Мулен руж о чем
Эффектное зрелище: 15 лет фильму «Мулен Руж»
Пересматривать фильмы 15-летней давности весьма полезное занятие. При, казалось бы, не слишком большом временном отрыве от дня сегодняшнего, многие события, происходящие на экране, получают, как правило, совершенно иную оценку. Вместе со временем меняется общество, а вслед за обществом перемены происходят в нашем сознании. Во время просмотра кинолент, актуальных только на момент своего выхода и не имеющих большой художественной ценности, приятно предаваться ностальгическим настроениям, вспоминая, что волновало героев начала XXI века и тебя самого. Но в кинематографе, как и в иных видах искусства, есть произведения, не теряющие ни актуальности, ни ценности с течением времени. Дело здесь даже не в том, что, по обыкновению, в основу этих произведений заложены вечные темы, а в том, кто и какими средствами их создаёт.
А встралийский режиссёр Баз Лурман – удивительный Художник. В его фильмографии всего пять картин, и каждая из них – событие в мире кинематографа. Можно критиковать его индивидуальный стиль, но бессмысленно отрицать его заслуги. Примечательно, что все пять фильмов Лурмана можно было бы условно объединить в единый цикл из-за сквозной темы, которая присутствует в каждой картине. Режиссёр снимает фильмы о любви. Той самой, которая всегда идёт рука об руку с эпитетами «чистый» и «светлый». Вероятно, выбор этой темы обусловлен личным счастьем База Лурмана. Над каждым из фильмов рука об руку с ним работала Катрин Мартин, не только талантливый художник и продюсер, но и его жена. Декорации и костюмы в лурмановских фильмах порой вызывают восхищение, граничащее с потрясением. И если изюминкой от декораторов «Великого Гэтсби» становится вечеринка в доме главного героя, то «Мулен Руж» – это одна большая костюмированная вечеринка, поражающая своими масштабами.
События фильма разворачиваются в конце XIX века. Главный герой, начинающий писатель Кристиан (Юэн МакГрегор), приехавший во Францию в поисках вдохновения, рассказывает нам свою трагичную историю любви к самой известной куртизанке Парижа Сатин (Николь Кидман), работающей в кабаре «Мулен Руж». Несмотря на то что трагический финал раскрыт в самом начале фильма, мы продолжаем с интересом наблюдать за развитием сюжета, который вобрал в себя и черты бродвейского мюзикла, и оперы-буффы, и трагической оперы. Чувства героев вспыхивают во время работы над богемной пьесой, которая должна превратить Сатин в настоящую актрису, а Кристиана – в драматурга. От мелодрамы требуется наличие ложки дёгтя, и ею становится богатый и ревнивый Герцог (Ричард Роксбург), спонсирующий актёрский дебют куртизанки и готовый купить всё кабаре ради ночи с ней. Для Герцога нет разницы в том, покупает ли он баснословно дорогое бриллиантовое колье, или живого человека. Он объясняет своё поведение очень просто: «Я не люблю, когда трогают мои вещи».
Главная режиссёрская находка – основное действующее лицо фильма – кабаре «Мулен Руж». Оно будто обладает центростремительной силой и притягивает к себе всех персонажей. Даже если действие происходит не внутри кабаре, оно всё равно так или иначе фигурирует в кадре. Все актёры, работающие в кабаре, проводят в здании дни и ночи. Сатин, будучи привилегированной куртизанкой, живёт в причудливом будуаре-слоне возле «Мулен Руж», Кристиан снимает квартиру с видом на кабаре, а Герцог смотрит на «Красную Мельницу» с башни своего готического замка. Сам о том не подозревая, Баз Лурман создаёт замкнутый топос, внутри которого и существуют герои. Даже после смерти любимой Кристиан не выходит за пределы топоса – он пишет их историю в той же квартирке, в которой был счастлив вместе с Сатин, глядя на вращающиеся лопасти мельницы.
Учитывая размах режиссёрской задумки – воскресить жанр «фильма красного занавеса» – картина потерпела бы фиаско, если бы вся съёмочная группа не работала в сплочённом тандеме. Над созданием фильма трудилось огромное количество человек (только для создания костюмов потребовались 80 костюмеров!), и видно, что работали они засучив рукава. В «Мулен Руж» сложно выделить и проанализировать какой-то один аспект. Фильм, будто пазл, складывается из мельчайших частиц, которые только присоединяясь друг к другу образуют единую картину. Будь то работа оператора Доналда МакЭлпайна, чья камера порой летает по закулисному пространству с такой скоростью, что зрителя не покидает ощущение, будто его вот-вот подхватит вихрь пост-абсентных галлюцинаций и ярких юбок, и он сам окажется среди этих напомаженных продажных женщин. Или работа композитора Крэйга Армстронга, стараниями которого речь героев фильма наполнена цитатами из шлягеров XX века – они аранжированы так свежо, будто написаны специально для этого фильма и лишь томились в ожидании занять свои места в его музыкальной канве.
Если говорить о музыкальной стороне фильма, которой отведена львиная доля экранного времени (и не удивительно, ведь это – мюзикл), то от актёров требовалось настоящее вокальное мастерство. Их партии не были заранее записаны в студии. Режиссёр заставлял актёров петь прямо в камеру, чтобы достичь максимального сближения с жанром театрального мюзикла. К слову, все хореографические номера исполнялись также без участия дублёров. Николь Кидман даже сломала ребро и повредила колено во время съёмок эпизода, где её героиня парит над танцевальной площадкой на качелях.
Если оценивать актёрскую игру Кидман в «Мулен Руж» спустя 15 лет, то за исполненную ею роль дивы кабаре, можно было бы поставить твёрдую четвёрку. Зная сегодня о практически безграничных возможностях этой актрисы, которая может изобразить по меньшей мере 10 видов плача, она позволила переиграть себя актёрам-мужчинам, хоть и получила номинацию на «Оскар» (кстати, это единственная номинация из всего актёрского состава). Если 15 лет назад больше верилось в слова, то сейчас склоняешься к вере в действия. Любовь Сатин к Кристиану живёт только в строчках её ответных любовных рулад в его адрес и томных взглядах из-под ресниц, в то время как богемный писатель в исполнении МакГрегора буквально пылает от любовного чувства, накаляя доверие зрителя до температуры плавления золота. Даже буфонный Герцог в исполнении Роксбурга показывает более богатую гамму эмоций, чем главная героиня. Кидман же не хватает харизмы кабаретной актрисы начала прошлого века, под которую её стилизуют.
В русском дубляже Кристиан называет свою пьесу эффектным зрелищем. В его уста будто вложено основное определение этой картины. Это эффектный ремикс, мастерски сочетающий старое и новое, миф и реальность. Если бы Баз Лурман решил стать фокусником, он точно смог бы провести зрителей своими уловками. По крайней мере, в «Мулен Руж» ему это удаётся.
Самое дорогое колье и ДиКаприо в главной роли: факты, которые ты мог не знать о фильме «Мулен Руж!»
В это сложно поверить, но фильму «Мулен Руж!» 20 лет! До сих пор мы с удовольствием пересматриваем историю любви бедного писателя Кристиана (Юэн МакГрегор) и куртизанки Сатин (Николь Кидман), которые вынуждены скрывать чувства из-за богатого Герцога. Мюзикл База Лурмана уже два десятилетия входит в топ-100 лучших картин современности.
Рассказываем факты о фильме, которые ты мог не знать.
Сломанное ребро
На съемках актриса дважды ломала ребро! В первый раз это случилось из-за Юэна Макгрегора, который уронил партнершу во время танца. Во второй раз виновником стал корсет. Николь пыталась добиться такой же тонкой талии как у Вивьен Ли и ассистент костюмера все туже затягивал корсет. В итоге только что зажившее ребро треснуло второй раз.
Отказ от съемок
Сразу после окончания съемок «Мулен Руж!» Николь должна была ехать сниматься в культовом триллере «Комната страха». Но из-за злосчастного ребра актрисе пришлось отказаться от роли, которая в итоге в последний момент досталась Джоди Фостер.
Проблемы со спиной
Чтобы вжиться в роль полутораметрового художника Анри Тулуз-Лотрека, Джону Легуизамо пришлось постоянно ходить на коленках. Потом ноги убирали в постпродакшене. Однако даже несмотря на то, что для актера сделали специальные подушечки на коленки, у него начались проблемы со спиной, от который Джон мучился еще 5 лет!
Другие актеры
Изначально на роль Кристиана рассматривали Леонардо ДиКаприо и Хита Леджера. Но ДиКаприо, по словам режиссера, не вышел голосом и выбыл из состязания. На роль Сатин претендовала Кэтрин Зета-Джонс, Кортни Лав, Кейт Уинслет и Рене Зеллвегер, но ни одна не впечатлила Лурмана так, как Кидман.
Зеленая фея
Неподражаемую фею, которая появлялась после употребления абсента, сыграла Кайли Миноуг. А сначала режиссеры хотели, чтобы у нее было альтер-эго. И вот его должен был сыграть Оззи Осборн. В итоге от этой затеи почему-то отказались, оставив в фильме только крик Оззи — в оригинале он звучит как раз, когда глаза феи становятся красными.
2 года на песни
Режиссер Баз Лурманн 2 года перед съемками занимался тем, что выбивал права на все песни. Он лично ездил к Полу МакКартни и Элтону Джону, чтобы подписать договор. А вот The Rolling Stones отказались от чести прозвучать в фильме. В любом случае, пертурбации оказались оправданы, ведь «Мулен Руж» получил «Оскар», «Золотой глобус» и премию Bafta за лучшую музыку.
Самое дорогое украшение
В фильме были не только яркие костюмы, но и украшения. К примеру то самое колье, которое Герцог подарил Сатин — это вовсе не реквизит, а реальные бриллианты. Его 4 месяца мастерил дизайнер Стефано Контури: 1308 бриллиантов и сапфир в 2.5 карата. Колье по сей день считается самым дорогим украшением, когда-либо сделанным для кино. Сейчас его стоимость оценивают в больше, чем 3 миллиона долларов.
Смерть во время съемок
В первый же день съемок у База Лурмана скончался отец. Однако режиссер успел навестить его перед смертью, и Лурман старший сказал сыну: «Что ты здесь делаешь? Возвращайся к работе!» Так что уже на следующий день съемки возобновились.
Две эпохи «Мулен Руж»
Эпоха «До»
Что характерно, многочисленные гости из России исповедовали вполне обывательскую точку зрения. С присущей гениальной краткостью ее отразил, например, Антон Павлович Чехов в рассказе «На чужбине», где главный герой, помещик Камышев, излагает свое понимание канкана: «Взять хоть, например, брак. У нас коли женился, так прилепись к жене и никаких разговоров, а у вас черт знает что. Муж целый день в кафе сидит, а жена напустит полный дом французов и давай с ними канканировать. «
Под сень «Мулен Руж» заглядывали знаменитости всех уровней, начиная от Оскара Уайльда и заканчивая принцем Уэльским, а один из величайших французских художников, Анри де Тулуз-Лотрек, немало подзаработал, рисуя афиши с программами кабаре.
Так, в вихре веселья, шальных денег, шампанского и самой пестрой, какую только можно представить, публики «Красная мельница» просуществовала до 27 февраля 1915 года (мировая война отнюдь не отразилась на посещаемости), когда пожар, да-да, именно пожар, уничтожил заведение.
Эпоха «После»
На восстановление «Мулен Руж» ушло шесть лет. И если изначально наплыв публики обеспечивал союз внешней кичливости и внутренней необычности с легким привкусом порока, то в 1921 году в кабаре потянулись в поисках веселья среди серых и унылых послевоенных тягот.
Кабаре практически никогда не испытывало дефицита в звездах самой внушительной величины. С момента возрождения на его подмостках выступали Эдит Пиаф, Ив Монтан, Шарль Азнавур, Фрэнк Синатра, Лайза Миннелли, Михаил Барышников и многие другие. Почин королевских особ в лице вышеупомянутого принца Уэльского в 1981 году поддержала ныне здравствующая королева Великобритании Елизавета II.
«Мулен Руж», пережившее сожжение дотла и две мировые войны, вполне логично служило предметом вдохновения для кинематографистов. Однако самая известная, оскароносная картина с Николь Кидман в главной роли, полная «тезка» кабаре, не понравилась его труппе и прочим сотрудникам. Они сочли фильм «слишком легкомысленным» и не отражающим в должной степени сложности того труда, который участники шоу вкладывают в свои выступления.
Кидман, заработавшая на съемках «Мулен Руж» перелом ребра и весьма тяжелую травму колена, едко ответила на это сожалением, что в окончательный вариант не вошли те самые кадры, где она получила все эти увечья. Впрочем, на этом полемика и закончилась.
Сегодня «Мулен Руж», наверное, действительно не нечто, взывающее к легкомыслию. Это серьезный многомиллионный бизнес, бренд с десятками тысяч сценических костюмов, тысячами декораций, застрахованными на баснословные суммы.
Три факта
1. «Мулен Руж» стало местом рождения стриптиза. Он появился на свет в 20.00 9 февраля 1893 года, когда танцовщица Мона внезапно избавилась на сцене от всей одежды. Зачем она это сделала, танцовщица объяснить не смогла и была оштрафована полицией на 100 франков за неподобающее поведение.
3. Для работы в «Мулен Руж» пригодны мужчины ростом не менее 185 см.
Что предлагает музей Анри де Тулуз-Лотрека, можете узнать здесь.
Мало кто не слышал хотя бы раз о легендарных зажигательных танцах, которые исполняют девушки в «Мулен Руж». Наверное, наряду с Эйфелевой башней и Елисейскими полями это заведение можно считать одним из символов Парижа.
Почему Moulin Rouge
На самом высоком холме Парижа, Монмартре, еще несколько веков назад было много виноградников и мельниц. К середине XIX века виноградников уже не осталось, а вместо множества небольших ветряных мельниц осталась одна. Только там не превращали зерно в муку, скорее превращали некогда вульгарное зрелище в необыкновенное эстетическое удовольствие.
Название кабаре «Мулен Руж» («Красная Мельница») появилось благодаря ярко-красному макету ветряной мельницы, установленному на крыше заведения. Красный цвет фасада напоминал о расположенной поблизости площади Пигаль, месте «красных фонарей». Кроме этого намека на порок, кабаре оказалось необычным заведением, предлагающим своим гостям зажигательные танцевальные шоу.
Веселая душа Парижа
Двери «Мулен Руж» в Париже впервые открылись для посетителей 6 октября 1889 года, и всего через несколько месяцев кабаре стало самым модным местом в столице. Здесь буквально стиралась грань между развратом и искусством. То, что в наши дни кажется зажигательным шоу, в конце XIX века даже любвеобильным французам казалось почти запредельным пороком.
Создатели кабаре, господа Жожеф Оллер и Шарль Зидлер, не могли даже мечтать о такой популярности своего заведения. Его не гнушались посещать аристократы, частыми гостями пикантного кабаре были Пикассо и Оскар Уайльд. А представитель графской фамилии Анри де Тулуз-Лотрек, бывший популярным художником, даже придумывал афиши для «Мулен Руж».
Игривые, раскрепощенные танцовщицы, исполнявшие зажигательные танцы, привлекали огромное количество посетителей. К тому же шоу постоянно совершенствовались, становясь все более красочными. Девушки уже не просто задирали стройные ножки, демонстрируя знаменитые красные подвязки. Постепенно появились движения пышными юбками, ставшие своего рода визитной карточкой кабаре.
Постепенно парижане перестали представлять свой город без ярко-красной мельницы. «Мулен Руж»- это душа Парижа, яркая, искрящаяся и веселая.
Поэтому, когда во время Первой мировой войны, в 1915 году, здание кабаре сгорело, город утратил часть своего шарма. Всего через 6 лет, почти сразу после окончания страшной войны, лопасти «Красной Мельницы» вновь закрутились.
Возрождение Moulin Rouge
Вновь появившееся после пожара кабаре качественно изменилось. Если раньше у заведения была слава места, которое не посещают добропорядочные граждане, то вновь открывшийся «Мулен Руж» стал скорее модным мюзик-холлом. Репертуар тщательно продумывался, кроме танцев, появились яркие номера с фокусами и развлечениями для зрителей.
Конечно, знаменитый канкан никуда не делся, только шоу стали еще более яркими и эротичными. Хореографы «Мулен Руж» всегда остро чувствовали грань между чувственным и вызывающим.
На сцене кабаре не только танцевали канкан под задорную мелодию Жака Оффенбаха, бывшего в XIX веке самым модным композитором Франции. В разное время здесь выступали Эдит Пиаф, Фрэнк Синатра, Лайза Минелли и знаменитый шансонье Шарль Азнавур. Элвис Пресли никогда здесь не пел, зато он обожал проводить за столиком свободные вечера.
В наши дни на сцене не выступают мировые знаменитости, сам «Мулен Руж»- это мировая знаменитость. Увидеть яркие шоу приезжают люди со всех концов света, а однажды, в ноябре 1981 года, труппа «Красной Мельницы» была удостоена чести выступать перед королевой Великобритании Елизаветой II.
Фееричные шоу
Уникальности представлениям «Мулен Руж» добавляет работа постановщик Тьерри Утрии и балетмейстера англичанки Жанет Фарао, которая сама до 1997 года была солисткой кабаре. Именно эта талантливая танцовщица поставила шоу «Феерия», ставшее одним из самых удачных представлений. Продолжается ревю «Феерия» почти два часа, полных экзотических завораживающих образов и отточенных движений танцовщиц. Музыка к этому шоу была записана с участием 80 музыкантов и хора из 60 человек.
В далеком 1964 году на сцене «Мулен Руж» впервые появился тот самый огромный прозрачный бассейн, в котором ставили подводные шоу. В аквариуме, подсвеченном разноцветными огнями, плавали стройные полуобнаженные девушки. Надо ли говорить, что новинка имела феноменальный успех!
В наши дни неизменный аквариум стал частью шоу «Феерия». Среди неоновых огней извиваются тела обнаженных девушек, опутанные огромными змеями. Волнующая музыка в ритме стука сердца, немыслимо плавные движения и зрелищный экстаз.
Все ревю «Мулен Руж»- это шедевры работы постановщиков, декораторов, костюмеров и артистов. К слову, в шоу «Феерия» задействовано около ста танцовщиц.
Девушки Moulin Rouge
Неудивительно, что к соискательницам работы в этом кабаре предъявляют большие требования. В первую очередь важны параметры танцовщиц: рост всех девушек колеблется от 168 до 172 см, обязательны идеальная физическая форма и безупречная кожа. Имеют значение даже длина ног и форма груди. Такой строгий отбор претенденток начался более 60 лет назад, когда в кабаре начали ставить массовые шоу. Именно похожесть девушек и создает магический эффект, будто на сцене одна танцовщица, а остальные только яркие тени за ее спиной.
К заключившим контракт с «Мулен Руж» в Париже девушкам предъявляют и высокие моральные требования. Они не имеют права общаться с посетителями. Танцовщица приезжает на работу, переодевается в закрытой гримерной и после выступления, смыв грим и надев обычную одежду, уезжает на служебном автомобиле. Без грима и ярких перьев солисток шоу невозможно узнать.
Все девушки выступают под псевдонимами, истинные имена раскрывать запрещено. И это тоже делается в целях обеспечения безопасности. Все это сильно отличается от начала работы кабаре, когда здесь танцевали «доступные» девушки, мечтающие встретить состоятельного господина.
Создание сказки
Внешне невесомый костюм для шоу в «Мулен Руж» весит примерно 8-10 килограммов. На каждый наряд уходит больше 500 натуральных перьев птиц, которые крепятся к основе тонкой металлической проволокой. Все костюмы делаются вручную, согласно параметрам танцовщицы, и за их хорошим состоянием следят более двадцати костюмеров. В среднем за шоу каждая девушка переодевается 5-6 раз. За считанные минуты нужно аккуратно снять тяжелый, но очень хрупкий костюм и успеть надеть следующий!
Обувь и аксессуары для выступлений тоже делаются вручную. Если задумывается новое ревю, костюмы и декорации для него изготавливают в строжайшей тайне, чтобы сделать премьеру еще более захватывающей.
Как попасть на шоу
Французы уверены, что приехать в столицу Франции и не посетить представление «Мулен Руж»- это все равно, что не видеть Парижа. Согласно отзывам тех, кто посетил кабаре, они правы.
В «Красной Мельнице» есть три варианта просмотра шоу. Самый помпезный состоит из ужина, спиртных напитков и собственно просмотра ревю. Если заказан ужин, нужно приходить за два часа до начала представления. После появления артистов на сцене свет в зале гаснет, а насладиться гастрономическими изысками в темноте не получится.
Можно выбрать вариант без ужина, только с шампанским. Или приобрести билеты в «Мулен Руж» только на представление. Несмотря на разницу в стоимости билетов, приветливые официанты рассадят всех гостей за уютные столики. Разницы между столиками нет, все продумано, и выступления девушек хорошо видны со всех мест.
Чтобы гарантировано попасть в кабаре, лучше забронировать билеты заранее, на официальном сайте. Тогда и стоимость билетов будет значительно меньше, и можно выбрать понравившийся столик.
Фильмы и мюзикл
О знаменитом кабаре в разные годы было снято несколько кинолент. Впервые фильм о танцовщицах «Мулен Руж» вышел на экраны в далеком 1928 году. Он был снят популярным в то время режиссером Эвальдом Андре Дюпоном, а в главной роли снялась сексапильная Ольга Чехова.
Несколько фильмов о кабаре появилось в 50-е годы XX века, но особой известности они не получили. Мастерски передать атмосферу фееричного шоу удалось только в 2001 году, когда состоялась премьера мюзикла «Мулен Руж» с Николь Кидман в главной роли. История трагической любви танцовщицы и бедного писателя, конечно, немного банальна, но искрометная красота шоу и яркая творческая жизнь возвращают зрителей к первым годам работы «Красной Мельницы».
Мало кто знает, что кабаре «Мулен Руж» дважды упомянуто в книге Гиннесса. Причем за одно и то же достижение. Первый рекорд был зафиксирован, когда девушки успели за минуту синхронно взмахнуть ножками 29 раз. А на 125-ю годовщину кабаре рекорд был побит- танцовщицы смогли ускориться и получилось 30 взмахов.
Советы и отзывы
Для визита в «Красную Мельницу» не существует строгого дресс-кода, не пустят только в открытой обуви и шортах. Однако, чтобы полностью погрузиться в атмосферу шоу, лучше одеться соответственно.
В зале кабаре и во время представления нельзя фотографировать и снимать видео. Это требование жестко выполняется. Согласно отзывам о «Мулен Руж» от посетителей, гостя могут даже попросить выйти из зала.
Несмотря на то что «Мулен Руж» считается классическим кабаре, не стоит туда приходить с детьми. Костюмы девушек, безусловно, красивые, но очень откровенные.
Мулен Руж
Я недавно просматривала фотографии друзей, побывавших в Париже, и заметила, что Мулен Руж в последнее время (а может, так было всегда и я лишь сейчас обратила внимание!) стал популярен среди туристов не меньше Эйфелевой башни. На фоне знаменитой красной мельницы не сфотографировался только ленивый. Не знаю, каждый ли, кто сфотографировался, побывал на шоу в Мулен руж. Но давайте обо всём по порядку.
Как добраться
Добраться до Мулен Руж не составит труда. Кабаре находится в центре города совсем рядом с метро. Советую добираться сюда подземкой, так, когда вы выйдете из метро, окажетесь прямиком перед Красной мельницей.
Итак, чтобы доехать до кабаре, вам нужна станция Blanche, это вторая (синия) ветка.
Стоимость проезда в метро составляет 1,80 евро. Но советую вам приобрести так называемый «карнет» (carnet), куда входит сразу 10 билетов на метро и наземный транспорт (так как для проезда что в метро, что наземным способом – билет один и тот же), а цена за 10 штук составит 14,10 евро, что дешевле, чем покупать по одному билетику каждый раз.
Детям до 4 лет проезд в метро бесплатный. Детям от 4 до 10 лет билетик обойдется в 1,80, а стоимость «детского карнета» (carnet enfant – 10 ans), также состоящего из 10 билетов, – 7,05 евро.
Если вы решите добраться на автомобиле, в навигатор вам нужно ввести следующий адрес: 82 boulevard de Clichy, 75018 Paris.
История Мулен Руж
Впервые Мулен Руж открыл свои двери навстречу посетителям 6 октября 1889 года. У подножия холма Монмартр во времена так называемой Прекрасной эпохи появилось место, которое великолепно вписывалось в дух той самой эпохи, место, которое можно было описать тремя словами: беззаботность, легкость и радость жизни.
Холм Монмартр тогда приютил в своих окрестностях не один злачный дом, а также множество мюзик-холлов и кабаре, где отъявленные хулиганы были завсегдатаями, а доступные и «легкие» девушки не отличались принципиальностью. Это было место, где жизнь била ключом. Именно здесь два владельца холла Олимпия, Жозеф Оллер и Шарль Зидлер, открывают «Красную мельницу» (в переводе с франц. – прим. автора). Они задумывали Мулен Руж как революцию среди кабаре: гигантская танцплощадка, флаги, орифламмы, маленькая сцена, зеркала везде и даже гипсовый слон во дворе (приобретенный владельцами заведения на Всемирной выставке в Париже в 1889 году). В чреве этой гигантской фигуры располагалось арабское кафе, откуда также можно было наслаждаться спектаклем. Этот слон, что господствовал в глубине сада, был своего рода визитной карточкой.
Красная мельница, которую нам так привычно видеть сегодня над входом в мюзик-холл, вовсе не всегда являлась символом ночной парижской жизни. В свое время Жозеф Оллер и Шарль Зидлер построили ее в знак того, что до современной застройки холм Монмартр являлся местом, где французы выращивали виноград, так как здесь находились сплошь виноградники и ветряные мельницы. А красный цвет был также выбран неслучайно. Ведь совсем рядом с новым кабаре располагался местный квартал красных фонарей, так что, следуя маркетиноговым принципам и возлагая надежды на созвучие, новое кабаре назвали именно Красной мельницей.
Знали ли владельцы кабаре в то время, какой успех и мировое признание ждет Мулен Руж? Надеялись. Догадывались. А вот знать – едва ли. Игорное дело, кабаре – всё это рискованный и опасный бизнес даже в 19 веке, в особенности в Париже, где конкуренция в плане увеселительных заведений всегда была достойная.
Будни зарождающегося и еще только набирающего свою популярность кабаре «Мулен Руж»:
Шоу Мулен Руж
Долгое время Мулен Руж оставалось единственным местом в городе, где смешались все социальные слои общества, и где знатные не гнушались сидеть за соседним столиком с менее представительными посетителями. Объединяла гостей заводная музыка и танцы.
Сами владельцы прозвали свой Мюзик-холл «Первый Дворец женщин» и держали пари о своем успехе, утверждая, что Красная Мельница станет наиболее грандиозной из всех известных в мире храмов музыки и танца. Как видите – надеялись!
В центре внимания зрителей танец – французский канкан. Изобретенный в Лондоне в 1861 и вдохновленный кадрилью (танец в бешеном ритме, на грани акробатики в соблазнительных костюмах), он восхищает публику, когда начинается представление под звуки музыки Оффенбаха. Само слово «канкан» в переводе с французского означает «гам, шум».
Канкан в 19 веке считался танцем вульгарным, что тоже сыграло сыграло свою роль в формировании образа Мулен Руж как места непристойного, недостойного посещения благородными дамами и девицами. Однако кабаре нашло своего посетителя. Принимая во внимание, что окрестности холма Монмарта всегда населяла богемная публика, среди которых были знаменитые художники, памфлетисты, актеры, они и стали самыми частыми гостями заведения. Те, кто мог по достоинству оценить искусство, и в данном случае, искусство танца.
Афиши
Считается, что именно Лотрек создал первую афишу для кабака в стиле модерн. Однако он был не первым, кто взялся за написание афиш для набирающего популярность Мулен Руж. Хотя именно Тулузу-Лотреку, несомненно, принадлежит та самая афиша 1891 года, которая получила широкую огласку и стала самой узнаваемой на сегодняшний день афишей Мулен Руж.
Уже позже, когда сам Лотрек приобрел большую известность и стал создавать афишы не только для кабаре и ресторанов, он получал заказы на создание обложек периодических изданий и для книг. Например, одна из его работ – обложка для книги «Babylone d’Allemagne «. Но всё это было потом, когда он стал популярен.
А в начале своей карьеры он конкурировал с Жюлем Шере, который являлся основоположником нового художественного стиля плакатного изображения и был на тот момент самым известным плакатистом Парижа. Именно он заложил основы направления, и уже на этом основывались такие известный мастера плаката того века, как сам Тулуз-Лотрек, Альберт Гийом и Эжжен Грассе. До той самой знаменитой афиши Лотрека 1891, Жюль Шере успел создать два плаката для кабаре Мулен Руж.
Звезды «Красной Мельницы»
Танцовщицы Мулен Руж были отдельной кастой.
Ля Гулю
Самая знаменитая из них, Ля Гулю, что в переводе с жаргонного французского означает «пасть, обжора», предпочитала поесть и выпить за счет клиентов заведения.
Из книги правнука Ля Гулю Мишеля Суве, который написал ее воображаемые мемуары, основываясь на документах, записях и наследии, оставшемся в семье:
«Это был 1891 год. Нам сообщили, что месье Лотрек хочет изобразить мой портрет на афише, чтобы сделать рекламу для Мулен Руж. Но я была против. Я стала известна и без этого карикатуриста в шляпе. Однако Зидлер мне приказал идти туда в обязательном порядке. Ничего не поделаешь. Я отправилась в его студию, которая находилась в здании по адресу 27 улица Коленкур на третьем этаже».
«Пока он делал зарисовки я ерзала и двигалась всё время, выглядывала в окно, мы продолжали болтать всё время пока он рисовал. В конце концов он и не просил не двигаться. Это был рисунок, это совсем не как фотография. Для позирования я пришла к нему, одетая в черную блузку и белые штаны фру-фру. Это уже он в своем воображении дорисовал и изобразил меня в красном в белый горошек корсаже. В итоге он нарисовал эту афишу в американском стиле, следуя совету своего друга-художника Пьера Боннара».
Мишель Суве «Moi, la Goulue de Toulouse-Lautrec: les mémoires de mon aïeule», 2008.
Уже известный к тому времени постимпрессионист Тулуз-Лотрек, будучи постоянным посетителем кабаре, написал картину «Ля Гулю» (полотно его кисти сегодня находится в коллекции Музея Современного искусства Нью-Йорка).
Жанна Авриль
Другая, не менее известная, артистка Жанна Авриль по прозвищу «Динамит» была вечной конкуренткой Ля Гулю. Жанна резко отличалась от других танцовщиц кабаре. Она была утонченной, чувственной натурой, которая ценила и понимала искусство. Она никогда не заводила романов ради развлечения и не продавала себя за деньги, всегда была лишь с теми, кто ей действительно нравился. За эту свою неуместную порой утонченность и высокую мораль другие танцовщицы сильно невзлюбили ее.
А вот Тулуз-Лотрек наоборот. Он обожал Жанну и написал не один плакат с ней. Популярность наравне с Ля Гулю Жанна приобрела, когда выступила со своим сольным номером на открытии Мулен Руж в 1889 году. Жанна никогда не брала уроков танцев и была самоучкой. Она, однако, не могла похвастаться счастливым детством. Отец рано покинул семью, а мать Жанны избивала девочку и довела ее до нервного срыва, в результате чего юная Жанна оказалась в сумасшедшем доме, откуда она смогла выйти благодаря своим сестрам, которые ценили ее врожденное умение танцевать и не хотели хоронить такой талант за стенами больницы. Следствием ее заболевания (она также лечилась от так называемой «пляски святого Вита», как тогда называли хорею –нарушение двигательных функций организма) стали резкие движения, которые очень вписывались в ее танец и стали визитной карточкой Жанны. Она была полной противоположностью Ля Гулю, чопорной, немного надменной, казалась холодной, разбиралась в литературе и искусстве. Её образ абсолютно покорил Тулуз-Лотрека, и она стала одной из его любимых моделей для плакатов наравне с Ля Гулю.
Обе известнейшие и блистательные дивы Мулен Руж закончили жизнь в нищете, забытые и брошенные всеми. Ля Гулю сама ушла из кабаре на пике своей известности, решив, что она уже достаточно популярна и богата. Она хотела открыть свой собственный балаган – представление сродни цирку, однако зрители по-прежнему шли в Мулен Руж, приобретая билеты на Ля Гулю. С течением времени она обанкротилась, ее собственное дело прогорело.
Жанна Авриль вышла в итоге замуж за немецкого художника, который ей изменял и заставил немало страдать из-за этого. Она умерла в одиночестве и нищете в возрасте 75 лет. Жанна Авриль похоронена на кладбище Пер-лашез, а Ля Гулю была перезахоронена на кладбище Монмартра.
Иветт Гильбер
Певица Иветт Гильбер была еще одной из самых знаменитых певиц кабаре. Рыжая, худая, курносая и в неизменных черных перчатках, она покорила Тулуза-Лотрека своим образом. Она пела в ставших популярных тогда кафешантанах. Они приобрели популярность в результате того, что Луи Наполеон, став императором Франции, запретил петь в стиле кабаре на улицах и в общественных местах, поэтому многочисленные любители такого увеселительного времяпрепровождения нашли убежище в кафешантанах (на франц. «café-chantant») не только в Париже, но и в Ницце, затем в Германии, в Великобритании. Иветт Гильбер обладала прекрасным голосом и продолжала записывать песни на протяжении сорока лет, оставив, таким образом, большое наследие своим потомкам. Она писала в дневниках про свои выступления в кабаре Мулен Руж так:
«Творить бесстыдные выходки и демонстрировать пороки моих слушателей, превращая их в темы юмористических песенок и заставляя их смеяться над собой».
За каждой из девушек, выступавших в заведении, всегда тянулся шлейф поклонников и, учитывая статус и известность кабаре, часто это были весьма уважаемые знаменитые люди, а то и венценосные особы.
Мистенгет
После пожара в 1915 году, который разрушил Красную Мельницу, она была восстановлена лишь десятью годами позже. Именно в этот период актриса, певица и танцовщица под сценическим именем Мистенгет стала содиректором варьете. Звезда собственного небольшого шоу «Встреча с Мистенгет» (1925), она была также директором швейных мастерских по сценическим костюмам.
Она начала свою карьеру в варьете «Трианон» в 1864 году, однако не имела головокружительного успеха после первого же выступления. Признание приходило к ней постепенно. До 1914 года она выступает в пьесах, кабаре, играет в кинематографе. Весь этот опыт ей пригодится, чтобы после Первой мировой войны стать той самой Мистенгет, которую все знают и запомнят. Признание всецело является ее собственной заслугой. Еще когда она только подрабатывала в цветочном магазинчике, все заработанные средства она тратила на обучение хореографии, игре на скрипке, вокалу.
Слава к ней пришла в 1909 году, когда вместе со своим партнером Максом Дирли, с которым она вместе выступала вечерами в знаменитом кабаре «Казино де Пари», исполнила экстравагантный танец апашей, включавший в себя ряд акробатических трюков и, конечно же, чувственный. После этого о ней заговорили.
Танец включили в программы кабаре по всему миру. Её ноги стали называть самыми красивыми ножками Парижа, и поговаривали даже, что она их застраховала на сумму в 500 тысяч франков. После этого выступления ее карьера пошла в гору. Мистенгет была теперь главной звездой труппы.
Это было не единственное нововведение Мистенгет в мир танцев и кабаре. Когда она уже стала арт-директором Мулен Руж, именно она изменила программу кабаре. Теперь вместо ряда несвязанных между собой номеров, она готовила целую программу – шоу-ревью для каждого вечера, она добавила сложные костюмы и те самые знаменитые громоздкие головные уборы из перьев для танцовщиц. Еще одни новым элементов стал торжественный спуск главной дивы вечера по длинной лестнице, уходящей, казалось бы, в небо.
Когда Мистенгет ушла из Мулен Руж, театр вместимостью 1 500 мест был превращен в танцевальный клуб во время Второй мировой войны. Тогда место потеряло свой блеск и шик, несмотря даже на выступления Эдит Пиаф и Ива Монтана в 1944 году.
Кабаре сегодня
Гвоздь программы и по сей день – бесмертный танец – французский канкан. Энергичный, с дразнящей долей эротики, под звуки музыки Селеста Могада, он не оставил равнодушным еще ни одного посетителя. Конечно, с течением времени представление эволюционировало, но изменилось не сильно. Самое главное отличие на сегодняшний день – это более обнаженные и откровенные наряды танцовщиц, чего не допускалось в прошлые века. Однако уже в 20 веке владельцы кабаре начинали осторожно знакомить публику с более откровенными выступлениями. Чего только стоило в 1902 году представление под названием «Бал четырех искусств»! Выход на сцену голой Клеопатры, вносимой на на плечах четырьмя мужчинами, в сопровождении столь же голых девушек. Это было представление на грани, но запомнилось всем, пусть и получило много критики в свой адрес! Да и вообще Мулен Руж можно назвать родиной стриптиза. Ведь именно на сцене знаменитого варьете танцовщица Мона впервые разделась на публике в 1893 году. За что, кстати, была оштрафована полицией на 100 франков. Какие времена, такие нравы. Не готово еще было общество. Хотя недовольных было меньшинство.
Но современного зрителя становится всё сложнее и сложнее удивить, при этом необходимо блюсти традиции и не отступать от канонов известного всем кабаре, вот и приходится нынешним владельцем Мулен Руж балансировать меж двух крайностей. Да и потом для более откровенных танцев существует другое известное кабаре, Crazy horse, которое сегодня всё больше наступает на пятки Красной Мельнице и тоже пользуется популярностью у туристов. А между тем Мулен Руж признан самым крупным потребителем шампанского в год. По статистическим данным в кабаре выпивают более 350 000 бутылок шампанского в год. Представьте себе, какова посещаемость!
Если вы сегодня решите прогуляться по кварталу Пигаль, неподалеку от холма Монмартр и Мулен Руж, вы всегда увидите хотя бы одного туриста, стремящегося запечатлеть себя на фоне Красной мельницы.
Да и на шоу вечером я не была удивлена, когда услышала среди гостей разговоры на самых разных иностранных языках. Конечно, большинство зрителей сегодня в Мулен Руж – это туристы, но, кстати, не всегда иностранцы. Немало и французов приезжают из отдаленных, особенно южных городов. Для них поездка в Париж – это некий обязательный семейный променад, который надо совершить хотя бы раз в жизни и посетить самые приметные и известные места Парижа.
Сегодня Мулен Руж предлагает несколько представлений. «Тулуз-Лотрек», «Belle Epoque», «Феерия». Они могут меняться раз в сезон, дорабатываться.
Меня лично впечатлила «Феерия». Честно говоря, шоу представляет из себя зашкаливающее количество блесток и красок, если можно так сказать! От яркости и пышности костюмов буквально рябит в глазах, и порой хочется зажмуриться. Не зря Мулен Руж в свое время так быстро приобрел популярность, хочу вам сказать, что французский канкан завораживает даже сегодня. Та синхронность, с которой танцовщицы умудряются исполнять перфоманс, та изящность и грациозность, которая непостижимым образом присуща им, несмотря на объемные юбки и костюмы, заслуживает отдельного восхищения.
На какое бы шоу я ни приходила, редко видела недовольного гостя. Были как-то, правда, неподалеку от нашего столика французы, которые жаловались на крохотные порции и посредственную кухню. Но, откровенно говоря, не представляю себе, когда там можно есть да и вообще думать о еде, когда такая красота и гамма красок мелькают на сцене. Я бы не советовала приходить в кабаре за плотным ужином. Вот легкие закуски и шампанское, пожалуй, самое подходящее сопровождение для такого вечера.
График работы и стоимость билетов
Представление в Мулен Руж сегодня дается трижды в день :
Зрителей пускают в зал уже за полчаса до спектакля. У вас есть несколько опций для посещения шоу. Вы можете заказать только представление, бокал шампанского, а можно полноценное меню и поужинать под фееричное выступление танцовщиц кабаре. Кроме того, варьете предлагает также и вегетарианское меню.
Цены будут варьироваться в зависимости от нескольких факторов: выбранного меню (кроме вегетарианского, вам еще предлагаются опции VIP, рыба или мясо, напитки не входят в меню, и за них нужно платить отдельно), дня недели (например, ужин и спектакль в пятницу-субботу будет стоить дороже, чем во вторник или даже в воскресенье), от высокого/низкого сезона и т.д.
Все варианты меню можно посмотреть здесь на официальном сайте варьете.
Небольшой совет: постарайтесь покупать столики или бронировать их как можно раньше до предполагаемой даты шоу, так как чем раньше вы забронировали, тем ближе будет столик к сцене. Это негласное правило, которое здесь существует. Цена от этого не меняется.
Итак, ваши варианты таковы:
Цена шоу без ужина и напитков варьируется между 87 и 105 евро.
Тариф для детей спектакль+ ужин – 115 евро.
Дети допускаются на шоу с 6 лет. От 6 до 18 лет вход разрешен только в сопровождении взрослых.
В заведении действует строгий дресс-код. Гостей пускают только если они пришли в вечернем наряде. В противном случае есть риск, что охрана может отказать в доступе, даже несмотря на зарезервированные и оплаченные места.