Мцыри в чем смысл финала поэмы

В чём смысл финала поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? (ЕГЭ по литературе)

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» является типичной для литературного направления романтизм. Герой-одиночка, чувствующий себя чужим на фоне окружающих, совершает побег, дабы почувствовать себя свободным. Он считает, что его место на родине, где «пышные поля», «холмы, покрытые венцом». Но счастье не длится долго, поскольку после трехдневной свободы Мцыри умирает.

На этом и заканчивается произведение Лермонтова.

Финал произведения несет определенную смысловую нагрузку. Для начала следует сказать, что у поэмы кольцевая композиция, означающая такое построение текста, при котором последний эпизод повторяет первый. В данном случае действие начинается в монастыре и заканчивается там же. Это может означать внешнее поражение Мцыри, ведь на протяжении всей поэмы он мечтал оказаться на Родине: «Бродил безмолвен, одинок, // Смотрел вздыхая на восток, // Томим неясною тоской // По стороне своей родной», но снова оказывается в «сумрачных стенах» монастыря.

Трагический финал также раскрывает образ главного героя. Мцыри не протестует против общества, он просто борется за свою свободу, ведь Родина для него — абсолютный идеал, к которому надо стремиться, что характерно для романтического героя. В этом и заключается главная цель поэмы – показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый и обреченный порыв. Так, перед смертью Мцыри говорит:

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!

Из финала мы узнаем еще одну черту, характерную для главного героя — сила духа. Приближение смерти вовсе не пугает главного героя, он остается верен своим идеалам. Финал конфликта с судьбой трагичен, но в то же время наблюдается могущество личности, которая готова за свои убеждения и рай и вечность променять:

Мцыри в чем смысл финала поэмы. Смотреть фото Мцыри в чем смысл финала поэмы. Смотреть картинку Мцыри в чем смысл финала поэмы. Картинка про Мцыри в чем смысл финала поэмы. Фото Мцыри в чем смысл финала поэмы

Последнее желание Мцыри также свидетельствует о его верности родине:

Мцыри в чем смысл финала поэмы. Смотреть фото Мцыри в чем смысл финала поэмы. Смотреть картинку Мцыри в чем смысл финала поэмы. Картинка про Мцыри в чем смысл финала поэмы. Фото Мцыри в чем смысл финала поэмы

Таким образом, смысл финала состоит в раскрытии цели поэмы и образа главного героя.

Слово родина употреблено то с прописной, то со строчной буквы.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Смысл поэмы Мцыри — Лермонтова

Смысл названия произведения Михаила Лермонтова прост и лаконичен, он говорит о том, что перед нами рассказ о человеке, не имеющем даже своего имени. Мцыри называли послушников при монастыре, пока ещё не принявших монашеский обет.

О чём поэма Мцыри

Мальчик в возрасте 6 лет попал в плен и был привезён русским генералом в мужской монастырь. Монахи вылечили ребёнка и воспитали его в духе христианства. Он вырос и уже готов был принять монашеский обет, но неожиданно исчез накануне. Три дня искали его монахи, и нашли в степи, больным и израненным. Мцыри лежал без сознания и его принесли обратно в обитель. Молодой послушник не отвечал на вопросы, он медленно и гордо умирал. Видно было, что он желал смерти.

Тот самый монах, что вылечил Мцыри, когда тот был ребёнком, выхаживал его. Старый монах умолял воспитанника рассказать, что с ним произошло. И молодой человек рассказал ему всё. Мцыри признался, что хотел свободы, хотел узнать, где его семья, родители, сёстры. Юноша поведал старому человеку, что он жил, а он, Мцыри не видел жизни, не знал воли. На свободе он увидел просторы, поля, горы, реки. Всего этого Мцыри был лишён всю свою жизнь.

Любуясь красотами Кавказа, Мцыри вспомнил родной дом, отца и сестёр. В его памяти ожили знакомые места, где он играл в детстве.

Три дня молодой человек был счастлив. Он наслаждался природой родного края, собственной свободой. Природа, пышная растительность, неведомые волшебные звуки подарили ему немало счастливых мгновений.

После этого происшествия Мцыри понял, что не сможет вернуться к родным, что он стал для них чужим. Но и в монастырь ему возвращаться не хотелось. Мцыри не желал снова вернуться в свою тюрьму.

Мцыри понял, что умирает, ему мерещились странные вещи, говорящая золотая рыбка убеждала его остаться в воде. Юноша закончил свой рассказ и на прощанье попросил своего воспитателя, чтобы его похоронили в саду. С этого места виден Кавказ, и несчастный послушник надеялся, что родные места пришлют ему последний привет.

Смысл произведения Мцыри

Главный герой, с детства видевший только стены монастыря, отвыкший от людей, не утратил любви к свободе, не потерял свою натуру борца. Ему нужен простор, он скучает по своей утерянной родине. В душе молодого послушника по-прежнему горит огонь страсти, его не смогли погасить труды и молитвы. Внутри он остаётся воином, таким же, как и его предки.

Но в истерзанной душе юноши есть место и нежным чувствам. Главная его цель, его мечта — увидеть свою родину. Ему не удалось достигнуть предела своих мечтаний, но он боролся за неё как настоящий воин, боролся до конца, до самой своей смерти.

Смысл конца поэмы Мцыри

Смысл смерти мцыри

Смерть для персонажа — это получение долгожданной свободы, о которой в обычной жизни он только мечтал. Да, во время побега он смог частично прочувствовать ее, но этого, конечно же, было недостаточно для достижения счастья. Тогда у молодого человека встал выбор — вернуться или вступить в схватку за свою свободу. И он ее получил, правда ценой своей жизни.

Умирая молодой человек понимал, что дальше не будет зловещих стен монастыря. В новой жизни или в раю — везде ему будет лучше, чем в этом ужасном для вольнолюбивого мужчины месте. Вспомнить даже сцену, где он наблюдал за купающейся девушкой. Молодая душа требует любви и воли, но никак не нахождения взаперти в стенах монастыря. К тому же, кровь у юноши восточная, горячая. Поэтому требование свободы, которую он получит после смерти, вполне объяснимо. В поисках этой свободы и заключается смысл его смерти.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.3 / 5. Количество оценок: 3

Источник

«Мцыри» Лермонтова: умереть для того, чтобы жить

В чем смысл жизни? Об ответе на этот вопрос в тот или иной период своей жизни задумывался любой поэт. Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» — один из вариантов размышлений на эту тему от гениального стихотворца. Она представляет собой одно из поздних кавказских произведений автора и считается классическим представителем романтической поэзии России. В чем заключается главный смысл Мцыри?

Для того, чтобы провести анализ поэмы Мцыри, нужно вспомнить сюжет этого произведения.

Краткое содержание поэмы Мцыри

У Лермонтова с детских лет складывались особые отношения с Кавказом. Побывав там впервые в возрасте 6 лет, он через всю жизнь пронес любовь к величественной кавказской природе, к гордым свободолюбивым людям. Множество его произведений так или иначе связаны именно с Кавказом: «Демон», «Герой нашего времени», «Кавказ». Именно на Кавказе развиваются события, описанные в поэме «Мцыри».

На заметку! Слово «мц(ы/и)ри» с грузинского языка переводится, либо как «послушник монастыря», либо как «чужеземец», одинокий не имеющих родных людей человек. В этом двойственном значении этого слова и заключается смысл названия поэмы Мцыри – мальчика пришельца, который хоть и был послушником, готовым к принятию обета, но так и не стал своим среди монахов.

Маленький пленник

Русский генерал, возвращающийся в Тифлис, вез с собой пленного мальчика. В пути ребенок заболел, и генерал, опасаясь, что попросту не довезет его до Тифлиса, оставляет пленника в мужском монастыре Мцхета – древней столицы Грузии.

Ребенок растет среди праведных монахов-просветителей, воспитывается в христианском духе. Недавний дикарь сначала считает свою жизнь жизнью узника, но потом привыкает, забывает родной язык и даже готовится принять монашеский обет.

Побег

Однако во время разразившейся грозы, воспользовавшись удобным моментом, 17-летний Мцыри сбегает из монастыря. Опьяненный свободой, юноша бежит, не зная куда. Оказавшись на воле, погрузившись в созерцание величественной кавказской природы, он возвращает себе воспоминания, которые, казалось, были утеряны навсегда:

За три дня, юный беглец проживает, кажется целую жизнь. Ту, которой он был лишен в стенах монастыря. Жизнь, состоящая из маленьких, но таких важных эпизодов:

Именно в этом видит смысл жизни Мцыри: быть свободным и жить.

На заметку! История, описанная в произведении, вполне могла быть реальной. Пленение детей горцев русскими во время Кавказской войны было обычным явлением. Есть мнение, что прототипом Мцыри послужил художник Петр Захаров, чеченец по национальности, попавший маленьким мальчиком в плен к русскому военному генералу.

Возвращение в тихую обитель

Поиски беглеца, которые сразу же организовывают монахи монастыря, не дают результатов. Лишь через три дня в окрестностях Мцхета его находят, лежащим без сознания на выжженной земле.

Оказавшись вновь в монастыре, Мцыри приходит в себя. Он не только ранен, но и истощен, однако прикасаться к пище отказывается. Догадавшись, что таким образом беглец намеренно приближает свою кончину, монахи посылают к нему чернеца, который выходил его маленького и окрестил. Чернец искренне хорошо относится к своему подопечному. Он приходит к нему, желая хотя бы дать возможность покаяния и отпустить ему грехи перед смертью.

Но признаков раскаяния в этих уставших, изможденных глазах он не находит. Наоборот.

Мцыри восхищен всем тем, что ему довелось пережить, блуждая в окрестностях монастыря. Пусть и ненадолго, но погрузился в ту жизнь, о которой мечтал в стенах монастыря. Жизнь, полную лишений и опасности, но Жизнь.

На заметку! Смысл эпиграфа к поэме Мцыри как нельзя лучше отображает смысл всей поэмы. В его качестве Лермонтов выбрал строку из 14 главы Первой Книги царств. «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю». Это библейское выражение несёт в себе символ нарушения правил, его значения и последствий.

Лишь одно тяготит душу странника. Заблудившись, он так и не смог вернуться в родную землю, а сделав круг, снова вышел к монастырю. Жизнь в застенках лишила его природной способности ориентироваться на местности, которой обладает любой горец. Именно это помешало ему выполнить данную самому себе клятву – сбежать и вернуться в родные края. И именно это осознание лишило его желания жить.

Единственная надежда, поддерживающая тлеющий огонек жизни в его слабом теле – быть похороненным так, чтобы «видеть Кавказ». И тогда вдруг однажды веющий с гор ветерок донесет до его могилы звуки родного языка или мелодичные напевы горских песен.

Анализ поэмы «Мцыри»

Основной смысл Мцыри складывается из поднятых в поэме тем и образов. Смысловую нагрузку несет также построение композиции.

Основная тема Мцыри, конечно же, тема свободы и свободного человека:

Мцыри, выросший в неволе, воспитанный чуждыми его культуре монахами, мечтает о воле. Окруженный стенами монастыря, он не утратил жажду свободы, оставаясь воином и борцом, как его предки. Внутри него горит жаркий огонь, погасить который не смогли своими молитвами праведные мужи монастыря. Его душа стремится вырваться за стены, вдохнуть воздух Кавказа, отдаться приключениям, ждущим снаружи.

Лермонтову близки проблемы простого народа. Он неоднократно поднимал их с своем творчестве. Примером тому может служить стихотворение «Родина», начальную строчку из которого («Люблю…, но странною любовью») помнят многие. Поэма Мцыри, смысл которой как раз в необходимости стремления к свободе, звучит как настоящий призыв к борьбе. Борьбе с угнетением, с внутренними страхами, с монастырскими стенами, ограждающими от жизни.

Источник

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: «Тема природы. Особенности композиции и смысл финала поэмы «Мцыри»»

На уроке учащиеся не только выявляют структурные особенности поэмы, но и делают выводы об особенностях поэмы как романтического произведения, выявляют авторскую позицию в тексте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: «Тема природы. Особенности композиции и смысл финала поэмы «Мцыри»»»

Тема. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала поэмы «Мцыри».

Цель: разобрать композицию поэмы и выявить роль описаний природы и смысл её финала.

— обучающие: выявить структурные особенности поэмы, сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения;

— развивающие: научить детей проникать в образ героя, постигать особенности авторской позиции в романе.

— воспитательные: воспитание чувства собственного достоинства, любви к родине, свободе и независимости.

Оборудование: текст поэмы «Мцыри», демонстрационный материал с иллюстрациями к поэме.

Прежде чем приступить к работе, давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи.

Мы с вами уже прочитали поэму « Мцыри», и рассказали наизусть отрывок. Сегодня на уроке мы разберем композицию поэмы и выясним, для чего в поэме автор использовал такое большое количество описаний природы.

II.Вступительное слово учителя

В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил»

Давайте вспомним текст поэмы.

— Какова тема поэмы «Мцыри»? (Тема «Мцыри» изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решающий ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Посмотрите ещё раз текст поэмы и определите, как она построена.

— Что даёт для понимания характера героя 2-ая глава?

— Почему, по-вашему, повествование в следующих главах передано герою?

— Что мы можем сказать о композиции произведения в целом?

Композиция состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.

— Что составляет сюжет поэмы?

Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

— Как показаны события в поэме?

Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

— Что позволяют увидеть особенности сюжета и композиции?

Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить всё внимание читателя на характере центрального героя.

Поговорим о поэме как о романтическом произведении и выявим для себя её особенности.

— Где происходят действия поэмы? (На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Рассказ подтверждается показом демонстрационногоматериала с изображением пейзажа Кавказа.)

— Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении? ( картины пейзажа родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам из монастыря. Мцыри убегает «в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле»)

Сюжет поэмы кажется привычным для романтизма – герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встречаемся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С.Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пушкинские герои рвут связи со своим привычным миром, а лермонтовский герой бежит из чужого, насильно навязанного ему мира в мир родной, естественный.. Исповедь героя занимает почти всё текстовое пространство поэмы и обращена к определённому персонажу – монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», а затем по-христиански – «отец». Мы не слышим в поэме точки зрения автора, старый монах молча выслушивает исповедь юноши, всё происходящее мы видим глазами героя, что характерно для романтизма.

V. Заключительное слово учителя

В целом и форма изложения (поэма-исповедь), и экзотическая обстановка, и характер героя, и отсутствие авторской точки зрения, лирически приподнятый язык поэмы – всё это свидетельствует о следовании Лермонтовым чисто романтическим традициям.

— Давайте подведем маленький итог.

Выставление оценок за работу на уроке.

VI. Объяснение домашнего задания.

Ответить письменно на вопрос «Почему финал поэмы «Мцыри» трагичен и обозначает ли он поражение романтического героя?»

Источник

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: «Тема природы. Особенности композиции и смысл финала поэмы «Мцыри»»

На уроке учащиеся не только выявляют структурные особенности поэмы, но и делают выводы об особенностях поэмы как романтического произведения, выявляют авторскую позицию в тексте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: «Тема природы. Особенности композиции и смысл финала поэмы «Мцыри»»»

Тема. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала поэмы «Мцыри».

Цель: разобрать композицию поэмы и выявить роль описаний природы и смысл её финала.

— обучающие: выявить структурные особенности поэмы, сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения;

— развивающие: научить детей проникать в образ героя, постигать особенности авторской позиции в романе.

— воспитательные: воспитание чувства собственного достоинства, любви к родине, свободе и независимости.

Оборудование: текст поэмы «Мцыри», демонстрационный материал с иллюстрациями к поэме.

Прежде чем приступить к работе, давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи.

Мы с вами уже прочитали поэму « Мцыри», и рассказали наизусть отрывок. Сегодня на уроке мы разберем композицию поэмы и выясним, для чего в поэме автор использовал такое большое количество описаний природы.

II.Вступительное слово учителя

В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил»

Давайте вспомним текст поэмы.

— Какова тема поэмы «Мцыри»? (Тема «Мцыри» изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решающий ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Посмотрите ещё раз текст поэмы и определите, как она построена.

— Что даёт для понимания характера героя 2-ая глава?

— Почему, по-вашему, повествование в следующих главах передано герою?

— Что мы можем сказать о композиции произведения в целом?

Композиция состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.

— Что составляет сюжет поэмы?

Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

— Как показаны события в поэме?

Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

— Что позволяют увидеть особенности сюжета и композиции?

Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить всё внимание читателя на характере центрального героя.

Поговорим о поэме как о романтическом произведении и выявим для себя её особенности.

— Где происходят действия поэмы? (На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Рассказ подтверждается показом демонстрационногоматериала с изображением пейзажа Кавказа.)

— Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении? ( картины пейзажа родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам из монастыря. Мцыри убегает «в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле»)

Сюжет поэмы кажется привычным для романтизма – герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встречаемся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С.Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пушкинские герои рвут связи со своим привычным миром, а лермонтовский герой бежит из чужого, насильно навязанного ему мира в мир родной, естественный.. Исповедь героя занимает почти всё текстовое пространство поэмы и обращена к определённому персонажу – монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», а затем по-христиански – «отец». Мы не слышим в поэме точки зрения автора, старый монах молча выслушивает исповедь юноши, всё происходящее мы видим глазами героя, что характерно для романтизма.

V. Заключительное слово учителя

В целом и форма изложения (поэма-исповедь), и экзотическая обстановка, и характер героя, и отсутствие авторской точки зрения, лирически приподнятый язык поэмы – всё это свидетельствует о следовании Лермонтовым чисто романтическим традициям.

— Давайте подведем маленький итог.

Выставление оценок за работу на уроке.

VI. Объяснение домашнего задания.

Ответить письменно на вопрос «Почему финал поэмы «Мцыри» трагичен и обозначает ли он поражение романтического героя?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *