Мтв велосипеды что это
Особенности выбора горного велосипеда
Как просто было выбирать велосипед еще лет тридцать назад! Для обычных потребителей делились они попросту по возрастным категориям – малышам покупали детские на дутых шинах, затем детвора осваивала «Школьник», чуть позже – «Орленок» и, наконец, все пересаживались на «взрослые», в обычном или «дамском» исполнении. Некоторое разнообразие вносили складные модели или туристические велосипеды, которые, впрочем, несильно отличались от обычных – «ручные» тормоза и небольшой диапазон переключения скоростей.
Сейчас разнообразие ассортимента веломагазинов просто потрясает! Представлено огромное количество моделей самых разнообразных категорий, отличающихся своим предназначением и условиями эксплуатации. Особой популярностью пользуются горные велосипеды, маунтинбайки, или сокращенно — МТB.
Для чего предназначены горные велосипеды
Хотя все модели маунтинбайков объединяет слов «горный», область их применения весьма разнообразна. Перед выбором конкретного велосипеда нужно четко определиться: «Для чего же мне необходим МТB?».
Если все ограничивается желанием показать друзьям и подругам свою «крутость», а ездить предполагается по городским дорогам, то не стоит и деньги тратить, ведь хороший горный велосипед – вещь недешевая.
Итак, области применения горного велосипеда:
Итак, определившись с целью приобретения маунтинбайка, можно переходить к выбору модели по конкретным параметрам.
О том как и где хранить велосипед зимой читайте также на нашем сайте.
Про необычные виды зимнего экстремального спорта читайте на этой странице. Драйтулинг, сноускут, сноукаякинг и другие…
Колеса, тормоза
Горный велосипед предусматривает повышенные нагрузки, поэтому прочность колес и надежность тормозов – обязательные условия.
Как правило, большинство горных велосипедов оснащены 26-дюймовыми колесами (исключение составляют гибридные модели – там диаметр колеса может быть 28 дюймов). Резина «агрессивная» или умеренно агрессивная, с выраженными зацепами протектора.
Если предполагается, что значительная часть эксплуатации будет все же происходить на шоссейных дорогах, лучше приобрести полуслики, иначе «злая» резина на трассе вытянет из велосипедиста силы без всякой видимой пользы. Может быть, если позволяют финансы, имеет смысл приобрести сменные комплекты и сделать свой МТB вседорожным.
Обязательно нужно обратить внимание на обода. Если они выполнены из стали, лучше сразу вежливо отказаться – они тяжелые, недолговечные, подвержены коррозии. Основной материал для этой части колес – алюминиевые сплавы. Можно встретить обода с анодированием – они несколько дороже обычных, их легко узнать по черному цвету.
По поводу выбора тормозов существуют разногласия. Некоторые настоятельно рекомендуют, по старинке, применять ободные, есть ярые сторонники дисковых. И те и другие имеют свои достоинства и недостатки.
Рама и амортизация
Современные МТBмогут комплектоваться стальными, алюминиевыми, титановыми или карбоновыми рамами (иногда встречается сочетание нескольких конструкционных материалов).
Стальные – самые дешевые, но это не означает, что они – самые плохие. Сталь имеет перед другими материалами ряд преимуществ:
Главный недостаток стальных конструкций – их большой вес, однако, для тех видов езды, где это не столь важно (к примеру, даунхилл) это может быть вполне приемлемое решение.
Хотите знать как правильно выбирать велосипедные покрышки? Все нюансы выбора на нашем сайте.
О том как оснастить свой велосипед двигателем вы можете узнать в этом материале нашего сайта.
Хотите научиться ездить на заднем колесе и удивить друзей? Прочитайте эту страницу: pro-extrim.com/ground/velo/na-zadnem-kolese.html
Алюминиевые рамы (точнее, из алюминиевых сплавов) обойдутся покупателю дороже. Они намного легче стальных, не в ущерб прочности. Материал позволяет выполнять самые сложные виды рам, для различных типов велосипедов. На таких МТB легче подниматься в гору, они быстро набирают ход на ровных участках, но накат будет слабый.
Основной недостаток алюминиевых рам – они очень жесткие, передают вибрацию, что особенно чувствуется на плохих дорогах. Алюминий стоек к коррозии, но имеет свойство накопления «усталости металла» — длительно эксплуатирующаяся рама может внезапно сломаться в самом неожиданном месте, а вот ремонт ее – дело очень сложное.
Титановые рамы – это, конечно, идеальное решение, так как металл совмещает преимущества и стали, и алюминия. Они прочны, очень долговечны, абсолютно не подвержены коррозии, хорошо гасят удары и вибрацию. Однако, это в основном удел профессионалов, так как стоимость подобных велосипедов очень высока.
Карбоновые рамы (если говорить о качественном материале) – очень надежная и долговечная конструкция, но стоимость хороших брендовых изделий крайне высокая. Дешевые модели, предлагаемые покупателям под видом карбона, приобретать не стоит – такая рама будет очень чувствительна к точечным ударам и долго не прослужит.
При выборе велосипеда обращается особое внимание на высоту рамы. Расстояние между пахом велосипедиста и верхней трубой, когда ездок стоит на земле, оседлав велосипед, должно быть не менее 8-10 сантиметров, во избежание травмы.
Седло должно регулироваться по высоте, оптимальная его расположение – на уровне выступающей косточки бедра.
Одной из характерных особенностей большинства горных велосипедов является наличие амортизационной подвески.
Различают три вида МТB: ригиды – жесткая конструкция, хардтейлы – жесткая рама и амортизационная передняя вилка, и «двухподвесы», Full Suspension, с амортизационной подвеской заднего колеса.
В зависимости от предназначения велосипеда, амортизационные вилки могут иметь различный рабочий ход. Так, для даунхилла он должен составлять 160 – 200 мм, для кросс-кантри достаточно 80 – 100 мм. Отличным решением являются вилки и задние амортизаторы с регулируемым ходом, который подстраивается под условия рельефа трассы.
Банджи-джампинг, роуп-джампинг, бейс-джампинг и другие виды экстремальных прыжков в бездну.
Тем, кто увлекается походами в пещеры, рекомендуем не пропустить описание самых интересных пещер России и СНГ.
Не стоит бросаться на хардтейлы или двухподвесы с ценой 200 – 300 долларов, это всего лишь имитация «мягкой» подвески, которая не будет работать, как положено, а в определенных случаях даже представляет опасность для велосипедиста. Амортизирующая подвеска – высокотехнологичная и сложная система, стоящая немалых денег. Стоимость хороших двухподвесов начинается примерно от 800 долларов.
Механика и педали
Лидерами в производстве механического оборудования являются фирмы Shimano (Япония) и Sram (США). Если велосипед имеет именно такую оснастку – это уже служит показателем его качества.
Линейка оборудования у обеих фирм достаточно большая, от недорогих прогулочных вариантов до сверхтехнологичных профессиональных комплектов. Количество скоростей варьируется от 9 до 30. Для даунхилла и фрирайда достаточно будет только заднего переключения с числом передач 8-9, гибриды должны иметь 27 – 30 передач.
А вот велосипеды для дёрта или триала вообще не предусматривают возможности переключения скоростей.
Хорошая механика предполагает удобное расположение и конфигурацию переключателей скоростей (манеток) и легкость в их использовании.
Бывалые велосипедисты не советуют приобретать МТB с переключателем в виде вращающейся ручки на руле – в сырую погоду или в грязь возможно проскальзывание руки, кроме того, есть вероятность самопроизвольного переключения при сильных ударах на переднее колесо.
Несколько слов о педалях. Сразу и без колебаний нужно отказаться от дешёвых пластиковых прогулочных — прослужат они недолго, особенно при экстремальной езде. Для МТB должны использоваться специальные педали – платформы (их еще называют «топталками»), выполненные из алюминиевого сплава, у которых широкая «агрессивная» поверхность, зачастую снабжённая шипами.
Более профессиональные – педали с платформой и зацепами, которые обеспечивают надежный контакт с обувью велосипедиста и во многом решают проблему «мёртвой точки». При выборе конкретной модели нужно обратить внимание на простоту отстегивания педалей с зацепами, чтобы избежать проблем при вероятных падениях.
Какой бренд велосипеда выбрать?
Если решено потратить какую-то значительную сумму на горный велосипед, лучше всего обратить свой взор на модели ведущих мировых производителей. Заслуженной славой пользуются маунтинбайки американских фирм Cannondale, Felt, GT, Specialized, немецких BMW M Bike, Cube, Wheeler, тайваньских Giant и Merida.
Большую популярность все больше завоевывают МТB молодой, но очень успешной германской компании Bergamont, причем спрос на них растет и за пределами Европы. В работе фирмы прослеживается отличное взаимодействие с научным коллективом Гамбургского Технического Университета – все ключевые теоретические разработки конструкции проводятся именно там.
Любая новинка, прежде, чем дойдет до производственных цехов, подвергается многоступенчатым испытаниям в самых экстремальных условиях, с компьютерной оценкой действия всех возможных нагрузок. Контроль качества на производстве – высочайший, поэтому в надежности горных велосипедов Bergamont сомневаться не приходится.
Интересно, что фирма, в целях проведения испытаний в реальных экстремальных условиях и для поддержания своего высокого имиджа, имеет собственные профессиональные команды, выступающих в различных райдерских дисциплинах.
Привлекают модели этой компании и тем, что высочайшее качество велосипедов сочетается с достаточно разумной ценой.
Например, отличный хардтейл Bergamont Revox 3.3 с алюминиевой рамой, дисковыми тормозами, 24 скоростями можно приобрести за 17 – 18 тысяч рублей. А модель попроще, вполне подходящая для начинающего, Bergamont Vitox 5.3, с ободными тормозами и 21 передачей обойдется всего в 10 тысяч.