Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью

Уголовное установление Тан с разъяснениями («Тан люй шу и») 653 г.

План семинарского занятия

1. Источники права средневекового Китая. Общая ха­рактеристика Танского кодекса.

2. Правовое положение основных групп населения.

3. Преступления и наказания.

Цель семинарского занятия

Правовой памятник средневекового Китая «Тан люй шу и» («Уголовные установления с разъяснениями») со­ставлен в годы правления императорской династии Тан (VII — X вв.), в эпоху расцвета средневековой китайс­кой цивилизации и окончательного оформления тради­ционной системы китайского права, идейную основу ко­торого составили положения ортодоксального конфуци­анства. Во время правления династии Тан Китай был одной из самых могущественных держав мира, а осуще­ствленная в это время кодификация китайского права послужила образцом для всех последующих династийных кодексов вплоть до начала XX в., когда в результате Синьхайской революции в 1911 г. была свергнута после­дняя императорская династия.

Целью занятия является анализ основных положений Танского кодекса, его специфических институтов и са­мобытных черт китайской нормативно-правовой куль­туры, базирующейся на синтезе древних традиционных нормативных представлений и более поздних доктринальных политико-правовых концепций конфуцианства и легизма.

1. Источники права средневекового Китая. Общая характеристика Тайского кодекса

Кодекс «Тан люй шу и», первый полностью дошед­ший до нас правовой памятник средневекового Китая, представляет собой сборник предписаний «люй» — норм главным образом уголовно-правового характера.

Образцом для составления Танского кодекса послу­жил один из кодексов предыдущей династии Суй[20]. Пол­ностью работа над Кодексом была закончена лишь к 653 г. Существенным отличием танской кодификации от дру­гих является наличие в ней разъяснений («шу и»), что отражено в самом названии памятника. Студенту следует обратить внимание на своеобразную структуру кодекса: «Тан люй шу и» состоит из 30 цзюаней (частей-свитков), подразделяемых на 502 статьи, которые сведены в 12’разделов. В настоящее время на русском языке опуб­ликованы шесть первых разделов:

Наказания и нормы их применения. Цзюани 1—6 I, (57 статей);

Охрана и обеспечение запретов. Цзюани 7—8 (33 статьи);

Служебные обязанности и порядок их исполнения. Цзюани 9-11 (59 статей);

Семья и брак. Цзюани 12—14 (46 статей);

Государственные конюшни и хранилища. Цзюань 15 (28 статей);

Самовластные мобилизационные действия. Цзюань 16 (24 статьи).

Усвоение нормативного материала Кодекса вызывает определенные трудности, обусловленные колоссальным объемом текста, сложностью языка, ограниченностью и повторяемостью лексических оборотов, особенностью структуры, специфической логикой изложения, многочисленными обращениями к историческим прецедентам, свидетельствующими об устойчивых ассоциациях с глубинными пластами традиционной культуры. В связи с этим для правильного понимания положений Танского кодекса студенту необходимо ознакомиться с истори­ческой и философской основами традиционного китай­ского права.

Становление в Китае писаного права претерпело дли­тельную эволюцию.

В китайском обществе еще с древности сложился ряд своеобразных соционормативных принципов и институ­тов, впоследствии глубоко укоренившихся в традици­онном сознании и наложивших свой отпечаток на всю правовую культуру Китая. Жизнь китайского общества регулировалась, с одной стороны, совокупностью тра­диционных морально-этических норм (ли), с другой — системой наказаний (сын)- Причем считалось, что толь­ко элитарные слои китайского общества всегда следуют в своем поведении нормам ли и не подлежат наказанию со стороны государства. Тот же, кто не соблюдает пред­писания морали (простолюдины и варвары), нуждается в насильственном наказании.

Законодательное и правовое регулирование социаль­ной жизни изначально виделось как некая вынужденная и вспомогательная мера. Согласно древнекитайской пра­вовой традиции закон, лишенный религиозной санк­ции (в отличие от других стран Древнего и Средневеко­вого Востока, европейской Античности и Средневеко­вья), первоначально применялся только варварами (некитайцами), не понимающими норм морали. Лишь со временем, когда «нравы в Поднебесной стали пор­титься», законы пришлось принимать и в Китае.

Периоды китайской истории Чуньцю (VIII—V вв. до н. э.) и Чжаньго (V—III вв. до н. э.) известны бурным развитием китайской государственности, важными из­менениями в социальной структуре общества и его иде­ологии. Эти процессы нашли отражение в оформлении различных политико-правовых доктрин, разрабатывае­мых в качестве практических методов управления «идеальным и гармоничным» государством. Именно эти учения — раннего конфуцианства, легизма и др. — в сочетании с древнейшей традицией заложили основы сред-1евекового китайского права.

Основное внимание китайской политико-правовой мысли было направлено на достижение гармонии внутри общества, правильное распределение полномочий между правителем, аристократией и простым народом. Наибольший вклад в развитие теории и практики го­сударственного регулирования внесли раннее конфуци­анство и легизм.

Согласно учению Конфуция (Кун-цзы) и его учени­ков в качестве главного инструмента в достижении со­циальной гармонии выступали нормы ли — моральные устои общества, закладываемые воспитанием и исполняемые в силу социального долга, как наиболее полно Соответствующие человеческой природе. Гарантом неиз­менности моральных устоев ли, согласно Конфуцию, выступало Небо (Тянь) — верховная организующая и гармонизирующая сила мирового устройства.

Победу конфуцианства в противоборстве с другими доктринами обусловило заимствование им наиболее продуктивных положений и принципов иных учений, в первую очередь из легизма («школы закона» — «фа-цзя»), представленных в реформаторской деятельности Шан Яна, императора Цинь Шихуанди (IV—III вв. до н. э.).

Теоретическую основу легизма составили представления о применении законов — фа как наиболее дей­ственного инструмента достижения практической пользы государства и правителя. Представители «школы закона» стремились в короткие сроки улучшить мир, считая, что все население «Срединного государства», включая претендующую на власть высшую аристократию, должно полностью зависеть от указаний правителя. Средством установления такой зависимости должны стать законодательно вводимые награды и наказания. Поведение, соответствующее образцам, устанавливаемым государем (нормам фа), должно поощряться, не соответствующее же этим предписаниям поведение дол­жно рассматриваться как уголовное преступление и на­казываться.

Длительная борьба конфуцианства и легизма привела к оформлению кардинально нового учения — ортодок­сального конфуцианства, вобравшего в себя отдельные положения как первого, так и второго течений полити­ко-правовой мысли. Основной тезис ортодоксального конфуцианства, оформившийся в процессе так называ­емой конфуцианизации китайского законодательства, которая завершилась к периоду правления династии Тан, состоял в утверждении того, что надежное управление государством возможно лишь при комплексном исполь­зовании позитивных, предписанных нормами ли, и не­гативных, запрещаемых нормами фа, стереотипов пове­дения. Студент может выявить наличие этого принципа ортодоксального конфуцианства на примере многочис­ленных этически ориентированных положений Танского кодекса. Подобная направленность норм Танского кодекса обусловила большое количество разъяснений, обоснований того или иного положения, исторических примеров, отсылок к памятникам древности, коммен­тариев со ссылками на моральные устои. Этико-философская основа стоит за каждым значимым предписа­нием Кодекса (см., например, разъяснения к ст. 6 «Де­сять зол»).

Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Смотреть фото Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Смотреть картинку Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Картинка про Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Фото Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью

Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Смотреть фото Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Смотреть картинку Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Картинка про Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Фото Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Смотреть фото Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Смотреть картинку Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Картинка про Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Фото Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Смотреть фото Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Смотреть картинку Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Картинка про Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью. Фото Можно ли утверждать что тан люй шу и сформировал отдельную правовую семью

Источник

§ 4. Семья общинного права

Уголовно-правовая семья общинного права, географический ареал которой ограничен Дальним Востоком и Юго-Восточной Азией, объединяет несколько уголовно-правовых систем современного мира, существующих в странах с разными политическими и социально-экономическими укладами жизни.

Такое особое понимание права имеет свои исторические корни. В течение веков на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии доминировал Китай, культура которого оказала влияние на соседние с ним государства. Понимание роли права в культуре китайского общества, обладало определенными особенностями[62].

Согласно представлениям китайского общества, сплавляющим в себе идеи конфуцианства, легизма и даосизма, человеческое и божественное, живое и мертвое образуют в своем единстве гармоничный универсум. Жизнь человека должна «вписываться» в этот гармоничный универсум. Для достижения этого человек должен вести себя «надлежащим образом», что позволит ему и окружающим достичь мира и взаимопонимания на различных уровнях социальных отношений. Правила «надлежащего образа» поведения в конфуцианской традиции именуются ли. Термин ли сложен не столько для перевода, сколько для понимания перевода: в нем заключены и ритуалы, и правила приличия, и моральные устои, и правила поведения. Как пишет В. М. Рыбаков, «ли можно переводить. словосочетанием «Моральные устои и обусловленное ими по-

ведение». В зависимости от контекста можно было бы пользоваться либо только первой частью этого комплексного термина (Моральные устои), либо — если речь идет не о подоплеке, не о стимулах, но именно об уже реализуемом поведении — всем этим блоком. »’.

Ли в китайском обществе различались в зависимости от семейного и социального статуса человека, ситуации, в которой он оказался.

Вместе с тем китайская философия вынужденно признавала несовершенство мира: наряду со следующими ли в обществе всегда находятся те, кто не соблюдает ли. Такое поведение признавалось аморальным и противоестественным; оно требовало противодействия со стороны общества. Концепция такого противодействия родилась в борьбе конфуцианства и легизма; это идея фа. Фа есть средство пресечения и устранения плохого, и если ли являются внегосударственными идеальными моделями поведения, то фа — продукт государственной власти, связанный с наказанием отступлений от ли. Существование фа неизбежно в силу несовершенства человеческой природы, и с ним необходимо мириться, поскольку в конечном итоге действие фа ведет к утверждению ли и исчезновению фа.

Это объясняет то, что древнее китайское право по преимуществу есть уголовное право. Первый полный памятник китайского права, дошедший до наших дней, кодекс Тан люй шу и династии Тан (618—907 гг.), составленный к 653 г., полностью посвящен наказуемости отступлений от ли. В. М. Рыбаков следующим образом характеризует философскую основу кодекса: «В Кодексе прямо указывается, что наказания были введены лишь с окончанием «золотого» века, когда мораль резко ослабела и возникла необходимость в насильственных сдерживающих факторах.

В частности, немаловажное значение при определении меры наказания приобретало социальное положение человека: так, принадлежащие к привилегированным слоям могли рассчитывать на смягчение наказания, однако в ситуации, связанной с использованием служебного положения, последнее, напротив, отягчалось. В Тан люй шу и выделяются так назы-

ваемые «восемь причин для обсуждения» (цзюань 1, ст. 7), определяющие перечень тех лиц, приговор в отношении которых мог быть вынесен только императором на основе доклада советников.

Влияло на определение меры наказания и семейное положение: совершение старшим преступления против младшего всего лишь преступает пределы возможного воспитания, тогда как противоположная ситуация есть прямой вызов обществу. Так, «милость отца и матери беспредельна, словно Великое Небо. Когда родственники. истребляют один другого (имеется в виду младшие старших. — Г. Е.), это предел зла и верх строптивости. Здесь разрываются и отбрасываются все человеческие принципы справедливости» (цзюань 1, ст. 6).

Раскаяние лица и возмещение им ущерба, восстановившее гармонию в обществе, исключало необходимость применения наказания; лишь в случае совершения особо тяжких посягательств, когда никакое раскаяние не компенсировало нанесенный мирозданию ущерб, требовалось вмешательство закона. В частности, в Тан люй шу и указывается, что прощается добровольно повинившийся в легком преступлении либо добровольно повинившийся в тяжком после раскрытия легкого (но лишь за тяжкое); однако не прощается тот, кто повинился после раскрытия преступления или после доноса на него кем-либо. И лишь в случае убийства или нанесения телесных повреждений, невозможности возвратить вещи, совершении развратных сношений и некоторых иных случаях добровольная явка с повинной не имеет значения (цзюань 5, ст. 37).

Тан люй шу и увязывает наказание и со способностями человека, ставя во главу угла не только характер совершенного поступка, но и личные способности совершившего его. В частности, малолетним, старикам или инвалидам наказание либо смягчалось, либо они вообще освобождались от ответственности (цзюань 4, ст. 30).

Кодекс Тан люй шу и надолго пережил и своих создателей, и династию Тан. В конце XIV в. правители династии Мин составили новое уголовное уложение (Да Мин люй), однако в основе его лежал кодекс династии Тан.

представляется, общей этико-правовой основой китайского уголовного законодательства, неизменной на протяжении столетий. Эта основа и есть идея общества в нашем понимании.

В силу этой идеи преступление ли как признанных правил поведения причиняет ущерб не столько отдельному индивиду, группе лиц; такое нарушение повреждает гармонию и незыблемость общества как отражения Неба. Поэтому подавление любых нарушений ли как угрожающих устоям общества есть прямая обязанность власти, и эту обязанность китайские правители свято исполняли на протяжении веков.

В самом кодексе Тан люй шу и его составители выделили «десять зол», сводящих на нет «морализующее влияние» и разрушающих упорядоченность общества (цзюань 1, ст. 6). К их числу они отнесли умысел восстания против правителя («если же кто-то осмеливается таить мятежные чувства и намерен дать волю строптивому сердцу, тот вожделеет восстать против Небесного Постоянства и пойти наперекор принципам человеческой справедливости»), умысел разрушить императорский дворец, святилища и гробницы («есть люди, которые, провинившись перед небом и не зная удержу и предела, дают в мыслях волю злобе»), умысел измены, убийство, умысел убийства или побои старших в семье («милость отца и матери беспредельна, словно Великое Небо. Когда родственники. истребляют один другого, это предел зла и верх строптивости. Здесь разрываются и отбрасываются все человеческие принципы справедливости»), убийство трех человек в одной семье, ненасильственное посягательство в разной форме на особу императора или его вещи, сыновняя непочтительность (оскорбления старших, несоблюдение по ним траура и т. п.), вражда по отношению к родственникам и старшим, убийство начальника и несоблюдение траура по мужу (эти действия объединены понятием «нарушения долга»), развратные сношения с близкими (когда [мужчины и женщины] ведут себя, как птицы и звери, и заводят любовников и любовниц прямо в доме, основанные на Моральных устоях Ли каноны [поведения] приходят в беспорядок и хаос»).

Текст китайского Уголовного кодекса во многих случаях декларативен и абстрактен, и это оправдывается необходимостью гибкого применения закона, учитывающего особенности ситуации. В особенности это присуще преступлениям против государства, общества и экономики, где излишняя детализа- ция могла бы повредить охране соответствующих благ. (Такой подход близок мысли Конфуция, полагавшего необходимым держать уголовные законы скрытыми от населения, поскольку народ, осведомленный с запретами, научится избегать их и станет неуправляемым.) Так, согласно ст. 102 УК наказывается «сговор с иностранным государством в ущерб суверенитету, территориальной целостности и безопасности. »; ст. 103 УК устанавливает ответственность за совершение тяжких преступлений «по организации, планированию, осуществлению раскола страны, нарушению ее единства»; ст. 167 УК карает полную безответственность, проявленную при подписании, реализации контракта лицами, непосредственно ответственными за управление государственной компанией, предприятием, непроизводственной единицей, и повлекшую их обман. В Особенной части Уголовного кодекса много оценочных признаков (например, «серьезный инцидент», «тяжкие последствия», «крупный ущерб», «отягчающий обстоятельства»); во многих статьях диспозиция звучит как «незаконные» действия того или иного рода. Редакция Уголовного кодекса 1997 г. детализировала многие положения, однако до конкретики целому ряду норм закона еще далеко. Суровостью отличаются и санкции за преступления против государства, общества и экономики, и практика применения уголовного закона свидетельствует о достаточно жесткой карательной политике китайских властей в этой области.

Среди населения до сегодняшнего дня бытуют привычные традиционалистские представления о должном и недолжном, в основе которых лежит стремление достичь гармонии в общественной жизни. Так, Э. 3. Имамов приводит пример убийства отцом сына за недостойное поведение последнего. Арестованный за убийство, отец был изумлен: разве его действия не принесли пользу обществу, избавив его от неисправимого хулигана?![68] Явка с повинной представляет собой «сознательное стремление реализовать свое право покончить с плохим поведением и установить мир и порядок между личностью и государством, гармонию в обществе»[69]. (Еще в Тан люй шу и говорилось, что «ошибиться и не исправить — вот что такое ошибка. Ныне тот, кто оказался способен исправить ошибку и прийти, чтобы повиниться в своем преступлении, всегда должен получить прощение» (цзюань 5, ст. 37).)

Идея общества легла в основу уголовного права смежных с Китаем и образующих на сегодня уголовно-правовую семью общинного права государств и прежде всего Японии.

Как и китайское, японское общество сдержанно относилось к праву и стремилось регулировать жизнь социума с помощью комплекса норм, «которые исходили скорее из соображения приличия и регулировали поведение индивидов в отношениях друг с другом во всех случаях жизни. Эти нормы поведения, схожие с китайскими правилами, назывались гири. Были гири отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника, братьев между собой, а вне семьи — гири собственника и фермера, заимодавца и должника, торговца и его клиента, хозяина и служащего, старшего служащего и его подчиненного и т. д.»[70]. Общество управлялось на основе гири, исполнение которых было моральным долгом каждого; соответственно, к наказанию прибегали в случае вопиющего неподчинения признанным правилам поведения. В отличие от китайских взглядов, тем не менее, японцы всегда уважительно относились к праву как к своду правил, предписывающих моральное поведение.

В 701 г. появился первый японский свод уголовных законов, известный как Тайхо Рицу. Составленный под влиянием кодекса Тан люй шу и, этот свод содержал по преимуществу уголовно-правовые установления. «Для этого акта характерно отнесение к тяжким преступлениям прежде всего посягательств на государство и на родственников по восходящей линии, установление в некоторых случаях института солидарной ответственности, смягчение наказания для привилегированных лиц»[71]. Своды уголовных законов последующих эпох основываются в целом на идеях кодекса Тайхо Рицу, объявляя наиболее опасными посягательствами преступления против политического строя и сложившихся социальных и семейных отношений (например, кодекс Куджиката Осадамэгаки 1742 г.).

Эпоха Мэйдзи привела к вестернизации японского уголовного законодательства. В 1880 г. появляется уголовный кодекс, составленный французским юристом Г. Буассонадом на основе наполеоновского УК 1810 г. В 1907 г. принимается новый кодекс, на этот раз испытавший влияние уже немецкого уголовного законодательства; этот кодекс с многочисленными изменениями, создавшими, по сути, новый текст (особенно последовавшими после Второй мировой войны и в 1995 г.), действует сегодня.

Тем не менее, несмотря на европеизированное по форме и содержанию законодательство, в основе японского уголовного права может быть прослежена идея общества. Обусловлено это относительной устойчивостью культуры японского общества. До сегодняшнего дня отношения в социуме строятся на основе копирования на более высоком уровне (т. е. уровне общины, фирмы, государства) отношений, складывающихся в семье, и при таком подходе на первое место выступают неписаные правила поведения. Нарушающий их прежде всего опозорен в глазах окружающих и может подлежать уголовному наказанию, считаясь посягнувшим на сложившийся уклад жизни. Право приводится в действие только тогда, когда иные средства разрешения конфликта исчерпаны, когда необходимо восстановить порядок в обществе; в японском обществе право исторически ассоциировалось почти исключительно с уголовным правом, а правовые процедуры рассматривались как «действенные средства поддержания порядка в обществе и ничего более»[72]. В понимании обывателей «право все еще связывается со страданием и наказанием и все еще понимается по преимуществу как инструмент, с помощью которого Государство навязывает свою волю. Наказания в. ранних кодексах были. всегда увечащими, подчас варварски жестокими. Что-то из этой неприглядной картины выжило во взглядах обывателей, которые рассматривают право и юристов как преимущественно связанных с уголовным правом»[73].

Традиционный уклад жизни, сформировавшийся на протяжении столетий, препятствует восприятию японским обществом западной концепции права, создавая условия для сохранения на уровне правовой идеологии и правоприменения идеи общества в основе уголовного права.

Источник

Из Уголовных установлений Тан (Тан люй шу и)

Тан люй шу и – сборник предписаний уголовно-правовых норм (люй) периода китайской династии Тан (618 – 907 гг.), составленный в 653 –737 гг., сопровождался разъяснениями (шу и) и содержал 30 цзюаней (частей-свитков), 502 статьи которых были сведены в 12 разделов. Публикуется по кн.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран, том 1, – М.: 2003, с. 772–792.

Литература: История Китая. Пеод. Ред. А.В. меликсетова. – М.: 2002, с. 176–177.

Раздел первый. Наказания и нормы их применения (мин ли)

Цзюань 1

1. Наказаний легкими палками – пять

Десять ударов легкими палками.

Откуп – один цзинь меди.

20 ударов лёгкими палками.

Откуп – два цзиня меди.

30 ударов лёгкими палками.

Откуп – три цзиня меди.

40 ударов лёгкими палками.

Откуп – четыре цзиня меди.

50 ударов лёгкими палками.

Откуп – пять цзиней меди.

2. Наказаний тяжелыми палками — пять

60 ударов тяжёлыми палками.

Откуп – шесть цзиней меди.

70 ударов тяжёлыми палками.

Откуп – семь цзиней меди.

80 ударов тяжёлыми палками.

Откуп – восемь цзиней меди.

90 ударов тяжёлыми палками.

Откуп – девять цзиней меди.

100 ударов тяжёлыми палками.

Откуп – десять цзиней меди.

3. Наказаний каторгой — пять

Откуп – 20 цзиней меди.

Откуп – 30 цзиней меди.

Откуп – 40 цзиней меди.

Откуп – 50 цзиней меди.

Откуп – 60 цзиней меди.

4. Наказаний ссылкой – три

Откуп – 80 цзиней меди. На 2500 ли.

Откуп – 90 цзиней меди. На 3000 ли.

Откуп – 100 цзиней меди.

Десять зол

Разъяснение. Среди преступлений, наказуемых пятью видами наказаний, Десять зол (ши э) являются наиболее предосудительными. Они сводят на нет морализующее влияние и разрушают упорядоченность. Они специально расположены в начале раздела, чтобы быть ясным предостережением. Множество дейний, которые могут быть определены как предельное зло, сгруппированы в десять родов (лэй) преступлений. Поэтому на них указывается как на Десять зол.

Хотя ханьские упорядочения (чжи) в девяти главах (чжан) совершенно не сохранились, рубрики «Извращение (бу дао)» и «Непочтительность (бу цзин)» существуют поныне. Все они, по-видимому, возникли во времена Хань … только при разработке упорядочения годов правления Кай-ху-ан (581 — 600) был введён закон, предусматривающий Десять зол …

Первое называется Умыслом Восстания против (моу фань). Имеется в виду умысел повредить Алтарям Земли и Зерна (шэ цзи).

Второе называется Умыслом Великой строптивости (моу да ни). Имеется в виду умысел разрушить Императорский Храм предков,

императорские усыпальницы и дворцы.

Разъяснение. Люди, о которых эта статья, подрывают устои и выступают против того, чему всем надлежит следовать, идут против Дао и противодействуют Дэ. Нет большей строптивости, нежели эта. Поэтому она называется Великой строптивостью.

Третье называется Умыслом Измены (моу пань).

Имеется в виду умысел отвернуться от страны (го) или стать соучастником самозванцев.

Разъяснение. Есть люди, которые замышляют отвернуться от правящего дома, или намереваются предаться стране дальних варваров, или сдать город и стать соучастниками самозванцев, или хотят бежать со своей земли…

Четвертое называется Злостной строптивостью (э ни).

Пятое называется Извращением (бу дао).

Имеется в виду убийство трёх человек в одной семье (согласно установлениям Тан одна семья включала тех, чьи имена были записаны в один цзи – подворнй список, плюс всех родственников близости ци), ни один из которых не совершил наказумого смертию преступления, а также расчленение людей, изготовление и хранение ядов гу, ворожба или колдовство (я мэй). В ворожьбе есть много способов воздействия и невозможно описать их подробно. Или рисуют образ, или вырезают человеческую фигурку и прокалывают сердце, вбивают гвозди в глаза, связывают руки или ноги и так одолевают ворожбой. При колдовстве (мэй) либо прибегают к злым духам, либо произвольно пользуются противоестественными методами, либо осуществляют другие действия такого рода … Во всех этих случаях наказание определяется как за преднамеренное убийство с уменьшением на две степени … Если по причине ворожбы или колдовства дошло до смерти, во всех случаях действуют по закону о собственно убийстве.

Разъяснение. Хладнокровная жестокость и кощунственное изуверство, идущие наперекор правильному пути, называются Извращением.

Комментарий. Имеются в виду убийство в одной семье трех человек, ни один из которых не совершил наказуемого смертию преступления, а также расчленение людей.

Разъяснение. Имеется в виду, что внутри одной семьи были убиты три человека и все они не совершали наказуемых смертью преступлений. Если среди этих троих одного должно было наказать смертью или же если в каждой из нескольких семей было убито по два человека, тогда преступник должен быть наказан лишь смертной казнью, но преступление его не входит в десять зол. Или же если в одной семье были убиты три человека, но по соответствующей преступлению статье (бэны-пяо) наказание за убийство кого-либо из них не доходит до смерти, это также не входит в Десять зол.

Расчленение человека – имеется в виду убийство человека с его расчленением. По соответствующей преступлению статье, это также должно наказываться смертью.

Комментарий. Изготовление и хранение ядов гу, ворожба или колдовство.

Шестое называется Великой непочтительностью (да бу цзин).

Имеются в виду хищение предметов, на которых во время Больших жертвоприношений пребывают духи (шэньюй чжи у), или же державных вещей, относящихся к платью или выезду того, кто в паланкине (чэнь-юй фуюй у), хищение или поддельное изготовление (вэй цзао) державных печатей (юй-бао), ошибочное составление державного лекартства несоответственно правильному способу (у бу жу бэньфан) или ошибка в сопроводительном описании (фэнти у), а также ошибочное нарушение кулинарных запретов при изготовлении державной пищи, ошибочное изготовление непрочными державных судов счастья, непочтительные высказывания (чжи чи) о том, кто в паланкине, когда побуждения и соображения исключительно вредоносны (цинли цехай), а также неподчинение и сопротивление (дуй хань) указным посланцам (чжи ши) и поведение, не соответствующее моральным устоям Ли подданного.

Седьмое называется сыновней непочтительностью.

Имеется в виду устный донос (гаоянь), заклятья или брань (цзули) на деда или бабку по мужской линии, на отца или на мать или же отдельная регистрация в подворных списках (цзи), либо отделение имущества при жизни деда или бабки по мужской линии, отца или матери, а также недостаточное их обеспечение (гуньян юцюэ), лично сговоренная своя свадьба а также музицирование либо смена траурного одеяния на одеждурадости (цзо юэши фу цун цзи) во время траура по отцу или матери., сокрытие известия о кончине деда или бабки по мужской линии, отца или матери и неизъявление скорби о них (ни бу цзюйай), или же ложное заявление о смерти деда или бабки по мужской линии, отца или матери.

Разъяснение. Доброе служение отцу и матери называется сыновней почтительностью. Преступное противодействие им определяется как Сыновняя непочтительность.

Восьмое называется Враждой (бу му).

Разъяснение. В «Ли» сказано: заботятся о доверии и крепят дружбу. В «Сяо Цзине» сказано: люди пребывают в согласии и дружбе. Дружба – это родственные чувства. В настоящей статье рассматриваются преступления, которые совершают родичи один против другого, когда среди девяти поколений нет гармонии и дружбы. Поэтому называется Враждой.

Продажа родственника близости сыма, вне зависимости от того, совершилась ли она с применением насилия (цян) или по обоюдному согласию (хэ), и в том и в другом случае входит во Вражду. Однако несостоявшаяся попытка продажи таковой не является.

Комментарий. Нанесение побоев мужу, либо старшему родственнику близости дагун и ближе, либо родственнику старшего поколения близости сяогу или же донос на кого-либо из них.

Разъяснение. Согласно «Ли», муж есть Небо для жены, еще сказано: жена есть дополнение до целого. О муже говорится особо ввиду того, что он не приравнивается к старшим родственникам …

Девятое называется Нарушением долга (бу и).

Имеется в виду убийство своего (бэньшу) главы учреждения (фучжу), своего начальника округа (цыши), своего начальника уезда (сянь-лин) или своего наставника в образовании (изянь-шоу вши), убийство мелким гражданским или военным служащим (лицзу) своего начальника (чжангуань), имеющего пятый ранг или выше (шан), а также сокрытие известия о кончине мужа и неизъявление скорби о нем, музицирование либо смена траурного одеяния на одежду радости во время траура по мужу, или новое замужество дол истечения этого траура.

Десятое называется Внутренним Хаосом (нэп луань).

Имеется в виду вовлечение в развратные сношения (цзянь) родственницы близости сяогун и ближе, а также наложницы отца или деда по мужской линии, в том числе по обоюдному согласию.

Разъяснение. Вовлечение в развратные сношения родственницы близости сяогун и ближе – имеются в виду развратные сношения с теми женщинами, по которым мужчина, согласно «Ли», должен носить траур сяогун. Если женщина должна носить по мужчине траур сяогун, а мужчина, со своей стороны, должен носить по ней траур сыма, это не является Внутренним Хаосом. Имеются в виду родственные связи такого рода, как между дочерью дочери (вай суньнюй) и дедом по женской линии или же между дочерью сестры и дядей по женской линии.

…По обоюдному согласию – имеется в виду, что женщина, действуя совместно (гун) с мужчиной, по обоюдному согласию согласно вступает с ним в развратные сношения. Оба подпадают под действие статьи о Внутреннем Хаосе. Если женщина подвергалась насильственному вовлечению в развратные сношения (цянцзянь), а потом, сообразовавшись с происшедшим, согласилась, как с чем-то возможным, это тоже является таковым.

7. Восемь причин для обсуждения

Разъяснение. В «Чжоу ли» сказано: «Восемь норм действует наряду с законами каждого края (бон). Восемь причин для обсуждения и есть чжоуские Восемь норм. В «Ли» сказано: наказания не распространяются на знатных, а если те преступают закон, то подпадают под Восемь причин для обсуждения, и легкость или тяжесть наказания определяется не по сводам наказаний. Люди, которым полагается обсуждение, это либо те, кому уделена толика Небесной обильной влаги (то есть, по-видимому, те, в чьих жилах течет кровь императорского рода), либо те, кто в жемчужных нитях давно служит позади престола (то есть давно стоит состоит при императоре как близкий помощник), либо те, кто многоталантлив или многоискусен, либо те, кто утвердился делами или заслугами. Они запечатлены в императорском сердце и в наградных книгах государевых кладовых.

Если кем-либо из них было совершено наказуемое смертной казнью преступление, проводится обсуждение, определяется статья и подается доклад (с изложением результата обсуждения и) просьбой вынести непререкаемое решение (цзоу цай). Решение всегда принимается в сокровенной глубине императорских покоев, учреждения же не осмеливаются сами (что-либо) определять. Здесь имеется в виду, что глубоко уважаются родственники и достойные, воздается должное тем, кто издавана, исстари приближен, почитаются гости и знать, придается большое значение заслугам и способностям.

Если кто-либо из людей, (подпадающих под) эти Восемь причин для обсуждения, совершил наказуемое смертью преступление, всегда прежде подается доклад с просьбой (цзоу цин) (разрешить провести обсуждение), а затем обсуждается то, что было совершено. Поэтому называется Восемью причинами для обсуждения.

Цзюань 2

12. Женщины, имеющие чиновничьи ранги или владетельные титулы

Всякий раз, когда женщина, имеющая чиновничий ранг или владетельный титул (и хао), совершила преступление, соответственно каждому данному случаю согласно её рангу следуют уголовным установлениям об обсуждении, подаче прошения, уменьшении наказания, откупе, зачете должностью и лишении должности. Такие женщины не могут предоставить «тень» своим родственникам.

17. Зачет должностью каторги

Всякий раз, когда было совершено частное преступление и наказание каторгой зачитывается должностью

Под частными преступлениями имеются в виду преступления, совершенные в частных интересах по своему почину (сы цзы), а также (преступления) такого рода, как обман и искажение действительности в ответе на Указ (дуй чжи чжа бу и ши) или нарушение закона по получении прошения (шоу цин ван фа).

Разъяснение. Под частными преступлениями имеются в виду преступления, совершенные в частных интересах по своему почину, не в связи с выполнением общественных дел. Но, хотя бы преступление и было связано с общественными делами, если в помыслах у преступника были пристрастие и криводушие, совершенное также приравнивается к частному преступлению. Например, обман и искажение действительности в ответе на Указ. Ответ на Указ хоть и связан с общественными делами, но преступник ради собственного удобства не изложил действительного положения дел и в сердце своем затаил скрытность и лживость. Поэтому приравнивается к частному преступлению.

Одной должностью пятого ранга или выше зачитывается два года каторги, а одной должностью девятого ранга или выше зачитывается один год каторги.

Если же совершено общественное преступление…, соответственно каждому данному случаю зачитывается на один год больше.

18. Десять зол и общесемейная ответственность за восстание против или великую строптивость

Всякий, кто совершил какое-либо из Десяти зол или преднамеренное убийство человека или подлежит общесемейной ответственности за Восстание против или Великую строптивость…

Те, кому по соответствующей преступлению статье полагается подлежать общесемейной ответственности, но кто по старости или болезни избавляется от наказания, также подпадают под действие этой нормы.

….К буцуям, рабам (ну) и рабыням (би) это не относится …

Разъяснение. Имеется в виду, что оказавшиеся среди подлежащих общесемейной ответственности мужчины 80 лет или мужчины, пребывающие в состоянии дуцзи, и женщины 60 лет или женщины, пребывающие в состоянии фэйцзи, хотя избавляются от полагающегося им по общесемейной ответственности наказания, но те из них, кто лично имеет должности и ранги, все равно во всех случаях наказываются разжалованием.

Цзюань 3

19. Развратные сношения, хищение, похищение людей и получение взяток

Всякий, кто совершил вступление в развратные сношения, хищение, похищение человека или получение взятки без нарушения закона, … приговор – каторга или тяжелее.

При наказаниях лишением должностей, лишением занимаемой занимаемой должности или зачетом должностью в тех случаях, когда преступник, будучи уже приговорен, совершил повторное преступление, если у него остались должности, на которых он служил прежде, соответственно каждому данному случаю он проходит по законам о зачете и лишении …

26. Совершение наказуемых смертью преступлений, не входящих в Десять зол

Всякий раз, когда совершено наказуемое смертью преступление, не входящее в Десять зол, а дед или бабка (преступника) по мужской линии, либо его отец или мать стары или больны и в семье нет достигших совершеннолетия родственников близости ци, подается прошение на Высочайшее имя.

28. Лично зависимые гун, юэ и цзаху

Всякий раз, когда кто-либо из гун, юэ, цза-ху или же тайчан иньшэн жэнь …

Разъяснение. Гун и юэ – гун приписаны к Директорату императорских мастерских. Юэ приписаны к Управлению императорских жертвоприношений. И у тех и у других родословные списки в округах и уездах не ведутся… Тай чан иньшэн жэнь – имеются в виду те, кто музицирует в Управлении императорских жертвоприношений… Все они относятся к категории переданных в принадлежность …Все преступники оставляются по месту жительства и отбывают работы три года…

Разъяснение. Означенные лица отличаются от лично свободных простолюдинов. Они выполняют свлои обязанности только в Управлении императорских жертвоприношений, Директорате императорских мастерских и всевозможных государственных учреждениях, поэтому при преднамеренном совершении ими преступлений, наказуемых ссылкой, они не попадают под действие предусмотренных для обычных людей норм отправки…

Что касается тех, кто закончил профессиональную подготовку и способен самостоятельно заниматься своим делом, или тех, кто профессионализовался как звездочет (си тяньвэнь), а также слуг цзиши и саньши, все они получают восполняющее наказание 200 ударами тяжелыми палками…

Женщины, совершившие преступления, наказыемые ссылкой, также оставляются по месту жительства.

За изготовление ядов гу полагается ссылка …

Цзюань 4

30. Старые, малые, (инвалиды) фэйцзи

Всякий раз, когда тот, кому 70 лет или больше, 15 лет или меньше, или инвалид фэйцзи совершил преступление, наказуемое ссылкой или легче, вносится откуп.

32. Присвоения, при которых наказанию подлежат обе стороны

Всякое присвоение, при котором наказанию подлежат обе стороны

Имеется ввиду, что для определения наказания рассчитывается стоимость присвоения.

А также всякая находящаяся в преступном владении запретная вещь конфискуются в казну.

Цзюань 5

37. Совершение престпуления и доброаольная явка с повинной до его раскрытия

всякому, кто совершил преступление, но до его раскрытия добровольно пришел с повинной, преступление его прощается.

Прямое присвоение, тем не менее, взыскивается по закону.

Тот, кто вследствие раскрытия его легкого преступления повинился в тяжелом преступлении, избавляется от наказания за тяжелое преступление

42. При совместном совершении преступления тот, кто подал мысль, рассматривается как главарь

Всякий раз, когда преступление совершается совместно, тот, кто подал мысль, рассматривается как главарь. Поселдовавшим за ним соучастникам наказание уменьшается на одну степень. Если преступление совместно совершили чдены одной семьи, ответственности подлежат толлько страшие родственники.

Если по закону они не могут подлежать ответственности, наказание переносится на следующих за ними старших родственников. Под старшими родственниками имеются в виду мужчины.

В случаях же совершения преступлений совместно с полномочными или ьзаведующими чиновниками, хотя бы мысль подал посторонний простой человек, тем не менее как главарь рассматривается полномочный или заведующий чиновник, а постороннему простому человеку наказание определяется как обычному соучастнику.

Цзюань 6

45. Из двух наказаний следуют более тяжелому

47. Лично зависимые гуаньху и буцюй

всякий раз, когда кем-либо из гуаньху, буцюев, … казенных или частных рабов и рабынь, было совершено преступление, если в соответствующей этому преступлению статье нет текста с прямыми указаниями, соответственно каждоиу данному случаю … действуют сообразно нормам, предусмотренным для лично свободных людей.

Разъяснение. Гуаньху переданы в принадлежность и относятся к Сельскохозяйственному управлению Сынун (сы). В округах и уездах их родословные списки изначально не ведутся. Буцюи – имеются в виду те, кто принадлежат чатсным семьям…

При совершении преступлений, наказуемых ссылкой или каторгой, они получают восполняющее наказание тяжелыми палками и избавляются от работ в установленном месте.

Если полагается взыскать стоимость прямого присвоения или откуп, неимущие (уцай) за каждые два цзиня меди получают восполняющее наказание десятью ударами тяжелыми палками. После исполнения наказания престпники передаются в казну или хозяину..

48. Совершение варварами преступлений одним против другого

Всякий раз, когда один варвар совершил престпление против другого варвара, если они одного и того же рода (лэй), соответственно каждому данному случаю действуют по законам их собственных обычаев, а если они разного рода – наказание преступнику определяется по законам и уголовным установлениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *