Мпо что за предмет

МПО в современной системе образования РФ

МПО на сегодняшний день представляет собой особое направление знания, которое имеет два основных аспекта:

А) Раздел педагогической науки, которая изучает процесс преподавания обществоведческих дисциплин в современной школе, с целью повышения его эффективности (следовательно, рассматривает современное состояние обществоведческого знания, методику преподавания его основных разделов – философской антропологии и социальной философии (философии истории, социологии, экономической теории, политологии, юриспруденции, культурологии); вместе с тем рассматривают закономерности УВП, его основные факторы (цели, содержание предмета, психологические особенности, УМК, результат).

Б) ВУЗовская учебная дисциплина, которая на завершающем этапе подготовки специалиста позволяет ему освоить необходимую систему знаний и умений позволяющих преподавать различные обществоведческие дисциплины и обществознание.

В процессе изучения дисциплины предполагается раскрытие целостной системы знаний о сущности, содержании, структуре современного школьного обществознания с целью подготовки квалифицированного учителя истории и обществознания.

Настоящий курс сочетает теоретико-методологические и деятельностные компоненты.

Теоретико-методический компонент преследует задачи:

–ознакомление студентов с современной концепцией обществоведческого образования в РФ, различными этнокультурными системами трансляции социогуманитарного знания;

–создание теоретических основ самостоятельной преподавательской деятельности, с ориентацией на творческие подходы к предметно-педагогическому процессу;

–развитие познавательного интереса к преподавательской деятельности;

–раскрытие значимости социальных дисциплин в современном образовании, в реформационных процессах России;

–развитие психолого-педагогического, диалогического инновационного мышления.

Деятельностный компонент курса ориентированы на то, чтобы полученные теоретические знания студенты научились применять на практике в процессе преподавания социально-гуманиарных дисциплин во всем многообразии внутрипредметных и межпредметных связей. Данный аспект предполагает решение следующих задач:

–формирование умений анализировать нормативные документы, самостоятельно выбирать программы, учебные пособия, средства обучения и методы их использования в процессе изучения обществознания;

–формирование умений конструировать основные структурные компоненты преподавания социальных дисциплин;

–формирование умений готовить, проводить и анализировать занятия, активизируя самостоятельную познавательную активность учащихся, обобщать собственный предметно-педагогический опыт.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

Изучение дисциплины «Теория и методика обществознания» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

— осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

— планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом;

— использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

— использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

— применение современных средств оценивания результатов обучения;

— воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

— организация и проведение внеклассных мероприятий; в области научно-методической деятельности:

— выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

— анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования;

в области социально-педагогической деятельности:

— планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

— оказание помощи в социализации учащихся;

в области культурно-просветительской деятельности:

— формирование общей культуры и культуры педагогической деятельности учащихся;

в области коррекционно-развивающей деятельности:

— реализация личностно ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

— работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области организационно-управленческой деятельности:

— организация контроля над результатами обучения и воспитания;

— организация внеурочной деятельности по предмету в условиях профилизации.

Вывод: дисциплина ориентирует на преподавание обществознания в условиях модернизационных процессах современности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: укрепления связи теоретического материала с актуальными проблемами общества, региона, молодежи; постоянного самообразования и самовоспитания учителя; совершенствования учебно-воспитательного процесса; раскрытия не только образовательного, но и воспитательного потенциала обществознания.

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать основные положения современной концепции обществознания РФ, основные факторы школьного обществоведческого образования (в т.ч. цели, содержание, психологические особенности учащихся, учебно-методический комплекс, методы, формы организации учебно-воспитательного процесса, проверки и оценки знаний);

уметь готовиться и проводить учебные занятия по обществознанию, организовывать внеурочную работу по предмету, обобщать и систематизировать опыт учебно-воспитательной деятельности;

владеть навыками рефлексии и саморефлексии предметно-педагогической деятельности.

Особенности курса:

1. Широкий спектр межпредметных связей.

2. Использование различных теоретико-методологических, мировоззренческих позиций.

3. Проблемный характер изучаемого материала, его открытость, вариативность.

4. Полученные знания требуют личностного осмысления и практического использования.

Курс МПО опирается на систему изученных ранее дисциплин, следовательно, предполагает постоянную актуализацию знаний и методик преподавания (их систематизацию и углубление):

— наук о человеке (например, психологию);

Общая содержательная структура курса:

1. Становление современной системы обществоведческого образования.

2. Современная концепция образования обществоведческой дисциплины РФ.

3. Структурные компоненты УВП.

4. Основы конструирования и моделирования содержания образования.

5. Особенности преподавания обществознания в разных классах и школах в условиях профилизации.

Источники изучения курса:

1. Государственные стандарты и программы по курсу «Обществознание» («Человек и общество»).

2. Учебное пособие для ВУЗов (например, «Теория и методика преподавания обществознания» под редакцией Боголюбова, Лазебниковой).

3. Методические рекомендации по школьным курсам «Человек и общество», «Введение в обществознание» и т.д.

5. Материалы ЕГЭ по обществознанию.

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

1. Основные тенденции и противоречия модернизации обществоведческого образования.

2. Основные аспекты формирующейся концепции обществоведческого образования.

Источник

Вопрос 2. Предмет и задачи курса МПО.

Вопрос 2. Предмет и задачи курса МПО.

Предмет познания методики профессионального обу­чения — это относительная самостоятельная ветвь педагогических знаний и умений о конструировании, применении и развитии специальных средств обучения, с помощью которых осуществля­ется регуляция обучающей деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и когнитивной деятельности уча­щихся по формированию профессиональных знаний и умений и развитию обучаемых.

Однако среди педагогов-исследователей, занимающихся пред­метными методиками обучения, бытует мнение, что методика является прикладной частью соответствующей науки. Казалось бы, достаточно хорошо знать соответствующую науку, чтобы уметь ее преподавать. В соответствии с этим мнением методика обучения конкретному предмету — прикладная дисциплина, содержащая рецептурные рекомендации о порядке и способах преподавания данной дисциплины.

Задачи методики профессионального обучения заключаются в том, чтобы на основе: изучения явлений обучения данной учебной дисциплины раскрывать между ними закономерности и связи; познанных закономерностей устанавливать нормативные требования к обучающей деятельности педагога (преподавание) и учебно-познавательной деятельности обучающихся (учение).

В содержание методики профессионального обучения входит: изучение истории методики преподавания учебных дисциплин, входящих в содержание основной образовательной программы по данному направлению; установление познавательного, воспитательного и развивающего значения и задач учебных дисциплин, их места в системе профессионального образования; определение содержания учебных дисциплин, научное обоснование программ, учебников, хрестоматий, справочников, энциклопедий и др.; выработка методов, средств и организационных форм профессионального обучения, соответствующих его целям и содержанию; конструирование учебного оборудования по дисциплинам различного цикла; разработка требований к подготовке педагогов по конкретной учебной дисциплине.

Владение методическими знаниями обеспечивает результативную профессиональную деятельность педагога. Они тесно связаны с приемами и методами этой деятельности, а также с индивидуально-типологическими особенностями педагога, уровнем его компетентности, жизненным и педагогическим опытом и интуицией. Характеризуя эти основы, можно констатировать, что выбор методики должен вытекать из самой сущности учебной дисциплины. Кроме того, он должен базироваться на изучении истории развития соответствующей отрасли знаний, определяться миссией учебного заведения, основываться на современных достижениях в области философии образования педагогики, психологии, социологии и других наук, на всестороннем знании интеллектуальных возможностей обучающихся, их возрастных особенностей и на том, как эти особенности проявляются в данных конкретных условиях. Выбранная методика должна обеспечивать качественные образовательные услуги и учитывать потребности общества и рынка труда.

Вопр. 3 Терминологический аппарат МПО.

Мпо что за предмет. Смотреть фото Мпо что за предмет. Смотреть картинку Мпо что за предмет. Картинка про Мпо что за предмет. Фото Мпо что за предмет

Методико-экономические термины опираются на экономическую терминологию. Ее составляют термины преподаваемой экономической науки (страхование, банковское дело, инвестиции и др.).

Методические термины подразделяются на 4-е подгруппы:
1. Методические термины, являющиеся результатом деления общих дидактико-методических терминов. Например, «занятие по изучению теории банковского дела», «обучение теории экономического анализа» (дидактико­методические термины),

2. Названия методов, методических приемов, характерных не для дидактики в целом, а для обучения специалистов экономического профиля. В отличие от первой подгруппы, эти термины не являются результатом вычленения из дидактико-методических терминов и не имеют с ними прямых преемственных связей. К ним относятся: «экономический диктант», описание различных операций и схем финансово-банковского направления и др.
3. Названия различных методов, форм и средств обучения экономическим дисциплинам (например, название, печатных изданий, используемых в процессе обучения и др.).
4. Термины из истории методики профессионального обучения. В эту группу входит сравнительно небольшое количество терминов, не употребляемых в педагогической практике в обучении специалистов экономического профиля.

Вопрос 10. Назначение и общая характеристика профессионального стандарта.

Профстандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 7.05. 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому к 2015 году следует разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. В настоящее время Минтруда РФ утверждено 14 профстандартов, в т.ч. по таким профессиям, как педагог, специалист по медико-социальной экспертизе, сварщик, специалист по работе с семьей и др.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Работодатель использует стандарт для

Учебные заведения использует профессиональный стандарт для

Вопрос 12. Программа учебных предметов: виды, последовательность, разработки.

Вопрос 2. Предмет и задачи курса МПО.

Предмет познания методики профессионального обу­чения — это относительная самостоятельная ветвь педагогических знаний и умений о конструировании, применении и развитии специальных средств обучения, с помощью которых осуществля­ется регуляция обучающей деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и когнитивной деятельности уча­щихся по формированию профессиональных знаний и умений и развитию обучаемых.

Однако среди педагогов-исследователей, занимающихся пред­метными методиками обучения, бытует мнение, что методика является прикладной частью соответствующей науки. Казалось бы, достаточно хорошо знать соответствующую науку, чтобы уметь ее преподавать. В соответствии с этим мнением методика обучения конкретному предмету — прикладная дисциплина, содержащая рецептурные рекомендации о порядке и способах преподавания данной дисциплины.

Задачи методики профессионального обучения заключаются в том, чтобы на основе: изучения явлений обучения данной учебной дисциплины раскрывать между ними закономерности и связи; познанных закономерностей устанавливать нормативные требования к обучающей деятельности педагога (преподавание) и учебно-познавательной деятельности обучающихся (учение).

В содержание методики профессионального обучения входит: изучение истории методики преподавания учебных дисциплин, входящих в содержание основной образовательной программы по данному направлению; установление познавательного, воспитательного и развивающего значения и задач учебных дисциплин, их места в системе профессионального образования; определение содержания учебных дисциплин, научное обоснование программ, учебников, хрестоматий, справочников, энциклопедий и др.; выработка методов, средств и организационных форм профессионального обучения, соответствующих его целям и содержанию; конструирование учебного оборудования по дисциплинам различного цикла; разработка требований к подготовке педагогов по конкретной учебной дисциплине.

Владение методическими знаниями обеспечивает результативную профессиональную деятельность педагога. Они тесно связаны с приемами и методами этой деятельности, а также с индивидуально-типологическими особенностями педагога, уровнем его компетентности, жизненным и педагогическим опытом и интуицией. Характеризуя эти основы, можно констатировать, что выбор методики должен вытекать из самой сущности учебной дисциплины. Кроме того, он должен базироваться на изучении истории развития соответствующей отрасли знаний, определяться миссией учебного заведения, основываться на современных достижениях в области философии образования педагогики, психологии, социологии и других наук, на всестороннем знании интеллектуальных возможностей обучающихся, их возрастных особенностей и на том, как эти особенности проявляются в данных конкретных условиях. Выбранная методика должна обеспечивать качественные образовательные услуги и учитывать потребности общества и рынка труда.

Источник

Мпо что за предмет

Московское перестраховочное общество

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

Московский продовольственный отдел

межрегиональная профсоюзная организация

международное почтовое отправление

монтаж промышленного оборудования

Московское потребительское общество

морской подвижной объект

межправительственная организация
международная организация

магнитный пеленг ориентира

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

межвузовское подготовительное отделение

образование и наука

межрегиональное потребительское общество

МПО «Сибирский аэросоюз»

минимальная почасовая оплата

межотраслевое производственное объединение

многопрофильное производственное объединение

международный почтовый обмен

Полезное

Смотреть что такое «МПО» в других словарях:

МПО-10 — Электроника МПО 10 сменный модуль оперативной памяти объемом 10 КБ, предназначенный для использования с портативными микрокомпьютерами «Электроника МК 90», «МК 95» и «МК 98». Содержание 1 Технические характеристики 2 Элементная база … Википедия

МПО — См. Морально психологическое обеспечение … Пограничный словарь

МПО — магнитный пеленг ориентира международное постовое отправление межправительственная организация метаплатформенная область Московский продовольственный отдел Московское потребительское общество мотопехотное отделение … Словарь сокращений русского языка

МПО имени И. Румянцева — ОАО «МПО имени И. Румянцева» Тип Открытое акционерное общество Год основания 1922 Расположение … Википедия

МОСКОВСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (МПО) — Психологическое общество при Императорском Московском ун те (1885 1922). Создано по инициативе проф. ун та Троицкого. Он же был первым председателем МПО (до 1887 г.), затем его сменил Грот. В доме Лопатиных собиралась группа философов: Лопатин, В … Русская философия: словарь

Электроника МПО-10 — Электроника МПО 10 сменный модуль оперативной памяти объемом 10 КБ, предназначенный для использования с портативными микрокомпьютерами «Электроника МК 90», «МК 95» и «МК 98». Содержание 1 Технические характеристики 2 … Википедия

Мебель, приспособления и оборудование (МПО) — (furniture, fixtures, and equipment (ff e)) термин, используемый в некоторых государствах для обозначения материального движимого имущества плюс торговые принадлежности и улучшения лизгольда. (МСО).См. также Движимое ( личное) имущество … Экономико-математический словарь

КБ МПО «Салют» — Конструкторское бюро Московского производственного объединения «Салют» Москва … Словарь сокращений и аббревиатур

Московское Психологическое Общество — (МПО) Психологическое общество при Императорском Московском ун те (1885–1922). Создано по инициативе проф. ун та Троицкого. Он же был первым председателем МПО (до 1887 г.), затем его сменил Грот. В доме Лопатиных собиралась группа философов:… … Русская Философия. Энциклопедия

Морально-психологическое обеспечение — (МПО) один из видов обеспечения деятельности войск, органов и организаций ПС РФ, предусматривающий проведение всеми должностными лицами и органами управления комплекса мероприятий, направленных на формирование и поддержание у военнослужащих и в… … Пограничный словарь

Источник

МПО-ШПОРЫ. Тема мпо как отрасль педагогического знания, ее место в психологопедагогическом цикле дисциплин

Построение понятийно-терминологического аппарата (ПТА)

В МПО её основные понятия служат фундаментом процесса обучения предмету и показателем уровня её развития. Построение научного знания всегда начинается с введения строгих и точных определений.

При упорядочении понятийно-терминологического аппарата МПО может быть предложено несколько оснований для классификации:

По источникам формирования

Выделяют 3 группы понятий и терминов.

3. Методические понятия собственно методические понятия и термины.

2. Названия методов и приёмов, характерных не для дидактики в целом, а для обучения техническим дисциплинам («технический диктант»).

3. Названия различных средств обучения техническим предметам, а также демонстрация устройств, механизмов: «электроремонтная мастерская».

4. Понятия и термины из истории МПО, уже не употребляемые в практике обучения: «ручной метод обработки материалов»

Особенностью развития МПО является творческое использование методов исследования смежных наук: педагогики, психологии, социологии.

Педагогическое наблюдение, интервью, беседа, анкетирование, хронометраж трудовой деятельности, педагогический эксперимент и т.д.

Связь МПО с техническими науками

Система технических наук, научные основы конкретной отрасли производства дают базу для формирования средств отбора и структурирования учебного материала. На этой базе методика обосновывает критерии отбора учебного материала, конструирует логику изложения содержания учебного предмета, разрабатывает различные варианты изучения материала с учетом конкретных условий.

Роль учебного предмета «МПО» в подготовке инженеров-педагогов

Учебная дисциплина «МПО» должна обеспечить ядро профподготовки будущих преподавателей и мастеров проф. обучения. От того, в какой мере будущий педагог овладеет методикой, зависит совершенствование его мастерства и успешное формирование профессиональных знаний, умений учащегося.

Цель курса – сформировать у будущих инженеров-педагогов знания, умения по планированию, конструированию, применению средств обучения, обеспечивающих подготовку рабочих.

Тема 2. Методическая деятельность как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального обучения
1. Сущность, цели и задачи методической деятельности педагога профес­сионального обучения. Отличие методической деятельности от обучающей деятельности педагога. Виды методической деятельности педагога на этапе проектирования, подготовки, реализации и анализа обучающей деятельности. Содержание методической деятельности педагога профессионального обуче­ния: объект, предмет и результаты методической деятельности. Функции мето­дической деятельности, виды методической деятельности: дидактико-методический анализ учебно-программной документации, учебников, содержа­ния учебного материала урока; методическая редукция учебного материала; конструирование предметно-знаковых форм представления учебного материа­ла; конструирование приемов, методов, методик обучения; выбор средств обу­чения; конструирование целей урока; рефлексия методической деятельности.

Методическая деятельность педагога

Методическая деятельность – самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.

Объект методической деятельности – процесс формирования ЗУН.

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний, умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Субъекты методической деятельности: педагог или коллектив педагогов.

Результаты (продукты) методической деятельности – методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации, алгоритмы решения задач, листы рабочей тетради, приемы, методы обучения, методическое обеспечение учебной дисциплины, учебной программы. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках учебной дисциплины.

Методическая деятельность – самостоятельный вид проф. деятельности инженера-педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, осуществляющих регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или по циклу учебных дисциплин.

Характеристика основных процедур методической деятельности

Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету.

Субъекты методической деятельности

Различают 2 уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Первоначально молодого педагога охватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок и т.д. Особенность методической деятельности педагога в данный период – неявный характер методического компонента в общей педагогической деятельности. Осознание, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты формирования системы знаний, умений.

Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методической работы. Результатами его методической деятельности пользуются в основном учащиеся.

Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Это ставит задачи конструирования, систематизации и передачи этого опыта, что переводит эту деятельность с практического уровня на теоретический и вызывает необходимость оформления её в самостоятельный вид проф. деятельности.

Методическая работа превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств различного назначения, методов, обучающих программ и т.д.

Субъектами методической деятельности этого уровня являются педагоги-технологи, или исследователи, разрабатывающие для педпроцесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является проф. деятельностью.

Педагог-технолог – специалист интегрального типа, который сочетает в себе функции образовательно-воспитательного и организационно-методического характера.

Объектами деятельности такого специалиста являются макроструктуры учебной информации: учебные программы, техническая документация.

Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий.

ЭМпо что за предмет. Смотреть фото Мпо что за предмет. Смотреть картинку Мпо что за предмет. Картинка про Мпо что за предмет. Фото Мпо что за предметкономич.ситуация Педагог-

Рынок труда технолог

Уч-ся Педагог- методист

Профессионал в сфере методической деятельности занимается проектированием, разработкой и конструированием образовательных систем, которые должны удовлетворять целям и задачам, системе требований общества и производства, а также обеспечивать практику обучения комплексом специально разработанных преподавателем, связанных в единую систему учебно-программных средств, методик обучения.

Характеристика основных процедур методической деятельности

Рефлексия методической деятельности.

Рефлексия – контроль и оценка человеком собственных действий.

Приёмы: уточнение, сомнение, вопрос, утверждение, предположение, установление причинно-следственных связей, анализ результата.

Методическая редукция понятий – трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся.

Цель редукции – преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его учащимися.

1. Лингвистическая трансформация учебного материала – это преобразование данных конструкций слов, словосочетаний или предложений в ряд других, близких для понимания учащимися.

2. Вербальность – знаково-символические, невербальные формы репрезентации информации замещаются на устную, словесную форму.

3. Метафоричность может выступать в роли средства передачи и усвоения новых знаний и «нового видения мира и вещей». Метафора близка к таким механизмам понимания, как узнавание, ассоциирование. Должна сознательно отбираться преподавателем, чтобы учащиеся не воспринимали их в буквальном значении.

4. Мнемотехника: её цель – облегчить понимание и запоминание содержания путем образования искусственных ассоциаций.

5. Элиминация менее важных аспектов из содержания учебного материала: пропуск менее важных аспектов содержания учебного материала.

Тема 3. Содержание профессионального образования и обучения в учреждениях начального профессионального образования
1. Нормативные документы, регламентирующие содержание профессио­нального образования. Государственный стандарт начального профессио­нального образования: федеральный и национально-региональный компоненты стандарта; назначение и структура стандарта; ступени квалификации; профес­сиональная характеристика; модель учебного плана. Учебные планы и учебные программы подготовки специалистов. Содержание общепрофессионального и профессионального циклов под­готовки квалифицированных рабочих.

Госстандарт НПО совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профобразования, отраженных в соответствующих нормативных документах. Госстандарт профобразования служит примером сквозного, комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профобразования в России.

Государственный стандарт профессионального образования включает в себя общие требования к системе образования, его структуре, к основным образовательным программам, условия их реализации, классификатор направлений и специальностей. Образовательный стандарт является базовым нормативным документом, который определяет структуру и содержание образования независимо от форм получения образования.

Базовая система понятий Госстандарта профобразования необходима для успешных, согласованных действий всех субъектов сферы профобразования.

Учебный план форма педпроекта, в котором определяется перечень и объем циклов учебных дисциплин и происходит их распределение по годам обучения, курсам, полугодиям, неделям. В плане при формировании дисциплин учитываются особенности технического знания.

Модель учебного плана – документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания НПО: информация о квалификационной структуре, формах подготовки рабочих, о циклах (совокупность предметов одной проф. направленности), курсах, предметах, количество часов.

Содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение, дополняемое на региональном уровне предметами из перечня предметов по выбору и факультативное обучение за рамками учебной недели.

Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Образовательные программы делятся на типовые, рабочие, индивидуальные.

Типовые образовательные программы составляются учеными, методистами, авторами учебников и могут утверждаться органами управления образованием. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к подготовке учащихся.

Рабочие образовательные программы составляются или подбираются самими учи­телями для осуществления реального обучения в конкретных условиях. Рабочая об­разовательная программа составляется по каждому учебному курсу и классу, как пра­вило, на учебный год.

Индивидуальные образовательные программы воплощают в себе ученический компонент базисного учебного плана и составляются для обучения отдельных учащихся. Эти программы могут иметь различный вид и форму. Они могут относиться к отдельным учебным курсам или комплексному образованию учащегося. В их составлении явно или косвенно принимают участие сами ученики.

Учебник – это учебная книга, подробно отражающая содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению. Функции учебника: информационная, обучающая, мотивационная, воспитывающая, контрольная, самообразовательная, управляющая и др.

Структура традиционных учебных планов подготовки рабочих в различных типах учреждений НПО.

специальный (все виды спецтехнологий).

Нужно проанализировать поле действия специалиста, виды деятельности и на основе этого определить какие знания должны быть у специалиста.

Логика науки – отражает историю развития науки, её становление. Нельзя учить, следуя логике науки.

Логика учебного предмета – должна отвечать логике педпроцесса, от отдельного элемента к общему, от простого к сложному, должна отвечать принципу последовательности.

Сочетание индуктивного и дедуктивного методов построения содержания

Последовательность изложения учебного материала от простейших устройств (электрических цепей) до системы производства и использования электроэнергии соответствует индуктивному методу построения содержания учебного материала. Содержание раздела (электротехника) строится иначе. Сначала рассматривается основные понятия, т.е. общие теоретические положения, а затем частные закономерности работы конкретных устройств: электрических цепей постоянного тока и т.д. – дедуктивный метод. Таким образом, содержание учебного материала строится на сочетании индуктивного и дедуктивного методов. Это позволяет применить научно обоснованные подходы в разработке методики изучения каждой темы.

Учебный материал та часть конкретного социального опыта, подлежащая усвоению за единицу учебного времени (урок, занятие, тема), которая воплощена в тексте учебника, речи учителя и других средствах обучения (задачник, диафильм, кинофильм).

2. Факторы, определяющие содержание профессиональной подготовки. Технологические и трудовые процессы в соответствующей отрасли промыш­ленности. Трудовая деятельность и ее элементы: трудовой процесс, трудовая операция, трудовой прием, трудовое действие. Сущность и особенности про­фессиональных знаний. Системы производственного обучения.

Технические дисциплины представляют основу соответствующей науки. Предметом основ технической науки являются объекты технической практики. Изучаемый обобщенный технический объект описывается понятиями, отражающими физический процесс, функциональное значение и конструкционные параметры технических устройств.

Мпо что за предмет. Смотреть фото Мпо что за предмет. Смотреть картинку Мпо что за предмет. Картинка про Мпо что за предмет. Фото Мпо что за предметтехнические объекты
Функциональное Физический Конструкциональные

назначение процесс параметры

Понятия имеют основные характеристики: содержание, объем, связи и отношения между понятиями. Преподавателю эти характеристики необходимо знать, чтобы объективно судить, как понятие освоено учащимися.

Объем понятия – количество объектов, охватываемых данным понятием.

Все предметы и явления окружающей действительности связаны и взаимно обуславливают друг друга. Отражение этих объективных связей между предметами и явлениями в сознании человека происходит через связи и отношениями между понятиями.

Система взаимосвязанных понятий обобщается в закон, который определяет количественные характеристики и связи между понятиями. Совокупность законов образует самостоятельные теории технического знания. Из теории выводятся следствия – частные случаи практического применения соответствующих законов.

Структура технического знания

Мпо что за предмет. Смотреть фото Мпо что за предмет. Смотреть картинку Мпо что за предмет. Картинка про Мпо что за предмет. Фото Мпо что за предметФакты Понятия Законы

Следствия Теории
Под производственным процессом понимается совокупность воз­действий, природных и трудовых процессов, в результате которых получается необходимый продукт, или, в более широком смысле, полезный производственный результат

Предмет труда  Труд (человека)  Средства труда

Труд – момент в трудовом процессе когда в него включен человеческий ресурс.

В организации труда трудовой процесс принято расчленять на сле­дующие части: операция, прием, действие.

Операция – самостоятельная часть трудового процесса.

Прием – часть операции, имеющая законченную цель. Каждый прием состоит из совокупности действий и движений человека.

Программа производственного обучения должна отражать содержание практической подготовки специалиста, структуру трудовой проф. деятельности специалиста и в зависимости от того, какие части структуры лежат в основе, от этого зависит построение программы и системы производственного обучения.

Система производственного обучения – порядок расчленения содержания обучения и построение его в логике овладения обучаемыми профессиональными умениями и навыками.

«+»: Существовала в условиях мануфактурного производства

Уч-ся принимались в мастерскую к определенному мастеру

Форма обучения существовала в виде индивидуального ученичества

«-»: Уч-ся получали подготовку в неполном объеме

Результат обучения зависел от проф. мастерства мастера

«+»: Существовали составные элементы – приемы труда, входящие в состав трудовой деятельности

Рабочего целесообразно обучать проф. деятельности, расчленяя ее на основные элементы – приемы в виде работ

Высокая степень расчленения содержания обучения

«+»: Пробуждение интереса у уч-ся к производственному труду

Расчленение трудового процесса до отдельных движений

«+»: Расчленение трудового процесса до отдельных движений

Тренировка движений, доведенных до совершенства

Рациональность, массовость, скоротечность

«+»: Характерна интенсивная умственная деятельность

Предполагается выделение часто встречающихся неисправностей элементов, блоков

Неисправности исправляются трудовыми действиями, которые выполняются по определенному алгоритму

«-»: Типичные неисправности, их признаки и причины являются источником проблемных ситуаций.

3. Учебно-программная документация по общетехническим и специальным предметам и производственному обучения, её анализ и принципы разработки.

Сводно-тематический план определяет, как сочетается в процессе обучения темы производственного обучения и специальной технологии. В плане показывается их взаимосвязь по времени и содержанию, приводится количество часов на каждую тему. Последовательность прохождения тем установлена так, что изучения специальных тем предшествует освоению проф. навыков и умений или происходит одновременно. В сводно-тематическом плане предусматривается дидактически целесообразная последовательность преподавания учебного материала при равномерном нарастании сложности изучаемых технологических операции и работ. При составлении сводно-тематического плана следует учитывать взаимосвязь с предметами общеобразовательного цикла.

Программа учебного предмета.

Разрабатывается на основе учебного плана. В ней определяются цели изучения дисциплины, излагается содержание через обозначение тем, разделов, указывается продолжительность и последовательность их изучения.

Каждая программа включает в себя содержание уроков, перечень лабораторных работ или практических, межпредметные связи, требования к знаниям, умениям.

Принципы разработки программы

Общими принципами построения учебных программ являются:

 формирование у учащихся ЗУН в соответствии с требованиями, предъявляемые к рабочему данной профессии;

 отражение новейших достижений науки и техники и опыт новаторов производства;

 осуществление связи теории с практикой;

 обучение на основе производственного труда

 связь теорий с практикой;

Соответствуют особенностям учебно-воспитательного процесса в средних профтехучилищах.

А.П. Беляева выделяет следующие специфические принципы:

 единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования;

 комплексные межпредметные связи;

При установлении перечня тем, их последовательности и распределения часов между ними решающими принципами являются:

 связь теории с практикой;

При изучений предмета у учащихся должно формироваться достаточно целое и верное представление о содержании и структуры науки, лежащей в его основе.

Связь теорий с практикой

Согласование тем предмета и последовательности его расположения относительно производственно обучения.

Систематичность в обучении

Учащиеся должны овладевать ЗУН в строго определённом порядке, предполагающем логическую обоснованность последовательного изучения материала.

Изучаемый материал по объёму, содержанию и методам преподавания соответствовал возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям.

Создание типовой учебно-программной документации в двух-трёх модификациях, учитывающих особенности характера и содержания труда. Это позволяет сократить количество учебных программ, улучшает организацию управления учебными заведениями, способствуют повышению эффективности всего учебно-воспитательного процесса. На основе данного принципа унифицированы учебные планы группы профессий рабочих по металлообработке: токарей, фрезеровщиков, слесарей и т.д. Все планы имеют единую структуру, в них отведено одинаковое число часов на экзамены, каникулы и консультации, для них определён и единый перечень предметов общеобразовательного цикла.

Дифференцированный подход к распределению часов между темами плана в зависимости от рабочей профессии и типа учебного заведения.

Тема 4. Средства обучения в методике профессионального обучения
1. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся. Средства обучения: сущность и классификация. Система материальных средств в профессиональной подготовке рабочих и специалистов.

Средства осуществления учебного процесса

В процессе обучения для организации взаимодействия преподаватель-учащийся включаются посредники, которые ставят субъектов обучения между собой и объектами изучения (учебник, физическое явление). С помощью посредников увеличился объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, проф. умений и т.д. Для обозначения этих посредствующих элементов в теории обучения употребляется понятие средства обучения (рис).

Мпо что за предмет. Смотреть фото Мпо что за предмет. Смотреть картинку Мпо что за предмет. Картинка про Мпо что за предмет. Фото Мпо что за предметОбъекты

Средство – то, что необходимо для реализации цели. К широкому спектру дидактических средств относят все то, что каким-то образом может быть представлено.

На уроке во время различных демонстраций используется вспомогательное оборудование, которое не несет информационной или тренировочной функции, но помогает педагогу организовать учебный процесс по предмету. Группа средств обучения, выделенная по способу их производства, представляет собой материально-технические объекты, с помощью которых реализуется информационная, управляющая, контролирующая и другие функции обучения.

Материальные средства играют значительную роль на начальном этапе формирования новых знаний и способов деятельности учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *