Мулла и муфтий в чем разница
Духовные звания в исламе
Содержание
Духовные звания в исламе — звания, которые даются мусульманам в зависимости от их рода деятельности (правоведы), совершённых поступков (хаджи, шахид), принадлежности к направлению (школе) ислама и статуса (шиитские звания, суфийские ранги) и т. д.
Авлия
Вали (араб. ولي — покровитель, святой), Авлия (араб. أولياء ) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения.
Уле́мы (араб. علماء — уляма́ — «знающие, учёные»; ед. ч. — араб. عالم — а́лим) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем. [1]
Аятолла
Аятолла (араб. آية الله , перс. آیتالله — «знамение Аллаха») — шиитский религиозный титул. Удостоенные этого титула являются экспертами в исламоведении, юриспруденции, этике и философии и обычно преподают в школах религиозных наук.
Великий аятолла
Великий аятолла (араб. آية الله العظمى ) — шиитский религиозный титул. Данный титул носят исламские ученые, достигшие больших высот в исламском праве (фикхе) и методологии (усуле), и имеющие право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам).
Имам (араб. إمام — предводитель) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. Имам — также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин (только мужчина), достигший совершеннолетия, то есть 13 лет.
Имам (шиизм)
Согласно теологии Двенадцати, основному течению в шиизме, имамы были прямыми духовными наследниками пророка Мухаммеда. Первым имамом был его зять Али, бывший четвёртым халифом.
Ишаны
Кади (араб. قاضٍ — [qɑːd̪iː]) — шариатский судья, выносящий решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны. В Османской империи кади выполнял также нотариальные и некоторые административные функции на территории округа, называвшегося кадилык или каза. От кади произошел средневековый испанско-португальский титул Алкайд.
Мавлави
Мавлави (перс. مولوی ) — почётное исламское религиозное звание, аналогично мулле и шейху, в переводе с арабского значит «правитель» или «владелец».
Молдо
Молдо — слово, присоединяемое до революции в Киргизии в качестве составной части к именам мужчин, получивших мусульманское образование. Молдо — мулла, грамотный человек.
Муджаддид
Муджаддид (араб. مجدد — обновитель) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммеда ﷺ каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять Ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абд аль-Азиз, Имам аш-Шафи’и, Имам аль-Ашари, Имам аль-Газали, Имам ар-Рази, Ибн Дакик Ид, Имам ас-Суюти и другие.
Муджахид
Муджахид, Моджахед (араб. مجاهد — борец, совершающий усилие), Гази (араб. غازي ) — участник джихада, а также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада.
Муджтахид
Мулла
Мулла (араб. المُلَّا — «наместник; хранитель; хозяин») — арабское исламское духовное звание богослова (улемы), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, то есть хафиза), хадисы и нормы шариата. У суннитов часто употребляется как синоним звания имама, избираемого главы общины верующих.
У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция — лишь толкование Корана и вопросов веры.
На Кавказе муллой также называют муэдзинов, «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шейх-уль-ислам именуются Муллой-ахундом (у шиитов) или Муллой-эффенди (у суннитов).
Мударрис
Мударрис — факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама. [4]
Муфассир
Муфассир (араб. مُفس — толкователь) — толкователь (комментатор) Корана, автор тафсира.
Муфтий
Муфтий (араб. مفتى — muftī, производное от афта — «высказывать мнение») — высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Его решение (фетва) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама (суннизма, шиизма и т. д.), а также школы шариата (мазхаба). В 1788 году указом Екатерины II «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе Духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона в России пребывающими» было организовано Оренбургское магометанское духовное собрание (муфтият).
Мухаддис
Мухаддис (араб. محدث —) — учёный, глубоко изучивший науку о хадисах.
Мухтасиб
Мухтасиб — служащий специальной организации, руководствовающийся законами шариата и следящий за претворением в жизнь исламских моральных норм. Мухтасибы также обладали правом налагать за провинности различные виды наказания (тазир), а также выполняли полицейские функции. Составной частью работы мухтасибы была профилактика правонарушений, для чего они проводили компанию просвещения населения. В завасимости от тяжести правонарушения мухтасибы могли предупреждать, либо в крайнем случае наказывать публичным побиванием палками [5]
Муэдзин
Муэдзин (араб. مؤذن ; также — азанчей) — в исламе: служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву. Первым муэдзином был Биляль ибн Рибаха.
Наиб (араб. نائب — заместитель, уполномоченный, наместник), в средневековых мусульманских государствах (Арабском халифате, Золотой Орде и др.) правитель округа или провинции, в азербайджанских ханствах — управляющий магалом (округом, провинцией).
В имамате Шамиля — его уполномоченный, осуществлявший военно-административную власть на определённой территории. В некоторых современных мусульманских странах Востока — заместитель какого-либо начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины. В Османской империи — судья шариатского суда, заместитель верховного судьи, помощник кадия.
Праведные халифы
Праведные халифы — в суннитском исламе — четыре первых халифа (правителя мусульман), при которых ислам осуществлял активную внешнюю экспансию и халифат увеличивался в размерах.
Повелитель правоверных
Повелитель мусульман
Факих
Факих (араб. فقيه — юрист) — учёный в области мусульманского права.
Хаджи
Хаджи — почетный титул мусульманина, совершившего хадж — паломничество в Мекку.
Хазрат
Хазрат — исламский религиозный статус. Соответствует среднеазитскому «таксыру», кавказскому — «эфенди» и турецкому — «ходжа». [6]
Халиф
Хафиз
Хафиз (араб. حافظ — учащий наизусть,охранитель) — хранитель Корана, запоминающий его наизусть. Мусульманин, причисляемый к духовному сословию ввиду знания всего Корана наизусть.
Худжат аль-ислам
Худжат аль-ислам (араб. حجة الإسلام ) — шиитский религиозный титул, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.
Шахид
Шахид (араб. شَهيد — свидетель) — мусульманин павший за веру, мученик.
Шейх мн.ч.- шуюх,(араб. شيخ ) — почётное название видного богослова в Исламе.
Среднеазиатские кишлаки, расположенные около святых мест и занимающиеся только обслуживанием паломников, называются кишлаками шейхов. Иногда шейхами провозглашают лидеров исламских организаций.
Шейх-уль-ислам
Шейх-уль-ислам (тур. Şeyhülislam ) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств. В ряде исламских обществ титул шейх-уль-ислама обозначал должность верховного судьи (верховного кадия).
Суфийские ранги
В суфизме существуют следующие ранги:
Титулы, саны и звания в исламе
Мусульманская умма, как и любая община, имеет свою собственную иерархию, в которой существуют различные титулы, саны и звания. Основным условием их приобретения считается наличие знаний и определённых навыков в религии.
Ознакомимся с основными регалиями, которые встречаются в среде мусульманского духовенства.
1. Алим (Улем)
Это арабское слово, которое переводится как «знающий», «обладающий знанием». Данным титулом нарекают признанных и уважаемых знатоков исламской религии. Как правило, в каждой мусульманской общине существует коллективный орган – Совет улемов, выносящий решения по тем или иным вопросам (например, о начале месяца Рамазан, размере фитр-садака и т.п.) Количество алимов не ограничивается, так как им может стать любой правоверный, обладающий необходимым объёмом знаний.
2. Ахунд
Высшее звание в исламе, которым наделяются духовные лидеры регионов страны или крупных городов. На постсоветском пространстве, как правило, используется в вариации «имам-ахунд». В России данный титул имеют несколько руководителей региональных духовных управлений мусульман. Кроме того, первый председатель Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммеджан Хусаинов до наделения саном муфтия также был ахундом.
3. Аятолла
Шиитский религиозный титул, которым наделяется богослов, обладающий авторитетом в общине, а также считающийся крупным знатоком исламских наук. Аятолла вправе самостоятельно выносить фетвы (фатвы) – богословские заключения по религиозным вопросам.
Высшим титулом в шиизме признано звание великого аятоллы, которым обладают наиболее авторитетные учёные. Он считается своего рода заместителем имама Махди, осуществляющим руководство шиитской общиной от его имени. В современном мире этот титул носят верховный лидер Ирана Али Хаменеи и духовный лидер иракских шиитов Али Систани.
4. Имам
Религиозное звание, означающее предводителя во время коллективной молитвы. Как правило, имамами именуются главы местных религиозных общин и мечетей. Кроме того, таким статусом исторически наделяли глав государств-имаматов. Ярчайшим примером можно считать имама Шамиля, правившего Северо-Кавказским имаматом в середине XIXвека. В случае же, если в мечети несколько имамов, то между ними также существует собственная иерархия, и один из них именуется первым имамом или имамом-хатыйбом, а остальные считаются его заместителями.
5. Ишан
Суфийское религиозное звание, которое имеют духовные наставники тарикатов. Ишаны вправе передавать свои знания ученикам – мюридам. Ишаном в суфийской традиции может стать любой мусульманин, достигший определённого уровня просвещённости. Однако существуют и такие суфийские школы, в которых ишанами именуют исключительно потомков Пророка Мухаммада (с.г.в.) или его ближайших сподвижников. Подобная практика породила появление целых династий ишанов, которые существуют и в наши дни. Одним из известных ишанов считается Зайнулла Расулев – шейх Накшбандийского тариката, отец председателя ДУМ Европейской части СССР и Сибири, муфтия Габдрахмана Расулева.
6. Кади (казый)
Титул, которым наделяются шариатские судьи. В эпоху Средневековья кадии были весьма влиятельными лицами в мусульманских государствах. Они принимали не только судебные, но и ряд административных решений в своём регионе. В современном мире полномочия кадиев имеют скорее формальный характер, так как в большинстве мусульманских стран шариатские суды утратили свою силу. Сегодня они выполняют роль советников муфтиев.
7. Молла (мулла, молда)
Это одно из наиболее распространенных званий среди мусульманских священнослужителей. Как правило, муллами называют служителей мечети, которые ниже по статусу, чем имам-хатыйб. Основной функцией муллы считается помощь местным верующим в совершении религиозных обрядов. Так, они читают никах, занимаются имянаречением детей, проводят коллективные ифтары и так далее.
8. Муджтахид (моджтахид)
Звание, которым наделяются учёные, достигшие уровня иджтихада – высокого авторитета в богословии. Считается, что обладателями абсолютного иджтихада были сподвижники Пророка Мухаммада (с.г.в.). Некоторые богословы утверждают, что истинный иджтихад существовал на протяжении первых четырёх столетий после Хиджры. Именно в тот период жили многие видные исламские богословы. Тем не менее, и в более поздние века Всевышний даровал миру множество авторитетных учёных, таких как Ибн Хаджар аль-Аскаляни или Ризаитдин Фахретдин, которые внесли неоценимый вклад в развитие богословской мысли.
9. Муфассир (мофассир)
Так именуют учёных-толкователей Священного Корана. Муфассир должен хорошо владеть арабским языком и знать историю, а также смысл ниспослания каждого аята. Первыми толкователями были сподвижники Пророка (с.г.в.) – Абдуллах ибн Масуд и Зайд ибн Сабит (р.а.). Наиболее известными сегодня толкованиями Священного Писания считаются тафсиры Ибн Касира и ас-Саади.
10. Муфтий
Высший сан, которым наделяются наиболее авторитетные и обладающие знанием религиозные деятели. Муфтии обладают правом самостоятельно выносить фетвы – богословские заключения по тем или иным вопросам. В современном мире они, как правило, считаются духовными лидерами мусульманской уммы.
В некоторых государствах сан муфтия совпадает с должностью руководителя централизованной религиозной организации (муфтията или ДУМ). При этом во многих странах сан муфтия имеет один священнослужитель, а в ряде стран – несколько. Это зависит от специфики того или иного региона. В теократических государствах должность муфтия считается одной из наиболее авторитетных в госаппарате. В некоторых общинах религиозные деятели также имеют сан верховного муфтия, которому подчиняются другие муфтии общины.
11. Мухтасиб (имам-мухтасиб)
Регалия священнослужителей в исламе, контролирующих соблюдение исламских норм на определённой территории. Сегодня мухтасибы являются представителями главы религиозной общины на местном уровне. Также они зачастую возглавляют религиозные организации в городах и назначают местных имамов.
12. Факих
Этим титулом обозначается специалист в области исламского права, правовед.
13. Хазрат
Религиозный статус, которым обладают все мусульманские священнослужители. Как правило, это слово используют при уважительном обращении к религиозному деятелю.
14. Хафиз
Данным званием обладают учёные, знающие Коран наизусть. Именно благодаря хафизам Священная Книга Аллаха дошла до нас в первоначальном её виде.
15. Ходжатуль-Ислам (худжат аль-Ислам)
Шиитский религиозный титул, которым наделяются авторитетные богословы. Так, им обладают лидер шиитской организации «Хезболла» Хасан Насралла и экс-президент Ирана Мохаммад Хатами.
16. Шейх
Почётное звание в исламе у наиболее образованных богословов. Шейхом именуется лидер религиозной общины, вождь племени или глава эмирата. Особо авторитетные и видные учёные имеют титул шейхуль-ислам. Он должен хорошо владеть всеми исламскими науками и иметь весомый авторитет в своей умме. В Османской империи шейхуль-ислам был главным священнослужителем, с мнением которого вынуждены были считаться даже султаны. В наши дни на постсоветском пространстве этот титул носят ряд муфтиев, такие как Талгат Таджуддин и Аллахшукюр Пашазаде.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
В религии нет должностей и званий все придумано человеком. Есть только одно отличие-это верующий от неверующего. И есть только одна истинаэто КоранВсякие объяснения и рекомендации любого человека это только понятия этого человека но никак не рекомендации для всех людей если этого нет в Коране. И не один пророк не стоит такого поклонения как поклонятся ВсевышнемуМЫ все твари создания бога и только богу всевышнему поклоняемсяА человек как бы он не изгалялся какую бы миссию не нес он все равно тварь, т.е творение божье
В исламе священнослужитель называется муфтий? А кто тогда имам?
а имам просто выборная должность.. вроде пастора в протестантской церкви.. глава общины..
Муфтий Дагестана обратился к молодёжи
3 Октябрь 2019 215
Муфтий РД, шейх Ахмад Афанди принял участие во встрече с участниками VI Молодёжного межрелигиозного форума – студентами вузов и ссузов республики.
В мероприятии также принял участие заместитель председателя Народного Собрания Камиль Давдиев, министр по национальной политике и делам религий РД Энрик Муслимов, лидеры традиционных конфессий и религиозные деятели.
Каждый из выступающих отмечал благотворное влияние подобных форумов на укрепление дружеских отношений между представителями молодёжи разных национальностей и конфессий. Около тысячи молодых людей услышали мудрые слова наставления от шейха Ахмада Афанди, который в своём выступлении отметил, что молодёжь олицетворяет собой надежду на лучшее будущее. Именно поэтому одной из целей своей деятельности Муфтий республики обозначил воспитание молодого поколения, которое своим достойным поведением разрушит сложившиеся стереотипы о кавказцах, в частности, о жителях Дагестана.
Говоря о важности сохранения единства, невзирая на национальные и религиозные принципы, духовный лидер привёл в пример два исторических события: Великую Отечественную войну и разгром международных бандформирований, вторгшихся в Дагестан в 1999 году. Именно в эти исторические периоды дать отпор общему врагу, по словам шейха, нашему народу помогла любовь к Родине.
«Муфтий, пользуясь положением, торговал должностями мулл, заработав на этом много денег»
Мулла как новый тип чиновника
В конце XVIII века в России появился новый тип чиновников, особенно влиявших на жизнь населения в Волго-Уральском регионе. С учреждением Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), преемником которого ныне считается ЦДУМ России во главе с Талгатом Таджуддином, в стране появились назначенные властями муфтии, казыи и указные муллы. О том, как мусульманские деятели оказались госслужащими, в продолжение темы о чиновниках рассказала в колонке «Реального времени» историк Лилия Габдрафикова.
Новый тип чиновника
В татарском обществе, помимо чиновников различных присутственных мест, был еще один тип служащих, местом работы которых являлось Оренбургское магометанское духовное собрание. Это учреждение, созданное еще в конце XVIII века, в течение последующего столетия утвердилось как бюрократический орган государства.
Только в 1917 году верующие смогли самостоятельно избрать муфтия – Галимджана Баруди. Во главе духовного органа, контролирующего многие стороны жизни мусульман Европейской части России и Сибири, стоял муфтий, его заместителями являлись казыи (судьи).
Участники Всероссийского съезда мусульман 1917 г. Фото posredi.ru
Здесь мусульманские священнослужители сдавали экзамены на звание муллы, разрешались спорные бракоразводные и наследственные дела, отсюда распространялись различные циркуляры и прошения, исходящие от центральных органов управления. Еще с конца XVIII века служители Оренбургского магометанского духовного собрания пользовались особым правом отдыха по пятницам.
Ставленники госвласти
Во главе Оренбургского магометанского духовного собрания всегда стояли ставленники высшей государственной власти, поэтому они часто не имели должного духовного образования. Муфтиями становились бывшие военные, чиновники и т.д. Например, 22 января 1886 года в доме мензелинского градоначальника А.Г. Попкова состоялся прощальный обед в честь Мухамедьяра Шарыкевича Султанова, назначенного муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания. До отъезда в Уфу М.Ш. Султанов служил городским мировым судьей в Мензелинске. В торжественном обеде приняли участие его сослуживцы и местные чиновники. До работы мировым судьей будущий муфтий служил в башкиро-мещеряцком войске, а в 1861-1866 годы являлся кантонным начальником в Мензелинском уезде.
«Старик, наконец, не выдержал, встал и обратился к чиновнику для особых поручений: «Передайте вашему начальнику, что таких, как он, губернаторов в России 53 человека, а таких, как я – всего двое; так поступать неприлично!». На фото rdum.info Муфтий М.Ш. Султанов
В этой связи очень любопытным представляется случай, описанный писателем С. Минцловым. Муфтий М.Ш. Султанов, прослуживший к тому времени на этой должности около двадцати лет, пришел на прием к уфимскому губернатору И.Н. Соколовскому. Писатель подчеркивает, что «это глава местного мусульманского духовенства, старик, человек, окончивший университет, и весьма почтенный сам по себе». Главу Магометанского собрания провели в приемную, но губернатора он так и не дождался. Через два часа ожидания муфтий предпочел покинуть губернаторский дом. «Старик, наконец, не выдержал, встал и обратился к чиновнику для особых поручений: «Передайте вашему начальнику, что таких, как он, губернаторов в России 53 человека, а таких, как я – всего двое; так поступать неприлично!».
В отличие от мулл, которые жили исключительно за счет пожертвований своих прихожан, муфтий и казыи получали фиксированное жалованье, поэтому могли себе позволить комфортные условия быта. Тем более многие из них изначально имели определенный материальный достаток. Например, тот же Мухамедьяр Султанов владел имением в Мензелинском уезде. Сельскохозяйственную продукцию он реализовывал и в Уфе. Так, в 1900 году «мясо английских баранов (метисов) из имения муфтия Султанова» продавалось прямо в Магометанском духовном собрании.
Злоупотребление духовным саном
Однако кроме основного заработка некоторые служащие этого учреждения злоупотребляли предоставленной властью и были не прочь за свои обязанности получать еще и дополнительные денежные средства от просителей.
Ученого-богослова, казыя Р. Фахреддина в татарской прессе анонимный корреспондент называл «человеком, служившим бюрократом в Духовном собрании». Фото кичучат.рф
«В народе ходят слухи, что муфтий, пользуясь положением, торговал должностями мулл, заработав на этом много денег, – писал татарский богослов Ш. Марджани о Мухаммаджане Хусейнове, занимавшем эту должность в конце XVIII века. – Когда он умер, у него было 50 тысяч рублей, над которыми он и отдал Богу душу». Действительно, на этого муфтия было написано несколько жалоб от разных мулл. По факту взяточничества проводилось специальное следствие. Но М. Хусейнов был приближен к чиновникам Губернского правления, проводившим следствие, и поэтому дело было приостановлено.
В результате такие поведенческие установки серьезно портили репутацию как конкретной личности, так и в целом любого человека, занявшего в дальнейшем должность муфтия или же казыя. Так, ученого-богослова, казыя Р. Фахреддина в татарской прессе анонимный корреспондент (за псевдонимом скрывался казанский купец А. Сайдашев) называл «человеком, служившим бюрократом в Духовном собрании».
Бюрократическая контора ОМДС
Назначение муфтиев, а не народное избрание, также добавляло определенный негатив в оценке их роли и места в мусульманском обществе. Кроме того, огромная подведомственная территория, двуязычие документооборота и небольшое число служащих Оренбургского магометанского духовного собрания, действительно, способствовали тому, что и в этом учреждении появлялись проблемы бюрократического характера.
Так, ревизоры обнаружили, что в Собрании «большое количество нерассмотренных дел», некоторые из которых лежали до 12 лет. В этом отношении религиозное учреждение ничем не отличалось от остальных государственных служб и даже органов самоуправления.
Сила – на стороне чиновника
Таким образом, государственных служащих конца XIX – начала XX века, взаимодействовавших с татарским обществом, можно подразделить на несколько групп: это чиновники гражданского ведомства христианского вероисповедания, чиновники-мусульмане того же ведомства, служители и служащие Оренбургского магометанского духовного собрания.
Любопытно, что в татарской народной словесности нет разграничения образа чиновников на «своих» и «чужих», по признаку веры и языка. Оценивались лишь общие качества человека, наделенного определенной властью. Например, выделялись типы честного чиновника и взяточника.
С учреждением Оренбургского магометанского духовного собрания в стране появились назначенные властями муфтии, казыи и указные муллы. Фото proufu.ru
Конечно, доминировали пословицы, оценивающие государственных служащих в негативном ключе. Это и их равнодушие, мздоимство, ограниченность взглядов, неоправданное особое положение и корпоративность. Например, одна из пословиц гласила: «Түрдә утырган түрә бүрәнә аркылы бүре күрә» (Высокопоставленный чиновник даже сквозь стены видит волка, т.е. видит не то, что есть; выдает желаемое за действительное).
Фольклор являлся результатом народного опыта, все эти факты в действительности имели место. Если в баитах был лишь намек, то в пословицах содержались прямые рекомендации не ссориться с чиновниками, не перечить им, даже если ты прав, а они ошибаются.
Сила всегда на стороне чиновника – основной посыл некоторых пословиц. «Мөһерле кешедә миһырбан юк» (У человека с печатью нет милосердия), – звучала одна из пословиц.
Справка
Габдрафикова Лилия Рамилевна – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.