Можно ли противопоставить двух пророков и если можно то в чем
Сравнение двух «Пророков»: Пушкина и Лермонтова
Стихотворения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, имеющие одинаковое название — «Пророк», посвящены теме назначения поэта в обществе. Несмотря на то что второй продолжал традиции первого в литературе, произведения обладают разными трактовками. Еще несколько отличий имеет «Пророк» Пушкина и Лермонтова. Сравнение стихотворений поможет понять, в чем они заключаются.
Произведение Пушкина
Свою работу Александр Сергеевич написал после казни декабристов. Это событие не могло не оставить следа в душе и творчестве поэта. Среди них Пушкин имел много друзей, считал их очень честными и искренними людьми с благородными порывами, настоящими патриотами своей Отчизны. Расправа, учиненная властями, казалась поэту несправедливой и жестокой. Это была его личная боль, трагедия. Под влиянием такой тяжелой ситуации и написан был стих о назначении поэта, поиске духовного смысла жизни.
Прототип персонажа
Создавая образ пророка, А. С. Пушкин обращается к библейским мотивам. Кто же явился прототипом героя стихотворения и почему? Это очень важный момент в анализе произведения, так как материал, на основе которого поэт создал свое творение, накладывает отпечаток на образ героя, на содержание.
А. С. Пушкин обращается к биографии библейского пророка Исайи. С иврита имя этой знаковой фигуры переводится как «спасение, посланное Богом». Здесь указывается и на божественный источник таланта поэта, и на его предназначение — проповедовать добро и уберегать людей от зла.
Жизнь пророка Исайи окончилась трагически, мученически по приказу одного из власть имущих. Это говорит о том, что поэт понимает: служение людям не будет оценено, придется терпеть нападки и жестокость окружающих.
В стихотворении А. С. Пушкин показывает трансформацию: из человека грешного, земного герой превращается с помощью божественного вмешательства в чистого, возвышенного пророка. Эти изменения даются непросто. Очищение от греховной прежней жизни проходит через муки и страдания не только физические, но и духовные.
За стремление к высоким идеалам, к поиску смысла жизни Создатель проводит героя самой трудной и тернистой дорогой. Пророк выстоял, вытерпел, за это и был награжден даром предвиденья. С этого момента герой перестает принадлежать только себе, он должен проповедовать людям благородные помыслы и идеалы.
Настроение стихотворения поразительно оптимистично. Несмотря на то что героя ждет непонимание и отторжение общества, пророк стремится к людям, верит в светлое будущее человечества.
Он знает, что рано или поздно мир очистится от грехов, от дурных помыслов, исправится. Нет и тени сомнения в том, что его труды, жизнь, полная страдания, не окажутся бессмысленными.
Главная идея и жанр
Замысел автора заключался в определении места поэта в обществе и его гражданском долге перед людьми. Словно пророк, он должен нести свет. Для этого необходимо:
Только вера в лучшие качества людей, надежда на светлое будущее помогут не отступить от своей миссии под гнетом непонимания и осуждения. А. С. Пушкин утверждает: чтобы служить обществу, надо жить в нем, не избегать. Молодым поэтам направление пути в этом мире было дано.
Написано произведение А. С. Пушкина в жанре оды, присущей классицизму. Здесь наблюдается ирония поэта. Александр Сергеевич всегда неодобрительно относился к назначению оды, потому что обычно именно с помощью таких восхваляющих строк люди добивались расположения, внимания, очередных званий и наград у властителей. Сам поэт осуждал подобное поведение, оно превращало искусство во что-то низменное и пошлое.
Пушкин никогда не стремился к славе, не добивался благосклонности властей (об этом свидетельствуют его сложные отношения с государством, вольнолюбивые настроения, последующие за этим ссылки). Если говорить кратко, он считал, что поэт должен жить высокими идеалами, а не заниматься обогащением, материальными ценностями.
Нельзя назвать А. С. Пушкина состоятельным человеком. Поэт был занят творчеством всегда, жилки торговца и хозяйственника не имел вовсе (это доказывает убыточность его имения в Болдино).
Тем не менее, несмотря на негативное отношение А. С. Пушкина к оде, он выдержал ее стиль от начала и до конца. Можно сказать, вернул этому жанру первоначальный вид. Поэт наделяет героя возвышенными качествами, использует старославянизмы, чтобы подчеркнуть это.
Злые языки замечали, что в этом стихотворении А. С. Пушкин восхваляет сам себя. На это поэт отвечал: его изменение и обретение жизненного смысла произошли в результате тяжелых испытаний и непростой душевной работы. И целью этого произведения было желание направить будущих творческих личностей в нужное, благородное русло.
Стихотворение Лермонтова
Если сопоставить «Пророка» Александра Сергеевича с произведением Михаила Юрьевича, то можно увидеть, что второй описал трудный и полный страданий путь поэта. Лермонтов считал себя продолжателем традиций А. С. Пушкина. Он активно развивал в творчестве тему назначения поэта в обществе. Но если сделать сопоставительный анализ произведений, можно увидеть, что взгляд на эту проблему и ее решение у автора были абсолютно иными, отличались от пушкинской трактовки.
Создавая образ своего пророка, Лермонтов тоже обращается к Библии. Но если провести сопоставление, то уже на этом, начальном уровне проявляются отличия от восприятия Пушкина:
Стихотворение Михаила Юрьевича как бы продолжает произведение Пушкина, описывает данное предшественником направление всем поэтам. Путь, по которому суждено пройти пророку, очень тяжел, трагичен. Молчать и не обличать поэт не сможет, так как он несет божественную миссию. Но никогда понимания не найдет, общество будет его отторгать и порицать. Поэт обречен на страдания, изгнание, одиночество.
Земные качества героя
Если пророк Пушкина более возвышенный, то персонаж Лермонтова наделен обычными человеческими характеристиками. Он обыкновенный внешне человек, но имеющий тайное знание. Пророк попытался донести до людей свои идеи, взывал к их совести, но отклика не получил. В ответ ему летели проклятья, угрозы. Народ объединился против него, так как стремился сохранить привычный уклад жизни.
Герой не выдержал такого сопротивления и удалился от общества, стал добровольным изгнанником. Только природа приносила ему умиротворение, там он смог найти понимание и приют. Несмотря на отсутствие пищи, каких-либо удобств, поэт был счастлив в отдалении от общества, которое считало его гордецом. Пророк Лермонтова не верит в лучшее и не надеется на исправление людей, это глубоко разочарованный персонаж.
Стихотворение Лермонтова — это романтическое произведение: сильная личность, особенный герой находится в конфликте с обществом, которое его не поймет никогда. Задача автора — показать последствия выбранного пути: поэт будет одинок.
Сравнительная характеристика
Подводя некий итог, можно сделать заключение: произведения этих двух поэтов имеют определенные сходства, являются продолжением друг друга. Их объединяет схожесть темы, которой посвящено стихотворение, присутствует некая преемственность. Но авторские трактовки существенно отличаются на всех уровнях. Это обусловлено особенностями характера каждого поэта, их биографией, историческим временем. Индивидуальность человека, история его жизни и обстановка в обществе не могут не сказаться на настроении, восприятии мира в целом.
Герой Лермонтова — это пророк, стоящий над людьми, потому что наделен более правильными ориентирами, чем другие. Ему присущи неверие в лучшее, пессимизм: он знает, что общество никогда не сможет исправиться и не станет прислушиваться к тем, кто не поддерживает их установки. Судьба бунтующей против пороков личности всегда будет печальной. Спасти себя от больших страданий поэт сможет в том случае, если уйдет от жизни в обществе, самоустранится. «Пророк» Лермонтова — это произведение о разочаровавшемся и уставшем от непонимания романтике.
Герой же Пушкина — оптимист, упорно верящий в людей. Он готов нести свет им, жить с ними. Любовь к каждому и стойкая надежда на лучшее не позволят сдаться, помогут терпеливо, с честью выполнять свою миссию. Герой не возвышается над людьми, не старается подчеркнуть собственную чистоту и указывать на греховность общества. В диалоге он говорит, что его задача — не обличать, не поучать, а показывать возвышенные, благородные идеалы, проповедовать вечные ценности, которые со временем найдут отклик в сердце каждого человека.
Таким образом, проведя анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова и сравнив эти произведения, можно сделать вывод: несомненно, они имеют определенные сходства. Но существенных отличий гораздо больше. Совершенно разная трактовка общей темы — назначение поэта в социуме — проявляется на всех уровнях работы над созданием произведения. Вроде бы схожие библейские корни оказываются по-своему, строго индивидуально выражены этими поэтами.
Два «Пророка». Вопросы для сопоставительного анализа.
Файл содержит вопросы и задания для сопоставительного анализа одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, а также вопросы для сопоставления художественного текста (стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк») и иллюстрации И. Репина к произведению «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» (1890 г.).
Вопросы затрагивают систему образов, композицию, язык, тему и проблемы произведений. Также предлагаются темы творческих работ и проектов сопоставительного плана.
Два «Пророка». Вопросы к сопоставительному анализу стихотворений М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина.
1.Как вы определите общий настрой лирики А.С.Пушкина и лирики М.Ю.Лермонтова? Отразился ли этот настрой в данных произведениях?
2.Передайте кратко своими словами событийную сторону произведений. Какое событие стало отправной точкой в стихотворении А.С.Пушкина, а какое – в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Можно ли утверждать, что лермонтовское стихотворение продолжает, развивает сюжет пушкинского?
3.Согласны ли вы с тем, что пророк в том и другом стихотворениях – это одно и то же лицо?
4.Есть мнение, что А.С.Пушкин взял в качестве прообраза пророка Исайю, а М.Ю.Лермонтов – пророка Иеремию. Как можно доказать это утверждение?
5.Какая тема объединяет стихотворения?
6.Как связано представление о поэте-пророке, о его судьбе с исторической эпохой, в которую жили А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов?
7.Кто из двух героев в большей степени наделён божественной силой, а в ком больше земного? Докажите свою мысль текстами произведений.
8.Проанализируйте лексику двух стихотворений. Чьё стихотворение в большей степени стилизовано под архаику? Какие средства способствуют созданию библейского слога? Приведите примеры.
9.Оба стихотворения построены на антитезе, но объекты и характер противопоставления разные. Что и с какой целью противопоставлено у А.С. Пушкина? У М.Ю. Лермонтова?
10.Приведите примеры отвлечённой лексики из обоих стихотворений. Какую атмостферу они создают, какой пафос?
11. Что изображается детальнее: пустыня в стихотворении А.С. Пушкина и город в стихотворении М.Ю. Лермонтова?
12. Можно ли противопоставить двух пророков, и если можно, то в чём?
13. Какова авторская концепция поэта-пророка в каждом из стихотворений?
Темы творческих работ и проектов.
Библейские истоки образов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: ветхозаветные пророки Исайя, Иеремия, Илия, Елисей.
История создания стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» и стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк».
Составление лингвокультурологического словаря стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Жанровая природа двух стихотворений: легенда и притча.
Два «Пророка» в актёрском чтении.
Вопросы к сопоставительному анализу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк» и иллюстрации И. Репина «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» (к 1-му тому стихотворений М. Ю. Лермонтова 1891г.; сепия, акварель; музей Лермонтова в Пятигорске – эскиз, ГТГ, 1890 г).
1.С чего начинается, какое развитие получает и чем заканчивается история пророка в стихотворении Лермонтова? Какой момент этих событий передал Репин?
2. Из чего складывается образ у Лермонтова? Есть ли в стихотворении описание пророка? Найдите средства выразительности.
3.Как изобразил пророка Репин? Опишите главного героя иллюстрации: выражение лица, глаза, поза, движение.
4.Что у Лермонтова говорится о людях? Отметьте художественные средства, которыми они изображаются.
5. В каких отношениях находятся в стихотворении образ пророка и образы людей?
6. Есть ли антитеза в иллюстрации Репина? Как художник изобразил горожан? Кто показан на переднем плане? Опишите этого горожанина. Можно ли утверждать, что это не менее значимый образ, чем образ пророка? Есть ли такая конкретизация в стихотворении?
7. Чем примечательны другие герои иллюстрации?
8. Как Репин отразил время? Какие детали указывают на то, что действие происходит в давние времена?
9. Репин использовал для иллюстрации сепию – особую краску коричневого цвета. Как вы считаете, почему художник, явно избегая многокрасочности, применил только коричневый цвет?
«Жиркевич верно сумел схватить тот особый угол зрения, под которым Репин смотрит на образ поэта-Пророка, трансформировавшийся в русской культуре конца XIX столетия. Это, конечно, Пророк, но беспомощный, жалкий и странный, Пророк-шут, Пророк-изгой, Пророк-юродивый, Пророк, который не понимает и не ведает, что эпоха пушкинских и даже лермонтовских «великих», «классических» Пророков давно себя изжила, и потому продолжает служить своему призванию с детской наивностью и верой Дон-Кихота».
Можно ли отнести эти строки к иллюстрации Репина, к стихотворению Лермонтова?
12. Почему Репин проиллюстрировал именно стихотворение Лермонтова «Пророк»?
Сравнительный анализ А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк»
Сравнительный анализ стихотворений стихотворения «Пророк», которое встречается в творчестве Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова, помогает наглядно увидеть их общие качества, а так же отличия. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, при помощи которого изучение данного материала станет намного проще и эффективнее.
Лирика обоих поэтов охватывает достаточно широкую проблематику. В их творчестве встречаются различные произведения, в которых поднимаются важные темы и проблемы. Например, проблема, касающаяся поэта и поэзии, не могла обойти стороной творчество обоих авторов.
Если рассмотреть стихотворения обоих авторов с одноименным названием «Пророк», то в нем мы видим очень точное определение поэту: оба творца считают его порицателем, который сеет истину.
Жанр, размер
Стихотворение «Пророк», которое принадлежит перу Александра Сергеевича Пушкина, было написано в 1826 году. Это лирическое стихотворение, поскольку центральным образом является лирический герой, его внутренний мир и его чувства.
Автор написал его четырехстопным ямбом, как собственно и Михаил Юрьевич Лермонтов.
Александр Сергеевич использует линейную композицию, но в то же время можно заметить яркие особенности и кольцевой композиции.
С самого начала стихотворения лирический герой видит «шестикрылого Серафима», который поведал ему правду, которая была неведома. В заключительной части произведения герой опять встречается с Богом, который говорит ему свою волю.
Что же касается «Пророка» Михаила Юрьевича, то у него всеведущего пророка изгоняют из общества. Хотя в его произведении и отсутствует явная встреча героя с Богом, но в тексте присутствует отсылка к божественной воле. Именно благодаря ей герой и становится гением.
Михаил Юрьевич пишет свое стихотворение в 1841 году. По жанру его стихотворение так же относится к лирике. Но его произведение больше напоминает исповедь. Его лирический герой так же искренне переживает, а его чувства передаются читателю. Его внутренний мир становится понятнее именно из-за его исповеди, которая представлена в виде монолога.
Что же касается композиции, то «Пророк» Михаила Юрьевича представляется следующим образом: изначально показывается то, как герой находился в уединении в пустыне, далее находился в одиночестве, а после вернулся обратно в город, обратно к обществу. Автор специально расставляет необходимые акценты, благодаря которым читателю легче увидеть конкретные проблемы, которые поднимаются в каждой из частей жизни героя.
Сравнение стихотворения Пророк Пушкина и Лермонтова
Два таких разных человека, но оба являются мировыми личностями — это Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов, которые подарили множество бессмертных произведений. Эти произведения изучаются в школах, читают их и за рубежом и не перестают восхищаться стилем написания, мышлением, бесстрашными мыслями и идеями для того времени.
«Пророк» Лермонтова был написан уже после пушкинского. Михаил Юрьевич слолвно продолжает стихотворение Пушкина с момента окончания. В каждом произведении есть свой персонаж из библии и они обладают даром видеть будущее. У Лермонтова духовная жизнь — это боль изо дня в день, потому что никто не верит. Пророк Иеремии больше не верит в светлое будущее после стольких на смешок и оскорблений.
Стихотворения написаны в жанре лирической исповеди и можно заметить, что стих Лермонтова это продолжение стиха Пушкина. Иеремии как бы является преемником Исаей. Они ведут тяжкую борьбу с неверующим и циничным обществом.
Исайе хочет служить людям несмотря ни на что. Он уверен, что дар про виденья дан не случайно. Иеремии наоборот хочет поскорее уйти от циничных и безжалостных людей, чтобы больше никогда не встречаться с тем неверием и высокомерием.
Таким образом, «Пророк» Пушкина и Лермонтова это своего рода две части одной истории, но с разными библейскими персонажами. Пушкинский персонаж после всех событий не разочаровался в людях и хотел помогать несмотря ни на что, но его приемник совершенно противоположен ему. Видимо, лермонтовский персонаж разочаровался в людях по той причине, что за огромное количество времени люди не поменялись и скорее всего не поменяются никогда. Хотя разве это не библейский долг верить в людей?
Образы и символы
«Пророк» Александр Сергеевич Пушкин:
Пророк очень устал в духовном плане, ему очень нужно какое-либо сильное потрясение, чтобы к нему пришло вдохновение. На помощь ему приходит шестикрылый Серафим, который открывает его глаза и уши. Благодаря этому он начинает смотреть на мир по-другому, мысля совершенно иначе. Теперь целью лирического героя является «глаголом жечь сердца людей».
В лице пророка представлен лирический герой, от имени которого и происходит повествование. Присутствует и образ толпы, но представляется он весьма размыто. Читатель больше чувствует её присутствие, чем видит ясно. Гений старается зажечь их сердца. Он не уверен в том, что народ сможет понять его. Ведь он сам является грешником, который выйдя из толпы, совершенно не осознавал истину. И лишь став богаче духовно, ему удается познать её.
«Пророк» Михаил Юрьевич Лермонтов:
Гений, которого описывает Михаил Юрьевич. Отличается от Пушкинского. Здесь он показан как покинутый и непризнанный человек. Пророк так же выступает в роли лирического героя, которого не понимает и не принимает общество. Люди относятся к нему с презрением, а понимает его лишь пустыня, звезды и животные.
Но данное обстоятельство совершенно не огорчает пророка, его полностью устраивает нынешнее положение дел. Именно в пустыне он обретает долгожданную гармонию и тишину.
Используя исповедь, автору легче удается раскрыть внутренний мир лирического героя, а так же передать его чувства и переживания.
Образ города показан как сборище невежд, которые совершенно не желают понимать и принимать истину. Толпа с жестокостью относится к пророку, избивая его камнями.
Два «Пророка». Вопросы для сопоставительного анализа.
Файл содержит вопросы и задания для сопоставительного анализа одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, а также вопросы для сопоставления художественного текста (стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк») и иллюстрации И. Репина к произведению «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» (1890 г.).
Вопросы затрагивают систему образов, композицию, язык, тему и проблемы произведений. Также предлагаются темы творческих работ и проектов сопоставительного плана.
Два «Пророка». Вопросы к сопоставительному анализу стихотворений М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина.
1.Как вы определите общий настрой лирики А.С.Пушкина и лирики М.Ю.Лермонтова? Отразился ли этот настрой в данных произведениях?
2.Передайте кратко своими словами событийную сторону произведений. Какое событие стало отправной точкой в стихотворении А.С.Пушкина, а какое – в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Можно ли утверждать, что лермонтовское стихотворение продолжает, развивает сюжет пушкинского?
3.Согласны ли вы с тем, что пророк в том и другом стихотворениях – это одно и то же лицо?
4.Есть мнение, что А.С.Пушкин взял в качестве прообраза пророка Исайю, а М.Ю.Лермонтов – пророка Иеремию. Как можно доказать это утверждение?
5.Какая тема объединяет стихотворения?
6.Как связано представление о поэте-пророке, о его судьбе с исторической эпохой, в которую жили А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов?
7.Кто из двух героев в большей степени наделён божественной силой, а в ком больше земного? Докажите свою мысль текстами произведений.
8.Проанализируйте лексику двух стихотворений. Чьё стихотворение в большей степени стилизовано под архаику? Какие средства способствуют созданию библейского слога? Приведите примеры.
9.Оба стихотворения построены на антитезе, но объекты и характер противопоставления разные. Что и с какой целью противопоставлено у А.С. Пушкина? У М.Ю. Лермонтова?
10.Приведите примеры отвлечённой лексики из обоих стихотворений. Какую атмостферу они создают, какой пафос?
11. Что изображается детальнее: пустыня в стихотворении А.С. Пушкина и город в стихотворении М.Ю. Лермонтова?
12. Можно ли противопоставить двух пророков, и если можно, то в чём?
13. Какова авторская концепция поэта-пророка в каждом из стихотворений?
Темы творческих работ и проектов.
Вопросы к сопоставительному анализу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк» и иллюстрации И. Репина «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка»
(к 1-му тому стихотворений М. Ю. Лермонтова 1891г.; сепия, акварель; музей Лермонтова в Пятигорске – эскиз, ГТГ, 1890 г).
1.С чего начинается, какое развитие получает и чем заканчивается история пророка в стихотворении Лермонтова? Какой момент этих событий передал Репин?
2. Из чего складывается образ у Лермонтова? Есть ли в стихотворении описание пророка? Найдите средства выразительности.
3.Как изобразил пророка Репин? Опишите главного героя иллюстрации: выражение лица, глаза, поза, движение.
4.Что у Лермонтова говорится о людях? Отметьте художественные средства, которыми они изображаются.
5. В каких отношениях находятся в стихотворении образ пророка и образы людей?
6. Есть ли антитеза в иллюстрации Репина? Как художник изобразил горожан? Кто показан на переднем плане? Опишите этого горожанина. Можно ли утверждать, что это не менее значимый образ, чем образ пророка? Есть ли такая конкретизация в стихотворении?
7. Чем примечательны другие герои иллюстрации?
8. Как Репин отразил время? Какие детали указывают на то, что действие происходит в давние времена?
9. Репин использовал для иллюстрации сепию – особую краску коричневого цвета. Как вы считаете, почему художник, явно избегая многокрасочности, применил только коричневый цвет?
10.Можно ли иллюстрацию Репина подкрепить строками из стихотворения Мережковского: «Он не чувствует, не видит//Ни насмешек, ни презренья://Кроткий лик его так светел,//Очи — полны вдохновенья»
? А есть ли это у Лермонтова?
«Жиркевич верно сумел схватить тот особый угол зрения, под которым Репин смотрит на образ поэта-Пророка, трансформировавшийся в русской культуре конца XIX столетия. Это, конечно, Пророк, но беспомощный, жалкий и странный, Пророк-шут, Пророк-изгой, Пророк-юродивый, Пророк, который не понимает и не ведает, что эпоха пушкинских и даже лермонтовских «великих», «классических» Пророков давно себя изжила, и потому продолжает служить своему призванию с детской наивностью и верой Дон-Кихота».
Можно ли отнести эти строки к иллюстрации Репина, к стихотворению Лермонтова?
12. Почему Репин проиллюстрировал именно стихотворение Лермонтова «Пророк»?
Темы и проблемы
Проблемы, поднятые в анализируемых стихотворениях, очень похожи. В центре стихотворения находится пророк, у которого есть миссия просветить общественность. Он говорит с людьми на языке поэзии.
Одной из проблем стихотворений – это поэт и поэзия. В обоих произведениях авторы показывают пророка, как избранного Богом. У каждого из них есть миссия, которую на него возложили на небесах.
Александр Сергеевич и Михаил Юрьевич видят основную цель поэта в том, чтобы просветить общество и открыть им главную истину. Что касается судьбы Пушкинского пророка, то она остается неизвестной. Лермонтовского же пророка ждет печальная участь – он так и остается непонятым, его унижают и в итоге изгоняют из общества.
Пушкин не затрагивает проблему поэта и поэзии настолько явно, как это делает Михаил Юрьевич. Александр Сергеевич больше хочет показать то, как прозревает сам лирический герой. В то время, как Михаил Юрьевич больше уделяет времени реакции народа на то, как гений пытается просветить их.
Здесь наглядно прослеживается проблема взаимодействия поэта с толпой. Поэт пытается донести до народа учения, а уже толпа стоит перед выбором – принять ли им эти знания, или же продолжать оставаться невеждами. Толпа не хочет просвещаться, поэтому осмеивает и презирает Лермонтовского пророка.
Пророк Пушкина готов к просвещению толпы, но как на это реагирует общество остается неизвестным.
Оба поэта показывают общество, как толпу порочных и невежественных людей.
О чем данные произведения?
«Пророк» Пушкина и Лермонтова являются одними из ключевых творений в жизни каждого из поэтов. Обоих поэтов постигла учесть людского непонимания и раннего ухода из жизни. В произведении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова пророки обладают «даром провидения».
Прототипами у каждого из них является библейский персонаж: Пушкина на – Исайе, Лермонтов на – Иеремии. Пушкин своего героя меняет из ужасного во всевидящего. Его пророку открыта высшая истина, необходимая людям. В своем творении Пушкин описывает этапы создания пророка Творцом, наделившим его многими высшими качествами. «Пророк» Пушкина глубоко верит в человеческую личность и справедливость общества.
Жизнь героя Лермонтова наполнена болью и страданиями от неверия людей в его истину. Его героя сопровождают вечные насмешки и презрение. Лермонтов наделяет своего «Пророка» вполне человеческими чертами: «бледен», «худ», «одет в лохмотья», «он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы». Герой Лермонтова лишен надежды и не верит в лучшее будущее.
Основная мысль
В обоих произведениях образ пророка является собирательным. Он представляет собой поэта как такового. В обоих стихотворениях пророк несет знания, которыми хочет поделиться с народом. Но в одном из стихотворений народ не хочет просвещаться, поэтому просто изгоняет гения.
Основной мыслью у Александра Сергеевича является то, что поэт в первую очередь должен быть зрячим и уметь слышать. Будучи грешником, пророк становится гением, после того, как познает истину. Теперь его цель – зажечь сердца людей. Главным является понимание основной цели искусства. В данном произведении Александр Сергеевич утверждает ценности, которые являются главными для него и всех остальных творцов.
Основной мыслью стихотворения «Пророк», написанным Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, является одиночество творца в толпе, которая не желает просвещаться. Пророк несет свою истину и хочет поведать её народу, но сталкивается с непониманием и непринятием. Люди не желают знать истины, поэтому изгоняют гения. Автор показывает, что с подобным уделом может столкнуться каждый творец, который пытается донести свои знания до толпы.
Эти качества и являются сходствами и различиями двух произведений. Один из поэтов продолжает верить в то, что его миссия обречена на успех, а второй уже полностью потерял свою веру.
Сочинение 9 класс. Два «Пророка» в русской классической поэзии («Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова)
Современник А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, но при этом пристальный наблюдатель, строгий и неподкупный судья творчества названных выше художников, известный критик В. Г. Белинский как-то написал: «Чем выше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого он родился…» Эту справедливую мысль критик выразил относительно культурного и исторического значения Пушкина и Лермонтова в жизни русского, да и мирового общества. Белинский оказался прав не только благодаря своей прозорливости и тонкому вкусу; сама яркость и глубина таланта таких художников, как Пушкин и Лермонтов, для любых поколений читателей всегда открывается источником высоких чувств и передовых мыслей. Словно пророки, они вещают людям сквозь столетия о вечных и непреходящих ценностях. Но в литературоведческих кругах поначалу велось много споров о том, насколько правильно задавать вопрос о равнозначности Пушкина и Лермонтова в истории литературы, о том, кто из них оставил более существенный след в русской культуре. Однако все эти споры развеялись сами собой, когда критикам стало ясно, что каждый из художников стал своевременным певцов того настроения и образа мыслей, которые были свойственны разным поколениям. Белинский, различая авторскую позицию Пушкина и Лермонтова, писал: «Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце». Именно по такому принципу различаются «Пророки» Пушкина и Лермонтова; каждый из них вещает своему народу о том, чего он заслуживает и к какой истине в данном историческом отрезке готово общество. Стихотворение Пушкина «Пророк» было написано в 1926 г. Это было особое время в истории страны: еще свежа в памяти неудачная попытка декабристского переворота, все заветные надежды и планы разрушены, кроваво подавлены. После поражения декабристов нужна была новая сила, способная объединить людей вокруг важных и насущных проблем общества. И Пушкин со свойственным ему бесстрашием и чистосердечностью говорит «новое слово», словно пророк, который приходит к людям в трудный час и утверждает спасительные истины. В образе пророка выступает сам поэт:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
За основу этого стихотворения Пушкин взял библейский сюжет, в котором шестикрылый Серафим открывает поэту божественную мудрость, а затем наделяет его вдохновенной силой. Но это не «волшебное» преображение для героя, а болезненное:
И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замерзшие мои Вложил десницею кровавой.
Конкретные детали в художественном изображении автора приобретают глубоко символичное значение. «Отверзлись вещие зеницы» – герою словно открывается видение всей многогранности и сложности истории. «Моих ушей коснулся он» – поэт приобретает дар слышать и понимать чужие страдания, радости. «И он мне грудь рассек мечом» – вместо сердца у поэта оказывается уголь, пылающий огнем, что символизирует страстность и духовную мощь человека. Действительно, у Пушкина отсутствует противопоставление избранной личности несовершенству других, так как все трудные преобразования героя происходят исключительно ради человечества. Поэтому нельзя сказать, что художник претендует на то, что призвания пророка достойны только поэты. В стихотворении важна сама мысль, что любой, духовно жаждущий человек способен стать пророком — проводником Божественной воли. Между пушкинским и лермонтовским «Пророком» существует тесная связь. Ведь сюжет в стихотворении Лермонтова начинается с того момента, на котором его завершил Пушкин:
С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
Лермонтов написал это стихотворение в зрелый период своего творчества, в 1841 г. А в позднем Лермонтове, по словам Белинского, органично соединяются очень важные качества истинного поэта, как «единство личности поэтической и действительной», то есть высокие темы и сюжеты становятся не просто отражением традиции или достоянием какого-либо одного высокого жанра. Намеренно прозаичный язык лермонтовского «Пророка» подчеркивает особую обнаженность поэта-пророка, горячий зов которого не только не услышали, но и стали презирать:
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
В свое время Пушкин явился для современников восторженным певцом неисчерпаемой энергии и духовной силы человека, провозвестником скорой победы человечества над несовершенством, как отмечал один исследователь, «пророком высоким идей общественных». Однако творчество Лермонтова начинается совсем с других настроений. При несокрушимой силе духа, усиленных внутренних исканиях и жажде жизни пророк Лермонтова уже не видит возможности сплочения и родства людей, поскольку их сердца слепят собственное самолюбие и черствость. Так, осознавая искреннее участие и заботу художника о судьбе своего народа, на примере творчества Пушкина и Лермонтова возникает мысль о том, что настоящий поэт — это не тот, кто умеет красиво говорить, а тот, кто действительно владеет божественным даром — «глаголом жечь сердца людей», вдохновляя или разоблачая их огненным словом.