Мост в избе это что
Мост в избе это что
3. Познакомьтесь с планом жилища, данным на рисунке. Изучив его, постарайтесь сами составить план того деревенского дома, который вы хорошо знаете.
Плещут облаком косматым По полям седым Избы, роем суковатым Изрыгая дым. |
1) Ой, избы, избы новые! Нарядны вы, да строит вас Не лишняя копеечка, А горькая нужда. | 2) Сплошная туча черная Висела над деревнею, Темны дома крестьянские |
Как синонимы употребляются слова избушка и домик у уроженца Тверской губернии
1) Отдохну-ка, сяду у лесной опушки: Вон вдали соломой крытые избушки 2) У лесной опушки домик небольшой Посещал я часто прошлою весной. |
1) Гой ты, Русь, моя родная, Хаты в ризах образа | 2) Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. |
Внутренняя планировка севернорусского жилища (Пошехонский уезд Ярославской губ.): а входная дверь, б стол, в божн и ца, г лавки, д посудник, е рукомойник.
Объяснения слов:
божница полка для икон
г о лбец снаружи род шкафа с дверцей, а внутри лестница, ведущая под пол;
пос у дник полка, шкафчик для посуды;
пол а ти высокий помост, на котором спала семья;
пов е ть крыша над скотным двором, сеновал.
1 Официальное название страны Беларусь, однако в книге это название приводится в соответствии с принципами русской орфографии: Белорусь.
2 Под знаком * («звездочкой») дается праформа слова древнейшая форма слова, которая обычно восстанавливается лингвистами (подробнее см. Словарь лингвистических терминов).
3 Этимолог специалист в области этимологии (греч. etymologia из etymon истица, основное значение слова + logos понятие, учение). Этимология изучает происхождение и историю слов.
Мост в избе это что
ЛЕШУКОНЦЫ запись закреплена
Топос крестьянской избы, именуемый «шолныша», известен почти исключительно на севернорусских территориях: в Карелии, в Архангельской и Вологодской областях (диалект.: солныш(а), шормуша, шодноша, чолмуша, толнуша, шомыша).
Все эти толкования так или иначе перекликаются с актуальным значением слова ШОЛНЫША, которое при этом может относиться к различным топосам избы. Приведём наиболее характерные варианты:
Вс6е пространство между устьем печи и фасадной стеной в границах: печь — продольный воронец — фасадная стена — пятая (боковая) стена. От части помещения с красным углом (собственно избы) иногда отделяется занавесью либо деревянной загородкой. В ряде случаев в состав таких ШОЛНЫШ входит и запечный угол.
Пространство, расположенное между дальней от входа боковиной печи и «пятой» стеной избы, либо боковой стеной в однокомнатной избе. От пространства, расположенного напротив печного устья, ШОЛНЫША обычно отгораживается занавеской. В шолныше хранится посуда, а также различная хозяйственная утварь (жернова и пр.). Также, если ШОЛНЫША достаточно широка, в ней готовится пища; иногда в ней спят.
Комната за пятой стеной, собственно горница, светлица. Парадная часть избы.
Далее нас в большей степени будет интересовать первый вариант (и связанный с ним второй), которые являются региональной огласовкой общерусского топоса избы, известного как «бабий угол», «кут(ь)», или, попросту, кухня. В хозяйственном, социальном и знаковом пространстве избы данный локус имеет ряд характерных признаков.
Во-первых, это место исключительно женское и, более того, это место хозяйки-большухи – область её активности и её «власти». Это зона охватывает основные сферы её деятельности внутри избы: здесь она готовит пищу, контролирует действия младших членов семьи (работу дочерей и невесток), осуществляет магические действия. Арсенал значений этого топоса во многом задается значением основного находящегося в нем объекта – печи как основного символа витальности крестьянской семьи.
Загородка или занавесь, отделяющая ШОЛНЫШУ от остальной части избы является своеобразным маркером оппозиций: мужское/женское, своё/чужое, внутреннее/внешнее и т.п.
Красный и придверный углы – всё пространство по ту сторону данной границы – предстают в отношение кути или ШОЛНЫШИ как мужское, обращенное во вне, более доступное «чужому». Мужчине заходить в ШОЛНЫШУ без особой надобности не положено. Данный запрет может сниматься в определенных ситуациях:
бытовых – муж может хозяйничать в шолныше в случае болезни жены;
муж мог спрятаться в шолныше совместно с женой, если не хотел кого-либо видеть и
ритуальной – сын, призываемый в армию, получает в шолныше благословение от матери.
Ещё строже запрет для чужого человека, что выражается в поговорке: «гость живи как дома, а в шомышу не ходи».
Заходить в ШОЛНЫШУ не разрешено также молодухе, поскольку она может оприкосить молоко, хранящееся там. Данное представление отражает типичное статусное и экзистенциальное противостояние большухи и молодухи, выражаемое, разумеется, в терминах «колдовского дискурса».
Зайти в ШОЛНЫШУ – в самое сокровенное место «женского царства» – значит предъявить права на власть, на большину. Именно способность к приготовлению пищи и право на это (прежде всего, на приготовление хлеба, замес квашни) является залогом первенства большухи в доме: например, войдя в пожилой возраст, свекровь может передать невестке право «обряжания» в хлеву, но будет до последнего держаться за главенство на кухне.
Особую роль играет куть в свадебном обряде. Она является преимущественным местом нахождения невесты во время большинства обрядовых процедур, предшествующих непосредственно свадьбе: здесь чаще всего невеста находилась во время сватовства, причитала с подругами во время «плаканий», отсюда её выводили во время смотрин, здесь происходил обряд «закрывания», здесь она ожидала жениха перед отъездом под венец, из «шомуши» невеста выбегала с причетами во время обряда рукобитья. Несложно заметить, что роль невесты во всех этих действиях крайне несамостоятельна – ею руководят, манипулируют, она является объектом «торгов», обменов, выкупов. Другой важный аспект состоит в том, что здесь – как в месте «внутреннем», «потаенном» – невесту прячут.
Таким образом, ШОЛНЫША является квинтэссенцией «внутреннего» в доме, средоточием магической силы и защиты. Функцией-следствием «внутреннего» положения шолныша является функция укрытия: в советское время в шолныше прятали иконы, в свадебном обряде прячут невесту, прячут молоко от оприкоса.
Теперь перейдем к рассмотрению ШОЛНЫШИ в третьем варианте значения – горницы, дополнительной комнаты. Как уже указано, это парадная часть избы, расположенная за «пятой» стеной: в ней принимают гостей, играют свадьбы, в некоторых местностях здесь жила девица на выданье, там невесту наряжали к венцу и т.д. ШОЛНЫША третьего варианта – это горница, светлица. Один из наших информантов, объясняя, что такое шолныша, специально подчеркнул его просторность, светлость, солнечность, или еще: «В солныше-то помыла? Тут всегда солнце, пол должен быть чистым» (Пинежский район, 1975).
Это различие в значениях имеет свои основания. Пятистенки получили распространение только во второй половине XIX веке (развившись, вероятно, из избы-двойни), до этого же времени избы были однокомнатными. Существовали и горницы (светлицы), но в виде полностью отдельного помещения либо через сени (мост) напротив избы (схема изба-сени-клеть), либо в ряд с избой (изба-двойня); в двухэтажных домах горницы могли быть наверху. В этих случаях горницы представляли собою клеть (а в большинстве случаев так и именовались). В них хранилась хозяйственная утварь, летом (клети не имели печи) в них спали (клеть в качестве летнего жилища известна с древности и, как свидетельствуют источники, лишь постепенно за ней осталось лишь хозяйственное значение).
С распространением пятистенков горницы, став обособленной частью самой избы (хотя и в качестве прежних отдельных помещений клети в большинстве мест сохранились), естественным образом противопоставлялись её курной части как помещение чистое, светлое. В курной избе окна нередко были ещё волоковыми¹, тогда как в горнице стали делать уже косящатые². Горница часто называется комнатой новой, особой, лучшей. Резонно предположить, что именование горницы (светлицы) ШОЛНЫШЕЙ-солнышей является переносом значения, обусловленным народным осмыслением его звуковой формы. При этом горница-ШОЛНЫША сохранила и свое хозяйственное назначение: в ней продолжали хранить домашний скарб (главным образом одежду). Для понимания происхождения данной разновидности ШОЛНЫШИ важно ещё одно её значение (вариант), приводимый В.И. Далем (к сожалению, без указания местности): «особый тёмный покойчик в сенях, клетушка, чулан, летняя спальня». Т.е. здесь, по видимости, имеется в виду горница-клеть «допятистеночного» времени.
Появление нового помещения повлекло возникновение и новых значений, что нашло отражение и в фольклоре. Например, свадебную песню:
Во горнице, во новой, во новой,
Во светлице малой столовой, малой столовой
Стоят столы дубовы, дубовы… (Мезенский район)
Имеющиеся материалы рисуют следующую картину. В ШОЛНЫШЕ-горнице жила девица на выданье, либо там ночевал взрослый парень, в то время как остальные члены семейства там не спали. По другим данным дочь хозяина (вероятно, также девица на выданье) жила в горнице-клети или летней избе.
Проживание девицы на выданье, т.е. потенциальной невесты, в горнице, а не во «внутренней» части избы, обусловлено логикой её жизненного сценария, интенционально ориентированного «вовне»: на замужество, на оставление отчего дома.
Сидела Катюшенька в светлой горенке одна,
Шила, вышивала тонки белы рукава,
Сватался на Катеньке из Саратова купец… (Мезенский раойн)
В перспективе и парень (если он не единственный и не последний сын в семье) также ориентирован на уход из дома – на отселение при будущем разделе. Житье или, по меньшей мере, ночёвки в горнице по-своему обусловлены как её «внешним» расположением, так и «внешним» образом жизни взрослых девушки и парня – гуляньями, посиделками и т.п. (например, один из наших информантов рассказывал, как ему по ночам приходилось прокрадываться после гулянья в ШОЛНЫШУ, чтобы не разбудить родителей).
Таким образом, изба и горница являются своеобразными экологическими нишами половозрастных страт, «энергетически» соответствующими жизненному тонусу разных возрастов (как социальных, так и биологических): старики и дети «жмутся к теплу» (по некоторым данным известен и запрет молодым спать на печи), молодым, у которых «огонь внутри», под стать находиться в неотапливаемых помещениях – так, во многих местностях существовал обычай после свадебного стола укладывать новоженов в горнице либо клети (даже в сильный мороз).
В свадебном обряде горница играет значимую роль. Одно из основных её предназначений – служить помещением для различных переоблачений невесты. Например, когда жених с поезжанами приезжал на девичник, невесту, после того как она обнесёт партию жениха водкой, уводили «в другую комнату» с целью переодевания для обряда «убивания» (хлестания); по дороге невеста причитала:
Спасибо, родимый батюшко и
Родимая матушка, за хлеба сытные!
Немного я у вас скушала,
Немного я стояла, да много простояла —
Простояла я дивью красоту
На винной чарочке.
Пристыдил меня чужой чуженин
При всём роде, при всём племени,
При милых подруженьках.
Вы милые мои подруженьки,
Дайте мне дороженьку,
Подберите резвы ноженьки
Пройти да проехати
По-крестьянски во шомушку,
По-господски во горенку,
Под колодное окошечко,
К немецкому стеклышку.
Крестовая матушка!
Дай ты мне светлое зеркальцо —
Пристала ли ко мне дивья красота…³
В данном небольшом очерке мы сделали попытку в самом общем виде описать различные варианты топоса крестьянской избы, называемого «ШОЛНЫША», его функции и семантику. Его более доскональное изучение – задача для дальнейшего исследования.
Степанов А.В. (сотрудник СПбГУ)
_______
¹Волоковое окно — окно, вырубавшееся в двух соседних бревнах сруба на половину бревна вниз и вверх; изнутри задвигалось тесовой задвижкой — волоком.
²Косящатое или колодное окн — окно, основой которого являлась массивная четырехугольная колода, вставлявшаяся в проём, сделанный в срубе (уже в трех или четырех венцах); боковины колоды назывались коcяками, откуда и название окна; в колоду вставлялась деревянная рама (оконница), к которой крепились слюда или бычий пузырь.
³Добрынин Ф. Свадебные и кунные песни в ближайших к г. Шенкурску деревнях // Изд. Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1910. № 18. С. 36-37.
Значение слова «мост»
Что означает слово «мост»
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Мост
Геоморфологический словарь-справочник
Мост
Карточная терминология и жаргон XIX века. Словарь
Мост
► Зафиксировано у Даля [Даль II: 350].
Полный словарь терминов и понятий мобильной связи
Мост
устройство для передачи сообщений из одной сети в другую. Он отслеживает весь трафик локальной сети, но, будучи интеллектуальным устройством, пропускает «наружу» только сообщения, адресованные другой сети.
Глоссарий телекоммуникационных терминов
Мост
Устройство комплексирования (сопряжения) ЛВС. Позволяет станциям любой из сетей обращаться к ресурсам другой сети. Может использоваться для увеличения длины или количества узлов сети. Выполняет соединения на Канальном уровне модели OSI.
Архитектурный словарь
Мост
сооружение, по которому проложена автомобильная, рельсовая или пешеходная дорога через естественное или искусственное препятствие.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Верхние сени двухэтажной избы (1), примыкающие к крытому двору (2) крестьянской усадьбы.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Словарь Ефремовой
Мост
Словарь Ушакова
Мост
мост, моста (моста обл.), о мосте, на мосту, мн. мосты, муж.
1. Сооружение, соединяющее два пункта на земной поверхности, разделенные водою, рвом или каким-нибудь др. препятствием и дающее возможность сообщаться между ними. Мост через Волгу. Подъемный мост. Висячий мост. Понтонный мост. Разводный мост. Навести мост. Перейти по мосту на другой берег. Железнодорожный мост.
2. перен. Что-нибудь соединяющее, служащее посредствующим звеном между кем-чем-нибудь (книж.). Перебросить мост между двумя враждующими лагерями.
3. Вытянутое положение тела, обращенного грудью вверх и опирающегося на пол, на землю ладонями и пятками (в атлетике; спорт.). Сделать мост.
4. Помост из досок, бревен и т.п., настил (обл. и спец.). Мост в сенях избы.
5. Часть шасси автомашины, расположенная над осями (тех.). Задний мост. Передний мост.
6. Специальная планка, на которой укреплен ряд искусственных зубов (спец.).
Словарь Ожегова
МОСТ, моста и моста, о мосте, на мосту, мн. ы, ов, м.
1. Сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь, какиен. препятствия. Железнодорожный, автодорожный, пешеходный м. Железобетонный, металлический, каменный, деревянный м. Понтонный м. Разводной м. П о мосту, по м осту и по мост у (идти). З а мост и за м ост (заехать). Н а мост и на м ост (подняться). З а мостом, за мост ом и за м остом (находиться). Сжечь за собой мосты (также перен.: исключить возможность отступления).
2. перен. Линия дальней воздушной радио- или телевизионной связи, сообщения. Воздушный м. (о сообщении по воздуху между пунктами, не имеющими других, прямых средств связи). Космический телевизионный м. (прямая телесвязь через посредство космического аппарата или с космическим кораблём).
3. В спорте: вытянутое изогнутое положение тела, обращённого грудью вверх и опирающегося на поверхность ступнями и ладонями.
4. Часть шасси автомобиля (спец.).
5. Зубной протез: планка с искусственными зубами, укреплённая на коронках.
| уменьш. мостик, а, м. (к 1, 3 и 5 знач.) и мосток, тка, м. (к 1 знач.).
| прил. мостовой, ая, ое (к 1, 4 и 5 знач.).
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор слова «мост»
Фонетический разбор слова «мост»
Значение слова «мост»
Синонимы «мост»
Разбор по составу слова «мост»
Карточка «мост»
Предложения со словом «мост»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Свайные постройки Костромского района
От редакции. Советский Союз получил в наследство от царской России много печального и мрачного. К такому грустному наследству принадлежат и описываемые в настоящей статье В. И. Смирнова «свайные постройки» костромских крестьян. Если в наши дни великий Советский Союз изменил даже течение крупнейшей реки Волги, направив её по новому руслу, и создал в центре своей страны новое «Московское море», то четверть века тому назад обездоленные русские крестьяне максимально страдали от водной стихии. Безземелье не давало этим крестьянам возможности отодвинуть свои жилища от берегов реки, и они ежегодно подвергались весенним наводнениям — «половодью», что несло с собою крайне антигигиенические условия их жизни. Приспособляясь к этому, неизбежному тогда в условиях дореволюционной России злу, костромские крестьяне создали даже особый тип своих жилищ, устройство которых имеет некоторое сходство с архаическими свайными постройками.
Быть может, нигде так не сказалось на характере построек влияние весенних разливов и паводков, как в низовьях р. Костромы, в районе б. Мисковской волости. Весь затопляемый весенними водами рек Костромы и Волги район представлял собою площадь до 2000 кв. км. Среди этого необозримого пространства весенней воды, сливающегося с горизонтом неба, можно было видеть островки дубовых лесов и небольшие бугры — «гривы», занятые селениями. Среди окружённых во время разлива водой деревень устанавливалось сообщение на лодках, иногда даже и на улицах между домами. Особенно низко лежали селения Вёжи, Ведёрки, Спас, Куниково, Жарки. Выше положение деревень Овинцы, Пустынька, Бугры, Шода, Колгора, которые весенним разливом реки затоплялись не ежегодно.
В наиболее затопляемом районе можно было видеть своеобразные свайные постройки, нигде в других местах не наблюдаемые. Занятые здешними селениями гривки так малы, что постройки здесь с течением времени вследствие роста населения начинали всё больше и больше тесниться, расти вверх и выходить на заливную низину. Все служебные постройки выносили за деревню на столбы, на клетки. Становилось тесно и жилым постройкам, и они понемногу также выходили на луговину.
Население в указанных деревнях и сёлах составляет, по переписи 1926 г., 8021 человек. На наиболее затопляемый район из перечисленных селений приходилось 6569 человек. Всё это коренное население, которое не помнит, когда сюда пришло и осело, за исключением разве овинцевских, не так давно сравнительно выселившихся из Вёжей, и шодских, выехавших из с. Сухоногова лет 100 тому назад с небольшим.
И в Вёжах и в Куникове рассказывают о беглых, о разбойниках, по преданию, положивших начало этим селениям. В этих преданиях может быть доля вероятности: дремучие леса, ещё на памяти стариков покрывавшие пойму, болота и «грязи великие» могли надёжно скрывать бежавших. Недаром здесь много было старообрядцев и сектантов — беспоповцы, «понету» (нетовщина), «перекрещеване», «австрийская вера», «благословенная» и др., — несмотря на то, что ряд столетий этими селениями владел московский Чудов монастырь.
Не исключена возможность, что в этой части древнего «Мерского стана» с целым рядом рыбных озёр и сложной сетью рек, полных дичи и рыбы, могли сохраниться остатки древнего населения. Здесь найдено много древних стоянок с каменными орудиями и поделками. Здешнее население неоднородно и в антропологическом отношении и в отношении говора[1]. Но одинаковые условия создали здесь довольно однородное хозяйство и одинаковые навыки. И только разная терминология, напр., в той же стройке, разграничивала районы Вёженский и Мисковский.
[1] См.: Т. В. Самойлова. Материалы для антропологического исследования Костромского уезда. Тр. Костромск. научн. общ., вып. XL, 1927, стр. 3—34; С. Еремин. Характеристика народных говоров по р. Костроме. Тр. Костромск. научн. общ, вып. XLI, 1927, стр. 3—15.
Население занималось хмелеводством, сенокосом, рыболовством; многие ходили в Питер и в Москву в отход малярами, устраивались на пароходы и «на лес ходили», т. е. на лесосплав. Из сел. Вёжи, напр., до двух десятков человек ходили в столицы и около тридцати человек «на лес».
Хороший заработок, урожай хмеля при высокой цене его на рынке, удача на рыбной ловле — всё это отражалось и на постройках: строился новый дом. Бедняки прежде жили чаще на краю селения, и им требовалось больше средств на укрепление стройки, так как водополье в первую очередь «зори́т» (разоряет) их.
Особенно губителен бывает во время разлива северный ветер («задний») или ветер с той стороны, которая не защищена дубовой рощей.
Селения Вёжи, Ведёрки и Спас были построены почти сплошь на «насоре» и «дряме», другие селения — лишь отчасти. О мощности насора и дряма, т. е. наносной земли, щеп, деревьев, которыми искусственно повышена почва под деревней, можно судить по тому, напр., что при рытье колодца в Вёжах на глубину 9 м, как рассказывают, шёл насор, попадались брёвна, наложенные друг на друга в разных направлениях. В Ведёрках в одном конце насор лежит до глубины 4.5 м, в Спасе наростили земли 4 м, в одном конце Куникова тоже 4—4.5 м насора.
Эту нарощенную почву необходимо было тщательно и основательно закрепить от вешних вод, на борьбу с которыми тратилась колоссальная энергия. Каждую весну приходилось мостить мосты, так как по осени они убираются; городить огороды, а осенью снимать их, потому что нередко их «выкачивает» вода и зори́т лед. Холостую (нежилую) стройку во время разлива крепили снастями и т. д. Перед разливом свозили и сносили в деревню сено, дрова, брёвна. Трудно бывало пройти по деревне. В это время в деревне не спали — стерегли стройку. Но и это не всегда спасало. В 1913 г. в Куникове снесло до сотни строений.
По спаде воды, когда, как здесь говорят, «весна уходит», все эти дрова, колья, сено опять убирали за деревню, так как опасность пожара здесь особенно велика и горимость была чрезвычайно частая. Село Спас, напр., на памяти горело девять раз.
Существовало три системы ограждения почвы от воды: тын, заплот и плетень.
Тын (Ведёрки, Куниково) или забор (Вёжи) — это ряд свай (15—25 см толщиной), поставленных стойком вплотную друг к другу в вырытую канаву, глубиной 1—1.25 м (в Ведёрках), 1.5 м (в Вёжах). Для предохранения бревна от гниения с нижнего конца оно иногда обжигается, реже смолится.
Рис. 2. Головы свай и нахлобучное дерево.
Сверху в свае делается шип около 10 см высотой, в 7 см толщиной (рис. 2). Сваи ставятся таким образом, что шипы образуют одну непрерывную линию. Утрамбованный внизу тын прижимается сверху бревном с пазом, называемым «нахлобу́чина» — в Ведёрках, «о́хлупь» — в Куникове. В паз входит ряд шипов свай. Концы нахлобучины вставляются в крайние сваи с ушами или с огнивом.
Помимо этого, тын прижимается ещё кучей камней или непосредственно на тыне возводится одна из стен какой-нибудь стройки — дома или двора (рис. 3).
Такой тын тянулся под Вёжами со стороны реки метров на 200 неправильной линией, с выступами и перерывами — в виде различных заграждений. С тына в разных местах положены лестницы. По ним ходили к реке. С противоположной стороны деревни тянулся такой же тын, но несколько ниже.
Общий вид тына производит впечатление крепостного сооружения, но вода даже и так закреплённый тын раскачивает; притом он недолговечен, потому что быстро гниёт, и обычно лет через 10—12 его по частям заменяли новым.
План тына и других ограждений представлял ломаную линию. Недостаток площади под застройку заставлял домохозяев отвоёвывать её у стихии новыми заграждениями, в связи с чем тын имел выступы.
Рис. 3. Двор на тыне, сел. Вёжи.
Рис. В. П. Беляевой.
Плетень — менее надёжное ограждение, не такое долговечное — служит не более десяти лет, но зато дешевле. Сваи здесь тоньше; это собственно жерди в диаметре сантиметров 10—15 у нижнего конца, они вбиты друг от друга сантиметров на 30. Они переплетаются «тали́нником», или «та́льником» — прутом ивы (иначе называли «ветельником», — от слова ветла, — как говорят в Ведёрках; в Спасе называли «молоки́той», «тали́ном», «чернота́лом», «кори́ной»; в Куникове — «талом»). В дер. Ведёрках высота плетня была около 2 м, в Спасе и Вёжах — до 3 м с лишком. Вверху сваи плетня иногда также закрепляются «нахлобучиной» с выдолбленными в ней гнёздами для концов свай, соответственно пригнанных. Нахлобучина прижимается брёвнами «вы́мостки» — так называется настил из нетолстых брёвен. На вымостку складывают дрова, ставят телеги, «ходят гулять на вымостку», иногда строят лёгкие омшаники, но на вымостке плетня нельзя возводить тяжёлую постройку двора или дома.
Рис. 4. Заплот во время разлива, сел. Вёжи.
С западной стороны с. Спаса можно было видеть три ряда плетней, последовательно повышающихся. Первые плетни предохраняли последний, самый высокий и в то же время закрепляли насыпанную между ними почву. Длина плетня в сел. Вёжах была не менее 300 м.
Рис. 5. Рубка: а) «в обло»,
б) «в лапу», в) «в ряж».
3аплот представляет собою наиболее дорогое заграждение, в виде сруба. В Ведёрках мы видели заплот из 11 венцов брёвен, при толщине последних до 30 см, срубленных «в ряж», «в лапу» и «в угол» (рис. 5). Рубка в ряж — чисто местное явление. Плотники из соседней, б. Андреевской волости, работавшие обычно здесь, не знают приёмов такой стройки и рубят по указанию местного населения. Рубка в ряж, иначе называемая рубкой «с прорубинами» («с проглушинами» — сел. Куниково), делается таким образом: положенные наземь параллельные друг другу два бревна на нужное расстояние ширины сруба имеют сбоку внутри сруба пазы, или «прору́бины», до 10 см глубиной; «проглу́шины» — более короткие поперечные брёвна сруба — вкладываются шипами в паз, при этом размеры шипа соответствуют размеру паза. Таким образом, в этой стройке одни брёвна длиннее других. В следующем венце, наоборот, — поперечные ряды будут длиннее, а продольные представят собою проглушины. Ряжем рубится также низ овина и амбара, а иногда и избы. Смысл ряжа в том, что брёвна, не надрубленные глубоко, как это бывает при рубке в угол, легче выдерживают тяжесть громоздкого веса зданий.
Большие заплоты представляют ряд срубов, и часто они, как и тын, используются в качестве оснований для стены стройки. Иногда в заплоте делается помещение для хозяйственных надобностей: сарай или скотный двор.
На отвоёванном этим заграждением месте устраивается вымостка. Предварительно осенью, когда подморозит, сыпали в заплот землю, валили мусор, щепы. Затем клали мост — настил из брёвен. На вымостку во время разлива наваливали тяжести (от 1.5 до 2 т), иначе вода может «выкачать» прорубины.
Рис. 6. Поветь.
Заплот держался около 15 лет, после чего, постепенно подновляясь, заменялся новыми брёвнами.
При всяком хозяйственном сооружении в этом районе особым образом укреплённая свая — необходимая составная и основная его часть. Её можно было видеть в мостах (не только под мостом, как обычно, а и сбоку, возвышающуюся над мостом), в загрузах, езах, поветях. Даже стога от «осенних паводков ставились на ноги», т. е. на козлы[1].
[1] На 9—12 козел, по 3 двухметровых кола в каждом козле, кладутся жерди — «выстилка», на которую уже мечется стог («обле́ток»: такой стог «перелетует», т. е. простоит до следующего лета).
Настил моста, если берега реки вровень с водой, кладётся на воду. Под настилом в длину реки лежат с обеих сторон прикреплённые к настилу брёвна, в которых проделаны огни́ва (отверстия). Чтобы мост не огружался под тяжестью проезжающих телег и возов, по сторонам вбиваются сваи, к которым черёмухой подхватывается низ моста через огниво.
Рис. 7. Способ укрепления свай.
Загруза представляет собою ряд свай, вбитых на расстоянии 1—1.25 м одна от другой. Такой ряд свай тянется иногда на километр по пади́не (жидкому месту, заливаемому весной) и по речкам. Сваи вбиваются с лодки. Самая загруза строится для расстановки рыболовной снасти (косяко́в), чтобы задержать в озерках волжскую рыбу, мечущую в это время в лугах икру.
Рис. 8. Бани во время разлива, сел. Вёжи,
Фото Л. С. Китицыной. 1929 г.
Высота свай загрузы разная — в зависимости от уровня данного места. У речки Касть мы видели сваи, достигающие 8 м. Толщина их также разная — от 10 до 20 см в обрезе вершины. Чтобы непрочно поставленная свая не упала, она ставится с оттугой (рис. 7).
Другое рыболовное приспособление — езы, устраиваемые через реки; они представляют собою два ряда свай, забитых в дно реки. Расстояние между рядами свай около 4 м, оно засыпается землёй. В стрежне ставится труба, в 0.75 м шириной, из толстой осины. На задний (по течению) конец надевается рукав снасти. Кроме того, в езу устраиваются два люка для спуска воды (около 1.5 м шириной).
Сваи бьются с устраиваемой специально для этого лавы.
Поветь (Вёжи, Спас, Ведёрки; в Куникове — «ноги») состоит из четырёх или шести столбов, от 5.5 до 6.7 м длиной, врытых в землю на расстоянии 2.5—3.5 м. Высота свай зависит от уровня затопляемости данного пункта. Вверху столбы скрепляются перекладинами. Чаще всего повети устраивались на хмельниках, где они служили для сохранения хмелевого «тычья́» (тычин) во время разлива. Повети иногда пристраивались к плетню, ограждающему деревню, к амбарам и к другой стройке для хранения различных хозяйственных принадлежностей. В таком случае они чаше имеют лишь два столба, другие концы перекладины врубаются в стену стройки или прикрепляются к стене иным путём.
Яму под сваю копают глубиной в 1.5 м, длиной в 1 м и 0.75 м ширины. Столб плотно устанавливается в одном из углов ямы, в свободное же пространство ямы запускаются «за́кладки», или «спо́рки» — два обрезка брёвен, мерой в свободное от столба до стенок пространство (рис. 7). Они пригоняются возможно туго, осаживаются вниз вагой, затем затрамбовываются землёй до 1 м глубины. После того опять кладутся закладки и закрываются землёй «сглухо». Иногда сваи, чтобы их не вспучивало водой разлива, запускаются в землю с «иглой» или с двумя «иглами» крест-накрест[1].
[1] Повети были не у всех. Чаше тычины хмеля, штук по 100, по 200, хранились в «осло́нах» (Вёжи) или «усло́нах» (Куниково). «Услоны слонять» — значит ставить собранные тычины и прикреплять их или к дереву, чаше к дубу, на котором делается огниво, чтобы прочнее закрепить услон вицами, или к свае.
Вблизи селений (200—250 м) были раскиданы на лугу, там, где посуше, кучками свайные бани. Издали такая группа бань, раскиданная без всякого порядка и плана, на покривившихся, расставленных, как будто на шагающих ногах, сваях, представляет странную картину избушек на курьих ножках (рис. 9).
Рис. 9. Баня в сел. Вёжи.
Рис. Н. А. Калиткина.
Свайное основание бани, «подо́шва» (Вёжи), строилось так же, как и поветь. Только столбы под баней толще и укреплялись они особенно основательно. Обычно под баню ставилось 6 свай, и только когда они подгниют, или подставляют ещё столбы, или столбы скрепляются между собою «расшивинами», приколачиваемыми барочными костылями, — чтобы «баня не ходила».
В Вёжах сваи имели 4 м поверх земли, в Спасе и Ведёрках они ниже. В голове сваи делаются «уши», в которые кладутся перекладины. На них накатываются вторые перекладины поперёк. При этом выпускаются на 1 м в одну сторону концы этих перекладин. Они служат основанием для «перекле́тья» или «выходо́в» (крыльца) и верхнего конца лестницы. Вторые перекладины в подошве составляют ряж — основу для чёрного или земляного нижнего пола. Этот пол стелется из вершинника в 15—20 см толщиной, смазывается глиной. Затем насыпается земля сантиметров на десять. Несколько выше (сантиметров на пять) от земли кладётся «поднаряд». На нём стелется двумя чуть наклонёнными скатами второй пол. Не закрывается полом только та часть площади, которую должна будет потом занять печь. В середине пола прорубается дыра для стока воды.
Сама баня рубится чаше в угол, в 12—13 рядов брёвен, до 3.5—4 м длиной (в Куникове меньше). Такова же и ширина бани. В длину с передбанником («чуланом» — у куниковских) она имеет около 6 м. Высота «жи́ла», т. е. высота внутри бани, 2—2.25 м, редко 2.5 м. Обычно на постройку идёт еловый лес. Иногда за нехваткой такого употребляется осиновый, нетолстый, от 15 см в вершине.
Рис. 10. Игла лестницы.
Баня рубилась в четырёх стенах, очень редко — пятистенком для передбанника. Чаще последний ставился на «коротья́», из коротких брёвен, впритык, или шился тёсом. В этом случае ставятся стояки и к ним пришивают тесины гвоздями. Потолка над передбанником не устраивают.
Выхода имеют перильца и служат для склада дров. Из передбанника на выхода ведёт дверь, высотой около 1.25 м, шириной 0.75 м, отворяющаяся в сторону выходов. Лесенка на выхода нижним концом врубается в «ле́жень» — в толстый обрубок бревна, в 1 м с небольшим длиной, лежащий на подкла́динах — поленьях, или зарывается в землю на 1 м, чтобы не уносило водой. В лежень и в ряжевое выпускное бревно над ним упирается столбик (жердь), прижимающий лежень, чтобы не поднимало его весенней водой.
Лестница делается из двух тетив, расставленных на 1 м. В Вёжах и Спасе лестница имеет до 25 ступеней, в Ведёрках от 10 до 12; посередине она скрепляется иглой (рис. 10).
В стенах бани, конопаченных мхом, прорубается с двух сторон два маленьких окошечка — одно побольше, другое поменьше. В передбаннике окна делают редко. Рамы в окнах ординарные (до 30 см в длину), иногда выдвижные (волоковые). Дверь из бани в передбанник — отворяющаяся на себя, высотой в 1.25 м, шириной в 1 м.
Потолок, поддерживаемый балкой, настилается от пола примерно до 2 м — из нетолстых брёвен или из горбылей (пластинный), толщиной в 10—15 см. Обмазывается глиной. Для тепла натаскивают на него земли на 15 см.
Рис. 11. План бани на сваях.
Крыши делаются двускатные — тесовые, чаще — «щепой», а также железные и соломенные под жердь. В последнем случае ставятся две пары стропил, впускаемые концами в «башмаки» верхнего бревна. Верхние концы стропил укрепляются «в ройку» (в Куннкове «уши») и закрепляются деревянной спицей. В гнёзда (зарубины) стропил врубаются «слеги» и пришиваются гвоздями. В большой стройке (двор, дом) башмаки долбят в связях, которые выпускаются на обе стороны стен на 50 см с той и с другой сторон. К концам связей прибиваются огнива (подстропильные дерева) — бруски в 10 см толщиной. Пространство между огнивом и стеной внизу зашивается досками. Это — «карне́з».
Когда крыша кроется соломой, на слеги кладут хворост и затем стелют солому. Сверху кладутся «спишники», своими нижними концами упирающиеся в «за́строху» (крайняя жердь). Вверху спишники скрепляются одинаковой величины вырубками в том и в другом спишниках. На «красный ряд» — ребро соломы обоих скатов — кладётся «коневая жердь» (Ведёрки), «коневая прижи́мина» (Куниково). Пола крыши в сторону лестницы и выходо́в делается больше, «свесом» на застреху. Последняя держится «курицами» (крюками), прикреплёнными гвоздями к слегам.
Лоб (треугольное пространство между крышей и срубом) обычно зашивается досками в горизонтальном или в вертикальном направлении. В одной бане в Ведёрках лоб заплетён тростником.
Внутри передбанника можно видеть полки для белья, лавки, крючки для одежды: здесь также складываются дрова, веники.
«Потоло́к» — так называется в Вёжах пространство между потолком бани и крышей (в Шоде — «по́дволока»): он используется для склада различной хозяйственной рухляди. Внутри бани стены и потолок не тешутся.
Печка кладётся в заднем углу у передбанника, чаще с левой стороны от входа. Это зависит от того, как поставлена лестница. Кирпичная печь ставится на «опе́чки» — ряж в два-три ряда из нетолстого леса. Высота печи, исключая высоту опечка, 1 м, длина 1.5 м. От стен печь отставлена на 25—30 см. С противоположной стороны в таком же расстоянии от печи ставится из плашника (плах) забор. С этих трёх сторон свободное пространство засыпают землёй. Свод печи делают неплотным, «с прога́ром». Наверху насыпается каменка из дикого камня и кирпича. Воду греют в чугунах.
Рис. 12. Баня в сел. Куникове. Рис. В. П. Беляевой.
За печью выше верхнего пола, сантиметров на 30—35, устраивается настил из половых досок. Это — «куть», «ку́тина» («ку́тник» — в Куникове), известный в других краях под названием «поло́к». На кути наравне с высотой печи делается широкая лавка, «лени́венка» (для пару). Кроме того, в бане имеются две лавки, три чана для щёлока, кипятка и холодной воды, чугуны, шайки, мочалки, ковш, корыто для стирки белья.
Бани топились, за редким исключением, «по-чёрному». Преимущество этих бань, по словам населения, помимо экономии в топливе, то, что в них бывает «лёгкий, сладкий пар», тогда как в белых банях воздух неприятный, пахнет прелью, стены мокрые и пол холодный. Для выхода дыма обычно прорубались две дыры (25 х 25 см) — одна над дверью, другая — в стене. Затыкались они «омяльем» (кострикой) или тряпками; делали и деревянные затычки. Вытяжные трубы бывали в банях редко.
Постройка такой бани обходилась в 200—300 рублей (цены 1926 г.), причём низ до чёрного пола (подошва) сто́ит столько же, сколько вся остальная постройка. Работа обходилась рублей 80. Вследствие этого бани были не у всех: часто на две, на три семьи была одна баня. В Вёжах, напр., было всего 30 бань, а домохозяев — 83; в Ведёрках — 65 бань, а домохозяев 126.
Рис. 13. Овин, сел. Вёжи. Фот. Л. Ф. Иванского.
В Куникове бани строятся размерами меньше, редко ставятся на столбах. Обычно рубятся на ряже, на одних лежках без зарубок и ставятся на клетки. Последние кладутся из вершинника или поленьев в 1 м длиной и толщиной в 30 см. Высота клетки, а следовательно, и количество брёвен в ней зависит от глубины затопления места, на котором строится баня. В Куникове можно видеть в клетке до десяти рядов. Рубка с протулинами представляет тот же ряд, но не забранный проглушинами. Помимо общего значения рубки в ряж (о чём выше), рубка с проглушинами имеет и тот расчёт, что вода во время разлива свободно проливается под стройкой, не поднимая её.
Овины. Здешние овины, устраиваемые для сушки хмеля, представляли довольно своеобразные постройки. Основанием служат столбы — «тупики». Всё сооружение рассчитано главным образом на то, что колоссальная тяжесть постройки не позволит вешней воде поднять её.
Рис. 14. Выпуска́.
Овин — двухэтажный пятистенок. Нижний этаж — «подови́н» — состоит из двух частей: одна холодная, так называемый «подпеле́д» («подпеле́да» — в Шоде), высотой до наката 1.25—1.5 м. Снаружи в подпелед устраивается вход с косяками, но дверь не навешивается. В другой, большей части подовина, в которую имеется вход из подпеледа, устраивается топка — или прямо на земле, или для неё роется квадратная яма в 2 х 2 м, глубиною 70— 80 см. (В последнее время стали входить в употребление железные печи.) В Вёженском районе длина овина обычно 6—8 м, ширина 4—5 м, смотря по материалу. Топка всегда 4 х 4 м, подпелед чаше 2.5 х 4 м.
Тупики ставятся по углам и в середине продольных стен, по одному или по паре. Их бывает или 6, или 12. Поверх земли они имеют около 1.5 м и в землю закапываются на 1.5 м и глубже (в Куникове — на 80 см). Для тупиков дерево выбирается потолще, часто дубовое, чтобы тупик стоял дольше. Если дерево нетолстое, тогда в угол ставят по два и по три тупика.
Тупики забираются забо́рником, т.е. в пазы их вкладываются обделанные на концах шипами так называемые проглушины — бревна длиной в 3—3.5 м (сантиметров 20—25 в обрезе), рядов 8—9. Затем рубится сверху ряж, рядов 8—11, до выпускных брёвен («выпуска́»), на которых покоится «переклетье» или «приклетье»; в Шоде называется «выстилка» и «полка». Иногда ряж бывает меньше — всего 4—6 рядов, сверху которых начинается обычный сруб в угол. Oт переклетья до залобка рубка идёт в угол — рядов 10, 12, 15. Залобо́к забирается сомцами (на которые идёт лес потоньше), до конька крыши в 12—14 рядов. Таким образом, вся высота сооружения от земли до конька крыши равняется 6.5 м — в новых стройках: старые овины несколько ниже, так как стройка садится.
Рис. 15. План овина.
В селениях, где разливы бывают реже и не так велики, напр. в Шоде, полная «вырубка» (сруб до конька) имеет в высоту около 4.5 м, тупики меньше (на 50 см поверх земли). Здесь овин иногда ставится не на тупиках, а на лежнях, положенных под углы на землю. Самые размеры овина меньше (3.5—4.5 м в длину). Припелед ставится в один этаж. Верх овина в Шоде рубился иногда шире низа, — сантиметров на 10, на 20 с каждой стороны, — чтобы сильнее был вверху жар. В Куникове и Мискове овины также ставили на клетках вместо тупиков.
Верхний и нижний этажи овина разделяются между собою накатом, который стелется на перекладины, врубаемые в брёвна. Накат смазывается глиной, точнее — заливается глиной, чтобы скрыло все брёвна. Земля не насыпается. С двух сторон накат не доходит на 25—30 см до стен. Это — «жаровые», или «духовые пазы́». На 0.5—0.75 м от промазанного наката кладутся верхние переклады, а на них стелются колосники́ — жёрдочки (7 см в диаметре). Когда сушится хмель, на колосники кладутся «чащи» (Куниково, Спас, Вёжи, Ведёрки) или «сетки» (Мисково, Шоды) — из шпагата, из поскони или, редко, сотканные из пеньки. На них сыплют хмель — 50—60 кг за один раз.
Потолка в овине не делали. Крыши тесовые, из дранки, соломенные. Раньше исключительно делались соломенные. Трубы в крыше нет, дым идет в прогалы сомцов и из щелей.
На второй этаж, на переклетье ведёт с земли наружная лестница в 20 с лишком приступков, в 1 м шириной. Со стороны переклетья (полка — иначе) в холодную часть овина прорубается для двери квадрат в 1.5 х 1.5 м (приблизительно), чтобы свободно можно было пройти. Дверь отворяется в пелед. В помещении овина делается также окно и 75 х 75 см, также с дверкой, отворяющейся, когда насыпают из пеледа хмель, когда надо «унять жар» и чтобы не прело. Из пеледа в овин устраивается такой же ширины и высоты дверь, как и с переклетья. (В Куникове дверь из переклетья редко устраивается: пользуются окном с переклетья.) Пелед используется для хранения «подовинников» (в Шоде «овинников») — дров длиной в 1—1.5 м. В Куникове дрова хранили на «ногах» (поветях).
Несмотря на основательность сооружения здешних овинов, стройка эта недолговечная вследствие сырости. Овин может простоять не более пятнадцати-двадцати лет. Стройка овина очень дорогая. На один сруб идёт до 100 деревьев. Вся постройка обходилась до 500 рублей, поэтому овины имели далеко не все домохозяева; напр., в Вёжах при 83 домохозяевах овинов всего 11, в Ведёрках 38 овинов при 126 домохозяевах. Пайщиков, сообща построивших овин, называют «скла́дниками».
Рис. 16. Оттуги мостика, закреплённые ногтями и курицами.
Амбары ставятся отдельно от жилой стройки. В Спасе два порядка амбаров — метрах в двухстах от села. Амбар — ещё более грузная стройка из елового леса, имеющая в срубе 8 х 8 м (бывает 9 х 10.5 м). Иногда амбар делался «с припуском», и тогда нижний этаж шире верхних.
Рис. 17. Сомцы на шканах.
Амбары ставят на тупики, зарытые в землю метра на полтора. Сверх земли они выставляются примерно на 1 —1.25 м. Строится амбар в три «жила», т. е. в три этажа, но бывает и в два, редко в четыре этажа. Первый пол стелется на нескольких перекладах, врубленных в сруб. Ниже этих перекладов в поперечном направлении ещё делается переклад, называемый «попрясло́к». Делают и накатной пол. От земли пол находится приблизительно на 80 см.
Рис. 18. Пол в закрой (вверху) и на шпунтах.
В первое жило амбара, иначе называемое «подамба́р», ведёт с земли мостик из пластин или нетолстых брёвен. Следует отметить остроумное употребление «оттуги», или прижима, и «курицы». Оно заключается в том, что поперёк мостового настила у концов кладутся жёрдочки (оттуги), закрепляемые вбитыми в землю курицами или «копанями» — еловым деревом с корнем. Употребление курицы как закрепы мостиков через ручьи и канавы на случай, чтобы «не вспукивало, когда вытопит», — здесь обычное явление. Иногда оттуга укрепляется «ногтями» — колышками, забитыми в наклонном положении.
Внизу амбара между тупиками кладется заборник. Выше рубится ряж до переклетья — 10—16 рядов. Две пары верхних брёвен верхнего ряда на лицевую сторону делаются выпускными для настила переклетья; с переклетья вверх рубят уже в угол и из более тонкого леса. Эта часть сруба имеет также рядов 12—16. Последнее бревно делается выпускным для поддержки стропил крыши. Лоб забирается «сомцами»; они кладутся на «шканах» — деревянных гвоздях. Сомцовых рядов бывает до семнадцати. В общем амбар имеет до тридцати пяти — сорока четырёх рядов.
В подамбар снаружи ведут широкие ворота в две «воротины» на кованых железных петлях. Высота ворот 2.25 м, ширина 2.55 м. Пол выстилается «в закрой», как в холостых избах (Вёжи), или на шканах (шпунтах), как в зимней избе (Шода).
Первое жило имеет высоту от пола до потолка, служащего в свою очередь полом для второго жила, 4.25 м. В этом этаже на высоте 2.25 м устраиваются так называемые «пере́колодки», состоящие из продольного и двух поперечных перекладов, врубаемых в стену, на которые настлан пол или кинуты жерди. На переколодке иногда (редко) устраивается небольшая, ступеней в 10, лесенка. Сюда во время разлива ставятся телеги, сани и другие тяжёлые хозяйственные предметы. В амбарах с сравнительно низким первым жилом пере́колодки устраиваются под самым потолком, чтобы только удалось всунуть снятую с колёс телегу.
Рис. 19. Разрез амбара.
Во второе жило ведут две лестницы: одна наружная, другая внутренняя. Наружная в 20—25 приступков, шириной в 1.5 м, приставляется к переклетью, устраиваемому во всю длину амбара по лицу над воротами первого этажа на выпускных бревнах. Ширина переклетья около 1.5 м. С переклетья во второе жило прорубается для двери квадрат в 1.45 м высотой и в 1.2 м шириной. Ставится дверь, иногда две двери. Во втором жиле, высотой до потолка 2 м, хранится хмель. Отсюда в третье жило ведёт внутренняя лестница.
Третье, верхнее жило не имеет потолка. Высота его от пола до конька крыши 3.5 м. Здесь хранятся лёгкие вещи, сундуки с одеждой и т. д. В этом этаже прорубается в сомцах (когда «сомят») большое окно (0.75 х 0.75 м) с дверкой или заставляемое деревянным щитом. Общая высота амбара 9.5 м.
Крыши соломенные, щепяные (из дранки), тесовые и железные; кроются обычным порядком. В последнее время чаще стали крыть железом.
Амбар из хорошего леса стоит лет 20, но ремонт тупиков, нижней части за-борника, начинается гораздо раньше. Постройка амбара обходилась дороже, чем постройка обычного крестьянского дома. Поэтому количество амбаров было меньше, чем хозяйств: в Вёжах 36 амбаров, в Ведёрках — 65. Несмотря на громоздкость амбаров, «весна» нередко сдвигает или разбивает их. Приходилось принимать исключительные меры, чтобы спасти их в это время. Рассказывают, что в 1926 г., когда была особенно высокая вода и не залит был лишь третий этаж (верхние пять рядов сруба), приходилось выламывать нижний пол, чтобы его не вспучило водой, и переносить для придания тяжести на связи третьего этажа, ставить там бочки с водой, складывать кирпичи, дрова, к крыше привязывать брёвна, одним словом, придавать грузу до 8 т (500 пудов).
Рис. 20. Железные замки амбаров, сел. Вёжи.
Сохранились здесь старинные железные замки́ амбаров, пережившие пожары и другие катастрофы самих амбаров. У одного амбара в Спасе был деревянный замок.
Жили здесь очень тесно. В некоторых домах жили по двое и по трое домохозяев. Вся дворина в Вёжах составляла площадь 10 х 16 м, никакого огородика при доме или садика не было — за двором улица или тын. Жилая площадь в Ведёрках, по вычислениям, сделанным нами по данным архива Госстраха, равна была в среднем на человека 7.5 кв. м. В действительности эта цифра несомненно ещё меньше, так как в подсчёт вошли и летние и зимние избы. Были семьи, которые имели по 2 кв. м жилой площади на человека[1].
[1] Средняя жилая площадь в соседней б. Андреевской волости, по вычислению санитар-ного врача, была равна 14.4 кв. м. Для дер. Малые Бугры той же б. Мисковской волости, деревни незаливаемой, — площадь была равна 13 кв. м.
Малая площадь годной к застройке земли заставляла селения расти вверх, а пожарная опасность заставляла строить дома каменные. В Вёжах 15 каменных домов и 2 полукаменных. Село Мисково и соседнее Жарки перестроились после пожаров почти сплошь в каменные строения. Та же опасность пожаров заставляла крыть крыши железом. По бланкам страховых агентов, в сел. Ведёрках из 126 домов железом были крыты 30 домов, 17 дворов и 3 амбара. Тёсом было крыто 10 домов, дворов 6, амбаров 11, бань 21, овинов 24. Особенно привилась здесь в качестве покрытия дранка, домов, крытых дранкой, насчитывалось 58, дворов — 59, амбаров — 31, бань — 16. Соломенные крыши имели 31 дом, 34 двора, 20 амбаров, 28 бань и 8 овинов.
При постройке дома употреблялись те же приёмы холостой стройки: в основании — сваи, тупики или заплот, нижние ряды «стопы» (сруба) рубили в ряж.
Нередко дом строился исподволь — в два, в три приёма, так как постройка дома здесь дорога́ и сразу построиться не было «изможенья» (возможности). Бывало так, что заготовленный материал лежал не один год, прежде чем хозяин собирался с силами приступить к стройке: рядят плотников срубить стопу или вырубку (сруб в 4 х 4.75 м, 4.75 х 5.25 м, 4.50 х 6 м, а в пятистенках 6 х 8 м, 5 х 10 м). Позже нанимали их же достраивать.
Рис. 21. План дома на сваях, сел. Вёжи.
Деревянная жилая стройка имела два типа: изба на сваях и изба на подклете. Дома́ на сваях можно было видеть у самого края селений — в Спасе, Вёжах, Ведёрках. Приёмы постройки свайного дома те же, что и бани, только лес для стопы и подошвы выбирался более толстый, «закомелистый» (толстый у комля), до 75 см и больше в обрезе. «Пресный лес» для подошвы не шёл, подыскивали дуб и сосну. Лес более тщательно, нежели при постройке бани, «окатывали», т. е. подравнивали по возможности корень и вершину в одну толщину («контуют» — как говорят в Шоде).
Рис. 22. Разрез избы «на подклете» — по линии печи.
Помимо столбов под углы, ставили ещё столбы под середину стен сруба. На них покоятся подведённые под печку переклады (3) с таким расчётом, чтобы накат здесь не выпирало тяжестью. Устраиваются два пола: нижний, «накатно́й», смазывается глиной и засыпается землёй на 25 см толщины. На таком же расстоянии от земли кладутся тонкие переклады, и на них стелется верхний пол на шпунтах.
В таких домах бывает холодно, а весной их приходилось крепить снастями, чтобы не уплыли, потому что вода вливалась иногда в дома, как это было в 1926 г., напр., когда вода «споли́ла» на 12 м выше межени.
План такой избы на сваях несложен. Сваи, запущенные в землю на 2.5 м и высотой в 3.5 м сверх земли, поддерживают сруб в 4 х 5 м и тесовый мост в 2.5 м шириной. К мосту приделано на выпускных брёвнах крыльцо, с которого спускается лестница с тетивой в 20 приступков, шириной в 1 м. Лавки, стол, полки и тябло составляли меблировку такого жилища.
В Вёжах было два таких дома. Они без дворов. В Ведёрках дом Балина одной стороной стоит на заплоте, другой — на столбах. Чтобы не прозябало, между столбами забрано заборником. Во время разлива 1926 г. в доме на полу воды было на 35 см., между тем пол от земли приходится на 3 м.
Изба на подклете ставится обычно на тупики (7 штук): внизу рубится в ряж или снизу доверху в угол. Название «подклет» здесь совсем неизвестно. Говорят: «подполье», «подызбой», «голбец».
Необходимо отметить, что в дома на тупиках нередко вниз стопы идёт более тонкий лес, тогда как в холодной стройке — наоборот. Объясняется это тем, что в жилых домах низ скоро преет, и все равно приходится часто подрубать новые брёвна. Дома здесь стояли тесно друг к другу: иногда расстояние между ними меньше 1 м. В проулках — грязь, тина, плесень. Солнце сюда никогда не заглядывало. Неудивительно, что часто приходилось подводить новые брёвна в стройку.
Подполье устраивалось сверх земли без ямы; вход чаще со двора, реже с улицы или с рундука (помост, на который спускается лестница крыльца). От земли до пола бывает 1—2.25 м. Сюда ставят скотину, складывают овощи и т.д.
Рис. 23. План избы с двором, сел. Вёжи.
Между избой и двором устраивается мост, метра в 2—2.5 шириной. В нём огораживается тесовый чулан. На мост с улицы ведёт лестница с рундуком (Вёжи, Куниково, в Ведёрках помост, в Овинцах — настилка). Под лестницей иногда устраивали погреб. С моста по лесенке в два-три приступка попадаем на поветь — это второй этаж двора. В одном из углов повети устраивалась дощатая горенка. Поветь служила для склада сена.
Устройство крыши дома и двора сложнее, нежели в прочей стройке. Обычно на доме ставили трое стропил, над двором также двое или трое. Самые стропила для прочности поддерживались «подстрелинами» или соединялись «лигерем».
Лет 60 тому назад, передавали нам в Куникове, здесь были чёрные избы с волоковыми окнами — одно в середине косящатое, а по бокам — волоковые. Любопытно отметить, что религиозные особенности местного населения сказывались иногда в плане стройки. Случалось встречать небольшую молельню — выгороженную в избе комнату.
В полукаменных домах зажиточных домохозяев часто изба (кухня, зимнее жилье) устраивалась внизу вместе с кладовой, а вверху — чистая половина с обстановкой на городской манер для приёма гостей и для семейных праздников.
Каменная жилая стройка имела здесь также некоторые своеобразные черты, особенно в Мискове, повторяя собою дом на подклете. Нижний этаж, если он подтоплялся весной, нежилой. Здесь устраивалась несгораемая, каменная, с железной дверью на улицу кладовая. Редкий каменный дом, кстати заметим, не имеет трещин от неравномерного оседания почвы.
Русская печь — необходимая часть избы — чаше выкладывалась с левой стороны от входа, челом в противоположную от входа сторону, к улице. Бывали и исключения: она выкладывалась направо или устьем в бок (напр., в Вёжах). В Шоде нередко устраивался ход кругом печи. Последние явления — новые.
Рис. 24. Стропила (способы их скрепления).
Печь ставится на «опе́чье», или на «опе́чнике», ряже из двух-трёх брёвен, длиной 1.9 м. На них кладётся ещё два ряда выпускных в сторону устья печи брёвен. Они длиннее нижних на 25 см. Наверху опечья делается вымостка, на которую насыпается земля, и затем стелется «под» из кирпича. Щит, т.е. передняя сторона печи, имеет размеры: высота 77 см. ширина 1 м 25 см. В щите вьюшка для самоварной трубы, иногда задвижка в дымоход и над устьем «карнез» или «бровка», небольшая полочка. Сбоку в сторону голбца устраиваются «горнушки» («печурки» — в Шоде). Внешнее плечо печи называется «за́дорогой». (В других местах задорогами называются части пода вправо и влево от устья. Там говорят: «загреби угли в задорогу»; здесь можно слышать: «старики сидят на задороге», т.е. на краю печи к голбцу.)
Рядом с печкой почти и каждом доме был голбец — в длину печи дощатая пристройка, имеющая вид ящика в 1 м или несколько больше высотой, с отдвижной или с открывающейся дверцей для входа в подполье. Голбцы давно уже выводятся.
В противоположном углу от печи — «красный угол» с тяблом и обеденным столом. Мебель: стол, две лавки, скамейка, табурет, полати, посудник и полки, лампа на проволоке, спускающейся с потолка. «Коника» не устраивают, но в Шоде в старину лавка у входа носила это название. «Кутью» называют комнату против печи.
Двор чаще ставился сзади дома, но бывали и другие положения двора — одновременно сзади и сбоку (редко). Рубили его выше дома под особую крышу. Двор здесь называли «сараем». Это двухэтажное здание в 7 м и больше длины, даже в 11 м. Чтобы стены этого большого сооружения не шатались, рубили «караси», т.е. в длинную стену врубалась для устойчивости поперечная стенка метра в полтора так, что концы брёвен выходили и наружу и во двор. Иногда «карась» шёл до верха стены, иногда врубался лишь внизу, причём вверх стенка уменьшается. Это, по-видимому, рубка «тарасами» древности.
Нижняя часть двора занята хлевами, верхняя служит для хранения сена; здесь же устраивается горенка с окном, мучник или чуланчик. С моста на сарай имеется вход, обычно с лесенкой в три-четыре приступка, а также ход и лестница устраиваются с моста вниз, в помещение с хлевами. Иногда лестница идёт с сеновала, где, кроме того, имеется люк, через который сбрасывают в ясли скоту сено. Это окно представляет остаток так называемого «зъезда» (въезда). Устройство въезда во второй этаж двора здесь затруднялось ввиду недостатка места. В Вёжах такое окно устраивалось над воротами или над калиткой сбоку двора в тех дворах, которые задами выходят на тын, а с этой стороны делался балкон с дверью.
Рис. 25. Рубка «с карасем».
Во дворе обычно двое ворот — передние и задние, иногда трое: удобнее во время навозницы и на случай пожаров выпустить скотину. Третьи в таком случае называются «проездными». Ворота делаются в два створа. К ним примыкает калитка. В каждом дворе устраивается омшаник (мшёная постройка 4 х 4 м).
Бывает, что двор-сарай устраивался «относной», т.е. в стороне от дома. Так, один сарай в Спасе был выдвинут перед самые окна на столбы. Последние заплетены тальником. Помещение используется в качестве летнего хлева. Также относными делали иногда омшаники, устраиваемые на заплоте. В таком случае одна из стен омшаника является продолжением сруба заплота. Встречается у омшаника «лоб», или «залобок» плетёный. Для устройства плетёного залобка в стропилах выдалбливаются, по толщине жердочек, которые потом оплетаются тальником, гнёзда, а в верхнем бревне сруба делаются соответствующих размеров вырубки. Плетёные залобки делали, если недоставало средств на зашивку тёсом. Здесь сказывается и искусство плетения тальником. Не редкость было встретить здесь плетёные перегородки хлевов, плетёные ясли, садки («садо́вки») для рыбы и т.д.
Рис. 26. Справа — залобок омшаника, заплетённый тальником. Слева — низ относного сарая, заплетённый тальником.
Омшаники крыли «гатью» (осокой) и сверх гати настилали солому под слегу с «прижиминой» («коневая жердь» — сел. Куниково).
В Спасе сохранилась часть храма на сваях постройки XVII в. Шатровая колокольня, рубленная восьмериком, стояла на деревянных тупиках до 1926 г. Подгнившие и частью подрубленные тупики не выдержали тяжести этой постройки — она рухнула. Во время разливов церковь заливало водой метра на два с половиной: при этом вода покрывала не только сваи, но и часть звеньев сруба из брёвен удивительной толщины. Описание этого храма сделано В. Соколовым[1].
[1] Костромская Старина, вып. 5.
В заключение нашего обзора считаем необходимым сказать, что новые приёмы стройки в связи с коллективизацией и повышающимся уровнем культуры быстро здесь прививаются. Прежние полутёмные избы, с гнилым низом, со смрадом и грязью, исчезли. Появились крупные общественного значения постройки — колхозные дворы, силосные ямы и т.д., а с ними — новая рациональная техника. Архаические черты описанной нами своеобразной стройки должны, однако, привлечь внимание историка архитектуры, который, возможно, найдёт здесь очень древние элементы.
Смирнов В. И. Свайные постройки Костромского края // Советская этнография : сб. ст. / Ин-т этнографии Акад. наук СССР. — 1940. — Сб. 4. — С. 149—167.