Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

Философия истории нового времени

Августин осуществил прорыв в восприятии истории. Его концепция определила основные параметры историко-философии не только в средние века, но и в новое время. Другое дело, что в новое время, особенно в эпоху Просвещения, эти параметры десакрализуются, земная история больше не воспринимается как священная история, т.е. как временной поток, целиком определяемый Провидением. Логика истории более не задается ей извне, но представляется имманентной самой человеческой деятельности, образующей непосредственную канву исторического процесса.

Одной из наиболее характерных попыток десакрализации представляется историческая концепция Кондорсе.

Немецкое Просвещение, прежде всего в лице И.Г. Гердера и Г.В.Ф. Гегеля, продолжило и развило идею о поступательном характере человеческой истории, оцениваемой, в конечном счете, именно как история разума. Для французских просветителей была характерна негативная позиция по отношению к фактической истории в той мере, в какой она не соответствовала требованиям разума. Для них, в частности для Кондорсе, разум и история сольются в будущем, когда совпадут сущее и должное, когда история станет сама собой, а именно воплощением разума в материале человеческих действий. В противоположность этому позиция Гегеля опирается на постулат «все действительное разумно». Иными словами, история с самого начала представляет собой сферу разума или, что является другим ракурсом той же самой проблемы, разум историчен. Гегель тем самым отвергает в истории разделение на сущее и должное, т.е. разделение на нормативное, сугубо необходимое, отвечающее требованиям чистого разума, и фактически существующее, случайное, не вписывающееся ни в какие нормы. Мировой дух, а именно он у Гегеля является подлинным субъектом истории, изначально содержит в себе как свое собственное содержание все то, что осуществится в качестве эмпирической истории. Принципиальным образом в истории совершается только то, что и должно было осуществиться.

Это, однако, не означает, что у Гегеля наличествует буквальное соответствие между тем, что должно произойти в истории, и тем, что в ней реально произошло. Подобного соответствия нет на объективном уровне, т.е. историческая реальность всегда несколько излишня с точки зрения исторической необходимости. Тем более нет ее на субъективном уровне (уровне осознания конкретными людьми действительной логики того исторического события, в котором они участвуют). Фактически такое осознание в системе гегелевских воззрений на историю приходит лишь с возникновением этой системы. Мировой дух осознает логику собственного развития, постигает свое содержание, историю своего развертывания именно в философии Гегеля. Таким образом обнаруживается фундаментальная телеологичность гегелевской философии истории, стремление интерпретировать историю как целесообразный процесс. В этом, как и во многом другом, немецкий мыслитель последовательно воспроизводит христианские воззрения на историю.

Источник

Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

Непознанное:Черт из «Черной реки» На нашей планете существуют места, где достаточно сильно топнуть несколько раз, чтобы из-под земли полезли **огненные монстры**

Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

Кондорсе Мари Жан Антуан Никола (1743-1794), маркиз, французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель. Его философские и социологические взгляды имели ближайшее родство со взглядами французских энциклопедистов. Благадаря своим работам по геометрии, интегральному исчислению и астрономии Кондорсе в 26 лет становится членом Академии наук, с 1773 г. занимает пост секретаря Академии.

В 1789 г. избран членом Коммуны г. Парижа, где ему поручается разработка плана реорганизации муниципалитета. В 1790 г. организует политическое обозрение «Библиотека общественного деятеля», выступает в нем с рядом философско-политических статей, сотрудничает вместе с Сийесом в «Журнале общества 1789 г.». В 1791 г. избран в Законодательное собрание, принимает участие в его работе сначала в качестве секретаря, затем заместителя председателя собрания, участвует в комиссии по выработке конституции. По своим политическим взглядам был близок к жирондистам, но не входил в их число. Не будучи согласен с политикой якобинского Конвента, резко возражает против ареста жирондистов, разрабатывает свой проект конституции и не прекращает публичных выступлений против якобинского руководства Французской республики. Конвент отвергает его проект и принимает решение об аресте Кондорсе.

Кондорсе- сторонник деизма и сенсуализма. В его литературном наследии особое место занимает «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794), в котором Кондорсе делает попытку установить закономерности развития истории, её основные этапы, движущие силы исторического процесса. Находясь под влиянием философских взглядов Ж. Ж. Руссо, А. Р. Тюрго, Г. Рейналя, он не сводил исторический процесс к деяниям королей, законодателей, выдающихся личностей, уделял большое внимание культуре и нравам народа.

Кондорсе- сторонник теории естественного права. Использовал эту теорию для отрицания правомерности феодального общества и обоснования необходимости, разумности и вечности буржуазного строя. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистической собственности, рассматривалась Кондорсе как высшая эпоха в истории человечества. Говоря о будущем прогрессе человечества, К. мыслил этот прогресс лишь в границах буржуазного правопорядка.

Как идеолог восходящего общественного класса, Кондорсе отстаивал целую систему передовых идей: равенство людей перед законом, демократические права и свободы, гуманное уголовное законодательство, равные права для получения образования и т. п. Кондорсе гневно осуждал колониальный разбой, «. который развращает и опустошает Африку. «, рассматривал войну «. как величайшее преступление».

Идеи Кондорсе сыграли значительную роль в критике теологического объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветительной концепции исторического процесса.

Источник

Статья №1: Прогресс человеческого разума и его стадии. Теория Жана Антуана де Кондорсе

Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

Как подобает всякому благородному мужу из XVIII века, маркиз де Кондорсе обладает достойным полным именем – Мари Жан Антуан Николя де Карита, маркиз де Кондорсе. Родился в небольшой коммуне Рибмон, входящей в департамент Эна на севере Франции, в 1743 году.

Большую часть своей жизни Кондорсе активно занимался политической деятельностью, по философско-мировоззренческим позициям был близок к энциклопедистам-просветителям: сотрудничал с Дени Дидро и Жаном Д’Аламбером, крепко дружил с Вольтером и Тюрго и даже написал биографии обоих.

В 1791 году стал президентом Национального Конвента Франции и 15 февраля 1793 года внёс на рассмотрение законодательного органа проект французской конституции, основанный на либерально-гуманистических идеях; по идеологическому составу возглавляемой Кондорсе конституционной комиссии проект назывался жирондистским. Однако проект был отвергнут, вскоре конституция была практически полностью переработана якобинцами и после проведения плебисцита 24 июня 1793 принята с историческим названием Монтаньярская конституция или Конституция I года.

Осенью этого же года во Франции началась Эпоха Террора якобинцев во главе с Робеспьером. Кондорсе как сторонник жирондистов оказался в опале, в том числе из-за своего крайне неприятного якобинцам послания к народу, которое он опубликовал после отклонения проекта конституции жирондистов.

Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

Возвращаясь к деятельности Кондорсе, не связанной с политикой, стоит отметить, что большую часть своей научной жизни он занимался математикой, попутно применив её методологию к электоральному процессу и сформировав известный Парадокс Кондорсе. Уже в 26 лет он был избран во Французскую академию наук за математические заслуги. Однако наиболее значимый вклад в науку он сделал в рамках философии истории: идея о безостановочном прогрессе человеческого ума была изложена в одном из его последних и фундаментальных трудов – «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», который он написал в последний год своей жизни, скрываясь в уже упомянутом доме Верне.

Но, давайте наконец коснемся теории непрерывного прогресса. Кондорсе полагал, что развитие человечества зиждется, прежде всего, на индивидуальной свободе и равенстве каждого человека, и всеобъемлющая гуманизация, в том числе гуманизация регулирующих общество и жизнь индивидов юридических законов, – один из важнейших критериев прогресса. Однако сам прогресс происходит посредством развития не индивидуального, а коллективного разума, впитывающего в себя достижения человечества на определённом историческом этапе.

В исторической картине человечества Кондорсе выделил десять эпох, использовав как основу для периодизации не привычный принцип хронологии, а включение в общественную жизнь нового процесса или фактора, который, по его мнению, каждый раз выводил прогресс разума на качественно новый уровень, на вышестоящую ступень на лестнице развития. При этом всего восемь эпох являются историческими и основываются на констатации определённого генерального события или процесса.

Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

Соединение людей из групп людей, в том числе семейных, в племена в ходе развития производства и распределения труда, изобретения орудий труда и зарождения астрономии. В этой эпохе Кондорсе отмечает образование групп людей, которые считались хранителями научных основ и религиозных церемоний, в качестве фактора, ускоряющего просвещение и распространяющего заблуждения одновременно. На лицо своего рода диалектика, ведущая к равновесному поступательному развитию.

Эпоха №2

Переход от пастушеского состояния к земледелию

Развитие навыков в кормлении и разведении домашних животных и увеличение численности племён; освоение земледелия, которое становится основным и наиболее насыщенным источником существования человечества, его главным занятием. В то же время в эту эпоху появляется рабство и политическое неравенство взрослых людей, развивается искусство управления человеческим разумом посредством введения его перманентное состояние страха и наивности.

Эпоха №3

Прогресс земледельческих народов

Производство человека совершенствуется, общественные отношения с появлением института собственности усложняются, что вызывает необходимость в более проработанном законодательстве. Создаются новые формы государственного устройства, впоследствии выросшие в республики; зарождается класс наследственного дворянства и вместе с ними происходит генезис феодализма. В науках происходит медленный, но верный прогресс: к наблюдению природы добавляется изучение общества и человека, развивается астрономия.

Также в эту эпоху возникла и развивалась письменность, однако жрецы, владевшие большей частью умов, использовали язык для мифологизации действительности, сковывая разум народа в прочные цепи предрассудков.

Эпоха №4

Прогресс человеческого разума в Греции

Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

В Греции науки не обладали элитарным статусом, поэтому у жрецов не было гносеологической монополии: они занимались обрядами богослужения, а все люди пользовались равным правом осуществлять познание. Данное обстоятельство и позволило грекам приобрести независимость прогресса человеческого разума, тем самым существенно его ускорив.

Эпоха №5

Прогресс наук

После обширной деятельности разума Аристотеля стало общепринятым делить и разграничивать объекты познания, пределы научных изысканий. Под самой философией понимался определённый перечень: онтология, метафизика, диалектика (стоит отметить, что диалектика тоже, в свою очередь, делилась на части, но в аристотелевской системе представляла собой в основном логику) и мораль. Также весьма активно развивалась физика и различные области искусств.

Однако блеск философии впоследствии исчез вместе со свободой, поскольку перенявшим на европейской арене пальму первенства воинственным римлянам просвещение и вопросы бытия казались далеко не первичными. Успешные занятия философией и науками не могли иметь места в римском беспокойном деспотическом режиме, но в Риме родилась и в течение нескольких веков успешно развивалась юриспруденция, что имело огромное значение для развития человеческого разума и общественного устройства в дальнейшем.

Эпоха №6:

Упадок просвещения

Глубокий мрак ночи – невежество, жестокость, теологические бредни и суеверные обманы; Европа сдавлена между тиранией духовенства и военным деспотизмом; основные свойства законодательства – запутанность и варварство.

Однако ввиду быстрого и глубокого упадка свет разума в Европе в конце этой эпохи появляется, чтобы больше никогда не погаснуть. На Востоке же упадок протекал более медленно, но и прогресс человеческого разума оттого происходил с меньшими темпами.

Эпоха №7

Возрождение наук

Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

Жадность и нетерпимость духовенства и фанатичная воинственность полководцев не могли помешать духу свободы прогрессировать тайно. Возникало целое сословие мирных людей, отвергавших закостеневшие суеверия. Как ни парадоксально, большую пользу человеческому разуму принесла основанная на аристотелевской логике схоластика: с безусловной опорой на религиозные тексты она совершенно не способствовала открытию каких-либо истин, однако успешно закаляла рассуждающие о философских вопросах умы.

Также в эту эпоху были сделаны ключевые для дальнейшего мирового прогресса изобретения: европейцы познали свойство магнитной стрелки, освоили компас – и человек смог объять взором весь земной шар и невиданно развить торговлю; смесь серы с воспламеняющимся веществом открыла секрет пороха, перевернув военное искусство и сделав войну менее жестокой, – просвещённые народы перестали бояться варваров с их слепой храбростью.

Заменявший собой авторитет разума авторитет людей стал постепенно ослабевать. Общий характер этой эпохи подготовил человеческий разум к перевороту, который вызвало книгопечатание.

Эпоха №8

Книгопечатание

Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

Данная являлась настоящим для Кондорсе, эпохой, когда человеческий разум окончательно разбил свои цепи и приобрёл свободу.

Тот путь, что ждёт развивающийся разум человечества впереди, на более высоких ступенях бесконечной лестницы. Выделение десятой эпохи можно считать достаточно условным, поскольку представляется затруднительным предугадать ключевые факторы, которые будут существенным катализатором прогресса в будущем. Также маловероятно, что одна эпоха охватит все предстоящие достижения человеческого разума, тем более с учётом неумолимого действия закона ускорения истории.

Кроме того, идея регресса отвергается Кондорсе как невозможная и несовместимая с человеческой разумной сущностью; при определённых факторах может случиться стагнация либо чрезвычайно медленное продвижение, но движение вспять никогда не произойдёт.

Как уже было упомянуто, в совокупности с тем, что один из основных критериев прогресса – свобода индивида, рассматривался тезис о всеобщем формальном равенстве: независимо от нации, социального положения, пола. Разум у всех является одинаковым. Обсуждение вопроса о тождественности прав и свобод женщины и мужчины Кондорсе считал излишним, поскольку идея подлинного всеобщего равенства поглощает в том числе и гендерный вопрос.

В то же время фактическое неравенство, которое возникает вследствие объективно складывающихся жизненных условий в виде различных способностей и возможностей индивидов, должно иметь место как одно из основ эффективного социального производства и перераспределения.

Сам же механизм поступательного движения прогресса состоит из двух основных элементов.

Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

Научная деятельность, связанная с наблюдениями, открытиями, умозаключениями, – информация, получаемая эмпирическим и рациональным путём. Один из главных методологических инструментов лежит в области математики, поскольку математические методы являются наиболее точными и вследствие этого максимально универсальными. Ведь совершенно не случайно Кондорсе небезуспешно обосновывал и объяснял общественные процессы с помощью математики, чем изначально и приобрёл известность.

Безусловно, физико-математический приоритет не должен оставлять без внимания исторические науки. Ответы на многие вопросы о тенденциях и особенностях дальнейшего развития можно получить посредством анализа прогресса человеческого разума, развернувшегося во всеобщей истории. Собственно, в рассуждениях о будущем Кондорсе даёт положительные ответы на вопросы о распространении прогресса на все народы мира и освобождении каждого человека от предрассудков в своём поведении, опираясь именно на историю различных наций.

Принцип №2

Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

Перманентная борьба общественного сознания с философскими, политическими, религиозными и иными предрассудками, которые угнетают науку, разум и свободу человека и в своих, как правило, низменных целях сводят прогресс к минимуму. Человеческий разум неизбежно должен бороться с данными деструктивными явлениями, а образование и просвещение должно распространяться на максимально широкий круг людей.

В следствие выше сказанного, вполне закономерным представляется вопрос о том, есть ли конец у данного поступательного движения, является ли лестница Кондорсе в своей конечности лестницей Иакова? Ответ даётся отрицательный. Как уже отмечалось, у человеческого разума отсутствуют пределы, и единственный относительно осязаемый результат – это признание, установление и закрепление естественных прав и свобод индивида в наиболее полном объёме. Движение же человеческого разума вперёд является бесконечным.

Источник

КОНДОРСЕ

Полезное

Смотреть что такое «КОНДОРСЕ» в других словарях:

Кондорсе — Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола Маркиз де Кондорсе Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола маркиз де (фр. Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet) (17 сентября 1743 28 марта 1794) французский п … Википедия

Кондорсе — (Condorcet) Кондорсе (Condorcet), Мари Жан Антуан Николь Коришот, маркиз де Кондорсе (1743 1794) Французский философ просветитель, математик, социолог, политический деятель. Маркиз. 1776 1792 иностранный почетный член Петербургской АН. С 1785… … Сводная энциклопедия афоризмов

КОНДОРСЕ — (Condorcet) Жан Антуан Никола (1743 94), маркиз, французский философ просветитель, математик, политический деятель. С 1785 секретарь Французской академии; сотрудничал в Энциклопедии Д. Дидро и Д Аламбера. В 1791 избран в Законодательное собрание … Современная энциклопедия

Кондорсе — (1743 1794) французский математик и социолог. Ученик Руссо, деятель эпохи Великой Французской Революции. Был арестован и убит приверженцами Робеспьера за единомыслие с жирондистами. Автор известной книги: Esquisse d un tableau historique de l… … 1000 биографий

КОНДОРСЕ — (Condorcet) Мари Жан Антуан, маркиз де (1743 1794) французский мыслитель, философ просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Депутат Законодательного собрания (1791). Заочно приговорен к смертной… … Новейший философский словарь

Кондорсе — (Жан Антуан Николь Коришот, маркиз de Condorcet) знаменитый писатель и полит, деятель, род. в 1743 г. По настояниямдяди прелата, на 9 м году поступил в иезуитскую школу в Реймсе. Заметивв нем наклонность к духовному поприщу, родные поспешили… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Кондорсе — прізвище … Орфографічний словник української мови

Кондорсе — (1743 1794) французский ученый и политический деятель конца XVIII в. Ученик Руссо, Кондорсе в своих работах защищал право каждого человека свободно располагать своим трудом, т. е. основную идею буржуазного общества. Одновременно проповедовал… … Исторический справочник русского марксиста

Кондорсе — (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон, 29.3.1794, Бур ла Рен), маркиз, французский философ просветитель, математик, социолог, политический деятель. Исследования К. в области математики принесли ему известность, и он был… … Большая советская энциклопедия

Источник

Билет №19: Теория прогресса Кондорсе: «Эскиз».

Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

В «Эскизе» К. делает попытку установить закономерности развития истории, её основные этапы, движущие силы исторического процесса. «Эскиз» проникнут пафосом безграничного совершенствования знаний и способностей человека. Его конечная цель – показать, что нет никакого предела в развитии человеческих способностей и единственные границы – длительность существования планеты. В отличие от Руссо Кондорсе считал переход от первобытнообщинного строя к цивилизации не вырождением человечества, а его движением к совершенству; знания не только никогда не развращали людей, а, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов.

К. – один из основоположников идеи исторического прогресса. Разделил всю историю человечества на 10 этапов, где 10-й – будущее человечества, эпоха, которая должна наступить после Французской революции – «царство разума». Для улучшения состояния человечества в будущем необходимо: уничтожение неравенства между нациями, социальное равенство, совершенствование человека (разум). Различия между правами, равенством обусловлены 3 причинами: неравенством богатства, неравенством между состоянием человека, неравенством образования. Необходимо, чтобы эти три рода неравенства беспрестанно уменьшались, т.к. исчезнуть они не могут, потому что их причины естественны и необходимы (естественное различие способностей между людьми). Причины равенства не действуют изолированно; они соединяются, смешиваются. Если образование равномерно распространено, оно порождает равенство в промышленности и отсюда – в богатстве; и равенство богатства неизбежно способствует равенству образования. Правильное руководимое образование смягчает естественное неравенство способностей и не допускает его укрепления, подобно тому как хорошие законы ослабляют естественное право.

Равенство образования и равенство между нациями способствуют ускорению движения наук, т.к. их прогресс зависит лишь от большего числа повторенных наблюдений, распространенных на более обширную территорию. Вместе с научными методами, совершенствуются процессы искусств, за прогрессом которых следует то, что каждый из людей будет занят менее тяжелым трудом и будет питаться более целесообразно, тем самым лучше удовлетворяя свои потребности.

Более выгодная соразмерность между способностями человека и его потребностями => к большей сумме наслаждений => возрастанию численности людей и целью людей по отношению к сущ-вам еще не родившемся, будет заключаться не в том, чтобы просто дать им жизнь, а чтобы дать им счастье – общее благосостояние человеческого рода.

Наиб. важный для общего счастья результат прогресса человеческого разума – полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между полами и проч. Наиб. просвещенные народы научатся рассматривать войну как наиб. губительный бич. Народы узнают, что они не могут стать завоевателями, не потеряв своей свободы. Они должны искать безопасности, а не могущества.

2 средства, влияющие на совершенствования промышленного искусства и наук:

1) Более широкое и совершенное употребление технических методов – искусство соединять большое кол-во объектов, видеть их отношения, быстро замечать сочетания и легче образовывать новые;

2) Образование всемирного языка (научного, т.к. нынешний научн. язык порождает неравенство) – язык, который выражает знаками реальные предметы, которые, заключая в себе простые и общие идеи, находятся в уме каждого человека.

Т.о., прогресс обеспечит равенство наций, устранит классовые различия, будет способствовать общему умственному, нравственному совершенствованию. Будет закончена эксплуатация отсталых народов, европейцы будут скорее старшими братьями, чем господами эксплуатируемых народов. Свобода выбора профессии, страхование для больных и пожилых людей, запрет войн, ликвидация нищеты, роскоши, равные права для женщин и мужчин, всеобщее образование создадут одинаковые шансы для всех. «Придет время, когда солнце будет освещать только мир свободных людей, не признавать над собой никакого господина, кроме своего разума…».

Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Смотреть картинку Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Картинка про Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории. Фото Можно ли говорить что у кондорсе есть философия истории

Кондорсе полагал, что развитие человечества зиждется, прежде всего, на индивидуальной свободе и равенстве каждого человека, и всеобъемлющая гуманизация, в том числе гуманизация регулирующих общество и жизнь индивидов юридических законов, – один из важнейших критериев прогресса. Однако сам прогресс происходит посредством развития не индивидуального, а коллективного разума, впитывающего в себя достижения человечества на определённом историческом этапе.

В исторической картине человечества Кондорсе выделил десять эпох, использовав как основу для периодизации не привычный принцип хронологии, а включение в общественную жизнь нового процесса или фактора, который, по его мнению, каждый раз выводил прогресс разума на качественно новый уровень, на вышестоящую ступень на лестнице развития. При этом всего восемь эпох являются историческими и основываются на констатации определённого генерального события или процесса.

Эпоха №1. Образование племен.

Соединение людей из групп людей, в том числе семейных, в племена в ходе развития производства и распределения труда, изобретения орудий труда и зарождения астрономии. В этой эпохе Кондорсе отмечает образование групп людей, которые считались хранителями научных основ и религиозных церемоний.

Эпоха №2. Переход от пастушеского состояния к земледелию.

Развитие навыков в кормлении и разведении домашних животных и увеличение численности племён; освоение земледелия, которое становится основным и наиболее насыщенным источником существования человечества, его главным занятием. В то же время в эту эпоху появляется рабство и политическое неравенство взрослых людей, развивается искусство управления человеческим разумом посредством введения его перманентное состояние страха и наивности.

Эпоха №3. Прогресс земледельческих народов.

Производство человека совершенствуется, общественные отношения с появлением института собственности усложняются, что вызывает необходимость в более проработанном законодательстве. Создаются новые формы государственного устройства, впоследствии выросшие в республики; зарождается класс наследственного дворянства и вместе с ними происходит генезис феодализма. В науках происходит медленный, но верный прогресс: к наблюдению природы добавляется изучение общества и человека, развивается астрономия.

Эпоха №4. Прогресс человеческого разума в Греции.

В Греции науки не обладали элитарным статусом, поэтому у жрецов не было гносеологической монополии: они занимались обрядами богослужения, а все люди пользовались равным правом осуществлять познание. Данное обстоятельство и позволило грекам приобрести независимость прогресса человеческого разума, тем самым существенно его ускорив.

Однако вместе с развитием геометрии, политики и астрономии, осуществлённым философами, познание плутало в поисках тайн происхождения мира и человека.

Эпоха №5. Прогресс наук.

После обширной деятельности разума Аристотеля стало общепринятым делить и разграничивать объекты познания, пределы научных изысканий. Однако блеск философии впоследствии исчез вместе со свободой, поскольку перенявшим на европейской арене пальму первенства воинственным римлянам просвещение и вопросы бытия казались далеко не первичными.

Эпоха №6. Упадок просвещения.

Глубокий мрак ночи – невежество, жестокость, теологические бредни и суеверные обманы; Европа сдавлена между тиранией духовенства и военным деспотизмом; основные свойства законодательства – запутанность и варварство.

Эпоха №7. Возрождение наук.

Жадность и нетерпимость духовенства и фанатичная воинственность полководцев не могли помешать духу свободы прогрессировать тайно. Возникало целое сословие мирных людей, отвергавших закостеневшие суеверия.

Также в эту эпоху были сделаны ключевые для дальнейшего мирового прогресса изобретения: европейцы познали свойство магнитной стрелки, освоили компас – и человек смог объять взором весь земной шар и невиданно развить торговлю; смесь серы с воспламеняющимся веществом открыла секрет пороха, перевернув военное искусство и сделав войну менее жестокой, – просвещённые народы перестали бояться варваров с их слепой храбростью.

Заменявший собой авторитет разума авторитет людей стал постепенно ослабевать. Общий характер этой эпохи подготовил человеческий разум к перевороту, который вызвало книгопечатание.

Эпоха №8. Книгопечатание.

Революционным следствием появления книгопечатания выразилось в том, что просвещение стало предметом повсеместной и деятельной торговли; народное образование было освобождено от политических и религиозных цепей.

Эпоха №9. От Декарта до образования Французской республики.

Данная являлась настоящим для Кондорсе, эпохой, когда человеческий разум окончательно разбил свои цепи и приобрёл свободу.

Говорится о принятии прав человека, уменьшение религиозных притеснений и просвещении. Прогресс философии повлиял на общественное мнение, а оно на народы и их повелителей. Это произвело переворот, который должен был стать залогом революции (которая охватит большинство человеческого рода).

Кондорсе пишет, что дошли наконец до осознания важности человеческих прав. И что именно для поддержания и гарантии этих прав создаются государства.

Говорит о методе Локка. Каждое ощущение подвергается анализу. А каждая идея, прошедшая через анализ и названная словом, не дает нам запутаться в море этих идей. Этот метод вскоре стал универсальным орудием не только для философии, но и для других наук. Это был шаг философии, который не позволил бы больше вернуться к прежним заблуждениям и невежеству.

Появилась ложная философия, которая быстро распространилась. Она утверждала, что просвещение не только бесполезно и невозможно, оно еще и опасно для человеческого счастья. В противовес ей появилась учение о способности человеческого рода неограниченно совершенствоваться.

Ясно, что все это неминуем вело к революции. Тогда мир впервые увидел, как народы освобождались от своих цепей и создавали себе законы, которые наиболее способны сделать людей счастливыми. Стало понятно так же, что вскоре, эта революция захватит и Европу.

Эпоха № 10. О будущем прогрессе человеческого разума.

Тот путь, что ждёт развивающийся разум человечества впереди, на более высоких ступенях бесконечной лестницы. Выделение десятой эпохи можно считать достаточно условным, поскольку представляется затруднительным предугадать ключевые факторы, которые будут существенным катализатором прогресса в будущем.

Кроме того, идея регресса отвергается Кондорсе как невозможная и несовместимая с человеческой разумной сущностью; при определённых факторах может случиться стагнация либо чрезвычайно медленное продвижение, но движение вспять никогда не произойдёт.

Он говорит о том, что надежды на будущее состояние человеческого рода сводятся к трем важным положениям:

1) Уничтожение неравенства между нациями

2) Прогресс равенства между классами одного народа

3) Действительное совершенствование человека

Он говорит о скором быстром падении восточных религий. Что тирания нигде не сможет удержаться. Взаимные потребности народов сблизят их и приведут к равенству. Тогда не будет иного господина, кроме разума. Приводит пример, что прогресс греков погиб для других наций, потому что не было сообщения между народами и было господство тирании Римской империи.

Как уже было упомянуто, в совокупности с тем, что один из основных критериев прогресса – свобода индивида, рассматривался тезис о всеобщем формальном равенстве: независимо от нации, социального положения, пола. Разум у всех является одинаковым. Обсуждение вопроса о тождественности прав и свобод женщины и мужчины Кондорсе считал излишним, поскольку идея подлинного всеобщего равенства поглощает в том числе и гендерный вопрос.

Сам же механизм поступательного движения прогресса состоит из двух основных элементов.

Научная деятельность, связанная с наблюдениями, открытиями, умозаключениями, – информация, получаемая эмпирическим и рациональным путём. Один из главных методологических инструментов лежит в области математики, поскольку математические методы являются наиболее точными и вследствие этого максимально универсальными. Ведь совершенно не случайно Кондорсе небезуспешно обосновывал и объяснял общественные процессы с помощью математики, чем изначально и приобрёл известность.

Безусловно, физико-математический приоритет не должен оставлять без внимания исторические науки.

Перманентная борьба общественного сознания с философскими, политическими, религиозными и иными предрассудками, которые угнетают науку, разум и свободу человека и в своих, как правило, низменных целях сводят прогресс к минимуму. Человеческий разум неизбежно должен бороться с данными деструктивными явлениями, а образование и просвещение должно распространяться на максимально широкий круг людей.

В следствие выше сказанного, вполне закономерным представляется вопрос о том, есть ли конец у данного поступательного движения, является ли лестница Кондорсе в своей конечности лестницей Иакова? Ответ даётся отрицательный. Как уже отмечалось, у человеческого разума отсутствуют пределы, и единственный относительно осязаемый результат – это признание, установление и закрепление естественных прав и свобод индивида в наиболее полном объёме. Движение же человеческого разума вперёд является бесконечным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *