признаком большого города. Действительно, этот вид транспорта есть только в крупных мегаполисах. Быстрота и удобство – самые главные его преимущества. Средняя скорость, с которой передвигаются поезда – 80 км/ч, провозная способность – около 60 тысяч пассажиров в час.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

Как у любой вещи в мире у метро есть своя история. Первые конструкции метрополитена мало похожи на современные, но они до сих пор пользуются большой популярностью, так как представляют большую историческую ценность. Это самые излюбленные места для посещения туристами.

В Москве строительство метрополитена начали в 1932-м году, но наша страна не стала первопроходцем. На тот момент метро существовало уже во многих государствах. Если вы интересуетесь историей или любите узнавать что-то новое, обратите внимание на наш рейтинг самого старого метро в мире.

10. Париж, Франция (1900)

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

Решение о строительстве метро в Париже было принято в марте 1898 года. Инициатор — Фюльжанс Бьенвеню столкнулся с большими трудностями, чтобы получить разрешение властей и найти инвесторов. В октябре начали рыть котлованы. Через два года открыли первую линию, которая соединяла «Порт Майо» и «Порт де Венсен». Количество пассажиров было запредельным. 17 миллионов человек за несколько месяцев – рекордная цифра (на тот момент).

Это направление существует и сейчас. Стоит отметить, что оно самое загруженное во Франции. Ежедневно линией пользуются до 150 тысяч человек. Однако прикоснуться к истории не получится, парижское метро выглядит обыденным, обстановка – современная, поезда – тоже.

Интересный факт. Первые разговоры о строительстве метрополитена в Париже велись еще в 1945 году, но большая часть горожан не поддержала предложение. Люди боялись, что нахождение под землей окажет негативное влияние на состояние здоровья.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

Строительство метрополитена в Бостоне было вынужденной мерой – трамвайные заторы на Тремонт-стрит. Часть подземных тоннелей была основана по линии этой улицы, прокладка их велась открытым способом. В июне 1897 жители Бостона уже могли воспользоваться метрополитеном, а через год были достроены еще 11 фрагментов железной дороги.

Современное бостонское метро состоит из четырех линий. В центральной части города они являются подземными, в удаленных районах выходят на поверхность. Старейшая линия — Зеленая. На станции Bolyston располагается действующий музей, где каждый желающий может ознакомится с историей бостонского метро.

8. Глазго, Великобритания (1896)

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

Линия метрополитена в Глазго – старейшая в мире и единственная в городе. Это связано со сложными инженерно-геологическими условиями – водонасыщенные песчаные грунты. Скорость работ была очень низкой. Чтобы завершить начатое, потребовалось 15 лет. Линия метрополитена представляет собой овал протяженностью 10,5 км, она осталась неизменной с 1896 года. Зато внутри метро совсем не похоже на то, что было 100 лет назад. Первые вагоны служили до 1977 года, сейчас их уже не используют. Ежедневный пассажиропоток составляет 36 тысяч человек.

7. Будапешт, Австро-Венгерская империя (1896)

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

Первая линия метро, поезда которой работали на электрической тяге. Решение о строительстве было принято властями в 1870 году, так как население города постепенно увеличивалось, и существующая транспортная система перестала справляться с таким количеством пассажиров. Первую линию основали всего за два года. Метро регулярно модернизировали, в 1950 году начали строить вторую линию. На данный момент существует 4 линии, 52 станции.

Будапештское метро – одно из самых удобных в мире. Все просто и понятно, система охватывает весь город. В будущем планируется продление четвертой линии и прокладка пятой. Хотя уже сейчас пассажиропоток бьет все рекорды. Ежедневно метро пользуются около 1,2 миллиона человек.

6. Ливерпуль, Великобритания (1893)

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

1893 год запомнился жителям Ливерпуля открытием надземной железной дороги с поездами на электрической тяге. Это не метро, но она попала в наш рейтинг по одной простой причине – часть путей пролегала под землей (станция Дангл).

Дорога сильно пострадала во время Второй Мировой войны. Кроме того, эта конструкция стала очень уязвимой для коррозии, в 1956 году железную дорогу закрыли. Один из поездов отправили в музей Ливерпуля, он сохранился и по сей день. Часть туннеля обрушилась еще в 2012 году, попасть туда сейчас не представляется возможным.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

Второй по возрасту метрополитен в США. В конце XIX века транспортная система была сильно загружена. Удивительно, но решением проблемы решили заняться владельцы винных складов, ведь они испытывали большие трудности при перевозке товара. Они создали акционерное общество и приступили к постройке метрополитена.

В 1892 году запустили первый пассажирский поезд. Сейчас метрополитен Чикаго – настоящая гордость жителей города. Сеть считается одной из самых старейших в мире. Кроме того она имеет рекордную длину (360,7 км). Восемь линий, 144 станции, огромный пассажиропоток Старые участки еще сохранились, но требуется реконструкция. Проблема не решается из-за нехватки финансов.

4. Стамбул, Османская империя (1875)

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

В Стамбуле не одна линия метро. Современная построена в 2000-м году, но любителей старины она не интересует. Внимание туристов привлекает фуникулер (транспортное средство на канатной тяге) Тюнель. Протяженность сети составляет 573 метра, в 1875 году было основано две станции. Метро состояло из двух линий, по которым курсировали два состава, в каждом из них было по паре вагонов с деревянными корпусами.

Эта железная дорога действует и сейчас. В 1971 году была проведена реконструкция. Линия преобразована в однопутную, также стали использовать электрическую тягу.

3. Афины, Греция (1869)

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

Афинский метрополитен на самом деле таковым не являлся. Он представлял собой наземную железную дорогу, по которой курсировал обычный паровоз. Через 20 лет построили первый подземный туннель. С тех пор дорогу стали называть метрополитеном.

В 2000-м году сеть была модернизирована. Построили вторую и третью линии, а метро приобрело современный вид. Общая протяженность – 84,5 км. станции метрополитена в Афинах представляют большой интерес для путешественников, ведь они оформлены очень необычно. Во время строительства было найдено очень много предметов старины. Все они представлены в «музеях» — стеклянных витринах, которые вмонтированы в стены. Во время ожидания поезда пассажиры могут увидеть много интересного.

2. Нью-Йорк, США (1868 год)

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

Метро Нью-Йорка также начало свою работу с надземной линии городского транспорта. Эстакадная линия Девятой авеню существовала до 1940 года, впоследствии была снесена. Первые подземные участки открыли в 1904 году. За все время своего существования метрополитен кардинально изменился, он стал самым крупным в мире по количеству станций. Протяженность путей составляет 1370 км. Еще один плюс нью-йоркского метрополитена – он работает круглые сутки.

1. Лондон, Великобритания (1863 год)

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или

Самое старое метро в мире – лондонское. Хотя идея изобретения принадлежала французскому инженеру Марку Брюнелю. В 1818 году он показал, что возможно проложить туннель под землей. Первоначально он использовался исключительно пешеходами, но после бурного развития железной дороги, было приято решение о переносе ее под землю. Таким образом можно было решить проблему пробок. Строительство было утверждено еще в 1855 году, но в связи с отсутствием финансирование оно затянулось на несколько лет. В 1863 году линию открыли, на тот момент ее протяженность составила 6 км, количество станций – 7.

Сейчас лондонское метро принадлежит к самым крупнейшим в мире. 14 линий (402 км), 270 станций. Годовой пассажиропоток составляет 1384 миллионов человек.
©

Источник

Как создавали метро: взгляд инженера

История строительства первой линии Московского метрополитена

Московский метрополитен, первая линия которо­го открылась 15 мая 1935 года, был далеко не пер­вым в мире. В середине XIX века в крупнейших мировых столицах городской транспорт полнос­тью исчерпал свои возможности, и в 1863 году в Лондоне была построена 6-километровая внеулич­ная городская железная дорога на паровой тяге, проходившая частично в неглубоких тонне­лях, частично по поверхности земли. Она соеди­нила два вокзала: Паддингтон и Фарринг­дон. Линию строила компания Metropolitan Railway, давшая впослед­ствии название новой транспорт­ной системе во многих странах. Эстафету строи­тельства метро подхватила Америка, и в 1868 году в Нью-Йорке открылся второй в мире метропо­литен в виде городской эстакадной железной дороги.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно илиПассажиры третьего класса на первой линии метро в Лондоне. Гравюра Гюстава Доре. 1872 год Victorian Web

С появлением в 1890 году поездов на электричес­кой тяге строительство мет­рополитенов разверну­лось по всей Европе, и в конце XIX — начале XX века метро открылось в Будапеште, Париже, Берлине.

Проекты строительства метро в российских столицах, вызванные к жизни как зарубеж­ным примером, так и резким ростом численности населения, суще­ствовали еще до революции, но по ряду причин не были реализованы. Главной причиной было то, что трамвайные сети Москвы и Петербурга были хорошо развиты, оснащены и вполне справлялись с пассажироперевозками.

Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война привели к разорению про­мыш­ленности и транспорта и резкому оттоку городского населения в деревню. Так, например, с 1915 по 1920 год население Москвы уменьши­лось вдвое, с 2 до 1,1 мил­лиона человек, а среднее годовое количество поездок на транспорте в расчете на одного жителя города снизилось почти в 10 раз, с 197 до 21 поездки.

Постепенное налаживание работы предприятий вызвало обратный процесс перетока населения из села в город, и уже в 1925 году численность населения Москвы и среднегодовое количество поездок сравнялись с дореволюционными, и эти показатели только увеличивались. Ни трам­вайная сеть, ни извоз­чики, ни новые виды транспорта (автомобили и автобусы) уже не могли спра­виться с перевозками, и в городе назревал транспортный кризис. В этих усло­виях Моссовет на базе трам­вай­ного треста МГЖД образовал небольшой под­отдел по проектированию метрополи­тена. В него вошли два человека, имевшие еще дореволюцион­ный опыт строительства метро в Париже: извест­ный инженер-мостовик Виктор Николаи и про­фес­сор кафедры подземных и под­вод­ных соору­жений МВТУ им. Баумана Семен Розанов, оба выпускники санкт-петербургского Института инженеров путей сообщения императора Алексан­дра I. Подотдел в условиях очень ограниченных возмож­ностей изучил пас­са­жиропотоки, разрабо­тал перспективную схему линий метрополитена, выпол­нил геологоразведку по трассе первой линии (от Сокольников до центра) и к 1930 году разработал технический проект линий мелкого заложения на ос­нове париж­ского опыта упомя­нутых сотрудников.

Не дожидаясь окончания работы подотдела МГЖД, Моссовет заказал проект еще и герман­ской фирме Siemens-Bauunion, которая выполнила работу бес­платно в расчете на дальнейшее сотруд­ничество.

Таким образом, к 1930 году имелось два сходных по трассировке проекта. Однако денег на строи­тель­ство метро у города не нашлось. В 1930 году подот­дел МГЖД был ликвидирован, а его сотрудников обвинили во вредительстве и репрессировали. Здесь надо отметить, что до этого времени партийные власти города транспортной проблеме внимания не уделяли.

Но в канун Рождества 1931 года в Москве случился транспортный коллапс, который заставил обра­тить внимание на плачевное состояние транспор­та и городского хозяйства уже не только Николая Булганина из Моссо­вета, но и Лазаря Кагановича, который тогда совмещал посты первого секре­таря МК и МГК ВКП (б), и даже самого Сталина. Вождь поручил Кагановичу проработать вопрос строительства метрополитена в Москве. Надо сказать, что сам Кагано­вич видел решение транспортной проблемы в электрификации пригородных железных дорог и развитии их внутри города, но ослушаться Сталина, есте­ственно, не мог.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно илиЛазарь Каганович на строительстве московского метро. 1933 год back-in-ussr.com

В июне 1931 года состоялся известный пленум ЦК ВКП (б), на котором Кага­нович выступил с трехчасовым докладом о город­ском хозяйстве; на пленуме было принято решение о строитель­стве метро в Москве вмес­те с проведением пригородных железнодорожных линий через центр.

В августе того же года на основании резолюции пленума был образован Метро­строй. Руководи­телем назначили главного инженера Днепростроя Павла Ротерта. Перед Ротертом, блестящим инженером и органи­затором, еще не дав­шим своего согласия на новое назначение, встал вопрос: с чего начинать? И он через Булганина поставил условие: освободить из заключения инже­неров МГЖД и направить в Метрострой. И добился этого: тем, кто остался в живых, наказание за несовершенные преступления было заменено условным (но реа­би­лити­рованы они были лишь посмертно).

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно илиНачальник Метростроя инженер Павел Ротерт © ОАО «Метрострой», Санкт-Петербург / CC BY 4.0

Вряд ли немногочисленная группа инженеров проектного отдела Метростроя представляла в то время, насколько трудная задача стоит перед ними. Они начали с того, что тщательно изучили имевшиеся проекты МГЖД и Siemens-Bauunion. На первых порах надо было определиться, каким способом строить метро. К тридцатым годам XX века в метростроении сложились три основные школы: лондонская, парижская и берлин­ская, которые практически не взаимо­дей­ство­вали между собой. Обусловлено это было разными грунтовыми усло­виями в трех столицах, а также национальными традициями строительства.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно илиСтроительство тоннеля Ротерхит под Темзой в лондонском метро. 1907 год Historic England

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно илиСтроительство метро на площади Оперы. Париж, 1903 год МетроФото.рф

В Берлине с его широкими прямыми улицами условия города и геология (обводненные крупно­зернистые пески) позволяли строить тоннели и станции наиболее простым и дешевым котло­ванным (открытым) способом с искус­ственным водопонижением. В некоторых местах использо­вался полу­закрытый способ. Крепление стенок котлованов выполнялось металлическим шпунтом, разработка грунта велась экскава­торами, а конструкции тоннелей и станций выполнялись из железобетона.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно илиСолдаты на Фридрихштрассе на строительстве метро. Берлин, 1919 год © Paul Thompson / Getty Images

Итак, техническому отделу Метростроя предстояло выбрать способ работ. Множество факторов влияли на этот выбор:
— узкие кривые улицы в центре города;
— отсутствие генплана, работа над которым только велась;
— чрезвычайно сложная московская геология с плывунными грунтами, абсолютно не похожая на геологию Парижа и Берлина;
— практически полное отсутствие производ­ственной базы для строительства;
— тотальный дефицит материалов;
— отсутствие квалифицированных кадров;
— отсутствие жилья для привлекаемых работников в перенаселенной Москве.

Скоро добавился еще один — чрезвычайно важный — фактор: ни одно решение не могло быть принято без согласования с «хозяева­ми» Москвы — Кагановичем и Хрущевым. А еще Народный комиссариат путей сообщения первоначально требовал, чтобы тоннели и станции строились в расчете на железнодо­рожный габарит, чтобы через них можно было пропускать пригородные поезда (позднее это требование было снято).

Понимая все это, опытнейший организатор и инженер Ротерт решил начать с малого. Склоняясь сам к берлинскому (открытому, котлованному) способу работ и понимая, что осуществить его в центре города вряд ли удастся, он решил построить опытный двухпутный односводчатый тоннель мелкого заложения горным (закрытым) способом по проекту МГЖД еще до разработки всего проекта. Кстати, именно этот способ предлагал для всей трассы Семен Розанов.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно илиРабота в опытном тоннеле. годы ru-railway.livejournal.com

Строительство опытного тоннеля началось в ноябре 1931 года на Русаковской улице. С одной стороны, место было далеким от центра, распола­галось рядом с широким шоссе и не могло заметно помешать жизни города. С другой — оно позволяло набраться опыта: значительный уклон (3,5 метра на каждые 100 метров трассы) и железно­дорожная насыпь, под которой должен был пройти тоннель, представляли определенные трудности.

Строительство шло трудно и вскоре остановилось из-за аварии, связанной с просадкой грунта и разрывом водопро­водной трубы. Аварию ликвидировали, но вскоре стройка остановилась уже по другой причине.

В марте 1932 года молодой инженер Вениамин Маковский, сторонник щито­вого способа строительства тоннелей глубокого заложения, не учитывая очень ограниченные возможности стройки и не найдя поддержки у руковод­ства Метростроя, обратился напрямую в парторга­низацию Москвы со своим пред­ложением. Оно встретило одобрение Хрущева, Кагановича и лично Сталина. Убедить Сталина в невозмож­ности быстро построить метро этим способом Ротерту не удалось, пришлось подчиниться и перепроектировать всю линию на глубокое заложение (для чего понадобилась повторная геологическая раз­ведка на большие глубины).

А далее по всей трассе началось строительство шахт. Но оказалось, что механи­чески перенести шахтерскую технологию на строительство в огромном городе невозможно. Вызываемые строительством просадки грунта, допустимые в шах­терской степи, были совершенно недопус­тимы в городе. Все шахты безнадежно отставали от плана, а некоторые и вовсе остановились. Стало ясно, что так мет­ро построить не удастся.

Для поиска решения были приглашены три иностранные экспертные комиссии и созвана отечественная — под председательством академика, геолога Ивана Губкина. Выводы иностранных комиссий оказались предска­зуемы: каждая высказалась за свой, принятый на родине способ. И лишь губкинская комиссия подошла гибко: рекомендовать для центрального участка глубокое заложение, а по ос­таль­ным решение принимать исходя из местных условий.

Все это привело к очередной переработке проекта и к тому, что массовое разверты­вание работ началось лишь летом 1933 года.

В качестве первоочередной линии была выбрана проходящая через центр города трасса от Соколь­ников до Крымской площади с ответвлением до Смо­ленского рынка. Состояла она из трех радиусов, получивших после открытия названия: Кировский, Фрунзенский и Арбатский.

Давайте теперь посмотрим, как строились отдельные участки первой линии.

Участок от «Сокольников» до «Комсо­мольской» включительно с промежу­точной станцией «Красносельская» и двухпутными тоннелями прямоугольного сечения строился открытым способом (в котлова­нах) — за исключением опытного участка вблизи Митьковского путепровода, с которого началась стройка. Опытный двухпутный тоннель длиной 224 метра был построен закрытым (горным) способом.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно илиРабота в тоннеле станции «Охотный Ряд». 1934 год Разработка ядра (выемка породы) центрального зала. PastVu.com

Участок от «Комсомольской» до «Библио­теки им. Ленина» строился преиму­щественно на большой глубине закрытым (горным способом) с исполь­зованием сжатого воздуха. При этом 81-метровый участок под сквером вдоль Каланчев­ской улицы построен путем опускания последо­вательно трех огром­ных 5000-тонных тоннель-кессонных секций, а 444-метровый участок с одно­путными тоннелями под Неглинкой пройден под сжатым воздухом двумя щитами — английским и отечественным. Эскалаторные наклоны трех станций глубокого заложения пройдены при искусственном замораживании грунта. Вблизи некоторых зданий применялась силикатизация грунта.

Перегон от «Библиотеки им. Ленина» до «Кропоткинской» (в то время «Дворец Советов») строился преимущественно траншейным способом, а сама станция «Кропоткинская» и следующий участок, включая станцию «Парк культуры», — в котлованах.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно илиСтроительные работы на станции «Дворец Советов». 1935 год Работы ведутся под землей на переходе от наземного вестибюля к посадочной платформе. PastVu.com

Арбатский радиус со станциями «Александ­ровский сад», «Арбатская» и «Смоленская» строился преимущественно траншейным способом.

Рассмотрим более подробно каждый способ строительства применительно к первой линии.

Открытый (котлованный) способ в подземном строительстве считается самым простым. Как можно понять из названия, на месте будущей станции или отрезка тоннеля сооружается котлован, в нем возводятся бетонные конструк­ции (лоток, стены и перекрытие), выполняется наружная оклеечная гидроизоляция из несколь­ких слоев пергамина и рубероида, после чего выпол­няется обратная засыпка. Очевидно, что данный метод можно использовать только в местах со свободной застройкой и под улицами, которые возможно надолго освободить от движения наземного транспорта.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно илиРаботы открытым способом на Краснопрудной улице. Проходка шахты № 26. 1933 год humus.livejournal.com

В некоторых местах ограждение котлована находилось в полутора метрах от стен зданий, и выпуск плывуна в котлован приводил к просад­кам грунта, трещинам в зданиях, и возникала опасность их обрушения.

Дефицит металлопроката вынуждал строителей в качестве поперечных креплений котлованов использовать бревна, к которым подвешивались обнажаемые при раскрытии котлована коммуни­кации: водопровод, канали­зация, газопровод, кабели. Все это не давало возможность исполь­зовать экскаваторы — котлованы приходилось отрывать вручную или с применением примитивных лебедочных скреперов (ковшей на тросах).

Катастрофически не хватало транспорта для вывоза вынутого грунта — он скап­ливался на бровках котлованов, грозя обрушением. Позднее, согласно решению городских властей, весь грузовой транспорт Москвы был обязан определенное количество времени работать на вывозе грунта (отработанный грунт также вывозился по ночам трамваями).

Котлованным способом было построено 4220 метров (24 %) всех тоннелей и 7 из 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Кропоткинская» (бывший «Дворец Советов»), «Парк культуры», «Арбатская» и «Смоленская».

Разновидностью котлованного способа является значительно более сложный траншейный способ, позволяющий вести строительство тоннелей и станций при более плотной застройке, а иногда и непосред­ственно под зданиями. Он также относится к открытым работам. При траншейном способе в местах будущих стен пунктиром, небольшими участками (от 18 до 1,5 метра), роются траншеи, в них бетонируются стены. Затем вскрывается грунт между стенами будущего тоннеля до глубины, на которой должно находиться перекрытие, и бетони­руется перекрытие. После набора прочности бетона в перекрытии тоннеля выполняется обратная засыпка грунтом — восстанавли­вается дневная поверхность. После этого разрабатывается ядро тоннеля, и в послед­нюю очередь бетонируется лоток.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно илиСхема этапов строительства тоннеля метро траншейным способом © Изображение предоставлено Владимиром Горайчуком

Траншейный способ позволяет значительно быстрее восстановить улицу над тоннелем, а также провести тоннель под зданиями, делая заходки под фунда­ментами наиболее короткими и временно опирая в необходи­мых случаях участки фундаментов домов на домкраты.

Траншейным способом был пройден 3251 метр (19 %) тоннелей: перегон от «Биб­лиотеки им. Ленина» до «Кропоткинской» и Арбатский радиус, а также станции «Александровский сад» (бывшая «Имени Коминтерна», «Калинин­ская») и «Арбатская» (частично).

Но бо́льшую часть тоннелей — 9013 метров (52 %) и 5 станций («Красные Ворота», «Чистые пруды» (бывшая «Кировская»), «Лубянка», «Охотный Ряд» и «Библиотека им. Ленина») под плотной город­ской застройкой пришлось строить закрытым (горным) способом преимущественно при глубоком заложении.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно илиРабота в шахте. Монтаж кольца шахты при строительстве первой очереди Московского метрополитена. Первая половина годов Объединенный архив ООО «Московский метрострой»

Суть этого трудоемкого и опасного метода в самых общих чертах заключается в следующем. Сначала на свободных площадках максимально близко к на­меченным станциям или участкам тоннеля сооружаются шахты (стволы), представ­ляющие собой вертикальные колодцы большого диаметра (обычно равного диаметру тоннеля) и глубиной, несколько большей, чем глубина станции (тоннеля). Сверху размещаются надшах­тные сооружения (копры), а внутри шахты устраивают клетьевой подъем для доставки вниз или на по­верхность людей и материалов, а также для выдачи выработанной породы. Чтобы ускорить строительство, все шахты по трассе закладываются одно­вре­менно.

От подошвы шахты начинают проходку подход­ной штольни (коридора) к месту расположения станции (тоннеля). Часто в дальнейшем шахта и штольня исполь­зуются для вентиляции, ввода кабелей, а также в качестве эвакуационных выходов.

Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Смотреть картинку Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Картинка про Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно или. Фото Московское метро старше чем метро берлина и будапешта верно илиФазы разработки тоннеля «бельгийским» способом, или способом опёртого сводаа) верхняя и нижняя штольни; б) расширение калотты; в) установка кружал и кладка свода; г) разработка штроссы; д) кладка стены; е) устройство лотка.
© Изображение предоставлено Владимиром Горайчуком

Затем из всех шахт начинается строитель­ство тоннелей навстречу друг другу. Разработку станционного или перегонного тоннеля очень редко можно прово­дить на полное сечение: неустойчивые и обводненные московские грунты не допускают этого. Приходится вести работу двух- или многоштольневым методом. В качестве примера рассмотрим этапы строительства двухпутного тоннеля мелкого заложения на опытном участке. Такой тоннель имеет близкое к эллипсу сечение и обделку из бутового камня на цементном растворе, а спо­соб называет­ся «бельгийским», или способом опёртого свода. Сначала по трас­се будущего тоннеля, в нижней его части, проходят штольню обычно трапе­циевидного сечения с крепле­нием из бревен и досок. Но через одну штольню и разрабатывать тоннель, и крепить, и откатывать породу невоз­можно, поэто­му с некоторым отставанием от первой штольни в верхней части тоннеля разраба­тывают вторую. По длине строящегося тоннеля нижняя и верх­няя штольни через определенные промежутки соединяются колодцами — фурне­лями. Через фурнель разрабатываемая в верхней штольне порода ссыпа­ется в вагонетку. Таким образом, нижняя штольня является транспортной — по ней в вагонетках по временному рельсовому пути происходит откатка породы к шахте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *