Мой дневник воробьев чему учит рассказ
Родн. лит. Тема: В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). Построение связных высказываний.
Цели: познакомить с главой «Мой дневник» из произведения «Я ничего не придумал» В. И. Воробьёва; узнать обогатить словарный запас учащихся.
Личностные: проявляют эмоциональное восприятие чувств, поступков героя литературного произведения, различают основные нравственно-этические понятия, высказывают своё мнение о прослушанном произведении и уважают мнение собеседника.
регулятивные – принимают позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
познавательные – знакомятся с биографией В.И. Воробьева, формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, выделяют слова, в которых слышится авторское отношение к герою;
коммуникативные – умеют высказывать и пояснять свою точку зрения, овладевают основами коммуникативной деятельности;
Предметные: овладевают приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведе- ния, формируют необходимый уровень читательской компетенции.
2. Постановка темы и целей
— Вспомним, с каким автором мы познакомились на прошлом уроке.(слайд 1,2)
— Рассмотрите 3 слайда презентации. Как вы думаете, что это? (Слайд 3,4,5)
— Это личные дневники. А что люди записывали в них?
— Кто автор произведения вы уже догадались? А как вы думаете, о чем мы будем сегодня читать?
— Правильно, мы познакомимся с произведением В.И. Воробьёва, вернее только с 1 главой, которая называется «Мой дневник».
— Какие цели на уроке мы поставим перед собой?
3. Введение в тему урока
— Рассмотрите обложку книги, что мы можем по ней сказать? (слайд 6)
— А как вы думаете, что я рядом напечатала? ( оглавление)
КОНСПЕКТ УРОКА В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). Краткий пересказ основных моментов текста.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
Автор: Гончаренко Анна Викторовна
Учебное заведение: МБОУ «Залесская школа» Тема урока: В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). Краткий пересказ основных моментов текста.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Педагогические задачи: продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении; обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами, строчками из произведения;
Планируемые результат: Предметные: научатся рассуждать, делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом поступков.
Метапредметные: познавательные: опираясь на высказывания от первого лица, представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя; регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:
устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Личностные: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения литературного произведения.
Оборудование урока: презентация по теме урока;
I. Организационный момент
Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в класс И урок начнем сейчас.
II. Актуализация опорных знаний.
— Вспомните, какую тему мы изучаем.
— С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
— Как вы думаете, правильно ли, что этот рассказ разместили в данном разделе?
— Какие вопросы вы подготовили для одноклассников? III. Сообщение темы и определение целей урока
— Прочитайте тему нашего урока. Определите цели урока.
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
Краткий пересказ основных моментов текста.
IV. Работа по теме урока
— Перескажите эпизод спасения бездомной собаки Кузьки.
— Что вы можете сказать о герое-рассказчике? Опишите его.
— Перескажите эпизод нашествия саранчи.
— Какой эпизод текста даёт нам возможность сравнить прошлое и настоящее в жизни людей. Из каких слов это видно?
В душной темноте зала стоял сплошной шорох и шелест. Потому что все грызли семечки, жевали что-нибудь, посасывали леденцы, ириски. Затем снова синий луч из окошечка кинобудки пронизывал темноту, стрекотал аппарат и звучала музыка.
Музыка звучала не с экрана. И голосов людей от экрана не доносилось. Такое тогда было кино. Немое. Человек на экране открывает и закрывает рот, и считалось, что он говорит, а что — понять можно было только из коротких надписей. Читать надо было уметь скоренько, а то ничего не поймешь.
Под самым экраном или в сторонке все время играл пианист. Или небольшой оркестрик. Если по ходу дела происходило что-нибудь веселое, музыканты играли веселое, если печальное — тянули тоскливо. А если на экране были скачки, стрельба, беготня, драка, музыканты старались до пота, наигрывали все равно что, только стремительное.
И ведь как все тогда казалось здорово устроено! Только теперь, когда кино звуковое и даже цветное, грустно отчего-то становится, когда случится вдруг увидеть фильм тех далеких-далеких дней.
— Как вы понимаете значение выражений:
«учились говорить по-человечески»;
«застрял в дебрях мусорных слов»;
— Сколько времени потребовалось ребятам ходить в кино по очереди, чтобы хорошо научиться говорить? Докажите словами из текста.
— Найдите и зачитайте эти строчки.
— В каких строках текста сформулирована главная мысль произведения? «…уметь связно и легко говорить нужно вовсе не для того, чтобы потом про кинофильмы рассказывать. Кто хорошо говорит, хорошо думает!»
V. Продолжение работы по теме урока
Сегодня у нас завершающий урок по творчеству пермского писателя сказочника, и мы постараемся ответить на вопрос «Чему учат нас герои произведений Владимира Воробьёва?»
Сказка — это, иными словами, правда жизни. (Леонид Сухоруков) Что ж предстоит нам сегодня открыть?
Сказки разных тематик сравнить.
Какие отличия сказки таят?
Какие тайны они хранят?
Есть ли схожие в них черты?
На эти вопросы ответим мы.
— Давайте поработаем в группах, разделим прочитанные сказки по темам, проанализируем их, и постараемся определить нравоучительный характер этих сказок.
Исследование произведений Воробьёва В. И.
• 1-я группа. Произведения на одну тему (о семье).
• 2-я группа. Произведения на одну тему (о детях).
• 3-я группа. Произведения на одну тему (о зверях) Люди-ремесленники • 4-я группа. Произведения на одну тему (о труде0
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
— С какими произведениями мы работали на уроке?
— Чему учат нас герои произведений Владимира Воробьёва?
— Какое настроение осталось после знакомства с этими произведениями?
— Вы хотели бы продолжить знакомиться с произведениями этого автора?
Произведения Владимира Ивановича Воробьёва учат нас трудолюбию, доброте, учат нас уважать взрослых, ценить дружбу и помогать людям.
Я могу похвалить себя и своих одноклассников за.
(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов:
• зеленый — ты все понял, тебе все удалось, все понравилось; • желтый — есть вопросы, на которые ты бы хотел найти ответ;
«Воробей» читательский дневник
Всего получено оценок: 66.
Всего получено оценок: 66.
В небольшом рассказе «Воробей» повествуется о силе материнской любви, для которой не существует никаких преград. На примере маленькой отважной птички автор показывает, что ради безопасности своего чада каждый родитель готов пойти на большие жертвы.
Краткое содержание “Воробей” для читательского дневника
Название: «Воробей»
Число страниц: 2. Тургенев И. С. «Воробей». Издательство «ЭКСМО». 2012 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1878 год
Главные герои
Герой – рассказчик, охотник, добрый и умный человек.
Трезор – охотничий пёс.
Воробышек – маленький беззащитный птенец.
Старый воробей – отважная птица, готовая на самопожертвование ради своего потомства.
Сюжет
Герой неспешно шёл по аллее сада, возвращаясь с охоты. Впереди бежал верный Трезор, который неожиданно замер, а после припал к земле и стал неслышно подкрадываться к невидимой пока добыче.
Герой присмотрелся и заметил на тропинке маленького желторотого воробышка, который, очевидно, выпал из гнезда. Растопырив свои крылья, он беспомощно сидел на земле и не знал, что делать.
Трезор медленно приближался к воробышку, но неожиданно перед самым его носом на землю опустился другой воробей – старый, черногрудый. Отважная птица принялась отвлекать собаку от своего малыша. Было очевидно, что воробью самому очень страшно – он замирал от страха, но продолжал отважно прыгать в направлении опасной раскрытой пасти пса. Наверняка Трезор казался ему огромным чудовищным великаном, но воробей был готов пожертвовать собой ради спасения маленького воробышка.
И Трезор замер, почувствовав эту невиданную внутреннюю силу маленькой птички. Герой поспешно отозвал своего смущённого пса – он не хотел, чтобы тот ненароком навредил отважному воробью. Охотник был под впечатлением от увиденного. Он шёл и размышлял о том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, и жизнь держится и движется только благодаря такой любви.
План пересказа
Главная мысль
Нет ничего сильнее любви.
Чему учит
Произведение учит тому, что только родительская любовь способна на великие жертвы ради благополучия потомства. Рассказ учит ценить своих родителей и не причинять им дополнительных тревог.
Отзыв
Материнский инстинкт заставляет и людей, и животных до последнего бороться за детей, и любовь к ним и поступки ради них достойны большого уважения.
Рисунок-иллюстрация к к рассказу Воробей.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, как воробей не испугался большой собаки, и принялся отважно защищать своего птенца. Думаю, каждый родитель, неважно – человек или животное – сделал бы всё возможное, чтобы защитить своё чадо от опасности.
Горький Максим сказка «Воробьишко»
Читательский дневник по сказке «Воробьишко» Максима Горького
Автор: Максим Горький
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: мама, Пудик, кошка.
Второстепенные герои: папа.
Характеристика главных героев:
Пудик — любопытный и доверчивый воробей.
Любит объяснять всё по-своему.
Рассеянный и невнимательный.
Мама — мудрая, ловкая и быстрая.
Успела защитить своего птенца и спасти его от кошки.
Кошка — отличная охотница.
Характеристика второстепенных героев:
Папа — опытный, старый воробей.
Учил сына уму-разуму.
Краткое содержание сказки «Воробьишко»
Маленький воробей Пудик недавно родился.
Он был любознательным и постоянно спрашивал, что и почему.
Мама терпеливо объясняла ему, но Пудик не верил.
Он думал, что сам всё знает.
Однажды Пудик увидел человека и развеселился.
Он не верил, что у человека нет крыльев, и думал, что их просто оборвали.
Он стал насмехаться над человеком и вывалился из гнезда.
К нему бросилась кошка, но мама встала на защиту Пудика.
От страха Пудик сумел взлететь, а кошка выдрала у мамы хвост.
Но всё закончилось благополучно.
План сказки:
Основная мысль рассказа «Воробьишко»
Главная мысль произведения заключается в том, что всегда нужно слушаться старших, особенно если они хотят оградить тебя от опасности.
Основная идея произведения в том, что всему сразу не научишься, и знания приходят с опытом.
Чему учит сказка
Сказка учит всегда слушаться маму и папу.
Учит быть осторожными и предусмотрительными.
Учит не смеяться над тем, чего не понимаешь.
Краткий отзыв о сказке «Воробьишко» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что послушание никогда никого не доводило до беды.
А вот непослушание сплошь и рядом становится причиной различных трагичных случаем.
Вот и воробей Пудик не слушал маму и вывалился из гнезда.
И чуть не стал жертвой кошки.
Его мама спасла сыночка, но сама потеряла хвост.
Это интересная и поучительная сказка о животных.
Автору удалось на примере обычных воробьёв показать, что ребёнок должен слушаться родителей.
Мне понравилась героическая мать-воробьиха.
Она не побоялась встать на защиту любимого сыночка.
Дралась с огромной кошкой и сумела спасти Пудика.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что быть самостоятельным хорошо.
Но сперва нужно вырасти и многое узнать.
Ведь в жизни есть много трудностей и опасностей, учесть которые ребёнок просто не в состоянии.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Идёт мимо бани мужик, машет руками.
— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик,— одни косточки остались!
— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
Ещё читательские дневники по произведениям Максима Горького:
Библиотека произведений автора пополняется.
Исследовательская работа «О чем рассказали дневники» ( о курском писателе К.Д. Воробьеве)
Исследовательская работа «О чем рассказали дневники..» ( к 100- летнему юбилею курского писателя К. Д. Воробьева)
Выполнила учитель русского языка и литературы МОКУ «Вышне-Дубовецкая ООШ» Медвенского района Курской области Левшина Е.П.
« Какой гордый, какой честный был человек и писатель! И каким острым, глубоким и всепоглощающим было у него чувство свободы, внешней и внутренней, как явственно и открыто звучит во всем написанном им отрицание неволи человека, его духовного плена, в каком бы виде они не существовали…»
Новизна исследования: широкой публике известны знаменитые произведения писателя Константина Воробьева «Убиты под Москвой», «Крик», «Это мы, Господи!», повести «Вот пришел великан», «…И всему роду твоему», многочисленные рассказы, но его идеалы, терзания, искания мало известны не только читателю, но и специалистам-филологам в силу того, что они выходили за рамки дозволенного к печати.
Основная часть. Не удивление, а…ошеломление испытываешь от дневников, заметок и писем Константина Воробьева. И это несмотря на то, что мы знаем его как честного и мудрого человека, автора знаменитых повестей «Это мы, Господи!» и «Убиты под Москвой», испытавшего боль и потрясения за свою короткую, но вместительную жизнь.
Дневников К. Воробьев постоянно не вел, потому что, как писал он сам: «Дневник вести невозможно, если все время помнить, что его каждую секунду могут прийти и забрать..» И все же периодически он возвращается к дневнику, где достаточно резко пишет о сталинском времени, о периоде так называемого застоя, определившегося К. Воробьевым как «антижизненная действительность»
В «Заметах сердца», последней книге К.Д. Воробьева, (которая увидела свет после смерти автора и только благодаря вдове писателя) написанной в виде дневника, отчетливо видна неприязнь его к «слугам народа» Неприязнь, надо сказать, взаимная и стабильная. Наверное, с той еще поры, когда будущего писателя по нелепому доносу «выперли» из редакции медвенской газеты.
В записи от 17.09.1946 г. читаем: «Большинство отдыхающих – давным-давно загнанные в дороге жизни клячи – ни одной свежей мысли и нового желания; ежатся от новизны, как кролики от коршуна, и усиленно едят – до обжорства…. Это – руководящие товарищи, тот, кто «указует: «не рипайся, не то…» [ Воробьев К.Д. т.5.с. 322 ]
Или вот еще: «Я заметил, что так называемые руководящие товарищи вместе с должностью и чином обязательно приобретают глупейший способ передвигаться. Они ходят вперевалку, как селезень, голову никогда не поворачивают, а вертят всем корпусом; в ходьбе неторопливы, а ноги чуть враскоряку, давая возможность расти даже в пути на службу своему животу» [ Воробьев К.Д. т.5.с.340]
Стычки с власть придержащими продолжались вплоть до конца жизни. Воробьев К.Д. страстно хотел вернуться в Курск, но земляки-начальники снова показали характер. В одном из писем Виктору Астафьеву Константин Дмитриевич писал: «Я уже прощупывал почву насчет Курска, но мне сказали, что тамошний секретарь обкома терпеть не может писателей, и рассчитывать там на жилье не приходится» [ Воробьев К.Д. т.3.с.358]
Да и о какой прописке и жилье могла идти речь, если сам верховный идеолог М. Суслов наложил запрет даже на упоминание Воробьева в прессе! (бывший военнопленный, живет в Литве да еще и неприлично откровенный!)
«Лишения, страдания и унижения у нас возведены в некую доблесть. Об этом всевозможные жулики от так называемой советской литературы написали множество баллад, романов и еще черт-те чего. …Тихонов написал: «Гвозди бы делать из этих людей – крепче бы не было в мире гвоздей!» Все это в угоду лжи, всесветному обману. Страдания и лишения никогда и никому не приносили ни счастья, ни успеха. Горе человека не красит, и Тихонов знает, что «несчастные эгоистичны, злы, несправедливы, жестоки и менее, чем глупцы, способны понимать друг друга» Это Чехов сказал»
В одной из записных книжек Константин Дмитриевич определяет себе «соцзаказ»: написать о тех, кто сулит рай в будущем. Он говорит: « Нельзя жить тем, что будет после тебя – в этом страшная ложь! И люди должны противиться ей. Человек должен радоваться при своей жизни! И это останется потомкам. Это очень просто»
Написать об этом «просто» было сложно. И опять боль личная не заслоняет боль за страну, вынужденную вкушать суррогаты духовной пищи, всякую, по его выражению, «какалатуру».
Все, что ныне предстало откровением гласности, мучило и терзало писателя десятилетия назад. Почти в одиночку начал он борьбу с торжеством приспособленчества и посредственности, губительных для Отчизны. И радовался, нечаянно находя драгоценных соратников. Были среди них Евгений Носов («… в Курске живет отличный мужик Женя Носов. Я люблю его творчество..» ), Михаил Колосов (это ему адресовано только что цитированное письмо) и, конечно, Виктор Астафьев.
Читая «воробьевскую» часть их переписки, ощущаешь, что многие слова он обращал не только и не столько другу, а к русскому народу – по той простой причине, что иного способа писать правду его лишили (« сволочи, вышибают недозволенными приемами перо из рук..»)
Воробьев буквально кричит о растерзанном крестьянстве, о духовном одичании народа, ведомого слепыми поводырями, о вырождении нации в некое безродное население. «Три породы голубей – лесные, городские и домашние. Эти уже похожи на кур: сидят взаперти, вылезают на прогулку и поспешно возвращаются в свою конуру – продались за горсть худого зерна. Так и люди» [ Воробьев К.Д. т.5.с.344]
Или еще – от 23.03.1962 г. «И все же ты, брат мой, враг мой, сделай милость – пришли мне гарантийное письмо Литовскому отделению Литфонда на 200 рублей, а? Т.е. не от себя, а от конторы. Я бы немножко подлатал портки. А то совсем скверно. И медлить с этим никак нельзя….»
Порой его одолевало отчаяние по поводу беспросветности писательской жизни. «Писатели – это та часть общества, которая никому не нужна. Ни при жизни, ни после. Кто сейчас читает Толстого и Достоевского? Бунина? Чего они добились в жизни? Чего добился я сам?» [ Воробьев К.Д. т.5.с.341]
А вот – его мнение об отношении к писателям тех, с кем рядом шло его становление.
«Этапы писателя. Вначале – горячее поощрение – в тебя не очень верят. Затем – ирония – «неужели ты всерьез думаешь о себе?» После – «мы его вытащили, он бы так и продолжал торговать дегтем» Предпоследнее: обида, учет каждого твоего шага, желание и ожидание твоего первоначального «положения», предположение о твоем мнимом богатстве, подозрение в аморальности, самоуверенности, пьянстве, разврате, пижонстве, эгоистичности, скупости – словом, рьяная зависть…А надо послать всех к такой матери, ибо «вытащил» себя ты сам, и написать такое, которое повергнет твоих «друзей» в состояние удивленного, молчаливого, тайного или явного восхищения» [ Воробьев К.Д. т.5.с.336]
Конечно, речь здесь идет о друзьях мнимых, о каких говорят: «С такими друзьями и враги не нужны…»
Заключение. Есть один древний постулат: «Все главное – в тебе самом». Именно его исповедует Константин Воробьев: «Озарение мира исходит из нас самих, от нашего внутреннего светильника: во мне он вспыхнул тогда с обновленной яркостью, и потускневший было день опять засиял волшебным светом проступающего в нем торжества…» Это откровение решительно выводит нас к знаниям третьего тысячелетия о тонком мире, вход куда обычно ограничивается призрачными рассуждениями о «внутреннем мире», …мистике, суеверии…И впору бы согласиться, что не только чужая душа – потемки, но и своя!…И вот вдруг – светильник в потемках!
В книге отзывов музея курской школы №35, носящей имя писателя Константина Воробьева, оставлена запись: «Я теперь поняла, что надо быть всегда человеком…» Устами младенца, как говорится, глаголет истина.
Познав жестокость до отчаяния и несправедливость до удушья, писатель Воробьев К.Д остался верен заглавному закону жизни – ее созиданию, понимая, что без мира в душе, без радости – любви-благодарения…нашему внутреннему светильнику только тлеть…