Можно ли утверждать что все литературные произведения родственники обоснуйте свою точку зрения
Обоснуйте свою точку зрения.
Что такое басня и чем она отличается от сказки?
Что такое басня и чем она отличается от сказки?
Свою точку зрения подтвердите примерами из произведени?
Можно ли назвать стихотворение А?
Можно ли назвать стихотворение А.
С. Пушкина «Бесы» балладой.
ОБОСНУЮ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ!
Смешон или грустен рассказ А?
Смешон или грустен рассказ А.
Обоснуйте свою точку зрения.
Из Клодовая солнца и песчаная учительница произведений, назовите положительных и отрицательных героев, обоснуйте свою точку зрения?
Из Клодовая солнца и песчаная учительница произведений, назовите положительных и отрицательных героев, обоснуйте свою точку зрения.
Подумайте каким правильнее назвать рассказ зощенко юмористическим или сатирическим обоснуйте свою точку зрения?
Подумайте каким правильнее назвать рассказ зощенко юмористическим или сатирическим обоснуйте свою точку зрения.
Обыкновенный или необыкновенный герой Василий Тёркин?
Обыкновенный или необыкновенный герой Василий Тёркин?
Обоснуйте свою точку зрения.
Приведите примеры (из литературных произведений) интеллигентных людей?
Приведите примеры (из литературных произведений) интеллигентных людей.
Обоснуйте свою точку зрения.
Подбери примеры литературных произведений, где можно оценить поступки героев с точки зрения «добра» и «зла»?
Подбери примеры литературных произведений, где можно оценить поступки героев с точки зрения «добра» и «зла».
Только напишите кратко, просто места мало очень!
Обоснуй свою точку зрения.
Можно ли считать крестьян Дубровского разбойниками?
Можно ли считать крестьян Дубровского разбойниками?
Обоснуй свою точку зрения.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как : астрономия, геология, приборостроение, геогр..
Посмотри. Правда тезисное только под конец.
Помойму должно быть зиму поскольку я учил стих две недели про зимнюю птицу и там было точно также.
Здравствуйте я бы хотел вам задать пару вопросов которые меня интересуют 1 вопрос а том что почему и откуда например произошол человек и т д вот так надеюсь правильный ответ просто продолжи.
Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный па..
Напісаны твор на аснове фактаў з жыцця сям’і дзеда Ануфрыя, у якога князь Радзівіл адабраў зямлю і хату. Асэнсоўваючы сямейную трагедыю як агульнанародную, Я. Купала паказаў у творы цяжкі шлях беларускага сялянства ў пошуках страчанай бацькаўшчыны.
1. Мирне життя піктів. 2. Знищення піктів королем. 3. Два останні броварі. 4. Загроза короля батьку і сину, задля розкриття таємниці трунку. 5. Вбивство сина. 6. Почуття гідності батька.
Роль семьи в жизни человека в произведениях художественной литературы
Описание презентации по отдельным слайдам:
Роль семьи в жизни человека в произведениях художественной литературы
Актуальность проекта Семья – это маленькая ячейка общества, которая несет огромное значение в социальном и нравственном становлении каждого человека. Актуальность проекта в том, что анализируя художественные произведения, можно оценивать, какую роль играет семья в жизни человека. Как сказал один классик, любовь к родине начинается с семьи. И это абсолютно верное высказывание, так как именно в семье мы получаем первые навыки общения с социумом.
Цели и задачи проекта Цель проекта: Осознать роль семьи в жизни человека. Анализировать значение семьи в жизни человека на примерах из произведений художественной литературы. Воспитывать заботливое отношение к близким людям, оценить значимость семьи в своей жизни Задачи проекта: Изучить художественную литературу, выбрать примеры на тему значение семьи в жизни каждого человека Сформулировать выводы о своеобразии воплощения темы семейного счастья в литературных произведениях Совершенствование коммуникативных навыков обучающихся
Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям. (Л.Н. Толстой)
Семья – важная ценность человеческой жизни Семья объединяет, скрепляет родственными и нравственными узами людей. Каждый человек любит и ценит дом, который является «семейной» крепостью, где можно укрыться от любых жизненных невзгод, а люди, которые в нем живут, всегда поймут, выслушают и поддержат в трудную минуту. Вот поэтому роль семьи для человека огромна.
«Мысль семейная» Мне вспоминается “Война и мир” Л.Н.Толстого. Рассказывая про разные семьи, писатель с большой теплотой описывает семью Ростовых. В этой семье искренне радуются и искренне плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого члена семьи. Эта семья всегда готова гостеприимно принять любого человека. В их доме приятно находиться, там спокойно на душе, так как в их семье царит счастье и любовь
В семье Обломовых Вспомним семью Ильи Обломова из романа Гончарова. Семья Обломовых была большой, в их доме жило множество родственников. В этой семье была тёплая, дружеская атмосфера. Илью любили и ласкали все родственники. Все члены семьи жили сонной, ленивой и тихой жизнью. Они не любили трудиться. В этой семье редко грустили и задумывались над жизнью. Всем жилось весело и беззаботно. Семья Обломовых жила в лени и апатии. Но эту апатию они любили. Они наполняли апатичную жизнь праздниками и обрядами. Можно сделать вывод о том, что все семьи разные, у всех разные законы в семье, разные стили жизни, но самое главное-это семейный очаг.
Одиночество Андрея Соколова А после войны некуда было возвращаться герою, потому что погибли все: жена и трое детей. Все выдержал в лютую годину этот человек, пройдя нечеловеческие испытания, но самой страшным горем оказалась потеря семьи. Одинокий человек быстро растрачивает силы, и потому ему нужна семья.
Андрей Соколов совсем было отчаялся, но встретил однажды оборванного, голодного сироту Ванюшу. таким образом образовалась новая семья. Андрей Соколов любил Ванюшу как своего родного сына. Усыновив мальчонку, потерявшего родителей, он снова чувствует тепло семьи.
Андрей Соколов и Ванюша – жертвы беспощадной войны. Они потеряли очень многое, но любовь, доброта помогли им не забыть, что такое счастье. Эти люди спасли друг друга. И маленькая семья станет счастливой, и будет у мальчика надежный тыл, человек, который его любит и дорожит им. Мне кажется, что это и есть самое главное во взаимоотношениях между людьми. Без семьи человеку нельзя, потому что она начало всех начал, потому что это дом, где тебя будут ждать всегда, место, куда хочется вернуться.
Заключение Нужна ли человеку семья? На этот вопрос я, не раздумывая, отвечу, что, конечно же, человеку нужна семья. У каждого человека без исключения должны быть родные люди, то есть семья. Без семьи человек одинок, а одиночество пагубно влияет на состояние человека. Родные люди всегда тебя поймут и никогда не отвернутся, даже в самой тяжелой ситуации. На примере литературных произведений, рассмотренных мной в проекте, доказана важность семьи в жизни каждого человека.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация предназначена для разработки и защиты индивидуального учебного проекта по заданной теме. Актуальность проекта в том, что анализируя художественные произведения, можно оценивать, какую роль играет семья в жизни человека. Подобраны и проанализированы произведения художественной литературы, в которых затронута проблема семьи.
Номер материала: ДБ-693894
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Можно ли назвать стихотворение А?
Можно ли назвать стихотворение А.
С. Пушкина «Бесы» балладой.
ОБОСНУЮ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ!
Поскольку стихотворение БЕСЫ построено на БЫТОВОМ МАТЕРИАЛЕ, С МРАЧНЫМ, ТАИНСТВЕННЫМ КОЛОРИТОМ, его вполне можно отнести к РОМАНТИЧЕСКИМ БАЛЛАДАМ.
Напишите пожалуйста ваше отношение к стихотворению «Бесы» А?
Напишите пожалуйста ваше отношение к стихотворению «Бесы» А.
Почему Лермонтов не назвал стихотворение «смерть пушкина» а назвал «смерть поэта»?
Почему Лермонтов не назвал стихотворение «смерть пушкина» а назвал «смерть поэта».
Подумайте каким правильнее назвать рассказ зощенко юмористическим или сатирическим обоснуйте свою точку зрения?
Подумайте каким правильнее назвать рассказ зощенко юмористическим или сатирическим обоснуйте свою точку зрения.
Обыкновенный или необыкновенный герой Василий Тёркин?
Обыкновенный или необыкновенный герой Василий Тёркин?
Обоснуйте свою точку зрения.
Какое настроение передаёт нам пейзаж в стихотворении Бесы(Пушкин)?
Какое настроение передаёт нам пейзаж в стихотворении Бесы(Пушкин).
Приведите примеры (из литературных произведений) интеллигентных людей?
Приведите примеры (из литературных произведений) интеллигентных людей.
Обоснуйте свою точку зрения.
Обоснуй свою точку зрения.
Обоснуйте свою точку зрения.
Можно ли считать крестьян Дубровского разбойниками?
Можно ли считать крестьян Дубровского разбойниками?
Обоснуй свою точку зрения.
Вопрос по стихотворению «Бесы» А?
Вопрос по стихотворению «Бесы» А.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как : астрономия, геология, приборостроение, геогр..
Посмотри. Правда тезисное только под конец.
Помойму должно быть зиму поскольку я учил стих две недели про зимнюю птицу и там было точно также.
Здравствуйте я бы хотел вам задать пару вопросов которые меня интересуют 1 вопрос а том что почему и откуда например произошол человек и т д вот так надеюсь правильный ответ просто продолжи.
Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный па..
Напісаны твор на аснове фактаў з жыцця сям’і дзеда Ануфрыя, у якога князь Радзівіл адабраў зямлю і хату. Асэнсоўваючы сямейную трагедыю як агульнанародную, Я. Купала паказаў у творы цяжкі шлях беларускага сялянства ў пошуках страчанай бацькаўшчыны.
1. Мирне життя піктів. 2. Знищення піктів королем. 3. Два останні броварі. 4. Загроза короля батьку і сину, задля розкриття таємниці трунку. 5. Вбивство сина. 6. Почуття гідності батька.
1. Как вы понимаете точку зрения критика Т?
1. Как вы понимаете точку зрения критика Т.
Блажновой : «Нет, не Ольгино чувство долга и отсутствие такового у Ильи разводит эту пару, а то, что у Ольги разум, расчет бегут впереди чувства.
А то, что ей кажется лишним, но что только и делает личность — личностью, готова отсечь».
· Согласны ли вы с автором?
Обоснуйте свою точку зрения.
2. Как вы понимаете применительно к Илье Обломову и его истории фразу «Цвет жизни, распустился, но не дал плодов»?
Аргументируйте свое объяснение.
2) С самого детства (это мы видим в главе «Сон Обломова», Илья Ильич рос подвижным, веселым ребенком, совершенно не похожим на того, кем он станет в будущем.
И лишь тот факт, что мать не давала ему свободы действий, а слуги ухаживали за ним, как за самым редчайшим сокровищем, не давало мальчику развиваться.
Так же очень интересный факт там играет то, как обедали Обломовы : весь день проходил к подготовке к завтраку, обеду, полднику, ужину.
Критик К?
Масальский писал в 1842 году по поводу «Мёртвых душ» : Ни одно лицо не возбуждает участие в читателе.
Интерес поддерживается только желанием узнать : для чего Чичиков скупает мёртвые души, потому что объяснение его цели автор поместил в конце.
Это не роман и не поэма, а сатира в лицах, переходящая иногда в карикатуру.
^ Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним?
Положительные и отрицательные моменты в жизни Ильи Обломова?
Положительные и отрицательные моменты в жизни Ильи Обломова.
Почему произведение «Он живой и светится» нельзя отнести к народной сказке?
Почему произведение «Он живой и светится» нельзя отнести к народной сказке?
Приведи не менее двух доказательств своей точки зрения.
Согласны ли вы с оценкой, которую дал Адриану Моулу Алексей в своем дневнике?
Согласны ли вы с оценкой, которую дал Адриану Моулу Алексей в своем дневнике?
Объясните свою точку зрения.
Помогите с вопросами по литературе?
Помогите с вопросами по литературе.
Как я понимаю что такое обломовщина.
2. о чем мечтает Илья Ильич в своем сне?
3. что я думаю о Штольце
Какую роль в жизни Обломова сыграла Ольга Ильинская
Окружение Обломова ( Волков, Судьбинский, Пенкин и т.
В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?
Обоснуйте свою точку зрения.
ОЧЕНЬ НАДО, помогите пожалуйста?
ОЧЕНЬ НАДО, помогите пожалуйста.
» Я люблю литературу как средство, которое даёт мне возможность вытаскивать всё то, что я считаю за истину и благо ; если я не могу этого сделать, я литературу уже не ценю ; смотреть на неё как на искусство не моя точка зрения» Как вы понимаете эту фразу?
Свой ответ аргументируйте.
Как автор доказывает свою точку зрения?
Как автор доказывает свою точку зрения?
Можно ли считать крестьян Дубровского разбойниками?
Можно ли считать крестьян Дубровского разбойниками?
Обоснуй свою точку зрения.
Каким было чувство Агафьи Матвеевны к Обломову?
Каким было чувство Агафьи Матвеевны к Обломову?
Чем оно отличалось от чувств Ольги Ильинской?
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как : астрономия, геология, приборостроение, геогр..
Посмотри. Правда тезисное только под конец.
Помойму должно быть зиму поскольку я учил стих две недели про зимнюю птицу и там было точно также.
Здравствуйте я бы хотел вам задать пару вопросов которые меня интересуют 1 вопрос а том что почему и откуда например произошол человек и т д вот так надеюсь правильный ответ просто продолжи.
Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный па..
Напісаны твор на аснове фактаў з жыцця сям’і дзеда Ануфрыя, у якога князь Радзівіл адабраў зямлю і хату. Асэнсоўваючы сямейную трагедыю як агульнанародную, Я. Купала паказаў у творы цяжкі шлях беларускага сялянства ў пошуках страчанай бацькаўшчыны.
1. Мирне життя піктів. 2. Знищення піктів королем. 3. Два останні броварі. 4. Загроза короля батьку і сину, задля розкриття таємниці трунку. 5. Вбивство сина. 6. Почуття гідності батька.
Можно ли утверждать что все литературные произведения родственники обоснуйте свою точку зрения
Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (5.1−5.5). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).
5.1. Почему Чацкий обречен на одиночество?
5.2. Что сближает «Слово о полку Игореве» с фольклорными произведениями и чем можно объяснить эту близость?
5.3. Согласны ли вы с высказыванием критика, утверждавшего, что в «Ревизоре» герои «сами себя высекли»? Обоснуйте свою точку зрения.
5.4. Почему именно рассказчик, а не односельчане понимает, что Матрена — праведник, без которых «не стоит земля»? (По повести А. И. Солженицына «Матрёнин двор».)
5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
1.1.1. Какие особенности жизни московского дворянства подвергнуты осуждению в речи Чацкого?
1.2.1. Как в стихотворении раскрыто пушкинское понимание любви?
1.1.1. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, выделяющийся на фоне патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. В последнем монологе Чацкий осуждает фамусовское общество за страсть к чинопочитанию («вы, страстные к чинам»), которое позволяет скрыть за чином истинное лицо человека. Чацкому ненавистна лживость, алчность, тупость толпы
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором.
1.2.1. Любовь для поэта — это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его. Даже после пережитого в тяжелое время, полное жизненных испытаний, переживаний. («В глуши, во мраке заточенья …»), когда жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл, Пушкин пробуждается, возрождается вместе с любовью. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить. Главное, что хотел донести автор этим стихотворением — светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого вдвое более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.
1.1. Какие особенности жизни московского дворянства подвергнуты осуждению в речи Чацкого?
1.2. Каким предстает Чацкий в приведенном фрагменте?
1.1. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, выделяющийся на фоне патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. В последнем монологе Чацкий осуждает фамусовское общество за страсть к чинопочитанию («вы, страстные к чинам»), которое позволяет скрыть за чином истинное лицо человека. Чацкому ненавистна лживость, алчность, тупость толпы
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором.
1.2. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, выделяющийся на фоне патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. В последнем монологе Чацкий осуждает фамусовское общество, демонстрируя свое негодование по поводу распространенного в обществе чинопочитания («вы, страстные к чинам»), которое позволяет скрыть за чином истинное лицо человека. Чацкому ненавистна лживость, алчность, тупость толпы. Все это настолько неприемлемо для героя, что он «растерян мыслями». Он способен любить искренно, служить честно, но это никому не нужно в фамусовском обществе.
Комментарии к сочинениям
5.1. Почему Чацкий обречен на одиночество?
Образ Чацкого — меньше всего портрет того или иного реального человека: это собирательный образ, новый социальный тип эпохи. Главная его идея — гражданское служение, служение «делу, а не лицам». Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям, поэтому столкновение Чацкого и фамусовского общества неизбежно. Чацкий и это общество несовместимы, у них разные идеалы, ценности, цели, методы борьбы. Если сначала Чацкий для Фамусова только «опасный человек», который «вольность хочет проповедать», то затем «век минувший» выносит приговор: «Безумен по всему!». Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Он обречен на одиночество в мире Фамусовых. Ведь признать его взгляды правильными — значит, отказаться от своих убеждений, образа жизни, а это невозможно, поэтому Чацкие всегда будут одиноки в подобном обществе. Чацкий выступает как обличитель «века минувшего».
5.2. Что сближает «Слово о полку Игореве» с фольклорными произведениями и чем можно объяснить эту близость?
Уловить связь «Слова…» с фольклором несложно. Основное их сходство — в языке. Он богат постоянными эпитетами: «синий Дон», «золотое стремя», «чистое поле». Многие сравнения в «Слове…» заимствованы из народной поэзии. Битва тут сравнивается с жатвой: «На Немизе стелют снопы головами, молотят цепами булатными, жизнь на току кладут, веют душу от тела». В духе народных традиций и сравнение битвы с пиром: «Тут кровавого вина недостало, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю русскую».
Связаны с фольклором и некоторые образы «Слова…». В народных песнях и сказках чувства людей олицетворяются. Также и в «Слове…», как о живых существах, говорится об обиде («Дева Обида»), жалости и горе («Желя и Карна пошли по земле Русской»).
О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие…»
В «Слове…», как и в фольклоре, большое место отводится описанию природы. Она активна, помогает Игорю, препятствует его врагам: затмение солнца предупреждает русских воинов о неудаче в походе; помогая Игорю бежать из плена, «кликнула, стукнула земля, зашумела трава», «галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали».
В произведении присутствуют также элементы сказки, волшебные превращения.
Устное народное творчество — источник, из которого «Слово о полку Игореве» черпало язык, образы, сюжеты. Это произведение имеет кровную связь с фольклором, а значит, по-настоящему народно.
5.3. Согласны ли вы с высказыванием критика, утверждавшего, что в «Ревизоре» герои «сами себя высекли»? Обоснуйте свою точку зрения.
«В комедии я решил собрать все дурное в России и посмеяться над всеми сразу», — писал Н. В. Гоголь о «Ревизоре». Действительно, в сюжете комедии отражена вся Россия начала 19 века. С самых первых слов героев описывается весь хаос жизни городов: беззаконие, грязь, вранье. Каждое явление открывает нам атмосферу тех времен. Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Причем сами герои рассказывают о себе все самое нелицеприятное, комическое, уродливое. Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был — смех».
5.4. Почему именно рассказчик, а не односельчане понимает, что Матрена — праведник, без которых «не стоит земля»? (По повести А. И. Солженицына «Матрёнин двор».)
Рассказ «Матренин двор» начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. От его лица ведется повествование.
Мир, который окружает Матрену, главную героиню рассказа, полон лжи, жестокости, предательства, бесчувствия. Однако она смогла устоять среди этого зла как добрый, бескорыстный человек, готовый помочь любому, и ничего не требуя взамен. Осуждаемая всем миром («…и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…»), Матрена живет не по законам этого мира, а вопреки им. Она живет праведно. Праведность Матрены в том, что даже в таких изнуряющих, мелочных, нередко унижающих испытаниях она остается терпимой, отзывчивой, способной радоваться чужой удаче. В этом-то и открывается святость Матрены Васильевны — в неприятии одичания и злобы окружающего мира, в сохранении простой человеческой душевности.
Умение жить в ладу со всем окружающим миром отличает героиню от других людей. Отношения Матрены с окружающими людьми достигают трагического «непонимания»: воду святую в церкви украли, горницу при жизни разобрали и вслед «гробу» осудили – жила не как все.
«Утратили Бога в душе — вот где причина всех бед», — считает Солженицын. А Матрена «с Богом» жила. Матрена — праведница эпохи «сплошной коллективизации». В том, что этот тип праведника не перевелся на Руси, вся надежда на духовное выживание народа, по Солженицыну.
5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущено три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки, И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается | 1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения | 0 |
5. Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок | 2 |
Допущены три-четыре речевые ошибки | 1 |
Допущены пять или более речевых ошибок | 0 |
Максимальный балл | 13 |
Критерии оценивания грамотности
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).