Моторная алалия что делать
Моторная алалия что делать
С каждым годом количество детей с разными нарушениями речи растет. Беспокойство у родителей вызывает долгое молчание у ребенка трех лет. Он может использовать в речи буквально 3-4 слова и показывать все жестом. Алалия – тяжелое нарушение, которое появляется вследствие недоразвития определенных зон мозга.
Характеристика моторной алалии
Моторная алалия у детей проявляется рядом специфичных симптомов. Для болезни характерно нарушение всех компонентов речи: фонетики, фонематики, лексики, грамматики:
На каждого ребенка составляется характеристика с учетом индивидуальных особенностей.
Причины и факторы риска
В течение многих лет логопеды изучали алалию и пытались определить причины ее появления. Р. Коэн еще в 1888 году полагал, что все дело в воспалительных болезнях во внутриутробном развитии и в первый год жизни малыша.
А. Трейтель выдвинул теорию о том, что алалия является закономерным последствием плохой памяти и недостаточного внимания. Другие ученые объясняли болезнь интеллектуальными нарушениями.
Только в середине прошлого века М. Зееман связал нарушение речи с недостаточным развитием зон головного мозга. Ряд исследователей продолжили его гипотезу и сделали ведущей причиной асфиксию новорожденных.
Кислородное голодание и возникающее после него удушье, родовые травмы провоцируют внутриутробные патологии. При отсутствии кислорода страдать начинают клетки третьего слоя коры головного мозга. Именно этот уровень обеспечивает:
Менингит, энцефалит, травмы головы, тяжелые болезни в первый год жизни – это основные причины появления алалии. Рахит, недостаточное питание, патологии дыхательной системы вызывают истощения нервной системы, а это негативно сказывается на развитии головного мозга.
В последние годы отмечается рост детей с алалией. У ученых нет точного мнения о причинах повреждения речевых зон мозга. Некоторые связывают это с ухудшающейся экологией, накопленными мутациями, болезнями отца и матери. Точных подтверждений о наследственной природе алалии нет.
В группе риска оказываются недоношенные дети. Из-за преждевременных родов их организм не успевает развиться до нормального состояния, и после у них могут проявиться разные патологии.
Ученые уверены, что нельзя выделить одну причину появления алалии, так как часто действует комплекс факторов риска.
Формы алалии
Современная классификация нарушений речи выделяет две формы алалии – сенсорную и моторную. Некоторые авторы еще добавляют сенсомоторную, но о ее целесообразности до сих пор идут споры.
Сенсорная форма мало изучена и встречается редко. Для нее характерно нарушение процесса понимания речи. Кора головного мозга недостаточно развита, это приводит к проблемам формирования связи между звуком и предметом.
Важно не путать сенсорную алалию с глухотой. Ребенок прекрасно слышит других людей, но из-за того, что процессы слуховой дифференциации нарушены, он не выделяет речь из других звуков.
Попытки разговаривать с ребенком с сенсорной алалией на повышенных тонах приводят только к его негативной реакции. Высокие раздражители угнетают слабо развитое восприятие речи. Спокойная и тихая беседа понимается лучше.
Характерно наличие гиперакузии – некоторые звуки воспринимаются обостренно и вызывают патологическую реакцию. Например, смятие бумаги приводит к истерике, слезам, беспокойству.
При моторной алалии восприятие речи есть. Ребенок понимает, что от него хотят (одноступенчатые инструкции «дай зайца» и т. п.). Среди ученых все еще идут споры о механизмах возникновения болезни. В основе лежат нарушения двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Например, ребенок может правильно произнести звук изолированно, но в словах и слогах он его искажает или не воспроизводит.
Для понимания принципа головного мозга необходимо вспомнить про эфферентные и афферентные пути. Первые передают импульс от мозга к нервным окончаниям, вторые – от нервных окончаний к мозгу. Именно эта информация стимулирует развитие коры.
При моторной форме отмечаются трудности в воспроизведении слогов и слов. Нельзя путать болезнь с дизартрией. При дизартрии дети будут говорить. Искаженно, путая звуки, заменяя их, но они будут разговаривать и общаться, идти на контакт.
Симптомы моторной алалии
Психика человека связана между собой, и особенности развития одной функции будут отражаться на остальных. Моторная алалия включает в себя комплекс речевых и неречевых симптомов.
Первый и основной признак болезни – это недоразвитие речи. Отмечаются нарушения всех компонентов. Ребенку затруднительно выполнить последовательную серию артикуляционных движений, но он может сделать их по отдельности. Появляются смещения и замены звуков. Слоговая структура серьезно нарушена, вместо «машина» может быть примитивное «биби» либо «ина». В словаре преобладают существительные в именительном падеже.
Развитие речевых зон головного мозга задерживается, и поэтому фраза представлена короткими предложениями, что задерживает формирование связной речи. Словарный запас ребенка беден и ограничен, он плохо усваивает новые категории.
Признаки моторной алалии касаются не только речи. Неречевые признаки болезни:
Дети неуклюжие, неловкие, общая моторика развита слабо. Им тяжело ловить мяч, играть в подвижные игры. Из-за отсутствия общения со сверстниками формируются патологии личности: замкнутость, невроз, обидчивость, нерешительность. Из-за негативной реакции окружающих они начинают избегать речевых ситуаций.
Симптоматика нарушения может проявляться в разной степени выраженности. Многое зависит от степени поражения зон головного мозга. Ученые отмечают, что в школьной деятельности у таких детей будут сложности из-за недостаточного развития регулирующей и планирующей функции речи, обобщений.
Симптоматика нарушений не всегда ярко выражена и поэтому она может быть спутана с другими болезнями. Поэтому важна тщательная диагностика и дифференциация с другими проблемами.
Диагностика
Диагностика алалии осуществляется психиатром. Врача посещают не все родители, но первые признаки болезни может определить невролог. Настораживать должно отсутствие связной речи в 3 года, нежелание говорить фразы, ограниченный активный словарь.
Обследование включает в себя сбор анамнеза. Часто у детей с алалией отмечаются отсутствие лепета и молчаливость. Для составления характеристики малыши изучаются несколько дней. Оцениваются их реакция, взаимодействие, есть ли критичность.
Стоит учитывать, что задержка речевого развития ставится в возрасте трех лет, но это синоним алалии. Запоздания в развитии возникают из-за минимальных мозговых повреждений, и проблема может решиться с походом в садик, где под влиянием среды ребенок начинает говорить.
В возрасте 4 лет родителей должно настораживать молчание ребенка. При возможности психиатр направит на МРТ головного мозга – это лучшее решение. На снимках будут видны повреждения речевых зон коры.
Обязательно делается обследование состояния слуха. Проводится аппаратное исследование, которое позволяет обнаружить снижение слуха. Если оно не подтверждается, ребенка отправляют к сурдологу.
Диагноз ставится после консилиума специалистов. Обследование проводится психологом, неврологом, психиатром, логопедом, отоларингологом. Здоровье малыша беспокоит всех родителей и поэтому они нацелены на работу со специалистами.
Комплексный подход позволяет правильно оценить причину нарушений. Алалия никогда не ставится при интеллектуальных проблемах, так как там задержка речи обусловлена другими механизмами. Некоторые люди ошибочно считают аутизм и алалию синонимами.
Но при аутизме и его вариантах первично нарушена коммуникативная функция психики, а не речь. В таком случае требуется совсем иная работа.
Лечение моторной алалии
Недостаточно методик раннего развития ребенка для преодоления проблем с речью. Родителям стоит морально подготовиться к нескольким годам упорного труда. В лечение входят медикаментозная терапия, занятия у психолога и логопеда, домашние упражнения.
Если есть парезы или другие выраженные патологии двигательной мускулатуры, то назначают физиотерапию и логопедический массаж. В ходе лечения происходит приведение мышц в нормальный тонус, и это облегчает усвоение правильного произношения звуков.
Возможные осложнения и последствия
Некоторые родители в силу неопытности не всегда оценивают серьезность нарушения. Можно встретить мнение, что нет ничего страшного в задержке развития речи, и проблема рассосется самостоятельно.
Это в корне неправильный подход, который чреват последствиями. При проблемах в речи страдает психика ребенка. Долгая задержка скажется на развитии всех функций, в первую очередь мышления. У детей будет наблюдаться снижение интеллекта, не появится абстрактное мышление.
В дальнейшем ребенку будет тяжело учиться даже в коррекционной школе, у него будут небольшие шансы выйти на нормальный уровень развития.
Проблемы с устной речью неизбежно приведут к проблемам в письменной. Дислексия и дисграфия проявляются стойкими ошибками на письме и в чтении.
Поэтому нельзя затягивать с постановкой диагноза и лечением. Чем раньше начнется работа, тем больше шансов на полную реабилитацию и выздоровление малыша.
Патогенез
Механизмы формирования того или иного нарушения позволяют правильно определять причины болезни. На основе этого строится работа по коррекции и лечению. При моторной алалии не сформированы проводящие пути между премоторной зоной мозга и постцентральной областью. Не хватает связи и с височной долей.
Особенно эти нарушения выражены в доминантном полушарии.
Коррекция моторной алалии
Коррекция моторной алалии проводится логопедом. Он есть в поликлиниках, детских садах, реабилитационных центрах. Она включает в себя разные этапы, которые направлены на формирование всех компонентов речи.
В ходе занятий ведется стимулирование активной речи. С помощью игрушек разыгрываются ситуации, побуждающие ребенка к осуществлению высказываний. Пособия и прочие материалы стимулируют накопление словаря.
Обязательно проводится артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Она отрабатывает тонкие движения языка, губ и т. д. Такая подготовка позволяет ставить звуки в правильном произношении.
Занятия дома тоже необходимы. В их ходе закрепляется усвоенный материал, стимулируется развитие речи. Для мотивации детям выдают поощрения в виде наклеек. При договоренности с родителями – материальный презент.
Обязательно работает психолог. Его задача – развитие памяти, мышления, восприятия. Корректируется эмоционально-волевая сфера.
Родителям не стоит ждать молниеносных результатов. Средний срок лечения – 2-3 года. Иногда приходится продолжать и в школьном возрасте.
Прогноз и профилактика
При раннем оказании помощи, комплексной работе специалистов прогноз благоприятный. В большинстве случае алалия проходит к семи годам, и дети идут в обычную школу.
В редких случаях, при тяжелых поражениях мозга, отмечается недостаточность развития. Тогда целесообразно ждать 8 лет (с продолжением лечения!) либо отправить ребенка в коррекционную школу. В этом нет ничего плохого. Ученики осваивают стандартную программу и получают помощь специалистов (психолога, логопеда и т. д.).
Как заниматься дома самостоятельно
Родители – неотъемлемые участники коррекционного процесса. Они обязательно проводят каждый день артикуляционную гимнастику – комплекс выдает логопед. В процессе автоматизации звуков или закрепления лексических тем выполняют различные домашние задания.
Обязательно развивают сенсорику. Для этого используют миски с крупами, песком и другими материалами. В них складывают маленькие игрушки и предлагают малышу их найти. Для мелкой моторики полезны аппликация, лепка, рисование, перебирание и т. п.
Общая моторика развивается в подвижных играх. На детской площадке полезно кататься с горки, крутиться на карусели и лазить по специальным лесенкам. Впечатления стимулируют нервную систему и ее развитие.
При слаженной работе специалистов и родителей алалия полностью излечима.
Моторная алалия что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Коррекция выстраивается поэтапно. В статье вы узнаете что это моторная алалия простыми словами, какие симптомы ее сопровождает и от чего зависит прогноз.
Бесплатные занятия с логопедом
Моторная алалия — нарушение, при котором страдает процесс высказывания с помощью языка, то есть экспрессивная речь. Интеллект, а также физический слух сохранены, органической патологии периферических речевых органов, отклонений в понимании речи нет. Коррекция выстраивается поэтапно. В статье вы узнаете что это моторная алалия простыми словами, какие симптомы ее сопровождает и от чего зависит прогноз.
Формы моторной алалии у детей
В зависимости от локализации повреждения головного мозга выделяют следующие виды моторной алалии: афферентная и эфферентная.
Афферентная (кинестетическая)
Эта форма обусловлена поражением участка коры, которая отвечает за кинестетический контроль речевой программы. Он находится в нижне-теменном отделе левого полушария. При этом ребенку сложно воспроизводить слова и предложения, находить артикуляционные позы. То есть малыш не знает, как располагать язык, губы, зубы во время произнесения слова.
Состояние называется орально-артикуляторная апраксия. Внешне она проявляется заменой звуков, искажением структуры слогов.
Эфферентная (кинетическая)
Эфферентная моторная алалия развивается из-за повреждения центра Брока — заднелобных участков головного мозга. Это зона отвечает за контроль над переключением артикуляционных актов. Детям с такой патологией трудно соблюдать последовательность речевых движений. В результате искажается слоговый состав слова, наблюдается замедление речи. В науке этот синдром называют кинетической апраксией.
Существуют также уровни моторной алалии. Эта классификация учитывает степени недоразвития речи. При 1 уровне малыш крайне ограничен, пользуется несколькими обиходными словами, основу речи составляют звукоподражания и лепет. 2 уровень характеризуется более широким набором слов, способностью составлять короткие предложения. 3 уровень моторной алалии отличается присутствием фразовой речи.
Причины моторной алалии у ребенка
Развитие моторной алалии происходит вследствие повреждений моторных центров речи в головном мозге.
В зависимости от времени воздействия травмирующего фактора различают:
Характерна особенность: чем раньше и длительнее воздействовал негативный фактор, тем выраженнее моторная алалия, серьезнее последствия и сложнее прогноз
Признаки моторной алалии у детей
Симптомы разнообразны по выраженности: от небольших трудностей, которые практически не мешают обычной жизни, до полного отсутствия разговорной речи. Страдает как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая составляющая.
В раннем возрасте патология характеризуется бедными речевыми реакциями. У ребенка 2 лет может совсем отсутствовать лепет. Дети для общения активно используют жесты, звукоподражание, примитивный лепет.
У ребенка только в 3 года или чуть позже появляются первые слова. И при этом он путает звуки, заменяет их, пропускает. Может повторять слоги или отдельные звуки, соединять неподходящие друг другу слоги из разных слов.
У ребенка 4 лет запас слов бедный, фразы непонятные, неправильно составлены. И в дальнейшем он в основном пользуется именами существительными, игнорирует союзы, предлоги, очень редко применяет прилагательные, глаголы, наречия, служебные слова. Слова не согласуются по падежам, числам, родам и времени. Он делит слова при разговоре, говорит медленно.
Малыш не может повторять звуки за взрослым, не говоря о фразах. Не может соотнести слово и ситуацию, поэтому употребляет слова неправильно.
При этом ребенок понимает обращенную речь: он может выполнить просьбу или ответить жестом.
Наблюдаются также симптомы психологических и неврологических нарушений. Такие дети, как правило, не отличаются активностью. Спокойно относятся к своему состоянию. В целом они неуклюжи, у них плохая координация движений, мелкая моторика. Например, им сложно вдеть нитку в иголку, взять мелкий предмет и переложить его.
Страдает внимание, память, мышление. У деток неустойчивый эмоциональный фон, они плаксивы, что еще больше затрудняет общение с окружающими. Могут быть нарушения сна и аппетита.
Диагностика моторной алалии у детей
Обследование проводится с участием нескольких специалистов. Медицинской частью патологии занимаются невролог, оториноларинголог, педиатр. Обязательны консультация логопеда, психолога. На этом этапе перед специалистами стоит задача выставление точного диагноза, выявление степени нарушения, исключение остальных речевых нарушений.
Получив полную информацию о пациента, специалисты определяют тактику лечения и прогноз.
Лечение моторной алалии у детей
Терапия комплексная, направлена на устранение причины болезни, коррекцию нарушений, воздействие на сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу. С пациентом работают психолог/нейропсихолог, невролог, логопед/дефектолог.
Желательно, чтобы лечение моторной алалии, независимо от признаков, было начато как можно раньше. Оптимальный срок — 3 – 4 года. Дошкольники легко поддаются коррекции, к тому же, в этом возрасте нарушения не зафиксировались. Другим важным условием является регулярность выполнения упражнений.
Медицинская часть коррекции заключается в лекарственной терапии, физиолечении, массаже. Эти процедуры устраняют мозговые нарушения, восстанавливает кровоток в сосудах, улучшают моторную функцию.
Психологическое лечение при признаках моторной алалии у детей направлено на улучшение памяти, внимания, мышления, контроль эмоционально-волевой сферы.
Коррекционные работы
Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:
Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша. Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать.
Возможные осложнения и последствия
Из-за того, что нарушена экспрессивная речь, у малыша с моторной алалией не складывается общение с окружающими и ровесниками. Страдает мышление, память, восприятие, воображение. Всё это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие. Алалик боится контактировать с незнакомыми людьми, особенно это выражено в новой обстановке. Даже с детьми того же возраста он не может найти общий язык и выстроить коммуникацию.
Дошкольники в детском саду держатся обособленно. В школе у них возникают трудности с письмом, чтением, освоением грамматики. В некоторых случаях болезнь осложняется заиканием, что еще больше усложняет прогноз.
Родителям следует понимать, как лечить моторную алалию у ребенка и что эта болезнь — это не особенности развития и не временное явление. Это нарушение формирования речи, которое сопровождается патологическим процессом в центральной нервной системе. Часто мамы и папы совершают ошибку, считая, что их малыш развивается нормально, а нарушение речи — это вариант нормы в таком возрасте. Вследствие этого болезнь диагностируется на поздних стадиях и возможность полного излечения находится под вопросом.
Прогноз и профилактика
Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.
Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.
Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы. Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям.
И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.
Моторная алалия у детей — признаки и лечение
Обновлено 20 авг. 2020 г.
Моторная алалия — нарушение, при котором страдает процесс высказывания с помощью языка, то есть экспрессивная речь. Интеллект, а также физический слух сохранены, органической патологии периферических речевых органов, отклонений в понимании речи нет. Коррекция выстраивается поэтапно. В статье вы узнаете что это моторная алалия простыми словами, какие симптомы ее сопровождает и от чего зависит прогноз.
Формы моторной алалии у детей
В зависимости от локализации повреждения головного мозга выделяют следующие виды моторной алалии: афферентная и эфферентная.
Афферентная (кинестетическая)
Эта форма обусловлена поражением участка коры, которая отвечает за кинестетический контроль речевой программы. Он находится в нижне-теменном отделе левого полушария. При этом ребенку сложно воспроизводить слова и предложения, находить артикуляционные позы. То есть малыш не знает, как располагать язык, губы, зубы во время произнесения слова.
Состояние называется орально-артикуляторная апраксия. Внешне она проявляется заменой звуков, искажением структуры слогов.
Эфферентная (кинетическая)
Эфферентная моторная алалия развивается из-за повреждения центра Брока — заднелобных участков головного мозга. Это зона отвечает за контроль над переключением артикуляционных актов. Детям с такой патологией трудно соблюдать последовательность речевых движений. В результате искажается слоговый состав слова, наблюдается замедление речи. В науке этот синдром называют кинетической апраксией.
Существуют также уровни моторной алалии. Эта классификация учитывает степени недоразвития речи. При 1 уровне малыш крайне ограничен, пользуется несколькими обиходными словами, основу речи составляют звукоподражания и лепет. 2 уровень характеризуется более широким набором слов, способностью составлять короткие предложения. 3 уровень моторной алалии отличается присутствием фразовой речи.
Причины моторной алалии у ребенка
Развитие моторной алалии происходит вследствие повреждений моторных центров речи в головном мозге.
В зависимости от времени воздействия травмирующего фактора различают:
Характерна особенность: чем раньше и длительнее воздействовал негативный фактор, тем выраженнее моторная алалия, серьезнее последствия и сложнее прогноз
Признаки моторной алалии у детей
Симптомы разнообразны по выраженности: от небольших трудностей, которые практически не мешают обычной жизни, до полного отсутствия разговорной речи. Страдает как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая составляющая.
В раннем возрасте патология характеризуется бедными речевыми реакциями. У ребенка 2 лет может совсем отсутствовать лепет. Дети для общения активно используют жесты, звукоподражание, примитивный лепет.
У ребенка только в 3 года или чуть позже появляются первые слова. И при этом он путает звуки, заменяет их, пропускает. Может повторять слоги или отдельные звуки, соединять неподходящие друг другу слоги из разных слов.
У ребенка 4 лет запас слов бедный, фразы непонятные, неправильно составлены. И в дальнейшем он в основном пользуется именами существительными, игнорирует союзы, предлоги, очень редко применяет прилагательные, глаголы, наречия, служебные слова. Слова не согласуются по падежам, числам, родам и времени. Он делит слова при разговоре, говорит медленно.
Малыш не может повторять звуки за взрослым, не говоря о фразах. Не может соотнести слово и ситуацию, поэтому употребляет слова неправильно.
При этом ребенок понимает обращенную речь: он может выполнить просьбу или ответить жестом.
Наблюдаются также симптомы психологических и неврологических нарушений. Такие дети, как правило, не отличаются активностью. Спокойно относятся к своему состоянию. В целом они неуклюжи, у них плохая координация движений, мелкая моторика. Например, им сложно вдеть нитку в иголку, взять мелкий предмет и переложить его.
Страдает внимание, память, мышление. У деток неустойчивый эмоциональный фон, они плаксивы, что еще больше затрудняет общение с окружающими. Могут быть нарушения сна и аппетита.
Диагностика моторной алалии у детей
Обследование проводится с участием нескольких специалистов. Медицинской частью патологии занимаются невролог, оториноларинголог, педиатр. Обязательны консультация логопеда, психолога. На этом этапе перед специалистами стоит задача выставление точного диагноза, выявление степени нарушения, исключение остальных речевых нарушений.
Получив полную информацию о пациента, специалисты определяют тактику лечения и прогноз.
Лечение моторной алалии у детей
Терапия комплексная, направлена на устранение причины болезни, коррекцию нарушений, воздействие на сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу. С пациентом работают психолог/нейропсихолог, невролог, логопед/дефектолог.
Желательно, чтобы лечение моторной алалии, независимо от признаков, было начато как можно раньше. Оптимальный срок — 3 – 4 года. Дошкольники легко поддаются коррекции, к тому же, в этом возрасте нарушения не зафиксировались. Другим важным условием является регулярность выполнения упражнений.
Медицинская часть коррекции заключается в лекарственной терапии, физиолечении, массаже. Эти процедуры устраняют мозговые нарушения, восстанавливает кровоток в сосудах, улучшают моторную функцию.
Психологическое лечение при признаках моторной алалии у детей направлено на улучшение памяти, внимания, мышления, контроль эмоционально-волевой сферы.
Коррекционные работы
Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:
Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша. Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать.
Возможные осложнения и последствия
Из-за того, что нарушена экспрессивная речь, у малыша с моторной алалией не складывается общение с окружающими и ровесниками. Страдает мышление, память, восприятие, воображение. Всё это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие. Алалик боится контактировать с незнакомыми людьми, особенно это выражено в новой обстановке. Даже с детьми того же возраста он не может найти общий язык и выстроить коммуникацию.
Дошкольники в детском саду держатся обособленно. В школе у них возникают трудности с письмом, чтением, освоением грамматики. В некоторых случаях болезнь осложняется заиканием, что еще больше усложняет прогноз.
Родителям следует понимать, как лечить моторную алалию у ребенка и что эта болезнь — это не особенности развития и не временное явление. Это нарушение формирования речи, которое сопровождается патологическим процессом в центральной нервной системе. Часто мамы и папы совершают ошибку, считая, что их малыш развивается нормально, а нарушение речи — это вариант нормы в таком возрасте. Вследствие этого болезнь диагностируется на поздних стадиях и возможность полного излечения находится под вопросом.
Прогноз и профилактика
Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.
Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.
Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы. Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям.
И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.