Мотобол что это за вид спорта
ФУТБОЛ НА МОТОЦИКЛАХ
В мотобол играют две команды по 5 человек. 4 полевых игрока и вратарь. Спортсмены перемещаются по полю на мотоциклах. Размер поля идентичен с классическим футбольным. Покрытие обычно гаревое или же асфальтовое. Отличие — отсутствует разметка в виде круга в центре, а площадь ворот размечена в форме полукруга, въезжать на которую остальным игрокам запрещено. Суть игры заключается в поражении ворот соперника мячом, который в диаметре доходит до 40 сантиметров. Изначально вратарь защищал ворота, сидя на мотоцикле, но позже был лишен этого атрибута. Мотобольные мотоциклы отличаются от своих классических собратьев. У переднего колеса расположены специальные дуги, используемые для ведения мяча и «плуги» для недопущения попадания мяча под мотоцикл.
В 1933 году состоялся первый международный матч между командами из Англии и Франции, в котором со счетом 3:1 победу одержали родоначальники нового вида спорта.
После этого уже создались команды в Бельгии, Голландии, Германии и Италии.
В Москве мотобольная «премьера» состоялась в 1937 году, когда на поле вышли две команды Государственного института физкультуры.
Эра мотобола в нашей стране началась с 1965 года, когда команда «Комета» (г.Элиста) стала первым чемпионом СССР.
Самыми титулованными командами страны являются «Металлург» (Видное) и «Ковровец» (Ковров), которые 21 год подряд по очереди выигрывали чемпионат СССР.
Несмотря на то, что данную соревновательную дисциплину придумали во Франции, большая часть его истории связанна с нашей страной, поэтому мотобол по праву может считаться русским видом спорта.
Мотобол. Правила и безопасность. Мотоциклы и особенности
Популярнейшим из всех командных спортивных дисциплин, безусловно, является футбол. В него играют в разнообразных вариантах: на пляже, в болоте, на столе. Но поклонники игры не останавливаются на достигнутом, желая новых ощущений. Так, в начале 20 в. кому-то в голову пришла мысль поиграть в футбол на мотоциклах. И появился еще один младший брат футбола — мотобол.
Историческая справка
Первыми погонять за мячом на байках придумали французы. Это произошло в 1930-м г. Мотобол выделился в отдельный вид спорта, очень быстро — стали открываться многочисленные клубы. 1931 г. прошли первые неофициальные соревнования. В 1933-м состоялся международный турнир. Выиграла в нем, разумеется, Франция.
Это послужило толчком для развития мотобола в европейских странах. К 1936 г. клубы существовали в Германии, Италии, Бельгии. А к 1955 г. мотобол распространился по всему земному шару.
В России первая игра в футбол на мотоциклах имела место в 1937 г. — студенты Института физкультуры г. Москвы выехали на поле на байках. В скором времени их примеру последовало множество команд по всей территории страны. Матчи стали проводиться на главных стадионах — в Лужниках и на Динамо, их показывали по телевидению.
Первый чемпионат СССР был организован в 1965 г. при участии пятнадцати команд из союзных республик. А через год отечественная команда по мотоболу «Домбай» выступила на международной арене, где к тому времени встречались лидеры Западной Европы. «Домбай» не ударил в грязь лицом, одержав две победы и один раз сыграв в ничью.
В 1967 г. советские мотоболисты впервые соревновались в чемпионате на Кубок Европы, где одержали чистую победу (1:0) над десятикратным чемпионом — французской командой «Камаре». С этого времени российские спортсмены прочно зарекомендовали себя профессионалами в мотоболе. На их счету не только многократные первенства в Кубке Европы, а с 1986 г. — титул чемпионов Европы.
Сегодня проводится три вида турниров по футболу на байках:
Для всех уровней состязаний действуют единые правила. Их разрабатывает Европейский союз мотоспорта (ЕСМ).
Правила игры
К игре допускаются лица, достигшие 16 лет. Поле для матча имеет унифицированные параметры — 85 (110) х 45 (85) м. Разметка отличается от классической футбольной: нет круга в центре, а территория ворот обозначена полукругом. Трава на поле также отсутствует — покрытием выступает асфальт с песком, что дает мотоциклистам возможность маневрировать при ведении мяча и ударах по нему.
Мяч похож на футбольный, но превосходит его габаритами — длина окружности 119-126 см., а масса 900-1200 г. На игровой площадке всего 5 спортсменов – четверо мотоциклистов и вратарь. Еще имеется 6 запасных, 2 механика и тренер.
Судейство ведут 4 судьи: 2 полевых и 2 боковых.
Матч по мотоболу состоит из 4-х периодов продолжительностью 20 мин. каждый, между которыми имеются 10-минутные перерывы. После второго периода между командами происходит обмен сторонами площадки. Мотобол не предусматривает ничью: при равном счете на играх мирового уровня назначаются дополнительные периоды — два по 10 мин. На рядовых состязаниях победитель определяется серией из четырех пенальти.
Очки начисляются по схеме:
Мотоциклисты вправе двигаться по игровому полю в любом направлении, но в зоне вратаря (полукруг возле ворот) появляться запрещено. Даже на линию ее разметки наезжать нельзя. Центральную линию переезжать допускается, если при этом выполняется пас.
Вратарь не вправе покидать свою зону и владеть мячом в ней более 10 сек. Атаковать владеющего мячом игрока разрешается исключительно параллельно направлению его движения со стороны, где находится мяч.
Мотобол запрещает:
Гол фиксируется, когда мяч целиком оказывается в воротах, в том числе, если попал туда в результате удара головой. А вот попадание от удара в пределах зоны вратаря не засчитывается. Победителем становится сторона с большим количеством попаданий по воротам соперника.
За нарушения правил игроками предусмотрены наказания:
Байки для игры в мотобол
Мотоциклы, на которых ездят мотоболисты, в целом аналогичны тем, что используются для мотокросса или туризма. Но имеются некоторые изменения в конструкции:
Опасна ли игра
Те, кто ни разу не присутствовал на матче по мотоболу, уверены: это неуклюжее побоище с большим количеством столкновений, падений и серьезных увечий. В действительности мотобол менее травмоопасен, чем классический футбол, и представления о повышенной опасности игры слегка надуманы. На поле выезжают только профессионалы, умеющие и тормозить и падать.
Основы безопасности игроков заложены в самих правилах игры:
Нетрудно догадаться, почему мотобол настолько интересен и собирает полные трибуны зрителей и болельщиков. Искусство владения байком, большие скорости и азарт делают игру зрелищной и захватывающей, а матчи — непредсказуемыми. Футбол на мотоциклах выгодно отличает еще и то, что в нем не крутятся большие деньги — это лишь повышает интерес к этому спорту. У него есть все шансы в будущем получить статус олимпийской дисциплины.
Мотобол. Чем он так интересен
Все мы привыкли к таким традиционным видам спорта как футбол, хоккей, баскетбол и даже регби. Ведь как хорошо прийти на трибуну и насладится любимой игрой, эти чувства нужно испытывать как можно чаще.
Но в сегодняшнем материале мы расскажем вам про вид спорта под названием мотобол, который в ближайшем будущем непременно будет иметь вес в обществе. Тем более уже сейчас поклонников данного вида спорта в нашей стране немало. Не зря мотобол имеет международный статус, значит, интерес к нему действительно растет. Кстати, чемпионат Европы по мотоболу в этом году будет проводиться у нас в стране, в городе Ковров.
Содержание
Сравнение с футболом
Мотобол – это один из видов мотоспорта, который представляет собой игру в футбол на мотоциклах.
Игра проходит на поле, которое соответствует по размерам футбольному, то есть 105 метров длина, 68 ширина. Однако, есть небольшое различие в разметке, ведь в мотоболе отсутствует центральный круг, а площадь ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля обычно гаревое или же асфальтовое. Играют мячом, размеры которого намного больше, чем у футбольного мяча.
В каждой команде 5 человек: это вратарь и 4 полевых игрока на мотоциклах.
«Чем же отличается мотобольный мотоцикл от кроссового?», – спросите вы. Мы вам ответим. Суть в том, что отличия отмечаются в рычагах управления. На мотоцикле для мотобола установлена дублирующая лапка заднего тормоза с обратной стороны, так как во время игры одна нога мотоболиста занята мячом. На переднее же колесо мотоцикла установлены дуги для ведения мяча. А в передней части байка расположены плуги, чтобы во время игры мяч не попал под мотоцикл.
История мотобола
Как вид спорта мотобол появился во Франции в 1931 году и уже 87 лет радует болельщиков своей зрелищностью. Первым профессиональным коллективом стал клуб «Сошо». После этого уже стали возникать команды из таких городов как Реймс, Париж, Витри, Авиньон, Невер и Труа. И именно в 1933 году команда из города Труа стала чемпионом Франции и оставила свой след в истории данного вида спорта тем, что данный коллектив первым готовил специальные мотоциклы для игры. Они же, кстати, нашли и правильное решение для введения мяча в игру – специальный бугель, который в настоящее время до сих пор актуален, только вид его был немного изменён.
В том же 1933 году прошел и первый международный матч между командами из Англии и Франции. После этого уже создались команды в Бельгии, Голландии, Германии и Италии. Даже в Северной Африке к концу 50-х годов было организованно десять команд. По итогу мотобол стал официальным видом спорта, имея международный статус.
Правила игры
Вот каковы правила игры в мотобол, утвержденные Европейским союзом мотоспорта:
Мотобол в России
Эра мотобола в нашей стране началась с 1965 года, когда команда «Комета» из города Элиста стала первым чемпионом СССР. В те периоды никто даже не задумывался о том, что Россия в будущем будет побеждать на чемпионатах Европы.
Вот что на вопрос «Как вы пришли в мотобол?» отвечает нынешний председатель комиссии мотобола в нашей стране Валерий Мосин, которого по праву можно считать легендой этого вида спорта:
«Честно говоря, это была чистая случайность. Я был в молодости всесторонне физически подготовлен, любил спорт. Но вообще-то я хотел заниматься не спортом, а историей, поступал на исторический факультет МГУ три раза. И ни разу меня не взяли. Меня интересовала археология, особенно любопытны были новгородские берестяные грамоты – тогда это была очень «горячая» тема. Но, увы, конкурс был большой, и у меня не сложилось. Да и опыта не было – ни в каких экспедициях не успел побывать.
Отслужил в армии три года. И когда вернулся, стал думать о трудоустройстве. А после армии тогда давалось три месяца, чтобы устроиться на работу и чтобы пошел стаж. И вот эти три месяца уже подходят к концу. Еду я из Видного на электричке и встречаю там свою знакомую с мужем. Мы разговорились, и я узнал, что муж работает в Центральном автомотоклубе. Я рассказал ему свою историю, он подумал и сказал: «А что, приходи завтра к нам на работу, нам нужны толковые люди».
И я пришел. Это был 1968 год. Мой отдел занимался мотогонками на льду, ледовым спидвеем и мотоболом. Спорт я знал и любил, поэтому быстро втянулся. Работал себе и работал, а потом обстоятельства сложились так, что к 1974 году в силу некоторых событий я остался в этом отделе один. Раз один, то и руководить пришлось мне, и я стал ответственным за сборную СССР по мотоболу. Первый блин комом не вышел – в 1975 году сборная выиграла чемпионат Европы во французском Ульгате, и я остался на посту».
Самыми титулованными командами страны являются «Метталург» из Видного и «Ковровец» из Коврова, которые 21 год подряд по очереди выигрывали чемпионат СССР.
Валерий Мосин вспоминает, что Юрий Гагарин даже однажды заглянул на мотобол:
«Были большие соревнования в Лужниках по множеству видов спорта, и Юрий Гагарин, который был тогда на гребне популярности, был главным судьей всех соревнований. Ну и на мотобол он подошел, там был показательный матч. Но по полю со свистком не бегал».
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Дисциплины мотоциклетного спорта: мотобол
При постепенном, все более плотном знакомстве с дисциплинами мотоциклетного спорта, становится хорошо заметно все их разнообразие. Одни бросают вызов выносливости мотоциклистов, другие – подвергают серьезным испытаниям технику. Но существуют и третьи, основная задача которых – развлечение. К числу последних относится мотобол – одна из самых далеких от классического мотоциклетного спорта дисциплин.
Общая информация и правила соревнований
Проще всего описать мотобол можно простым словосочетанием – «футбол на мотоциклах». И действительно, в целом, несмотря на принадлежность к мотоциклетному спорту, эта дисциплина практически полностью повторяет обычный «европейский» футбол, за исключением того, что игроки передвигаются по полю на легких мотоциклах. К слову, это самое важное, но не единственное отличие:
Что касается правил, то они также во многом повторяют «обычные». Игра проводится в несколько периодов — в основном, в 4 с 10-минутными перерывами между каждым. После второго периода команды меняются сторонами поля.
Каждая команда состоит из 10 игроков (каждый на отдельном мотоцикле), 2 механиков и тренера. На поле выходит 4 мотоциклиста и 1 пеший вратарь. За ходом матча также следит 4 судьи — 2 на поле и 2 боковых.
Очки в течение игры присуждаются следующим образом: 2 за победу, 1 за ничью.
Мотоциклы для мотобола
Несмотря на серьезные отличия в ходе соревнований от классических мотогонок, для них используются стандартные кроссовые 250-«кубовые» мотоциклы, поскольку именно они имеют наименьший вес и предлагают лучшую маневренность. Единственные внесенные в конструкцию изменения – это дублированный с двух сторон ножной задний тормоз для удобства управления и установленные металлические треугольные дуги — бугели. Они нужны для того, чтобы было удобнее вести мяч, не рискуя при этом наехать на него. В отдельных моделях также подвергаются изменению система переключения передач — для большего удобства ее рычаги выносятся на руль.
В настоящий момент серийный выпуск мотоциклов для мотобола налажен лишь Испанским брендом Gas Gas, но еще несколько лет назад активно практиковалась модернизация серийных кроссовых байков Honda или Kawasaki небольшими немецкими компаниями.
История возникновения
Поскольку прообразом мотобола выступает привычный для нас «европейский» футбол, можно предположить, что появился он в Европе. И это действительно так. Родоначальником нового направления, как к слову, и многих других, выступила Франция — один из пионеров мотоциклостроения и мотоциклетного спорта в целом.
Когда и кто именно решил выехать на футбольное поле на мотоцикле неизвестно, но первый неофициальный чемпионат по мотоболу локального масштаба был проведен уже в 1931 году. Спустя год он был организован вновь и на этот раз даже привлек команды из нескольких крупных городов. А на 1933 пришлось уже два вполне официальных мероприятия: Чемпионат Франции и первая международная игра, где одной из французских команд-пионеров противостояла команда английского мотоклуба. Именно этот матч можно считать переломным моментом в истории мотобола, после которого о новой необычной дисциплине заговорили во всем мире. Так в 1936 официальные команды появились и в других странах, например, в Германии и Бельгии.
Окончательно закрепился на международной спортивной арене мотобол в 1963 году, когда был образован Международный союз мотобольных клубов и созданы окончательные единые правила соревнований.
Что касается СССР, то сюда футбол на мотоциклах, как и другие мотодисциплины, пришел с опозданием, с достаточно небольшим. Первые любительские соревнования организовали студенты Московского института физкультуры и спорта уже в 1937 году. Вместе с победным шествием мотобола по Европе они весьма быстро завоевали заслуженное внимание и вышли на официальный уровень. К примеру, желающих посмотреть на необычные матчи не раз принимали Лужники.
Несмотря на стремительный старт, до организации первого крупного события в мире отечественного мотобола прошло большое количество времени — первый в истории Чемпионат СССР был проведен лишь в 1965 году. Зато он получился по-настоящему масштабным, ведь за звание чемпиона на поле боролось целых 15 команд из ближайших республик.
Успех в международном состязании открыл отечественным мотофутболистам дорогу на европейские соревнования, проходившие в 1966 году в Германии и Франции. Из 5 сыгранных матчей 2 завершились их победой, а один принес ничью. Этих результатов было достаточно, чтобы спустя год оказаться в турнирной таблице Кубка Европы и не просто поучаствовать в столь масштабном событии, а под громкие овации победить команду «Камаре», на тот момент носившую титул 10-катного чемпиона Франции, и занять 1 место.
Это был первый, но далеко не единственный случай, когда отечественные спортсмены показали свой профессионализм. В дальнейшем команды СССР получали чемпионский кубок практически ежегодно, лишь изредка уступая соперникам из Франции или Германии.
Весьма интересно, что после распада СССР череда побед наших спортсменов не прекратилась: за 17 чемпионатов, прошедших с 1991 года, российская команда 10 раз становилась победителем, а в промежутках (за исключением 1999 года) привозила домой только серебро.
Мотобол сейчас
Со временем интерес аудитории к мотоболу стал слабеть и сейчас по масштабу и популярности он существенно уступает другим дисциплинам, к примеру, мотокроссу или эндуро. Самое простое очевидное подтверждение этого факта – отсутствие мирового чемпионата.
Наиболее важным событием в этом направлении по сей день остается Чемпионат Европы, пришедший на смену Кубку Европы в 1986 году. В остальном все соревнования носят исключительно локальный характер. Например, национальные чемпионаты проводятся во Франции и Германии и, конечно же, России. Помимо Чемпионата у нас также на регулярной основе проводится Кубок России и личное первенство России по мотоболу среди юношей.
История зарождения и развития мотобола в Советском Союзе
сквозь призму истории элистинской команды «Комета»
Судьба мотобола
На мотобольном поле голом
Ждет возрожденья мотобола,
Ждет продолжения судьбы!
Мотобол — это молодой технический вид спорта, по дилетантскому определению, «футбол на мотоциклах». На самом деле это яркое и эмоциональное зрелище намного интереснее и сложнее этой болельщицкой формулировки. Мотобол как вид спорта получил официальную прописку в Советском Союзе в 1963 году (розыгрыш первого кубка журнала «За рулем»). Рождение мотобола произошло во Франции в 1927 году (первый матч по мотоболу между членами общества любителей мотоцикла, город Дижен). Играли и играют в мотобол только в европейских странах — это Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Англия, Болгария, СССР, Латвия, Литва, Украина, Белоруссия, Россия. Высшее международное соревнование, чемпионат Европы (бывший кубок Европы). Первый розыгрыш кубка Европы, 1964 год (победитель сборная Франции). Победитель розыгрыша кубка Европы 1965 года (сборная Германии). На международном конгрессе ФИМ, состоявшемся в Париже в 23 октября 1965 года, было принято решение разыгрывать кубок Европы по мотоболу среди чемпионов стран участвующих в розыгрыше кубка. Первым победителем кубка 1966 года стал французский чемпион, команда «Камаре» из одноименного города Камаре. Далее, победители кубка Европы расположились в таком порядке: 1967 год — «Домбай» г. Черкеск СССР, 1968 год — «Камаре» г. Камаре Франция, 1969 год — «Домбай» г. Черкеск СССР, 1970 год — «Сума» г. Труа Франция, 1971 год — «Комета» г. Элиста СССР, 1972 год — «Камаре» г. Камаре Франция, 1973 год — «Комета» г. Элиста СССР. В 1974 году из — за несогласованности мотоциклетных федераций стран участниц, кубок не разыгрывался. С 1975 года кубок Европы опять стал разыгрываться в ранге сборных команд. А с 1986 года по настоящее время, вместо кубка Европы проводится чемпионат Европы среди сборных команд.
Со средины пятидесятых, все шестидесятые и семидесятые годы, Советский Союз, восстановившись от военной разрухи, бурно развивался. Развивался и выходил на передовые позиции в мире и советский спорт. Для эффективности руководства спортом, он был поделен на определенные части. Под эгидой Госкомспорта были объединены олимпийские виды, а технические и военно- прикладные (авиационные, парашютные, автомобильные, мотоциклетные, водно-моторные, подводные, радиоспорт, модельные, пулевая стрельба), были собраны под крыло комитета ДОСААФ. Главная уставная задача этой полувоенной организации была, готовить специалистов для советской армии, а развивать и культивировать спорт, была второстепенной. Время показало, что вверять судьбу руководства и развития десятков видов спорта отставным военным, далеким от этого вида деятельности, было не лучшим решением, которое затормозило их развитие на многие годы. В комитете было создано управление по развитию и материальному обеспечению этих видов спорта и организации участия советских команд на международных соревнованиях. Для развития и управления техническими видами спорта, была создана подведомственная структура, которую назвали ЦАМК (центральный авто — мото клуб).
В рамках комитета ДОСААФ, отношения к развитию вверенных ему видов спота было различным. Авиационные, парашютные и стрелковые виды спорта имели свои развитые аэроклубы, стрелковые тиры и всякие другие материальные части. У остальных видов спорта ситуация была иной. Посмотрим на нее через призму развития мотоциклетных видов спорта, которые бурно развивались за рубежом, а у нас в стране влачили жалкое существование. Они плохо обеспечивались техникой, которая к тому же была не приспособленной к нужному виду деятельности. Мотоциклы изготавливались на устаревших немецких линиях, вывезенных из Германии, доставшихся нашей стране после Великой Победы. Развитие мотоциклетных видов спорта проходило в основном за счет энтузиазма участников своих спортивных федераций.
Тем не менее, не смотря на неблагоприятные условия для развития, некоторые технические виды неудержимо прогрессировали, составляя серьезную конкуренцию своим западным соперникам. Мотобол был одним из них. Трудно сказать, что являлось главной причиной особого внимания многих жителей страны, которая и определяла повышенный интерес населения. Может это была скорость и динамика самой игры, может техническая составляющая и доля риска связанная с ней. Но было видно, что в основе повышенного внимания жителей лежала новизна и зрелищность этого явления. Вот народ по всей стране толпами и шел на мотобол. «Футбол на мотоциклах» стал одним из востребованных и быстро развивающих видов, которому сопутствовало внимание всех слоев общества. Играли в мотобол как в больших городах таких как Москва, Ленинград, Киев, Баку, Рига, Алма — Ата, Волгоград, Новосибирск, Красноярск, так и в небольших по численности. Но основные поклонники находились в селах и станицах, где в дальнейшем и открывалось большинство команд. Особое внимание населения к молодому виду спорта было на юге страны, где мотоцикл являлся любимым средством передвижения. В зону активного развития мотобола входили: Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Ставрополье, Кубань, Украина, Белоруссия, Прибалтика. Особенно выделялись два центра, которые были лидерами развития этой игры в стране. Это город Элиста, столица Калмыцкой АССР со своей знаменитой командой «Комета», и город Черкеск, столица Карачаево — Черкесии, со своей не менее знаменитой командой «Домбай».
Виктор Кондратенко.
Игрок и тренер знаменитой команды «Комета» г. Элиста.
К средине семидесятых годов в стране, численность мотобольных команд перевалила за двести. Победы клубных команд, а затем и сборной команды страны, на международной арене, впечатляли и показывали, что центр развития игры в Европе переместился из Франции и Германии в Советский Союз. Но со средины восьмидесятых годов, в СССР была затеяна перестройка государства, которая привело страну к экономическому спаду. Ухудшение наметилось в существовании и развитии видов спорта. Но больнее всего по существованию спорта и конкретно мотобола ударили в девяностых годах ельцинские реформы, в результате которых, хозяйствам и организациям стало трудно содержать подшефные команды. ДОСААФ так же устранился от управления и обеспечения закрепленных за ним видов спорта. Вот почему команды стали закрываться одна за другой. Состояние мотобола в то время иначе как коллапсом назвать нельзя. Количество команд к концу девяностых уменьшилось до десяти. На данный момент к 2021 тому году в стране осталось всего 6 взрослых команд. Такое положение дел не позволяет проводить полноценный чемпионат страны. В своем нищенском положении мотобол был не одинок. Многим другим техническим видам спорта было так же тяжело. Но к началу двухтысячных, спортивная жизнь страны в этих видах спорта начала оживать, многие виды стали подниматься до международного уровня, а внутренний мотобол продолжал падать, приближаясь к самому дну своего развития. Автору могут возразить, как же так, развитие мотобола затормозилось, а сборная команда России постоянно выигрывает чемпионат Европы. Выигрывает, то она выигрывает, но все эти победы, начиная со средины восьмидесятых годов, состоялись благодаря двум командам, лидерам мотобола страны 80 тых и 90 тых годов, видновскому «Металлургу» и ковровскому «Ковровцу». А с начала нулевых по настоящее время, многократному чемпиону страны, видновскому «Металлургу», базовой команде сборной России, где собраны почти все лучшие игроки российского мотобола. Это позволяет сильной и сыгранной сборной команде одерживать победы на чемпионатах Европы. После сдачи своих чемпионских позиций ковровским «Ковровцем», с начала двухтысячных, вид спорта в стране стал представлять собой иррациональное образование, состоящее из одной мощной команды и остальных слабых. Процесс развала и закрытия этих слабых команд в стране, продолжается. Он ставит острые вопросы. Как могло так случится, что мотобол в стране, стал ни кому не нужен, кроме самих спортсменов. И что надо сделать, чтобы спасти всенародно любимый вид спорта от полного развала.
Если рассматривать развитие и существование мотобола у нас в стране, во временном плане, то можно представить диаграмму за всю его историю. Со средины шестидесятых до средины семидесятых, вид спорта поступательно развивался. Апогей развития игры приходится на средину семидесятых годов. Это когда команды, набравшись высшего спортивного мастерства и опыта, исповедовав коллективную игру, показывали интересный и захватывающий мотобол, Далее с начала восьмидесятых, у населения стал пропадать к нему ажиотажный интерес, свойственный шестидесятым и семидесятым годам. Как же могло так случиться, чтобы людей перестала интересовать любимая игра? А секрет здесь простой. Переход команд на игры с гаревых полей на поля с асфальтовым покрытием, мотобол стал менее зрелищным, утратил остроту коллективных единоборств, красоту командной игры. Со средины восьмидесятых, началось медленное угасание вида спорта. Далее кривая развития мотобола направляется вниз, к начальной точке отчета.
Внимательно изучая положение дел в мотоболе, понимаешь, что за сложившейся ситуацией, кроится гибельный путь вида спорта. Углубленный анализ причин затормозивших развитие и предопределивших его падение показывает, что в развале виновны не только экономические реформы в стране, хотя это одна из главных причин. Виновником падения уровня вида спорта так же является его некомпетентное руководство. К руководству мотобола, как это не редко случается в организации нового дела, пришли люди случайные, далекие от спорта, и что самое нелепое и непонятное, далекие от основы нашей игры, мотоцикла. Было утеряно правильное направление развития, выстроенное первооткрывателями, энтузиастами мотобола нашей страны, утерян дух самой игры.
Первым руководителем был Анатолий Кван, который управлял нашим видом спорта с 1964 по 1972 год включительно. Следующим, на долгие годы стал его ученик и приемник, Валерий Мосин, срок которого в управлении мотоболом, выпал на основное время существования игры в стране, и составил несколько десятков лет (с 1973- по 2016 год ). С 2018 года по настоящее время руководит и пытается выправить кризисную ситуацию, Валерий Нифантьев, который одновременно является президентом видновского мотобольного клуба «Метеллург». Два первых руководителя, при которых произошли все основные реформаторские события в истории мотобола страны, в своем прошлом, не были мотоциклетными спортсменами, да и спортсменами вообще, не обладали опытом работы спортивных чиновников, поэтому зачастую ими принимались не вполне взвешенные решения, которые тормозили и мешали развитию мотобола. Первому руководителю Анатолию Квану повезло больше, он управлял мотоболом в то время, когда к любому делу был серьезный государственный подход. Он был на виду у старших чиновников комитета ДОСААФ, а так же был взрослым человеком, имевшим определенный жизненный опыт. Большую роль в правильных решениях всяческих вопросов Анатолием Кваном, являлась поддержка его деятельности на местах, в мотобольных центрах, где он всегда мог получить дельный совет, а иногда и толковую оппозицию в лице авторитетных сподвижников мотобола. Такими были: Борис Чавычалов и Виктор Кондратенко — г. Элиста, Владимир Гончарук — г. Черкеск, Анатолий Ковган — г. Зеленокумск, Иван Булавацкий — г. Полтава, Агрис Зирнис — г Рига, Константин Лалаян — г. Баку, Валерий Хайкин — г. Новосибирск, Василий Коростель — г. Пинск и другие. Поэтому, в тот период в мотоболе, в основном, принимались правильные, с опорой на коллективное мнение, решения. В новом деле не обойтись без поиска правильных ответов на решаемые вопросы, всяческих изменений и реформ, но они не должны мешать развитию дела, а помогать ему. Сильными ударами по мотоболу стало принятие чуждых нашему виду спорта нововведений и запретов. Первое такое запрещение, это использование, для игры в мотобол, качественных иностранных мотоциклов, а также использования на мотоциклах советских спортсменов иностранных деталей и запчастей (двигателей. карбюраторов, свечей, резины). Такой запрет делал игру менее скоростной, повлиял на ее зрелищность в худшую сторону, поставил спортсменов в рабскую зависимость от своего несовершенного, часто ломающегося мотоцикла. Но этот вопрос, по большому счету был политическим, спущенным сверху, он только контролировался мотоциклетными органами. Больше Анатолию Квану, поставить в укор нечего, кроме его личных кадровых предпочтений на местах, которыми, впрочем, страдают многие руководители всех рангов. Развитие мотобола в первое десятилетие своего существования шло быстрыми темпами и в правильном направлении.
Самые отрицательные реформы, повлиявшие на дальнейшую судьбу вида спорта, были приняты во время правления Валерия Мосина. Главное нововведение, перевернувшее все понимание мотобола, его менталитет, красоту коллективной игры, это перевод игр с гаревых полей, на поля с асфальтовым покрытием. Читателю нужно объяснить, чем отличаются эти поля и игра в мотобол на них. Гаревое поле: нижний слой, которого состоит из гравия, средний из песка и связующего материала, эти два слоя жестко укатаны. Верхний слой поля состоит из мелкого отсева, который при поливе становиться мягким. Со скользким асфальтом мы все знакомы в быту. Если брать за основу игру в мотобол на гаревом поле, на котором он был рожден, где мотоцикл выдерживает сцепление поля при любом крене мотоцикла и при любых разворотах, дает возможность резко останавливаться при торможении и быстро набирать ход. А на скользком асфальтовом поле, мотоцикл медленнее набирает ход, а юз и тормозной путь становиться длиннее. Но самое важное, во время игры, асфальтное поле дает возможность игроку владеющему мячом делать обратный вираж (движение мотоцикла в сторону от мяча). Этот маневр позволяет спортсмену, по времени, сколько он желает, контролировать мяч, не зависимо от количества соперников, при этом теряется контакт со своими партнерами, в результате исчезает коллективная игра. Как с юмором и очень точно подметили мотобольные болельщики со стажем, впервые наблюдавшие игру на асфальтовом поле, «мотобол стал не командной игрой, а фигурным вождением мяча». Мотобол потерял динамику игры, коллективные действия, постоянную борьбу за мяч, те основные качества, которые ставили его в один ряд с настоящими игровыми видами спорта.
Вопрос о переходе игр с гаревых полей на асфальтовые оказался ключевым, за всю историю мотобола, не только российского, но всего мотобола Европы. Этот переход полностью изменил саму игру и повлиял на ее дальнейшее развитие. Она стала более индивидуальной, менее зрелищной, исчезли многие элементы командных взаимодействий. Возникает вопрос, почему это произошло? Почему с такой легкостью команды закатали свои даже хорошие поля асфальтом? Ответов здесь несколько. Первый и самый главный — это та нищета, в которой прозябает наш вид спорта. Провести мотобольный матч на асфальте гораздо дешевле, чем на гари. Чтобы на гаревом поле провести игру, его надо выровнять, полить, разметить. Поливать и размечать его надо и в процессе игры. Асфальтное поле не надо ровнять, размечать, а многие поля и поливать. Второй аргумент, это всепогодность. Асфальтовое поле не раскисает и на нем можно тренироваться и играть круглый год. И очень веский аргумент заключается в том, что руководитель мотобола Мосин, даже не понял разницы этой подмены, и не противодействовал этому. Он не представлял себе сути вопроса, человек просто не умел ездить на мотоцикле.
Первое асфальтовое поле появилось случайно. В пригороде города Рига есть автомобильно — мотоциклетная траса для шоссейно — кольцевых гонок «Бикерниеки». На ней построили поле для частичного использования районной мотобольной командой «Адажи». Поле располагалось далеко от места проживания спортсменов, и за ним некому было ухаживать, поэтому его закатали асфальтом. Второе поле сделали и растиражировали по всей стране представители видновского «Металлурга». Это было время конца семидесятых, но тогда асфальтовые поля шли как эксперимент. Хозяйства, содержащие команды были способны обслуживать гаревые поля. Но к средине восьмидесятых, экономическое состояние организаций содержащих мотобольные команды стало ухудшаться, и встал вопрос об удешевлении расходов. Всех руководителей команд начало подгонять стадное чувство, не опоздать, быстрее закатать поле асфальтом. И как говориться, процесс пошел. Как спортсмен, игравший на полях с разным покрытием, могу сказать (автор), при всех погодных и экономических плюсах асфальтового поля, мотобол потерял свое лицо, свою настоящую игру, как говориться » вместе с водой выплеснули и ребенка«. Многие активные российские пропагандисты асфальта, ссылаются на то, что в Европе тоже идет процесс асфальтировки полей. Читателям надо объяснить, что за громким названием, европейский мотобол, стоит не такой уж достаточно благополучный в финансовом плане вид спорта, который находится на содержании своего малого бизнеса. А так как российская сборная команда постоянно их обыгрывает, и все российские команды дома играют на асфальте, они посчитали этот фактор самым главным аргументом побед. И бездумно в Европе заработали асфальто — укладчики, покрывающие асфальтом прекрасные гаревые поля.
В мотоболе страны была выстроена стройная система проведения соревнований. Победители районных состязаний выходили на республиканский уровень. Победители автономных республик и областей в республиканском финале выявляли лучшие команды и отправляли их в первую лигу. Две команды, победители первой лиги выходили в высшую лигу, где десять команд, в двухкруговом турнире, определяли чемпиона страны.
Освоившись с руководством мотобола, Мосин начал изменять принципы проведения соревнований. Постепенно структура их проведения была нарушена, особенно это коснулось низовых звеньев. Приоритет был отдан только проведению встреч высшего дивизиона и то в измененном виде и выступлению сборной команды СССР. Было непонятно, для чего это делалось? Когда в 1975 году проводился четырех круговой чемпионат СССР, по две игры дома и две игры на выезде. Вторая игра, как обычно проходила на следующий день, была она низкого качества и при пустых трибунах. Было принято большое количество нелепых и вредоносных решений. Это искусственное уменьшение высшей лиги мотобола, сразу на четыре команды, замена двух кругового ритмичного календаря основного чемпионата СССР, на календарь с рваными сроками, по две три игры в неделю, и в рабочие дни. Календарь главного чемпионата мог начинаться в мае или иметь месячные и более перерывы, где приоритет отдавался товарищеским международным встречам одной команды, а игры своего чемпионата на это время прекращались. Стало обыденным проводить всевозможные официальные турниры, вместо календарных игр уровневых соревнований. Соберут команды в одном месте, проведут турнир, и все это как будто для галочки. Да, это дешевле, но ведь болельщики команд, которые где то играли, мотобола и не видели. Все эти нововведения больно ударили по развитию игры, и ее популяризации в стране.
Управление и развитие вида спорта всей страны, требовало наличие у руководителя комплекса личных качеств, большой самоотдачи и особых знаний, связанных с мотоспортом, опыта руководства, предприимчивости и огромного желания служить своему делу, которыми молодой руководитель не обладал. У мотобола была возможность, как игровому виду спорта, подняться на более высокую ступень развития, и приблизится по своему уровню к олимпийским игровым видам. Молодому виду спорта, покоренные его зрелищностью, оказывали внимание и помощь большая группа видных журналистов. Борис Логинов, журнал «За рулем» (зам редактора, отдел спорта), Николай Белоус, газета «Советский патриот» (редактор), и крупные чиновники (заместитель председателя Госкомспорта СССР Вячеслав Гаврилин и др). Но руководитель мотобола Мосин, кроме получения наград и званий для работников и некоторых спортсменов, не смог извлечь реальной пользы для всего вида спорта.
В 2015 году Мосин, осознав, что падение мотобола, который своим непрофессионализмом и инертностью он опустил почти до самого дна, остановить не может, написал руководителям команд и общественности покаянное письмо. В этом письме он жаловался на невозможность работать в таких условиях и расписавшись в собственном бессилии покинул мотобол. Спустя годы понимаешь, не за свое дело взялся неопытный человек, как говориться не по Сеньке оказалась мотобольная шапка. Горько осознавать, что в сухом остатке оказался разваленным, любимый народом вид спорта.
Валерий Нифантьев.
Президент комиссии мотобола при федерации мотоспорта России.
Поднимая тему развития игры, трудно пройти мимо понимания роли личности в нашем виде спорта. В исторической памяти мотобола, сохранились несколько десятков имен руководителей команд, которые много сделали для развития игры. Они являются примером нынешним руководителям и тренерам команд. Это Виктор Кондратенко — «Комета» г. Элиста, и «Ковровец» — г. Ковров. Владимир Гончарук- «Домбай» г. Черкеск. Анатолий Ковган — «Молния» г. Зеленокумск и «Вымпел» г. Полтава. Василий Зубов — «Кавказ» г. Невинномысск. Константин Лалаян — «Норд» г. Баку. Агрис Зирнис — «Адажи» г. Рига. Валерий Резников — «Метеор» г. Элиста и «Восход» г. Ковров и другие. Падение уровня игры, которое мы наблюдаем в данный момент, напрямую связано и с тем, что в мотоболе мало осталось личностей, которые верой и правдой служат своему делу. Да, именно служат. Как сказал знаменитый хоккейный тренер Виктор Тихонов, «спорту надо служить». А многие нынешние специалисты не обладают всеми нужными качествами и знаниями, и к тому же так норовят запустить свою руку в полупустую командную казну. Настоящих профессионалов мало, но они у нас есть, на которых надо ровняться. Это тот же Валерий Нифантьев, руководитель видновской команды «Металлург», рано ушедший от нас Виктор Толоконников тренер ковровской команды «Ковровец», Юрий Воронцов, тренер кубанской команды «Кировец» и возрожденной черкесской команды «Домбай».
Команда «Комета» г. Элиста и её лучшие спортсмены, первые чемпионы страны.
Виктор Кондратенко, Станислав Жук, Зурган Бадмаев, Виктор Лякушев, Дмитрий Чудиков, Владимир Ведяшкин.