Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского

Два «Пророка». Вопросы для сопоставительного анализа.

Файл содержит вопросы и задания для сопоставительного анализа одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, а также вопросы для сопоставления художественного текста (стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк») и иллюстрации И. Репина к произведению «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» (1890 г.).

Вопросы затрагивают систему образов, композицию, язык, тему и проблемы произведений. Также предлагаются темы творческих работ и проектов сопоставительного плана.

Два «Пророка». Вопросы к сопоставительному анализу стихотворений М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина.

1.Как вы определите общий настрой лирики А.С.Пушкина и лирики М.Ю.Лермонтова? Отразился ли этот настрой в данных произведениях?

2.Передайте кратко своими словами событийную сторону произведений. Какое событие стало отправной точкой в стихотворении А.С.Пушкина, а какое – в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Можно ли утверждать, что лермонтовское стихотворение продолжает, развивает сюжет пушкинского?

3.Согласны ли вы с тем, что пророк в том и другом стихотворениях – это одно и то же лицо?

4.Есть мнение, что А.С.Пушкин взял в качестве прообраза пророка Исайю, а М.Ю.Лермонтов – пророка Иеремию. Как можно доказать это утверждение?

5.Какая тема объединяет стихотворения?

6.Как связано представление о поэте-пророке, о его судьбе с исторической эпохой, в которую жили А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов?

7.Кто из двух героев в большей степени наделён божественной силой, а в ком больше земного? Докажите свою мысль текстами произведений.

8.Проанализируйте лексику двух стихотворений. Чьё стихотворение в большей степени стилизовано под архаику? Какие средства способствуют созданию библейского слога? Приведите примеры.

9.Оба стихотворения построены на антитезе, но объекты и характер противопоставления разные. Что и с какой целью противопоставлено у А.С. Пушкина? У М.Ю. Лермонтова?

10.Приведите примеры отвлечённой лексики из обоих стихотворений. Какую атмостферу они создают, какой пафос?

11. Что изображается детальнее: пустыня в стихотворении А.С. Пушкина и город в стихотворении М.Ю. Лермонтова?

12. Можно ли противопоставить двух пророков, и если можно, то в чём?

13. Какова авторская концепция поэта-пророка в каждом из стихотворений?

Темы творческих работ и проектов.

Библейские истоки образов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: ветхозаветные пророки Исайя, Иеремия, Илия, Елисей.

История создания стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» и стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк».

Составление лингвокультурологического словаря стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Жанровая природа двух стихотворений: легенда и притча.

Два «Пророка» в актёрском чтении.

Вопросы к сопоставительному анализу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк» и иллюстрации И. Репина «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» (к 1-му тому стихотворений М. Ю. Лермонтова 1891г.; сепия, акварель; музей Лермонтова в Пятигорске – эскиз, ГТГ, 1890 г).

1.С чего начинается, какое развитие получает и чем заканчивается история пророка в стихотворении Лермонтова? Какой момент этих событий передал Репин?

2. Из чего складывается образ у Лермонтова? Есть ли в стихотворении описание пророка? Найдите средства выразительности.

3.Как изобразил пророка Репин? Опишите главного героя иллюстрации: выражение лица, глаза, поза, движение.

4.Что у Лермонтова говорится о людях? Отметьте художественные средства, которыми они изображаются.

5. В каких отношениях находятся в стихотворении образ пророка и образы людей?

6. Есть ли антитеза в иллюстрации Репина? Как художник изобразил горожан? Кто показан на переднем плане? Опишите этого горожанина. Можно ли утверждать, что это не менее значимый образ, чем образ пророка? Есть ли такая конкретизация в стихотворении?

7. Чем примечательны другие герои иллюстрации?

8. Как Репин отразил время? Какие детали указывают на то, что действие происходит в давние времена?

9. Репин использовал для иллюстрации сепию – особую краску коричневого цвета. Как вы считаете, почему художник, явно избегая многокрасочности, применил только коричневый цвет?

«Жиркевич верно сумел схватить тот особый угол зрения, под которым Репин смотрит на образ поэта-Пророка, трансформировавшийся в русской культуре конца XIX столетия. Это, конечно, Пророк, но беспомощный, жалкий и странный, Пророк-шут, Пророк-изгой, Пророк-юродивый, Пророк, который не понимает и не ведает, что эпоха пушкинских и даже лермонтовских «великих», «классических» Пророков давно себя изжила, и потому продолжает служить своему призванию с детской наивностью и верой Дон-Кихота».

Можно ли отнести эти строки к иллюстрации Репина, к стихотворению Лермонтова?

12. Почему Репин проиллюстрировал именно стихотворение Лермонтова «Пророк»?

Источник

«Пророк» — сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть картинку Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Картинка про Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть картинку Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Картинка про Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть картинку Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Картинка про Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского

История написания стихов

А. С. Пушкин написал своего «Пророка» в 1826 году. Стихотворение было посвящено восстанию и казни декабристов. Поэт хорошо знал казнённых, дружил с ними и считал их благороднейшими людьми своего времени. Свой протест случившемуся он выразил в строках этого стихотворения. В это время его более всего заботил духовный аспект человеческой жизни.

Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть картинку Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Картинка про Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского

Произведение Лермонтова преисполнено душевной боли и горьких переживаний. Его стихотворение служит как бы продолжением пушкинского. Между произведениями отслеживается духовная преемственность.

Подавленность и обречённость, пронизывающие стихотворения Лермонтова – это не только его реакция на опалу и ссылку. Такие настроения царили тогда среди просвещённого российского общества. В целом авторов обоих произведений постигла одна и та же участь – непонимание окружающих и ранний уход из жизни.

Содержание произведений

В произведениях Пушкина и Лермонтова главные герои наделены даром провидения. Прототипом пушкинского персонажа стал библейский пророк Исайя, лермонтовского – Иеремия:

Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть картинку Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Картинка про Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского

Сочинения

На уроке нам задали сочинение, в котором нужно сравнить двух замечательных писателей. Они сделали большой вклад в литературу нашей страны и в ее развитие. Это всем известные Пушкин и Лермонтов.

Пушкин и Лермонтов

Два известных имени, два поэта, которых смело можно назвать современниками, но в то же время это люди разного поколения. Пушкин рос как личность, во время расцвета передовой мысли, Лермонтову пришлось творить не в самую лучшую эпоху, во времена тирании и той реакции, что повлекла за собой восстание декабристов. Между тем это два замечательных писателя. Стихи Пушкина и Лермонтова — это вершина мастерства. Это писатели, которые достойны звания Поэт с большой буквы.

Пушкин и Лермонтов сходства и различия

Однако, несмотря на некие сходства есть и различия в творчестве Пушкина и Лермонтова. Это их мироощущение, которое повлияло на их творчество. Так, творческие работы Александра Сергеевича наполнены оптимизмом, произведения полны надежды и света. В работах Пушкина нет трагического звучания, в то время как у Лермонтова преобладает одиночество, прослеживается неудовлетворенность своей судьбой.

Различна и любовная лирика. Казалось бы любовь и тема любви одна, но вот любовь Пушкина отличается от любви Лермонтова. Так, в отличие от Лермонтова, в любовной лирике Александра Сергеевича нет безысходности, здесь только личные переживания. Описанные у Пушкина чувства прекрасны, а печаль, которая также присутствует, она светла. А вот любовь у Лермонтова обречена, чувствуется лишь неверие в счастье.

Главная идея

Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть картинку Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Картинка про Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского

Основная идея, которая прослеживается в стихотворениях обоих авторов – это противостояние поэта и общества. Однако пушкинский персонаж представлен как превосходящий человеческие пороки. Истина открывается ему в служении людям и донесении до них истины и воли Творца. Из «мрачной пустыни» пушкинский герой стремится к людям. По мнению автора, за полученный дар пророк обязан послужить людям и пожертвовать ради них своей жизнью. Его цель – нести свет и добро. Это главное, чем различаются образы поэта-пророка и писателя.

Лермонтовский пророк – абсолютная противоположность герою Пушкина. Поэт выражает свои взгляды, но не находит понимания среди окружающих его людей. В отчаянии он уходит от общества в пустыню. Стихотворение наполнено отчаянием и безысходностью. Поэт ощущает своё бессилие донести до людей истину. За свои старания он подвергается унижению и гонениям.

Основная идея у этих стихотворений одна. Оба они написаны как некие метафоры. Но авторы по-разному видят пророческую роль поэта в обществе и описывают разные стороны этого пути:

Образ пророка Пушкина и Лермонтова

Как можно истолковать образ пророка в одноимённых сти­хотворениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова? Сходство и различие образов пророка.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пророк» — это своего рода ответ на стихотворение Пушкина с тем же названием. Оба художника говорят читателю о том, что главное предна­значение поэта — нести миру, людям истину, «глаголом жечь сердца людей».

Черты одиночества и разлада с действительностью присущи обоим пророкам. Но лирического героя, поэта, в стихотворе­нии Пушкина воскресил Господь, и отныне он, наделённый чудесным даром пророчества, в гармонии с Богом, миром, людьми.

И пророк в стихотворении Лермонтова отмечен знаком выс­шей, Божественной милости. Ему, лирическому герою, поэту, «вечный судья» дал «всеведенье пророка». Но его призванию не дано осуществиться: толпа, «ближние», враждебно восприняв его «любви и правды чистые ученья», изгоняют его в пустыню. В пустыню в материальном, вещном смысле, но вовсе не в ду­ховном. В единении с природой теперь живёт герой, питаясь, «как птицы, даром божьей пищи».

И пустыня в стихотворении Лермонтова не символ перепу­тья и страстных поисков смысла жизни. Он живёт в реальной пустыне, пребывая, однако, в гармонии с природой, с Богом.

Ведь для героя пустыня становится и местом его уединения, пристанищем, куда не вхожа враждебная толпа.

Когда же поэту, с непринятым в нём даром пророка, прихо­дится посещать «шумный град», враждебно настроенные люди готовы забросать его «каменьями».

Но главное — толпа не в силах простить поэту его гор­дыни: ведь он хотел уверить людей в том, что «Бог гласит его устами».

И самолюбивые старцы говорят юным:

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его.

Ошибочное суждение о поэте, пророке, передаётся из поко­ления в поколение — противоречия между поэтом и обществом обостряются.

Итак, в заключение можно сказать, что поэт, лирический герой стихотворения Пушкина, преображается духовно. Про­роческий дар помогает ему жить в гармонии с миром, с людьми, с Богом.

А поэт в стихотворении Лермонтова несчастен; он реальный человек, видится в бытовых подробностях.

Пушкинский пророк уверен в важности своей миссии — «Гла­голом жечь сердца людей». Пророк в стихотворении Лермонтова трагически одинок.

Подтверждается мысль, высказанная Пушкиным в стихотво­рении «Поэт» (1827). Истинный поэт в своём творческом взлёте, в минуты поэтического вдохновения, уходит от суетности мира и от людской молвы. В уединении, в отдалённости от толпы, он призван вещать истину — и в этом он видит своё высочайшее предназначение:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков, и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

Уточняем: и поэт («я»), и наделённый даром пророчества человек (пророк), и лирический герой стихотворений представ­лены в одном образе.

Темы и проблемы

Оба стихотворения затрагивают схожие проблемы. Основные темы, раскрытые авторами:

Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть картинку Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Картинка про Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского

В обоих случаях поэты представляют народные массы тёмными, невежественными и порочными.

Особенности жанра и техники

Оба великих произведения русских поэтов созданы в едином жанре – лирической исповеди. Пушкин делает своего персонажа величественным и значительным. Для этого он пользуется старославянизмами и другими приёмами для усиления торжественности описания. Всё стихотворение составлено в стиле, близком к классической оде, написано в возвышенном духе.

В этом заключался намёк Пушкина на то, что поэзия в целом и оды в частности не должны служить только власть имущим. Ранее оды посвящали монаршим особам и писали по особо торжественным случаям: ко дню рождения, коронации и пр. В своём творении Пушкин бросает вызов мастерам старой школы – Ломоносову, Державину, Карамзину.

Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть картинку Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Картинка про Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского

Судьба главного героя описывается последовательно. Этот приём носит название линейной композиции. Однако здесь отчётливо прослеживается и кольцевая композиция, при которой описание некоторых событий повторяется:

Стихотворный размер рифмы, которым написаны оба «Пророка» — четырёхстопный ямб.

Сравнение лирических героев Пушкина и Лермонтова показывает, что второй персонаж выглядит более «земным» и реальным. Лексика стихотворения более современная. Оно написано в стиле неоромантизма. Каждая строка пронизана глубокой душевной печалью и тяжестью возложенного на себя бремени. Жанр произведения – лирический. Однако в нём присутствует не столько описание событий, сколько исповедь героя. Читателю открываются его переживания и внутренний мир.

Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть картинку Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Картинка про Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского

Лермонтов также объединяет в своём творении линейную и кольцевую композиции. Благодаря первой, смысл стиха легко воспринимается, вторая добавляет ему глубины и красок. Герой Лермонтова не встречается с высшей силой напрямую. Однако его пророческий дар – ссылка на Божью волю.

Композиция лермонтовского стиха включает:

Таким образом, поэт даёт возможность читателю ощутить остроту каждой из раскрытых проблем – гениальность поэта как Божий дар, его отрешённость от мира и отношения с толпой.

Средства художественной выразительности

Эти средства применяются авторами обоих произведений. Наиболее значимыми являются следующие:

Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Смотреть картинку Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Картинка про Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского. Фото Можно ли утверждать что лермонтовское стихотворение продолжает развивает сюжет пушкинского

Персонаж Пушкина одолеваем духовной жаждой. Он нуждается в сильном потрясении, чтобы возродиться морально. Таким потрясением для него становится встреча с серафимом. Теперь герой совсем по-другому видит окружающий его мир, почему его сознание коренным образом меняется. Если раньше его язык был «празднословным и лукавым», теперь его основная задача – жечь людские сердца словами (глаголом).

Образ толпы у Пушкина практически не прорисован. О её существовании можно догадаться только по тому, что пророк будет затрагивать людские сердца. Неизвестно, как будут восприняты слова поэта людьми, не знающими истины.

Пророк Пушкина отличается от пророка Лермонтова. Последний уже познал отношение и неприязнь толпы. Невежественные люди оттолкнули его и подвергли насмешкам. Единственные, кто его понимают – это звери в пустыне и высокие звёзды. Но герой не испытывает тоски, он наслаждается тишиной и гармонией пустыни.

Город в стихотворении Лермонтова описывается как средоточие невежественности. Живущие в нём не желают принимать истину и знания. Толпа забрасывает камнями пророка.

Два «Пророка». Вопросы для сопоставительного анализа.

Файл содержит вопросы и задания для сопоставительного анализа одноимённых стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, а также вопросы для сопоставления художественного текста (стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк») и иллюстрации И. Репина к произведению «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» (1890 г.).

Вопросы затрагивают систему образов, композицию, язык, тему и проблемы произведений. Также предлагаются темы творческих работ и проектов сопоставительного плана.

Два «Пророка». Вопросы к сопоставительному анализу стихотворений М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина.

1.Как вы определите общий настрой лирики А.С.Пушкина и лирики М.Ю.Лермонтова? Отразился ли этот настрой в данных произведениях?

2.Передайте кратко своими словами событийную сторону произведений. Какое событие стало отправной точкой в стихотворении А.С.Пушкина, а какое – в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Можно ли утверждать, что лермонтовское стихотворение продолжает, развивает сюжет пушкинского?

3.Согласны ли вы с тем, что пророк в том и другом стихотворениях – это одно и то же лицо?

4.Есть мнение, что А.С.Пушкин взял в качестве прообраза пророка Исайю, а М.Ю.Лермонтов – пророка Иеремию. Как можно доказать это утверждение?

5.Какая тема объединяет стихотворения?

6.Как связано представление о поэте-пророке, о его судьбе с исторической эпохой, в которую жили А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов?

7.Кто из двух героев в большей степени наделён божественной силой, а в ком больше земного? Докажите свою мысль текстами произведений.

8.Проанализируйте лексику двух стихотворений. Чьё стихотворение в большей степени стилизовано под архаику? Какие средства способствуют созданию библейского слога? Приведите примеры.

9.Оба стихотворения построены на антитезе, но объекты и характер противопоставления разные. Что и с какой целью противопоставлено у А.С. Пушкина? У М.Ю. Лермонтова?

10.Приведите примеры отвлечённой лексики из обоих стихотворений. Какую атмостферу они создают, какой пафос?

11. Что изображается детальнее: пустыня в стихотворении А.С. Пушкина и город в стихотворении М.Ю. Лермонтова?

12. Можно ли противопоставить двух пророков, и если можно, то в чём?

13. Какова авторская концепция поэта-пророка в каждом из стихотворений?

Темы творческих работ и проектов.

Вопросы к сопоставительному анализу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк» и иллюстрации И. Репина «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка»

(к 1-му тому стихотворений М. Ю. Лермонтова 1891г.; сепия, акварель; музей Лермонтова в Пятигорске – эскиз, ГТГ, 1890 г).

1.С чего начинается, какое развитие получает и чем заканчивается история пророка в стихотворении Лермонтова? Какой момент этих событий передал Репин?

2. Из чего складывается образ у Лермонтова? Есть ли в стихотворении описание пророка? Найдите средства выразительности.

3.Как изобразил пророка Репин? Опишите главного героя иллюстрации: выражение лица, глаза, поза, движение.

4.Что у Лермонтова говорится о людях? Отметьте художественные средства, которыми они изображаются.

5. В каких отношениях находятся в стихотворении образ пророка и образы людей?

6. Есть ли антитеза в иллюстрации Репина? Как художник изобразил горожан? Кто показан на переднем плане? Опишите этого горожанина. Можно ли утверждать, что это не менее значимый образ, чем образ пророка? Есть ли такая конкретизация в стихотворении?

7. Чем примечательны другие герои иллюстрации?

8. Как Репин отразил время? Какие детали указывают на то, что действие происходит в давние времена?

9. Репин использовал для иллюстрации сепию – особую краску коричневого цвета. Как вы считаете, почему художник, явно избегая многокрасочности, применил только коричневый цвет?

10.Можно ли иллюстрацию Репина подкрепить строками из стихотворения Мережковского: «Он не чувствует, не видит//Ни насмешек, ни презренья://Кроткий лик его так светел,//Очи — полны вдохновенья»

? А есть ли это у Лермонтова?

«Жиркевич верно сумел схватить тот особый угол зрения, под которым Репин смотрит на образ поэта-Пророка, трансформировавшийся в русской культуре конца XIX столетия. Это, конечно, Пророк, но беспомощный, жалкий и странный, Пророк-шут, Пророк-изгой, Пророк-юродивый, Пророк, который не понимает и не ведает, что эпоха пушкинских и даже лермонтовских «великих», «классических» Пророков давно себя изжила, и потому продолжает служить своему призванию с детской наивностью и верой Дон-Кихота».

Можно ли отнести эти строки к иллюстрации Репина, к стихотворению Лермонтова?

12. Почему Репин проиллюстрировал именно стихотворение Лермонтова «Пророк»?

Источник

Сравнительный анализ стихотворений Пророк Пушкина и Лермонтова

Произведения «Пророк», написанные Пушкиным и Лермонтовым являются ключевыми в творчестве писателей. Каждый из них трудно переживал то, что современники не понимали их творчество, обоим пришлось рано закончить земной путь.

Пророки в обоих произведениях обладают даром видеть будущее. За основу и прототип в повествовании берутся библейские пророки, но разные Пушкин использует за основу образ Исаии, а Лермонтов – Иеремии.

Пушкин из ужасного образа превращает персонажа во всевидящего, он способен видеть великую высшую истину, для того, чтобы возвещать ее другим людям и открывать миру. Также автор описывает процесс того, как Создатель постепенно творил собственного пророка, поэтому наделяет его рядом привлекательных качеств. Пророк искренне верит в справедливость общества в целом и отдельно человеческую личность, способную развиваться.

В «Пророке» Лермонтова все совершенно иначе, он не верит в человечество в целом, помимо этого он страдает от жестокости и неверия окружающих людей, не способных разделить его веру. Над ним постоянно насмехаются, постоянно бросая презрительные взгляды в его сторону. Поэтому он наделяет пророка обычными человеческими чертами, ему трудно бороться с собственными пороками, при этом ему нужно нести порученную ему весть дальше. Он не верит в будущее и лишен всякой надежды на улучшение ситуации в целом.

Главной идейной разницей произведений является то, что «Пророк» Пушкина наделен положительным аспектом, он с радостью стремиться к людям, считает, что порученная ему весть должна распространится по всей земле. Так как пророк Лермонтова погряз в грусти и непримиримости, он с горестью идет к людям, которые не разделяют его верования, ему трудно общаться с окружающим миром, поэтому частично замыкается в себе. Все произведение насквозь пронизано болью и страданием.

Несмотря на то, что оба произведения написаны в лиричной форме, они в корне различаются в настроениях. Пушкин показывает то, что возможность пророчествовать – это настоящий дар, а у Лермонтова – неподъемная ноша, которую он не может нести по жизни дальше, окружающие люди не понимают его и не готовы принять его весть.

Сравнение стихотворения Пророк Пушкина и Лермонтова

Два таких разных человека, но оба являются мировыми личностями — это Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов, которые подарили множество бессмертных произведений. Эти произведения изучаются в школах, читают их и за рубежом и не перестают восхищаться стилем написания, мышлением, бесстрашными мыслями и идеями для того времени.

«Пророк» Лермонтова был написан уже после пушкинского. Михаил Юрьевич слолвно продолжает стихотворение Пушкина с момента окончания. В каждом произведении есть свой персонаж из библии и они обладают даром видеть будущее. У Лермонтова духовная жизнь — это боль изо дня в день, потому что никто не верит. Пророк Иеремии больше не верит в светлое будущее после стольких на смешок и оскорблений.

Стихотворения написаны в жанре лирической исповеди и можно заметить, что стих Лермонтова это продолжение стиха Пушкина. Иеремии как бы является преемником Исаей. Они ведут тяжкую борьбу с неверующим и циничным обществом.

Исайе хочет служить людям несмотря ни на что. Он уверен, что дар про виденья дан не случайно. Иеремии наоборот хочет поскорее уйти от циничных и безжалостных людей, чтобы больше никогда не встречаться с тем неверием и высокомерием.

Таким образом, «Пророк» Пушкина и Лермонтова это своего рода две части одной истории, но с разными библейскими персонажами. Пушкинский персонаж после всех событий не разочаровался в людях и хотел помогать несмотря ни на что, но его приемник совершенно противоположен ему. Видимо, лермонтовский персонаж разочаровался в людях по той причине, что за огромное количество времени люди не поменялись и скорее всего не поменяются никогда. Хотя разве это не библейский долг верить в людей?

Анализ-сочинение 3

Лермонтов восхищался Пушкиным и в чем-то подражал ему, хотел иметь с ним приятное знакомство. Также Лермонтов мог считать себя продолжателем традиции и хотел развить некоторые мысли Пушкина.

Таким образом, сомнений в том чтобы Михаил Юрьевич не знал о пушкинском пророке, быть не может. Является ли мысль, высказанная у Лермонтова, продолжением пушкинской – в этом вопрос. Конечно, довольно красиво было бы увидеть какой-то диалог поэтов или нечто подобное, но не следует, и отвергать возможности просто совпадения названий.

Начнем в хронологическом порядке. Пушкин, по сути, описывает обряд инициации и посвящения человека в область высших знаний. Некоторые исследователи говорят о принадлежности поэта к масонству, другие указывают на тайные знания, которые будто передала Арина Родионовна, помимо этого Пушкин просто был знатоком культуры.

Благодаря этому он довольно точно описывает схематический обряд посвящения, который корнями уходит в самые глубокие традиции, такие как шаманство, где посвящаемый как бы отдает собственное тело духам, и они меняют его части на более новые и ценные. В итоге человек рождается заново в новом более высоком качестве.

В завершение стиха мы видим призыв жечь сердца людей глаголом. Он разносится в пустоте пустыни, эхом.

Эхом, которое далее обрушивает лавину восстания декабристов и, тем не менее, взывает к чему-то новому и истинному.

Эхо утихает и рождает снова пустоту и разочарование. Откликается Лермонтов, который пишет о пророке, который как бы уже вышел в люди, чтобы «жечь сердца людей», но вот только в глаза людей читал «страницы злобы и порока».

Итогом такого чтения становится обратный уход в пустыню. Пророк побиваемый камнями возвращается в отшельничество, где обнаруживает более высокий смысл чем пребывание в обществе, которое довольно цинично и безразлично реагирует на него. Когда пророк обливает порок, то он побиваем камнями, когда спешно проходит по городу, то просто подвергается насмешкам, с помощью которых люди хотят себя превознести над ним и выглядеть лучше.

Характерной деталью в стихотворении Лермонтова являются именно старцы (даже не старики, а старцы) которые говорят про пророка как про глупца, который не ужился с людьми, бледен и худ. Старец в обществе – не только символ преклонных лет, но и эталон мудрости, он хранитель нравственности общества, кладезь традиционных ценностей, образец для подражания, духовная основа. Лермонтов представляет старцев такого общества, откуда сбегает пророк, они учат насмехаться над посланниками господа и сами порождают насмешки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *