Мотобуксировщики для чего нужны
Назначение мотобуксировщика
Вполне естественно предположить, что покупая новый мотобуксировщик, человек знает, для чего он ему нужен и для каких целей будет использоваться. Но ведь если так разобраться, существует целый пласт потенциальных пользователей, которые просто не представляют насколько нужная в хозяйстве вещь – мотособака.
Условно все сферы применения средств малой механизации в промышленности и народном хозяйстве можно разделить на несколько основных направлений. И речь сейчас не идет о применении мотобуксировщиков в условиях крайнего севера, где это транспортное средство порой является единственным (наравне с оленями и собаками) вариантом передвижения.
Конечно же, первое по популярности направление – это применение мотобуксировщиков для транспортировки пассажиров и грузов на охоте или рыбалке. Согласитесь, в зимнее время протопать по рыхлому снегу или на холодном ветру несколько километров до точки назначения – удовольствие из разряда сомнительных. Тогда как вездеходное средство доставит до места буквально за несколько минут (в зависимости от продолжительности пути) и это при минимальном расходе топлива. Т.е. уже не надо закладывать дополнительное время на дорогу, можно потратить его на любимое хобби. Кстати, летом мотобуксировщик также легко справится с подобной задачей.
Сельское хозяйство предоставляет весьма обширный фронт работ, справиться с которыми под силу мотособаке. И речь даже не о вспашке и культивации полей, хотя при наличии прямых рук и огромном желании буксировщики выполняют, в том числе задачи и этого типа. Банально, привезти дров из леса, сено с покоса, доехать в межсезонье до соседней деревни – вот лишь небольшой перечень повседневных забот деревенского жителя.
В других отраслях привлечение средств малой механизации еще только начинается, но можно уверенно утверждать, что «механический друг» себя обязательно проявит. В городских коммунальных службах буксировщики используют при уборке улиц, расчистке снега, транспортировке мусора. Отдельного внимания заслуживает, применение мотособак в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Здесь эти трудяги не просто работают, а спасают жизни людей. Т.е. как видим, хоть назначение везде и одинаково – перевозка грузов и пассажиров, но цели разные и области применения тоже. Соответственно, каждый человек, планирующий покупку этого транспортного средства, приобретает настоящего помощника себе в хозяйство.
Для чего нужен мотобуксировщик
Мотособака – это мотобуксировщик, предназначенный для перевозки людей и грузов в зимнее время по бездорожью.
Сфера применения такой техники весьма обширна. Для зимней рыбалки мотособака – незаменимый транспорт. Любители зимней ловли, как правило, рыбачат не у самого берега, а преодолевают большие расстояния пешком по льду, чтобы отыскать «рыбное» место. Пешком, в условиях снегопада, рыбакам с тяжелым рюкзаком трудно передвигаться по заснеженной поверхности водоёмов.
Мотособака легко едет по льду, таща за собой экипировку и оборудование для рыбалки.
Охотникам данный транспорт так же необходим. Расход топлива такого миниснегохода очень экономичен, что позволяет преодолевать большие расстояния по заснеженной местности. Полного бака хватает на целый день езды.
Отправляясь на мотособаке за несколько десятков километров от дома следует иметь в запасе набор свечей и запасной ремень, если трансмиссия – вариатор.
Стоит отметить, что благодаря надежности и высокой проходимостью по бездорожью, мотобуксировщик нашёл своё применение и в спасательных операциях.
Мотособаки восстребованы и у жителей сельской местности для перевозки дров, запасов продуктов питания, тяжелых грузов.
Главной особенностью этого транспорта являются его тяговые характеристики, а не скоростные. Тяговые свойства мотобуксировщика зависят от рельефа местности, по которой происходит транспортировка груза. И у каждой модели мотособаки они будут разными. Если передвигаться на мотособаке по ровной снежной дороге, то и тяга будет максимальной. Тяжелые грузы техника перевозит на малых скоростях, а максимальную скорость сможет развивать только при небольшой загруженности и по укатанной трассе.
Как выбрать мотобуксировщик? 7 важных ориентиров
В этой статье мы расскажем, как правильно выбрать мотобуксировщик, исходя из ваших потребностей.
А также мы раскроем преимущества и слабые места различных моделей мотобуксировщиков.
Навигация по статье
Каждый мотобуксировщик заточен под определенную цель, и чтобы грамотно выбрать себе новую технику, нужно понимать, каким образом вы будете ее эксплуатировать.
Какой выбрать — переднеприводный или заднеприводный мотобуксировщик?
Все мотобуксировщики делятся по расположению двигателя на две основные группы:
Переднее расположение двигателя обеспечивает технике наилучшую проходимость в сцепке буксировщик + волокуши за счет нахождения центра тяжести спереди.
Моделями с задним расположением двигателя легче управлять, если приходится ездить подолгу на дальние расстояния. Потому что верхняя часть буксировщика при движении приподнимается — и данная модель считается более маневренной, но это может создать трудности при передвижении в глубоком рыхлом снегу.
Значительным преимуществом заднеприводного мотобуксировщика является то, что ведущий вал расположен в задней части рамы. И при случайном наезде на крупное препятствие вал будет защищен от повреждений.
Также, если вы используете заднеприводный мотобуксировщик в комплекте с лыжным модулем или толкачом, это дает наиболее неправильную развесовку конструкции.
Какую базу мотобуксировщика выбрать?
База мотобуксировщика в Бурлак М бывает стандартная длиной в 1450 мм или укороченная длиной в 1250 мм.
Конструкции базируется на гусенице шириной в 500 мм.
Если у вас есть сложности с транспортировкой техники до места эксплуатации, лучше выбирать укороченную базу — она компактнее.
Стандартная же модель обладает лучшей проходимостью за счет большей площади опоры.
Какой выбрать тип подвески мотобуксировщика?
Подвеску лучше всего выбирать катковую либо катково-склизовую.
На мотобуксировщики Бурлак устанавливаются надежные, но простые в обслуживании тележки с катками от снегохода Буран. Катковая подвеска является всесезонной, может использоваться при любом количестве снега и даже при его отсутствии.
Не самой приятной особенностью катковой подвески является то, что в пухляке она может забиться снегом, что создаст трудности при движении.
Катково-склизовая подвеска в свою очередь преодолевает любые снежные покровы без особых затруднений, в том числе и пухляк. Это достигается за счет максимально открытой ходовой части и жестко зафиксированной площади опоры.
Минусом катково-склизовой подвески является отсутствие универсальности. Склизы запрещено эксплуатировать на льду, если нет снега, и в теплое время года. Потому что для их охлаждения и смазки необходим снежный покров.
На всех буксировщиках Бурлак М подвеска унифицирована — и ее можно легко и быстро заменить: катки на склизы — и наоборот. При этом никакие переделки рамы не потребуются.
Докупив к Бурлаку комплект склиз или тележек, вы получите универсальную технику, способную пройти по болоту летом и по любому снежному покрытию зимой.
Какая оптимальная мощность двигателя у мотобуксировщика?
Любая модель Бурлак М может быть укомплектована двигателем от 9 до 17 л.с.
Для укороченной модели оптимальной мощность будет в 9-11 л.с. Для стандартной модели мы рекомендуем двигатели мощностью 13, 15 и 17 л.с. Благодаря длинной базе они обеспечат мотобуксировщику отличные скоростные и тяговые характеристики.
Редуктор или вариатор?
И редуктор, и вариатор передают крутящий момент на вал трансмиссии.
Редуктор позволяет мотобуксировщику плавно трогаться с места, без рывков. О вариаторе такого, к сожалению, не скажешь. Редуктор выдерживает повышенные нагрузки, механическое воздействие. Но в случае поломки ремонит обойдется недешево.
Вариатор дороже сам по себе. Зато он почти не ломается. Разве что может повредиться ремень в случае регулярных сильных перегрузок. Но самое главное: вариатор способен раскрыть мощность двигателя.
Какую гусеницу выбрать на мотобуксировщик?
Оригинальные отечественные гусеницы для мототехники, производимые заводом Composit Tracks, бывают двух видов: шириной 500 и 380 мм.
Гусеница 500 мм – наиболее востребована, потому что площадь опоры обеспечивает высокую проходимость и уверенное движение на любых поверхностях.
Вся линейка мотобуксировщиков Бурлак-М, за исключением одной модели, укомплектовывается широкой гусеницей.
Гусеница 380 мм имеет меньшую площадь опоры и ей, как правило, требуются маломощные модели мотобуксировщиков, которые за счет своего небольшого веса неплохо держатся на снежном покрытии, но обладают невысокими тяговыми характеристиками.
В линейке Бурлак-М это модель 380 мощностью 6,5 л.с. Это самая компактная, легкая, простая и экономичная модель в линейке. Данная модель подойдет для передвижения по не самым сложным покрытиям в одиночку. Ее, как правило, приобретают для использования только на ледяной поверхности.
Мотобуксировщик Бурлак-М — специально для рыбаков
Так же вы можете выбрать не только тип подвески, но и саму гусеничную часть, исходя из предполагаемых условий эксплуатации.
Компания Снегоход Сервис, учитывая желания рядовых потребителей, разработала усовершенствованную ходовую часть специально для рыбаков.
Теперь любой Бурлак-М может быть укомплектован и модернизирован металлическими грунтозацепами, которые обеспечивают отличное сцепление с поверхностью, благодаря чему мотобуксировщик на льду становится управляемым, а движение по водоемам с прохождением торосов — более безопасным.
Мотобуксировщики
Самые дешевые снегоходы — это миниснегоходы! Обзор лучших моделей
Что такое миниснегоходы? И почему стоит обратить на них внимание? Не покупайте снегоход, не прочитав эту статью.
Какой мотобуксировщик для рыбалки лучше купить?
Какой мотобуксировщик лучше всего подходит для рыбалки? Выбираем самый оптимальный вариант.
Какой выбрать мотобуксировщик? Рассматриваем 5 вариантов
Делать самому или покупать? Покупать у мастера или с завода? Какую модель и как выбрать? На что обращать внимание?
Как улучшить проходимость мотобуксировщика с помощью 8 параметров?
Зачастую хороший мотобуксировщик едет по пухляку даже лучше снегохода. Но есть хитрости, как повысить его проходимость.
Экспедитор — мотобуксировщик повышенной проходимости
Одно из лучших вездеходных решений — мотобуксировщик с повышенной проходимостью.
Проходимость обеспечивает не только мощный двигатель, но и максимально широкая и длинная гусеница. А лучше сразу две.
Поэтому на обзоре у нас сегодня двухгусеничный мотобуксировщик Экспедитор.
Мотобуксировщик, или мотособака будет полезной тем, кто планирует передвижение на заснеженных участках (рыбаки, охотники, любители зимних путешествий). В отличие от снегоходов и гусеничных квадроциклов, эта техника отличается меньшими габаритами, маневренностью, минимальным расходом топлива и сравнительно невысокой стоимостью. Прежде, чем купить мотобуксировщик, необходимо обратить внимание на некоторые важные моменты, которые помогут сделать правильный выбор.
История появления мотобуксировщиков
Первые транспортные средства подобного типа появились ещё в 50-х годах XX века в Канаде и США. В начале 70-х в советских научно-технических журналах были размещены описания мотобуксировщиков. После этого в стране появились первые модели, сделанные самостоятельно отечественными умельцами из подручных материалов.
Мотобуксировщики были весьма востребованы в сельской местности, в районах Крайнего Севера, у любителей охоты и рыбалки. В ход шло все: от старых транспортерных лент до двигателей от бензопил. В процессе эксплуатации выяснилось, что мотобуксировщик может ходить не только по снегу и льду в зимний сезон, но и по заболоченной местности, причем вне зависимости от времени года.
В 1975 году архангельский инженер А.В. Фомичев предпринял попытку создания отечественного мотобуксировщика. В 1979 году даже прошли официальные испытания, однако патент на свою разработку инженер смог получить только спустя 18 лет в 1997 году. Именно его разработка легла в основу большинства моделей современных мотособак.
Виды мотособак
Мотобуксировщики делятся на две большие группы по месту расположения двигателя:
Кроме этого, мотобуксировщики делятся на виды, исходя из длины их базы:
Еще одним параметром, по которому могут отличаться мотобуксировщики, является мощность двигателя. Оптимальные параметры – 13-18 лошадиных сил. При условии длинной базы такая мотособака сможет продемонстрировать лучшие показатели тяги и скорости.
Устройство мотобуксировщика
Устройство этой техники достаточно простое. Мотобуксировщик состоит из широких гусениц, подмоторной плиты, рамы, корпуса и бензинового двигателя, работу которого обеспечивает генератор. Благодаря минимальному набору запчастей, эта техника отличается надежностью. Современные модели могут похвастаться отличной проходимостью, благодаря низкому удельному давлению на поверхность. Это сделало мотособак незаменимыми при передвижении по снегу.
Правила выбора мотобуксировщика
Многообразие моделей мотобуксировщиков, представленных на рынке, делает выбор этой техники достаточно сложным. Рассмотрим, на какие параметры следует обращать внимание.
Сфера применения
При выборе техники прежде всего нужно учитывать задачи, которые она должна выполнять. Ее можно использовать при проведении спасательных операций, для перевозки людей и вещей во время экспедиций, перемещения промышленных или хозяйственных грузов, обслуживания коммуникаций, расположенных в труднодоступном месте.
Многие охотники и рыбаки выбирают мотособак для перемещения по рыхлому снегу. Такая техника незаменима зимой, когда добраться пешком или на машине до нужного места невозможно.
Если первоочередной задачей мотобуксировщика является перевоз груза, нужно выбирать модели с мощным двигателем. Не менее важными критериями являются простота управления и трансмиссия.
Наличие вариатора указывает на плавное переключение передач, возможность развивать большую скорость, качество и износостойкость деталей, экономичность. Автомат станет гарантией большого крутящего момента.
Габариты
Прежде всего важно определиться с размером мотобуксировщика. Компактная техника с легкостью поместится в багажник универсала. Для перевозки стандартных моделей придется использовать прицеп. Отдельно представлены разборные модели, которые получится транспортировать даже в небольшом авто. Но прежде, чем их купить, нужно учесть, что собирать такую технику на морозе – не самое приятное занятие.
Чтобы оценить, поместится ли мотособака в машину, необходимо измерить размеры багажника и прибавить с каждой стороны по несколько сантиметров, чтобы можно было без проблем загрузить сюда буксировщик.
Для тех, кто не готов пачкать гусеницей мотобуксировщика свой автомобиль, есть модели, которые транспортируются непосредственно в санях. Но в таком случае нелишним будет учесть толщину их бортов и высоту полозьев.
Проходимость
Размер машины – это не главное, на что стоит обращать внимание при выборе буксировщика. Главной в этой технике является ее проходимость. А на этот параметр напрямую влияет площадь гусениц. Чтобы мотособака смогла с легкостью преодолевать даже значительные препятствия, площадь гусениц должна быть большой, а корпус – достаточно широким и длинным. Но стоит учесть, что слишком габаритная модель будет менее маневренной и может вызвать сложностью с управлением.
Оптимальным вариантом считается буксировщик, длина которого около 1,5 м, а ширина 0,5 м. Этого вполне достаточно, чтобы преодолевать сугробы глубиной в 1 метр и более. Для жителей регионов с незначительным снежным покровом рекомендуют выбирать более короткие модели, которыми проще управлять и легче перевозить.
Мощность двигателя
Большинство моделей имеют двигатель, мощность которого в пределах 6-15 лошадиных сил. Тем, кто планирует передвигаться на мотособаке в одиночку и не нуждается в перевозке тяжелых грузов, рекомендуют остановиться на буксировщике с двигателем в 6-7 л.с. Чтобы ездить на нем вдвоем, нужно брать модель с движком 9 л.с. Для большой компании потребуется мощный двигатель – не менее 15 л.с.
Качество сборки
Каждый на глаз сможет оценить качество сварных швов, геометрию рамы, наличие на деталях покрытия, которое защитит их от царапин и других повреждений. Также стоит обратить внимание на производителя. Если это небольшое и никому не известное производство, то при сборке могут быть допущены оплошности, которые в последствие способны привести к серьезным последствиям. Поэтому по возможности следует отдать предпочтение мотособаке, которую собрали на крупном заводе с хорошей репутацией. Это защитит покупателя от различных неприятных сюрпризов.
Редуктор или вариатор?
Оба эти устройства предназначены для передачи крутящего момента от двигателя на вал трансмиссии. Если говорить о редукторе, то трогаться он будет плавно и без рывков, чего нельзя сказать о вариаторе. При этом он способен выдержать повышенные нагрузки и различные механические воздействия. Зато в случае поломки на ремонт придется выложить круглую сумму.
Вариатор стоит дороже. Но единственная поломка, которая ему грозит – это повреждение ремня. Однако такое случается только в случае постоянных больших перегрузок. Еще одним преимуществом вариатора называют его способность раскрыть мощностные характеристики двигателя.
Тип подвески
В современных мотособаках можно встретить два варианта подвески:
Привод
Заднеприводные модели доказали свое преимущество при необходимости перевозить большие грузы. Но во время движение на пустом мотобуксировщике на большой скорости возможно задирание вверх передней части. У переднеприводных моделях такой проблемы нет. Поэтому, если иногда планируется ездить налегке, лучше отдать предпочтение последним.
Регулировка узлов
Каждый мотобуксировщик нуждается в регулярном обслуживании узлов. Поэтому при выборе подходящей модели также стоит учитывать, насколько просто это будет делать.
При осмотре техники следует обращать внимание на кожух, закрывающий мотор. Важно, чтобы он был прочным, качественным и надежно защищал двигатель. В противном случае открытые детали на большом морозе будут обледеневать, из-за чего могут выйти из строя. Также стоит отказаться от тех мотособак, у которых капот жестко прикреплен. Из-за этого вычищать технику от наледи или грязи будет очень сложно.
Оптимальным вариантом станет быстросъемный кожух, сделанный из качественного пластика, или чехол, сшитый из мембранного материала, который закрепляется с помощью молний. Именно такой вариант считается максимально удобным. При необходимости добраться до мотора его не придется полностью снимать, достаточно просто расстегнуть змейку. Это также позволит защитить «сердце» мотобуксировщика от мороза и избежать выхода его из строя.
Что касается открытых узлов, то здесь чаще всего приходится регулировать цепь и гусеницы. Покупая технику, стоит уточнить у продавца, есть ли в выбранной модели такая функция. В качественных буксировщиках для регулировки гусениц используют эксцентрик. Отрегулировать ее за считанные минуты можно при помощи дополнительной звездочки. Весь процесс займет около 5 минут.
Безопасность и комфорт передвижения
Производители, которые дорожат своей репутацией, помимо технической стороны мотобуксировщика, продумывают и то, как сделать технику максимально эргономичной, надежной и комфортной. Несмотря на то, что без таких мелочей можно легко обойтись, с ними покупка принесет настоящее удовольствие во время эксплуатации мотособаки:
Аксессуары
Не стоит отказывать себе в удовольствии комфортной езды на мотобуксировщике. Для защиты рук от мороза некоторые производители предлагают специальную муфту, которая крепится на руль. Для того, чтобы навигатор не замерз и не вышел из строя, можно приобрести сумку с подогревом.
Колесные тележки-прицепы и коньки, которые удерживают траекторию, позволят с комфортом кататься в межсезонье. Чтобы превратить тягач в толкач, используют специальный модуль. Таких девайсов достаточно много и их наличием нужно интересоваться еще на этапе выбора техники.
Что лучше: мотобуксировщик или снегоход?
Выбирая, что лучше купить мотособаку или снегоход, нужно ориентироваться на задачи, которые будут стоять перед транспортным средством, учитывая достоинства и недостатки каждого из них. Преимуществами снегохода являются:
Положительные качества мотобуксировщика:
Какой мотобуксировщик лучше купить?
Мотобуксировщик – техника, незаменимая для тех, кому необходимо передвигаться по заснеженным территориям или в условиях бездорожья. Чтобы он смог прослужить вам максимально долго, но при этом был надежным и гарантировал комфортную езду, при выборе важно обращать внимание на его мощность, маневренность, грузоподъемность.
Чтобы понять, подходит ли вам конкретная модель, ее нужно протестировать. Это позволит оценить комфорт и удобство в управлении.