Мотокросс и эндуро в чем отличие
В чем разница между кросс и эндуро и что выбрать?
Автор статьи: Moto Moto
Поклонники безумных гонок по бездорожью обычно знают, на каких машинах они любят ездить. Но новички всегда встают перед трудным выбором: кросс или эндуро? Кроме того, если они не знают, чем отличаются различные кроссы и эндуро, то им не обойтись без помощи специалиста. К счастью, для ознакомления с основной информацией и предложениями по использованию этих мотоциклов этой статьи достаточно.
Кросс и эндуро
Основное различие между кроссовым мотоциклом и эндуро состоит в том, что кросс предназначен почти исключительно для спортивной езды. Гонки на мотокроссе по сложным трассам привлекают как зрителей, так и участников. Эти типы мотоциклов предоставляют не только возможность быстрой езды, но и экстремальные ощущения, связанные с условиями, в которых мотоцикл должен справиться.
В случае с эндуро мы имеем дело с более широким применением – именно поэтому мотоциклы оснащены указателями поворота и фарами (которых на кроссовых обычно нет, хотя быввают исключения). Однако это еще не все. Эндуро имеют более высокую подвеску, обычно более легкую, но “кроссы” все же считаются профессиональными внедорожными машинами. Конечно, оборудование отличается, хотя в случае мотоциклов этого типа большинство изменений производится самостоятельно. Тюнинг таких машин обычно происходит в местных мастерских.
Кроссовый мотоцикл – виды и применение
В случае с “кроссами” дело довольно простое. В упрощенном виде можно сказать, что мотоциклы этого типа находятся бывают двух разных типов. Они отличаются друг от друга прежде всего возможностями передвижения по дорогам, а значит, и оборудованием.
Первый тип “кроссов”- это машины, которые имеют разрешение езды по городским дорогам. На наших дорогах не так много таких мотоциклов, потому что они почти не производятся для езды по улице. Если это спортивная машина, используемая в мотокроссе, то зачем тогда позволять ей двигаться по дороге? Тем не менее, в течение некоторого времени на рынке появились кроссовые мотоциклы, которые имеют фары, указатели поворота, стартеры и соответствующие глушители, так что вы можете зарегистрировать их и использовать их также для езды на асфальтовых дорогах.
Другие байки всегда можно переделать, даже с помощью специального набора, который можно приобрести в Интернете. Даже доморощенный механик-любитель может справиться с его установкой, что делает машину для мотокросса пригодной для езды по дорогам общего пользования.
Второй тип кроссовых мотов – это типичные машины, предназначенные для езды по пересеченной местности. Их спортивный характер не требует упомянутых выше элементов, потому что для езды на мотокроссе не требуется разрешение на вождение по дороге. Проблема с типичными “кроссами” заключается в том, что на трассу их нужно доставить на эвакуаторе, прицепе или иным образом, однако у этих мотов нет возможности выехать на место по дорогам общего пользования.
Эндуро – виды и применение
В случае эндуро существует четыре типа мотоциклов. Наиболее спортивный представитель этого класса – Hard Enduro, спортивная машина с очень простой, но прочной конструкцией. Иногда при описании его говорят о “кроссе” с большими отражателями. На практике он меньше других эндуро отличается от кроссовых мотоциклов. Это самый простой, но в то же время самый “капризный” тип эндуро.
Гораздо проще в управлении, несомненно, будет Dual Enduro, оснащенный всем необходимым для езды по дороге. В нем даже найдется место для пассажира, что в случае спортивного типа неосуществимо или, по крайней мере, очень сложно.
Двоюродный брат этих машин – тип, известный как Funduro. Это дает возможность намного комфортнее путешествовать по дорогам, особенно по городу. Однако это оплачивается значительным весом машины и ограничениями, которые возникают, когда мы хотим использовать такой мотоцикл в условиях бездорожья. Его полевой дух будет ограничен лесными тропами, а не напряженной ездой по труднопроходимой местности.
Последний тип, так называемый «Tourist Enduro» – это мотоциклы, подходящие для дальних поездок, тяжелые и гораздо более напоминающие все остальные туристические машины. От спортивного эндуро здесь остается только внешний вид, такие мотоциклы уже не подходят для езды в сложных условиях. На дорогах, однако, комфорт от вождения такой машины значительно улучшается.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что эндуро больше подходит для комбинированной езды, то есть по дорогам общего пользования и естественным, природным тропам, в то время как “кросс” гораздо лучше приспособлен для езды по сельской местности. Хотя все сказанное сильно упрощенно, просто эти два типа мотоциклов принято разделять.
Стоит также обратить внимание на тот факт, что, хотя на первый взгляд кажущаяся более простой конструкция и более дешевый “кросс” может показаться привлекательным для новичков, начинающим стоит все же начинать с более “спокойной” машины, более напоминающей обычные мотоциклы. На агрессивные и более быстрые байки нужно пересаживаться только, когда вы для них созреете. В этом смысле эндуро кажется гораздо лучшим выбором для человека с небольшим опытом.
В чем разница между кроссом и эндуро?
Как в любом виде техники различия модельных рядов зависят от целей и способа эксплуатации. Стоит вам помесить грязь на эндуро или погонять на отсечке с адриналином на 15 по 10ти бальной системе своих возможностей, как вы тут же начнете видеть явную разницу без всякой теории.
Если говорить об этих классах обобщенно, то различия у них в:
Силовой аппарат
Кроссовые мотоциклы созданы для того, чтобы с места сорваться на трассу, которая ой как далека от шоссейных гонок. Единственная цель двигателя — отработать на максимум, чтобы пилот пришел к финишу первым и в идеале верхом, целым, непотрепанным. Кроссам не нужна крейсерская скорость. Им подавай полет истребителя! Поэтому такие двигатели имеют достаточно пороха, для работы в отсечке, но плохо чувствуют себя на низах, которые для них как эффект слоумо для человека, выпившего три литра энергетика.
У мотоциклов эндуро с низами все проще. Такие двигатели рассчитаны на трассы, с которыми пилот не знаком, на езду с возможными заминками из-за дорожных условий. Поэтому там, где эндуро спокойно бочком проползет на средних оборотах, кросс при застревании в грязи может попросту перегреться.
Пара слов о КПП. Так как кросс радеет за скорость, передачи короткие, очень короткие, настолько близкие, что иногда с непривычки не понимаешь, переключился или нет.
В эндуро переключение более ощутимо, передачи немного дольше, опять таки из-за низов.
Электросистема
Кикстартер и электростартер. На кроссовых мотоциклах пуск двигателя подразумевается только перед гонкой, простая как валенок система кикстартера легка и надежна, поэтому на многих моделях вы увидите именно кикстартер.
Система питания
Бак на кроссовых мотоциклах с наперсток (утрирую), но бак ему нужен для питания двигателя на одной гонке, а так как мотоцикл едет на грани взлета в космос, то расход бензина большой. Объемные баки на них не ставят, потому что это будет лишним весом, тем более длительной погони не будет. На эндуро баки немного вместительнее, ведь заезды дольше, но и расход проще.
Подвеска/колеса
Кросс отличается ездой с прыжками, трасса имеет трамплины или достаточно суровый рельеф, что требует соответствующей конструкции. Отсюда жесткие вилки. Если присмотреться, то на кроссе вынос вилки больше, чем у эндуро, потому как на повышенной скорости вынос помогает от воблинга, а резкие повороты и мега управляемость нужны на пониженных скоростях как у эндуро, в моменты объезда препятствий. Из-за прыжковых техник посадка на кроссе высокая. На эндуро посадка ниже, амортизация мягче.
Колеса кросса имеют низкопрофельную резину, эндуро тоже использует низкопрофильную, но имеет зазор в дюйм на ободе, чтобы пилот мог спустить давление в шинах, чтобы продолжать гонку с лучшим сцеплением.
Тюнинг/дополнительные элементы
На кроссах не должно быть ничего лишнего. Даже подножки и той нет! Между гонками мотоцикл ставиться на специальную подставку, в остальном подножка вам не нужна, чай пить на трассе вы не будете.
На эндуро всегда будут дополнительные элементы, могут быть зеркала и защита рук, подножка и другие мелочи, которые на кроссе будут висеть лишним весом. Так же если эндуро предназначен для езды в городе, на нем должны быть подножки для пассажира.
Отличие эндуро от кроссового мотоцикла
Многие, кто пока еще не в теме эндуро или мотокросса, изначально не видят разницы между этими типами мотоциклов. Те, кто еще планируют приобретение двухколесного, также могут не знать этих основ. Вспоминая себя чуть ранее, на первом году эндуро катания на первых 250-ках мы думали, что следующим мотоциклом проще будет купить кроссовый байк и забыть о недостатке мощности. Но подобные мысли теплились в наших головах не долго. Вскоре отличие эндуро и кроссовых байков стали для нас настолько явны, что мы стали рады тому, что не совершили глупость, купив кросс для эндуро катания. Отчасти можно сказать, мы в стали на пусть истинный, благодаря тому, что в нашей компании все же появились владельцы кроссовых мотоциклов.
Итак, давайте все таки выясним, чем же отличаются эти типы мотоциклов. Ведь для большинства людей, наблюдающих эти мото со стороны, отличия заканчиваются на отсутствии фары и стоп сигнала у кроссового байка. Но важно знать, что различие рождает сфера применения этих мотоциклов. Поэтому давайте представим себе, в каких условиях они эксплуатируются. Для мотокросса — это чаще всего скоростная, полностью известная гонщику закольцованная трасса, на которой отсутствуют препятствия, но могут быть трамплины различного вида. На этих трамплинах гонщикам приходится высоко вылетать и, соответственно приземляться. Режим езды, как правило, это резкие ускорения в полный газ и эффективные торможения перед поворотами. Разумеется, что мотокросс проводится в светлое время суток, либо в специальных помещениях с искусственным освещением.
Кросс в качестве эндуро — это тяжело
Для эндуро все не так однозначно, поскольку видов эндуро мотоциклов для различного катания появляется все больше с каждым годом. Но мы попробуем выделить общие моменты эксплуатации спортивного эндуро, явно отличающие его от мотокроссовых мотоциклов. Явные различия туристических эндуро пропишем отдельно. Итак, для эндуро чаще всего — это изначально неизвестная или малоизвестная трасса большой протяженностью с естественным рельефом и препятствиями, на которой бывает необходимо как быстро ускоряться, так и аккуратно преодолевать препятствия на низкой скорости. Препятствия могут быть различными: камни, бревна, сложный рельеф, горы, узкий мостик над рекой и прочее прочее.
Имея эту информация, составить список отличий и понять, для чего это сделано не составит труда.
Итак, для кроссового мотоцикла характерны:
А для спортивного эндуро характерны:
Из необязательных атрибутов эндуро можно встретить защиту рук (ручек), в которой используется металл. В кроссе эта вещь будет лишней, веток там нет, а при неправильном приземлении рука может застрять с неприятными последствиями. В эндуро же, защита очень функциональна, помимо веток и холодного ветра, эти дуги защищают ручки при падении, дополнительно не давая рулю уйти в грязь или песок, грипсы остаются чистыми.
Эндуро мотоцикл класса дуал спорт отлично подходит для любительского катания и путешествий (Kawasaki KLX 250S)
Любительские эндуро мотоциклы чаще всего принадлежат классу «дуал спорт», тоесть на них можно ездить как по дорогам общего пользования, так и съезжать на бездорожье. Эти аппараты очень сильно отличаются от спотивных хард эндуро байков и больше заточены под дорожное применение, с кроссовым мотоциклом общего практически нет. У них обязательно с завода имеется полный набор светотехники с поворотниками, звуковой сигнал, зеркала, подножки заднего пассажира. Подвеска рассчитана на комфортную езду по бездорожью без трамплинов, подвеска делает полный ход уже при небольших прыжка с высоты примерно в 1 метр. Двигатели имеют меньшую мощность, но гораздо больший ресурс (до 10 раз) и не требуют столь частого обслуживания. Благодаря высокой надежности и низкому расходу топлива на этих мотоциклах чаще всего совершают дальние путешествия.
Надеемся наши мысли были полезны для вас. Если перед вами стоит выбор эндуро или кросс для любительского катания — однозначно рекомендуем эндуро. Если же у вас уже есть кроссовый байк, то на нем также можно катать, пусть это и не так просто.
Почему не нужно покупать кроссовый мотоцикл?
Статья актуальна, если речь идет о выборе кроссового мотоцикла, для езды по бездорожью. Если же вы планируете участвовать в мотокроссе, то смело закрывайте эту статью. В таком случае выбор очевиден — только кроссач.
Выбирая мотоцикл для внедорожной езды, большинство новичков непременно наберет в поисковике «кроссовый мотоцикл». Но на самом деле, для езды по бездорожью, нужен мотоцикл эндуро. Другая категория людей, это те кто уже поездил на слабеньких эндуро и теперь хочет много мощности, за небольшие деньги. Давайте попробуем разобраться, в чём же принципиальная разница в этих мотоциклах.
Содержание:
Для чего эндуро мотоциклы и для чего кроссачи
Эндуро мотоцикл создан для передвижения по пересеченной местности. Их также можно разделить на спортивные эндуро, для серьезного бездорожья и софт эндуро, для лесных покатушек и мототуризма. Кроссовые же мотоциклы, созданы исключительно для гоночных кроссовых трасс. При схожем с эндуро внешнем виде, в техническом плане и в настройках, кроссовые мотоциклы довольно серьёзно отличаются.
Электрика и световое оборудование
Если провести опрос, с вопросом, чем отличаются кроссовые и эндуро мотоциклы, я уверен, победит ответ «у эндуро есть фара, а у кросса её нет». На самом деле, отличий в разы больше и это только одно из различий. Действительно, кроссовым мотоциклам фара ни к чему. По ночам, в отличие от эндуро, кросс не ездят. В связи с отсутствием светового оборудования и других энергопотребителей, генератор выдает мощность, достаточную только для искрообразования и соответственно работы двигателя. Так что поставить фару на кроссовый мотоцикл, достаточно проблематично.
Подвески кроссовых и эндуро мотоциклов
Как уже было сказано, кроссовые мотоциклы целенаправленно разработаны для гоночных трасс. Как мы знаем, кроссовые трассы обладают большим количеством трамплинов и проезжаются на большой скорости. Соответственно, чтобы на этих самых трамплинах можно было прыгать, без последствий как для техники, так и для гонщика, подвеску с завода создают очень жесткой. В эндуро же, скорость езды намного ниже, а рельеф намного разнообразней. Кроме того, часто приходится проезжать различные препятствия, такие как бревна и камни. Для этого подвеска должна быть значительно более мягкой.
Различия в двигателях кроссовых и эндуро мотоциклов
Как правило, производители сначала разрабатывают кроссовые мотоциклы, а уже потом, на их базе строят эндуро. Но различия кроются также и в значительной перенастройке двигателя. В мотокроссе, гонщик, по сути открывает дроссель на полную вначале заезда и закрывает в конце. Настраиваются движки для кросса на максимальную отдачу в зоне высоких оборотов. На низких и средних оборотах, кроссачи просто напросто не тянут, из-за ненадобности в этом. Для эндуро, напротив, очень важна тяга в натяг. На крутой и извилистой лесной дорожке, очень важна мощность именно на низких и средних оборотах. Кроме того, двигатели на эндуро, имеют значительно большую эластичность и инертность, что так же очень важно в условиях естественного рельефа.
Разница в системах охлаждения двигателей
На кроссовых мотоциклах нет необходимости использовать дополнительный вентилятор охлаждения, так как благодаря высокой скорости, для эффективного охлаждения достаточно и набегающего потока воздуха. В эндуро, вентилятор необходим как воздух. В случае отсутствие такового, движок вскипит на первом же препятствии. И кстати, как и фару, вентилятор поставить на кроссовый мотоцикл, из-за слабого генератора, так же проблематично.
Различия в трансмиссии
Опять таки, на кроссовых мотоциклах важны длинные передачи, так как во время заезда, передачи практически не используются. На кроссачах пять передач. Соотношение звезд настроено на большую скорость. В эндуро передачи более короткие и их, как правило шесть. Соотношение звезд подбираются с учетом того, что необходима лучшая тяга.
Электростартер
На кроссовых мотоциклах, двигатель заводится только в начале заезда, по-этому, большой необходимости в электростартере нет. Кроме того, электростартер, это лишний вес. В эндуро наличие электростартера, очень желательная опция, особенно у четырехтактных движков. Для того, чтобы завести с кикстартера четырехтактник, особенно если он повалялся вверх колесами и его залило, нужно развести костер, добыть коготь дракона и перо полярной совы и долго-долго прыгать на кикстартере. В общем вы поняли))
Ресурс кроссовых и эндуро мотоциклов
Немного перефразируя Фердинанда Порше: «Хорошая гоночная техника, должна развалится сразу после финиша. Если этого не произошло, инженеры заложили чрезмерную надежность в ущерб скорости». Именно по-этому принципу строятся и кроссовые мотоциклы. Ведь это, самая настоящая гоночная техника. Современные хард эндуро, не далеко от этого ушли, но тем не менее, ресурс у них выше, а интервалы обслуживания реже. Один мой хороший знакомый, после дохленького китайца, как раз захотел много мощности за дёшево. Он купил Yamaha YZ250. На первой же покатушке, у него развалилась коробка передач. На вопрос, как это могло произойти, все только пожимали плечами, со словами: «Ну это же старый кроссач, чего ты хотел?»
Правильный кроссач после финиша))
Кроссач для эндуро. Реально ли?
В общем, я думаю вы поняли, что отличий у кроссовых и эндуро мотоциклов, больше, чем кажется на первый взгляд. И использовать кроссовый мотоцикл для езды вне трасс, на пересеченной местности, затея, мягко говоря так себе. Из-за жесткой подвески и дерганного движка, кроссач вас быстро вымотает. Мотор закипит в ближайшей луже. А в попытках потом его завести, вы проведёте примерно пару лет. Но тем не менее, некоторые кроссовые мотоциклы, всё же, условно немного больше подходят для бездорожья. Это четырехтактные 250-ки. В отличии от двухтактников и 450-к, на них хотя бы как то можно ездить в эндуро, особенно если их доработать для этих целей. А на кроссочах KTM и его соплатформенниках, начиная с 2012 года, устанавливают электростартер. Но в любом случае, такие мотоциклы для езды на бездорожье, очень и очень компромиссный вариант.
Если вы хотите подобрать правильный мотоцикл, то обращайтесь к нам в motolifeshop.ru или пишите мне в личку. Буду рад ответить на все вопросы))
Сайт работает на мощном и быстром хостинге Beget
Чем кроссовые мотоциклы отличаются от эндуро?
Эндуро и кроссовый мотоцикл, безусловно, братья, разницу между которыми «не вооружённым» глазом увидеть сложно. Новички и вовсе не замечают между ними принципиальных отличий, что в итоге может вылиться в неверный подбор байка. Однако если два внешне похожих двухколёсника назвали по-разному, значит, что-то отличное в них точно есть. И это не только фары и стоп-сигналы, которые у эндуро есть, а у кросс-байков, как правило, нет. Начнём со сферы применения, ведь эти мотоциклы созданы для разных условий.
Где используют кроссы и эндуро
Итак, дисциплин в мотоспорте существует немало, и все отличаются разными условиями и задачами для райдера. Разумеется, для преодоления конкретной трассы нужен «заточенный» под это мотоцикл. Например, мотокросс — это скоростная закольцованная трасса, на которой нет сложных препятствий или труднопроходимых рельефов местности, но есть трамплины. С этих трамплинов райдеры подлетают достаточно высоко, соответственно мягким приземлением здесь и не пахнет. Вывод напрашивается сам собой: главное в мотокроссовой технике — крепкие подвески и мощный движок, который будет быстро разгонять байк.
Режим езды на мотокроссе — это постоянное ускорение, причём резкое, и эффективное торможение перед поворотами. Мотокросс проходит в дневное время на улице или на специальных крытых аренах с искусственным освещением. Поэтому наличие светотехники для мотоциклов здесь лишнее. Это ненужный элемент конструкции, который будет только дополнительно утяжелять байк, ухудшая его возможности на трамплинах и при разгоне.
Соответственно для мотокросса оптимальный вариант — кроссовый мотоцикл. Лёгкий, надёжный, прочный с высоким ходом подвесок и мощным двигателем, созданным для работы на высоких оборотах.
С эндуро всё немного сложнее. Эта категория двухколёсников делится на несколько видов: хард-эндуро, соф-эндуро и т.д. Однако общие моменты в особенностях эксплуатации разных подвидов эндуро всё же есть. Эти мотоциклы рассчитаны на использование в «естественных» условиях. То есть райдер колесит не по знакомому кольцу, а по неизвестной или малоизвестной трассе со сложным рельефом, препятствиями и т.д. В таких условиях райдеру требуется постоянно то ускоряться, то сбрасывать обороты и проходить некоторые участки на «низах».
Поэтому движок эндуро — более мощный и выносливый, способен одинаково хорошо тянуть на высоких и низких оборотах. Препятствия могут быть разными: грязь, камни, брёвна, мостики и т.д. Кроме того, соревнования могут проводиться и в тёмное время суток, поэтому техника должна быть оснащена светом. За счёт более мощного движка, крепкой конструкции, дополнительных элементов освещения эндуро становится тяжелее кроссового мотоцикла.
Таким образом, главные отличия определяются сферой использования этих байков. Каждая трасса требует особой техники, поэтому не стоит думать, что на мотокросс можно прийти с эндуро, потому что разницы нет. Она есть и довольно существенная. Подробнее об отличиях поговорим далее.
Особенности кроссового мотоцикла
А теперь конкретно: кросс-байки имеют следующие характеристики:
Особенности эндуро
А теперь поговорим о характеристиках этого типа мотоциклов:
Нередко эндуро поставляются с ПТС. Поэтому они считаются мотоциклами двойного назначения. Их можно использовать за городом или в качестве средства передвижения в городском трафике. Помимо светотехники у них уже с завода стоят зеркала заднего вида, клаксон, подножки для пассажира. Но эти модели принадлежат к классу «дуал спорт», то есть больше для любителей. Для профессионального спортивного эндуро «хард» они не подойдут.
Что выбрать?
Итак, вот мы и дошли до самого главного вопроса. Что же в итоге выбрать — лёгкий быстрый кросс или мощный выносливый эндуро? Кажется, ответ очевиден — выбирайте то, что подходит для ваших задач. Если вы не планируете пускаться во все тяжкие по непроходимым лесам, грязи, оврагам, а просто хотите в своё удовольствие гонять по пересечёнке, относительно ровным трассам или хотите просто испытать драйв от скорости — выбирайте кросс. Если ваша цель длительные заезды по местам, где ещё не ступала нога человека, экстремальный туризм или преодоление сложных рельефов — вам понадобится эндуро.
Объём мотора подбирайте тоже исходя из целей и ваших навыков. Для новичков мы не рекомендуем брать слишком мощные байки, 250 кубов будет вполне достаточно. Позднее, с приобретение опыта, можно присматриваться к более мощным моделям. Самыми простыми в обслуживании считаются карбюраторные движки, поэтому для начинающих они ― самое то. Однако инжекторные тоже имеют свои плюсы, например, зимой их можно завести без проблем. Если хотите кататься круглый год и не знать, что такое прогревание, — ваш выбор инжектор.
Нюансов при подборе техники существует немало, однако лучшим выбором будет — посоветоваться со специалистом. Вы можете позвонить нам +7 495 120 15 30, чтобы получить развёрнутую консультацию, или приехать в магазин «Авантис» в Москве, чтобы пообщаться с сотрудниками лично.