Мультипликатор для чего нужен
Аналитики говорят о каких-то мультипликаторах, а я не понимаю. Помогите!
Для чего нужны мультипликаторы?
Мультипликаторы, учитывающие рыночную стоимость компании
P/BV = Капитализация / Собственный капитал
Чем меньше, тем лучше
Пожалуй, самый «простой» показатель. Он соотносит рыночную стоимость компании с размером собственного капитала, зафиксированного в последней финансовой отчетности.
Можно сказать, что P/BV показывает, сколько стоит на рынке один рубль акционерной (балансовой) стоимости компании. Предполагается, что чем меньше P/BV, тем больший потенциал роста имеют акции.
Но у этого мультипликатора есть один большой недостаток — он не учитывает будущих доходов компании. К примеру, убыточная компания может показаться более выгодной для вложения по сравнению с высокоприбыльной корпорацией с таким же уровнем P/BV.
Другое проявление этого недостатка в том, что P/BV очень немного может сказать о компаниях, где человеческий капитал важнее стоимости оборудования и зданий — например, о разработчиках программного обеспечения или медийных компаниях.
Поэтому этот мультипликатор на практике можно использовать только как дополнение к другим оценочным коэффициентам.
P/E = Капитализация / Чистая прибыль
Чем меньше, тем лучше
Самый популярный коэффициент. Он сравнивает стоимость компании с главным итогом деятельности — прибылью. В классическом варианте для сравнения берется капитализация за последний завершенный торговый день и чистая прибыль из последней годовой отчетности.
Другой вариант расчета — деление биржевой цены одной акции компании на величину прибыли на одну акцию, указанную в отчетности ( EPS ).
Правда, и с P/E есть одна проблема. Чистая прибыль — показатель весьма изменчивый. Даже большие компании могут в каком-нибудь квартале или году показать убыток, а не прибыль. Тогда этот мультипликатор вообще теряет смысл.
Кроме того, прибылью можно манипулировать бухгалтерскими методами. Об этом обычно пишут в годовых отчетах, но непрофессионалу трудно оценить значение этих изменений. Этого недостатка лишен следующий показатель.
P/S = Капитализация / Выручка
Чем меньше, тем лучше
Отношение рыночной цены компании к выручке. P/S во многом похож на P/E, только вместо прибыли в знаменателе используется выручка.
Строго говоря, с точки зрения акционера прибыль важнее. Ведь это именно те деньги, которыми акционеры вправе полностью распоряжаться после того, как сотрудники получили зарплату, поставщики — оплату, кредиторы — проценты, а государство — налоги. Но у P/S есть два преимущества перед «сводным братом» P/E:
Недостаток этого коэффициента состоит в том, что он не учитывает эффективности работы компании — одинаковое значение P/S может оказаться у убыточной и прибыльной компании.
EV / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот мультипликатор очень похож на P/E с одной существенной разницей. В таком виде он становится интересен в том числе кредиторам (скажем, держателям облигаций). Чтобы этого добиться, P/E изменяется с «поправкой» на задолженность компании.
В числителе к капитализации прибавляется долгосрочный долг и вычитаются наличные средства — так получается справедливая стоимость компании (EV, Enterprise Value), то есть стоимость бизнеса с учетом долга.
Как и в случае с P/E, чем меньше коэффициент — тем выше вероятность, что компания недооценена. Анализ по этому мультипликатору используется покупателями облигаций и другими кредиторами.
Долг в данном случае — это не плохо. Ведь это дополнительные деньги, которые компания может использовать для извлечения прибыли. Главное, чтобы долговая нагрузка не была чрезмерной. Об этом просигналит следующий коэффициент.
Мультипликаторы без учета рыночной стоимости
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%
Чем больше, тем лучше
Этот коэффициент показывает, насколько эффективно компания использует деньги акционеров для извлечения прибыли. Иными словами, ROE — это доходность акционерного капитала, выраженная в процентах. Чем больше доходность, тем лучше для компании и ее акционеров.
Собственный капитал, обозначенный в знаменателе — это часть баланса, которая отражает стоимость имущества акционеров. Если компания распродаст все активы по ценам, по которым учитывает их в отчетности (по «балансовой» стоимости), и вернет все долги поставщикам, банкам, держателям облигаций и государству, у нее останется собственный капитал — деньги акционеров.
Однако и с ROE не все гладко. Этот показатель можно «накрутить», активно используя заемные деньги. А большие долги означают дополнительные риски для бизнеса.
Осторожно, ROE
По итогам 2016 года «Башнефть» и «Трубная металлургическая компания» (ТМК) имели близкие уровни ROE — 20%. Но при этом, доля займов у ТМК составляла больше 60% пассивов, а у «Башнефти» 20%. В итоге на долю прибыли в выручке компании у ТМК приходилось только 4,8% против 10,5% у «Башнефти», а отношение чистого финансового долга к EBITDA (показатель уровня долга) у ТМК в 5 раз больше, чем у «Башнефти».
Другой подвох RОЕ кроется в том, что он может показать большое значение даже при незначительной прибыли. Это возможно в том случае, когда величина собственного капитала у компании мала.
Например, Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) показал в 2016 году ROE 58,8%. Это больше, чем у «Полиметалла» (54%) при меньшем размере прибыли и несопоставимой доле прибыли в выручке (6,3% у ЧТПЗ и 24,1% у «Полиметалла»). Такая высокая рентабельность капитала ЧТПЗ объясняется тем, что завод только второй год как вернулся к положительному значению собственного капитала, сохраняя его низкую величину.
Поэтому ROE хорошо рассматривать в паре с коэффициентом, который мы рассматривали ранее — P/BV. Компания считается недооцененной, если ее ROE выше, а P/BV ниже, чем у конкурентов.
Долг / EBITDA
Чем меньше, тем лучше
Этот коэффициент отражает долговую нагрузку. Он показывает, сколько лет компании потребуется на выплату долга, если всю EBITDA тратить исключительно на эти цели. Чем быстрее расплатится, тем лучше для акционеров.
Какой коэффициент выбрать
«Золотого» мультипликатора, который выявил бы идеальный объект для инвестиций, не существует. Даже компании из одной отрасли придется сравнивать сразу по нескольким направлениям: разные коэффициенты описывают разные особенности работы компании — долг, доходность проектов, эффективность затрат. Запросто может оказаться, что компания, лучшая по одному коэффициенту, будет хуже по нескольким другим.
Отдельная специфика у финансовых компаний. При оценке инвестиций в акции банков и страховых компаний некоторые мультипликаторы нельзя использовать в силу того, что суть бизнеса отличаются от большинства нефинансовых структур.
Банки и страховщики не используют такое понятие как выручка, не вычисляют EBITDA и не измеряют уровень долговой нагрузки. Поэтому применять мультипликаторы P/S, EV/EBITDA и долг/EBITDA в отношении банков не получится. Для оценки перспектив вложения в акции банков и страховых компаний остается использовать P/E, ROE и P/BV.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Показатель, указывающий на количество средств, которое компания может выплатить на каждую обыкновенную акцию из чистой прибыли. Существует в нескольких вариантах. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Соотношение капитализации компании к ее чистой прибыли. Популярный показатель для оценки стоимости акций и поиска недооцененных и переоцененных компаний Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее
Мультипликатор: что это такое в инвестициях и как помогает выбрать акции
Перед долгосрочным инвестором всегда стоит непростой выбор – как найти ту самую, уникальную и перспективную, способную радовать не один год акцию для своего портфеля. Такой проблемы не существует у тех, кто инвестирует в индексные фонды. Но у сторонников покупки ценных бумаг отдельных эмитентов она периодически возникает. На помощь приходит фундаментальный анализ, важная часть которого приходится на расчет мультипликаторов. Что это такое простыми словами, какие виды бывают и как ими пользоваться на практике – рассмотрим в статье.
Что такое мультипликатор и для чего нужен инвестору
Выбор акций в свой портфель инвестор проводит одним из трех способов:
Я призываю использовать в работе третий способ, иногда можно комбинировать его с мнением экспертов, которые смогут завоевать ваше доверие не словом, а делом, т. е. своим портфелем или портфелями своих клиентов. Одним из этапов фундаментального анализа является оценка компаний по мультипликаторам.
Мультипликатор – финансовый показатель, который позволяет оценить привлекательность компании для инвестирования в сравнении с конкурентами. При этом, можно анализировать эмитентов с разной капитализацией, размерами активов, чистой прибыли и даже из разных стран. Обязательный критерий – сравниваемые компании должны работать в одном секторе экономики.
Мультипликаторы – относительные показатели, поэтому они позволяют сравнивать эмитентов с разными масштабами бизнеса. Согласитесь, сложно определить, кто работает эффективнее – предприятие с годовой прибылью 1 млн руб. или с 10 млн руб. Важно не то, сколько они заработали, а то, какой ценой эта прибыль была достигнута.
Если мы рассчитаем, сколько чистой прибыли получило предприятие на каждый вложенный рубль, то картина станет объективнее, т. к. мы приравняем компании к одному знаменателю. Например, первое предприятие вложило 8 млн руб., а второе – 100 млн. руб. Тогда, прибыльность составила 12,5 и 10 %, соответственно. Очевидно, что первое предприятие сработало в этом году эффективнее, чем второе.
Мультипликаторы помогут ответить инвестору на следующие вопросы:
Данные для расчета показателей инвестор может найти в финансовой отчетности эмитента. Основные источники публикации: официальные сайты публичных компаний, Центр раскрытия корпоративной информации или специализированные сайты для инвесторов, например, Smart-Lab, BlackTerminal и др.
Если самостоятельно определять все мультипликаторы, то времени уйдет очень много. Не каждый инвестор может себе это позволить, да это и не обязательно делать. Основные показатели, которые мы рассмотрим в статье, есть в готовом виде на Smart-Lab, Finrange, BlackTerminal, Investing.com, FinanceMarker, FinViz.com (для американских бумаг) и др.
Виды мультипликаторов и формулы расчета
Мультипликаторов разработали очень много. Мы рассмотрим наиболее популярные среди инвесторов. Условно я разделила их на три группы: стоимостные, долговые и показатели рентабельности.
Стоимостные
Стоимостные коэффициенты основаны на сопоставлении стоимости компании с другими рыночными показателями. Они позволяют найти недооцененные акции, т. е. те, рыночная цена которых сегодня на бирже меньше, чем их справедливая оценка на основе объективных факторов развития бизнеса.
P/E – один из самых популярных мультипликаторов для оценки стоимости акций. Позволяет сравнить эмитентов между собой и выбрать самого недооцененного. Показывает, за сколько лет инвестор вернет свои вложения в предприятие при текущей годовой прибыли. Рассчитывается по формуле:
P/E = Рыночная капитализация / Чистая прибыль за год
P/E = Цена одной акции / Чистая прибыль на одну акцию
Чем ниже значение, тем более привлекательной выглядит ценная бумага для инвестора. С помощью P/E сравнивают эмитентов из одной отрасли экономики или со средним показателем по отрасли. Для российского рынка значение ниже 6 показывает недооцененность ценных бумаг.
На примере строительной отрасли сравним P/E за 2020 г. у таких эмитентов, как ЛСР, ПИК, Самолет, Эталон. Источник данных: сервис Smart-Lab. При прочих равных условиях, акции ЛСР интереснее для инвестора, чем бумаги других предприятий. Хотя, окупаемость инвестиций за 6,35 лет тоже нельзя назвать приемлемой. ПИК и Эталон на текущий момент времени переоценены рынком.
ЛСР | ПИК | Эталон |
6,35 | 17,1 | 16,4 |
P/S – показатель, аналогичный предыдущему, но сопоставляет рыночную капитализацию с выручкой, а не чистой прибылью. Показывает, за сколько лет инвестор вернет вложенные деньги при текущем уровне годовой выручки. Преимуществом коэффициента является то, что инвестор может его определить для предприятия с отрицательной чистой прибылью. Рассчитывается по формуле:
P/S = Рыночная капитализация / Годовая выручка
P/S = Цена одной акции / Годовая выручка на одну акцию
Значение коэффициента ниже 1 подскажет инвестору, что инвестиции быстро окупятся, а рынок пока невысоко оценивает акции. Надо брать сегодня, чтобы заработать завтра, при условии положительных выводов по результатам всего фундаментального анализа.
P/S строительных компаний за 2020 г. указывает на недооцененность ЛСР и Эталон:
ЛСР | ПИК | Эталон |
0,65 | 2,12 | 0,43 |
P/BV – отношение рыночной капитализации к балансовой стоимости. С помощью этого показателя инвестор определяет, насколько оценены акции по сравнению с чистыми активами предприятия. Чистые активы – это все, чем владеет компания (материальное и нематериальное имущество), за вычетом обязательств. Часто используют для анализа банков, которые именно с помощью чистых активов генерируют свою прибыль. Формула расчета:
P/BV = Рыночная капитализация / Чистые активы
Значение от 0 до 1 показывает, что инвестор покупает недооцененную компанию, чистые активы которой больше, чем ее капитализация. Отрицательный коэффициент говорит о превышении обязательств над активами. Покупать акции такого предприятия – риск увидеть банкротство эмитента.
P/BV строительных компаний за 2020 г. показывает, что недооценены ЛСР и Эталон. А ПИК рынок оценивает почти в 5 раз выше стоимости его чистых активов – акции переоценены.
ЛСР | ПИК | Эталон |
0,88 | 4,85 | 0,66 |
EV/EBITDA – отношение справедливой стоимости компании к прибыли до выплаты налогов, амортизации и процентов. В отличие от P/E, в числителе стоит не рыночная стоимость, а справедливая с учетом задолженности предприятия. А в знаменателе – EBITDA, которая позволяет сравнивать эмитентов с разными системами налогообложения и долговой нагрузкой, методами учета основных средств. Показывает, сколько доналоговых прибылей надо заработать, чтобы окупить реальную стоимость компании.
Рассчитывается по формуле:
EV/EBITDA = (Рыночная капитализация + Долговые обязательства – Денежные средства и их эквиваленты) / Прибыль до выплаты налогов, амортизации и процентов
Чем меньше значение, тем быстрее окупятся вложения в ценные бумаги эмитента. За ориентир для российского рынка эксперты рекомендуют брать цифру 6. Коэффициент ниже 6 – акции недооценены, выше 6 – переоценены.
EV/EBITDA за 2020 г. для строительных компаний подтверждает вывод о недооцененности ЛСР и Эталон.
ЛСР | ПИК | Эталон |
3,44 | 8,40 | 3,53 |
Долговые
Я отнесла в эту группу два коэффициента, которые характеризуют долговую нагрузку предприятия. Это важные мультипликаторы для оценки закредитованности. Акции могут быть недооценены рынком и казаться привлекательными для покупки, но при высоком уровне долга сложно говорить о каком-то развитии и перспективах роста котировок.
Debt/EBITDA – отношение долговых обязательств к доналоговой прибыли. Показывает, сколько лет понадобится эмитенту для погашения своих долгов, если он будет направлять на эту всю прибыль. Чем меньше коэффициент, тем лучше. Оптимальным считается значение до 2. Свыше 2 – слишком большая закредитованность, акционер может долго ждать роста котировок или выплаты/увеличения дивидендов.
Debt/EBITDA = (Краткосрочные кредиты и займы + Долгосрочные кредиты и займы) / EBITDA
Net Debt/EBITDA – отношение чистого долга к доналоговой прибыли. Отличие от предыдущего коэффициента в том, что в числителе учитываются денежные средства. Я считаю ошибочным, что Net Debt/EBITDA используется реже, чем Debt/EBITDA. Денежные средства могут быть направлены на погашение долгов. И если денег достаточно много, то закредитованность уже не выглядит большой.
Net Debt/EBITDA = (Краткосрочные кредиты и займы + Долгосрочные кредиты и займы – Денежные средства и их эквиваленты) / EBITDA
При отрицательном значении надо смотреть, за счет чего оно получено, числителя или знаменателя. Если EBITDA Мультипликаторы рентабельности
Рентабельность – важнейший показатель деятельности и любого коммерческого предприятия. Именно он позволяет определить, какой ценой получена прибыль. Наиболее популярны среди инвесторов три коэффициента.
ROE – коэффициент рентабельности собственного капитала. Показывает, сколько чистой прибыли принес каждый вложенный в бизнес рубль собственного капитала (активы за вычетом обязательств). Чем выше значение, тем эффективнее предприятие использует свои чистые активы. Рассчитывается по формуле:
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал
Нормативных значений у рентабельности нет. Инвестор сам для себя решает, какая прибыльность для него приемлема. Согласитесь, нет смысла инвестировать деньги в компанию, эффективность которой ниже, например, ставки по депозитам.
ROA – коэффициент рентабельности активов. Показывает, сколько чистой прибыли принес каждый вложенный рубль активов. В отличие от ROE, ROA учитывает не только собственный капитал, но и заемный. Рассчитывается по формуле:
ROA = Чистая прибыль / Активы
Показатели рентабельности строительных компаний говорят нам о том, что Эталон явно использует свой капитал неэффективно. ПИК выглядит на фоне остальных явно предпочтительнее.
Мультипликатор | ЛСР | ПИК | Эталон |
ROE | 13,1 % | 26,4 % | 4 % |
ROA | 4,3 % | 7,3 % | 1,1 % |
Как пользоваться мультипликаторами на практике
Мы разобрали основные мультипликаторы, которыми инвесторы пользуются в процессе проведения фундаментального анализа. Но не менее важны правила их применения:
Заключение
Система мультипликаторов акций помогает проанализировать каждую отрасль экономики, выбрать наиболее перспективные компании и составить диверсифицированный портфель. Задача трудоемкая. И не все инвесторы готовы тратить время на расчеты и анализ. В таком случае могу рекомендовать инвестиции в индексные фонды. Возможно, доходность окажется меньше, чем при вложении в бумаги отдельных эмитентов, но она точно будет на уровне рынка. А освободившееся время можно направить на увеличение личных доходов и суммы, направляемой на инвестиции.
Мультипликаторы – все, что вам нужно знать!
Понимание мультипликаторов
Мультипликаторы – это производные финансовые показатели, которые позволяют оценить бизнес компании и сравнить ее с конкурентами.
Суть мультипликаторов в том, что мы приводим рыночную оценку (цена акций) компании и ее бизнес оценку (прибыль, выручка и т.п.) к единому знаменателю.
Условно говоря из двух (и более) цифр, мы получаем одну. И эту одну цифру легко оценить и сравнить с аналогичной цифрой у других компаний.
Поясню на примере:
1. Прибыль компании A – 100 000 рублей
2. Прибыль компании B – 1 000 000 рублей
Вопрос: акции какой компании лучше покупать?
Еще пример:
1. Капитализация компании С – 1 млрд. рублей
2. Капитализация компании D – 5 млрд. рублей
Вопрос: акции какой компании лучше покупать?
Собственно в обоих случаях на вопрос ответа нет, так как недостаточно данных для оцени – в первом примере мы не знаем цену покупки, во-втором показатели бизнеса.
Сам по себе факт того, что прибыль компании B больше, чем прибыль компании A ни о чем не говорит.
А вот скажем соотношения между капитализацией компании и ее прибылью уже достаточно для оценки. Мы просто выбираем компанию с лучшим соотношением.
Вот такое соотношение и есть наш мультипликатор. И таких всевозможных соотношений (капитализация/прибыль, капитализация/выручка и т.п.) множество – каждое из них представляет собой отдельный мультипликатор.
Отсюда и рождается стоимостная оценка компаний, понимание того – дорогая компания или дешевая.
Ведь вы можете вычислить определенный мультипликатор для всех компаний одной и той же отрасли, а затем посчитать среднее арифметическое.
А дальше просто – если мультипликатор конкретной компании выше (ниже) чем средний по отрасли, то компания переоценена (недооценена) рынком.
Точно также вы легко можете сравнивать компании между собой и при этом вас уже не волнует, если компания А в 100 раз больше по капитализации, чем компания B – мультипликаторы приведены к единому знаменателю.
Мультипликатор P/E – это то, с чего все всегда начинают. И вот почему:
P/E простой
P/E = Капитализация / чистая прибыль. Все действительно просто – однозначно понятно, что такое капитализация и что такое чистая прибыль. Очень сложно ошибиться при расчете такого мультипликатора.
P/E универсальный
P/E можно рассчитать для любой компании, независимо от типа ее бизнеса. Это действительно полезное свойство, так как компании финансового сектора (банки, УК) имеют отличную от компаний реального сектора отчетность и целый ряд мультипликатор для них не применим. P/E применим для всех
P/E не убиваемый
P/E можно рассчитать при любых раскладах, даже если у компании убыток. В этом случае P/E просто помечается как ‘отр.’, что нам однозначно говорит о том, что у компании убыток. Других коннотаций здесь быть не может (капитализация ведь не может быть отрицательной).
P/E понятный
Еще один немаловажный фактор – P/E логичен и понятен любому человеку. Мы делим всю стоимость компании (капитализацию) на ее годовую прибыль и получаем количество лет за которые бизнес компании окупит себя.
Проще всего понимать смысл, представляя себя покупателем бизнеса. Вот вам говорят – есть готовый бизнес, автомойка – она ежегодно приносит 1 млн. рублей прибыли. Продать вам ее хотят за 5 млн. рублей. Вы тут же в уме прикинули, что отобьете свои деньги за 5 лет, если купите компанию. 5 – это и есть P/E = 5 млн. (капитализация) / 1 млн. (прибыль).
Точно также для вас это работает и когда вы покупаете акции (долю в компании!)
Мультипликатор P/E ИТ компаний с NASDAQ – данные financemarker.ru
Но есть и недостатки!
P/E поверхностный
Вы правда думаете, что оценки P/E достаточно для принятия инвестиционного решения? Чистой прибылью можно манипулировать, на нее влияют любые поправки, не относящиеся к операционному бизнесу, искажая ее (например штрафы или наоборот выплаты от страховой, которые к бизнесу не имеют никакого отношения, но на P/E влияют)
P/E знает не все
Иногда P/E может быть большим не потому что прибыль маленькая, а потому что рынок оценивает компанию с премией. Например, компания показывает отличные темпы роста и может стать супер-гигантом. Все в надежде на огромный рост хотят купить акции и из-за этого растет капитализация (еще быстрее чем прибыль) и растет P/E. Но это не означает, что компания плохая, наоборот она настолько хороша, что рынок готов за нее переплатить.
Мультипликатор EV/EBITDA: преимущества и недостатки
Мы говорили, что P/E – это такая базовая, простая и понятная оценка бизнеса, которая при этом имеет недостатки, например на прибыль компании может влиять множество корректировок, которые к самому бизнесу и не относятся (внезапный штраф). Есть из этой же серии и другой недостаток:
Капитализация компании может отличаться от ее реальной стоимости
Возьмем автомойку за 5 млн. рублей. Представьте, вы ее купили, а оказалось у компании кредитов еще на 2 млн. рублей и вам их нужно заплатить. Получается, что реальная стоимость компании для вас теперь не 5 млн., а 5 + 2 = 7 млн. рублей.
EV/EBITDA – справедливый P/E
Здесь и возникает EV/EBITDA, который все эти несправедливости P/E должен учесть. Тогда в новой формуле имеем:
EV – справедливая стоимость (справедливый P)
EBITDA – справедливая прибыль (справедливый E)
Я лично предпочитаю запоминать именно так, через связь c P/E, потому что так не нужно заучивать формулу, а достаточно просто понимать смысл.
EV – справедливая стоимость
EV = капитализация + долг – денежные средства.
Долг идет именно с “+”, потому что он для нас увеличивает стоимость компании (нам придется платить больше), а денежные средства с “-“, потому что они нам стоимость уменьшают.
Оба эти показателя можно найти в финансовой отчетности компании, в форме баланса.
EBITDA – справедливая прибыль
Здесь проще всего запомнить, если ты знаешь английский, так как EBITDA – это обычный акроним.
EBITDA – Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation, Amortization
EBITDA – Прибыль до процентных платежей, налогов, обесценивания и амортизации (в МСФО отчетах два последних пункта как правило идут вместе как амортизация)
Смысл расчета показателя EBITDA как раз в том, чтобы убрать все корректировки прибыли, которые не относятся к самому бизнесу.
Простейший пример:
– Компания А находится в США и платит 40% налога с прибыли
– Компания B находится в России и платит 13% налог с прибыли
Получается, что эти компании не очень то и честно сравнивать по P/E, так как первая может приносить больше операционной прибыли, но в итоге иметь меньше чистой прибыли и т.п. Нам же как инвесторам, хочется оценить сам бизнес.
Вот EBITDA нам в этом и помогает, исключая данные поправки.
Важно:
EV – это не мультипликатор
EBITDA – это не мультипликатор
Что первый, что второй – финансовые показатели, которые выражаются в конкретных единицах валюты (доллары, рубли и т.п.). Соответственно и сравнивать их между собой у разных компаний смысла нет. Точно также как мы не сравниваем отдельно прибыль или капитализацию.
Нам эти данные нужны, чтобы посчитать мультипликатор EV/EBITDA. Именно он наша конечная цель.
Мультипликатор EV/EBIDA ИТ компаний с NASDAQ – данные financemarker.ru
Недостатки EV/EBITDA
Их хватает и даже больше, чем у P/E
Не универсальность
EV/EBITDA не применим для компаний финансового сектора, так как у них понятие долга в отчетности имеет совсем иной смысл.
Не однозначность
Здесь я подразумеваю то, что отрицательный EV/EBITDA не ответит вам на вопрос, что происходит в компании. И числитель, и знаменатель в формуле расчета могут оказаться отрицательными. Более того, они оба могут оказаться отрицательными и тогда результат окажется положительным. И такие примеры есть – возьмите тот же Сургутнефтегаз.
Если вы видите отрицательный P/E – вы знаете, что у компании убыток. Если вы видите отрицательный EV/EBITDA – вы не знаете ничего.
Вопросы к самой методике
«Неужели менеджеры думают, что зубная фея понесёт капитальные затраты?» Уоррен Баффет.
Вот что нам говорит Баффет, один из критиков показателя EBITDA. Если переводить на русский, его возмущение относится к тому, что EBITDA не учитывает амортизацию и справедливый вопрос Баффета – а сфига ли?)
Пример
Если компания потратила 99 млн рублей на покупку новых компьютеров для своих сотрудников и решает списать эти траты в течение трёх лет линейным способом, то в первый год показатель «расходы» будет учитывать треть реальных затрат на покупку компьютеров — 33 млн рублей, а, значит, уменьшит показатель «прибыль».
В последующие два года показатель «прибыль» также будет уменьшен с учётом трети затрат на покупку компьютеров. Показатель EBITDA не учитывает эти списания!
ДОЛГ и мультипликаторы, которые его оценивают
Здесь мы будем говорить про обязательства, долг, чистый долг и мультипликатор NetDebt/EBITDA
Для начала давайте определим, что у компании есть обязательства, а есть долг. И то, и другое вы можете найти в форме баланса. Здесь долг – это один из пунктов раздела об обязательствах.
Компания еще не выполнила услуги перед клиентами? Это обязательство. Не выплатила зарплаты? Это обязательство. А вот если (и только если) компания взяла кредит и должна его вернуть – это долг! (ну и обязательство тоже).
Так вот нас интересует долг.
Разница между долгом и чистым долгом – это те денежные средства, которые у нас есть на счетах. Условно мы должны 100 рублей, но у нас в кармане свободные 50 рублей. Наш долг – 100 рублей, а наш чистый долг 50 рублей.
Кстати говоря, и долг, и обязательства подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Поэтому итоговая формула чистого долга такая:
Чистый долг = Краткосрочные кредиты и займы + долгосрочные кредиты и займы – денежные средства и эквиваленты
Как не парадоксально, но отрицательное значение чистого долга считается негативным показателем.
Отсутствие задолженности (превышение наличных средств и ликвидных активов над долгами) говорит о том, что компания неэффективно использует деньги, ведь использование заемных средств позволяет обеспечить рост производства (эффект финансового рычага).
Мультипликатор NetDebt/Ebitda ИТ компаний с NASDAQ – данные financemarker.ru
Мультипликатор NetDebt/EBITDA
Данный мультипликатор показывает отношение чистого долга к EBITDA. Он говорит инвестору, сколько лет нужно бизнесу компании, чтобы выплатить весь долг. Значение показателя NetDebt/EBITDA выше 3 говорит о высокой долговой нагрузке. И чем показатель больше, тем хуже.
ROE (Return On Equity) – Рентабельность собственного капитала
ROIC (Return On Invested Capital) – Рентабельность инвестированного капитала
Я в свое время в блоге писал про каждый из этих мультипликаторов (ссылки приложил). Здесь поэтому расскажу в общем.
Как вы уже заметили, данные мультипликаторы оценивают рентабельность (эффективность бизнеса). Везде в формулах исследуется отношение прибыли компании к какому-либо ее показателю.
А какую часть прибыль составляет от выручки?
А какую часть прибыль составляет от собственного капитала?
От активов?
Этими вопросами мы хотим понять: насколько эффективен бизнес компании?
Вот есть 2 банка, с одной и той же прибылью. Первый банк (конечно же Тинькофф) получает прибыль, имея собственный капитал 100 млн. рублей, а второй эту же прибыль генерирует, имея собственный капитал 200 млн. рублей
Вот и получается, что рентабельность собственного капитала (ROE) первого банка в 2 раза выше.
Мультипликатор ROE ИТ компаний с NASDAQ – данные financemarker.ru
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность отражает степень эффективности использования материальных, трудовых, денежных и др. ресурсов.
Мультипликаторы рентабельности особенно полезны при анализе банков. В том числе потому, что многие стоимостные мультипликаторы для банков не применимы.
Поэтому, в моем недавнем анализе Сбербанка, Тинькофф и БСП я много ссылался именно на мультипликаторы рентабельности.
Что я понял, 3 года считая мультипликаторы по всем компаниям
3 вывода, которые я для себя сделал:
1. Лучше иметь под рукой не только актуальные мультипликаторы, но и динамику их изменения на историческом периоде. Один неадекватный отчет может поменять всю картину, тогда как в динамике вы будете видеть реальное положение вещей.
2. Оценивать компании нужно комплексно сразу по нескольким мультипликаторам, а не по одному.
3. Лучше считать мультипликаторы разных компаний по своим одинаковым формулам, чем брать уже рассчитанные самими компаниями значениями. Так вы приведете все данные к единому знаменателю, их можно будет сравнивать между собой и вы будете знать как получились все эти цифры.