Мотор сич сейчас что происходит
Александр Охрименко: шанс спасти «Мотор Сич» был только вместе с Китаем, а теперь это невозможно
Ранее стало известно, что китайский инвестор украинского авиастроительного предприятия «Мотор Сич» — компания Beijing Skyrizon — через суд в Гааге добивается выплаты компенсации за убытки на сумму более 4,5 миллиарда долларов. Отмечается, что «в результате несправедливого отношения украинского государства к китайским инвесторам в течение последних пяти лет и непрерывного применения незаконных мер китайские инвесторы понесли значительные убытки как на Украине, так и в Китае».
— Александр, каковы перспективы этого иска и сколько должно пройти времени, прежде чем можно будет обсуждать какие-то результаты?
— Очень много. Дело в том, что этот «китайский кредит» брали еще во времена Януковича, не рассчитались еще во времена Порошенко, а теперь у нас времена Зеленского. Международные суды длятся очень долго: куча взаимных претензий, апелляция, кассация. В лучшем случае за пять или шесть лет что-то рассмотрят.
Но то, что Украина с ними не рассчиталась — это факт. И то, что китайцы страшно недовольны — тоже. Они ведь заплатили наперед валюту в расчёте на то, что они получат зерно, а они его не получили.
Сейчас уже сложно будет доказать, кто кого обманул. Зеленский валит все на Януковича, потом на Порошенко, и так это все и будет продолжаться.
— Если Украина проиграет суд, то что она будет делать? И где она достанет деньги, если ее вынудят заплатить?
— Сложно сказать. Таких денег нет, это однозначно. С точки зрения здравого смысла, в этой ситуации следовало бы сесть за стол переговоров с китайцами и найти компромиссное решение. Например, реструктуризировать долг и поэтапно поставлять зерно. Это бы сработало. А так посмотрим. Суд будет длится очень долго, мы увидим массу пиар-заявлений. Сложно сказать, чем все закончится. Александр Охрименко: кто он
— А Украина вообще пошла на национализацию «Мотор Сичи» под давлением США или это особенности внутриукраинского менеджемента?
— Тут все перемешалось. Интересы Зеленского, интересы Порошенко, интересы Януковича. Ну и рекомендации США тоже. Скажем так, на сегодняшний момент это частично выгодно власти, которая прислушивается к рекомендациям из Вашингтона.
— Могла ли Украина обойтись с китайцами помягче, чтобы это не выглядело как откровенный обман?
— Нет, потому что там слишком много амбиций. Когда речь идет о больших деньгах, слишком много желающих их заполучить. Если есть возможность заработать, со стороны людей из окружения Зеленского было бы странно этим не воспользоваться. Американцы им подсказали идею, а реализовывали наши ребята.
— Какова в целом ситуация на предприятии? Есть какие-то новости о том, что там происходит после национализации?
— Сложно сказать. Время от времени появляются сообщения, что предприятие судится с другими предприятиями. Были заявления, что вроде бы в Турцию собираются поставлять оборудование. Потом были заявления о военном заказе. Но это все лишь попытка показать, что все будет хорошо.
— А вообще предприятие спасти можно?
— Думаю, уже нет. Без китайцев вряд ли. Никто не говорит, что китайцы — это лучшие друзья. Все понимают, что бизнес в белых перчатках не делают. Но если говорить о будущем предприятия, то будущее могло бы быть только с китайцами.
— Остались ли вообще на Украине технологии, которые могли бы быть интересны иностранцам?
— Остались. Не забывайте, что часть технологий осталась на «Южмаше» (крупное днепропетровское предприятие по производству ракетно-космической техники и другой наукоёмкой продукции. — Ред.). Не забывайте, что остались авиационные технологии. После распада СССР часть патентов на АН (самолеты завода «Антонов». — Ред.) остались в Украине, а часть в России. С этой точки зрения еще не все потеряно.
«Мотор Сич»: как отрыв от России обернулся потерей технологий
Показательные события сейчас происходят вокруг «украинского» оборонного предприятия «Мотор Сич», контрольный пакет акций которого осенью прошлого года купила китайская компания Beijing Xinwei Technology Group Co. Недавно стало известно о финансовых проблемах этой компании, из-за чего пошли слухи о возможной отмене сделки с китайцами вплоть до национализации предприятия.
Собственно, о проблемах в бизнесе Beijing Xinwei Technology Group говорят уже давно, а в конце прошлого года эксперты заявили о реальной угрозе скорого банкротства компании. Поэтому новость о том, что с 15 мая на Шанхайской бирже остановят листинг акций (совокупность процедур включения ценных бумаг в биржевой список) китайского собственника «Мотор Сич» из-за проблем с финансовой отчётностью и растущих убытков, для знающих ситуацию была ожидаемой. И хотя это ещё не объявление банкротства, но вполне может быть шагом к нему.
В украинской экспертной среде разгорелся по этому поводу спор: воспользуются или нет украинские власти данной ситуацией, чтобы отыграть осеннюю сделку с китайцами? Как известно, против неё активно тогда выступали американцы. И это понятно, ведь «Мотор Сич» – один из крупнейших мировых производителей двигателей для авиационной техники, а также промышленных газотурбинных установок. Но хотя он, согласно официальной информации, размёщенной на сайте завода, поставляет продукцию более чем в 100 стран мира, главным рынком сбыта долгие годы была Россия, а также страны бывшего СССР.
Уже по этой причине антироссийская экономическая политика официального Киева, направленная на разрыв взаимовыгодных кооперационных связей с РФ, в последние годы привела к серьёзным проблемам на этом предприятии. Однако вплоть до конца 2018 года руководству «Мотор Сич» удавалось их нивелировать. В том числе за счёт налаженных связей. Руководитель компании Вячеслав Богуслаев – один из представителей уходящей старой советской кадровой школы, типичный «красный директор» в хорошем значении этого слова. Он работал на руководящих должностях в структурах нынешнего «Мотор Сич» ещё с советских времен.
Стоит напомнить, что доля «Мотор Сич» на российском рынке ещё десять лет назад, в 2009 году, составляла примерно 50%. К сожалению, потом она только сокращалась. Но были и попытки восстановить прежний уровень торговых отношений и связей. Так, во времена правительства Н. Азарова в ноябре 2011 года АО «Мотор Сич» и ОАО «Вертолёты России» подписали пятилетний контракт на 1,5 млрд долларов, согласно которому запорожская компания должна была ежегодно поставлять в Россию до 270 двигателей для Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28. Но после прихода марионеточного проамериканского режима весной 2014 года официальный Киев запретил военно-техническое сотрудничество с РФ, что сразу же ударило по «Мотор Сич».
Одним из способов выхода из кризисного состояния, как это казалось топ-менеджерам компании, мог стать выход на Китай. В 2017 году в китайском Чунцине началось строительство предприятия по производству авиадвигателей, в котором активно стал принимать участие «Мотор Сич». Тогда же было с помпой заявлено, что в производстве этих двигателей будут использованы украинские технологии. Но тут в ситуацию активно вмешались американцы. Для США такого рода сделки однозначно усиливают геополитических противников, чего подмандатная власть в Киеве не имеет право допускать.
В итоге в начале 2018 года Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело о вывозе части оборудования «Мотор Сич» в Китай. Руководство компании обвинили в диверсии, торговля акциями на украинских биржах была заморожена, а на сами акции и реестр акционеров временно наложили арест, из-за чего сделку завершить не удалось. А после визита в Киев советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона в августе 2019 года СБУ открыло расследование в отношении «Мотор Сич» ещё и за «нелегальные поставки продукции в Россию».
Параллельно с этим американцы неоднократно заявляли, что США рассчитывают на новую сделку по привлечению на «Мотор Сич» американского или другого инвестора, чтобы предприятие не было продано китайскому покупателю. Но вся проблема в том, что этого инвестора в природе просто не существует. Как показывает печальная украинская практика в области машиностроения и высоких технологий в целом, без кооперации с Россией всё это оказывается нежизнеспособным. Американская «опека» этих отраслей приносит только вред, используя их лишь в точечных антироссийских проектах.
Отдельные руководители украинских предприятий пытались этому сопротивляться, обходными путями восстанавливая связи с Россией. Такой, к примеру, была история выживания харьковского «Электротяжмаша», предприятие держалось на плаву вплоть до 2019 года. Но в итоге его всё-таки смогли загнать в кризисное состояние уже в нынешнем году.
История с «Мотор Сич» очень показательна. Чтобы не идти вразрез с официальным антироссийским правительственным курсом, руководство компании решило российский рынок заменить на китайский. Жизнь показала – ситуация только усугубилась и поставила в итоге под вопрос существование самой компании.
Ещё в декабре 2019 года, комментируя продажу акций китайцам, президент «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев заявил, что руководство было вынуждено продать предприятие китайской компании за 250 млн долларов. В ином случае, по его словам, производство могло быть остановлено. «Я мог закрыть завод, мог сократить количество работников. Такая проблема стояла передо мной впервые. Мы решили найти инвестора. Нам подсказали, кто инвестор, мы поехали и поговорили с Китаем. Собственники акций продали их через нашу биржу, и я свои акции продал», – рассказывал он.
Какой был выбор у «Мотор Сич», если россиян из него требовалось исключить? Выбор американского пресловутого «инвестора» априори означал остановку предприятия по принципу «пусть умрут остатки советских технологий на Украине – лишь бы они не достались никому». А выбор китайского инвестора по крайней мере давал надежду на сохранение предприятия и квалифицированных кадров.
Но давно известно, что китайцы (да и не только они) охотятся за технологиями, дабы размещать потом производственные мощности у себя. Как правило, после таких сделок все права на техническую документацию уходят покупателям.
То же самое происходило с АНТК «Антонов», о чём мы в своей время неоднократно писали. Там за последние три года была отлажена через фирмы-прокладки негласная продажа прав собственности на производство самолётов линейки Ан, таких как Ан-225 и Ан-132D, Китаю и Саудовской Аравии. После заключения совместных контрактов на производство данных самолётов через некоторое время эти страны от них отказались, а сами фирмы оказались классическими офшорами.
Так, год назад Саудовская Аравия отказалась от совместного производства самолёта Ан-132D. А перед этим саудиты пообещали проинвестировать данный проект в обмен на доступ к технической документации. Соглашение о совместной разработке «Антонов» и компании Саудовской Аравии Taqnia Aeronautics и King Abdulaziz City for Science and Technology (KACST) подписали еще в 2015 г. Серийное производство самолёта планировалось начать в 2021 г. Но после всех необходимых организационных мероприятий и фактического слива проектной документации королевство, как говорится, умыло руки.
Аналогичная ситуация возникла летом 2017 года, когда появилась информация о «масштабной сделке с китайцами». Как стало известно тогда из китайских источников, 30 августа компания China Аirspace и украинское госпредприятие «Антонов» подписали договор, согласно которому Китаю переходит право собственности на гигантский самолет-транспортёр Ан-225 «Мрия», включая использование чертежей и спецификаций самолёта.
В каком сейчас положении «Антонов», всем известно. Китайцы и саудиты, воспользовавшись тяжёлой экономической ситуацией украинской компании, просто перекупили нужную им техдокументацию и свернули сотрудничество. К сожалению, нынешнее состояние «Мотор Сич» говорит в пользу того, что и это предприятие пошло по аналогичному пути. По официальным данным компании, консолидированный чистый убыток АО «Мотор Сич» в 1-м квартале 2020 года вырос на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого и составил 220,91 млн грн (8,3 млн долл.). При этом на предприятии свободные денежные средства сократились на 34,9% – до 491,9 млн грн. (18,47 млн долл.), что говорит о скором финансовом коллапсе, за которым неизбежно следует остановка мощностей.
Эти цифры свидетельствуют о том, что положение дел на предприятии после прихода китайского инвестора кардинально не поменялось. Даже наоборот – стало ещё хуже.
К слову, резкое ухудшение ситуации началось ещё в прошлом году. Так, по итогам 9 месяцев 2019 года чистый убыток предприятия составил 532,73 млн грн (20 млн долл.), тогда как аналогичный период 2018 года компания завершила с чистой прибылью в 543,18 млн грн (20,4 млн долл.). Руками официального Киева американцы намеренно загнали «Мотор Сич» в кризис, дабы воспользоваться этим в своих интересах. Но китайцы их банально перехитрили.
Самое интересное в этой истории: как только появилась информация о возможном банкротстве китайского собственника «Мотор Сич», китайские СМИ начали писать, что в приобретении украинской компании уже нет особого смысла, так как «китайские производители создали подходящий по всем параметрам для истребителей 4-го поколения двигатель WS-15». Так что отыгрывать китайскую сделку украинским властям поздно. Всё, чего хотели китайцы от неё, – они уже получили. А Украина в итоге ещё на один шаг стала ближе к положению банановой республики.
Дракон атакует: чего китайцы хотят от «Мотор Сич»
Многолетний конфликт
Инвестиционному спору вокруг украинского предприятия «Мотор Сич» уже более пяти лет, но он до сих пор не разрешен. Около 80% продукции компании традиционно покупала Россия, но в марте 2014 года Киев запретил поставки. Потеряв крупнейший рынок сбыта, завод оказался в тяжелой ситуации. Этим воспользовались китайцы. Они предложили «Мотор Сич» контракт на авиадвигатели по выгодным для себя ценам, пообещав инвестировать в предприятие.
Однако уже год спустя сделкой заинтересовалась Служба безопасности Украины (СБУ). После того как выяснилось, что предприятие и его китайские инвесторы хотят построить завод в КНР по производству и обслуживанию китайских двигателей, СБУ завела уголовное дело. Возникли подозрения, что стороны сговорились и хотят переместить активы и производственные мощности «Мотор Сич» за пределы Украины. Весной 2018 года украинский суд арестовал 56% акций компании.
Представители китайской компании заявили, что таким образом Киев нарушил международные обязательства, закрепленные в украинско-китайском межправительственном соглашении 1992 года. Китайцы возмущены тем, что из-за ареста акций они до сих пор не могут управлять приобретенным активом и влиять на менеджмент компании.
Купили за бесценок
Китайские инвесторы и их украинские партнеры попытались решить вопрос. В августе 2020 года Beijing Skyrizon и DCH подали заявление в антимонопольный комитет Украины о покупке акций «Мотор Сич». Однако заявку украинский суд рассматривать отказался. Интересно, что саму сделку по покупке контрольного пакета акций китайской Beijing Skyrizon наблюдатели сочли абсурдной.
Собрались национализировать
Уже в январе 2020-го китайские бизнесмены оказались под санкциями из-за указа президента Владимира Зеленского. В приложении к указу перечислено четыре компании, имеющие отношение к Skyrizon. Им заблокировали активы, ограничили торговые операции, запретили вывод капиталов за пределы Украины, сделки с ценными бумагами, эмитенты которых находятся под ограничениями, и прочее. А в списке физических лиц значилось только одно имя — гражданина Китая Ван Цзина, ключевого акционера Skyrizon.
Американские интересы
Однако дело было не только в защите национальных интересов и стратегического актива. Спор о производителе авиадвигателей завершился после того, как Зеленский встал на сторону США, а не Китая. Еще в 2019 году советник по национальной безопасности США Джон Болтон посетил Украину и провел несколько встреч, на которых обсуждался и «Мотор Сич». Стало понятно, что Киев хочет запретить продажу компании, чтобы уступить ее американцам. Это результат сильного давления Вашингтона на Владимира Зеленского, в том числе угрозы приостановки военной помощи.
Параллельно администрация Трампа взялась искать нового, «благонадежного» покупателя на «Мотор Сич». И нашла его в лице малоизвестной компании Oriole Capital Group.
«США рассматривают влияние Китая на Украине и покупку этой компании как угрозу», — отмечали эксперты Программы вооружений и военных расходов Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI).
Идти до конца
В Китае таких сюрпризов не ждали. Как заявил владелец Skyrizon Aircraft Holdings, это только поможет Пекину отстоять инвестиции и право на собственность в судах. По его словам, Skyrizon приготовилась к настоящей войне с Киевом. Было подано несколько исков — в китайские, украинские и международные суды.
Что дальше
29 ноября председатель Верховной рады Руслан Стефанчук заявил, что Киев готов «адекватно» реагировать на попытки китайских инвесторов возместить убытки за несостоявшуюся по вине украинской стороны сделку по продаже завода «Мотор Сич».
Каковы перспективы иска — вопрос открытый. С одной стороны, арест акций «Мотор Сич» и их последующая национализация повлекли за собой убытки китайского инвестора. И, как указывают юристы, арбитражный суд в Гааге, как правило, встает на сторону инвестора в спорах с государствами.
«В данном случае государство (Украина) не скрывает исключительно политического мотива для национализации предприятия. Более того, речь идет именно о национализации, то есть ситуации, когда имущество инвестора было передано государству вне воли инвестора. Исходя из судебной практики этого суда и логики его работы, у китайских инвесторов очень хорошие шансы по победу. А Украине в таком случае останется только платить, так как, в отличие от России, игнорировать решения международного арбитража эта страна, вероятно, не будет», — считает Дмитрий Константинов, руководитель практики банкротства и финансовой реструктуризации юридической фирмы «Ильяшев и партнеры».
С другой стороны, интерес США к активу, а также общий курс на сдерживание китайской экспансии не исключают принятия политического решения в пользу Украины с минимальными для нее потерями, считает Констатин Ерохин, партнер коллегии адвокатов «Джей Энд Эс Лигал Каунселз Энд Трастиз»
По мнению юриста и медиатора Юрия Капштыка, Гаага будет рассматривать иск долго и скрупулезно, но прогноз однозначный: завод с учетом интересов Киева останется в юрисдикции правительства Украины. В этом случае, как предполагает он, китайские инвесторы получат обязательства о выплате им их инвествзносов и, возможно, какую-то часть неполученной прибыли.
Опять к России?
Между тем 29 ноября администрация Харькова, президент АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, председатель правления АО «ФЭД» Виктор Попов, гендиректор ЧАО «Авиакомпания Константа» Михаил Пинкевич и представители профсоюза авиаотрасли подписали меморандум о возобновлении выпуска самолетов на авиационном заводе Харькова. В течение пяти лет планируют выйти на уровень выпуска пяти самолетов в год и создать 1500 рабочих мест.
Однако для успеха предприятия, как заявил Богуслаев, нужно разрешить закупки комплектующих в России. По его словам, временное разрешение покупки произведенных в России составляющих необходимо для возобновления авиапроизводства. В противном случае запуск производства самолетов на Харьковском государственном авиационном предприятии невозможен.
«Комплектацию нужно на сегодня на пять лет в виде моратория разрешить. Для этого нужно напрячь СБУ вашу областную и центральную и Совет безопасности. Мы к президенту Украины обратились, чтобы сняли санкции с 23 предприятий в России, то есть даже если сохранят нам комплектацию, мы не сможем ее купить», — сказал гендиректор «Мотор Сич».
Skyrizon считает, что китайские инвесторы понесли значительные убытки из-за продолжавшегося пять лет спора о покупке доли в украинской компании.
В 2016 году китайские инвесторы намеревались купить 56% акций «Мотор Сич», но Антимонопольный комитет Украины не согласовал сделку. В августе 2019-го Skyrizon и Xinwei Group приобрели более 50% акций «Мотор Сич». В августе 2020 года прокуратура Украины арестовала акции компании после объявления о подаче заявки китайскими инвесторами и группой DCH о покупке доли в ней.
Против планов китайских компаний по приобретению «Мотор Сич» высказывались власти США.
В марте 2021 года украинские власти национализировали «Мотор Сич».
В январе Минторг США внес Skyrizon в список «военных конечных пользователей» (Military End-User List) — физических и юридических лиц, которые напрямую или опосредованно участвуют в производстве иностранной военной техники. В отношении таких компаний в Соединенных Штатах действуют дополнительные экспортные ограничения. По версии американских властей, Skyrizon «может разрабатывать, производить или эксплуатировать военную технику, например двигатели военных самолетов». Вслед за Вашингтоном санкции против инвестиционной компании ввел Киев. В украинский санкционный список попали еще три компании и одно физлицо, участвовавшие в приобретении акций «Мотор Сич».
Украинский «Мотор Сич» обречен на гибель из-за страха США перед Китаем
Ведущее украинское предприятие по изготовлению газотурбинных авиадвигателей «Мотор Сич» обречено на гибель. К такому выводу пришел обозреватель Федерального агентства новостей, изучив последние несколько лет жизни этой компании.
Двигателестроительный гигант
На самом деле, это означает, что американцы приговорили «Мотор Сич» к смерти. Каким образом? Давайте разберемся.
Запорожский моторостроительный завод — это головной завод ПАО «Мотор Сич», ведущего украинского предприятия, специализирующегося на разработке, производстве, ремонте и обслуживании газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов. Вплоть до начала 2000-х «Мотор Сич» процветал за счет поставок большей части своей продукции в Россию.
Однако после «войны 08.08.08» в Южной Осетии, выявившей активное участие Украины в вооружении Грузии, российское руководство стало принимать меры к изменению ситуации. Не особенно афишируя свои действия, Россия стала закупать у «Мотор Сича» техдокументацию, переманивать к себе из «неньки» некоторых ведущих специалистов, а также неторопливо сокращать объемы поставок российскому ОПК газотурбинных двигателей украинского производства. В 2009 году доля продукции «Мотор Сич», поставляемой в Россию, впервые с момента распада СССР снизилась до 50%, а еще через год она упала до 30%.
Это обстоятельство подтолкнуло руководство украинской двигателестроительной «жемчужины» к попытке компенсировать финансовые потери на российском рынке увеличением продаж в азиатском регионе. ПАО «Мотор Сич» удалось наладить тесные связи с Пекином, который был совсем не прочь использовать сохранившийся на Украине задел советского ОПК в интересах развития собственной «оборонки».
С этого момента часть ноу-хау из КБ и цехов «Мотор Сич» стала утекать в Поднебесную. Особенно китайцев интересовала документация, которая позволила бы повысить ресурс «движков» китайских вертолетов и развернуть на территории КНР производство двигателей для китайской военно-транспортной авиации…
У России вышеупомянутый процесс какой-то озабоченности не вызывал, благо документация на наиболее критичные для российского ОПК изделия «Мотор Сич» уже имелась в распоряжении Москвы. Но иметь документацию — это одно, а пустить ее в дело и оперативно наладить у себя производство аналогов — совсем другое. Поэтому зависимость российского ОПК от поставок продукции украинского предприятия хоть и снижалась, но вполне сохранялась.
Это обстоятельство побудило, например, в ноябре 2011 года ОАО «Вертолеты России» подписать с ПАО «Мотор Сич» пятилетний контракт на 1,2 млрд долларов, по которому Запорожский моторостроительный завод должен был ежегодно поставлять в Россию до 270 двигателей для Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24 и Ми-28.
После смены власти в Киеве в феврале 2014 года, воссоединения Крыма с Россией и начала гражданской войны в Донбассе произошел разрыв военно-технического сотрудничества между Москвой и Киевом. На поставки продукции «Мотор Сич» в Россию были наложены ограничения. Из-за этого России пришлось в экстренном порядке озаботиться вопросом импортозамещения, одновременно всеми правдами и неправдами продолжая «добывать» на Украине узлы и агрегаты газотурбинных двигателей.
Первоначально такие поставки осуществлялись через Белоруссию, позже — через Боснию и Герцеговину. Отказаться от этой «контрабанды» российской стороне удалось далеко не сразу. Только в феврале 2018 года вице-премьер РФ Юрий Борисов, курирующий в правительстве вопросы военно-промышленного комплекса, смог сообщить журналистам, что «вопрос замещения украинской продукции оборонно-промышленного комплекса для России закрыт, такого вопроса больше нет».
Итак, ОПК России смог «вырулить» из непростой ситуации. А вот ПАО «Мотор Сич» пришлось много хуже.
Оборотистый герой
В сентябре 2018 года почетный президент «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев признался, что объем заказов из России снизился с 2014 года в десять раз.
«Мы максимально выходили на 1,2 млрд долларов. В этом году 600-650 млн долларов будут. Мы теряем с каждым днем российский рынок», — отметил Богуслаев.
При этом почетный президент не стал рассказывать о том, что значительная часть акций Запорожского моторостроительного завода к сентябрю 2018-го оказалась… в распоряжении Китая.
Дело в том, что предприятие, худо-бедно державшееся до конца 2014 года на плаву, после разрыва военно-технического сотрудничества с Россией откровенно пошло на дно. Операционная прибыль украинского предприятия упала с 5,92 млрд грн в 2015-м до 3,47 млрд грн в 2016 году. В столь кризисной ситуации Богуслаев (кстати — герой Украины) решил продать часть акций Запорожского моторостроительного завода покупателям, прямо аффилированным с китайской корпорацией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investments.
«Я мог закрыть завод, мог сократить количество работников. Такая проблема стояла передо мной. Мы решили найти инвестора. Нам подсказали, кто инвестор, мы поехали и поговорили с Китаем. Владельцы акций продали их через нашу биржу. И я свои продал акции», — с драматическими нотками в голосе вспоминал герой Украины в конце 2019 года.
Впрочем, сколько именно акций досталось китайцам, Богуслаев ни в 2016-м, ни в 2019-м не сообщил — постеснялся, видимо. Что ж, дополним слова почетного президента ПАО «Мотор Сич» информацией из документов Шевченковского районного суда Киева. Как выяснилось, оборотистый герой сторговал новым владельцам не менее 56% акций Запорожского моторостроительного завода. Таким образом, уже в 2016 году китайские инвесторы получили контроль над украинской двигателестроительной «жемчужиной».
Добавим, что сам пан почетный президент тоже, по всей видимости, не остался в накладе от этой сделки, сумма которой, по мнению экспертов, переваливает за 200 млн долларов. В конце тяжелейшего для «Мотор Сич» 2016 года Богуслаев, по данным «Forbes Украина», внезапно угодил в топ-30 самых богатых людей Украины…
Точные условия, на которых герой ударил по рукам с китайцами, не озвучены до сих пор. Зато известно, что Запорожский моторостроительный завод получил от китайцев кредит в размере 100 млн долларов на неопределенный срок под 0,3% годовых, а в Чунцине с привлечением компетенций «Мотор Сич» стартовало строительство китайского предприятия по производству авиадвигателей. Одновременно китайцы зарезервировали пару сотен миллионов долларов на оплату переезда трех тысяч квалифицированных сотрудников «Мотор Сич» из Запорожья в Чунцин.
Словом, Пекин согласился еще какое-то время поддерживать жизнеспособность украинского предприятия. По крайней мере, до тех пор пока китайцы не «выжмут» из «Мотор Сич» все самое полезное, в первую очередь техдокументацию, технологии, компетенции и квалифицированные кадры.
Шантаж из-за океана
Следующим событием, способным повлиять на статус Запорожского моторостроительного завода, а значит и на судьбу ПАО «Мотор Сич», стала победа на президентских выборах в США Дональда Трампа. Последний еще до своего переезда в Белый дом неоднократно критиковал американо-китайские торговые отношения, приносившие, по мнению Трампа, больше выгод Пекину, чем Вашингтону.
В 2018 году американский президент инициировал начало настоящей торговой войны между США и КНР. Из-за нее переход «Мотор Сич» под китайский контроль был для Вашингтона совершенно неприемлем. Поэтому американская администрация тонко намекнула Киеву на «незаконный характер» сделки между Богуслаевым и дочерними компаниями Beijing Skyrizon Aviation Industry Investments. Постмайданное правительство Украины полностью зависело от Вашингтона, поэтому Шевченковский районный суд Киева по ходатайству СБУ немедленно наложил арест на пакет акций «Мотор Сич», принадлежавший инвесторам из Китая, и запретил совершать с ними какие-либо действия.
23 апреля 2018 года сотрудники СБУ провели в штаб-квартире «Мотор Сич» обыски, а торговля акциями Запорожского моторостроительного завода на украинских биржах была заморожена. Свои действия в СБУ обосновали довольно мутно. В основном украинские «безопасники» апеллировали к тому, что «Мотор Сич» участвует в создании противокорабельного ракетного комплекса «Нептун», и, мол, возможный допуск к соответствующей документации представителей иностранного государства — это «диверсия» со стороны руководства предприятия.
Богуслаеву пригрозили расследованием, но тот «отмахался» своим иммунитетом от преследований, вытекающим из статуса нардепа. Более того, «набег» СБУ на штаб-квартиру «Мотор Сич» пан почетный президент назвал попыткой рейдерского захвата предприятия.
Случившееся не лучшим образом сказалось на делах компании: китайские инвесторы урезали выделяемые украинскому предприятию средства. К июлю 2019 года выручка «Мотор Сич» упала на треть. Руководство ПАО было вынуждено перевести своих сотрудников на четырехдневную рабочую неделю.
«Если нам запретят работать с Китаем, то первое, что я сделаю, — уволю 10 тысяч человек», — пригрозил Богуслаев.
Ситуация стала откровенно патовой. Китайцы фактически купили Запорожский моторостроительный завод, но распоряжаться полученными активами не могли. Самому заводу, чтобы избежать банкротства и необратимой деградации, срочно были нужны китайские деньги, однако китайские инвесторы перечислять их не торопились, так как украинский суд не снял арест с проданного пакета акций.
Чтобы как-то сдвинуть дело с мертвой точки, китайцы подписали соглашение о безвозмездной передаче в собственность Укроборонпрома 25,00002% акций Запорожского моторостроительного завода и об обеспечении заказами «Мотор Сич» на уровне, позволяющем ПАО сохранить существующие рабочие места. Оставалось лишь протолкнуть все это через Антимонопольный комитет Украины… Но тут Вашингтон начал выкручивать Киеву руки заблокированными поставками военной продукции, и в комитете уперлись — китайская идея не сработала.
Более того, Вашингтон принялся намекать на возможное введение санкций против «Мотор Сич» за сотрудничество ПАО с китайцами и достопамятную «контрабанду» газотурбинных двигателей в Россию. На приближающийся семимильными шагами коллапс «Мотор Сич» янки было плевать — возможные последствия переноса производства украинских газотурбинных двигателей в Поднебесную страшили их куда больше.
На Украину зачастили представители Трампа: сначала советник американского президента по нацбезопасности Джон Болтон, следом — основатель частной военной компании Academi (ранее Blackwater) Эрик Принс. Используя метод кнута и пряника, они всячески склоняли нового президента Украины Владимира Зеленского к идее любой ценой не позволить китайцам хозяйничать на «Мотор Сич».
Мародерство? Нет, эвакуация
К этому моменту китайские инвесторы уже несколько лет формально контролировали данное ПАО, вывозя с него в Китай документы, технологии и нужных людей. Данный процесс лишь ускорился после блокирования украинским судом контрольного пакета акций проданного завода.
Кто-то может счесть подобные действия Китая мародерством. Нам же они больше напоминают эвакуацию ценностей и комсостава с тонущего судна. Это судно обречено на гибель из-за разрыва Киевом военно-технического сотрудничества с Москвой и лишено возможности латать «пробоины» из-за шантажистов в США.
Опубликованная BuzzFeed информация о блокировании Вашингтоном поставок продукции военного назначения, ранее обещанных Киеву, лишь подтверждает наш вывод.