Мозжечковая стимуляция что это такое для детей
Программа мозжечковой стимуляции
Программа мозжечковой стимуляции (Learning Breakthrough Program) — это оригинальная по своей продуманности и системности программа, состоящая из серии коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка. Комплекс упражнений основан на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают в усвоении любой информации.
В основу программы легли многолетние исследования доктора педагогических наук Френка Белгау. Будучи преподавателем в классах, где училось много детей с различными академическими трудностями (в частности — с проблемами в чтении), он обратил внимание, что дети, играющие на переменках с балансом и координацией — более успешны в учебе. Этот простой факт стал ключевым моментом в разработке его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе.
Преимущества метода Ф. Белгау
В программе мозжечковой стимуляции используется системный подход к коррекции нарушений: с одной стороны, стимуляция мозжечка, с другой — сенсорная интеграция с учетом основных принципов детской нейропсихологии. Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой деятельности: они помогают координировать не только крупную, но и мелкую моторику, налаживают связи между всеми основными органами и частями головного мозга, которые участвуют в письме, чтении, счете. Вестибулярный аппарат — главное связующее звено головного мозга.
Метод Ф. Белгау эффективен в работе с детьми от 4 лет и старше. Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске Белгау (Баламетрикс). Занятия проходят в игровой форме и чем-то напоминают лечебную физкультуру, только интересней и не вызывают у детей негативных эмоций или страха неуспеха.
Программа мозжечковой стимуляции имеет широкий спектр применения в коррекции различных нарушений, способствует нормализации работы и развитию мозга и имеет мало противопоказаний.
В программе представлены оригинальные и разнообразные упражнения, которые различаются по уровню сложности и направленности, т.е. происходит поэтапное формирование и развитие различных навыков индивидуально в каждом случае.
Доказано, что мозжечковая стимуляция повышает эффективность других коррекционных занятий с дефектологом, логопедом или психологом. По словам самого Белгау, всего после 15 минут занятий, вы сможете наблюдать более грамотное и четкое письмо, большую собранность, улучшение памяти и счета.
Результаты долгосрочного применения метода позволили программе называться передовой в работе с целым спектром проблем в обучении.
Когда полезна программа мозжечковой стимуляции?
Если Вы замечаете у ребенка следующие особенности:
Программа мозжечковой стимуляции эффективна при следующих диагнозах:
Какие результаты можно получить, занимаясь по программе Ф. Белгау?
Наиболее эффективна мозжечковая стимуляция в комплексе с занятиями логопеда, психолога, дефектолога, нейропсихолога. Занятия на балансировочной доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии.
Как проходят занятия?
Для занятий по программе мозжечковой стимуляции используется балансировочная доска, мешочки с различными наполнителями, мяч-маятник, планка с цветными секторами, доска обратной связи и стенд с целями, разработанные доктором Ф. Белгау.
Занятия чем-то напоминают лечебную физкультуру — ребенок, стоя на балансировочной доске, выполняет различные упражнения (например, повороты туловища вправо-влево, перекидывание руками мешочка, отбивание мяч-маятника руками, планкой с цветными секторами, попасть мячиком в доску обратной связи и другие).
Перед началом курса занятий обязательно проводится консультация специалиста, на которой определяются мишени коррекционного воздействия и особенности ребенка (возраст, возможности, личностные характеристики и т.п.). На основе полученных данных специалистом разрабатывает индивидуальная программа коррекции по методу Ф. Белгау.
Занятия в нашем Центре проводятся на оригинальном оборудовании (Balametrics), сертифицированными специалистами.
Длительность курса определяется специалистом на первичной консультации и может корректироваться в процессе работы в зависимости от динамики (минимальный курс занятий — 15 встреч). Интенсивность занятий, как правило, составляет 3 раза в неделю по 30 мин каждое.
Мозжечковая стимуляция
Мозжечковая стимуляция – специальная программа упражнений для тренировки когнитивных функций головного мозга и нормализации психических, физических и эмоциональных функций ребенка.
Для чего она нужна?
Цель мозжечковой стимуляции – научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, память и восприятие.
Благодаря воздействию на функцию равновесия и статическую физическую нагрузку (мышцы во время выполнения задания напрягаются), укрепляется весь организм ребенка: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции. Умение контролировать положение своего тела в пространстве является фундаментом для овладения всеми видами учебной деятельности. Речь – процесс очень сложный, в реализации которого участвуют все отделы мозга. Если где-то нарушено взаимодействие или одна из функций, ребенок не говорит или говорит плохо.
Что замечают родители?
Родителям кажется, что ребенок неуклюж, неустойчив, неусидчив, у него нарушена координация движений, и они связывают это с его физическим состоянием или индивидуальными особенностями. Причина таких особенностей – в нарушении работы ствола мозга и мозжечка.
Эти же причины, в том числе, лежат в основе задержки речевого и психического развития, заболеваний аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушений поведения и внимания, СДВГ.
Чаще всего родители приходит с жалобами, что ребенок плохо учится, не усваивает материал, не может сосредоточиться и часто отвлекается дома, на уроках и внеучебных занятиях. Он в этом не виноват, как и не виноваты родители.
Кому показана процедура мозжечковой стимуляции?
Как проходят занятия?
Мозжечковая стимуляция – это не просто упражнение на одном тренажере, это программа упражнений, которая может в себя включать использование разного оборудования:
Во время занятий, инструктор постепенно усложняет процесс тренировок, и в зависимости от целей каждого пациента, дополняет процесс тренировок речевыми заданиями (называет слова), моторными (бросает мяч) или интеллектуальными (вспомнит животных на определенную букву). Благодаря тому, что задействуются практически все рецепторы головного мозга, он «включается»!
Мы приезжали из Польши в Ставрополь, с нашими 6-летними близнецами более 3000 км, чтобы начать лечение именно в этой клинике.
Что я могу сегодня смело сказать, что это было очень хорошее решение!
Нейро-клиника и ее сотрудники являются профессионалами с большим опытом работы в области неврологии неврологическим развитием мозга.
Центр оснащен современным оборудованием и новейшими изобретениями и инструментами для развития мозга. Центр сотрудничает с авторитетными профессорами неврологии с огромным опытом работы. Сотрудники постоянно учатся и расширяют свои знания. Центр оказался местом, где наконец-то, после долгих лет поисков, нам удалось поставить правильный диагноз двум детям (которые, как считалось, страдали аутизмом). Поскольку мы не говорим на русском языке, нам предложили помощь на английском языке.
Przyjechaliśmy z Polski do Stawropola ponad 3000 km aby podjąć leczenie w centrym neuro-clinic z naszymi 6 letnimi bliźniętami w klinice Neuro—clinic. Dzisiaj mogę powiedzieć śmiało, że to była bardzo dobra decyzja. Centrum neuro-clinic i jego pracownicy to profesjonaliści z ogromnym doświadczeniem w neurologii i neurorekonstrukcji mózgu. Centrum wyposażony jest w nowoczesny sprzęt i najnowcześniejsze wymanlazki do neurorekonstrukcji mózgu. Centrum współpracuje z cenionymi profesorami neurologami o ogromnym doświadczeniu, a jego pracownicy cały czas uczą się i poszerzają swoje wiedzę. Centrum okazało się miejscem, gdzie nareszcie, po latach poszukiwań udało nam się uzykać włąsciwą diagnozę na dwójki dzieci ( o których sądzono że mają autyzm). Jako, że nie mówimy po rosyjsku, została nam zaoferowana pomoc w języku angielskim. Ale centrum to nie tylko wysoki poziom usług i wiedzy merytorycznej, ale też ludzie którzy mają serce na dłoni z z całego serca starają się pomóc pacjentowi. Poczuliśmy się tutaj, w Rosji jak w domu w Polsce 🙂 Dziękujemy za pomoc i ogromną pomoc i życzliwość.
Мозжечковая стимуляция что это такое для детей
Мы уже писали о множестве проблем, с которыми сталкиваются родители детей, испытывающих трудности в школе. Кто-то из ребят рассеян и непоседлив, кто-то драчлив или, наоборот, излишне робок, кто-то не может наладить контакты с учителями и сверстниками, а кому-то непросто освоить учебную программу. Для таких детей и их родителей мы разработали целый ряд программ и упражнений, дающих возможность выправить ситуацию, помочь в преодолении возникающих сложностей.
Мозжечок человека – чрезвычайно важный и загадочный орган. Известно, например, что он содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы мозга. Зачем же понадобилось природе размещать больше половины объема мозга в этом небольшом его участке?
Ученые очень долго не могли понять этой загадки, тем более, что они считали, будто функции мозжечка ограничены лишь поддержанием равновесия, управлением движения глаз и общей координацией движений. Но исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, заставили специалистов пересмотреть роль мозжечка.
Мозжечок связан со всеми структурами нервной системы человека. Червь мозжечка участвует в регуляции эмоций и внимания, он же связан с вестибулярной системой мозга, которая отвечает за равновесие и координацию движений тела.
ПОЛУШАРИЯ МОЗЖЕЧКА АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В ФОРМИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОТ МОЗЖЕЧКА К ЛОБНЫМ ДОЛЯМ ПОМОГАЕТ ИНТЕГРИРОВАТЬ СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ АКТАМИ, СВЯЗЫВАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ, ЯЗЫКОВУЮ СПОСОБНОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ ДРУГ С ДРУГОМ.
Таким образом становится ясно, что мозжечок отвечает за процессы обучения – в самом широком смысле этого слова, буквально всему. От его работы зависит в том числе и нормальное интеллектуальное, речевое, эмоциональное развитие ребенка.
Это понимание и стало основой методики Balametrics доктора Белгау, которая также называется Программой мозжечковой стимуляции. Им был разработан комплекс специальных упражнений с балансировочной доской, разновесными мешочками, мячами на веревках и другим несложным оборудованием.
В ходе упражнений дети должны балансировать на доске и одновременно поворачивать тело вправо-влево, перекидывать мешочки из руки в руку, отбивать и ловить мяч, стараться попасть мячом в цель и т.п. Это способствует мощной стимуляции мозжечкового отдела головного мозга ребенка, лобных отделов, стволовых структур, периферической нервной системы, активизирует моторные и речевые центры. В результате у ребенка развивается координация, общая моторика, нормализуется формирование эмоционально-волевой сферы, происходит заметная коррекция поведения, речи.
По мнению большинства специалистов, методика мозжечковой стимуляции Ф.Белгау имеет широкий спектр применения в коррекции различных нарушений, способствует нормализации работы и развитию мозга и имеет мало противопоказаний.
ЭТА МЕТОДИКА ДОКАЗАЛА СВОЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТАКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ, КАК:
ЗАНЯТИЯ С НАШИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО МЕТОДИКЕ BALAMETRICS ПОМОГУТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ:
Достижения во всех этих сферах положительно скажутся на общем развитии и эмоциональном самочувствии ребенка. Он станет ощущать себя более гармонично, его эмоционально-волевая сфера будет более сбалансирована. Нормализуется поведение, повысится самооценка, что позволит заложить надежные основы полноценной, разносторонне развитой личности.
Программа нейрокоррекции с использванием методики Balametrics
ПОЭТОМУ ЕСЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПОСТАВЛЕН ОДИН ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ДИАГНОЗОВ:
Обращаем ваше внимание на то, что консультация специалиста обязательна. Только таким образом можно максимально точно определить цели и задачи коррекционного воздействия, а также вполне учесть персональные особенности вашего ребенка. На основе этой информации будет разработана индивидуальная программа занятий.
Наши преимущества:
Главная задача специалистов нашего Центра психологии и нейропсихологии PsyMed — психологов, нейропсихологов, дефектологов, помочь справиться ребенку с возникающими трудностями в развитии, сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет), развить у ребенка сильные стороны личности, научить ребенка правильно пользоваться своими ресурсами для преодолении возникающих жизненных трудностей. Своевременная нейропсихологическая и психологическая диагностика, а также коррекция поможет ребенку развить и закрепить умения и навыки, чтобы двигаться к успеху.
Мозжечковая стимуляция для детей
Для чего нужна мозжечковая стимуляция?
Цель мозжечковой стимуляции – научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, память и восприятие.
Благодаря воздействию на функцию равновесия и статическую физическую нагрузку (мышцы во время выполнения задания напрягаются), укрепляется весь организм ребенка: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции.
Умение контролировать положение своего тела в пространстве является фундаментом для овладения всеми видами учебной деятельности.
Речь – процесс очень сложный, в реализации которого участвуют все отделы мозга. Если где-то нарушено взаимодействие или одна из функций, ребенок не говорит или говорит плохо.
Что замечают родители?
Родителям кажется, что ребенок неуклюж, неустойчив, неусидчив, у него нарушена координация движений, и они связывают это с его физическим состоянием или индивидуальными особенностями. Причина таких особенностей – в нарушении работы ствола мозга и мозжечка.
Эти же причины, в том числе, лежат в основе задержки речевого и психического развития, заболеваний аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушений поведения и внимания, СДВГ.
Чаще всего родители приходит с жалобами, что ребенок плохо учится, не усваивает материал, не может сосредоточиться и часто отвлекается дома, на уроках и внеучебных занятиях. Он в этом не виноват, как и не виноваты родители. Мозжечковая стимуляция совместно с занятиями с нейропсихологом или логопедом позволяет нормализовать функции мозжечка, развить межполушарные связи и увеличить пластичность мозга.
Кому показана процедура мозжечковой стимуляции?
Нарушения работы вестибулярного аппарата
Проблемы с обучением
Нарушения устной и письменной речи
Нарушения координации движений и моторной неловкости
Нарушения аутического спектра
Как работает мозжечковая стимуляция?
Мозжечок содержит в себе самое большое количество нервных клеток, нежели любая другая часть мозга. Помимо равновесия, координации движений и глаз, мозжечок отвечает за когнитивные и эмоциональные функции человека.
Мозжечок перерабатывает информацию, поступающую из разных отделов мозга, и определяет скорость его работы в целом. Если мозжечок работает плохо, ребенок физически не может выполнить задания быстро и правильно. Бесполезно, требовать с него больше, чем он способен выполнить. В этом часто кроется причина неэффективных или не до конца эффективных занятий с логопедом или дефектологом.
Мозжечковая стимуляция как зарядка для мозга, помогает «настроить» процессы в головном мозге и заложить правильный фундамент для занятий с педагогами и психологами, поэтому они часто используют ее в своей работе.
Как проходят занятия?
Мозжечковая стимуляция – это не просто упражнение на одном тренажере, это программа упражнений, которая может в себя включать использование разного оборудования:
тренажер с биологической обратной связью «Стабилоплатформа» (обычно применяется у детей от 5 лет)
балансировочные доски и платформы (доска Бильгоу, спортивные балансиры)
упражнения на равновесие и координацию из цикла лечебной физкультуры.
Во время занятий, инструктор постепенно усложняет процесс тренировок, и в зависимости от целей каждого пациента, дополняет процесс тренировок речевыми заданиями (называет слова), моторными (бросает мяч) или интеллектуальными (вспомнит животных на определенную букву). Благодаря тому, что задействуются практически все рецепторы головного мозга, он «включается»!
Для того, что занятия были успешными, рекомендуется обязательная их периодичность 3-4 раза в неделю. Длительность занятия 30 минут.
Для записи на курс необходима консультация невролога клиники.
Варианты проведения занятий и программы
Сочетание со спортивно-лечебными занятиями
Часто такие занятия сочетаются с физическими тренировками, чтобы уделить больше времени упражнениям на координацию и вестибулярным упражнениям на фитболе, балансире и с другим гимнастическим оборудованием.
В таком случае занятие длится 45-50 минут в зависимости от возраста и развития ребенка и дает двойной эффект: развитие мозга и развитие опорно-двигательного аппарата и мышечной массы.
В сочетании со спортивными занятиями МС назначается детям с:
нарушениями осанки и сколиозом
нарушениями работы вестибулярного аппарата и координации движений
ДЦП и другие болезни опорно-двигательного аппарата
Боли в спине (обычно в подростковом возрасте)
Мозжечковая стимуляция и нейропсихологическая коррекция
В результате нейропсихологической диагностики, нейропсихолог дает заключение о функционировании головного мозга ребенка (памяти, мышления, внимания, праксиса, гнозиса, его координации, балансе, навыках саморегуляции) и всех причинах, почему у него могут возникать проблемы с общением, эмоциями, обучением и другими сферами жизни.
Нейропсихология – раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, саморегуляции, самоконтроля, координации и баланса, нейродинамики мозга.
Эти процессы лежат в основе способности ребенка к обучению и всего его дальнейшего развития. Без выяснения этих процессов, не работает ни один современный детский невролог и детский психолог. Часто бывает, что многолетние занятия с логопедами и дефектологами не дают эффекта по той причине, что часть процессов в головном мозге не налажена.
Нейропсихологические проблемы, не решенные в дошкольном и раннем школьном возрасте, приводят к проблемам в обучении и психологическим проблемам: ребенок чувствует себя чужим в этом мире, непонятым и неуспешным. Своевременная нейропсихологическая коррекция позволит ему стать успешным.
Нейропсихолог на занятиях использует мозжечковую стимуляции в случаях:
нарушений психомоторного развития (моторная неловкость, неуклюжесть, нарушения координации)
нарушения памяти и внимания
задержки речевого и психического развития
заикание, логоневроз, запинки в речи, тики, навязчивые движения
гиперактивность, неусидчивость или медлительность
несформированные пространственные представления (не знает, где лево или право)
быстрая утомляемость и низкая работоспособность
проблемы при письме, чтении и счете.
Занятие по нейрокоррекции с использованием мозжечковой стимуляции на тренажере «Стабилоплатформа» доступно с 5-6 лет и длится 45-50 минут в зависимости от возможностей ребенка.
Занятия на тренажере «Стабилоплатформа» для улучшения учебных и спортивных результатов
Нас многие спрашивают, можно ли использовать БОС-тренажеры для здоровых детей без неврологических заболеваний. С учетом роста учебных нагрузок и сидячего образа жизни многих детей, ЛФК и БОС-тренинги будут полезны всем. В случае, если у ребенка нет нейропсихологических и логопедических проблем занятия строятся по базовой программе с учетом возраста и интересов ребенка. Такие занятия помогут ребенку быстрее овладеть разными видами спорта и снизит травматизм, так как укрепит мышцы-стабилизаторы, равновесие, управление своим телом и вестибулярный аппарат (лыжный спорт, сноуборд, цирковой спорт, боевые искусства, легкая атлетика и др.)
В сочетании с занятиями ЛФК такие занятия подготовят организм ребенка к учебным нагрузкам и спорту, сделают его тело крепким и выносливым.
Занятия на нейротренажере задействуют мозжечок, который является диспетчером головного мозга и ключом к обучению, интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребёнка.
Результаты достаточно быстро появляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе и спорте.
Благодаря интересным компьютерным играм у детей всегда высокая мотивация к занятиями и улучшению результатов!
Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития (авторская разработка)
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Дата публикации: 03.08.2020
Статья просмотрена: 1865 раз
Библиографическое описание:
Помазкова, Н. А. Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития (авторская разработка) / Н. А. Помазкова, О. В. Усманова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 54-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5465/ (дата обращения: 23.12.2021).
Введение
В последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и тяжелыми хроническими инвалидизирующими заболеваниями. Этот факт привлекает внимание ученых разных областей знаний: медицины, психологии, педагогики, нейропсихологии. В каждом случае объекта исследования являются проблемы специфические. Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, проблема нарушения речи занимает основное место.
Мозг человека уникален. Он имеет свои индивидуальные характеристики с точки зрения объема и обработки информации, гибкости мыслительных процессов, мозг способен одновременно анализировать и синтезировать поступающую информацию. Именно мозг является главным в организме человека. То, как развивается и работает детский мозг, как различается образ мышления мальчиков и девочек, а также левшей и правшей, что происходит в работе мозга ребенка во время посещения детского сада, какую методику выбрать для его обучения в зависимости от индивидуальных особенностей — вот задачи нейропедагогики, которая в последние десятилетия занимает прочную позицию среди педагогических наук, базируясь на классических основах педагогики, психологии, неврологии.
Нейропедагогика — это наука, которая объединяет достижения нейроанатомии, нейропсихологии, нейролингвистики, нейрогенетики, а также педагогики и психологии. Опираясь на труды Льва Семеновича Выготского, основателя традиции изучения высших психических функций, и Александра Романовича Лурия, основателя нейропсихологии, многие ученые современности, такие как Виктор Анатольевич Москвин, Нина Викторовна Москвина подтверждают особенности нейропсихологической организации мозга и важность разработки данного направления в связи с тем, что увеличилось количество детей с задержкой развития, гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. По данным Инны Борисовны Карелиной, всего 42 % детей имеют нормальное речевое и психическое развитие, а у 48 % детей дошкольного возраста выявлены задержки развития разного характера. Так, портрет ребенка, теперь уже с ограниченными возможностями здоровья, постоянно меняется и традиционные методы коррекции не всегда эффективны. Поэтому необходим поиск новых путей преодоления трудностей развития ребенка. На сегодняшний день нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений, и если подход грамотный, то и результативность окажется высокой. Почему мы обратились к данному вопросу? Нередко родители понимают, что с ребенком что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам.
Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является мозжечковая стимуляция.
Мозжечок как важная часть головного мозга
Мозжечок — это часть головного мозга, который контролирует координацию движений, равновесие и позы человека, мышечный тонус. Мозжечок обрабатывает информацию, передающуюся из мозга и периферической нервной системы для балансирования и контроля за движениями тела.
Мозжечок позволяет автоматически двигать мышцами на бессознательном уровне, когда ездим на велосипеде, водим машину, играем на пианино. Мозжечок также может участвовать в когнитивной функции и связаны с человеческим интеллектом. Мозжечок отвечает за мышечную память, координацию движений, баланс мышечного тонуса, равновесие, поддержание позы.
Функции мозжечка состоят в том, чтобы совершать определённые действия:
Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неуклюжесть в движениях, растерянность, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Для решения этих задач помогает использование в работе метода мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведения ребенка.
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток — нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50 %). Очень долго считалось, что мозжечок регулирует только равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка была пересмотрена и ученые пришли к выводу, что мозжечок — это ключ к обучению буквально всему, в том числе и к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка.
Мозжечок имеет связи с другими структурами в головном мозге и его стимуляция активизирует эти области, в том числе лобные отделы, отвечающие за психическое развитие и височные, отвечающие за понимание и за моторную организацию речи.
Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений программы Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем.
История изобретения метода (Balametrics)
Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics — это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ в. Балансировочный комплекс Balametrics был разработан американским ученым Френком Бельгау более 50 лет назад.
В начале 1960-х годов Фрэнк Бельгау работал в классе со школьниками, испытывающими проблемы с чтением. Именно тогда Фрэнк Бельгау начал эксперименты по поиску физической активности, влияющей на обучаемость. Ф. Бельгау просил учеников читать вслух отрывок из текста, затем в течение 10–15 минут делать те или иные физические упражнения, после чего снова читать другой отрывок из того же текста.
Позже Ф. Бельгау переехал в Хьюстонский университет, где он возглавлял лабораторию, а также руководил программой по преодолению проблем с чтением и обучением. В программе участвовали дети и их родители, причем преимущественно это были родители-ученые, работающие в области космических исследований НАСА. Именно их опыт и советы способствовали тому, что Ф. Бельгау сосредоточил внимание на упражнениях на равновесие и координацию. В итоге Ф. Бельгау изобрел Балансировочную Доску Бельгау и разработал серию упражнений на ней.
Впоследствии программа Ф. Бельгау получила название «Learning Breakthrough», что можно перевести как «Прорыв в обучении». Данная программа уникальна по своей продуманности и системности, она уже не раз доказала свою эффективность и завоевала большую и оправданную популярность.
Принцип программы:
– стимулирование сенсорной интеграции (вовлечение сенсорных систем в формирование ответа на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом);
– совершенствование работы вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем;
– в основе эффективной деятельности человека лежит развитие обоих полушарий коры головного мозга человека и их эффективное взаимодействие друг с другом.
Специалисты «Ассоциации детских нейропсихологов г. Москвы» проанализировали метод Ф. Бельгау, сопоставили его данные с теориями отечественной психологической научной школы (уровневая теория организации движения Н. А. Бершейтна, теория о системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия, принципы нейропсихологии детского возраста Л. С. Цветковой, деятельностный подход А. Н. Леонтьева и пр.) и в результате разработали свою программу мозжечковой стимуляции со следующими принципами:
– от простого к сложному;
– принцип оптимального уровня сложности (правильный подбор уровня сложности для ребенка);
– принцип поэтапного освоения;
– принцип усложнения инструкции;
– би/моно/попеременно (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);
– принцип направленности движений (выполнение упражнений по центру, вправо, влево, по кругу);
Мозжечковая стимуляции эффективна при следующих диагнозах:
– синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ);
– минимальная мозговая дисфункция (ММД);
– задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
– задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
– нарушения устной и письменной речи (дислексия и дисграфия);
– аутизм и расстройства аутистического спектра;
– центральное нарушение слухового анализа;
– расстройство сенсорной обработки;
– нарушение работы вестибулярного аппарата;
– нарушение координации движений
Описание комплекса (Balametrics)
В основе тренажера лежит балансировочная доска Бильгоу, которая представляет собой деревянную доску с разметкой. Она устанавливается на 2 полукруглые опоры, которые могут изменять угол наклона от 0° до 50°. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений. Чтобы удержать равновесия на такой доске требуется определенная сноровка, поэтому сначала ребенку необходимо научиться удерживать равновесие на самой доске. Далее ребенку необходимо выполнять различные упражнения с дополнительным инвентарем, балансируя на доске в положении стоя. Например, перебросить мешочки из одной ладони в другую, отбить мячик палкой, повернуть туловище в разные стороны и т. д.
Тренажер имеет достаточно разнообразное количество дополнительных компонентов, это соответствует коррекционно-развивающему принципу двойной стимуляции, т. е. ребенку необходимо удерживать равновесие и одновременно выполнять какие-нибудь действия.
Влияние мозжечковой стимуляции на развитие речи
На занятиях логопеда особое место в развитии речи ребенка занимает мозжечковая стимуляция. Для всех детей с нарушением речи характерны нарушения моторной функции, выраженные в артикуляционных расстройствах, трудностях серийно-последовательных построений (слоговая структура слова, звуко-слоговой анализ и синтез, письмо, чтение) и темпо-ритмической организации речи.
Выполняя упражнения на балансировочной доске, ребенок одновременно проговаривает слова или словосочетания на заданный класс слоговой структуры, автоматизирует поставленный звук, определяет место звука в слове, придумывает на заданный звук слова, повторяет скороговорки и т. д. Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, кинезиологические шарики, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). При таких занятиях на балансире у детей развиваются одновременно такие системы как:
Если ребенку не удается удерживать баланс, он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор, пока ему не удается найти равновесие. По мере усвоения увеличивается сложность упражнений. От простого к сложному. Интеграция между двумя полушариями, развивающаяся в ходе занятий, обеспечивает развитие пластичности мозга и возможность компенсировать функциональные или органические недостатки базовых структур мозга.
Большинство упражнений на балансирующей доске пересекают среднюю линию тела, многократное повторение которых приводит к значительному улучшению межполушарного взаимодействия. А это является необходимой предпосылкой для формирования речи и других психических процессов.
Метод мозжечковой стимуляции способствует формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Игровая форма, дух соперничества (с собственным результатом), возможность выбирать уровень сложности — это некоторые из способов, которые можно использовать в методе мозжечковой стимуляции для создания у ребенка уверенности в себе и желании повысить свою школьную успеваемость.
Игровые приемы развития речи с использованием метода мозжечковой стимуляции
1.1. Комплекс игровых упражнений способствующих развитию речи с использованием межполушарных досок
Игра «Вьюга»
Ребенку предлагается пройти по спирали, чередуя вдох через нос, а выдох через рот. При этом одновременно выполнять плавные движения обеих рук.
Игра «Ловкие пальчики»
Ребенку предлагается указательным пальцем ведущей руки проходить лабиринт в одном и другом направлении. При этом произнося на выдохе гласный звук. А-а-а-а-а-а-а. Затем повторяем эти упражнения другой рукой и произносятся другие гласные звуки.
Игра «Лабиринт»
Ребенку предлагается прокатывать каждым пальчиком по очереди камешек по лабиринту. При этом произнося гласные звуки, слоговые дорожки, слова на автоматизируемый звук.
Игра «Лево-право»
Ребенку предлагается правой рукой проходить по правой спирали, при этом проговаривать называния овощей, затем левой рукой по левой спирали — названия фруктов.
Игра «Дикие-домашние»
Ребенку предлагается правой рукой проходить по правой спирали, при этом проговаривать названия диких животных, затем левой рукой по левой спирали — домашних животных.
1.2 Упражнения, направленные на освоение баламетрикса
Простые ознакомительные упражнения с балансировочной доской
«Вот какой я ловкий»
Ребенку необходимо залезть и слезть с доски: спереди, сзади, с обеих сторон (повторить 5–10 раз)
«Как красиво я сижу, спинку ровно я держу»
Ребенок в положении сидя «по-турецки» удерживает равновесие (2–3 мин)
«Пловец»
Ребенок сидит на доске и выполняет упражнения руками — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно –левой, правой.
«Ножницы»
Ребенок вытягивает руки перед собой, поворачивает одновременно их влево, а голову вправо и тянется, затемнаоборот, голову вправо и тянется. Необходимо стоять на доске ровно и удерживать равновесие .
«Весы»
Руки как у балерины вниз и в круг. Руки изображают чашу весов, ладошки вверх, носики весов — пальчики соприкасаются. Одновременно правая рука поднимается вверх и ладонь сморит в потолок и тянется туда, а левая опускается вниз и ладонь смотрит в пол и тянется туда. Возвращаются в исходное положение весов и меняются местами, левая вверх, правая вниз. Повторить 5–20 раз.
Во время выполнения этих упражнений ребенку предлагается речевой материал на автоматизацию звуков.
1.3 Игровые упражнения, направленные на развитие звуковой стороны речи с использованием метода (Balametrics)
Пропевание гласных звуков с движениями стоя на балансировочной доске (все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе)
«Цветок распускается» — [а]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх — вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а — выход».
«Рубим дрова» — [у]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх — вдох. Наклон — поем: «У-у-у-выдох».
«Обнимаем солнышко» — [о]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны –вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед — выдох.
«Держим шарик» — [э]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны — вдох. Руки перед грудью — выдох: «Э-э-э».
«Неваляшка» — [ы]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад — выдох: «ы-ы-ы».
«Поймай бабочку» — [и]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки плавно поднимаются вверх — выдох: «И-и-и».
1.4 Комплекс упражнений способствующий развитию активного и пассивного словаря с использованием метода (Balametrics)
Игра «Скажи наоборот» – расширение словаря антонимов
Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово, а ребенок возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Например: тяжелый — легкий, холодный — горячий, сухой — мокрый, твердый — мягкий и т. д.
Игра «Животные и их детеныши» – закрепление в речи названий детенышей животных, навыков словообразовании.
Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (усложнение — удары мяча об пол, из-за головы). Например: у медведя — медвежонок, у волка — волчонок, у лисы — лисенок и т. д.
Игра «Скажи ласково» – образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово, а ребенок возвращая мяч, называет слово с уменьшительно-ласкательным значением.
Например: мяч — мячик, яйцо — яичко, ухо — ушко. корова — коровушка, дерево — деревце и т.д
Игра «Ассоциации» – расширение объема словаря, речевых ассоциаций
1.5 Комплекс упражнений по развитию грамматической стороны речи с использования метода (Balametrics)
Игра «Подбери признак» согласование прилагательных с существительными.
Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово и задает вопросы (какой? какая? какие? какое?), а ребенок возвращая мяч, отвечает. Например: небо (какое?) — голубое, ясное, светлое, пасмурное и т. д.
Игра «Посчитай» согласование существительных с числительными
Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называя один предмет, ребенок возвращая мяч отвечает, как будет звучать 1–2-5 предметов.
Например: одно облако, два облака, пять облаков и т. д.
Игра «Слова-родственники» – подбор однокоренных слов
Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называя слов, ребенок возвращая мяч, называет однокоренное слово. Например: лиса-лисичка, лисонька, лисий, лисенок и т. д.
Игра «Чей? Чья? Чьё?» – образование притяжательных прилагательных
Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называет слово и задает вопрос (чей?, чья? чьё?), а ребенок возвращает мяч и отвечает. Например: шапка (чья?) — мамина, поднос (чей?) — мамин, хвост (чей?) — собачий и т. д.
Игра «Один-много» – образование существительных множественного числа родительного падежа
Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называет слово в единственном числе и бросает ребенку мяч, ребенок бросает мяч обратно, назвав при этом множественное число. Например: яблоко – много яблок, окно – много окон, рот — много ртов и т. д.
1.6 Упражнения направленные на развитие связной речи с использованием метода (Balametrics)
Игра «Отгадай-ка» – описывание предмета по существенным признакам
Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие загадывает логопеду загадку описывая предмет находящийся в комнате, называя существенные признаки, не глядя на него и бросает мяч. Логопед отгадывает. Например: план описания предмета — он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, пинать и т. д.
Игра «Где начало рассказа?» – развитие последовательности, логичности в составлении рассказа по серии картин
Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Перед ним находится напольная мишень (доска для отбивания) на которой находятся сюжетные картинки. Ребенку предлагается ударить мячом по нужной картинке и составить развернутый, связный и последовательный рассказ.
Игра «Опиши игрушку» – построение предложений со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями
Ребенок, стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Перед ним находится напольная мишень (доска для отбивания) на которой находятся картинки с изображением игрушек. Ребенок ударяет мячом по картинке и описывает игрушку. Например: Лиса — это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест мелких животных и т. д.
Игра «Придумай рекламу книге (платью)» – развитие умения творчески использовать слово, описывать предмет, давать ему яркую характеристику.
Ребенок, стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Логопед называет слово, ребенок рассказывает о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали и бросает мяч.
Игра «Если бы» – развитие связной речи, воображения, мышления и прогнозирования.
Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Логопед предлагает пофантазировать на определенные темы. Ребенок отвечает и бросает мяч. Например: «Если бы я был волшебником, то…», «Если весна не наступит никогда, то…».
Игра «Потому что» – развитие связной речи, мышления
Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Логопед задает вопрос, а ребенок отвечает полным предложением и отбивает мяч. Например: «Ты моешь руки потому, что…», «Птица прилетела к кормушке, потому что…», «Мы ложимся спать, потому что…».