Мозжечок у ребенка за что отвечает

Что такое мозжечковая стимуляция, кому она показана и в чем ее суть?

Мозжечок – это часть мозга человека, которая участвует во всех видах психической деятельности человека, двигательной и интеллектуальной, неоптимальная работа мозжечка может повлиять на разные сферы жизни человека отрицательно. Мозжечковая стимуляция в детском возрасте позволит избежать осложнений во взрослой жизни, повысить ее качество.

Мозжечковая стимуляция для детей – это немедицинское вмешательство, а комплекс упражнений на специальном оборудовании Balametrics, который позволяет улучшать функционирование головного мозга, и как следствие, развитие и совершенствование высших психических функций.

Почему именно мозжечок надо стимулировать? Довольно долгое время ученые были уверены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, недавние исследования привели их к выводу, что мозжечок – ключ и к интеллектуальному, речевому и даже эмоциональному развитию ребенка.

Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это просто особенность ребенка, а не неврологические проблемы, но эта «особенность» является признаком нарушений в работе ствола мозга и мозжечка. Они чаще всего диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, нарушениями поведения и внимания, СДВГ и др. Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга, именно поэтому так важно его развивать и стимулировать. Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку и ходим на фитнес. Чтобы обеспечить мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку, зарядка для мозга – мозжечковая стимуляция.

В ходе занятий повышается пластичность головного мозга, появляется возможность улучшить функциональность его базовых структур, как следствие повышается успеваемость ребенка, совершенствуются навыки социальной адаптации, стабилизируется психоэмоциональное состояние. Мозжечковая стимуляция значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом) и является прекрасным дополнением к ним.

Источник

Атаксии у детей

Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть фото Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть картинку Мозжечок у ребенка за что отвечает. Картинка про Мозжечок у ребенка за что отвечает. Фото Мозжечок у ребенка за что отвечает

Атаксия у детей — это нарушение координации движений, которое связано с поражением мозжечка, вестибулярного аппарата или спинного мозга. Возникает как наследственное заболевание, а также под влиянием инфекционных, токсических, дегенеративных церебральных поражений. Атаксия проявляется расстройствами статики, изменениями походки, неспособностью к точной и мелкой моторике. Для диагностики требуется полный неврологический осмотр, нейровизуализация (КТ, МРТ), электрофизиологические методики (ЭНМГ, вызванные потенциалы). Лечение включает устранение основной причины (если это возможно), общеукрепляющую терапию, ЛФК и физиотерапию.

МКБ-10

Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть фото Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть картинку Мозжечок у ребенка за что отвечает. Картинка про Мозжечок у ребенка за что отвечает. Фото Мозжечок у ребенка за что отвечает

Общие сведения

Термин образован от греческого «ataxia», что в переводе значит «беспорядок». Атаксия может быть как синдромальным диагнозом при травматических и дегенеративных поражениях ЦНС, так и самостоятельным заболеванием, что наблюдается при ряде наследственных патологий у детей. Истинная частота проблемы неизвестна, поскольку вторичная атаксия (как симптом другой патологии) не учитывается в статистике. Наследственные формы относят к орфанным (редким) болезням.

Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть фото Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть картинку Мозжечок у ребенка за что отвечает. Картинка про Мозжечок у ребенка за что отвечает. Фото Мозжечок у ребенка за что отвечает

Причины

Атаксии детского возраста в большинстве случаев ассоциированы с генетическими дефектами. Наследование мутаций происходит по аутосомно-доминантному (атаксия Пьера-Мари, Фридрейха), аутосомно-рецессивному (синдром Луи-Бар), Х-сцепленному (синдром Артса, FXTAS) или цитоплазматическому типу наследования. Основные причины приобретенных вариантов атаксии у детей:

Патогенез

В норме в поддержании равновесия и обеспечении слаженности движений участвуют мозжечковые структуры, лобные и височные зоны коры, вестибулярный аппарат и чувствительные волокна спинного мозга. Если на одном из этих уровней происходят нарушения, клинически они проявляются атаксией. Однако мышечная сила и объем движений сохранены, поскольку парез нехарактерен.

Чаще всего атаксические реакции у детей выявляются при поражении мозжечка, который состоит из 3 частей. Повреждение на уровне архицеребеллума вызывает нарушения равновесия по типу вестибулярной дисфункции, поражение мозжечкового червя сопровождается нарушениям ходьбы и поддержания устойчивой позы. Если повреждены мозжечковые полушария, возникают расстройства скоординированного движения конечностей.

Классификация

По клиническим признакам различают статическую форму, при которой у детей нарушается равновесие в неподвижном положении, и динамическую, характеризующуюся сложностями при выполнении движений. Условно можно разделить патологию на врожденную (наследственную) и приобретенную, которая выступает одним из признаков неврологического заболевания. С учетом локализации поражения выделяют 3 группы расстройств:

Симптомы атаксии у детей

Возраст манифестации клинических проявлений варьирует от первого года до подросткового периода. Весь промежуток детства (до 18 лет) считается ранним началом атаксии и указывает на вероятную генетическую причину, даже если в семье не было подобных случаев. В основном заболевание протекает хронически, постоянно прогрессирует, но некоторые приобретенные формы дают резкое ухудшение за пару месяцев.

Мозжечковая атаксия

Характерна неустойчивая шаткая походка (как по палубе корабля), которая дополняется неуклюжими и неловкими движениями. В раннем возрасте это не всегда вовремя диагностируется, поскольку незначительно выраженные отклонения родители списывают на нормальное становление походки. Типичный симптом — когда ребенок стоит, он широко расставляет ноги, а при сведении их вместе начинает раскачиваться.

Мозжечковая форма атаксии характеризуется невозможностью попасть пальцем по носу с закрытыми глазами, трудностями с выполнением чередующихся движений (сгибание-разгибание). Атаксия у детей сопровождается нарушениями речи: ребенок говорит невнятно, слишком отрывисто и по слогам, делает неправильные ударения и интонации (мозжечковая дизартрия). У школьников изменяется почерк, он становится крупным, небрежным, размашистым.

Вестибулярная атаксия

У ребенка развиваются расстройства ходьбы, стояния, однако мелкая моторика и согласованные движения конечностями при этом не страдают. Помимо двигательных расстройств, дети жалуются на головокружение, снижение слуха или шум в ушах, приступы тошноты и рвоты. При одностороннем поражении ребенку не удается идти прямо по заданной линии, он всегда отклоняется в стороны патологического очага.

Сенситивная атаксия

Типично нарушение ощущений в конечностях, из-за чего ребенку кажется, что он ходит по мягкой, проваливающейся поверхности. Внешне это проявляется чрезмерным сгибанием в коленных и тазобедренных суставах, «тяжелыми» шагами в попытке удержать равновесие. При ходьбе ребенок постоянно смотрит под ноги, при закрытии или отведении глаз атаксия усугубляется.

Осложнения

При грубых нарушениях координации и неспособности к точным целенаправленным движениям происходит инвалидизация. Ребенок не может учиться в обычной школе, затрудняется при выполнении простых бытовых действий и самообслуживании. В зависимости от причины атаксия дополняется другими неврологическими дефицитами, усугубляющими состояния больного. Вследствие нарушений нервно-мышечной регуляции у детей возможна прогрессирующая дыхательная недостаточность.

Диагностика

Основные данные для постановки диагноза детский невролог получает при физикальном осмотре пациента. Врач обращает внимание на характер и выраженность нарушений, проводит базовые пробы (поза Ромберга, пальценосовой тест). Для дифференцировки видов атаксии специалист оценивает глубокую чувствительность и сохранность рефлексов, проверяет речь и слух. С целью уточнения причины патологического состояния используются следующие методы диагностики:

Лечение атаксии у детей

Консервативная терапия

Специфическое лечение атаксии не разработано. Если она вызвана острым неврологическим заболеванием, нутритивным дефицитом или отравлением, проводится коррекция основной проблемы, после чего расстройства координации у детей уменьшаются или полностью исчезают. При объемных образованиях, врожденных церебральных аномалиях ребенку требуется консультация нейрохирурга для определения показаний к операции.

Детям назначают поддерживающее лечение витаминами, нейрометаболическими средствами, препаратами, которые улучшают функционирование митохондрий. Важное звено схемы лечения — регулярные занятия ЛФК, укрепляющие разные группы мышцы и уменьшающие проявления дискоординации. При необходимости применяется массаж, физиотерапевтические методики, логопедическая коррекция и медико-социальная реабилитация.

Экспериментальное лечение

Эффективные терапевтические методы находятся на стадии разработки. Известен успешный клинический опыт использования антидепрессантов и антиконвульсантов при наследственных формах заболевания у детей. Исследователи работают над созданием персонифицированной генной и клеточной терапии, которая могла бы помочь больным с наследственной атаксией. Перспективным считается применение мультипотентных стволовых клеток.

Прогноз и профилактика

Наследственные варианты патологии отличаются неуклонным прогрессированием, поэтому со временем состояние ребенка будет ухудшаться. Однако, современные методы поддерживающей терапии и реабилитации замедляют этот процесс и улучшают качество жизни. Прогноз приобретенных форм зависит от их причин. Основная профилактика — генетическое консультирование семей и пренатальная диагностика генных дефектов, если у родителей отягощен анамнез.

Источник

Повреждение мозжечка, что такое мозжечок и как работает реабилитация при повреждении мозжечка?

Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть фото Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть картинку Мозжечок у ребенка за что отвечает. Картинка про Мозжечок у ребенка за что отвечает. Фото Мозжечок у ребенка за что отвечает

Повреждение мозжечка встречается редко, но его последствия могут быть довольно серьезными. Чтобы помочь пациенту справиться с этим типом повреждения мозга, мы написали эту статью.

Что такое мозжечок?

Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть фото Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть картинку Мозжечок у ребенка за что отвечает. Картинка про Мозжечок у ребенка за что отвечает. Фото Мозжечок у ребенка за что отвечает

Мозжечок (лат. «Маленький мозг») расположен в основании мозга, сразу за стволом мозга.

Однако, если эта область повреждена, то этот процесс нарушается, что затрудняет координацию мышц, или делает ее невозможной.

Помимо движения мышц, новые открытия показывают, что мозжечок имеет решающее значение для нескольких других функций, в том числе: Познание, изучение языка, баланс и равновесие, движение глаз, рефлексы. Это означает, что повреждение мозжечка может повлиять на все эти функции и многие другие.

Причины поражения мозжечка.

Многие люди с повреждением мозжечка ходят широкой шатающейся походкой. Это происходит потому, что повреждение мозжечка часто влияет на способность координировать движения мышц.

Как обсуждалось выше, мозжечок посылает тормозящие или возбуждающие сигналы различным группам мышц, чтобы вызвать движение.

Например, чтобы взять вилку, трицепс должен активироваться, чтобы вытянуть руку, а это значит, что ваша двуглавая мышца не может работать, пока это происходит. В противном случае ваш локоть согнется не в то время и вилка может упасть. Таким образом, мозжечок посылает тормозящие сигналы вашему бицепсу, позволяя трицепсу легко разгибать вашу руку.

Однако, когда мозжечок получает повреждение, изменяется время передачи сообщений от мозжечка к мышцам. Это может значительно усложнить все, от ходьбы до использования вилки. Это нарушение координации известно как апраксия.

Апраксия также может влиять на мышцы лица и даже язык, что может вызвать невнятную речь и глотание.

Проблемы с балансом

Повреждение мозжечка головного мозга также может привести к серьезным проблемам с балансом. Поскольку равновесие зависит от координации нескольких мышц одновременно, отсутствие координации может повлиять на равновесие человека при ходьбе, подъеме по лестнице или выходе из машины.

У вас могут быть проблемы с удержанием вертикального положения, когда вы сидите или стоите. Вы также можете почувствовать сильное головокружение.

Это может затруднить, а иногда и сделать невозможным определение направления движения объекта.

К сожалению, способов лечения этой проблемы не так уж и много. Иногда, когда мозжечок заживает, он уходит сам по себе.

В противном случае вам нужно будет изучить некоторые методы компенсации. Эрготерапевт может показать вам несколько полезных методов, которые позволят вам безопасно перемещаться по окружающей среде.

Проблемы с движением глаз (нистагм).

Отличительной особенностью поражения мозжечка головным мозгом являются проблемы с движением глаз. Из-за этого побочного эффекта глаз обычно совершает быстрые неконтролируемые движения, из-за чего ваше поле зрения может казаться рассеянным.

Это состояние известно как нистагм, и возникает из-за того, что мозг больше не может координировать движения глаз.

Характеристики нистагма в основном включают быстрые неконтролируемые движения глаз. Однако направление движения глаз у каждого человека может немного отличаться. Фактически, есть три основных типа движений, которые может испытывать человек с нистагмом после травмы головы:

Эти движения могут происходить в одном или обоих глазах.

Нистагм также может вызвать плохое зрение и сильное головокружение, хотя для большинства людей зрение не сильно страдает.

В прошлом многие ученые считали, что мозжечок не играет роли в высшем когнитивном мышлении.

Некоторые из областей, на которые влияет повреждение мозга мозжечка, включают:

Способность организовывать, планировать и инициировать действия (также называемая исполнительной дисфункцией )

Сочетание логопедических упражнений может помочь вам улучшить когнитивные функции.

Лечение последствий повреждения мозжечка.

Большинство последствий повреждения мозжечка головного мозга является результатом плохой связи между мозгом и мышцами. Из-за нанесенного повреждения сигналы, которые мозг посылает для координации движений, не достигают нужных мышц.

Когда вы выполняете задание, даже если вы не можете выполнить его идеально, ваш мозг в ответ формирует новые нейронные пути. После достаточного количества времени и практики новые пути становятся сильнее, и связь с вашими мышцами может частично восстановиться. Это позволяет вам снова координировать движение.

Удивительный случай доказывающий теорию нейропластичности

Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть фото Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть картинку Мозжечок у ребенка за что отвечает. Картинка про Мозжечок у ребенка за что отвечает. Фото Мозжечок у ребенка за что отвечает

24-летняя женщина из провинции Шаньдун (Китай) обратилась с жалобами на головокружение и тошноту и была госпитализирована в больницу, где рассказала врачам, что всю жизнь боролась с равновесием. Когда врачи провели сканирование мозга, они сразу же заметили проблему: у женщины отсутствовал мозжечок.

Случай женщины представляет собой увлекательный пример нейропластичности, процесса, с помощью которого одна или несколько областей мозга адаптируются, чтобы компенсировать повреждение другой области мозга или потерю некоторых функций организма. К примеру если в силу каких либо причин повредился зрительный нерв, и нейроны, отвечающие за зрение, будут поглощены нейронами, связанными с другими когнитивными функциями. Это одна из причин, по которой слепые люди обладают отличной остротой звука.

А вот один случай из нашей практики.

В видео фрагменты занятий пациента после инсульта. Он начал выполнять упражнения для координации после трех лет с момента инсульта. В видео он сидит на балансировочной подушке. Его задача, попытаться удержать равновесие и выполнить определённые действия. В июле он, с трудом удерживает равновесие с открытыми глазами, с закрытыми падает. Не может повернуть голову в сторону, вытянуть руки. В сентябре, положительные изменения: нейропластичность в действии. Он может передавать предметы за спиной и шеей, поднимать и разводить руки в стороны, поворачивать голову и все это с закрытыми глазами. Соответственно объективные улучшения. Пациент стал уверенее проходить большие расстояния, если раньше его пугали скопления людей, и он мог упасть или что-то задеть, то сейчас этих проблем нет.

Заключение

Повреждение мозжечка может вызвать серьезные проблемы с координацией мышц. К счастью, выздоровление возможно.

Ключ к исцелению после любого повреждения головного мозга- задействовать нейропластичность вашего мозга. Если вы хотите добиться прогресса, вам нужно поддерживать свое тело и ум активными.

Если вы обязуетесь выполнять лечебные упражнения каждый день, вы должны начать замечать некоторые улучшения в вашем балансе, координации и когнитивных навыках, в зависимости от того, насколько серьезным было ваше повреждение.

Источник

Мозжечок и психические расстройства

Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть фото Мозжечок у ребенка за что отвечает. Смотреть картинку Мозжечок у ребенка за что отвечает. Картинка про Мозжечок у ребенка за что отвечает. Фото Мозжечок у ребенка за что отвечает

Кроме того, было показано, что мозжечок участвует в патогенезе многих психических расстройствах, включая расстройство гиперактивности дефицита внимания, расстройства аутистического спектра, шизофрению, биполярное расстройство, большое депрессивное расстройство и тревожные расстройства. Было высказано предположение, что двигательные, когнитивные и эмоциональные аномалии могут быть вызваны повреждением частей мозжечка, взаимодействущих с двигательной областью, префронтальной корой и лимбической системой соответственно. Некоторые авторы предполагают, что роль мозжечка в когнитивном функционировании аналогична его контролю над целенаправленными двигательными навыками во время соверешения движений.

Исследования, касающиеся роли мозжечка в моторных побочных эффектах, наблюдаемых у пациентов с шизофренией, находящихся на терапии антипсихотическими препаратами, ограничены. Например, одно исследование показало снижение активности мозжечка у больных шизофренией с симптомами акатезии во время лечения оланзапином, однако не известно, как изменения функции мозжечка могут привести к этому осложению терапии нейролептиками. Меньший объем мозжечка в ASD можно объяснить уменьшением числа клеток Пуркинье; однако, количество клеток Пуркинье не отличаются у здоровых людей и пациентов с шизофренией. Это означает, что уменьшение объема мозжечка при шизофрении, возможно, связана с уменьшением или отсутствием различных его частей.

Источник

Мозжечковая дизартрия у детей

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Дизартрия занимает второе место среди других речевых нарушений у детей. Возникает вследствие поражения мозжечка. Почти всегда диагностируется у детей с ДЦП. Мозжечковую дизартрию обязательно нужно лечить у невролога и логопеда — в этом случае прогнозы очень хорошие. В противном случае заболевание грозит осложнениями.

В статье мы поговорим о мозжечковой дизартрии (структуре дефекта), причинах развития болезни, ее коррекции и профилактике.

Характеристика мозжечковой дизартрии

Форма заболевания сопровождается такими признаками:

К перечисленным характеристикам мозжечковой дизартрии добавляются и признаки мозжечковой атаксии.

Мозжечковая дизартрия: структура дефекта

Мозжечок выполняет регулирующую функцию. Он отвечает за мышечный тонус, двигательные функции (равновесие, синхронизацию и координацию движений). Воздействует на артикуляционные и мимические мышцы, голосовые связки. Если же регулирующая функция органа нарушена, развивается мозжечковая форма дизартрии.

К речевым нарушениям добавляется и неврологическая симптоматика:

Такова особенность мозжечковой дизартрии (структуры дефекта): изолированно болезнь диагностируется редко.

Причины развития мозжечковой дизартрии

В основе заболевания — поражение червя мозжечка и полушарий, нарушение связи мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Эти нарушения могут спровоцировать такие факторы:

При диагностике заболевания сначала определяют причину его развития.

Симптомы мозжечковой дизартрии

Базовый признак нарушения — диспраксия речи. Для нее характерны:

Мозжечковая дизартрия (структура дефекта) проявляется и в особенностях голоса: его сила непостоянна, речевой поток толчкообразный.

Дети произносят многие звуки через нос. Протяжные гласные иногда говорят дрожащим голосом.

Еще один симптом мозжечковой дизартрии — смазанная речь, которая с трудом дается ребенку. В процессе вербального общения появляются вазомоторные реакции: кожа лица бледнеет или краснеет, потоотделение повышено. Он так устает от экспрессивной речи, что старается говорить кратко или по возможности промолчать.

Отмечают и такие характеристики мозжечковой дизартрии как шаткая походка, плохой почерк, плохая координация движений, дети с трудом пережевывают твердую пищу.

Осложнения мозжечковой дизартрии

Если заболевание не лечить, оно приводит к негативным последствиям. К ним относятся социальные, эмоциональные, личностные проблемы.

К социальным проблемам приводит смазанная речь, которая непонятна окружающим. Человеку тяжело налаживать социальные контакты, заводить друзей, работать в коллективе.

В свою очередь это приводит к личностным и психоэмоциональным проблемам. У человека снижается самооценка, развиваются невроз, депрессия, ипохондрия, он замыкается в себе, становится неуверенным, подавленным.

Еще одно осложнение — дисфагия, или нарушение глотания. Это уже угроза жизни, ведь при поперхивании пища может попасть в дыхательные пути, что чревато асфиксией.

Диагностика мозжечковой дизартрии

Заболевание требует комплексной диагностики маленького пациента. В ней принимают участие педиатр, невролог и логопед. В некоторых случаях малыша направляют к нейрохирургу, травматологу, онкологу, генетику.

Педиатр собирает анамнез, оценивает общее состояние здоровья малыша и направляет его к узким специалистам.

Невролог оценивает неврологический статус, направляет малыша на аппаратную диагностику — электронейрографию, МРТ головного мозга, электроэнцефалографию, электромиографию. В некоторых случаях проводят ИФА и ПЦР-диагностику, если к мозжечковой дизартрии привела инфекция.

На основании полученных данных невролог ставит диагноз, выявляет причину заболевания и назначает схему лечения.

Во-первых, назначают медикаментозную терапию нейропротекторными препаратами. В зависимости от фактора-провокатора болезни, могут назначить и другие лекарства. Цель медикаментозного лечения — устранить первичную причину болезни и ее последствия.

Во-вторых, физиопроцедуры. К ним относятся иглоукалывание, массаж, лечебные ванны, ЛФК, акупрессура, механотерапия, гирудотерапия.

Эффективны и альтернативные методы: арт-терапия, дельфинотерапия, психологическое консультирование.

Логопедическая работа при речевых нарушениях

Логопед оценивает строение органов речи, артикуляционную мускулатуру и дыхание, подвижность губ, гортани и языка, диагностирует устную речь (ее темп, четкость, артикуляцию) и письменную (разборчивость). На основании полученных данных разрабатывает план логопедической работы. Она ведется в нескольких направлениях.

Первое — артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж для плавности речи. Малыша нужно научить управлять своим голосом и дыханием, понимать, откуда берутся и как произносятся звуки.

Второе — ортофонические упражнения для овладения навыком правильного произношения звуков. Для этого сначала учат правильно выговаривать изолированные звуки, потом — в словах и предложениях.

Третье — работа над выразительностью речи. К этому этапу приступают после ее восстановления. Малыша учат расставлять акценты в речи (ударения), говорить четко, выбирать оптимальный темп повествования.

Логопед может дать комплекс упражнений, по которым родители будут дополнительно заниматься с малышом и дома.

Прогноз и профилактика мозжечковой дизартрии

Прогнозы на регресс заболевания хорошие. Но при условии своевременного и комплексного лечения.

Первое условие — нужно выявить причину болезни и направить терапию именно на ее устранение.

Второе условие — логопедическая работа, направленная на восстановление и улучшение речевых навыков.

Насколько будут выражены остаточные симптомы мозжечковой дизартрии, зависит от степени поражения мозжечка. Сложнее всего поддается лечению недуг, который развился на фоне онкологии или наследственных заболеваний.

Профилактика мозжечковой дизартрии у детей

Чтобы предупредить речевое нарушение, придерживайтесь ряда рекомендаций.

Выбирайте способ родоразрешения. Если в роддоме вам рекомендуют кесарево сечение как более безопасный вариант, прислушайтесь к акушерам. Если естественные роды могут навредить вашему малышу, не геройствуйте.

Обеспечьте безопасность ребенка. Все дети, которые научились ползать и ходить, падают, получают ушибы. Но ваша задача — максимально оградить дитя от серьезных травм. То же касается и нейроинфекций.

Ведите здоровый образ жизни. Еще на стадии планирования беременности и в период вынашивания плода откажитесь от спиртного, сигарет и наркотиков. Старайтесь создать вокруг себя благоприятный психоэмоциональный фон, избегать стрессов.

Консультируйтесь с генетиком. Беременных женщин планово направляют к генетику. Вы имеете право отказаться, но лучше сходите к врачу. А еще лучше обратитесь к нему на стадии планирования беременности. Особенно если у близких родственников или у вас имеются генетические заболевания.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *