Может ли шизофреник понять что он болен

Шизофрения

Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть фото Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть картинку Может ли шизофреник понять что он болен. Картинка про Может ли шизофреник понять что он болен. Фото Может ли шизофреник понять что он болен

Шизофрения – расстройство психики, при котором искажается восприятие реальности. Характеризуется отсутствием границы между реальностью и воображением. Заболевание выявляют в возрасте 20-30 лет. Может начаться в позднем подростковом возрасте, в старости. Признаки шизофрении зафиксированы сегодня более чем у 20 миллионов человек на планете. Диагноз устанавливается после осмотра, опроса пациента, разговора с его семьей.

Описание

Полиморфное психотическое нарушение часто выявляется у пациентов с тревожным расстройством личности и депрессиями. Сочетается с зависимостью от алкоголя, наркотиков. Может привести к утрате трудоспособности. В 2-3 раза увеличивается вероятность ранней смерти. Сопровождается социальной изоляцией. Отсутствие лечение может привести к инвалидности.

Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть фото Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть картинку Может ли шизофреник понять что он болен. Картинка про Может ли шизофреник понять что он болен. Фото Может ли шизофреник понять что он болен

Болезнь поддается лечению, оно сложное, длительное. Для лечения применяются медикаменты, психосоциальная поддержка. Полностью вылечить пациента нельзя.

Этиология

Причины шизофрении неясны и запутанны. По мнению врачей к ней может привести множество факторов. Возникает в результате взаимодействия генов и некоторых факторов среды. Влияют психо-социальные факторы. Самые распространенные из них:

Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть фото Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть картинку Может ли шизофреник понять что он болен. Картинка про Может ли шизофреник понять что он болен. Фото Может ли шизофреник понять что он болен

По мнению ученых шизофрения у мужчин и женщин возникает по причине чересчур восприимчивой психики. Обострение и возобновление болезни они объясняют взаимодействием между внутренними и внешними стрессовыми факторами. Среди внешних стрессогенных факторов они называют низкий материальный достаток, утрату работы, несчастную любовь.

Типы шизофрении

Эксперты в области психиатрии утверждают – чтобы понять суть заболевания, назначить лечение, необходимо выявить форму, симптоматику. Существует пять типов:

Также врачи выделяют простую шизофрению и постшизофреническую депрессию. Первый тип проявляется постепенным развитием негативной симптоматики. Острые психозы при этом отсутствуют. Второй тип (постшизофреническая депрессия) характеризуется затяжной депрессивной симптоматикой. Снижается психическая и физическая активность, работоспособность. Встречается у около 25% больных. По мере усиления расстройства психики симптомы каждого из типов усиливаются. В большинстве случаев диагноз шизофрения ставят уже тогда, когда заболевание запущено.

Источник

Стадии шизофрении

Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть фото Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть картинку Может ли шизофреник понять что он болен. Картинка про Может ли шизофреник понять что он болен. Фото Может ли шизофреник понять что он болен

Клиническая картина при шизофрении индивидуальна в каждом конкретном случае. Поэтому сводить предпосылки, линии развития и конечное состояние при заболевании к универсальным стадиям шизофрении было бы неправильно. Однако это совершенно не означает, что не существует закономерностей, которые определяют течение шизофренических расстройств, и факторов, создающих предпосылки и запускающих патологический процесс. Именно на основании закономерностей, которые наблюдали выдающиеся психиатры XIX–XX веков, стало возможным говорить как о самом заболевании, так и о стадиях развития шизофрении в смысле последовательной и закономерной смены психопатологических состояний, синдромов.

Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть фото Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть картинку Может ли шизофреник понять что он болен. Картинка про Может ли шизофреник понять что он болен. Фото Может ли шизофреник понять что он болен

Рис. 1. Причины возникновения шизофрении

В концепции «Nosos и Pathos» отечественного психиатра, А.В. Снежневского (академик АМН СССР, д.м.н., профессор), отмечается значение не только эндогенных, но и экзогенных факторов, являющихся важными элементами для понимания индивидуальной картины заболевания. Отношения между пациентом и его близкими родственниками, а также история их и его жизни, позволяют выявить истоки нарушений в познавательном процессе, понять сформированное искажение восприятия реальности, проследить особенности течения и стадии развития шизофрении.

Начальная стадия развития шизофрении

Чтобы понимать, что из себя представляет ранняя стадия шизофрении, необходимо обратиться к истории жизни человека, коснувшись его детства, юности, а нередко уже и зрелого возраста. В указанной выше статье П.Б. Ганнушкина, отечественного психиатра, ученика С.С. Корсакова и В.П. Сербского, можно наблюдать отсылки к близким родственникам пациентов, у которых нередко имеются расстройства психики, «близкие как к здоровью, так и к заболеваниям, и все же не являющимися ни тем, ни другим». Иными словами, продромальная стадия шизофрения зачастую развивается в условиях неблагоприятной психологической среды, которая создается и поддерживается членами семьи.

Продромальная стадия: семья, детство и юность

Именно в контексте семейной картины начальная стадия шизофрении приобретает свойственные заболеванию черты. В противном случае психопатологическое состояние такого человека, взятое изолированно, может быть отнесено, например, к проявлениям невротических расстройств, ипохондрическим реакциям, депрессивным состояниям, реакциям на стресс, акцентуациям характера. Не имея доступа к семейной истории, создается большая вероятность диагностической ошибки и, как следствие, упускается возможность заблаговременного лечения первой стадии шизофрении.

Ранняя стадия шизофрении, как правило, протекает латентно (скрытно) на фоне наблюдения и усваивания опыта патологических взаимоотношений между членами семьи, проявлений их расстройств психики (такие проявления принимаются ребенком за норму, так как не сформировано критическое мышление). Страхи и фобии, невротические и психотические проявления членов семьи оставляют отпечаток на формирующейся личности ребенка, искажая картину мира, закрепляя защитные психологические реакции и способы адаптации к стрессовым ситуациям.

К характерным признакам первой стадии шизофрении у мужчин и женщин, проявляющимся вследствие развития скрытого или перенесенного легкого психоза, относятся:

Сформированные на ранней стадии шизофрении патологические особенности личности (шизофренический дефект) зачастую воспринимаются родственниками и окружающими людьми за черты «сложного» человека, психопатического, невротического, с гипертрофированными акцентуациями характера, инфантилизмом или ювенилизмом. Однако изменения в личности у таких людей напрямую связаны с завершенным легким или текущим скрытым психозом, что необходимо понимать, в первую очередь, членам семьи.

Вторая (острая) стадия шизофрении

Уже более 100 лет ведутся дискуссии об определении основных форм шизофрении. Психиатры разных стран анализировали клинические случаи и на основании общих признаков вводили в оборот соответствующие названия синдромокомплексов. Поэтому в различных классификациях «психиатрических школ» начала XX века можно встретить не только «классические» формы шизофрении по E. Kraepelin (кататоническую, гебефреническую, простую, параноидную), но и другие.

Аналогичным образом обстоит дело и сегодня. Если сравнить более-менее похожие классификации заболеваний — DSM, ICD и ее адаптированные версии (например, отечественную версию МКБ-10), то можно найти «дополнительные» формы шизофрении, расширяющие границы понимания заболевания. Однако с введением ICD-11 будут упразднены «классические» формы, на смену которым придут варианты течения и этапы эндогенного психоза с дименсиями, ведущими симптомами.

Именно на острой стадии шизофрении можно наблюдать отчетливо сформированные бредовые идеи, признаки искаженной картины мира и восприятия реальности, а также особенности личности, нарушающие социальную адаптацию и процесс коммуникации такого человека с другими людьми. Отличительной чертой острой стадии шизофрении является анозогнозия — отрицание заболевания. Поэтому таких людей, как правило, госпитализируют против их воли.

Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть фото Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть картинку Может ли шизофреник понять что он болен. Картинка про Может ли шизофреник понять что он болен. Фото Может ли шизофреник понять что он болен

Рис. 2. Виды искаженного (бредового) восприятия реальности

Дебют шизофрении: вступление во взрослую жизнь, зрелый возраст

К характерным чертам второй стадии шизофрении относятся:

Психотическое состояние может пройти самостоятельно (спонтанная биологическая ремиссия), длиться от нескольких дней до нескольких месяцев или, оставленное без лечения, перейти в хроническую форму. Поведение человека в психозе непредсказуемо и не поддается объяснению. Оно напрямую связано с бредовыми идеями и псевдогаллюцинациями (например, голоса в голове могут оскорблять, давать советы или приказывать что-либо сделать).

Признаки развития психоза

Психоз может возникать внезапно или нарастать постепенно. Если известен диагноз, то существует возможность прервать его развитие. Поэтому как самому пациенту, так и его близким, необходимо знать о первых признаках развития психоза:

Упустив первые признаки развития психоза, человек начинает утрачивать связь с реальностью. Его сознание начинаю захватывать бредовые идеи, картина мира воспринимается через паралогику. Родственники и знакомые обычно включаются в бред (например, ревности, сутяжничества, преследования), становятся для такого человека объектом ненависти, агрессивного поведения.

Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть фото Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть картинку Может ли шизофреник понять что он болен. Картинка про Может ли шизофреник понять что он болен. Фото Может ли шизофреник понять что он болен

Рис. 3. Причины развития психотического состояния

Остаточная стадия шизофрении

На последней стадии шизофрении у мужчин и женщин на первый план выходят негативные симптомы, позитивные утрачивают интенсивность и становятся стертыми, либо могут попросту отсутствовать в картине заболевания. При простой и гебефренической форме шизофрении такая эмоциональная и интеллектуальная деградация наступает быстрее, чем при кататонической и параноидальной. В плане прогноза по лечению третья стадия является самой неблагоприятной. В редких случаях возможно возвращение такого человека в общество при хорошо спланированной реабилитационной программе, включающей работу с родственниками.

По диагностическим указаниям последняя стадия шизофрении должна отвечать следующим критериям:

Дефект: личность, семья, общество

Все без исключения стадии шизофрении отражаются на личности человека, его окружении (прежде всего на членах семьи) и коммуникации в обществе. В зависимости от стадии, такой человек может иметь «сложный характер», вызывать агрессию у родственников, вплоть до насильственных действий; или, напротив, «провоцировать» гиперопеку, на фоне которой будет развиваться «социально приемлемая» форма заболевания. И, таким образом, выпадение из жизни в обществе в большинстве случаев не происходит за счет «адаптации» на второй стадии.

До дебюта шизофрении личность такого человека (его характер, способ мышления, особенности поведения и реакций) воспринимается родственниками и знакомыми в рамках нормы, несмотря на возникающие межличностные проблемы и конфликты. Впрочем, психозы не всегда носят выраженный характер и могут подавляться близкими людьми вплоть до наступления последней стадии шизофрении, когда отрицать заболевание становится попросту невозможно. Опять же, дефект может негативно отражаться на жизни человека, но и здесь всегда остаются варианты «адаптации» при условии поддержки родственниками, близкими, супругом/супругой.

Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть фото Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть картинку Может ли шизофреник понять что он болен. Картинка про Может ли шизофреник понять что он болен. Фото Может ли шизофреник понять что он болен

Рис. 4. Конечная стадия — дефект личности

Учитывая патологическую семейную среду, в которой живут такие люди, родственники нередко сами страдают от длительного стресса, тревожных и депрессивных состояний, невротических расстройств, чувства вины и болезненных внутренних переживаний. Именно поэтому, помимо обязательного психофармакологического лечения, необходимы меры по восстановлению гармонии в семье, обучению родственников правильному поведению с таким человеком, способов оказания ему помощи и поддержки, разрешению их собственных внутренних конфликтов.

Список использованной литературы

1. Тиганов А.С. «Руководство по психиатрии».

2. Тиганов А.С. «Эндогенные психические заболевания».

3. Снежневский А.В. «Шизофрения, мультидисциплинарное исследование».

4. Снежневский А.В. «Шизофрения, цикл лекций».

5. Bleuler E. «The theory of schizophrenic negativism».

6. Bleuler E. «Dementia Praecox or the Group of Schizophrenias».

7. Kraepelin E. «Clinical psychiatry».

8. Российское Общество Психиатров. «Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению шизофрении».

Источник

Шизофрения и психозы на фоне употребления наркотиков

С 1 октября 2020 года в Санкт-Петербурге стартовал месяц антинаркотических мероприятий, посвященный Международному дню борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.

Мероприятия, традиционно проводимые в апреле, были перенесены на октябрь.

Целью является расширение форм участия населения в профилактике немедицинского потребления и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также формирование общественного мнения, мотивирующего на здоровый образ жизни и устойчивость подростков и молодежи к давлению наркосреды.

В рамках месяца антинаркотических мероприятий с 1 по 31 октября в СПб ГБУЗ «Психоневрологический диспансер № 1» запланировал комплекс информационно-просветительских мероприятий антинаркотической направленности, которые будут реализованы во взаимодействии с администрацией Василеостровского района, подведомственных учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты и органов местного самоуправления.

Мероприятия будут проведены с учетом действующих ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, и с соблюдением всех норм безопасности.

Возможно ли развитие шизофрении в результате наркомании?

Наркоманиия, как и алкоголизм, на сегодняшний день – одна из главных социальных проблем общества. Любая зависимость – это болезнь, неважно, каким веществом она вызвана, самое главное, что люди при этом страдают, их окружение, их семьи находятся в дисфункциональных связях. Дети из этих семей не получают должного воспитания. Это на сегодняшний день – большой бич для России.

Возможно ли развитие шизофрении «от наркомании»? Ответить однозначно на вопрос сложно, каждый случай рассматривается психиатрами индивидуально. Мозг — тонкая структура, это баланс большого количества нейромедиаторов. Когда вы вмешиваетесь в эту структуру, последствия могут быть самые непредсказуемые.

Развитие шизофрении могут спровоцировать сильные психоактивные вещества, употребляемые в больших количествах, обладающие сильным галлюциногенным эффектом. Одно из исследований подтверждает факт развития острых психозов на фоне употребления каннабиса.

Психозы на фоне наркомании. Синтетические наркотики вызывают психические расстройства, которые крайне сложно поддаются терапии. Продолжительный прием синтетических наркотиков вызывает выраженное беспокойство, приступы паники и депрессивные состояния. Употребление психоактивных веществ вызывает раздражительность, расстройства сна и аппетита, отклонения в поведении и сексуальные нарушения.

Наркотики приводят к аффективным расстройствам, которые могут «протекать» под маской дистимии, депрессивного состояния, биполярного расстройства.

При регулярном употреблении востребованной сегодня смеси к острым галлюцинациям прибавляются бредовые идеи, нарушения мышления, отчетливо просматриваются грубые изменения личности. Особы, пристрастившиеся к спайсу, обычно через определенное время попадают в психиатрическое отделение, ведь становятся опасными для здорового общества. Тогда врачи и могут заподозрить прогрессирование шизофрении, подкрадывающейся незаметно под воздействием синтетических каннабиноидов, к которым относится запрещенный препарат.

Помимо того, что он провоцирует значительное снижение коркового содержания дофамина, одновременно увеличивая его содержание в среднем мозге, препарат приводит к чрезвычайно быстрому развитию пагубного расстройства психики. Если человек предрасположен к возникновению психического расстройства, балуясь наркотиками, он достигает того, что затаившийся недуг трансформируется в шизофрению со всеми вытекающими последствиями. Прогрессируя семимильными шагами, она полностью отрезает человека от нормальной жизни.

До сих пор мы до конца не понимаем, как это лечить. Нужно подбирать медикаментозную схему. Зачастую это подбор препаратов, чтобы по чуть-чуть восстановить психику. Нередко процесс занимает несколько лет (. ) Лечение наркомании сложный процесс, требующий больших усилий и занимаемый много времени.

Наилучшим способом борьбы с пагубной зависимостью может быть длительная психотерапия. Как у здоровых, так и у больных людей, причиной тяги к алкоголю и наркотикам чаще всего является повышенный уровень тревоги, который помогает снять работа с грамотным психотерапевтом, который умеет взаимодействовать с психически нездоровыми пациентами, знает особенности их мышления и способы воздействия на специфически измененное сознание больного шизофренией.

Вывод: Обязательным условием для успешной терапии является соблюдение реабилитационного периода, который может длиться от 6 месяцев до нескольких лет. Самым сложным является поиск стимула для продолжения жизни без наркотиков. В данном случае требуется помощь профессиональных психотерапевтов, психологов и поддержка родных. Любая патологическая зависимость при шизофрении представляет опасность для больного и способна усугублять течение заболевания. К сожалению, науке не известна «волшебная таблетка», способная в один миг избавить пациента от наркомании. Длительная работа со специалистами, доверие врачу и аккуратный прием прописанных лекарств поможет больному справиться и с опасными для него привычками, и с основным заболеванием, чтобы вновь вернуться к нормальной (или почти нормальной) жизни в социуме.

СПб ГБУЗ «Психоневрологический диспансер №1» специалист по социальной работе Высоцкая В.П.

Источник

Шизофрения у детей. Неочевидные признаки

Несмотря на длительную историю изучения шизофрении, до настоящего времени существуют лишь гипотезы о причинах её возникновения. Описанная Э. Крепелиным в конце XIX века под названием «раннее слабоумие» (dementia praecox), шизофрения всегда была одной из центральных проблем психиатрической науки. Стараниями учёных всего мира накопился огромный массив данных о её вариациях, найдены эффективные способы лечения многих форм.

В данной статье будут рассмотрены признаки и потенциальные предвестники подострых вариантов шизофрении у детей и подростков, выявление которых требует внимательного отношения со стороны родителей.

Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть фото Может ли шизофреник понять что он болен. Смотреть картинку Может ли шизофреник понять что он болен. Картинка про Может ли шизофреник понять что он болен. Фото Может ли шизофреник понять что он болен

Шизофрения: мифы и реальность

Для начала «разрушим» некоторые устоявшиеся мифы, прочно сформировавшиеся в общественном сознании:

№1. Диагноз шизофрения ставит крест на будущем.

№2. Наличие шизофрении означает обязательную инвалидизацию и лишение дееспособности.

№3. При шизофрении человек пожизненно получает лекарства.

№4. Лекарства от шизофрении не лечат, а лишь затормаживают психику.

№5. Человек с шизофренией социально-опасен и его следует изолировать.

Все это далеко не так! Подобное бывает далеко не в каждом случае!

Как правило, мифы касаются наиболее тяжёлых вариантов течения болезни. Стоит отметить, что иные варианты шизофрении у детей (подострые, медленно прогрессирующие) составляют не менее половины от всех случаев. Правильный лечебно-реабилитационный подход в таких случаях позволяет сохранить на достаточном уровне качество жизни.

Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики

Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.

Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.

Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет «по-взрослому» диагноз будет более очевиден.

Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если «необычность» поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.

Шизофрения у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, «бедность» эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.

Следует также обращать внимание на резкие «откаты в развитии», утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).

В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.

Следует внимательно относиться к любому чрезмерному «перекосу» фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.

Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему «с ними скучно». Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.

Подростки

В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.

Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.

Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.

Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 летначало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала «питаться правильно», избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоциональностала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.

В беседе с врачом жаловалась на «плохие мыслизачем я живу, вдруг у меня ничего не получится», «как будто все знания стерли из головы». Противоречиво относилась к состояниюговорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.

По наблюдению через 5 летуспешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.

Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.

Шизофрения и страхи

Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.

Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их «грязными», говорит, что их грязь может «прилипнуть к нему». Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе «грязные» дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что «грязь»это «не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно». Старался не думать о «плохих вещах», создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.

Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.

Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбенеобходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.

В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!

Абрамов Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *