Мой первый друг мой друг бесценный нагибин чему учит
Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный» какова главная мысль книги?
Юрий Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный» основная мысль
Проблема и проблематика
Рассказ Ю. Нагибина относится к тем произведениям, которые помогают воспитывать в юных читателях эти духовные ценности.
В начале этого произведении Крутогорова описывается, как юный Александр Невский охранял берега Невы и противостоял шведскому войску, которым командовал Биргер. Князь не дал напасть на Новгород, а сам завладел шведами и не дал им сбежать.
Главная мысль этого рассказа заключается в том, что свою Родину нужно всеми силами и средствами, защищать от врагов. В воинских успехах важна инициатива, умение и вера в победу.
Если коротко, то главную мысль рассказа можно сформулировать в известном высказывании:
«Кто с мечом на Русскую землю придёт, от меча и погибнет».
Рассказ учит, что только храбрым, мудрым, смелым и дальновидным, благоволит удача.
В забавном рассказе Виктора Голявкина «Премия» двое ребят принимали участие в костюмированном карнавале. Они долго занимались костюмами и мечтали получить за них премию. Ребята сделали костюмы рыцаря и лошади, но примерять не стали, а облачились в них только перед выходом.
И тут выяснилось, что они в масках ничего не видят: Вовка в рыцарском шлеме вообще оказался в полной темноте, а мальчик в маске лошади иногда что-то видел. Несмотря на это, ребята продолжали движение по залу, пока не устали. Но неудобные костюмы они не сняли, а в конце рассказа ребята сели на диван и заснули.
Главные герои показались мне стойкими и упорными, и благодаря этому они получили заветную премию. Рассказ учит нас всегда доводить начатое дело до конца, не сворачивать с выбранного пути и стремиться к достижению цели.
Главная мысль рассказа заключается в том, что к делу нужно относиться ответственно, предусматривая возможные сложности, а работу выполнять качественно. Тогда плоды труда будут приносить удовольствие, а не разочарования и огорчения.
Художник Карандаш и мастер Самоделкин открыли школу Волшебства, и теперь они преподают ученикам уроки доброты, радости и смеха. Карандаш рисует картинки, которые оживают, а Самоделкин создает необычные предметы.
Учеников в школе совсем мало, но они мечтают стать волшебниками, а учиться в необычной школе им очень нравится. Однажды в школу нагрянули разбойники и они меняют всю программу обучения. Теперь учителями являются Пулькин и Булькин и они пытаются научить детей глупым шуткам, безобразиям и злым поступкам. Но ничего у них не вышло: разбойникам не удалось разрушить твердые устои Волшебной школы. А все потому, что действия Карандаша, Самоделкина и учеников были дружными и они горой стояли друг за друга.
Главная мысль сказки состоит в том, что только вместе с друзьями можно противостоять злу и неприятностям. Автор призывает нас помогать друг другу, защищать друзей, быть отзывчивыми и доброжелательными.
Сказка учит читателей проявлять интерес ко всему, что кажется сначала удивительным и непонятным. Она доказывает нам, что заниматься творчеством весело и интересно.
Сказка «Музыкальная канарейка» совсем короткая, ее чтение займет 2-3 минуты.
Краткое содержание сказки следующее: У бабушки была канарейка, о которой она всегда заботилась. Канарейка была очень музыкальной, и бабушка ставила ей красивую музыку. Но когда бабушки не было дома, автор (мальчик) пригласил к себе друзей, и они устроили самодельный концерт. От такой музыки канарейке стало плохо, и она чуть не умерла. Ей помогла бабушка, которая вернулась вовремя, разогнала ребятишек, а потом долго выхаживала бедную птичку.
Главные герои сказки: канарейка, бабушка и мальчик.
На мой взгляд, сказка «Музыкальная канарейка» заставляет читателей задуматься о том, насколько важно бережно относиться к тем, кто нас окружает. Мальчики баловались и не подумали о том, что рядом с ними хрупкое, нежное создание, которому они доставляют настоящие страдания. В итоге канарейка чуть не погибла и выжила только благодаря заботам бабушки, которая любила и понимала ее чувства.
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о рассказе Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»
Главные герои рассказа Юрия Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» — два мальчика, жившие в одном доме. Одного из них звали Юра. Поначалу они были незнакомы друг с другом.
Школа, в которой учились мальчики, находилась далеко от дома, и после занятий те, кто жил в одном дворе, устраивали по пути домой шумные игры.
Однажды зимой, когда ребята после занятий играли в снежки, Юра обратил внимание на мальчика, который стоял поодаль и наблюдал за игрой. От знакомых ребят Юра узнал, что этот мальчик живет в его доме и учится в той же школе.
Юра познакомился с этим мальчиком и узнал, что его зовут Павликом. Оказалось, что Павлик живет этажом ниже Юры. Так началась их дружба. До знакомства с Павликом Юра дружил с мальчиком по имени Митя, который имел сложный характер, и дружить с ним было трудно. Митя часто обижался на Юру по разным пустяковым поводам, но потом быстро успокаивался и приходил мириться.
Павлик был совсем другим. Он обладал особой нравственной силой, которая давала ему психологическое превосходство над другими людьми. Павлик совершенно не принимал никаких сделок с совестью. Однажды, когда Юре и Павлику было уже по четырнадцать лет, произошел случай, показавший, насколько Павлик не приемлет предательства в дружбе.
Юра с детства занимался немецким языком и хорошо знал его. Учительница немецкого языка выделяла его среди других учеников и ставила Юре хорошие оценки. Но однажды она вызвала Юру к доске и стала спрашивать стихотворение, которое Юра не выучил, потому что несколько дней не ходил в школу. И тут Юра не нашел ничего лучшего, как сказать учительнице, что Павлик ничего не сказал ему про домашнее задание по немецкому языку. Тогда учительница отчитала Павлика, а Юре разрешила прочитать любое стихотворение по его выбору.
Но когда Юра вернулся на свое место, он обнаружил, что Павлика рядом нет. Оказалось, что тот собрал свои вещи и пересел за другую парту. После того случая Павлик целый год не общался с Юрой, не желая простить другу предательства. И только когда Павлик понял, что Юра изменился, он снова стал с ним общаться.
Большой проблемой для двух друзей было определение призвания в жизни. Они одинаково ровно учились по всем предметам и не могли решить для себя, кем хотят стать во взрослой жизни. Сначала они занялись химией и с увлечением варили гуталин. После химии настал черед физики, но и она не увлекла ребят. Потом было увлечение географией, а вслед за ней – электротехникой, закончившееся пожаром в квартире и вызовом пожарных.
Потом друзья надолго увлеклись балансированием и могли часами держать на носу различные предметы, вызывая недовольство родителей столь бестолковым занятием. Еще были прыжки с зонтиками из окна кухни, которые заканчивались выбитыми зубами.
Но со временем пристрастия друзей определились: Юра начал писать рассказы, а Павлик увлекся сценой и начал выступать в любительском театре. А потом война все расставила по своим местам. Павлик сразу ушел на фронт и вскоре погиб. Как потом узнал Юра, немцы предлагали Павлику и его товарищам сдаться в плен, но Павлик не стал этого делать и погиб в бою с врагами.
С той поры прошло много лет. Юра стал взрослым человеком, но он до сих пор испытывает чувство вины перед Павликом за то, что не стал таким, как он – человеком, неспособным на сделки с совестью.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» заключается в том, что в дружбе самое важное – перенять у друга все лучшее, что есть в его характере. Павлик был человеком высоконравственным, не способным на сделки с совестью и на предательство. В первые дни войны он мог сдаться в плен и остаться в живых, но он не стал этого делать и предпочел погибнуть в бою. Юра ценил душевные качества своего друга, но считал, что он сам не смог до конца стать таким же, как Павлик.
Рассказ Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» учит ценить дружбу и никогда не предавать друзей. Юра, учась в школе, однажды выставил Павлика в неприглядном свете, и Павлик после этого целый год не общался с Юрой, не сумев простить неоднозначный поступок друга.
В рассказе мне понравились главные герои, Юра и Павлик, которые настойчиво искали свое призвание в жизни и перепробовали множество разных увлечений. Друзья сумели найти себе дело по душе, но их планы разрушила война.
Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»?
Друга иметь — себя не жалеть.
Предательством счастья не сыщешь.
За совесть, за честь хоть голову снесть.
Во всем нужно знать меру.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Мой первый друг мой друг бесценный нагибин чему учит
1. Юрий Маркович Нагибин;
2. «Мой первый друг, мой друг бесценный»
5. Год написания: примерно 70-е годы, если исходить из содержания рассказал. Это брежневская эпоха, эпоха «застоя».
6. Эпоха, описываемая в рассказе, относится к концу двадцатых – началу сороковых годов, время репрессий и коллективизаций.
7. Главные герои: Автор, он же рассказчик, Павлик – его самый близкий друг;
Рассказ автобиографичен, написан в форме мемуаров.
Автор вспоминает, как познакомился со своим самым близким другом Павликом, каким Павлик был человеком: скромным, даже застенчивым, но с твердыми нравственными установками. Нагибин сравнивает его с другим своим другом – Митей Гребенниковым – истеричным высокомерным мальчиком.
9. Я прочла этот рассказ во время летних каникул в учебнике по литературе, и, как бы пафосно это не звучало, он меня ошеломил. Несколько дней я ходила под впечатлением от прочитанного, не в силах оправиться от того трагизма, какой сквозит из каждой строчки.
Я думала о том, как жестока и несправедлива жизнь, и, может быть, именно тогда я в первый раз задумалась о том горе, которое принесла война. Горе, которое не отпускает человека до конца жизни, и малую толику которого Нагибин дал почувствовать своим читателям.
Читая рассказы о войне или изучая военные документы, мы подчас забываем, что за сухими столбиками цифр стоят реальные люди, и что персонажи, которые написаны в книжках – это тоже люди, такие же, как и мы, просто им повезло меньше – их жизнь на две неравные части разделила война.
Нагибин говорит о том, что мы получили в подарок жизнь, и теперь не вправе пренебрегать этим подарком. Мы должны делать всё, чтобы жизнь на Земле стала лучше: чтобы было меньше войн, катаклизмов, чтобы как можно меньше людей были обездолены. Нам это сделать легче, чем им – Павлику и всем тем, кто отдал свои жизни ради того, чтобы жили мы.
Ю. Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный».
1)Проверить знание биографии Ю.Нагибина учащимися
2) Обучать умению отбирать и систематизировать материал из текста для работы над темой
Просмотр содержимого документа
«Ю. Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный».»
Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина
«Мой первый друг, мой друг бесценный».
Цели: 1) Проверить знание биографии Ю.Нагибина учащимися
2) Обучать умению отбирать и систематизировать материал из текста для работы над темой
3) Развивать навыки выразительного чтения
4) Воспитывать чувство патриотизма, скромность, уважение к старшим
Задачи: 1) Повторить литературоведческие термины (с целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе)
2) Учить работать с планом по тексту
«…Как растить человека, как укрепить, как сохранить в молодой душе те хрупкие, нравственные ценности, без которых даже самая благополучная жизнь нища и пуста».
Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».
Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:
Каждый несет ответственность перед всей планетой. От поведения каждого зависит мир на Земле.
3. Становление характера Юры
— Самолюбив, заносчив, не признает своих ошибок
— поддается влиянию со стороны
+ хорошо и ровно учится
+ патриот: помнит о подвиге погибших во время ВОв, чувствует ответственность перед всей планетой, понимает, что и от его поведения зависит мир на Земле
Методы и приёмы: 1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация); практические методы обучения (выполнение заданий по указанию и по образцу)
2) по способу деятельности учащихся: информативно – рецептивный ( учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимают, осмысливают, воспринимает); репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение)
3) по способу деятельности взаимосвязи учителя и учащихся: информационно-рецептивные (рассказ, пояснение, самостоятельная работа по учебнику); коммуникативное творчество ( беседа, проблемное задание); познавательно-рефлексивные = логико-познавательные приемы ( анализ, синтез, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, аналогия составляющих); системно-структурные (систематизирующая таблица); контрольно-коррекционные(уточнение ответов, исправление ответов, анализ ошибок).
Подготовка к восприятию
Вспоминая биографию этого писателя, говоря о произведениях, созданных им, мы благодарим его за огромный вклад в русскую литературу. Безусловно, личность писателя, даже его внешность, помогают лучше понять нам творчество Ю.Нагибина.
Высокий лоб. Низкие брови, глубокий, задумчивый взгляд – все это указывает на сильный, стойкий характер. В жизни Ю.Нагибину многое пришлось пережить. Он рос в период между Гражданской и Великой отечественной войнами, но годы юности и детства писатель считал самыми лучшими годами своей жизни.
— Дома вы должны были подготовить пересказ биографии писателя (Ю.Нагибина) по учебнику от 3 лица.
— Сопоставьте рассказ выступающего с планом, записанным на доске (открываю доску).
Дата и место рождения
Роль отчима в жизни Ю.Нагибина
Какие вопросы не были освещены?
Что ещё рассказал ученик, чего нет в плане?
(Не внесены в план 1)Кем хотел стать писатель. 2) Книги, сценарии Ю.Нагибина)
Мнение консультанта (исправляет или дополняет учеников)
P.S.: консультант – это сильный ученик в «шапочке учёного»
-Найдите и прочитайте в статье учебника, чем для Ю.Нагибина были его рассказы и повести.
(Это его настоящая биография, куда более подлинная, чем эти беглые записи)
Сообщение темы и целей
— Сегодня на уроке мы начнем знакомство с этой настоящей биографией поближе.
Проверка первичного восприятия
— В теме урока уже определен жанр произведения – рассказ. Что такое рассказ?
(На доске: Словарь урока:
(На mp3-проигрывателе звучит стихотворение А.С.Пушкина, посвящённое Пущину«Мой первый друг, ой друг бесценный…»)
— Стихотворение какого поэта начинается этой строчкой? Кому оно посвящено?
— Почему, по-вашему, Ю.Нагибин называет свой рассказ строкой пушкинского стихотворения?
— Название отражает тему или идею произведения?
(На доске: Словарь урока:
— Какова тема рассказа?
(Бесценный друг, бесценная дружба)
(На доске: Словарь урока:
— Как она чаще всего формулируется? В какой части текста?
— Какова идея рассказа?
(Каждый несет ответственность перед всей планетой. От поведения каждого зависит мир и покой на Земле.)
Мнение консультанта (исправляет или дополняет учеников):
Сам Ю.Нагибин о своем рассказе говорил, что писал его, отвечая на вопрос «как растить человека, как укрепить, сохранить в молодой душе те хрупкие, нравственные ценности, без которых даже самая благополучная жизнь нища и пуста».
— В тетради подпишите число, тему урока.
— Начертите таблицу. Заполните первых две строки( учитель заполняет таблицу на доске).
(Знание содержания рассказа)
— Где и когда происходят события?
(Предвоенное время, в Москве, в Армянском переулке)
— От чьего лица ведется повествование?
( От лица рассказчика, т.е. от 1 лица. Мальчика зовут Юра)
(С Митей Гребенниковым и Павликом)
— Кто из них был настоящим, бесценным другом?
— Из-за чего возник конфликт между друзьями? Как он их характеризует?
(Из-за предательства Юры во время урока немецкого языка. Павлик «не признавал сделок с совестью» и считал, что «прощение предательства немногим отличается от самого предательства». Он «презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости, все скользкое, уклончивое, двусмысленное – прибежище слабых душ».
— Каким было примирение?
(Юра понял свою ошибку и своим поведением показал, что он понимает правоту Павлика).
— Долго ли продлилась дружба мальчиков? Почему?
(Павлик погиб, когда ему было 20 лет, на фронте осенью 1941 года под Сухиничами. Он сгорел заживо, но не сдался фашистам.)
— Попробуйте узнать героев рассказа по их описаниям.
Викторина «Узнай героя»
«…Ему льстила дружба с «товарищем санитаром», а под прицелом чистопрудного «пушкаря» он наслаждался превосходством своей тонкой девичьей красоты над моей скуластой, широконосой заурядностью. Пока фотограф колдовал под черной тряпкой, чистопрудные кумушки наперебой восторгались его глазами – «черносливом», прической с противным названием «бубикопф» и кокетливым черным бантом на груди».
«Худущая, изжелта-серая, напоминающая лемура громадными темными подглазьями на изможденном, в кулачок, личике, он казалось умирающей от какой-то страшной болезни. Но она была совершенно здорова, никогда не пропускала уроков, даже во время эпидемий гриппа, валивших всех учителей подряд. Она могла наорать на ученика за рассеянный взгляд или случайную улыбку. Куда хуже крика были ее въедливые нотации, она словно кусала тебя обидными словами».
«На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. Мать не зря надрывалась над пишущей машинкой, выколачивая рубли для оплаты фрейлин Шульц, омрачившей мои детские годы. В мою довольно тупую к языкам голову вошло столько немецких слов, стихов и грамматических правил, не говоря уже об этих «эхт берлинер аусшпрахе», что все наши часто менявшиеся школьные немки души во мне не чаяли.
«Он был Атосом не только наших детских игр в мушкетеры, он обладал характером Атоса: безупречным и благородным всегда и во всем, вопреки всему».
Сообщение нового материала.
— В последнем отрывке (о Павлике) автор использует необычный прием – переименование. Как автор называет Павлика?
Такой прием называется метонимией.
(Креплю понятие на доску)
— Прочитайте определение метонимии в словаре литературоведческих терминов на
— В чем заключается связь характеров Павлика и Атоса?
(Оба безупречны и благородны во всем. Вопреки всему.)
— Кто учился у Павлика благородству, прямоте, честности?
— Каким мы видим Юру в начале рассказа?
(«Выставляющимся» перед Павликом)
— Найдите и прочитайте этот фрагмент.
( «И в такой момент я поймал себя …»)
— Как вы понимаете значение слова симулирую?
(Ученик-консультант дает определение по толковому словарю:
Симулировать – притворяясь, создать (-авать) ложное представление о наличии чего-нибудь.)
— Рассказчик говорит, что он возненавидел в этот момент Павлика. Была ли для этого причина? Как здесь раскрывается характер Юры?
(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): Юра самолюбив, заносчив, не любит признаваться в собственных ошибках, оплошностях.)
— В каком еще эпизоде подтверждается эта мысль? Найдите в тексте, прочитайте.
(Юра не хотел признаваться в собственном предательстве)
-Подобную ситуацию в рассказе мы уже встречали, только было это с другим мальчиком. Расскажите об этом.
(«Прижатый в угол, Митя сознался в доносе. Он оговорил меня для моей же пользы, боясь, что дурные наклонности вновь пробудятся во мне и погубят мою столь счастливо начавшуюся карьеру…» )
— Т.о. мы можем сделать вывод о том, что Юра уподобился Мите, а значит, легко поддавался влиянию со стороны.
(В тетрадь (учитель заполняет таблицу на доске): Поддается влиянию со стороны)
— Когда рассказчик приятельствовал с Митей, чему полезному он научился? Становился ли он богаче душевно?
(Ничему. Не становился.)
_ А когда дружил с Павликом?
— Какой художественный прием использует автор, показывая влияние Мити и Павлика на рассказчика?
(На доске: Словарь урока:
— Что такое антитеза?
— Этот же прием Ю.Нагибин использует, изображая семьи Юры и Павлика. Найдите эпизоды о семьях мальчиков, прочитайте их.
— Как семья повлияла на становление Юры?
(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): он был «очень книжным мальчиком»)
— От какой жизни отказался Юра, благодаря Павлику?
(От «ползучей жизни», т.е. жить «изо дня в день: школа, футбол, кино, девочки, а там видно будет»)
— Значит, какое качество характера появляется у Юры, когда он дружил с Павликом?
(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): целеустремленность)
— Как учились мальчики?
(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): учились хорошо и ровно)
-Чем увлекались в поисках самих себя?
(Химией, физикой, географией, биологией, электротехникой, «парашютным» спортом, балансированием.)
— Вспомните эпизод, когда мальчики на лбу, носу, подбородке пытались удержать какой-либо предмет. Для чего Павлик на очень долгое время затягивал это действо?
(В тетрадь( учитель заполняет таблицу на доске): терпеливый)
— По мнению рассказчика, он учился у Павлика даже после его смерти. Об этом он пишет в последних двух абзацах рассказа. Прочитайте их. (с.90)
-Чему же теперь учится Юра?
(1) памяти о подвиге умерших;
2) чувству ответственности каждого перед всей планетой, перед миром на Земле.)
— Можно ли в этой ситуации назвать Юру патриотом? Кто такой патриот?
(Ученик-консультант дает определение по толковому словарю)
(В тетрадь ( учитель заполняет таблицу на доске): патриот :помнит о подвиге погибших, чувствует ответственность перед всей планетой, понимает, что и от его поведения зависит мир на Земле)
— Посмотрите внимательно на составленную нами схему. Что вы заметили?
(Закончили тем, с чего начали)
— Как вы думаете, почему эти слова мы записали дважды в таблицу?
(Т.к. автор хочет, чтобы мы тоже, как и рассказчик задумались о своем пребывании в этом мире, старались бы быть лучше, чище, нравственнее, стремились бы быть похожими на таких, как Павлик и критично относились бы к своим порокам.)
Индивидуальная работа учащихся.
— Вот и известный поэт Евгений Евтушенко, подобно Юре из рассказа «Мой первый друг, мой друг бесценный», критикует свои недостатки в стихотворении «Зависть». (Читает ученик)
Этого секрета не раскрывал я раньше никому.
Я знаю, что живет мальчишка где-то,
И очень я завидую ему.
Я не был так бесхитростен и смел.
Я так смеяться в детстве не умел.
Я был всегда причесанней, целей.
Все те места, что пропускал я в книжках,
Он не пропустит. Он и тут сильней.
Он будет честен жесткой прямотою, злу не прощая за его добро,
Он если не развяжет, так разрубит,
Где я не развяжу, не разрублю.
Он, если уж полюбит, не разлюбит,
А я и полюблю, да разлюблю.
Я скрою зависть. Буду улыбаться.
Я притворюсь, как будто я простак:
«Кому-то же ведь надо ошибаться,
кому-то же ведь надо жить не так».
Не сколько б ни внушал себе я это,
Мне не забыть, что есть мальчишка где-то,
Что он добьется большего, чем я.
— К сожалению, Павлик многого не успел достичь, но суть не в этом. Суть в том, что всегда нужно стремиться к самосовершенствованию.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
1. Составьте устный рассказ о становлении характера юры в рассказе «Мой первый друг, мой друг бесценный».
2.Напишите сочинение «Мой друг».
3. Прочитайте дополнительно любой из рассказов Ю.Нагибина: «Дом №7», «Иван», «Ливень».