Мститель солоухин о чем
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Солоухин В. «Мститель» Читательский дневник, краткое содержание
Солоухин В. «Мститель» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Солоухин Владимир Алексеевич
Название: «Мститель»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: месть и прощение.
Число страниц: 7
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Рассказ о том, как Витька Агафонов неожиданно ударил по спине мальчика, рассказчика. Он решил отомстить, продумал план, как перехитрить Витьку. Но когда они встретились в лесу, им было очень весело и интересно вместе, так что в итоге они подружились.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне очень понравился эпизод, когда мальчики побежали к реке. Была уже осень, а они по колено залезли в холодную воду и стали пить прямо из реки. Хорошо, что раньше вода в реках была такая чистая и вкусная.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Прощение обидчиков делает человека счастливее, а местью и дракой ничего хорошего не добиться.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что обидчиков лучше прощать, чем мстить им. Учит нас, что дракой и битьём ничего не решить. А ещё учит нас тому, что вместе всегда интереснее и веселее.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень понравился этот рассказ. Главные герои, мальчишки, они такие же, как и мы, любят игры и проделки. Конечно, нехорошо, что Витька так хитро ударил в спину и даже не извинился, но очень радостно, что они в итоге подружились, и рассказчик решил не мстить.
Новые слова и выражения:
На любака – добровольный кулачный или рукопашный бой.
Теплинка – костёр, разведённый на открытом месте.
Дёрн – верхний слой почвы.
Катыш – круглый комок, скатанный шарик из мягкого вещества.
Пословицы к произведению:
Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Упавшего не считай за пропавшего.
Доброе слово лечит, а худое калечит.
Краткое содержание Солоухин Мститель
Произведение начинается с того момента, когда ребятишки отправились выкапывать картофель. Для всех это было радостным занятием, ведь им не надо было просиживать на уроке арифметики. Дети дурачились, кто, как мог, ведь и погода соответствовала этой работе. Небо было синее, и на улице было тепло и тихо.
Мальчишки придумали новое развлечение, интересное для всех. Лепили из земли шарик, насаживали на прутик и бросали вверх. А потом все долго наблюдали, какой шарик упадет дальше.
Наш главный герой только собрался, чтобы изготовить шарик больше, чем у других, как почувствовал, что его сильно ударили в спину. Когда он повернулся, чтобы посмотреть, то увидел, как убегает от него Витька Агафонов. Мальчик был обижен на него. Как это так получилось? Ведь он всегда Витьку защищал, а тот взял его и ударил незаметно. Да и дрались они между собой давно уже, и то это они просто соизмеряли свои силы.
Тогда он решил отомстить своему бывшему другу. Он обязательно позовет Витьку в лес и побьет его. Мальчик думал долго, как же он лучше его ударит. И принял решение сделать так же, как Витька тайком.
Вскоре герой подошел в один из дней на перемене к своему обидчику и пригласил его в лес жечь костер. Витька, конечно же, с подозрением отнесся к этому предложению, потому что думал, что тот хочет сделать с ним что-то нехорошее. Но, мальчик уверил его в обратном. Конечно, вначале он предполагал, что его друг откажется, но тот согласился. Весь путь герой думал, как же он поступит с Агафоновым. Он даже хотел дать ему в ухо, но Витька увидел небольшое отверстие в земле и предложил ему раскопать его, так как думал, что здесь обитает шмель и можно полакомиться медом.
Ребята выстрогали палочки и стали копать, однако в своих предположениях они ошиблись.
Рассказ учит нас прощать обидчиков, как бы Вам горько от этого не было, ведь месть очень страшная вещь, и не важно, какими причинами она вызвана.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Солоухин. Все произведения
Мститель. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Старое кержацкое село Вырубы в двадцать изб затаилось на берегу стремительной речки Оньи. Справа, слева, сзади – горы. Спрятались староверы, укрылись здесь от чужаков, сохраняя «древлеотеческие устои».
«Волоколамское шоссе» занимает центральное место в литературном наследии Бека Александра. Произведение создано во время Великой Отечественной войны. Первая публикация произведения вышла с черновым названием «Панфиловцы на первом рубеже».
Получив письмо от своего дяди. В котором содержалась просьба о том, чтобы Сергей Александрович срочно прибыл в село Степанчиково, для того, чтобы жениться на одной из его бывших воспитанниц, отец которой был бедным чиновником и носил фамилию Ежевикин
Книги писателя вышли только после его смерти и прославили его, как гениального фантаста, создателя всемирно известного Ктулху и других божеств.
Котька Чижов смотрит из окна, как ребята на улице из снега строят горку. Его позвали помогать. Работать было лень, и он не пошел. А покататься с горки ему очень хотелось. Поэтому, когда все ушли, он быстро собрался, надел коньки и бегом на улицу.
Анализ произведения
Произведение написано в послевоенную эпоху. Кроме года создания, на это указывают многие детали, например:
Жанр произведения — рассказ. Повествование ведётся от лица героя, а сюжет построен вокруг одного события.
Фабула произведения проста. В сентябре ученики помогали взрослым убирать картофель, а один мальчик, Витька Агафонов, исподтишка ударил своего товарища прямо в спину.
Рассказ ведётся от лица побитого мальчика. Ему не было больно, но душу захлестнула обида. Рассказчик решил отомстить Витьке, а в конце произведения понял, что идея была не такой уж хорошей и отказался от неё. В произведении присутствуют все стандартные композиционные элементы:
Ярко и подробно показаны изменения, произошедшие в душе героя. Один маленький поступок привёл к большим трансформациям: сначала мальчик хотел отомстить, а потом принял очень важное решение — отказался от первоначального замысла и это принесло ему облегчение. В произведении всего 2 героя: рассказчик и его приятель Витька Агафонов.
Средства выразительности
Автор использует несколько приёмов, чтобы лучше показать читателю, что творится в душе рассказчика. Первое средство выразительности — антитеза. Владимир Солоухин описывает настроение мальчика до предательского удара и после него. Сначала главный герой радовался вместе со всеми, а когда получил тычок в спину, не мог думать ни о чём, кроме того, как лучше ответить обидчику. Даже природа, кажется, утратила свою красоту. Эпитеты и метафоры, с помощью которых созданы пейзажные описания и зарисовки в начале рассказа:
Когда приятель стукнул мальчика, тот перестал замечать и небо, и картошку, и солнце. Описывая состояние ребенка, писатель отмечет детали:
Язык повествования — яркий, колоритный и самобытный, поэтому на двух станицах автор сумел сказать очень много.
Динамичным и эмоциональным произведение делают диалектные слова и выражения, например:
В рассказе есть одна интересная деталь, по которой становится понятно, что желание отомстить было ошибочным.
Герой, от лица которого ведётся повествование, «гораздо сильнее» своего обидчика. Конечно, стерпеть обиду от того, кто слабее, сложно, но мстить ему исподтишка или открыто совсем неправильно. Главное, что герой это понял.
Краткое содержание
Осенью школьники младших классов помогали убирать картофель на колхозном поле. Стояла отличная погода, и ребята вовсю дурачились и веселились. Их радовало, что можно на некоторое время забыть о скучных уроках. Дети придумали развлечение: они насаживали на прутики комья земли, размахивались и бросали. Так интересно было наблюдать за тем, чей шарик улетит дальше! Иногда вместо земляных комьев на прутках оказывалась картошка — она тоже хорошо летала.
В какой-то момент рассказчик почувствовал, что его ударили по спине. У мальчика сразу испортилось настроение. Ему захотелось плакать. Герой уточняет, что от физической боли слёз нет. От неё можно кричать, кататься по земле, чтобы стало легче. А когда тебя незаслуженно обидели, слёзы сами наворачиваются на глаза.
Другие ребята ничего не заметили, а для рассказчика день утратил своё очарование. Ему показалось, что всё вокруг померкло. Мальчик решил, что через несколько дней, когда Витька забудет о своём подлом поступке, он заманит его в лес и там наподдаст. Прошло некоторое время. На большой перемене герой подошёл к Витьке и предложил пойти в лес, чтобы «жечь теплинку». Мститель волновался, его голос стал глухим, а руки задрожали, поэтому пришлось спрятать их в карманы. Витька как будто что-то заподозрил, но рассказчику удалось совладать с собой.
После уроков ребята отправились на прогулку. По дороге мальчик обдумывал, как и когда лучше стукнуть Витьку. Он всё откладывал, ждал подходящего момента, а тот никак не подворачивался. Сначала ребята стали раскапывать норку шмеля, но никого там не нашли. Затем они нашли «стаю рыжиков», пожарили их на костре и съели.
Всё время выходило так, что Витька придумывал что-то интересное, и из-за этого герою было неловко его колотить. Потом он решил, что отомстит, когда будут возвращаться домой. Но когда ребята отмылись в речке от сажи и отправились восвояси, незадачливый мститель опять не смог побить обидчика. Тот «доверчиво» шёл впереди, и его уши смешно оттопыривались. Рассказчик понял, что, оказывается, побить человека не так просто.
В итоге герой принял важное решение: сейчас он простит товарища, а если тот снова ударит исподтишка, точно отплатит! От этой мысли на душе стало легко, и в село мальчики зашли «как лучшие дружки-приятели».
Подготовка к сочинению
Читать «Мститель» Солоухина лучше в оригинале: это поможет подготовить пересказ и заполнить читательский дневник. Текст произведения представлен полностью и бесплатно. В рассказе есть аргументы к ЕГЭ по направлению «Месть и великодушие». Суть в следующем: обиженный человек может взращивать в себе желание отомстить, но если он добрый по натуре, ничего не получится. Светлая сторона личности возьмёт верх, и в итоге обидчик будет прощён.
Великодушный человек не может искренне ненавидеть и желать другому зла. Накручивая себя обидой, он только разрушает душу. Поэтому автор отмечает, что маленький герой испытал облегчение, отказавшись своего коварного плана. Самая важная мысль заключается в том, что мальчик сумел выйти из сложного положения, сохранив достоинство. При подготовке к уроку важно не перепутать произведение Солоухина с другим рассказом «Мститель», который написал Чехов.
Мститель краткое содержание
Рассказ «Мститель» Солоухина был написан в 1961 году. Произведение описывает отношения двух приятелей, один из которых совершил некрасивый поступок по отношению к другому. Главный герой отказывается от мести, понимая, что ни к чему хорошему она не приведет.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн каткое содержание «Мститель» на нашем сайте.
Главные герои
Рассказчик – мальчик, добрый, дружелюбный, справедливый.
Витька Агафонов – одноклассник, друг рассказчика, совершивший подлый поступок, но, по сути, неплохой мальчик.
Краткое содержание
Как-то раз в сентябре учеников отправили копать картошку. Ребята были очень довольны – вместо того, чтобы решать сложные задачи «на скучном уроке по арифметике», они вовсю резвились и дурачились на картофельном поле. Главное развлечение заключалось в том, чтобы как можно дальше закинуть гибким прутом картошку или тяжелый земляной шарик.
Никто из ребят не заметил этого маленького происшествия, но герой «уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба». Постепенно в его голове созрел план мести – «через несколько дней, когда все позабудется», заманить предателя в лес и как следует отлупить его. Так мальчик и поступил – пригласил Витьку «в лес жечь теплинку». Герой притворился, что совершенно не держит на него зла, и ребята отправились в путь.
Когда ребята, перемазанные сажей, отмылись в речке, и отправились домой, у героя под ложечкой начало «ныть и сосать». Глядя на оттопыренные уши Витьки, шедшего впереди, он понял, что ему перехотелось наказывать своего обидчика. Оказалось, что «совсем непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя». День, проведенный вместе с Витькой в лесу, был до того хорош, что в душе героя не осталось и следа от былой злости. Он решил простить его, но уж в другой раз не дать ему спуска!
Заключение
Книга Владимира Солоухина учит добру, милосердию, умению прощать, находить хорошее в своих друзьях. Месть способна лишь растревожить, растравить душу, и гораздо приятнее простить человека, даже если он совершил не самый благовидный поступок.
После ознакомления с кратким пересказом «Мститель» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.
Краткое содержание рассказа Владимира Солоухина «Мститель»
Рассказ Владимира Солоухина «Мститель» был впервые опубликован в 1962 году. В нем рассказывается об отношениях двух друзей, один из которых сделал некрасивое действие по отношению к своему приятелю. Краткое содержание «Мстителя» поможет правильно заполнить читательский дневник и сделать анализ основных мыслей писателя. Главный персонаж в итоге отказывается от мести, потому что это не приведет к хорошим последствиям.
Основные персонажи
На примере двух приятелей писатель умело показывает, что месть может испортить жизнь человеку, поскольку она будет его постоянно тревожить и занимать все мысли. В главного персонажа попал комком земли его давний приятель, после чего парень затаил злобу. Он много дней строил план мести, а потом заманил обидчика в лес. Однако он постоянно откладывал задуманное, так как сильно нервничал. В рассказе «Мститель» Солоухина присутствуют такие главные герои:
В своем произведении писатель учит читателя, что необходимо научиться прощать мелкие обиды и не носить их внутри себя.
Автор утверждает, что следует стать более великодушным. Стоит жить в мире с окружающими. Небольшие ссоры нужно сразу же анализировать и улаживать, тогда не придется разрабатывать жестокий план мести.
Сбор картофеля
Учеников средней школы вместо занятий отправили на поле собирать урожай картошки. Дети были счастливы, ведь теперь им не нужно находиться в классе и решать задачи на уроке математики.
На улице была отличная солнечная погода, ребята дурачились. Они лепили из земли шарики, надевали их на веточки и запускали высоко в небо. Победителем был тот, чей комок грязи поднимался выше остальных. Часто мальчишки вместо почвы использовали клубни картофеля. Им было очень весело и вовсе не хотелось идти на уроки.
В тот момент обиженный мальчик решил отомстить. Сначала он намеревался вызвать Витьку драться, но быстро передумал, потому что тот был намного слабее, а герой хотел честной победы. Тогда пострадавший придумал другой план. Через пару дней, когда обидчик забудет о совершенном поступке, он позовет его на прогулку в лес.
Мальчик хотел предложить Витьке сжечь теплинку, а затем избить его. Так рассказчик и поступил. Он предложил обидчику отправиться в лес. Однако тот сразу сообразил, что обиженный ребенок мечтает о мести. После долгой беседы главный герой смог переубедить мальчика.
Поход в лес
По пути в лес рассказчик ждал удачного момента, чтобы осуществить задуманное. Он часто вспоминал, как больно Витька ударил его в спину, и уговаривал себя, что месть просто необходима. На окраине леса Агафонов увидел шмеля, вылетевшего из земли, и позвал приятеля. Они вдвоем стали раскапывать норку, чтобы достать вкусное лакомство, однако меда так и не нашли.
Затем Витька нашел поляну с большим количеством рыжиков. Мальчики захотели их пожарить, и обидчик предложил сходить домой, чтобы взять соль и яйца. Так они и сделали. Рассказчик все ждал, когда он сможет отомстить приятелю. Однако дети проводили время, словно в сказке, поэтому не хотелось драться. По пути домой обиженный парень решил не избивать своего товарища. Он подумал, что если тот попытается еще раз его обидеть, то он его точно накажет. В душе у мальчика стало легко от мысли о забытой обиде.
План рассказа
После ознакомления с пересказом книги стоит прочитать ее полностью. При заполнении читательского дневника можно руководствоваться следующим планом:
В своем произведении писатель рассказывает читателю о добре, умении прощать обиды и находить хорошие качества у окружающих. Автор говорит, что месть может только растревожить человеческую душу. Намного приятнее простить обидчика, даже если он совершил далеко не благовидный поступок.