Мотор тестер что это такое
Часть 1
Мотор-тестер – один из трех основных диагностических приборов, на которых базируется вся процедура современной моторной диагностики. Он является инструментом, позволяющим снимать информацию непосредственно с двигателя. Если сканер образно можно назвать «глазами блока управления», то мотор-тестер – это «глаза диагноста».
Какого рода информацию позволяет получать мотор-тестер? Это формы напряжений и токов различных устройств, в том числе системы зажигания. Это осциллограммы давлений в цилиндре, во впускном коллекторе, в картере двигателя. Кроме того, возможна оценка состояния механической части двигателя путем выполнения тестов неравномерности вращения и относительной компрессии.
История создания мотор-тестера
Некие прообразы мотор-тестеров, которые можно сравнить с современными приборами лишь с большой натяжкой, появились достаточно давно. Конечно, по нынешним меркам они выглядят весьма комично, но, тем не менее, эти приборы позволяли измерить ток, напряжение, угол замкнутого состояния контактов в распределителе зажигания. Позднее к этому набору добавился электронно-лучевой осциллограф, позволяющий визуально оценить процесс высоковольтного пробоя. Такой прообраз современного мотор-тестера достаточно успешно применялся на станциях для диагностики двигателей. Насколько полноценно выполнялась диагностика с применением подобных приборов – сказать сложно; возможно, для двигателей тех лет выполняемых ими функций было достаточно.
Настоящая революция в мире мотор-тестеров произошла, конечно же, с появлением компьютера. Современный мотор-тестер чаще всего представляет собой приставку к компьютеру и работает с ним в паре: можно выделить аппаратную часть (адаптер) и программную часть прибора. Существуют и портативные версии мотор-тестеров, они бесспорно имеют свои плюсы вроде компактности и мобильности. Но огромный минус заключается в графических возможностях их дисплеев. Как правило, они монохромные, с низкой четкостью отображения по сравнению с монитором компьютера. Поэтому следует отдавать предпочтение приборам, построенным по схеме «компьютер + приставка».
Принципы работы мотор-тестера
Чтобы понять, как формируется изображение на экране современного мотор-тестера, а фактически на мониторе компьютера, нужно вспомнить, как устроена электронно-лучевая трубка и как работает осциллограф. В основном этот прибор используется для работы с электронными устройствами.
Основой осциллографа является электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Она представляет собой запаянную стеклянную колбу, из которой удален воздух, с установленной в ее горловине электронной пушкой. Дно колбы покрыто люминофором – веществом, которое светится при бомбардировке его электронами. Электронная пушка формирует узкий пучок электронов, так называемый электронный луч, и направляет его на экран. Люминофор под воздействием пучка электронов начинает светиться, и в итоге на экране возникает яркая точка.
Трубка снабжена отклоняющей системой, которая способна изменять направление движения луча, тем самым перемещая его по экрану. На горизонтальные отклоняющие пластины Х1 и Х2 подается пилообразное напряжение, иначе называемое напряжением развертки, в результате чего луч совершает относительно медленное перемещение от левого края экрана к правому, затем быстрое перемещение обратно. Поэтому при отсутствии входного сигнала на экране осциллографа видна горизонтальная полоса.
На вертикальные отклоняющие пластины Y1 и Y2 после необходимой обработки подается исследуемый сигнал. Теперь при движении луча по горизонтали он будет отклоняться вверх или вниз, формируя картинку, представляющую собой визуальный аналог этого сигнала, называемый осциллограммой. Что является очень важным моментом в рассмотренной схеме работы? Важным является тот факт, что частота сигнала должна совпадать с частотой пилообразного напряжения, только в этом случае «картинка» на экране ЭЛТ будет стабильной. В противном случае увидим просто светящийся экран. Поэтому частота «пилы» постоянно подстраивается под частоту сигнала с помощью синхронизирующей схемы. Она, основываясь на входном сигнале, вырабатывает опорные импульсы для генератора пилообразного напряжения. Генератор в свою очередь формирует пилообразное напряжение, подаваемое на горизонтальные отклоняющие пластины. В результате на экране осциллографа наблюдается стабильное изображение. Отсюда вытекает понятие синхронизации осциллографа.
Синхронизация – это привязка частоты горизонтальной развертки к частоте исследуемого сигнала.
Само слово «синхронизация» происходит от греческого «хронос» (время). Синхронно – это одинаково во времени, в один момент времени. Понятие синхронизации – очень важное понятие, необходимо до конца осознать его, потому что в мотор-тестерах выбор типа синхронизации и работа с ней являются одной из важнейших составляющих работы с прибором.
Говоря о синхронизации, следует классифицировать ее по признаку происхождения. Если источником синхронизации является сам исследуемый сигнал, то такая синхронизация называется внутренней. В этом случае синхронизирующая схема вырабатывает опорные импульсы для генератора пилообразного напряжения, основываясь на периоде исходного сигнала. Если же оператор подает на соответствующий вход прибора некий опорный сигнал извне, то синхронизирующая схема работает на его основе. Такая синхронизация называется внешней и применяется при исследовательских и конструкторских работах, в основном с радиоэлектронной аппаратурой.
Синхронизация мотор-тестера осуществляется аналогично осциллографу. В различных приборах она реализована по-разному, но общая идея остается неизменной: синхронизация может быть либо внутренняя, от исследуемого сигнала, либо внешняя, путем подачи в прибор синхронизирующих импульсов. Ими могут служить, например, высоковольтные импульсы в системе зажигания.
Для дальнейшего разговора нужно ввести понятие канала осциллографа. Канал – это совокупность цепей усиления и обработки сигнала, от входа осциллографа до вертикальных отклоняющих пластин. Она включает в себя входные цепи, усилители, фильтры, через которые проходит исследуемый сигнал от входа до вывода его на экран. Количество каналов – один из важных параметров осциллографа. Попросту говоря, от количества каналов зависит, сколько сигналов одновременно будет возможно наблюдать на экране.
Каков основной недостаток электронно-лучевого осциллографа? К сожалению, большинство таких приборов имеют всего один канал. Связано это в основном со сложностью реализации нескольких лучей в электронно-лучевой трубке. Существуют осциллографы с двумя каналами обработки сигнала и с отображением одновременно двух сигналов на экране, но нужно понимать, что эти сигналы прорисовываются одним электронным лучом по очереди. Два сигнала – это уже хорошо, но на практике при диагностике двигателя требуется увидеть одновременно три, четыре, пять и даже более сигналов. Сложность в реализации многоканальности является большим недостатком классических осциллографов и ограничивает их применение в качестве мотор-тестеров.
Что же принципиально представляет собой современный компьютерный мотор-тестер? Фактически это некая виртуальная модель электронно-лучевого осциллографа. Конечно, там нет ЭЛТ, а информация выводится на монитор компьютера. Реализация многоканальности в этом случае не представляет собой больших трудностей: количество каналов ограничено только наличием соответствующих цепей обработки сигнала в адаптере и разумной необходимостью. Обычно количество каналов мотор-тестера не превышает 4-8.
Подавляющее большинство современных мотор-тестеров представляют собой комплекс из подключаемой к автомобилю аппаратной части (адаптера) и компьютерной программы. Связь между компьютером и адаптером осуществляется разными способами: через USB-порт, посредством сетевого кабеля либо с применением беспроводной связи Wi-Fi.
Тот факт, что мотор-тестер представляет собой виртуальную модель осциллографа, наложил отпечаток на вид окна программы. Такое окно содержит поле осциллограмм, представляющее собой фактически экран ЭЛТ и имеющее зачастую те же атрибуты в виде измерительной сетки и различных шкал, кнопки включения каналов, кнопки выбора типа синхронизации, полозок уровня синхронизации, кнопки включения фильтров. Конечно, есть и специфические элементы типа выпадающих меню или измерительных линеек, но, в общем и целом, экран монитора отображает виртуальную модель осциллографа.
Краткий итог. Современный мотор-тестер представляет собой виртуальную модель электронно-лучевого осциллографа и состоит из компьютерной программы и адаптера для подключения к автомобилю. Как и при работе с осциллографом, при использовании мотор-тестера необходимо применять тот или иной тип синхронизации. Многоканальность мотор-тестера обусловлена наличием нескольких цепей обработки сигнала и отсутствием сложностей с отображением осциллограмм сигналов на экране монитора.
Мотор тестер что это такое
Основные отличия автомобильного осциллографа от осциллографа общелабораторного применения заключаются в:
— наличии предусмотренных программным обеспечением специальных настроек, позволяющих максимально удобно работать с автомобильными электронными системами;
Помня о различиях между мотор-тестером и осциллографом, далее мы будем использовать в основном термин мотор-тестер (при этом большая часть сказанного будет применима и к автомобильным осциллографам).
Основные отличия мотор-тестера от сканера:
— при работе со сканером, сканер подключается только к диагностической колодке и диагност получает диагностическую информацию только от электронного блока управления;
— при работе с мотор-тестером диагност подключается непосредственно к проверяемой электрической цепи (контактным или бесконтактным способом).
Кроме того, важным отличием являются особенности применимости этих приборов:
— сканер жестко применим только для тех автомобилей, для которых он предназначен (протоколы обмена которых он поддерживает);
— мотор-тестер в общем случае применим к любым автомобилям (однако существуют ограничения связанные, например, с особенностями устройства систем зажигания на некоторых автомобилях).
— осуществления диагностических операций, не поддерживающихся на данном автомобиле имеющимся сканером. Например, с помощью сканерной диагностики (даже на современных автомобилях) весьма ограничены возможности по диагностике системы зажигания и (косвенной) диагностике механической части двигателя;
— проверки данных, получаемых с помощью сканера.
Если средства на приобретение диагностического комплекта на первом этапе работы жестко ограничены, то начинать работу стоит все-таки со сканером (а уже позже приобрести мотор-тестер). Однако, еще раз напомним, что полноценно работать, имея лишь один из этих приборов, нельзя.
Итак, современные мотор-тестеры выполняют следующие функции:
6. Имитатор сигналов (необязательно, в современных мотор-тестерах встречается редко, но популярность его использования в диагностике растет).
Параметры мотор-тестеров и критерии выбора
Рассмотрим основные параметры мотор-тестеров, проанализировав которые можно выбрать подходящий для Ваших потребностей прибор:
I. ИСПОЛНЕНИЕ ПРИБОРА
Плюсами любых исполнений на базе ПК, совместимого с IBM PC, можно специально отметить:
— возможность распечатки информации как для личного «бумажного» учета, так и для предоставления клиенту. При этом не возникает трудностей с совместимостью с любым имеющимся принтером;
— возможность параллельно с прибором использовать существующие огромные по объему информационные базы данных с осциллограммами нормативных сигналов, электросхемами и пр.
— для работы в стационарных условиях полностью отказываются от стационарных автономных аппаратных приборов, не совместимых с IBM PC (типа МТ-5 или МОТ-240);
Один и тот же канал может выполнять и несколько функций. Общепризнанно, что у современного мотор-тестера должно быть как минимум два канала, не считая канала синхронизации (там, где он выделен в отдельный канал), а лучше четыре канала (большее количество требуется очень редко).
Возможности синхронизации. Процессы в электрических цепях автомобиля происходят непрерывно, однако многие из них имеют определенную периодичность и их сигнал «полезно», во-первых, посмотреть в привязке к периодическим процессам (работа определенного цилиндра и т.п.), во-вторых, сравнить осциллограмму в различных периодах (прежде всего, для оценки устойчивости).
Для того, чтобы отображение осциллограммы шло не непрерывно, а начиналось с определенного момента, выбранного диагностом, служит механизм синхронизации. В качестве источника синхронизации (сигнала, по поведению которого определяется начало периода снятия осциллограммы) служит, например, сигнал во вторичной цепи зажигания первого цилиндра (при работе с классической системой зажигания), сигнал с датчика положения коленчатого вала и пр. Как правило, диагност может в зависимости от стоящих задач сам выбрать требуемый источник синхронизации.
Для выявления нестабильности поведения сигнала от периода к периоду удобен сервисный режим послесвечения, когда осциллограмма, снятая в каждом последующем периоде отображается не на очищенном от старых данных поле, а поверх осциллограмм этого же сигнала в предыдущих периодах (при этом осциллограммы предыдущих параметров показываются с уменьшающейся яркостью).
Незапоминающий осциллограф либо дает возможность наблюдать сигнал только в режиме реального времени, либо может заморозить, остановить только текущий кадр (режим HOLD). При этом возможность осциллографа запомнить несколько замороженных кадров не делает его запоминающим в общем смысле этого слова.
Разрешение и размер экрана. Этот параметр прямо оказывает влияние на удобство восприятия информации. Рекомендуются следующие минимальные диагонали и разрешения экрана:
Быстродействие вывода информации. Этот параметр критичен для приборов с жидкокристаллическим (ЖК) экраном. Даже если прибор имеет хорошую производительность при съеме и обработке информации низкая скорость вывода информации может свести все преимущества прибора на нет. Особенно сильно проблемы ЖК-экранов проявляются при низких температурах окружающего воздуха. К сожалению, альтернативы применению ЖК-экранов пока нет и эта проблема пока полностью не решена.
Также проблемы ЖК экранов проявляются в виде «отсвечивания» и «недостатка яркости» при работе на открытом воздухе.
Возможности по управлению отображением сигнала. Удобство работы с осциллографом существенно увеличивается, если программным обеспечением предусмотрены функции изменения горизонтальных (временных) и вертикальных (амплитудных) разверток в широком диапазоне значений, масштабирования, автомасштабирования, перемещения осциллограмм сигналов, автоматической расстановки осциллограмм на экране, возможности развертывания осциллограммы на весь экран (в том числе со скрытием панелей меню) и пр.
Особенности осциллографа зажигания. По основным параметрам осциллограф зажигания ничем не отличается от универсального осциллографа (во многих приборах деление на «модуль универсального осциллографа» и «модуль осциллографа зажигания» вообще условно и обработкой сигналов и первого и второго занимаются одни и те же цепи). Основных особенностей три:
— для работы с системой зажигания требуется использование специальных датчиков, а также каналов, предусматривающих их подключение. Для синхронизации от высоковольтного сигнала во вторичной цепи используется индуктивный датчик. Для непосредственно снятия осциллограмм высоковольтных сигналов используются разные типы датчиков в зависимости от особенностей различных систем зажигания. В системах с доступными высоковольтными проводами (традиционная система, система DIS), как правило, используют накладные емкостные датчики. Для систем «катушка на свече» (COP) и систем «катушка в распределителе» (CID) используют специализированные датчики.
Функции по графическому представлению осциллограмм системы зажигания заключаются, прежде всего, в поддержке различных режимов вывода осциллограммы сигналов первичной и вторичной цепи:
Здесь перечислены все основные параметры, значимые при выборе автомобильного осциллографа или мотор-тестера, включающего автомобильный осциллограф, прочие параметры имеют значение лишь при сравнении осциллографов лабораторного назначения.
III. ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛЬНЫХ МОТОР-ТЕСТЕРНЫХ РЕЖИМОВ ДИАГНОСТИКИ
При диагностировании мотор-тестером (без применения мощностного стенда и глубоких ходовых испытаний) эти параметры определяются условно и приближенно через обсчет времени ускорений и замедлений (в микроциклах разгона-выбега) коленчатого вала в районе определенных заданных оборотов;
— Тест «Давление в выпускной системе». Тест проводиться с использованием таких же датчиков, как и предыдущий. Тест помогает выявиться неработающий или плохо работающий цилиндр, а также оценить работу выпускных клапанов на двигателе, имеющим любое количество цилиндров (в этом главное преимущество этого теста перед тестом «Баланс мощности по цилиндрам»). Тест также проводиться как при запущенном двигателе, так и при прокрутке двигателя стартером;
IV. СПРАВОЧНЫЕ ФУНКЦИИ И ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ
Справочные функции, выполняемые мотор-тестерами, можно разбить на три части:
2. Справочная база по устройству и диагностике автомобилей. У мотор-тестеров, выполненных в виде отдельных приборов без привязки к ПК, такая база, как правило, либо отсутствует, либо крайне скудна. У приборов на базе ПК такая база есть практически всегда и входит в комплект поставки. Что она должна содержать:
— фотографии с подсказками мест подключения прибора на различных моделях двигателей;
— эталонные осциллограммы первичной и вторичной цепей зажигания разных типов, эталонные осциллограммы с различных датчиков, эталонные осциллограммы в цепях различных исполнительных устройств;
В общем, мы бы не рекомендовали рассматривать этот параметр как основной при выборе прибора.
VI. ВОЗМОЖНОСТЬ СОПРЯЖЕНИЯ С КОМПЬЮТЕРОМ
Для мотор-тестеров, выполненных не на базе ПК, такая возможность может существенно расширить функциональную привлекательность и устранить недостатки такого исполнения прибора. Подключение к компьютеру может давать возможность:
— переноса на ПК и просмотра сохраненных в памяти прибора осциллограмм;
— ведения на ПК базы клиентов;
— прямого управления пробором в режиме «он-лайн» с просмотром получаемых осциллограмм на экране ПК;
— обновлять программное обеспечение прибора;
— распечатывать полученные данные;
VII. ВОЗМОЖНОСТИ СОПРЯЖЕНИЯ С ДРУГИМИ ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ ПРИБОРАМИ
Даная возможность может существенно расширить функции мотор-тестера за счет более комплексного подхода к диагностике. Полезно взаимодействие мотор-тестера с:
— сканером. Здесь, прежде всего, полезна организация комплексной работы сканера в режиме просмотра текущих параметров и мотор-тестера (точнее его осциллографической части) в режиме просмотра осциллограммы с соответствующих датчиков. Такой режим реализован, например, в приборе Carman Scan VG. После выхода сканера Scandoc реализация такого режима также планируется при работе со связкой приборов MotoDoc-II + Scandoc.
Также взаимодействие между несколькими приборами полезно, если есть возможность подготовки сводного отчета о диагностических операциях (как для диагноста, так и для клиента), включающего данные с нескольких приборов.
VIII. УДОБСТВО РАБОТЫ
IХ. ПРОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ
— Возможности по документированию и учету как процесса выполнения всех диагностических операций, так и конечных результатов;
— Качество изготовления прибора, датчиков, кабелей, программного обеспечения;
— Наличие и степень устойчивости встроенной защиты от неправильного подключения и/или неправильного использования ПО («защиты от дурака»);
— Наличие и условия обновлений;
— Необходимость, периодичность и стоимость обслуживания, настройки, калибровки, поверки и пр. прибора;
— Гарантийное и послегарантийное обслуживание.
X. ЦЕНЫ И КОМПЛЕКТАЦИЯ
Здесь хочется дать несколько рекомендаций:
1. Сразу определитесь с бюджетом. Следует заметить, что, покупка самого дорогого прибора из выделенной суммы не означает получение возможностей, максимально соответствующих Вашим требованиям.
2. При выборе прибора сравнивайте функции, состав и цену базовых комплектаций, а также цены дополнительных опций с учетом дополнительных возможностей, которые они дают. В дополнительные опции, как правило, входят:
— датчики и кабели для работы с современными системами зажигания (DIS, COP, CID);
Сравнительная таблица мотор-тестеров и осциллографов,
поставляемых АРДИО РУ
© АРДИО РУ, Виснап К.Н. Размещение статьи 11.06.2006. Последнее обновление статьи 24.02.2009. Перепечатка только с согласия автора и с обязательной ссылкой.
С чего начать диагностику: сканер, мотор-тестер или газоанализатор?
На дворе 21 век, век электроники и компьютерных технологий. Диагностика автомобиля, основанная на органах чувств сегодня уже неактуальна. Какое оборудование стоит выбрать для современной диагностики автомобиля?
Необходимо знать, что из всех типов приборов для диагностики можно выделить три основные группы. Это диагностические сканеры, мотор-тестеры и газоанализаторы. Начнем по порядку.
Сканеры
Мотор-тестеры
Мотор-тестер является измерительным прибором. Принципы работы двигателей в разных марках машин практически одинаковые, благодаря этому мотор-тестеры можно использовать на любых автомобилях. Как и сканеры, мотор-тестеры могут быть выполнены в виде отдельных приборов, либо в виде модуля, подключаемого к компьютеру.
В отличие от сканера, устройство считывает данные не с ЭБУ, а напрямую с датчиков и двигателя. Тестеры позволяют снимать напряжения и токи датчиков и исполнительных механизмов, осциллограммы высокого напряжения, осциллограммы давления в цилиндрах, давление топлива, возможность померить стартерный ток и многое другое.
Мотор-тестером можно проверить обрывы или межвитковые замыкания форсунок. Можно измерить стартерный ток и сделать выводы об аккумуляторе и стартере. С помощью осциллограмм напряжения генератора можно сделать вывод о его состоянии.
Мотор тестер что это такое
© Павел Боев (aka Paschok, CTTeam)
В практике каждого диагноста встречаются сложные и достаточно интересные неисправности, с которыми ему приходится сталкиваться и, как правило, поиск подобных неисправностей занимает значительную часть времени и требует очень внимательного изучения возможной причины проявления того или иного дефекта. И очень часто, в подобных случаях, на помощь диагносту приходит мотор-тестер.
Почему выбор пал именно на этот мотор-тестер? Нуво-первых, это сравнительно недорогой прибор, который позволяет выполнить комплексную моторную диагностику и с достаточным процентом уверенности сделать вывод о неисправности. Во-вторых, прибор имеет очень стабильную синхронизацию, а это очень важный момент для приборов подобного рода. Также несомненным плюсом Autoscope 3 является очень удобный интерфейс программной оболочки. А именно: в программе управления мотор-тестером существуют предварительные настройки пользователя, так называемые Presets. Удобство и простота заключается в том, что для проведения измерений сигнала того или иного датчика или исполнительного механизма, нам необходимо всего лишь выбрать требуемую преднастройку и начать измерение. Т.е., нам не требуется введение в ручную значений: выбора каналов, усиления канала, масштаба, и т.д., всё это уже настроено в Presets и нужно только выбрать необходимый режим.
Но и это ещё не всё … Программная оболочка прибора, позволяет обрабатывать снятые нами графики специализированными скриптами CSS и Px. Эти скрипты были разработаны программистом Андреем Шульгиным из г. Черновцы, Украина. В дополнение к классическим методикам анализа: системы зажигания, компрессии, фаз ГРМ, форсунок, противодавления выпускной системы, Андрей разработал скрипты, которые в значительной мере способны экономить время при диагностике автомобиля.
Ну а теперь немного о конкретных примерах.
На представленном графике мы видим четыре линии ускорения каждого из цилиндров обозначенные разными цветами. Самая правая часть графика (зона обведена в кружок) – это участок измерения компрессии двигателя. Основа этого измерения заключается в том, что в момент остановки двигателя(когда обороты снижаются примерно с 3000 rpm до полной остановки) мы держим полностью нажатой педаль акселлератора. В этот момент, воздух который оказался в цилиндре после такта впуска, на тактах сжатия и затем рабочего хода, толкает поршень вниз т.е. имеет свойство демпфера передавая ускорение на коленчатый вал. Если правильно проанализировать это явление и произвести необходимые вычисления, то есть возможность достаточно достоверно увидеть разброс компрессии по цилиндрам. Это и было сделано Андреем Шульгиным в его скрипте CSS. И так, на графике отчётливо видно падение ускорения 4 ‑го цилиндра в зоне измерения компрессии, что говорит об отклонение компрессии в 4 цилиндре, хотя замер компрессометром показал нормальное значение. В нашем случае получился достаточно интересный момент. При замере компрессометром на оборотах двигателя 100 – 200 rpm значения компрессии оказались в норме – 12 бар., но как оказалось не всегда следует полагаться на показания компрессометра, бывают такие дефекты (например, подклинивающий гидрокомпенсатор и, как следствие, слегка поджатый клапан), которые не получается увидеть стандартным методом измерения компрессии, вроде бы всё в порядке, а двигатель работает неустойчиво. При замере скриптом CSS мы имеем возможность измерять расброс компрессии по цилиндрам в диапазоне оборотов от 1500 до 350 rpm. Именно это и помогло определить данный дефект на автомобиле. В дальнейшем, разборка и дефектовка ГБЦ показали, что в 4 ‑ом цилиндре подклинивал гидрокомпенсатор и в результате этого клапан закрывался не полностью, перегревался и в «тарелке» клапана образовалась трещина.
Информации от сигнала ДПКВ можно получить достаточно много, и если её правильно проанализировать и сопоставить некоторые закономерности, то можно заметить, что характер реакции ускорения коленвала на тот или иной дефект достаточно отличается. Именно поэтому работа скрипта CSS это не просто диагностика пропусков воспламенения какого-либо цилиндра (что видно из приведённого мною примера, ведь М 11 ЕТ не зафиксировал пропусков, хотя дефект присутствовал), а достаточно мощный инструмент для диагностики двигателя.
Подключаем Autoscope 3 к ДПКВ и синронизируемся по 1 цил., записываем осциллограмму:
Обрабатываем записанный файл скриптом CSS и всё становится на свои места.
По графикам видно, точность нарезки задающего диска очень далека от нормальной и именно поэтому ECU Январь 5 не смог уловить синхронизацию.
А вот как выглядит нормальный график:
Ч ем нам здесь помог скрипт CSS спросите вы? Благодаря этому инструменты мы сразу увидели полную характеристику триггерного диска для нашего авто, а именно: формулу зубчатого венца, позицию пропущенных зубьев, точность нарезки зубчатого венца, зазор между датчиком и диском. Нам не пришлось считать количество зубьев по графику в ручную и определять где же ВМТ. Всё гораздо проще, всю информацию нам предоставляет скрипт CSS.
Теперь немного о скрипте Px. Этот скрипт позволяет нам за один замер датчиком давления в цилиндре проверить сразу несколько систем, а именно: газодинамику или попросту фазы ГРМ, степень сжатия, износ ЦПГ, характеристику работы центробежного и вакуумного регуляторов УОЗ, а также состояние выхлопной системы. Не смотря на то, что на первый взгляд это кажется слегка невероятным, существует множество примеров, глядя на которые можно с уверенностью сказать, что всё это действительно работает и реально помогает ускорить процесс поиска неисправности системы управления двигателем.
Тогда решаем записать осциллограмму давления в цилиндре без воспламенения. Запускаем панель Px_panel и анализируем полученный график:
На этом графике отображается количество молекул воздуха в цилиндре в течении нескольких рабочих циклов. Представление данных на этом графике несколько необычно, поэтому работа с данным графиком, требует определённого опыта диагноста и хороших знаний теории ДВС. И, если разобраться с данным представлением информации, то анализ этого графика позволяет нам более наглядно и быстро увидеть: величину перекрытия клапанов в ВМТ, а также момент открытия выпускного и момент закрытия впускного клапанов.
Беспорно, при желании эти моменты мы можем увидеть и на стандартном графике давления в цилиндре, но сделать это немного сложнее и не так наглядно, а при помощи скрипта Px мы можем сделать вывод о неисправности достаточно быстро и информативно.
На этой вкладке программы отображаются показатели степени сжатия и процента потерь в ЦПГ после такта сжатия, а затем рабочего хода. Скрипт анализирует необходимые участки графика давления и вычисляет эти значения, при этом процент погрешности вычисления достаточно низкий около 3 – 5 %.
На этом рисунке мы видим график отображающий степень забитости выхлопной системы, этот график также строится на основе анализа определённых участков графика давления. Теперь, получив все эти данные, мы можем сделать вывод о том, что в данном двигателе неверно установлены фазы ГРМ, но при этом мы также проверили, что остальные возможные неисправности, которые могли привести к низкой динамике автомобиля, отсутствуют. А именно : выпускная система не забита, мотор собран верно (геометрическая степень сжатия в норме), потери в ЦПГ составляют около 17 % (как правило норма до 20 %).
А вот график правильной установки фаз ГРМ после ремонта:
Следующий автомобиль УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ 409 и практически аналогичной жалобой владельца, это низкая динамика разгона машины. Мотор после капитального ремонта, пробег после ремонта около 4000 км., т.е. в принципе режим обкатки двигателя пройден. Но владелец так и не заметил улучшений в поведении автомобиля. Приступив к диагностике, я решил сразу посмотреть состояние фаз ГРМ датчиком давления. Записав осциллограмму и обработав записанный файл скриптом Px, мне сразу стало понятно, в чём причина низкой динамики.
Но и это ещё не всё, смотрим на следующий график:
И здесь снова допустили ошибку, неверная установка фаз ГРМ.
Ну и для уверенности проверяем выхлопную систему:
Здесь всё в порядке, незначительное превышение значений на высоких оборотах не окажет отрицательного воздействия на работу данного стандартного двигателя. Но, если бы мы рассматривали специально подготовленный спортивный мотор, который работает вплоть до 7000 – 9000 rpm, то можно было с уверенностью сказать о проблеме в выхлопной системе.