Моторное масло буквы что означают
Маркировка моторных масел: значение и расшифровка
На этикетке автомобильного масла можно увидеть загадочный набор цифр и букв, именно он может поведать автолюбителю о составе, характеристиках и назначении смеси. Большинство производителей на таре указывают следующую информацию: тип масла, степень вязкости, качество по классификации API или ГОСТ. Как не потеряться в море непонятных на первый взгляд символов? – Давайте разбираться.
Тип масла
Класс вязкости
Вязкость – одно из доминантных качеств, влияющих на эксплуатацию смазки. Все моторные масла по принятой SAE классификации делятся на: всесезонные, зимние и летние. В последнее время универсальное масло вытеснило сезонные аналоги, ведь его использование избавляет автомобилиста от львиной доли работы по регулярной замене масла.
В морозную погоду лучше работают жидкие масла, они экономят топливо и защищают двигатель от перемерзания. Летом приветствуются вязкие смеси.
Маркировка зимних смесей:
20W – полноценно функционируют в условиях до – 15 градусов.
Маркировка летних смесей
SAE 30 – полноценно функционируют в условиях до +25 градусов
SAE 40 – полноценно функционируют в условиях до +40 градусов
SAE 50 – полноценно функционируют в условиях до +45 градусов
SAE 60 – полноценно функционируют в условиях до +50 и более градусов
Классификация ACEA
Европейская ассоциация разработала собственную классификацию ACEA, которая периодически обновляется. Согласно стандарту моторные масла разделяют на 3 группы:
Классификация ГОСТ
В начале кода продукта стоит буква М – она говорит о том, что масло моторное. Индекс 1 обозначает масло для бензиновых двигателей, 2 – для дизелей. Следующая цифра присваивается класс вязкости:
Масло с маркировкой 8 тоже является всесезонным. Буква «З» указывает на то, что смесь содержит загущающую присадку и является универсальной.
Буквенным индексом обозначается группа двигателей, для которой разрешается использование моторного масла:
К примеру, маркировка М-6з/10В означает, что масло является универсальным для среднефорсированных двигателей, всесезонное.
Классификация API
API – аббревиатура для Американского института нефти, согласно разработанной классификации масла делятся на 2 вида:
Для легковых машин с дизельными силовыми установками подходят универсальные масла, обозначенные S/C.
Буква рядом обозначает характеристики смеси. Чем ближе она к концу алфавита – тем лучшие свойства демонстрирует масло.
Если после буквы стоит цифра, она указывает на разновидность дизеля: 2- двухтактный, 4 – четырехтактный.
Соответствует ли масло заявленной спецификации, проверяет комиссия API.
Дополнительная информация
Сюда относится маркировка допуска и контроля качества от производителей автомобилей: к примеру, WV 505.00. Дополнительная информация, не признанная стандартами, тоже может присутствовать на упаковке, никакой технической новизны она не несет, просто описывает качества масла: эстеровое, очищающее, защитное и так далее.
Реже встречаются спецификации NMMA (для снегоходов и гидроциклов), Global DND – для японских автомобилей, JASO – для корейских и японских мотоциклов.
Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом
Вот в чем разница между синтетическим и минеральным моторным маслом, и вот что означают цифры на бутылке с маслом
На днях я отогнал свою машину на плановое ТО. Замена масла, колодок, проверка подвески и ремней. Стараюсь проводить технический осмотр автомобиля не раз в 15 тыс. км, как того советует автопроизводитель, а чаще – раз в 10 тыс. км. Главным образом это продиктовано износостойкостью моторного масла, которое я покупаю для своего автомобиля, и качеством бензина.
Несмотря на исключительно положительные отзывы относительно марки масла и полное доверие к точке его продажи, а также тот факт, что почти всегда заправляюсь на фирменных заправках в границах Москвы и соседней области, предпочитаю превентивно заменять отработанный расходный материал, не дожидаясь негативных последствий. Но какое масло лить в свой автомобиль? Что означают эти загадочные цифры и буквы на этикетке: 5W, 5W-30, 10W, 15W и так далее? И можно ли заливать синтетическое моторное масло вместо минерального? С этими вопросами мы сегодня и разберемся. *
*Мы прекрасно осведомлены, что тема заезжена и уже многократно и многогранно рассмотрена, в том числе и на страницах нашего интернет- издания 1GAI.RU, но новичков за рулем, несмотря на автомобильный кризис, становится с каждым годом все больше, им эта информация и посвящена.
Давайте начнем с основ. В автомобильных двигателях используют масло для смазки всех движущихся внутренних частей. Без масла детали терлись бы металл об металл, вызывая тем самым непоправимые повреждения.
Дикое трение вызывало бы накопление тепла в элементах мотора, которые очень быстро раскалились бы, приведя к расширению металла и так называемому «клину» двигателя. Иными словами, его просто-напросто заклинило бы. Такое случается, причем силовой агрегат клинит достаточно быстро – от 5 до 15 минут работы – и привет, капремонт! Некоторые везунчики на двигателе без масла умудряются проехать до 50-70 км и не заклинить мотор, но даже это приводит к таким плачевным последствиям, что без серьезного квалифицированного ремонта не обойтись.
Единственный выход из ситуации – обильно залить все трущиеся детали тягучим, скользким маслом. Но, оказывается, оно бывает разное и не каждая марка масла подходит для того или иного автомобиля.
Вязкость масла как один из самых важных критериев
Ключевые критерии, которые мы используем для оценки масла, – это вязкость. Понятие «вязкость моторного масла» простыми словами можно определить уровнем его текучести, толщиной защитного слоя, остающегося на металлических поверхностях двигателя. Например, черная патока обладает высокой вязкостью, а вода – низкой вязкостью. Понятно?
В двигателе мы, по сути, хотим, чтобы масло обладало двойственными качествами, по своей природе взаимоисключающими. Мы желаем, чтоб оно могло легко поступать к критически важным частям силового агрегата при запуске автомобиля, но при этом защитный слой смазки должен оставаться достаточно обильным во время работы двигателя при экстремально высоких температурах, защищая поверхности от истирания.
Проблема в том, что масло на нефтяной основе на самом деле не работает так – по крайней мере, не без некоторой помощи.
Что означают цифры на упаковке моторного масла?
Общество инженеров-автомобилестроителей (Society of Automotive engineers, США) придумало систему измерения вязкости масла при помощи численного ряда. Для понимания физических свойств масла применяется тест, в котором масло должно протечь через отверстие определенного сечения. Чем дольше масло протекает, тем выше будет число и тем более вязким (липким) будет масло. Таким образом, более высокие числа означают более высокую вязкость.
Иногда это число в английской специализированной технической литературе называют «весом» масла. Базовые масла могут иметь только один номер – скажем, масло SAE 30. Эти масла имеют большую тягучесть в холод и становятся более текучими (часто значительно), когда разогреются. Такие показатели, чтоб вам было понятно, будут препятствовать легкой прокачке холодной смазки масляным насосом, но при рабочей температуре разогретое масло не сможет обеспечить толстую масляную пленку. И то и другое – нехорошо.
Более сложные составы масел, подходящие для большинства автомобилей, используют моторные масла с двумя числовыми обозначениями, например такими: 5W-20 или 10W-40. Вот что означают эти цифры:
Итак, первое число, в данном случае «5», – это показатель того, насколько вязким является данное масло, когда оно находится в холодном состоянии*.
*Поскольку эта система измерения была придумана американскими специалистами, за точку отсчета берется 0°F (-17.78 °C). В зависимости от сорта масла температура может быть ниже.
Данный показатель важен нам потому, что с помощью него мы сможем определить, насколько загустеет масло при определенной температуре окружающего воздуха, когда мы запустим холодный автомобиль с утра пораньше.
Чем меньше будет первая цифра, тем меньше масло будет густеть на морозе и тем лучше оно будет с первых секунд защищать трущиеся части двигателя.
Приводим сравнительную табличку масел и их температурных режимов работы.
Типы масел, рассчитанные на использование при минусовой температуре
Масло 0W может использоваться при температурах до -35-30 °C
Масло 5W может использоваться при температурах до -30-25 °C
Масло 10W может использоваться при температурах до -25-20 °C
Масло 15W может использоваться при температурах до -20-15 °C
Масло 20W может использоваться при температурах до -15-10 °C
Типы масел, рассчитанные на использование при плюсовой температуре
Масло с первым числом 30 может использоваться при температурах до +20-25 °C
Масло с первым числом 40 может использоваться при температурах до +35-40 °C
Масло с первым числом 50 может использоваться при температурах до +45-50 °C
Масло с первым числом 60 может использоваться при температурах до +50-55 °C
Буква на канистре моторного масла
Здесь все просто: буква «W» обозначает, что вы держите канистру с «зимним» маслом. «W» – сокращение от английского слова «winter». Если буквы нет, значит, перед вами летний вариант, рассчитанный на плюсовые температуры. Смотрите вторую таблицу выше.
Число с конца
Следующее число означает вязкость масла при прогретом работающем двигателе. Оно, разумеется, будет выше.
P. S.Масла с разной вязкостью разрабатываются на основе «базового» моторного масла путем добавления различных присадок для работы масла при прогретом двигателе и защите его компонентов на протяжении долгого времени без смены смазывающего материала.
Можно ли ездить на «зимнем» моторном масле с литерой «W» летом?
По сути, разделение масел на «зимние» и «летние» сейчас стерлось. Да, производители выпускают виды смазок, рассчитанные на летнее или зимнее использование, по градации температур (вновь смотрим на таблицы выше), но они рассчитаны на максимально высокие или низкие температуры.
К примеру, живет человек в Дубае, где средняя температура летом – плюс 32 градуса. Зачем ему покупать зимнее жидкое масло, если двигатель автомобиля и так будет прогрет до 25 градусов, даже если не будет заведен? Гораздо дольше прослужит и лучше будет защищать критичные точки соприкосновения в двигателе более густой летний вариант.
Но если вы живете на севере страны или, наоборот, на юге, посмотрите на среднюю температуру в вашем регионе, скажем, через Википедию и при подборе масла отталкивайтесь от этих показателей, используя таблицу, приведенную выше в этой статье.
Если все еще есть сомнения, обратитесь к квалифицированным специалистам на СТО, они подскажут, какое масло подобрать.
Синтетика против обычного минерального масла. Какое заливать?
Синтетические масла отличаются от обычных, минеральных масел тем, что обычные масла – это очищенный продукт сырой нефти, а синтетические масла – продукт, получаемый путем дополнительной дистилляции (очистки) на молекулярном уровне. Это помогает отделить примеси от масла и позволяет изготовителю «подгонять» требуемый набор молекул в конечном продукте.
Выполнение всего этого молекулярного жонглирования известно как процесс Фишера-Тропша и выходит за рамки данной прикладной статьи. Но именно с помощью него получают масло с гораздо лучшими механическими свойствами при экстремальных температурах.
Из гаражных рассказов автомобильных старожилов я понял, что для более старых и простых двигателей чаще используется смазка погуще. Что касается современных машин, то здесь принцип один: открываем инструкцию по эксплуатации и смотрим, какое моторное масло подойдет для автомобиля.
Отметим также и тот широко известный факт, что синтетическое масло делает свою работу лучше «минералки» даже после того, как оно практически отработало свой ресурс. Также «синтетика» способна изменять вязкость по отношению к номинальным показателям, на что обычное масло не способно.
Скажем пару слов о возможности перехода с минерального на синтетическое масло. Мол, нельзя такого делать: забьются масляные каналы, масло свернется, синтетика потеряет свои свойства после того, как вы зальете его в двигатель после минералки. На самом деле заменять масло одного типа другим можно. Но! Делать этого не стоит по фундаментальным причинам. Современные автомобильные двигатели не перенесут долива или полной смены на «минералку», не рассчитаны они на нее. Итог – преждевременный выход из строя и дорогостоящий ремонт. А старые моторы иногда настолько «дырявые», что масло сочится из всех щелей. Дорогой «синтетики» на них не напасешься.
Кстати, если произошла чрезвычайная ситуация и у вас нет другого масла в магазине, кроме минерального (что очень маловероятно), бывалые автомеханики советуют лучше долить его даже в современный двигатель, чем ехать до места починки с минимальным уровнем масла в картере. Потом масло следует заменить на новое.
Дорогие моторные масла с большим количеством добавок, оно того стоит?
Ответ читайте выше. Толк будет, только если мы будем применять моторное масло в современном двигателе и при экстремальных температурных режимах в обе стороны – от большого минуса к серьезному плюсу.
Как расшифровываются маркировки моторного масла, что они означают и что выбрать
Выбор моторного масла для новичка порой задача более сложная, чем может показаться. Мало того, что нужно выбрать определенный бренд, так еще и не ошибиться с типом и вязкостью масла. Маркировок много, вариантов еще больше, а что означают цифры «5W40» и чем такое масло отличается от «0W30», понимают не все. Давайте выясним базовые характеристики моторного масла, разберемся в маркировках и поймем, можно ли критично ошибиться в выборе.
Взяв в руки любую упаковку моторного масла, на ней можно увидеть массу аббревиатур, цифр, индексов и допусков автомобильных брендов. О них мы поговорим чуть ниже, а сначала определимся с тем, из чего, собственно, состоит масло. С совсем базовой точки зрения моторное масло состоит из основы и присадок. Базовая основа – это само масло, а присадки – это добавки, улучшающие характеристики масла до требуемых.
При этом расхожие названия «минералка» и «синтетика» имеют под собой реальные обоснования: ведь фактически по составу базовой основы моторные масла условно делятся на минеральные и синтетические. У этой классификации тоже есть свои слабые места, но и потребители, и маркетологи к ней привыкли. Минеральные масла по этой классификации – те, где базовая основа производится из нефти, а синтетические имеют в основе масло, произведенное при помощи органического синтеза. Из этих двух категорий появилась и третья – «полусинтетика». Фактически полусинтетические моторные масла – это минеральные масла с добавлением синтетических компонентов, то есть, строго говоря, они все равно относятся к минеральным.
Такая маркировка масла используется для обозначения его вязкости и текучести по классификации SAE – американской Ассоциации автомобильных инженеров. В этой маркировке содержатся два показателя: первые два символа – это вязкость масла при низких температурах, а вторые два – при высоких. Буква W в маркировке как раз означает «winter» – то есть зима. Классов низкотемпературной вязкости шесть: 0W, 5W и так далее до 25W. Чем больше число в индексе, тем выше вязкость масла при низких температурах: например, масло 0W в мороз будет более жидким, чем 10W. Классов высокотемпературной вязкости больше, но самых распространенных в потребительском сегменте – пять: 20, 30 40, 50 и 60. Принцип здесь тот же самый: чем больше число, тем выше вязкость масла при высоких температурах.
Существуют масла с одной маркировкой: например, 5W. Это означает, что масло предназначено только для применения при низких температурах. Однако в большинстве своем современные моторные масла являются всесезонными – то есть могут работать как при низких, так и при высоких температурах. Основная задача в таких условиях – обеспечить необходимые параметры вязкости, а также сохранить смазывающие, защитные и очищающие свойства во всем рабочем диапазоне температур.
Моторные масла в процессе сертификации проходят тестирование на соответствие стандартам различных профильных организаций. Например, ACEA – это Ассоциация европейских автопроизводителей, а API – Американский институт нефти. Эти организации оценивают масла и присваивают им классы в зависимости от их характеристик. Современные масла практически всегда имеют такие маркировки, поэтому при выборе их можно использовать лишь для проверки соответствия масла вашему автомобилю.
Еще одна категория маркировок моторного масла – допуски автопроизводителей. Качественные моторные масла обычно имеют допуски большинства крупных автопроизводителей, так что на упаковке будет целая россыпь брендов с указанием конкретных допусков.
Как ни странно, вопрос выбора моторного масла одновременно крайне прост и крайне сложен. С одной стороны, базовый ответ здесь элементарен: нужно заливать то масло, которое рекомендовано производителем в сервисных документах вашего конкретного автомобиля. То есть, для неискушенных автовладельцев вопроса как такового нет: нужно просто открыть руководство по эксплуатации и купить соответствующую жидкость. При этом, разумеется, необязательно строго соблюдать рекомендации по выбору бренда. Обычно автопроизводители указывают «рекомендованное» масло компании-партнера, но владелец машины может сам выбирать производителя – главное, чтобы параметры моторного масла совпадали с рекомендованными производителем, и у него был соответствующий допуск от автопроизводителя.
С другой стороны, даже рекомендованные автопроизводителем масла не всегда оказываются абсолютно оптимальными для всех сценариев эксплуатации. Здесь могут играть роль такие «внешние» факторы как манера езды, климатические условия, периодичность замены масла, а также ожидания владельца по ресурсу двигателя. Например, при активной манере езды масло может требовать более частой замены, как и при постоянной эксплуатации в дорожных пробках. Пробки и активная езда также провоцируют перегрев, так что современные маловязкие масла в таких условиях иногда могут не обеспечивать идеальную защиту деталей двигателя. А вот эксплуатация в холодном климате с короткими поездками, напротив, может быть поводом использовать менее вязкое масло. Ну и выбор бренда в конечном итоге тоже важен: ведь соответствие двух разных масел одному и тому же набору параметров и допусков еще не означает, что они имеют абсолютно идентичные эксплуатационные свойства.
Резюмируя вышесказанное, можно сформировать простую рекомендацию по выбору масла. Если вы не уверены в том, что купить, просто откройте руководство по эксплуатации вашего автомобиля и уточните, какую вязкость и прочие параметры рекомендует производитель. Приобрести можно любое масло крупного бренда, имеющее нужную вязкость и нужный допуск от производителя вашей машины.
Если же вам интересно разобраться в выборе масла более подробно, то начать можно с нашего материала о том, почему маловязкие масла – не всегда лучший выбор и в каких случаях повышение вязкости может пойти на пользу мотору.
Классификация моторных масел
Стандарты и промышленные организации, такие как Американский институт нефти (American Petroleum Institute, API), Европейская ассоциация производителей автомобилей (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles, ACEA), Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automotive Standards Organization, JASO) и Общество инженеров автомобильной промышленности (Society of Automotive Engineers, SAE), устанавливают специальные нормы для смазочных материалов. Каждая норма определяет технические требования, физические свойства (такие как вязкость), результаты испытаний двигателя и другие критерии для составления смазочных материалов и масел. Смазочные материалы RIXX полностью соответствуют требованиям API, SAE и ACEA.
Классификация моторных масел по API
Основное предназначение системы классификации моторных масел по API — разделение по качеству. В соответствии с категориями классу назначается буквенное обозначение. Первая буква означает тип двигателя (S — бензиновый, C — дизельный), вторая — уровень рабочих характеристик (чем ниже уровень, тем выше буква в алфавите).
Классификация моторных масел по API для бензиновых двигателей
Стандарт API SL
Масла класса SL подходят для многоклапанных, турбированных, работающих на обедненных смесях ДВС с повышенными требованиями к экологичности и энергосбережению.
Стандарт API SM
Стандарт утвержден в 2004 году. По сравнению с SL улучшены антиокислительные, противоизносные и низкотемпературные свойства.
Стандарт API SN
Утвержден в 2010 году. Масла категории SN обладают улучшенными антиокислительными, моющими и высокотемпературными свойствами, обеспечивают высокую защиту от коррозии и износа. Отлично подходят для двигателей с турбонаддувом. Масла стандарта SN могут квалифицироваться как энергосберегающие и соответствовать стандарту GF-5.
Стандарт API SN+
Промежуточный стандарт, введенный в 2018 году. Предназначен турбированных двигателей, оборудованных непосредственным впрыском топлива. Масла стандарта SN+ предотвращают преждевременное воспламенение смеси в цилиндре (LSPI), характерное для многих современных двигателей (GDI, TSI и т.д.)
LSPI (Low Speed Pre-Ignition) — малоскоростное предварительное зажигание — явление, характерное для современных двигателей GDI, TSI и т.п., в которых при средних нагрузках и средних оборотах происходит самовоспламенение топливовоздушной смеси на середине такта сжатия. Эффект связан с попаданием в камеру сгорания мельчайших частиц масла.
Стандарт API SP
Введен 1 мая 2020 года. Масла категории API SP превосходят моторные масла классов API SN и API SN+ по следующим пунктам:
Моторные масла класса API SP могут быть ресурсосберегающими (conserving, RC), в таком случае им присваивается класс ILSAC GF-6.
Тест | Стандарт API SP-RC | Показатель API SN-RC |
---|---|---|
Sequence VIE (ASTM D8114). Улучшение топливной экономичности в %, свежее масло / после 125 часов | ||
xW-20a | 3.8% / 1.8% | 2.6% / 2.2% |
xW-30a | 3.1% / 1.5% | 1.9% / 0.9% |
10W-30 и др. | 2.8% / 1.3% | 1.5% / 0.6% |
Sequence VIF (ASTM D8226) | ||
xW-16a | 4.1% / 1.9% | 2.8% / 1.3% |
Sequence IIIHB (ASTM D8111), % от первоначального содержания фосфора в масле | Min 81% | Min 79% |
Таблица «Отличия стандартов API SP-RC и SN-RC»
Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей
Индекс API | Применяемость |
CF-4 | Четырехтактные ДВС с 1990 г. |
CF-2 | Двухтактные ДВС с 1994 г. |
CG-4 | Четырехтактные ДВС с 1995 г. |
CH-4 | Четырехтактные ДВС с 1998 г. |
CI-4 | Четырехтактные ДВС с 2002 г. |
CI-4 Plus | двигатели 2010-2018 годов |
CJ-4 | введен в 2006 году |
CK-4 | введен в 2016 году |
FA-4 | дизельные двигатели с тактовым циклом, отвечающие требованиям по выбросам 2017 года. |
Таблица «Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей
Стандарт API CF-4
Масла стандарта API CF-4 обеспечивают защиту от нагара на поршнях, снижают расход на угар. Предназначены для применения в четырехтактных дизельных ДВС, работающих на высоких скоростях.
Стандарт API CF-2
Масла стандарта API CF-2 предназначены для использования в двухтактных дизельных ДВС. Предотвращают стирание цилиндров и колец.
Стандарт API CG-4
Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, образование сажи, пены и окисление. Основной недостаток — зависимость ресурса масла от качества топлива.
Стандарт API CH-4
Масла стандарта API CH-4 удовлетворяют повышенные требования по уменьшению износа клапанов и образования нагара.
Стандарт API CI-4
Стандарт введен в 2002 году. Масла стандарта CI-4 обладают улучшенными моюще-диспергирующими свойствами, повышенной устойчивостью к термическому окислению, сниженным расходом на угар и улучшенной холодной прокачиваемостью по сравнению с маслами стандарта CH-4.
Стандарт API CI-4 Plus
Стандарт для дизельных ДВС с более жесткими требованиями по уровню сажи.
Стандарт CJ-4
Стандарт введен в 2006 году. Масла CJ-4 предназначены для ДВС, оборудованных сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. Допускается использование топлива с содержанием серы до 500 ppm.
Стандарт CK-4
Новый стандарт полностью основан на предыдущем CJ-4, при этом было добавлено два новых моторных теста, на аэрацию и окисление, и ужесточен один лабораторный. Допускается использование топлива с содержанием серы до 500 ppm.
API FA-4
Категория FA-4 предназначены для дизельных моторных масел вязкости SAE xW-30 и HTHS от 2,9 до 3,2 сП. Такие масла разработаны специально для использования в высокоскоростных четырехцилиндровых двигателях, имеют хорошую совместимость с каталитическими нейтрализаторами, сажевыми фильтрами. Допустимое содержание серы в топливе не более 15 ppm. Стандарт не является обратно совместимым с предыдущими спецификациями.
Классификация моторных масел по ACEA
ACEA — это европейская ассоциация автопроизводителей, которая объединяет 15 крупнейших европейских производителей автомобилей, грузовиков, фургонов и автобусов. Она была основана в 1991 году под французским названием l’Association des Constructeurs Européens d’Automobiles. Изначально ее учредителями были: BMW, DAF, Daimler-Benz, FIAT, Ford, General Motors Europe, MAN, Porsche, Renault, Rolls Royce, Rover, Saab-Scania, Volkswagen, Volvo Car и AB Volvo. С недавних пор ассоциация открыла свои двери и для неевропейских производителей, поэтому сейчас организационными членами также являются Honda, Toyota и Hyndai.
Требования Европейской Ассоциации Европейских Автопроизводителей к смазочным маслам значительно превышают требования Американского Института Нефти. Классификация масел ACEA была принята в 1991 году. Чтобы получить официальные одобрения, производитель должен в обязательном порядке провести необходимые испытания согласно требованиям EELQMS, европейской организации, которая отвечает за соответствие моторных масел стандартам ACEA и состоять в ATIEL.
Класс | Обозначение |
Масла для бензиновых двигателей | Ax |
Масла для дизельных двигателей до 2,5 л | Bx |
Масла для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов | Cx |
Масла для дизельных двигателей свыше 2,5 л (для мощных дизелей грузовых автомобилей с тяжелыми условиями эксплуатации) | Ex |
Таблица №1 «Классификация моторных масел по ACEA»
В каждом классе существует несколько категорий, которые обозначаются арабскими цифрами (напр., A5, B4, C3, E7 и т.д.):
1 — энергосберегающие масла;
2 — масла широкого потребления;
3 — масла повышенного качества с продленным сроком замены;
4 — новейшая категория масел с высочайшими эксплуатационными свойствами.
Чем выше цифра, тем выше требования к маслам (искл. A1 и B1).
ACEA 2021
Классификация моторных масел ACEA в апреле 2021 претерпела некоторые изменения. В новых спецификациях отдельное внимание уделяется оценке склонности смазочных материалов оставлять отложения в турбодвигателях и противостоять преждевременному воспламенению LSPI.
ACEA A/B: полнозольные моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей
ACEA A1/B1
Масла с особо низкой вязкостью, при высоких температурах и больших градиентах сдвига экономят топливо и не теряют смазывающих свойств. Применяются только в случаях, специально рекомендованных производителями двигателей. Все моторные масла, за исключением категории A1/B1, являются стойкими к деструкции – разрушению в процессе работы на двигателе молекул полимеров загустителя, входящего в их состав.
ACEA A3/B3
Масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Используются главным образом в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков с промежуточным (не прямым) впрыском, работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла.
ACEA A3/B4
Масла с высокими эксплуатационными характеристиками, пригодны при длительных интервалах смены масла. Преимущественно используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков с непосредственным впрыском топлива, если для них рекомендованы масла данного качества. По назначению соответствуют моторным маслам категории A3/B3.
ACEA A5/B5
Масла с высочайшими эксплуатационными свойствами, со сверхдлинным интервалом замены, с достаточно высокой степенью экономии топлива. Используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования энергосберегающих, маловязких при высокой температуре масел. Предназначены для использования при увеличенных интервалах замены моторного масла**. Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей. В некоторых случаях могут не обеспечивать надежного смазывания двигателя, поэтому для определения возможности использования конкретного типа масла следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации или справочниками.
ACEA A7/B7
Стабильные моторные масла, неизменно сохраняющие рабочие свойства на протяжении всего срока службы. Предназначены для использования в двигателях легковых и легких грузовых автомобилей, оснащенных непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с увеличенными интервалами обслуживания. Схожи с маслами A5/B5, дополнительно обеспечивают защиту от малоскоростного предварительного зажигания (LSPI), износа и отложений в турбокомпрессоре. Эти масла не подходят для использования в некоторых двигателях.
ACEA C: моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенные фильтрами твердых частиц (GPF/DPF)
ACEA C1
Малозольные масла, совместимые с нейтрализаторами отработанных газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами. Относятся к маловязким энергосберегающим маслам. Имеют пониженное содержание фосфора, серы и низкую сульфатную зольность. Увеличивают срок службы сажевых фильтров и нейтрализаторов, обеспечивают улучшение топливной экономичности автомобилей**. С выходом стандарта ACEA 2020 не используется.
ACEA C2
Среднезольные (Mid Saps) масла для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования маловязких энергосберегающих масел. Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами, увеличивают срок их службы, обеспечивают повышение топливной экономичности автомобилей**.
ACEA C3
Стабильные среднезольные масла, совместимые с нейтрализаторами отработавших газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами; увеличивают срок их службы.
ACEA C4
Малозольные (Low Saps) масла для бензиновых и дизельных двигателей, сконструированных под использование масел с HTHS>3,5 mPa*s
ACEA C5
Стабильные, малозольные (Low Saps) масла для улучшенной экономии топлива. Предназначены для современных бензиновых и дизельных двигателей, сконструированных под использование низковязких масел с HTHS не более 2.6 mPa*s.
ACEA C6
Масла, схожие с C5. Обеспечивают дополнительную защиту от LSPI и отложений в турбокомпрессоре (TCCD).
Класс ACEA | HTHS (сП) | Зола сульфатная (%) | Содержание фосфора (%) | Содержание серы | Щелочное число |
---|---|---|---|---|---|
A1/B1 | |||||
A3/B3 | >3.5 | 0.9-1.5 | |||
A3/B4 | ≥3.5 | 1.0-1.6 | ≥10 | ||
A5/B5 | 2.9-3.5 | ⩽1.6 | ≥8 | ||
A7/B7 | ≥2.9 ≤3.5 | ⩽1.6 | ≥6 | ||
С1 | ≥ 2,9 | ⩽0.5 | ⩽0.05 | ⩽0.2 | |
С2 | ≥ 2,9 | ⩽0.8 | 0.07-0.09 | ⩽0.3 | |
С3 | ≥ 3,5 | ⩽0.8 | 0.07-0.09 | ⩽0.3 | ≥6.0 |
C4 | ≥ 3,5 | ⩽0.5 | ⩽0.09 | ⩽0.2 | ≥6.0 |
C5 | ≥ 2,6 | ⩽0.8 | 0.07-0.09 | ⩽0.3 | ≥6.0 |
C6 | ≥2.6 to ≤2.9 | ≤0.8 | ≥0.07 to ≤0.09 | ≤0.3 | ≥4.0 |
Таблица «Классификация моторных масел по ACEA для двигателей легкового и легкого коммерческого транспорта»
ACEA E: моторные масла для дизельных двигателей тяжелонагруженного коммерческого транспорта
ACEA E2
Масла, используемые в дизельных двигателях с турбонаддувом и без него, работающих в средних и тяжелых условиях с обычными интервалами замены моторного масла.
ACEA E4
Масла для использования в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, снабженных системой снижения оксидов азота*** и автомобилей без сажевых фильтров. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств.
ACEA E6
Масла данной категории используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, с сажевыми фильтрами или без них, при работе на дизельном топливе с содержанием серы не более 0,005%***. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств.
ACEA E7
Используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, без сажевых фильтров, с системой рециркуляции отработавших газов, оснащенных системой снижения выброса оксидов азота***. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств. Снижают нагарообразование в турбокомпрессоре.
ACEA E9
Масла для тяжелонагруженных дизельных двигателей с пониженной зольностью, отвечающие экологическим нормам до Евро-6 включительно и совместимые с сажевыми фильтрами (DPF). Применение со стандартными интервалами замены.
Классификация моторных масел по SAE
Классификация моторных масел по вязкости, установленная Американским обществом автомобильных инженеров, является общепринятой в большинстве стран мира.
Классификация содержит 11 классов:
6 зимних: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
8 летних: 8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60.
Всесезонные масла имеют двойное значение и пишутся через дефис, первым указывается зимний класс, а следом — летний (напр., 10W-40, 5W-30 и т.д.).
Классификация моторных масел по ILSAC
Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) и Американская ассоциация производителей (AAMA) совместно создали Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee). Целью создания ILSAC являлось ужесточение требований, которые предъявляются к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.
Масла, соответствующие требованиям ILSAC, обладают следующими особенностями:
Стандарт ILSAC GF-6
Стандарт введен 1 мая 2020 года. Основан на требованиях API SP и включает себя следующие улучшения:
Класс ILSAC GF-6A
Соответствует категории API SP Resource Concerving, даёт потребителю все её преимущества, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Обратно совместима.
Класс ILSAC GF-6B
Распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16 и не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Для этой категории был введен специальный сертификационный знак — «Щит».