Моторная алалия коррекция с чего начать логопеду новичку
Что такое алалия
Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.
По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.
Виды алалии
В логопедии используется определенная классификация этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения головного мозга.
Выделяют следующие формы алалии:
Пройдите тест и получите бесплатный подарок, комплект документов для работы с детьми с алалией!
Основные симптомы алалии
Симптоматика зависит от того, какая именно форма диагностирована у ребенка.
Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
Для моторной алалии характерны следующие симптомы:
Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:
Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.
Моторная алалия коррекция с чего начать логопеду новичку
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Основная проблемы в МА заключается не в том, что ребенок не понимает речь, а в том, как ему найти в памяти слова, которые уже имеются в понимании.
Бесплатные занятия с логопедом
В интернете много обсуждают способы лечения алалии. Из-за низкой скорости коррекционной работы многих логопедов появляется множество нетрадиционных способов лечения МА таблетками и разными аппаратами. Все обсуждают динамику лечения, улучшения в поведении ребенка, но редко встретишь истории о том, что алалию полностью вылечили.
Я на своих занятиях провожу полную коррекционную работу (от первых слов до полной речевой нормы). После моих занятий дети поступают в массовую школу и учатся хорошо, т.к. речь полностью сформирована. И делаю я это очень быстро – за 1-2 года (не путайте это с тем, что «ребенок разговорился» — на это у меня уходит 2-3 месяца). В данной статье я поделюсь своими способами и приемами коррекционной работы с МА для логопедов, чтобы они могли использовать это в своей работе и лучше помогать детям с МА, и с родителями, чтобы они знали, на что обращать внимание на моих занятиях.
На всех этапах коррекционной работы.
ЯЗЫКОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ
Я работаю по языковой концепции, которая утверждает, что речевую работу нужно начинать не со звуков, не со слогов и распевок гласных, как считалось ранее (см.«Моторную концепцию»), а со слов. Именно слово является минимальной смысловой единицей речи. Именно слова имеют смысл для ребенка, а произношение звуков у детей с моторной алалией не является ведущим дефектом.
История. Мальчик, 6 лет, моторная алалия. На момент обращения не было ни одного слова. До этого занимался на протяжении двух лет с логопедом в больнице областного уровня. В результате работы имел один звук С и ни одного слова, некоторые предметы обозначал жестами. На тот момент я не верила, что возможно создать речь в столь позднем возрасте и пыталась от него отказываться. Но родители уговорили. Мы начали с вызывания слов. Боролись с речевым негативизмом. Работа была трудной, но результативной.
За 2 года работы со мной он дошел до полной речевой нормы. Это было достигнуто огромными усилиями со стороны родителей, которые каждую минуту жизни ребенка работали с ним по очереди, подключили всех родственников. Так же мне повезло, что один из них был врач, а второй педагог. Мальчик в 8 лет пошел в обычную школу, где получил первую двойку через месяц – за поведение, с записью в дневнике «болтал на уроке». Мама купила тортик.)))
Эта история наиболее яркая, потому что ребенку было уже 6 лет. Чаще приходят дети 4-5 лет, когда родители ходят к логопеду несколько месяцев, занимаются звуками, а результатов нет.
РАБОТА ЧЕРЕЗ ЛОГИКУ И ЭМОЦИИ
У ребенка с моторной алалией высокий уровень невербального интеллекта (он всё понимает), в зачаточном состоянии находится вербальный интеллект (он не говорит или говорит мало и плохо) и высокая эмоциональность (в последнее время некоторые ученые выделяют это в самостоятельный вид – эмоциональный интеллект). Такой ребенок, в большинстве случаев, с полутора до трёх лет очень добрый, ласковый, контактный, а после четырех, когда он осознал свое отличие от сверстников, становится замкнутым, стеснительным или агрессивным.
Я занимаюсь формированием вербального интеллекта (речи) через сохранные понимание, логику и эмоции. В коррекционной педагогике есть такой принцип – работа через сохранные анализаторы, например, при работе с сенсорной алалией сразу начинают обучать чтению, чтобы через сохранный зрительный анализатор сформировать понимание «звуковой», слышимой речи.
Эмоции: в комплексном подходе я указала несколько способов, затрагивающих эмоции, по повышению мотивации ребенка, которые более эффективны, чем у детей с ЗРР и сенсорной алалией.
Я начинаю работу с первых слов и лексических тем, эмоционально значимых для ребенка. Любой ребенок имеет свои любимые игрушки: кто-то играет в машинки, а кто-то со «зверюшками», девочки предпочитают кукол и пони. Поэтому стоит у родителей узнать о предпочтениях ребенка и на их основе строить первые занятия: во-первых, ребенок быстрее пойдет на контакт, во-вторых, возможно в его теме у него уже есть какие-то слова или звукоподражания, с помощью которых можно общаться, и в-третьих, набирая слова по этой теме, ребенок сможет их сразу включить в свою игру и жизнь, он их будет активнее использовать и закреплять.
Логика: разница между пониманием речи и активной речью у моторных алаликов имеет свои особенности. Вначале таких детей путают с детьми с ЗРР или считают просто ленивыми («он не хочет говорить»). Вызов первых слов, через простое повторение не работает (как это работает при ЗРР и СА). Часто даже «разговорившись» ребенок с МА может повторить за логопедом слова или фразы, но самостоятельно он их в речи, в жизни не использует. Для того, чтобы сформировать самостоятельную речь, мы работаем:
— через вопросы (при СА мы 80% времени объясняем и повторяем и 20 % времени спрашиваем, а при МА – наоборот)
— большое количество повторений и при вызывании слов, и при формировании фразы, и при работе с падежами в дальнейшем происходит за счет использования большого количества ситуаций, где требуется использование этого слова, падежа и т.д., а не просто повторение одного и того же
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
В начале своей практики я еще пробовала работать с детьми с МА без участия родителей. Но со временем я увидела,что если с ребенком занимаются дома, мы делаем за месяц столько, сколько я без родителей делаю за год. Потому что между занятиями ребенок с алалией все забыл, если с ним дома никто не говорил, и он не использовал новые навыки (незачем и не с кем). Это связано с механизмом нарушения при МА – на занятии мы формируем нейронную связь между понятием и произносимым словом, после занятия – эту связь нужно укреплять многократным употреблением нового слова в различных ситуациях.
Так как при хорошей работе родителей процесс коррекции занимает 1-2 года, то замедлить его более чем в 10 раз – это значит потратить полжизни, не поступить в школу…. Поэтому я сейчас, если вижу что родители относятся к ситуации как «я вам плачу деньги – вы мне все сделайте», то я объясняю, что при других диагнозах это было бы возможно, но при МА с ребенком нужно заниматься целый день, всё время его бодрствования. Либо нужно приглашать в помощь бабушку или нанимать няню, с которой я буду работать.
ВОПРОСЫ
Основная проблемы в МА заключается не в том, что ребенок не понимает речь, а в том, как ему найти в памяти слова, которые уже имеются в понимании. Поэтому, с самого начала, и до самого конца – основным приемом будет постановка правильных вопросов, вместо многократного повторения, как это работает при сенсорной алалии или других диагнозах. Поэтому на моих занятиях родителям запрещено подсказывать ответы. А для домашней работы я учу родителей, как правильно спросить и как правильно подсказать.
Многие знают про типовые вопросы на первых этапах, чтобы вызвать слово из памяти ребенка:
Предъявляем картинку с изображением слона – новое для ребенка слово.
Логопед называет: Это слон (ребенок произносит «слон»).
Логопед спрашивает: Кто это? (ответа нет)
Логопед спрашивает: Это слон? (ребенок отвечает на вопрос, по сути, повторяет за логопедом «слон»).
Логопед спрашивает Кто это? (слон).
Но мало кто понимает, что вопросы также важны и на этапе фразы, и на последующих этапах по формированию всего русского языка. Наш умненький моторный алалик имеет большее количество вариантов ответов, чем любой другой ребенок, находящийся на данном этапе речевого развития, что дает большее количество ошибок. И поэтому на каждую лексическую или грамматическую тему нужно задавать свои вопросы, чтобы получить правильные, нужные логопеду ответы. При этом нельзя дать в вопросе явной подсказки, потому что «хитренький» моторный алалик быстро ею воспользуется, а в его активный словарь слово не попадет. Именно после таких занятий, где ребенок не отвечал на вопросы, а повторял за логопедом, родители говорят: «мы видели – на занятии он всё говорит, а дома молчит». Логопед сформировал отраженное проговаривание, но самостоятельную произвольную речь не сделал. И дальнейшая работа таких логопедов строится на создании «формализованной» речи, заучивании бытовых фраз (из олигофренопедагогики по социализации умственно отсталых детей). Это, естественно, приводит к остановке в развитии интеллекта ребенка и невозможности обучения в массовой школе.
Ученые доказали, что многократное повторение однообразных рутинных действий приводит к снижению интеллекта не только у детей, но даже у взрослых. А у ребенка с МА эти многократные однообразные повторы выключают его понимание, в отличие от вопросов, которые заставляют его думать. Именно так мы через сохранный интеллект формируем речь.
ГИМНАСТИКИ
При коррекции дизартрии, дислалии и других речевых нарушений мы, логопеды используем артикуляционные, пальчиковые гимнастики (развитие мелкой моторики пальцев рук), логопедический и зондовый массаж, но при коррекции алалии это не имеет смысла, так как поражение находится в совершенно другом месте. Мы используем с родителями на занятиях (на начальных этапах работы) гимнастику на развитие межполушарных связей мозга (см. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»
Знания, способы и приемы, как быстро разговорить ребёнка на ранних этапах коррекционной работы.
ВАЖНОСТЬ РАННЕГО НАЧАЛА
Мозг ребенка развивается интенсивнее, чем мозг взрослого человека. (См. Сензитивные периоды развития мозга) в 2-3 года у ребенка максимальные возможности для овладения речью, с годами эти возможности снижаются. Это подтверждено многими авторами. По результатам своей практики могу сказать, что коррекционная работа детей, начинающих в 2года, занимает в 2 раза меньше времени, чем в 4-5 лет.
Но есть нарушения, которые требуют раннего начала:
Ринолалия – ребенку как можно раньше ставят звуки и речевое дыхание сразу после операции.
Афазия – когда в результате ЧМТ пропадает речь, раннее начало коррекционной работы сокращает сроки коррекционной работы в несколько раз).
Так же и алалия, что моторная, что сенсорная, быстрее корректируется при раннем начале.
ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Особенно важно для тех, кто приходит ко мне в 4года и позже –Независимо от того, в каком возрасте ребенок начинает заниматься со мной, необходимо начинать с ним говорить как будто ему полтора года. Все остальные требования к нему (кроме речи) должны остаться на уроне его физиологического возраста. Как ребенок полутора лет не способен сказать «гидравлический цилиндр», так и ребенок с МА в 5-6 лет не сможет это сказать в самом начале. Мы дойдем до этого позже. И попытки родителей требовать от него то, что он еще не может выполнить, приводят к речевому негативизму, что затрудняет, удлиняет или делает невозможной коррекционную работу. Но никакого сюсюканья – не хватает нам еще проблем с исправлением звукопроизношения.
ПЕРВЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ РЕЧЬ
Я начинаю заниматься с детьми с алалией с 2,5 лет. Хотя многие логопеды индивидуально начинают заниматься с 4-5 лет. (А иногда говорят «приходите когда ребенок заговорит»). Это связано с тем, что основной инструмент работы логопеда – картинки (логопедические пособия). И дает высокую скорость логопедической работы на более поздних этапах, но не может помочь неговорящему ребенку с алалией 2-3х лет.
Речь ребенка (человека) неразрывно связана с мышлением. 3 вида мышления, последовательно формирующиеся у человека:
Перескочить через этапы не получается, поэтому чтобы мыслить наглядными образами, ребенок должен пройти предметно-действенный этап.
Для детей с алалией в детсадах с ТНР есть большое количество игр, игрушек, с помощью которых логопеды и могут вызвать речь ребенка. Поэтому они и могут лечить алалию с 2-2,5 лет.
На наших занятиях через скайп мы делаем еще хитрее: я научаю родителей как разговорить ребенка, и они используют все предметы дома, не только игрушки, но и события, ситуации для оречевления процесса.
Окружающие ребенка предметы, которые он неоднократно видел и использовал в быту, имеют для ребенка больший смысл (ложка и чашка, его родные, которыми он ест и пьет, значат больше чем из набора игрушечной посуды) чем чужие игрушки – поэтому набор первых слов и фраз происходит быстрее.
МУЛЬТИКИ
Мультик эмоционально значим для ребенка – вовлекает его в игру и общение.
Я очень плохой художник (мою кривоногую лошадку сложно отличить от собачки) – поэтому на занятии весело всем – и ребенок включается в процесс общего семейного веселья. Особенно веселят мои «подвижные картинки» пап, работающих в компаниях, разрабатывающих компьютерные игры. И пока мы веселимся – ребенок выдает свои первые слова, глаголы и фразы.
ГЛАГОЛЫ
Предикаты (глаголы) – по языковой концепции это первые слова, которые являются пусковым механизмом речи.
Игра в лошадки. Лучше всего получается с папами. Когда ребенок залезает на шею самому главному человеку в семье и начинает командовать ему : Иди! Но! Стой! – он ощущает себя повелителем мира. Он находится в очень эмоциональном состоянии, которое срабатывает не только в лучшем запоминании глаголов, но происходит осознание того, что речь является способом управления этим миром. Это повышает мотивацию на все его дальнейшие занятия.
Побудительные слова. Я начинаю работу именно с глаголов в повелительном наклонении, так как они наглядно показывают ребенку взаимосвязь речи и действия: мы говорим, чтобы что-то сообщить или что-то получить. Ребенок хочет конфету, говорит: «дай» и получает ее. Он хочет чтобы мама посидела с ним рядом – просит «сиди» и мама сидит с ним. Такие слова наиболее значимы для маленького ребенка, такие слова он чаще использует, со временем мы строим из них первые фразы.
ПЕРВЫЕ ФРАЗЫ
Формированием фразы из 2х слов я начинаю заниматься на 1 этапе коррекции. Потому что как только фраза появилась (даже когда у ребенка всего 10 слов), дальнейший набор словаря происходит намного быстрее. Родители участвуют в процессе занятия, потому что для формирования первых глаголов и фраз нужно участие трех лиц: мы не тратим несколько часов на попытки объяснить ребенку, зачем нужна фраза, мы это показываем, разыгрывая ситуацию – он практически сразу осознает и включается в процесс.
Ввиду того, что мы не начинам со звуков или слогов, формируем фразу вопросами, а не заучиванием фраз (формализованная речь), как при моторных методиках, у нас не бывает случаев появления заикания у ребенка. Но даже когда ко мне приходят моторные алалики с заиканием – мы и это исправляем.
На последних этапах коррекционной работы.
ВАЖНОСТЬ ПОСЛЕДНИХ ЭТАПОВ (5ГО И 6ГО)
Частенько логопеды формально подходят к работе на этих этапах, либо просто не успевают дойти до этих этапов к школе, а многие родители ошибочно думают, что на уроках русского языка учитель научит их ребенка языку через письмо. Но происходит обратный процесс – ребенок, не понимая смысла грамматических конструкций, закрепляет это еще и в письме (дисграфия, дислексия), с чем борются уже в школе учителя и логопеды на протяжении многих лет и с сомнительным успехом.
Некоторые родители думают, что их ребенок, не усвоивший смысл падежных окончаний, множественного числа и т.д., имея проблемы в русском языке, будет хорошо учиться по математике и точным наукам, что тоже неверно, т.к. будут проблемы с пониманием условий задач и других логических взаимосвязей.
Это происходит от непонимания сущности Моторной алалии:
Кто-то считает, что алалия – это отсутствие речи, и после того, как у ребенка появились первые слова, успокаивается, думает, что алалию вылечили. Но при отсутствии фразы – они видят, что слова набираются плохо, речь не развивается, ребенок говорит мало и редко, с каждым днем отставание от сверстников становится все заметнее. После этого они думают, что алалия не лечится. На самом деле они ее просто не долечили.
Кто-то после формирования фразы и набора первых слов считает, что ребенок разговорился, он говорит много, но с ошибками, и они думают, что дальше ребенок всю речь освоит сам. Тогда родители бросают занятия с логопедом, так как считают, что алалию вылечили. Проходит время, замечают, что ребенок снова отстает от сверстников. Снова вывод – алалия не лечится. На самом деле, они тоже ее не долечили.
Последние этапы коррекционной работы занимают больше времени, чем все этапы до этого (от полугода до полутора лет). Потому что на самом деле, алалия – это неспособность ребенка самостоятельно усвоить всю систему родного языка. И логопед на последних этапах как раз помогает ему сформировать весь русский язык. И уже после завершения всех шести этапов коррекционной работы дети поступают в обычную школу и могут там хорошо учиться.
ИЗЛЕЧЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ
Все известные ученые, исследующие развитие интеллекта и мозга, утверждают, что это делается посредством обучения. При алалии поражение происходит на уровне нейронных связей между имеющимися ядрами нейронов в коре головного мозга. В последнее время стало модно «питать» мозг ребенка различными таблетками, «облучать» используя различную аппаратуру для быстрого роста этих нервных связей. Хотя вызывает сомнение эффективность данных средств, так как ребенок с моторной алалией после них так и не начинает говорить. Возможно, это происходит, потому что люди путают мозг человека с растением – растения действительно для ускорения роста активнее питают и облучают. Мозг человека имеет «животное происхождение», и как с любой мышцей, для ускорения его роста и развития требуются тренировки. Даже усиленное питание без тренировок приводит не к увеличению мышц, а к ожирению.
По результатам моих наблюдений за двумя группами детей, занимавшихся у меня, были сделаны выводы.
— 1я группа – начали заниматься в 2,5 года, за полгода прошли с 1 по 4 этапы коррекционной работы, дошли до возрастной речевой нормы, после продолжительных каникул вернулись на занятия в 5 лет, имея ОНР-3.
-2я группа – начали заниматься в 4-4,5 года, за 6-8 месяцев прошли те же 4 этапа коррекционной работы, к тем же 5 годам находятся тоже на уровне ОНР-3.
При равных условиях на момент начала коррекционной работы на 5 и 6 этапах, 1я группа проходит эти два этапа в 3 раза быстрее. Это обусловлено тем, что 1я группа имела на два года больше времени на тренировку этих нейронных связей – они все эти 2 года говорили.
После прохождения последних этапов коррекционной работы, родители, с которыми я поддерживала контакты, говорят, что у их детей нет проблем с обучением в школе.
Поэтому я абсолютно согласна с учеными (на основании своей практики), что при правильных логопедических тренировках ребенок с алалией не только осваивает систему родного языка, но и преодолевает органическое поражение коры головного мозга.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
На последних этапах работы родители меня часто спрашивают: «Ирина, Петровна, у нас прогресс есть?», то есть перестают замечать скорость развития речи.
Когда же он заговорит?!
Первые слезы оттого, что он хочет, но не может.
Пришла соседка, сказала: «он больной?», месяц уговоров ребенка продолжить занятия…
Ура! Он разговорился!
Когда же он замолчит?! И т.д….
А теперь все плавно и спокойно. Родителям кажется, что движение остановилось. На самом деле за одно занятие сейчас ребенок усваивает больше информации, чем за месяц ранее. У ребенка заработал вербальный интеллект, мы включили в работу пособия, ребенок привык к занятиям, меньше сопротивляется, потому что ему речь дается все легче. А родители, привыкшие к «экшену», сами того не замечая, начинают на него ориентироваться.
Представьте себе, что во время первых этапов вы ехали на велосипеде со спущенными колесами по щебенке. А теперь пересели на Феррари и выехали на трассу, и плавность хода машины вас укачивает. Дорогие родители! Посмотрите на спидометр.)))
БЛОКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
В процессе усвоения грамматических моделей (не разовое использование формы например творительного падежа, а способность самому по известному образцу изменять слова) дети с моторной алалией регулярно сталкиваются со сложностями нашего родного языка.
Поэтому чтобы не путать ребенка и закреплять только правильные формы, изучение грамматических конструкций проводим по отдельным блокам: Например: сначала закрепляем только Творительный падеж мужского рода (чтобы везде было окончание – ОМ), а потом – женского (с окончанием –ОЙ). В этом случае все формы данного падежа у ребенка складываются каждая на свою полочку в голове, и чтобы воспроизвести их, вспомнить и вставить в свою фразу – ребенок тратит меньше усилий и совершает меньше ошибок.
ПОСОБИЯ
Логопедические пособия (картинки), правильно подобранные по темам, которые используем мы, логопеды, позволяют за час занятия дать объем знаний, который ребенок получает за неделю. Важно и иметь эти картинки, и уметь ими правильно пользоваться.
А работа с логопедическими пособиями (картинками) при МА имеет свои особенности.
— это могут быть любые пособия, которые мы используем при работе с другими речевыми нарушениями (дизартрия, дислалия, ФФНР…), но работать с ними нужно иначе (см пункт «Вопросы»).
— их (пособий) должно быть огромное количество. При работе с детьми с МА нежелательно использовать одну картинку много раз на одну тему, что допустимо при других нарушениях речи.
— очень мало пособий выпускается по грамматическим темам с нужным количеством материала (по падежам, числам, согласованиям…), по которым строится работа на последних этапах. 5-10 картинок по теме, на которую требуется 300 и более картинок, в работе не помогут.
Поэтому так важно для логопедов, работающих по коррекции МА, не столько собирать их, а самим рисовать большое количество таких пособий.
Моторная алалия коррекция с чего начать логопеду новичку
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Материал по коррекции алалии предназначен для логопедов групп компенсирующей направленности.
Бесплатные занятия с логопедом
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
Причины:
воспалительные поражения головного мозга
травматические поражения головного мозга
кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов
обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития
последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы
запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.
ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде)
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. Моторная алалия — нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи
Симптомы речевые:
фонетические нарушения (звукопроизношение)
недоразвитие фонематического слуха
аграмматизмы в речи
нарушения структуры слова и фразы
резко обеднен словарный запас
несформирована мотивация общения
понимание речи сохранно
Симптомы неречевые:
общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики
нарушения координации движений
недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)
патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)
вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)
нарушение орального и динамического праксиса
несформированность игровых навыков
импульсивность, хаотичность деятельности
Различают три уровня недоразвития речи:
уровень: отсутствие общеупотребительной речи
уровень: зачатки общеупотребительной речи
уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.
Образцы речи:
1 уровень:
ребенок пользуется только ситуативной речью
2 уровень:
3 уровень:
уровень:
Методика логопедического воздействия при алалии
Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.
В коррекционной работе выделяют 5 этапов.
вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений
расширять объем понимания речи
занятия проводятся индивидуально, в игровой форме
избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания
дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала
Понимание речи:
запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье)
понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием
оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)
понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»
понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на стол»)
Нельзя повторять за ребенком аморфные слова-корни, допустимо лишь использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не КУКА
Развитие самостоятельной речи:
создается ситуация, вызывающая потребность в речи (красивая кукла у логопеда: «Дай») – активизация речевого подражания
называние близких людей («мама, папа»)
выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще)
выражение состояния междометьями (ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию)
звукоподражание животным (собака – ав-ав, корова – муу)
подзывы животных (кис-кис, цып-цып), управление животными (Ноо!, Тпру! Брысь!)
введение звукоподражаний в стихи: ГУСИ, ГУСИ – ГА-ГА-ГА и т.д.
подражание музыкальным игрушкам: дудочка – ду-ду-ду, балалайка – ля-ля-ля, барабан – бум-бум-бум
подражание транспортным шумам: машина – би-би, самолет – у-у-у, поезд – ту-у-у
введение звукоподражаний в стихи: Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У-У-У
при игре в лото использование слов ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ
формирование фраз ДАЙ ПИТЬ ХОЧУ ПИТЬ
ДАЙ ЕЩЕ ХОЧУ ГУЛЯТЬ
МАМА, НА ИДЕМ ГУЛЯТЬ
МАМА ИДЕМ ИДЕМ ДОМОЙ и т.д.
(у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей)
Понимание речи:
различение количества предметов (много –мало—один)
различение вкуса (сладкий – соленый)
пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)
различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА
различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом)
различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе)
Развитие самостоятельной речи:
звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение
называние знакомых предметов
Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с возможностью объединять слова в предложения: как только появляется раза из 2 аморфных корней, возникает возможность воспроизводить по подражанию слово из двух слогов.
двусловное предложение со словами «ЭТО, ВОТ, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ + существ.»: ВОТ ЗАЙКА ТАМ ПАЛКА ТУТ КОТ ЭТО МАШИНА
употребление повелительного наклонения глагола: команды куклам – ИДИ, СИДИ, БЕГИ, ЛОВИ, СТИРАЙ
употребление фразы «обращение+ повелительный глагол»: КАТЯ, ИДИ! СИДИ, МИША
употребление фразы «обращение + повелительный глагол+ Вин. Падеж существ.»: КАТЯ, ДАЙ МЯЧ (= И.п.), ВОВА, НАДЕНЬ ШУБУ ( не совпадает с И.п.)
употребление фразы «глагол в неопред. Форме + ХОЧУ, НЕ ХОЧУ, НАДО, НЕ НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ»: ХОЧУ СПАТЬ, НЕ НАДО ПИСАТЬ, МОЖНО КУШАТЬ, ИДИ
Упражнение: «Кто что будет делать?». Куклы в различных костюмах (фартук, пижама … Кто должен идти спать? Кукла Катя, иди спать
Ребенок должен усвоить: место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру 2-сложных слов.
(Для детей, у которых объем предложения составляет 2-3 слова)
Понимание речи:
Различение слов, близких по звучанию: МИЛА – МЫЛО, ОСЕЛ – КОЗЕЛ
различение слов с противоположным значением: НАДЕТЬ – СНЯТЬ, ВСТАТЬ – СЕСТЬ,
понимание и различение возвратных глаголов: КУПАЕТ – КУПАЕТСЯ, КАТАЕТ – КАТАЕТСЯ
различение множественного и единственного числа глаголов СПЯТ – СПИТ, ЛЕТЯТ – ЛЕТИТ
различение рода глаголов прошедщего времени: ЖЕНЯ УПАЛ – ЖЕНЯ УПАЛА
различение объекта и субъекта действия: ВОВА, ЛОВИ НИНУ. Кто убегает?
понимание взаимоотношений действующих лиц: ЗАЯЦ УБЕГАЕТ ОТ ВОЛКА. – ВОЛК УБЕГАЕТ ОТ ЗАЙЦА. Где ошибка?
Пространственные отношения предметов: предлоги НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ, ЗА и их различение: В-НА, ПОД-ИЗ, ИЗ-ОТ, ОКОЛО-ЗА
Обобщение предметов по их назначению: ЧТО НАДО, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ?
Различение ед. и мн. числа сущ. Предл. падежа: КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ – КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ, СИДЯТ НА СТУЛЕ – СИДЯТ НА СТУЛЬЯХ
различение пространственных наречий: ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ВПЕРЕД, НАЗАД
Самостоятельная речь:
составление предложения «существ. + глагол + прямое дополнение»: ДЕВОЧКА ПЬЕТ СОК, МАМА ВАРИТ СУП
составление предложения «существ. + глагол + дополнение, не совпад. в Вин пад. с Им.» : МАМА ЧИТАЕТ КНИГУ
ответ на вопрос «Что делает?» (подбор названий действий к названию предмета) МАМА ЧИТАЕТ, СЛУШАЕТ, ГОВОРИТ …
подбор названий предметов к названиям действий: ИДЕТ … МАМА, ПАПА, ДЕВОЧКА, ТЕТЯ, БРАТ … СИДИТ… КОШКА, ПТИЧКА …
употребление возвратной формы глаголов: МОЕТСЯ, ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ, УЛЫБАЕТСЯ
заучивание двустиший и четверостиший с договариванием слов: ДОЖДИК, ДОЖДИК, КАП-КАП-КАП, МОКРЫЕ ДОРОЖКИ. НАМ НЕЛЬЗЯ ИДТИ ГУЛЯТЬ …
формирование слоговой структуры слова: отхлопывание слогов в словах а) из двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА; б) из трех открытых слогов: МАШИНА
формирование звукопроизношения – развитие слухового восприятия: выделение слов из потока: ШАПКА, КОТ, НОС, ЗУБ, КОТ, РОТ, КОТ …; различение близких по звучанию слов: УДОЧКА—УТОЧКА, расширение объема слуховой памяти (2-3 ступенчатые инструкции, 3-4 картинки)
научить строить предложения из 3-5 слов
научить простейшему словоизменению существительных и глаголов
формировать навыки связной речи
Понимание речи:
понимание падежных окончаний существительных
понимание прилагательных и наречий
Самостоятельная речь:
закрепление конструкций предыдущего этапа
составление предложения «существ. + глагол. + 2 сущ в Вин и Дат падежах»: КАТЯ ЧИТАЕТ КНИГУ ОЛЕ; МАМА ДАЕТ КОНФЕТУ ДОЧКЕ
составление предложения «существ. + глагол + 2 сущест в Вин и Тв падежах): МАМА РЕЖЕТ ХЛЕБ НОЖОМ; ПАПА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ
составление предложения по конструкции «сущ + глагол + наречие» ТАНЯ ПОЕТ ГРОМКО
составление конструкции с предлогом У: У КОРОВЫ РОГА; У ДЕВОЧКИ КНИГА
составление конструкции с предлогом В: ПОСТАВЬ ИГРУШКИ В ШКАФ, ИГРУШКИ СТОЯТ В ШКАФУ Игра «Что в кармане?»
составление конструкции с предлогом НА: ЦВЕТОК СТОИТ НА СТОЛЕ ; МИША КАТАЕТСЯ НА САНКАХ
составление конструкции с предлогом С: ВОВА ГУЛЯЕТ С СОБАКОЙ
составление конструкции с предлогом К: СОБАКА ПОБЕЖАЛА К ВОВЕ
составление конструкций с предлогом ПОД: ПОД СТОЛ – ПОД СТОЛОМ
составление предложения «сущ + глагол + инфинитив +1-2 существит в косвенных падежах» ВОВА ХОЧЕТ ИГРАТЬ В МЯЧ С ТАНЕЙ
образование множественного числа существительных: СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЛИСТ – ЛИСТЬЯ
образование уменьшительной формы существительных: ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК
образование отрицательной формы глагола: ПОЙДУ ГУЛЯТЬ – НЕ ПОЙДУ ГУЛЯТЬ («непослушные дети»)
сопоставление глагольных форм: ЛЕЖИ – ЛЕЖИТ – ЛЕЖУ, МОЙ –МОЕТ-МОЮ
образование инфинитива МАЛЬЧИК КОПАЕТ ПЕСОК И МЫ БУДЕМ КОПАТЬ
слоговая структура слова: проговаривание стечений – МНА, МНО, МНЕ …
заучивание стихов (двустиший и четверостиший)
заучивание рассказов: ПЕТУШОК ПОЕТ. КУРИЦУ С ЦЫПЛЯТАМИ ЗОВЕТ. ПЕТУШОК ЗЕРНЫШКИ НАШЕЛ. САМ НЕ СЪЕЛ, ЦЫПЛЯТАМ ОТДАЛ. Или ВОТ НАША КУХНЯ. НА ПЛИТЕ ЧАЙНИК – ВСЕЙ ПОСУДЫ НАЧАЛЬНИК. В НЕМ ВОДА КИПИТ. БУДЕМ ЧАЙ ПИТЬ
научить детей строить сложные предложения
продолжить работу над словоизменением
научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными
(для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма)
Самостоятельная речь:
образование словосочетаний «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»: МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРОВ
согласование местоимений с существит: МОЙ МЯЧ – МОЯ КУКЛА – МОЕ ВЕДРО
согласование прилагательных с существительными: ГОЛУБАЯ РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ РУЧЕЙ
различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ – ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ
составление конструкции с союзом А: СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ
составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ
составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В ШКОЛЕ ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ
составление предложений с однородными определениями: МОРКОВЬ ВЫРОСЛА БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ
составление предложений с однородными дополнениями : МАША НАРИСОВАЛА ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ
составление предложений с однородными обстоятельствами СНЕГ ЛЕЖИТ НА КРЫШАХ, НА ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ
согласование местоимений с предлогом У: У МЕНЯ, У НЕГО, У НИХ
составление предложений с союзом А: САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ КНИГУ
составление предложений со словами СНАЧАЛА, ПОТОМ: СНАЧАЛА НАДО НАДЕТЬ ПАЛЬТО, А ПОТОМ ВАРЕЖКИ
составление предложений с союзом ИЛИ: САША ХОЧЕТ РИСОВАТЬ ИЛИ ЛЕПИТЬ
составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО: ВОВА ЗАБОЛЕЛ, ПОТОМУ ЧТО ПРОМОЧИЛ НОГИ
составление предложений с союзом ЧТОБЫ: Я ВЗЯЛ МЯЧ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ игра «Что сказали по телефону»
образование притяжательных местоимений: ЗАЯЧИЙ ХВОСТ, БАБУШКИНЫ ОЧКИ
образование относительных прилагательных: ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ
образование прилагательных от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЫЙ
образование степеней сравнения прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ
образование однокоренных слов: ЧАЙ – ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ – ЧАЕПИТИЕ
образование существительных от существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ – ПЕРЕЧНИЦА
подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ, КОСА, КЛЮЧ
подбор антонимов – существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ, ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ, ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ
замены глагольных форм в пересказе: 1 лицо ед и мн число на 3 лицо
образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ
образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО – ВКУСНЕЕ
Сенсорная алалия
ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранене
при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза
не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия
Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:
большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении
ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего
улучшение понимания при многократном медленном повторении
трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)
улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)
улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего
улучшение понимания при общении с матерью
Речь при сенсорной алалии:
из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи
двигательное беспокойство, трудности поведения
дети мало пользуются жестами и мимикой
реагируют на интонацию, не понимания смысла
игру сопровождают модулированным лепетом
логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов
при появлении первых слов:
о шибки в ударении
искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз другая ошибка)
высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме
В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.
Методика логопедического воздействия при сенсорной алалии
Основные направления коррекции:
сознательный анализ состава речи
развитие фонематического восприятия
понимание речевых структур
Основной принцип коррекционной работы:
последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга
Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи)
определяют часы и дни отдыха
ограничивают излишнее общение
исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор
щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам
привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку)
пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам
различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)
развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)
развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки», «сорока»
развитие потребности общения, мотивации общения
различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)
Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация
введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением
нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям)
выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова
различение слогов: АУ—УА—АМ; МА—ПА—НА—ТА
различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение
различение характера звука, источника звучания, его локализации
предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО
понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер –
при общении с одним человеком
при общении с разными людьми
при определенной ситуации
с опорой на мимику, жест
развитие фонематического слуха
формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)
формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов:
мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать
конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…)
раннее обучение грамоте
Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от