Мото эндуро что это такое
Мотоциклы эндуро. Классификация.
Термин “эндуро” происходит от латинского indurare – выносливый, терпеливый. И действительно, спортивная дисциплина эндуро, действие в которой происходит преимущественно на пересеченной местности и бездорожье, требует и от гонщика и от мотоцикла серьезного запаса прочности и надежности.
Изначально появившись в мотоспорте, мотоциклы класса эндуро со временем эволюционировали в несколько направлений, включая вполне гражданские и предназначенные для дорожной эксплуатации. Современные эндуро можно разделить на три основных группы:
Хард эндуро (Hard Enduro)
Туристические эндуро (Adventure bikes)
Все эти типы, вместе с кроссовыми мотоциклами, образуют то, что на Западе традиционно принято называть Dirt bikes или Offroad bikes – внедорожные мотоциклы. Разумеется, есть множество моделей, которые нельзя прямо отнести к какому-то определенному классу. Например, KTM 690 Enduro R прочен и резок, как хард-эндуро, в тоже время удобен для повседневных катаний как софт-эндуро, и при желании позволит не напрягаясь рвануть за несколько сотен километров, не уступая чистокровным туристическим эндуро.
Хард эндуро многие часто путают и обобщают с кроссовыми мотоциклами. Они действительно имеют общие черты и часто хард-эндуро строятся на базе кроссовых мотоциклов, но в общем случае это совершенно не означает, что хард эндуро – это кроссач с фарой, электростартером и ПТС.
Ходовая часть «жестких» эндуро – это высочайшая прочность, энергоемкость подвесок и неубиваемость (в необходимых пределах) пластикового оперения. И все это вместе обладает минимальным весом, ведь в соревнованиях и без того, предполагающих высочайшие физические нагрузки для спортсмена, критичен каждый лишний килограмм.
Хард-эндуро имеют более высокую удельную мощность двигателя и самое высокое соотношение мощность/вес, по сравнению с другими типами эндуро. Однако у этого есть и обратная сторона – ресурс, как и у кроссовых мотоциклов, измеряется моточасами и интервалы обслуживания заметно более короткие, нежели чем у их гражданских собратьев.
Софт эндуро, часто называемый мотоцикл двойного назначения (от англ. Dual-purpose bikes) – более компромиссный вариант, который позволит с комфортом добраться по асфальту от гаража до природных красот, где вдоволь покататься как по грунтовке, так и по умеренному бездорожью. Это отличный выбор для любителей отдыха на природе, рыбаков, сельских жителей. Более того, такой мотоцикл является наиболее подходящей техникой для российских дорог, вне зависимости от их качества и будет уместен даже в повседневной городской эксплуатации, позволяя меньше обращать внимания на ямы, выбоины и бордюры. К сожалению, в настоящее время многие производители практически не предлагают мотоциклов в этой категории, заметно сместившись в сторону асфальта и переключившись на выпуск чего-то вроде «кроссоверов», на деле являющихся все же сугубо асфальтовыми мотоциклами, похожими на эндуро лишь пропорциями и дорожным просветом.
Таким образом, при покупке эндуро нужно прежде всего исходить из ваших целей и приоритетов. Конечно, при желании и наличии достаточной физической подготовки, в грязи по колено можно проехать и на большом туристе, но если вы хотите так развлекаться каждые выходные, то разумнее будет взять Хардэндуро серии EXC. А если ваша цель дальние путешествия, то здесь выбор очевиден – только большой Adventure. Если нужен сбалансированный компромисс между преодолением тяжелого бездорожья и путешествиями на умеренные дистанции, то присмотритесь к KTM 690 Enduro R.
Бюджетные эндуро мотоциклы – классификация, выбор в 2020 году
Привет! На связи Эксперт-Мото.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое «эндуро»?
Мотоциклы класса enduro изначально появились в мотоспорте. Позже одно направление разделилось на несколько ветвей. На самом деле, их довольно много, но мы разберем самые крупные и интересные для нас.
Классификация эндуро
Софт эндуро
Другие названия: лайт эндуро, легкое эндуро, soft enduro, lite enduro.
Мотоциклы этого класса еще называют мотоциклами двойного назначения. Они предназначены для езды как по асфальту, так и по бездорожью. Как правило, это мотоциклы с ПТС. Они идеально подходят для езды по сельской местности, выездов на природу и рыбалку, движению по легкому бездорожью, грунтовым дорогам. Кроме того, они отлично себя показывают при движении по асфальту, особенно когда качество этого самого асфальта оставляет желать лучшего. На них вы легко преодолеете ямы, бордюры.
Отличия универсальных эндуро от кроссовых:
Видео с покатушек, с которыми китайские эндуро справляются просто отлично.
Хард эндуро
Другие названия: экстремальное эндуро, hard enduro.
Пробег как и у кроссовых мотоциклов (и питбайков) измеряется в моточасах. С учетом более суровых условий эксплуатации, обслуживать эти мотоциклы приходится чаще.
Видео с хард эндуро гонки в Грузии, чтобы появилось представление 🙂
Кроссовые мотоциклы
Другие названия: мотокросс, кросачи
Мы поставили хард эндуро и кросс рядом, и это не случайно. На самом деле их часто путают. Но это действительно разные типы мотоциклов. Кроссовые предназначены для участия в спортивных соревнованиях на кроссовых трассах. У них жесткая подвеска, чтобы выдерживать прыжки, у них не электростартера, потому что он не нужен, как не нужны фара и остальная электрика. Все в угоду облегчения конструкции, ведь это спортинвентарь и предназначен он для гонок.
Таким образом, становится понятно. Кроссовые мотоциклы для прохождения спортивных трасс с трамплинами и поворотами на максимальной скорости за максимально короткое время. Хард эндуро байки для бездорожья/гор/пересеченной местности/сложных затяжных подъемов. Нередко на соревнованиях по хард эндуро вы проводите время в очереди с другими байкерами, наблюдая как ваши соперники пытаются заехать в горку.
В этом видео таких эпизодов достаточно.
Туристические эндуро
Они столь популярны, что в некоторых странах занимают лидирующие позиции по объему продаж в абсолютных значениях.
Обычно, это тяжелые, мощные мотоциклы. И их главный минус в их весе. Довольно тяжело поднимать 200 с лишним килограмм, а падения на бездорожье случаются всегда.
В мотосалоне Expert-Moto нет чистокровных туристических эндуро. Однако, есть неплохая, а главное бюджетная альтернатива – мотоциклы Bajaj – родом прямиком из Индии, с тех же самых заводов, где производятся мотоциклы KTM. Доминар, Пульсар и Боксер – все три модели могут стать для вас пропускным билетом в мир мотопутешествий. Посмотрите, например, это видео. 15 часов на Доминаре по не самым ровным дорогам.
Что такое эндуро? История популярного мотоциклетного движения в деталях
Многие слышали слово «эндуро» – так называют и внедорожные мотоциклы, и гонки по пересеченной местности. Но мало кто знает, что именно означает это слово. На самом деле это название одной из самых известных мотогонок по бездорожью. Она проводится уже более ста лет, и современные мотоциклы-эндуро во многом стали такими, к каким мы привыкли, именно благодаря этой гонке.
На заре ХХ века лидерами мотоциклостроения были Англия и Франция. Они-то и дали толчок новому виду спорта – состязаниям на выносливость, по-французски – еndurance.
С 1907-го на острове Мэн стали проводиться соревнования «Туристический трофей» (Тourist Тrophy), а в 1908 году появился прообраз мотокросса – «Погоня за лисой». Международная мотоциклетная федерация FIСM (позже FIM) решила соединить оба направления. В первых гонках эндуро 1913 года в английском местечке Карлайл стартовали несколько британских и три французских гонщика и состязания проходили шесть дней. В официальном названии International Six Day Trial не было слова «эндуро» – оно появилось лишь в 1981 году, когда соревнования переименовали в (ISDE).
С первых гонок и до 1957 года допускались мотоциклы с колясками
С самого начала соревнования проводятся ежегодно, были лишь перерывы во время Первой и Второй мировых войн. ISDE отличает от других видов мотоспорта прежде всего командный дух. Главный приз – «Международный трофей» (Nations Cup) (позже «Мировой трофей»), – вручается национальной команде определенного состава. Помимо командного «Трофея» в разные годы разыгрывались и другие. В 1923 году был учрежден «Трофей «Серебряная ваза» (Silver Vase Trophy), в 1985-м его упразднили и ввели «Трофей среди юниоров» (Junior Trophy) для гонщиков до 23 лет. В 2007 году учредили «Женский класс» – Women’s Cup. Также разыгрывали «Трофей заводской марки» среди мотопроизводителей. До 1970 года гонщики могли состязаться за Nations Cup только на мотоциклах, произведенных в своей стране.
Суть соревнований – в регулярности движения по протяженной трассе (длина более 1200 км) в течение шести дней и в победах в дополнительных скоростных дисциплинах. К дополнительным соревнованиям относят кроссы с общим стартом, подъемы, испытания на ускорение. В финале раньше проводили общую шоссейно-кольцевую гонку, затем ее заменили кроссом.
В первые послевоенные годы еще побеждали британские
тяжелые мотоциклы (на фото Royal Enfield 1948 года)
Правила «шестидневки» достаточно сложные, требования к технике, вид и характер дисциплин, а также порядок пенализации неоднократно менялись. За это соревнования получили характеристику самого интеллектуального вида мотоспорта, своеобразной мотоолимпиады. Сложно не только гонщикам, но и тренерам с механиками. В общем, как в шахматах: игра, полная неожиданностей, со множеством вариантов.
ПОЛИГОН
Соревнования ISDE, как никакие другие, стали испытательным полигоном для многих технических решений. Оценивая стартовавшую в разные годы технику, можно проследить путь прогресса, увидеть его тупиковые ветви, смену тенденций и лидеров.
В начале истории «шестидневки» доминировала тяжеловесная, но добротная британская и французская техника. С ней успешно конкурировали мотоциклы производства Германии, Италии, Бельгии, Швеции – эти страны до Второй мировой войны были великими мотоциклетными державами. Мотоциклы от дорожных в основном отличали стартовые таблички и привязанные на свободных местах камеры и насосы (последние позже заменили баллончики со сжатым воздухом). Вот марки, которые были на слуху в довоенных соревнованиях: AJS, Ariel, BMW, Brough-Superior, BSA, DKW, FN, Gilera, Gnome-Rhône, Harley-Davidson, Indian, MAC, Matchless, Peugeot, Royal Enfield, Rudge, Sunbeam, Terrot, Triumph, Velosette, Zündapp. Сегодня большинство этих названий известно лишь мотоантикварам. Мотоциклы в основном были с нижнеклапанным четырехтактным «одноствольным» мотором, параллелограммной вилкой и жесткой задней подвеской.
Пятидесятые годы отметились быстрым наступлением
«двухтактников» (на фото хорошо оборудованный австрийский Puch)
С 1947 года мотоолимпиада возобновилась, очень быстро стала меняться техника. Вышли на сцену двухтактные двигатели, совершенствовались подвески, до этого почти полвека не менявшиеся. Гонщики оценили рамы с задней качающейся вилкой и применение «гидравлики». Зазвучали новые в мотоспорте имена, у старых компаний открылось второе дыхание. Гонщики добивались побед на мотоциклах Bultaco, Laverda, Maico, Husqvarna. Видную роль в 60–70-х годах сыграли Jawa и ČZ из Чехословакии, Simson и MZ из ГДР. Да и в СССР разрабатывали свои мотоциклы, и с 1956 года советские спортсмены неоднократно участвовали в «шестидневке» FIM (подробнее об этом читайте в следующем номере журнала). Не отставали мотоциклы из ФРГ – Zündapp, BMW и NSU. Английские же марки захирели, как и классические моторы-«четырехтактники». С 1957 года FIM отменила участие в соревнованиях мотоциклов с колясками. А вот малокубатурным мотоциклам, даже 50-кубовым, дали зеленый свет и вывели в отдельный класс. Кроме него были классы «75», «100» и «125» куб. см. Здесь победно звучали имена Hercules, Puch, Sachs, Simson, Zündapp.
Семидесятые ознаменовались почти полной победой двухтактных двигателей. Так, в 1974 году из 296 мотоциклов в восьми классах было лишь четыре с моторами 4Т. Им до последнего хранили верность гонщики из Великобритании, но и они в следующем году пересели на «Явы» с «двухтактниками». А еще началась эпоха австрийских мотоциклов КТМ, успеху которых немало способствовали победы в мировом мотокроссе нашего земляка Геннадия Моисеева.
Одно из технических чудес ХХ века роторный мотор
Ванкеля тоже испытывался в гонках ISDE
(на фото Hercules Wankel 1975 года)
Шестидесятые–семидесятые были годами исканий, иногда курьезных и тупиковых. В 1960–1961 годах в состав польских и английских команд включили мотороллеры. WFM OSA и Lambretta-175 прекрасно ехали по дорогам, но через грязь и броды их тащили. Американские мотоциклы Rokon Automatic (1974) отличались бесступенчатой вариаторной трансмиссией и пуском двигателя с помощью шнура, как на лодочных двигателях. Новшеством стали и дисковые тормоза. В 1975-м впервые на шестидневных соревнованиях появился хорошо оборудованный мотоцикл Hercules Wankel c роторно-поршневым двигателем. В 77-м попробовал свои силы канадский Can-Am 175 Qualifier производства мирового снегоходного лидера Bombardier.
В 1974–1975 годах американская команда
обкатывала необычный мотоцикл Rokon с бесступенчатой
вариаторной трансмиссией
И в эти же годы на трассах стали появляться «японцы». Одной из первых ласточек стала Yamaha-500 Enduro с четырехтактным двигателем нового поколения. Но этим моторам еще долго не удавалось потеснить «двухтактники», ведь последние быстро совершенствовались и прибавляли в «лошадях». На них отрабатывали золотники на впуске, лепестковые клапаны, жидкостное охлаждение и электронные системы управления. В середине 70-х мощность двухтактного мотора самого популярного класса «250» достигла 40 л. с., при этом вес всего мотоцикла был менее 100 кг. В 80-х мощность агрегата 2Т в «королевском» классе стала превышать 50 л. с.
Оргкомитет FIM часто менял регламент «шестидневки» – вводились ограничения на разные параметры, изменялись классы и требования к составу команды. Например, с 1982 года ограничили ходы подвесок до 250 мм (они стали меньше, чем было ранее), ввели класс «80», упразднив «50», «75», «100» и «175». С конца 90-х, когда четырехтактные моторы вновь обрели силу, стали приравнивать их к двухтактным меньшей кубатуры, но примерно такой же мощности. Сегодня разделение на классы выглядит так: класс E1 – 100–125 куб. см (2Т) и 175–250 куб. см (4Т), класс E2 – 175–250 куб. см (2Т) и 290–450 куб. см (4Т), класс E3 – 290–500 куб. см (2Т) и 475–650 куб. см (4Т).
Соцстраны в лице ЧССР и ГДР в 60–70-е годы
имели очень сильные команды во многом за счет своей техники
Восстановленные Jawa-250 1961 года и MZ-250 1974 года
ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ
До настоящего времени шестидневные соревнования под эгидой Международной мотофедерации состоялись 89 раз. Первые соревнования 1913 года собрали 162 гонщика, в последнее время в ISDE участвуют около 500 лучших мировых спортсменов.
Изначально страна, команда которой выигрывала «Международный трофей», получала преимущественное право на организацию следующей «шестидневки». Однако конгресс FIM 1969 года аннулировал право победителя, оставив за собой выбор места проведения. Такое решение было вполне здравым, ведь с 1967 года ISDE получила статус командного чемпионата мира, и федерация решила дать шанс победы странам других континентов. В 1973-м шестидневные гонки впервые покинули Европу и переместились в Соединенные Штаты. В последующие годы соревнования посетили Австралию (1992 и 1998), еще раз США (1994), Бразилию (2003), Новую Зеландию (2006) и Чили (2007).
На фоне матерых «кроссачей» необычно смотрелись
мотороллеры Lambretta-175 – на них в 1960 году ехали
гонщики из Великобритании
Наибольшее число побед в командных гонках у сборной Великобритании – 16. Но все это триумф былых лет – последняя победа гонщиков Туманного Альбиона относится к 1953 году. Вторыми, с 15 победами, идут чехи, и это тоже достижения времен ЧССР. Команда Италии выигрывала главный трофей 14 раз, начиная с 1930 года. В последние десятилетия удача сопутствует командам Франции, Финляндии и даже Польши. А вот сборной США не везло – не победили ни разу. Впрочем, как и наши гонщики: сборная СССР никогда не выигрывала «Мировой трофей».
В 80-е годы японские мотоциклы стали активно
теснить традиционных фаворитов (на фото один из первых
«японцев» Suzuki PE250T в команде Австралии в 1980 году)
ДЕТИ ЭНДУРО
Наряду с ISDE в качестве чемпионата мира с 1990 года проводится Maxxis FIM World Enduro Championship (WEC). Эта серия гонок заменила Чемпионат Европы по эндуро (FIM European Enduro Championship), существовавший с 1968 года. Серия состоит в настоящее время из восьми двухдневных раундов, включающих в себя мотокросс, эндуро и экстремальные испытания. Еще одни соревнования мирового уровня – FIM SuperEnduro World Championship. Эти зрелищные гонки проходят на стадионе, где проложена земляная или песчаная трасса с препятствиями, в основном естественного характера (камни, бревна, водные участки и т. д.), аналогичными тем, которые можно найти на классической трассе эндуро. К смежным с эндуро соревнованиям относят кантри-кроссы, эндуро-кроссы, экстремальное эндуро, бахи (bajas) и ралли-рейды. Но это уже тема отдельного разговора.
Эндуро начала 80-х: еще не канули в Лету
воздушное охлаждение и барабанные тормоза
На первом плане – итальянский мотоцикл SWM-250
«Все будут ездить на эндуро». Разбираемся, какие мотоциклы подходят для поездки на рыбалку или в дальнее путешествие
Цитата, вынесенная в заголовок, известна многим мотоциклистам. Но она совсем не поясняет, куда ездить и почему именно на этой технике. Мотопутешественник Александр Дежкунов, накатавший на таких мотоциклах не один десяток километров, попробует объяснить, что может подтолкнуть к покупке эндуро и какой кубатуре отдать предпочтение.
Эти мотоциклы принято делить на три группы, но классификация достаточно условная. В общем подход достаточно прост: чем выше масса мотоцикла, тем меньше в нем эндуро и внедорожности. Ключевыми параметрами для выбора подходящего мотоцикла будут ответы на вопросы: куда (где), кто и зачем. Несомненно, можно и на хард эндуро по шоссе 1000 км за день махнуть или на литровом турэндуро прорываться через лесовозные колеи – как известно, слабоумие и отвага не знают границ. Но мы все-таки о том, как использовать технику рационально и с наибольшим удовольствием.
Хард эндуро. Для самых «диких»
Это мотоциклы для агрессивной езды преимущественно в стойке и исключительно на бездорожье. Основной диапазон кубатуры одноцилиндровых двигателей – 125-450 куб. см. На большинстве моделей нет «поворотников», их нельзя использовать на дорогах общего пользования (да и проблематично в силу конструкции).
Если вы любитель экстрима и живете в местности, где за воротами начинаются лесные дороги с оврагами, либо в хозяйстве есть большой пикап, микроавтобус или автомобиль с прицепом, на которых «хард» можно довезти до подходящей местности и «отжечь», – это ваш вариант. Хард эндуро – из названия и так все понятно.
Выбор как объема, так и типа двигателя (двухтактный или четырехтактный) – отдельная большая тема без очевидного верного ответа. Можно лишь с учетом тяжести условий, уровня навыков и величины финансов варьировать выбор от достаточно «народных» японцев до недешевых спортивных КTM.
Honda CRF250X
Yamaha WR250F
KTM 350 EXC-F
Husqvarna FE350
SUZUKI RMX450Z
Софт эндуро. Нежнее, еще нежнее
На них можно передвигаться и по бездорожью, и по дорогам общего пользования. Кубатура моторов в основном такая же, как у «хардов». Главное отличие – более «гражданская» конструкция с чуть меньшим запасом прочности, не такие энергоемкие подвески и «зажатые» двигатели, наличие «поворотников» и более удобное сиденье.
Эта группа уже позволяет не только получить удовольствие от преодоления бездорожья, но и выполнять вполне конкретные задачи: передвигаться по сельской местности, ездить на рыбалку и охоту, а также отправляться в небольшие путешествия по достаточно глухим местам.
В принципе, софт эндуро подходят и для езды по городу – высокая посадка обеспечивает неплохой обзор, а мощности двигателя достаточно для уверенного маневрирования в потоке. На борт «софта» теоретически можно брать и пассажира, но практически лишь при сильной необходимости – второй человек на мотоцикле будет чувствовать себя как бедный родственник.
YamahaTTR250
Yamaha WR250R
Suzuki DR250 Djebel
Honda XR250 Baja
Suzuki DRZ400S
И если «внедорожников» объемом 250-400 куб. см на рынке достаточно, то вот «шестисотки» софт эндуро вещь крайне редкая – модели можно пересчитать по пальцам одной руки.
Yamaha TTR 600
Есть еще один аппарат от австрийского производителя, который при официальном позиционировании как туристический эндуро в силу серьезной энерговооруженности, наличия спартанского сиденья и с учетом требовательности к пилоту уместнее отнести к софт эндуро. Это 690 Enduro R от KTM. Очень редкий пример современной «честной» внедорожной техники.
КТМ 690 Enduro R
Туристические эндуро. Сел и катись
Самые популярные эндуро, а потому и выбрать есть из чего. Именно к этой группе относится цитата из заголовка. Туристический эндуро можно использовать и как повседневный мотоцикл, и как средство для путешествий. Их разберем более подробно.
Но для начала немного горькой правды: турэндуро – это мир противоречий и компромиссов. Заранее невыполнимая установка – сделать мотоцикл, идеально подходящий и для бездорожья, и для шоссе. Можно лишь построить универсальную технику. И тут вспоминается фраза, которую когда-то прочитал на форуме клуба владельцев Honda Transalp: универсальная вещь одинакова плоха для всего. И в этом своя правда. У универсального турэндуро слабый двигатель на шоссе, а на бездорожье он слишком тяжел.
Туристический эндуро – мотоцикл для дорог с любым качеством покрытия. Но именно дорог. Я бы все многообразие моделей турэндуро вместил в интервал от 50% асфальта/50% гравийки до 95% асфальта/5% гравийки.
Смысл выбора правильного мотоцикла под конкретные условия применения (допустим, путешествия) – это не просто доехать до конкретного места, но еще и получать максимум удовольствия в процессе езды.
Условно все турэндуро я бы разделил на четыре подгруппы. О них поговорим дальше.
Одноцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 600-800 куб. см. Эти мотоциклы лучше всего подходят под определение «турэндуро», на таких аппаратах можно далеко уехать от асфальтовых дорог. Многие не согласятся, но я бы рекомендовал использование одноцилиндровых турэндуро без пассажира. Только без второго номера «одностволки» полностью раскроют свой потенциал за пределами асфальта и подарят удовольствие при посещении красивых мест.
Выбор здесь богат: более «туристические» Suzuki XF 650 Freewind, Aprilia Pegaso 650, BMW F650 GS и более «внедорожные» Suzuki DR 800 Big, BMW F650 GS Dakar, Yamaha XTZ 660 Tenere. «Внедорожные» одноцилиндровые турэндуро наиболее интересны как мотоциклы для покорения всех уголков мира на двух колесах. Для формулы 50% асфальта/50% гравийки лучше всего подойдут BMW F650 GS Dakar и Yamaha XTZ 660 Tenere.
Aprilia Pegaso 650
Suzuki DR 800 Big
BMW F650GS Dakar
Yamaha XTZ 660 Tenere
Двухцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 400-750 куб. см – с этой группы начинаются модели, наиболее подходящие для поездок с пассажиром. Меньшая вибронагруженность и большая эластичность двухцилиндрового мотора – выбор райдеров, которым важнее комфорт при езде по дорогам, чем красоты удаленных уголков. При этом мощности двигателя недостаточно для быстрых прохватов по хорошей трассе и уверенных обгонов, особенно при наличии пассажира.
Это отличная техника, если вы планируете загрузить багаж, водрузить «+1» и в спокойном размеренном ритме со скоростью 100-110 км/ч отправиться в дальние края со съездами на гравий и хорошие грунтовые дороги. Но заранее нужно быть готовым к тому, что особого удовольствия от вождения на хорошем асфальте мотоцикл не доставит. Как, в принципе, и на гравийке (при наличии пассажира). Как и в случае с «одностволками», есть более «туристические» и более свежие Suzuki DL 650 V-Strom, Honda XL700 Transalp и довольно возрастные «внедорожные» Honda XL600/650 Transalp, Honda XRV750 Africa Twin, Yamaha XTZ750 Super Tenere.
Отдельного упоминания заслуживают две легендарные модели Honda – Transalp 600 и Africa Twin 750. Феноменальная надежность и сочетание потребительских качеств позволяют этим немолодым мотоциклам древней конструкции быть актуальными до сих пор. «Туристить» по удаленным локациям на них можно довольно долго.
Для двоих предпочтительнее «Африка». Подобные мотоциклы с карбюратором интересны для поездок в страны с низким и нестабильным качеством топлива. Правда, стоимость аппаратов в хорошем состоянии демократичной никак не назовешь.
Если не ставить целью конкретно путешествия, то я бы рассматривал тот же Transalp как мотоцикл «съездить на рыбалку за 100 км по шоссе и дальше по полевым и лесным дорожкам до реки». Для долгих поездок нужно мудрить с сиденьем – уже через час езды на «Трансальпе» чувствуется дискомфорт. Если же хочется посадить пассажира, загрузить максимум скарба и отправиться «на дальняк» преимущественно по асфальтовым дорогам, то в плане комфорта и при относительно невысокой цене в сегменте 650-к оптимальным выбором видится Suzuki DL650.
Honda XL600 Transalp
Honda XRV750 AfricaTwin
Yamaha XTZ750 Super Tenere
Suzuki DL650V-Strom
Двух- и трехцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 800 куб. см. В этой категории упомяну всего пару мотоциклов. Теоретически можно было бы не выделять их в отдельную подгруппу. Но два современных аппарата – BMW F800GS и Triumph Tiger 800 – занимают свою нишу. Это мотоциклы для достаточно азартных водителей – наряду с отличными подвесками они обладают достаточно веселыми мощными двигателями, позволяющими при должном умении откручивать ручку «газа» на гравийках и грунтовках. Быстро, весело, задорно и желательно без пассажира. Главным минусом можно назвать разве что высокую стоимость аппаратов.
BMW F800GS
Triumph Tiger 800XС
Турэндуро с объемом двигателя 1000+ куб. см – это настоящая находка для длительных путешествий вдвоем по дорогам с твердым покрытием. Но для литровых «слонов» в термине «туристический эндуро» второе слово практически теряет свой смысл. Виной всему «сухая» масса за 200 кг, которая после заправки жидкостями и загрузки мотоцикла скарбом приближается к 300 кг. Фактически это «дорожники» с более всеядной подвеской и увеличенным клиренсом. Желание «поэндурить» пропадает, как правило, после первого же падения – груженый мотоцикл с высоким центром тяжести поднять в одиночку на рыхлых покрытиях практически нереально.
Но если изначально рассматривать мотоциклы исключительно как туристические аппараты с мощными моторами, прямой посадкой, комфортным сиденьем (в том числе и для пассажира), отличной ветрозащитой, удовольствие от езды будет дополнять удовольствие от окружающих видов. Наиболее популярные литровые турэндуро начального ценового диапазона (и самые возрастные соответственно) – Aprilia ETV1000 Caponord, Honda XL1000 Varadero, Suzuki DL1000V-Strom, и конечно же, иконы и законодатели класса – BMWR1100GS и BMWR1150GS. Из свежего: BMW R1200GS и R1250GS, Triumph Tiger 1200, Honda CRF1000 Africa Twin, Yamaha XT1200Z SuperTenere.
Из наиболее удачных попыток добавить эндуро к туризму следует отметить свежую литровую Africa Twin. И естественно, куда же без самых азартных «внедорожников» – спортивных KTM. 990, 1090, 1190 и 1290 не для масс и не для спокойного туризма, эти мотоциклы предназначены для динамичной езды в режиме ралли, что предполагает серьезные требования к пилоту. Да и кощунство на такой продуманной технике просто ездить. Так что желающим «летать на литре» прямая дорога к австрийцам.
Кардан или цепь, литые колеса или спицованные, V-образный, рядный двигатель или «оппозит» – выбрать есть из чего. Откровенно неудачных моделей в этом списке нет, разве что от ранних карбюраторных Varadero стоит отказаться по причине высокого расхода топлива при больших пробегах.
Honda XL1000 Varadero
BMW R1150GS
Triumph TigerExplorer 1200
Honda CRF 1000 AfricaTwin
Yamaha XT1200Z Super Tenere
KTM 990 Adventure
Есть также целый ряд прекрасных аппаратов вроде Yamaha TDM 850/900, Kawasaki Versys 650/1000, Honda VFR800X Crossrunner и VFR1200X Crosstourer, Ducati Multistrada 1200 и т.д. Де-юре они позиционируются как туристические эндуро. Но в силу своей абсолютной паркетности даже для частичного использования на гравии я бы их не рассматривал. Это отличные мотоциклы, но для асфальта любой степени убитости.
Небольшая ремарка для тех, кто однозначно планирует открывать для себя красивые места, путешествуя вдвоем. Если хочется забираться подальше, а «второй номер» предрасположен к самостоятельному вождению, то лучше путешествовать на двух подходящих мотоциклах. Даже если вместо свежего условного «литра» за 8-10 тысяч долларов купить две более возрастные одноствольные 650-ки – количество полученных положительных эмоций на живописных дорожках будет в разы больше.
Наш вердикт
Почему же все будут ездить на эндуро? Видимо потому, что прямая посадка, отличная ветрозащита и поглощающие неровности подвески обеспечивают наилучший комфорт при езде по всем видам (в том числе наших не самых лучших) дорог по сравнению с другими классами мотоциклов. А ценить комфорт с возрастом начинаем мы все.
P.S. В этой статье упомянул только самые популярные модели, потому как тема более чем обширная и подробный обзор одной статьей не обойдется. Минус всего класса – значительная высота по седлу, поэтому при невысоком росте выбор существенно сужается. Предварительно «примериться» к конкретной модели мотоцикла можно на сайте cycle-ergo.com, введя свои параметры.
Сезон заканчивается – пора решать, на чем ездить в следующем году! Мотоциклы в базе объявлений Автобизнеса