Мулла и муэдзин в чем разница
Духовные звания в исламе
Содержание
Духовные звания в исламе — звания, которые даются мусульманам в зависимости от их рода деятельности (правоведы), совершённых поступков (хаджи, шахид), принадлежности к направлению (школе) ислама и статуса (шиитские звания, суфийские ранги) и т. д.
Авлия
Вали (араб. ولي — покровитель, святой), Авлия (араб. أولياء ) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения.
Уле́мы (араб. علماء — уляма́ — «знающие, учёные»; ед. ч. — араб. عالم — а́лим) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем. [1]
Аятолла
Аятолла (араб. آية الله , перс. آیتالله — «знамение Аллаха») — шиитский религиозный титул. Удостоенные этого титула являются экспертами в исламоведении, юриспруденции, этике и философии и обычно преподают в школах религиозных наук.
Великий аятолла
Великий аятолла (араб. آية الله العظمى ) — шиитский религиозный титул. Данный титул носят исламские ученые, достигшие больших высот в исламском праве (фикхе) и методологии (усуле), и имеющие право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам).
Имам (араб. إمام — предводитель) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. Имам — также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин (только мужчина), достигший совершеннолетия, то есть 13 лет.
Имам (шиизм)
Согласно теологии Двенадцати, основному течению в шиизме, имамы были прямыми духовными наследниками пророка Мухаммеда. Первым имамом был его зять Али, бывший четвёртым халифом.
Ишаны
Кади (араб. قاضٍ — [qɑːd̪iː]) — шариатский судья, выносящий решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны. В Османской империи кади выполнял также нотариальные и некоторые административные функции на территории округа, называвшегося кадилык или каза. От кади произошел средневековый испанско-португальский титул Алкайд.
Мавлави
Мавлави (перс. مولوی ) — почётное исламское религиозное звание, аналогично мулле и шейху, в переводе с арабского значит «правитель» или «владелец».
Молдо
Молдо — слово, присоединяемое до революции в Киргизии в качестве составной части к именам мужчин, получивших мусульманское образование. Молдо — мулла, грамотный человек.
Муджаддид
Муджаддид (араб. مجدد — обновитель) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммеда ﷺ каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять Ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абд аль-Азиз, Имам аш-Шафи’и, Имам аль-Ашари, Имам аль-Газали, Имам ар-Рази, Ибн Дакик Ид, Имам ас-Суюти и другие.
Муджахид
Муджахид, Моджахед (араб. مجاهد — борец, совершающий усилие), Гази (араб. غازي ) — участник джихада, а также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада.
Муджтахид
Мулла
Мулла (араб. المُلَّا — «наместник; хранитель; хозяин») — арабское исламское духовное звание богослова (улемы), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, то есть хафиза), хадисы и нормы шариата. У суннитов часто употребляется как синоним звания имама, избираемого главы общины верующих.
У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция — лишь толкование Корана и вопросов веры.
На Кавказе муллой также называют муэдзинов, «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шейх-уль-ислам именуются Муллой-ахундом (у шиитов) или Муллой-эффенди (у суннитов).
Мударрис
Мударрис — факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама. [4]
Муфассир
Муфассир (араб. مُفس — толкователь) — толкователь (комментатор) Корана, автор тафсира.
Муфтий
Муфтий (араб. مفتى — muftī, производное от афта — «высказывать мнение») — высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Его решение (фетва) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама (суннизма, шиизма и т. д.), а также школы шариата (мазхаба). В 1788 году указом Екатерины II «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе Духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона в России пребывающими» было организовано Оренбургское магометанское духовное собрание (муфтият).
Мухаддис
Мухаддис (араб. محدث —) — учёный, глубоко изучивший науку о хадисах.
Мухтасиб
Мухтасиб — служащий специальной организации, руководствовающийся законами шариата и следящий за претворением в жизнь исламских моральных норм. Мухтасибы также обладали правом налагать за провинности различные виды наказания (тазир), а также выполняли полицейские функции. Составной частью работы мухтасибы была профилактика правонарушений, для чего они проводили компанию просвещения населения. В завасимости от тяжести правонарушения мухтасибы могли предупреждать, либо в крайнем случае наказывать публичным побиванием палками [5]
Муэдзин
Муэдзин (араб. مؤذن ; также — азанчей) — в исламе: служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву. Первым муэдзином был Биляль ибн Рибаха.
Наиб (араб. نائب — заместитель, уполномоченный, наместник), в средневековых мусульманских государствах (Арабском халифате, Золотой Орде и др.) правитель округа или провинции, в азербайджанских ханствах — управляющий магалом (округом, провинцией).
В имамате Шамиля — его уполномоченный, осуществлявший военно-административную власть на определённой территории. В некоторых современных мусульманских странах Востока — заместитель какого-либо начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины. В Османской империи — судья шариатского суда, заместитель верховного судьи, помощник кадия.
Праведные халифы
Праведные халифы — в суннитском исламе — четыре первых халифа (правителя мусульман), при которых ислам осуществлял активную внешнюю экспансию и халифат увеличивался в размерах.
Повелитель правоверных
Повелитель мусульман
Факих
Факих (араб. فقيه — юрист) — учёный в области мусульманского права.
Хаджи
Хаджи — почетный титул мусульманина, совершившего хадж — паломничество в Мекку.
Хазрат
Хазрат — исламский религиозный статус. Соответствует среднеазитскому «таксыру», кавказскому — «эфенди» и турецкому — «ходжа». [6]
Халиф
Хафиз
Хафиз (араб. حافظ — учащий наизусть,охранитель) — хранитель Корана, запоминающий его наизусть. Мусульманин, причисляемый к духовному сословию ввиду знания всего Корана наизусть.
Худжат аль-ислам
Худжат аль-ислам (араб. حجة الإسلام ) — шиитский религиозный титул, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.
Шахид
Шахид (араб. شَهيد — свидетель) — мусульманин павший за веру, мученик.
Шейх мн.ч.- шуюх,(араб. شيخ ) — почётное название видного богослова в Исламе.
Среднеазиатские кишлаки, расположенные около святых мест и занимающиеся только обслуживанием паломников, называются кишлаками шейхов. Иногда шейхами провозглашают лидеров исламских организаций.
Шейх-уль-ислам
Шейх-уль-ислам (тур. Şeyhülislam ) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств. В ряде исламских обществ титул шейх-уль-ислама обозначал должность верховного судьи (верховного кадия).
Суфийские ранги
В суфизме существуют следующие ранги:
Мулла
У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция — лишь толкование Корана и вопросов веры.
На Кавказе муллой также называют муэдзинов, «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шейх-уль-ислам именуются Муллой-ахундом (у шиитов) или Муллой-эффенди (у суннитов).
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Мулла» в других словарях:
МУЛЛА — (араб.). Духовное лицо у магометан. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МУЛЛА араб. Духовное лицо у магометан. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их… … Словарь иностранных слов русского языка
мулла — мулла, муллы, муллы, мулл, мулле, муллам, муллу, мулл, муллой, муллою, муллами, мулле, муллах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
мулла — ы; ж. [от араб. maula господин, владыка] У мусульман: служитель религиозного культа, знаток религиозных наук. Проповедь муллы. Обратиться к мулле. М. призывал к молитве. * * * мулла (от араб. маула владыка), служитель религиозного культа у… … Энциклопедический словарь
мулла — См … Словарь синонимов
МУЛЛА — (от арабского маула владыка), служитель религиозного культа у мусульман; знаток религиозных наук. Обычно мулла избирается верующими из своей среды … Современная энциклопедия
мулла́ — мулла, ы; мн. муллы, мулл, муллам … Русское словесное ударение
МУЛЛА — МУЛЛА, муллы, муж. (араб. maula господин). Мусульманский священник. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МУЛЛА — МУЛЛА, ы, муж. У мусульман: служитель культа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
мулла — МУЛЛА, ы, м Священнослужитель в мусульманстве, высшее духовное лицо, ученый богослов, толкователь Корана и законов шариата, который, кроме совершения религиозных обрядов, в некоторых случаях преподает в школе, осуществляет судопроизводство и т.д … Толковый словарь русских существительных
Мулла — (от арабского маула владыка), служитель религиозного культа у мусульман; знаток религиозных наук. Обычно мулла избирается верующими из своей среды. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МУЛЛА — (от араб. маула владыка) служитель религиозного культа у мусульман … Большой Энциклопедический словарь
Муэдзин
Содержание
История
О происхождении призыва на молитву (азан или нида) существует несколько версий. Согласно одной, традиция призыва на молитву возникла еще до переселения Мухаммада в Медину (хиджра). Согласно другой — после переселения, примерно во втором году хиджры. Очевидно, что пророк Мухаммед ввел ритуал «азана» по аналогии с колокольным звоном у христиан и звуком трубы у иудеев. Первый муэдзин, абиссинец Билял ибн Рабах, сначала зазывал людей на молитву на улицах, и лишь спустя некоторое время для этого стали использовать самую высокую точку в городе. Существовали и региональные способы призыва: в Фесе (Марокко) на минарете укрепляли знамя, а в темное время — зажигали лампу. В Индонезии в ряде мечетей начало молитвы анонсируется звуками гонга (влияние буддизма).
Историки считают, что в арабских племенах еще до ислама существовал обычай издавать особый крик, например, для сбора членов племени на военный совет. Это поручалось человеку, которого называли мунади или муаззин. Глагол «азана» по-арабски означает «кричать на публике».
Обязанности муэдзина
С самого начала муэдзин рассматривался как помощник имама. Праведный халиф Умар ибн Хаттаб (634—644) отправил в помощь наместнику Куфы человека в качестве «муэдзина и визиря». Тогда же выработался ритуал, когда муэдзин сначала призывал правоверных на улице, а затем отправлялся к правителю, приветствовал его и приглашал на молитву. Вернувшись в мечеть, муэдзин объявлял о начале намаза. Текст азана в тот период был очень коротким. Впоследствии он использовался только в чрезвычайных случаях. После того, как выработался архитектурный тип мечети и появился минарет, азан стали осуществлять непосредственно с балкона минарета. Это произошло при омейядском халифе Абд аль-Малике (685—705). Арабский путешественник Ибн Баттута (1304—1377) рассказывал, что в Хорезме в обязанности муэдзина входило выгонять правоверных из своих домов на намаз.
С годами выработались требования к профессиональному муэдзину: он должен был обладать мощным, но приятным голосом, который должны были слышать все жители данной местности. Мелодичному произнесению слов азана обучали тех детей, которые обнаруживали способности к пению. Иногда функции муэдзина переходили по наследству. Семьи, в которых были слепые мальчики, видели в карьере муэдзина возможность для своих детей получить источник пропитания, так как муэдзин считался служащим мечети с определенной зарплатой. Кроме того, поднимаясь на минарет, слепой муэдзин не видел того, что происходит во дворах и домах жителей и, в частности, женщин.
В некоторых крупных мечетях возникла традиция хоровой рецитации азана. Кроме азана, муэдзины стали исполнять специальные славословия, например, произносили «прекрасные имена Аллаха». Иногда обязанности муэдзина возлагали на астронома, который должен был удостоверять правильность киблы (направления на молитву) при строительстве мечети, а также рассчитывать время намаза.
Время азана
Муэдзин помощник имам-хатыба, он дожен читать азан и тасбих. Время, когда муэдзин зовет к молитве, строго определяется законами ислама, и в этом есть глубокий смысл, заложенный многовековыми традициями. Согласно законам ислама, каждый мусульманин должен молиться пять раз в сутки: утром, в полдень, после полудня, вечером и ночью. О времени каждой молитвы возвещает муэдзин (тот, кто призывает к молитве) непосредственно перед молитвой. Призывы муэдзина к молитве раздаются с минаретов или башен мечетей, и слышат их все, поэтому мусульмане точно знают, когда настает время их обращения к Аллаху.
Точное время ежедневных молитв вычисляется по специальным правилам и зависит, в первую очередь, от географического расположения местности: широты и долготы, а также от времени года. В целом «расписание» мусульманских молитв определяется положением Солнца. Муэдзин всегда точно знает время молитвы и оповещает о нем всех, но кроме этого время молитв регулярно публикуется в специализированных газетах или раздается в мечетях.
Зимние дни года гораздо короче летних, поэтому зимой утренняя молитва мусульманина будет намного позднее, а ночная гораздо раньше, чем летом. Но даже в один и тот же день в разных местах, в зависимости от их расположения, мусульманские молитвы должны произноситься в разное время. Например, если первая утренняя молитва в Адане (Турция) по расписанию должна быть в 05.14 утра, то в тот же день в Стамбуле она будет в 05.27, а в Диярбакыре – в 04.52.
Татары в Первой мировой войне: как призывали в армию мусульманское духовенство
Законные уклонисты от военной службы и татары-добровольцы, ушедшие на фронт в 1914—1917 годы
Казанский историк и колумнист «Реального времени» Лилия Габдрафикова продолжает рассказывать об участии татар в Первой мировой войне. Мобилизация затронула практически все сферы российского общества. Сегодняшняя колонка исследовательницы посвящена призыву на фронт мусульманских священнослужителей — указных имамов, муэдзинов и мугаллимов.
Льготы для мулл
Из-за начавшейся войны некоторые мусульманские приходы остались без своих мулл и мугаллимов (учителя-наставники, — прим. ред.). По своим сословным званиям они принадлежали в основном к тем же крестьянам и мещанам, поэтому у них не было особых льгот как у духовных лиц. Хотя с 1912 года благодаря стараниям мусульманских депутатов Государственной думы магометанское духовенство все же освобождалось от военного призыва. Однако к началу Первой мировой войны законодательное нововведение многими воинскими начальниками попросту игнорировалось, они либо не знали об этих тонкостях, либо придумывали собственные толкования. Например, призывали тех, кто вступил в должность муллы до 1912 года, и оставляли молодых мулл, пришедших к духовной службе после принятия нового закона.
«Многие запасные муллы обращались по этому поводу в духовное собрание, но последнее, несмотря на оплаченные ответы телеграмм, отвечает неохотно», — отмечал Габдельбари Батталов в статье «Муллы и воинская повинность», опубликованной в газете «Юлдуз» 27 июля 1914 года.
Но были и исключения, когда, благодаря своей настойчивости и правовой подкованности, некоторые муллы все же сумели воспользоваться льготами. Например, Фатих Сайфи, сообщая об июльской мобилизации в Чистополе, писал о том, что запасных мулл освободили от службы. Эти льготы касались и муэдзинов, но на деле они чаще всего призывались в армию. Так как перед получением должности в приходе, они не всегда сдавали экзамены в Оренбургском магометанском духовном собрании, а ограничивались приговором общества.
Полковой мулла Хурамшин Я.Х. Фото wikiwand.com
Бесправные муэдзины
Например, в апреле 1915 года призвали на действительную службу муэдзина мечети при Алафузовской фабрике в Казани — крестьянина д. Казыевой Тетюшского уезда Казанской губернии Нурулислама Идиатуллина. Выборные от прихожан, «мусульманских служащих Казанской фабрики торгово-промышленного товарищества Алафузовских фабрик и заводов», в мае того же года обратились с прошением к командующему войсками Казанского военного округа с ходатайством о возвращении Идиатуллина с воинской службы. Они попытались обосновать необходимость утверждения в махаллю муэдзина наличием большого количества мусульман на фабрике (почти 900 человек), обслуживавших нужды армии. Однако губернские власти ответили отказом.
Не все муллы спешили воспользоваться предоставленной отсрочкой от службы. Например, в январе 1916 года имам мечети в Адмиралтейской слободе города Казани, 26-летний Исмагил Габитов, попросил командировать его в действующую армию в качестве военного муллы. Он был выходцем из крестьян Больше-Янасальской волости Тетюшского уезда Казанской губернии и являлся ратником 2-го разряда 1912 года, и как имам был освобожден от призыва. С учетом его добровольного желания, магометанского образования и знания русского языка в Казанском полицейском управлении вынесли вердикт, что имам Исмагил Габитов вполне подходит к военной службе. Ушел в армию в качестве военного муллы сотрудник оренбургской газеты «Вакыт», ближайший помощник Фатиха Карима — Абдурахман Фахретдинов.
Конечно, льготами пытались воспользоваться и лица, не имеющие отношения к духовной службе. Муллы порой ставили на должность муэдзинов своих сыновей призывного возраста. Подобные злоупотребления иногда касались и высших духовных лиц. Например, казый Оренбургского магометанского духовного собрания Гиниятулла Капкаев, заручившись поддержкой нового муфтия Баязитова, в сентябре 1915 года обратился в Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД с просьбой освободить единственного сына Мухаммеда-Гарифа Капкаева от военной службы и назначить военным муллой в уфимском гарнизоне. Однако в ходе проверки выяснилось, что молодому человеку всего 20 лет, что не соответствовало льготному возрастному цензу.
В 1914 году был мобилизован талантливый преподаватель уфимского медресе «Галия» (на фото) Хабиб Зайни. Фото kpfu.ru
Татарская молодежь, оставшаяся без учителей
Вместе с муллами забирали на войну и мугаллимов — преподавателей медресе. Например, в 1914 году был мобилизован талантливый преподаватель уфимского медресе «Галия» Хабиб Зайни. Он получил образование в Стамбуле в 1908—1912 годы на биогеографическом факультете местного университета. Помимо биологии и географии в медресе молодой преподаватель вел и факультативы по физкультуре. Для мусульманских конфессиональных училищ это было весьма прогрессивным явлением. Однако уже через два года мугаллима призывают в армию, где его зачислили в военное училище. Хабиба Зайни готовили к должности военного переводчика с турецкого языка, кроме училища, он проходил обучение и на офицерских курсах в Одессе. Но после их ликвидации в 1917 году его отправляют на фронт начальником заставы 3-го полка 3-й армии. Некоторое время Х. Зайни являлся редактором фронтовой газеты «Голос 3-й армии».
Мугаллимов в армии, вероятно, было немало, так как долгое время они не пользовались особыми льготами. Поэтому некоторые татарские школы при мечетях были под угрозой закрытия. Неслучайно в своей статье, опубликованной в газете «Иль» 21 августа 1914 года, писатель Гаяз Исхаки призывал подключиться к педагогической работе представительниц прекрасного пола. В связи с уходом отцов на войну и ухудшением материального положения некоторых семей актуальным становился и вопрос о содержании приходских школ, ведь они существовали, главным образом, за счет средств самих учеников. Литератор советовал татарским учительницам обращаться за материальной поддержкой к местным земским и городским управам, чтобы именно они обеспечивали содержание мусульманских учебных заведений.
Наряду с мугаллимами татарских медресе, призывались на войну и учителя русско-татарских земских школ. В 1915 году эту ситуацию изобразил в автобиографическом рассказе «Ирхан учитель» писатель Файзи Валиев, где герой — сельский учитель — оторван войной от любимого дела, школы и учеников. Отсрочка преподавателям мусульманских школ была предоставлена лишь 6 октября 1916 года. Однако под эту категорию попадали только те, кому исполнилось 40 лет, и вступившие в должность учителя до 4 июля 1916 года.
Один из мусульманских депутатов Государственной думы Г.Х. Еникеев (от Уфимской губернии) выступил с инициативой о необходимости изменений в данном законе, но его попытки оказались безрезультатны. Однако уже в 1917 году, во время действия Временного правительства, мугаллимы мектебов получали освобождение от военной службы. В фонде Оренбургского магометанского духовного собрания сохранились справки, выданные учителям конфессиональных школ из различных регионов страны.
Газета «Казанский телеграф» 29 июля 1914 года сообщила о том, что три ученика старшего выпускного класса Казанской татарской учительской школы, в возрасте 19—20 лет, изъявили желание поступить добровольцами в войска. Фото prokazan.ru
Идейная интеллигенция и студенты-добровольцы
На войну в это время призывались и представители интеллигенции, и студенты. Например, в 1914 году ушли на войну студенты Московского коммерческого института Мухамметгалим Биюшев, М.-Саит Дибирдиев, Мустафа Шакулов. В этом учебном заведении обучались преимущественно купеческие дети. В том же году ушел на войну окончивший Уфимский учительский институт Гали Еникеев.
Среди учащейся молодежи было немало тех, кто ушел на войну по собственному желанию. Несмотря на имеющиеся учебные льготы, они становились добровольцами. Это были молодые люди другого склада ума, для которых первостепенным был не вопрос личной безопасности, а более широкие помыслы. Например, «для молодых людей характерны динамизм… большая склонность к риску и пренебрежение опасностью», — отмечает специалист по военно-исторической антропологии Е.С. Сенявская. Поэтому призыв защитить родину, помочь ей в трудную минуту любыми силами и средствами подействовал, в первую очередь, на татарских юношей и даже девушек. Именно молодые люди в первые месяцы войны записывались добровольцами.
Газета «Казанский телеграф» 29 июля 1914 года сообщила о том, что три ученика старшего выпускного класса Казанской татарской учительской школы, в возрасте 19–20 лет, изъявили желание поступить добровольцами в войска. Это были Лутфулла Аделов, Мирсаид Камалетдинов, Ярулла Мухамедгалеев, они поступили на службу в сентябре 1914 года. Добровольно ушла сестрой милосердия студентка Строгановского училища Хадича Акчурина. На фронте она пропала без вести.
Однако в подавляющем большинстве случаев солдатская служба не пользовалась особым уважением. Тем более неким отклонением от нормы считалась и добровольная служба человека. Например, в марте 1915 года на улице деревни Баскан Нижне-Сунской волости Мамадышского уезда крестьянин Абуталип Якупов оскорбил своего односельчанина, вернувшегося с войны, — Гиниатуллу Шарафутдинова. Бывшего солдата он упрекнул в том, что тот пошел на войну добровольцем.
Знак ордена Святого Георгия 3-й ст. для офицеров нехристианской веры, Фото wikiwand.com
«Не захотел ты жить по Божьему, как все мы живем, пошел добровольцем, пришел калекой…», — сказал инвалиду его молодой односельчанин, не преминув воспользоваться также и нецензурной лексикой. Несмотря на то, что потом Якупов отрицал свои слова, его арестовали на 10 дней. Поводом стало не столько оскорбление односельчанина, а реплика, отпущенная в адрес императора.
Добровольно ли ушел человек на фронт или отправился вынужденно, следуя своему гражданскому долгу, служба в армии и участие на войне возвышали его над общей массой тылового населения. Война меняла как психологию человека и его мировосприятие, так и отношение к нему со стороны других людей.
Справка
Габдрафикова Лилия Рамилевна — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.