Мультипрофильный класс что это
Внимание! Выбираем темы выпусков на 2010 год!
Дорогие друзья, коллеги, авторы и читатели газеты «Интерактивное образование»! Редакция газеты поздравляет вас с Новым Годом! Желаем здоровья, любви, успехов в работе, уверенности в завтрашнем дне, праздничного, веселого настроения! Пусть с боем курантов останутся в прошлом году все заботы и неприятности, а все загаданное свершится!
Новогодние праздники – хороший повод оглянуться назад, оценить сделанное и поблагодарить коллег, близких и друзей за поддержку и сотрудничество, доброту и понимание. Мы с вами в прошедшем году сделали многое и добились отличных результатов: у нашего издания обновился дизайн, появилась новая система управления сайтом, открылись 4 новые рубрики, в 3 раза увеличилась посещаемость издания, в 2 раза возросло количество статей в каждом выпуске, а материалы для публикации мы стали теперь получать со всей России! Отдельное огромное спасибо за все это Вам, любимые наши и уважаемые ведущие рубрик!
Пусть в Новом году – Году Учителя – в каждый дом и в каждое образовательное учреждение нашей страны придут счастье, мир и согласие! Уверены, что в наших с вами силах наполнить этот год светом добра, благополучия и созидания!
Уважаемые коллеги! При непосредственном участии посетителей сайта электронной газеты «Интерактивное образование» были определены темы выпусков 2010 года:
№ 27 (февраль) – Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы;
№ 28 (апрель) – Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования;
№ 29 (июнь) – Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения;
№ 30-31 (октябрь) – Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях;
№ 32 (декабрь) – Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания.
Уважаемые коллеги! Редакция газеты объявляет о проведении в 2010 году открытого конкурса на лучшую статью электронной газеты «Интерактивное образование».
К участию в конкурсе приглашаются руководители, педагоги, методисты и специалисты образовательных учреждений РФ. Номинации конкурса соответствуют названиям рубрик газеты «Интерактивное образование» – «Из опыта работы», «Информатизация образования», «Школа здоровья», «Классный час для классного руководителя», «Музейный компас», «Инновации и эксперимент в образовании», «Экологическое просвещение», «Лаборатория мастерства», «Дополнительное образование детей», «Дошкольная академия», «И станет мир добрее», «Мир на детской ладони». Форма участия в конкурсе – публикация статей в соответствующих рубриках газеты «Интерактивное образование» в течение 2010 года. Победители конкурса будут награждены дипломами и ценными подарками.
Положение о конкурсе. Дополнительная информация о конкурсе по телефону (383) 279-93-65 (редактор газеты – Костина Ольга Витальевна).
Приглашаем к участию!
Постоянный автор электронной газеты «Интерактивное образование» – методист ДТД УМ «Юниор», учитель биологии школы «Перспектива» г. Новосибирска Олег Алексеевич Чернухин – стал лауреатом в номинации «За отличные успехи в образовании» национальной общественной премии в области образования «Элита Российского образования». Для конкурсного отбора Олег Алексеевич представил инновационную авторскую образовательную программу «Перспектива: социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через экологическое образование, ориентированное на практику».
Поздравляем с заслуженной наградой, благодарим за сотрудничество и желаем новых профессиональных достижений!
Публикации О.А. Чернухина в нашем издании:
Самыми популярными материалами прошлого выпуска газеты стали статьи: «О комплексных мероприятиях по подготовке к празднованию 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне и подведение итогов работы музеев образовательных учреждений за 2008/2009 учебный год» Григория Авраамовича Шихваргера, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» г. Новосибирска; «Предметный кабинет как средство экологизации образовательного пространства» Марины Борисовны Ткаченко, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 120 Заельцовского района г. Новосибирска, и «Апробирование модели организации детского образовательного туризма» методиста, руководителя информационного центра Дома детского творчества имени В. Дубинина г. Новосибирска Татьяны Игоревны Колышкиной.
Благодарим победителей за интересные материалы, поздравляем с заслуженным вниманием и высокой оценкой коллег и напоминаем, что по итогам всех выпусков 2009 года статьи, набравшие максимальное количество баллов в рейтинге самых популярных, будут опубликованы в печатном сборнике «Интерактивное образование – 2009».
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения значимости тех из них, которые формируют практические навыки получения и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт выбора и деятельности.
Планируя предстоящую работу, каждый учитель стремится разнообразить учебную деятельность учащихся. Личностно-ориентированное обучение и воспитание средствами иностранного языка предполагает активную творческую деятельность учащихся и их сотрудничество.
На сегодняшний день информационные технологии являются одним из мощнейших инструментов глобализации образования. Широкое использование интернет-ресурсов в образовательном процессе обусловлено, прежде всего, значительным увеличением объема информации, облегчением доступа к ней, а также возможностью построения гибкого, не ограниченного пространственно-временными связями, графика обучения.
В настоящее время значительно возросло число музеев в образовательных учреждениях нашего города. Но часто не хватает информации о том, где находятся музеи, когда их можно посетить, что можно посмотреть в них.
Мультипрофильная система обучения — хорошо это или плохо?
Мультипрофильная система обучения —
хорошо это или плохо?
А. В. ИВАНОВ, Е. Б. СТЕФАНОВА
«Энергия» 2003, N 6. С. 70-73.
Практическая отработка техник, используемых в ходе реализации данной модели, представляется весьма актуальной задачей, а результаты экспериментальной деятельности, проводимой в этом направлении, — полезными для образовательных учреждений. Попробуем разобраться в сути мультипрофильности и проанализировать наиболее часто встречающиеся при ее осуществлении ошибки.
Можно ли доверять учащимся выбор учебного плана? Если да, то что это меняет и при каких условиях имеет смысл? Чтобы ответить на поставленные вопросы, проанализируем две различные ситуации: (1) учебный план «спускается» учащимся извне (директором или заместителем директора по учебно-воспитательной работе, то есть организатором образовательного процесса); (2) каждый из обучаемых составляет для себя этот важный документ самостоятельно.
Итак, ситуация первая. Организатор, учитывая кадровый потенциал своего учреждения, сложившиеся традиции, руководствуясь требованиями нормативной базы и представлениями о том, что являет собой «средний» ученик его школы, прописывает, сколько часов в неделю следует заниматься тем или иным предметом. Если речь идет о составлении учебного плана для профильного класса, то ориентируются не на «среднего» ученика, а на «среднего технаря», «среднего гуманитария» или кого-то другого «среднего» — в зависимости от профиля. Ученик, попадая в спроектированную для него среду, разворачивает в ней свою учебную деятельность. Нет необходимости объяснять, почему он не может быть к ней безразличным. В процессе реализации учебного плана у ученика формируется целый спектр отношений к происходящему с ним. Лишенный возможности выбора в явном виде, он осуществляет его неявно — на какие-то уроки ходит с удовольствием, усердно работает, где-то ленится, а где-то зевает. Дело тут не только в мастерстве учителя. Просто учебный план, составленный для «средних» учеников, приходится выполнять реальным детям. Хотим мы этого или не хотим, нас все равно выбирают. Напрашивается риторический вопрос: не лучше ли сделать этот процесс более честным?
Ситуация вторая. Ученик, составляя себе план, выбирает учителя и его предмет, учитывает собственные интересы и представления о своем будущем (если они есть), а также факторы, определяемые ближайшим окружением. Естественными ограничениями при этом становятся обусловленные требованиями базисного учебного плана предложения, сформулированные школой в форме анкеты.
Выбор у старшеклассника протекает не совсем так, как у взрослого человека. Сказывается и ограниченность жизненного опыта, и отсутствие культуры выбора, что приводит, например, к попыткам определиться «один раз и на всю жизнь» или еще каким-либо подобным вещам. Многие с большим удивлением обнаруживают, что выбор очень тесно связан с самоограничением. Ко всему уже названному следует добавить и то обстоятельство, что за время обучения в старших классах заметно меняется сама личность школьника, формируются представления о ценностях жизни и о своем месте в ней. Как показывает. практика, в случае, когда организаторы образовательного процесса не имитируют, а честно организуют ситуацию выбора, для подавляющей части детей он (выбор) оказывается весьма растянутым во времени. При этом хорошо заметна эволюция позиции ученика по отношению к происходящему с ним. Не абсолютизируя достижения и получаемые результаты, отметим лишь границы, в которых разворачиваются процессы самоопределения учащихся: от «в 10-й класс отправили родители» до «мне это самому нужно». Последнее инициирует размышления над вопросами «Зачем я учусь?», «Чему меня учат?», «Кто меня учит?». Если организаторам образовательного процесса в самом деле удается создать необходимые условия для формирования учащимися среды, в которой они получают образование, то обучаемым приходится возвращаться к проблеме выбора вновь и вновь.
Все сказанное о ситуации выбора показывает, что мультипрофильность позволяет инициировать процессы самоопределения обучаемых, то есть поместить их в те самые условия, которые необходимы для формирования отношений к самым разнообразным ценностям. Очевидно, что от педагогического коллектива в этом случае требуется весьма кропотливая и квалифицированная работа. Безрассудно рассчитывать, что для перевода старших классов на работу по мультипрофильной технологии достаточно при приеме в 10-й класс попросить поступающих заполнить анкету. К большому сожалению, мы в своей практике сталкивались и с такими случаями.
Обозначенные выше концептуальные особенности мультипрофильной школы позволяют в общих чертах описать содержание деятельности организатора образовательного процесса в ней. Как известно, в самом общем случае он отвечает за создание условий, для чего использует свои полномочия. Схематично все выглядит следующим образом: организатор сначала формирует проблемную ситуацию, а затем помогает участникам в ней разобраться, то есть обеспечивает условия самоопределения. Практически это означает, что он составляет учебный план-анкету, анкетирует учащихся и обрабатывает полученные результаты, расставляет кадры, решает другие организационные и содержательные вопросы. Наиболее достоверным критерием успешности реализации модели является соотношение числа различных учебных планов и общего числа учеников в параллели. Практика показывает, что в случае удачи на каждый десяток учеников приходится от 6 до 8 различных учебных планов, то есть в параллели, насчитывающей 100 детей, разных планов должно быть никак не меньше 60. В любом другом случае можно смело утверждать, что ученики были стеснены искусственными ограничениями, порожденными управленческими ошибками: неграмотно составленная анкета, или неудачная расстановка кадров, или неумение составлять мультипрофильное расписание, или что-то еще.
Предлагаемый критерий в самом деле достаточно точно отражает положение дел. Приведем понятное, с нашей точки зрения, обоснование этой мысли. Если мы признаем, что двух одинаковых людей не бывает, то придется согласиться и с тем, что одни должны по-разному вести себя в ситуации выбора, а, следовательно, планов окажется много. Планов бывает мало, когда у детей нет выбора. Нет выбора — нет проблемы, нет проблемы — никто не самоопределяется, а, значит, и не ориентируется в ценностях. Какая же без этого мультипрофильность? Это что угодно, но только не она. Кстати, очень полезно спросить у любого руководителя, объявившего свое образовательное учреждение мультипрофильным, сколько различных учебных планов составили его ученики. Если он не знает — точно что-то не так. Указанные ошибки встречаются наиболее часто. Разберем их несколько подробнее.
Пусть завуч составил для учеников анкету. Сложим минимально возможную нагрузку по каждому из предметов, перечисленных в ней. Если, например, сумма оказалась равной 35, а школа работает в режиме пятидневки, то у ученика нет шансов на проявление собственной индивидуальности без нарушения нормативной базы. Очевидно, что чем больше разница между этой суммой и предельно допустимой нагрузкой, тем больше свободы. Справедливости ради следует заметить, что базисный учебный план на ближайший учебный год предоставляет не слишком богатые возможности для маневра. Тем не менее, при большом желании (и умении!), пользуясь разнообразными организационными и другими техниками, разницу можно несколько увеличить на совершенно законных основаниях. Соображения здравого смысла заставили нас проанализировать реальную нагрузку «среднего» старшеклассника и соотнести ее с предельно допустимой. Занятия в школе — 35-36 часов в неделю, занятия на подготовительных курсах 2-3 раза в неделю по 2 пары. Всего 43-48 часов. Время, потраченное в дороге и на подготовку домашних заданий, на всякий случай лучше не учитывать, а то получится совсем плохо. Не провокации ради, а для пользы дела заметим, что при соответствующем качестве изучения углубленного курса школа дает шансов на успех при поступлении не меньше, чем курсы при вузе.
Расстановка кадров в мультипрофильной школе — гораздо более ответственная задача, чем это может показаться на первый взгляд. В нашей практике был случай, когда после замены одного учителя другим число желающих изучать соответствующий курс углубленно выросло с 8 до 26. В результате выявления причин таких значительных изменений выяснилось, что дети пользовались крайне простыми соображениями: если обучение у учителя, который недостаточно умело преподает свой предмет, — абсолютная неизбежность, зачем тратить на это слишком много времени? У старшеклассника для получения знаний есть и альтернативные способы:ходить на подготовительные курсы, обратиться к репетиторам или вообще что-то изучить самостоятельно, было бы желание. Не правда ли, в этом подходе что-то есть? Скажем больше: он является наиболее типичным для учащихся мультипрофильной школы.
Составление «мультипрофильного расписания» требует либо специальных навыков, большого терпения и владения информационными технологиями, либо соответствующего программного обеспечения. К сожалению, описание в статье каких-либо принципов и алгоритмов — абсолютно нереальная задача (те, кто в этом сомневаются, могут попробовать написать статью о том, как они составляют обычное расписание). По ошибке проблему его составления считают основной, а особенности расписания — отличительной чертой мультипрофильности. В действительности же расписание занятий является всего лишь одним из средств реализации организационного аспекта образовательной технологии, а сама технология помимо организационного аспекта имеет (как указывает ) еще четыре: концептуальный, содержательный, управленческий и нормативно-правовой. Представим себе, что где-то у кого-то есть совершенно сказочная чудо-программа, которая «умеет улаживать» абсолютно любые проблемы мультипрофильной школы (даже начинающие завучи знают, что такого в принципе не может быть). Пусть каждый, кто хочет, может списать ее на дискету, а затем внедрить у себя в школе. Вот было бы здорово! В самом деле, отчего не включиться в эксперимент, раз уж программа сама все делает? Так вот, позвольте задать совершенно наивный вопрос: а что, соорганизовывать все аспекты технологии, координировать деятельность педагогического коллектива и учить детей ориентироваться в ценностях будет тоже программа? Договорившись, что расписанию принадлежит не самая существенная роль, отметим только, что по вполне понятным причинам совершенно недопустимо «убеждать» ученика, что он неправильно выбрал углубленные или любые другие курсы, если его запрос с точки зрения завуча «нереализуем».
Существуют другие образовательные технологии, используемые в учебных заведениях, напоминающие при первом знакомстве мультипрофильность, зачастую за нее выдаваемые, но в действительности ею не являющиеся. Проиллюстрируем эту мысль на конкретных примерах.
Пример 1. Профильные классы и система факультативных занятий. Допустим, в некоторой школе сформирован, скажем, физико-математический профиль. В начале учебного года обнаруживается, что некоторые ученики захотели изучать углубленно кроме физики и математики (что предусмотрено учебным планом) еще и иностранный язык. Последний не является профильным предметом, поэтому на его изучение согласно плану отводится минимально возможное количество часов (обычно 2 часа в неделю). Самым логичным разрешением данной проблемы считается организация факультативных занятий во второй половине дня. Пусть руководители расщедрились и решили: если для углубленного изучения иностранного языка требуется пять часов в неделю, то на факультатив следует отвести три часа в дополнение к двум основным. На первый взгляд все выглядит очень даже неплохо, однако посмотрим, с чем сталкиваются те, ради кого факультативы проводят. Первые (основные) два часа они учатся вместе со всеми: в характерном для этого темпе и в объеме, предусмотренном соответствующими стандартами. Следующие три — с теми, кому изучение языка в действительности нужно. Не правда ли, часть времени тратится не слишком эффективно? Кроме того, следует отметить еще одну крайне важную деталь, которая, к сожалению, для значительной части организаторов образовательного процесса становится очевидной, только если на нее специально обратить внимание: базовый и углубленный курсы имеют совершенно различные логики своего строения, поэтому любой факультативный курс (сколько бы часов на него не отвели) можно рассматривать только как некоторую поддержку базовому. Ни о каком углубленном изучении предмета в подобном случае говорить не приходится. В этом смысле два плюс три — это совсем не то же самое, что пять. Очевидно, что даже с формальной точки зрения у руководителя такого образовательного учреждения нет оснований утверждать, что у него используется мультипрофильная технология, так как ученики не имеют возможности составить себе учебный план самостоятельно. В действительности есть профильные классы и система факультативных занятий, поддерживающих непрофильные дисциплины.
Пример 2. Индивидуальный учебный план ученика, получающего образование в форме экстерната. Подобную форму организации образовательного процесса выбирают отдельные учащиеся в параллели, и уже поэтому к мультипрофильности она никакого отношения не имеет.
В заключение для иллюстрации теоретических посылок настоящей статьи приведем еще несколько высказываний учителей и учащихся о мультипрофильной школе.
Говорят учителя
«Нет сомнения, что будущее за мультипрофильной школой. Одним из важнейших преимуществ системы мультипрофильного образования является возможность изучать любимые предметы и те, с которыми так или иначе связана выбранная профессия, в группах единомышленников, где на уроках царит атмосфера сотрудничества, творческого поиска, ребята умеют слушать и слышать друг друга. Они много трудятся самостоятельно. Работа в таких группах требует от учителя большего и постоянного труда, но не иэматывающе неинтересного, а творческого.»
«Работать в классе с углубленным изучением географии сложно, но это благородный труд. Сложность в том, что от учителя требуется высокая подготовленность и по вопросам общей географии, и в области более узких географических дисциплин. Но эти сложности компенсируются, когда видишь заинтересованные лица и взгляды ребят, когда нет равнодушных, все друг друга понимают с полуслова, учителю не приходится заставлять учащихся учить домашнее задание и контролировать выполнение, ведь они сами выбрали данный курс, потому что он им интересен.»
Говорят ученики
«Я не могу сказать, что мультипрофильная программа — это только положительное или только отрицательное в системе нашего образования. Но, несомненно, это большой шаг к успеху. Для большинства учеников программа дает уникальный шанс: изучать нужный предмет на достаточно высоком уровне.»
«Когда вводили мультипрофильность, я и предположить не могла, что так изменится вся система обучения. Это здорово, что можно изучать нужные предметы на повышенном и углубленном уровнях.»
«Мне нравится учиться по мультипрофильной системе обучения, поскольку она открывает перед учениками многое: право выбора предмета; возможность сотрудничества с любимым учителем; получение глубоких знаний; сменяемость коллектива, в котором учишься; возможность приобретения новых друзей. Это прогрессивная технология, за ней будущее.»
«С раннего детства интересуюсь историей, но в начальной и средней школе не было возможности изучать ее досконально. Сейчас все стало совсем по-другому. Я могу изучать любимый предмет в небольшой группе, этим самым решается проблема уменьшения объема домашних заданий: все необходимые вопросы мы успеваем рассмотреть на уроке. Да и атмосфера на уроках совсем иная: ученики серьезно относятся к изучению предметов. Счастливый ученик — тот, который идет в школу с радостью. Именно мультипрофильная система сделала нашу учебу радостной.»
Мультипрофильное обучение в школе резко повышает мотивацию учащихся и их результаты
Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.
Массовый переход старших классов школы на профильное обучение — задача ближайших лет. Внедрение профилизации в 10-11-х классах — дело добровольное. Министерство образования рекомендовало развивать на старшей ступени школы четыре основных профиля: физико-математический, химико-биологический, филологический и обществоведческий. В рамках этих профилей соответствующие предметы изучаются старшеклассниками на повышенном уровне, что дает возможность многим выпускникам школ, гимназий и лицеев успешно сдавать централизованное тестирование при поступлении в ВУЗы.
Но в некоторых школах апробируется еще одна модель — речь идет о мультипрофильном обучении. Чтобы разобраться, в чем разница между профильным и мультипрофильным обучением и какие преимущества и недостатки имеет каждая из этих моделей, мы обратились к профессору кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования Николаю Запрудскому:
— Позвольте мне сначала небольшой экскурс в историю вопроса. Впервые мультипрофильное обучение начала внедрять в начале прошлого десятилетия в Борисове первая городская гимназия. Потом под руководством сотрудников Академии последипломного образования (Анны Добрыневской и моим) началась трехлетняя экспериментальная апробация этой модели более чем в десяти учреждениях общего среднего образования.
Мы получили очень хорошие результаты, это дало основания включить в соответствующий инновационный проект почти 70 школ и гимназий. Но, к сожалению, в 2008 году и профильное, и мультипрофильное обучение были заменены факультативными занятиями. А сегодня мы пытаемся наверстать упущенное.
При мультипрофильном обучении 10- и 11-классники изучают по их выбору различные предметы на базовом или повышенном уровнях в отдельных группах: с одними сверстниками, например, на повышенном уровне они изучают математику и белорусский язык, а с другими — на базовом уровне химию, с третьими — на базовом уровне историю и т.д. Каждый решивший поступать в ВУЗ выбирает три предмета для изучения на повышенном уровне: именно те дисциплины, которые понадобятся ему для поступления на выбранную специальность.
— Но ведь профильное обучение также подразумевает возможность выбора: хочешь — идешь изучать на углубленном уровне физику и математику или химию и биологию.
— При организации профильного обучения приходится сталкиваться с серьезными ограничениями. Во-первых, создание профильных классов возможно, только если в параллели есть несколько классов. Много же школ и гимназий имеют всего один-два класса на старшей ступени. Как быть им? Например, в учреждении образования два десятых класса. Допустим, там создали физико-математический и филологический классы. А как быть тем ученикам, которые хотят изучать на повышенном уровне обществоведение, химию, биологию или географию? При этом, чтобы создать более или менее равные по количеству учеников классы (по норме — не менее 24 человек), администрации приходится оказывать на учеников определенное давление.
Во-вторых, в предлагаемом Министерством образования перечне профилей отсутствуют те, которые нужны многим учащимся для поступления в университеты. Например, абитуриенту нужно сдавать при поступлении математику, географию и белорусский язык. Русский язык, иностранный язык и математику. Или химию, математику и белорусский язык. В профильном классе на повышенном уровне изучается, как правило, только один предмет из перечисленных.
Таким образом, на самом деле, даже если в старшей школе уже организовано профильное обучение, многие девятиклассники при поступлении в 10-й класс либо не имеют возможности выбирать, либо их выбор весьма ограничен. А мультипрофильное обучение лишено этих недостатков. Более того, оно может внедряться как в крупных учреждениях образования, так и в небольших.
— Правильно ли я поняла: если в учреждении образования практикуется мультипрофильное обучение, то каждый десятиклассник, по сути, создает свой учебный план, в котором выделяет предметы, которые он хочет изучать на повышенном уровне?
— Можно сказать и так. При этом каждый ученик имеет индивидуальное расписание занятий. Индивидуализация, которая подразумевает мультипрофильное обучение, является важнейшим фактором повышения мотивации школьников и ответственности за свое обучение. Хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство: при мультипрофильной модели вместе в группе учатся подростки с одинаковым или близким уровнями обученности, похожими или близкими образовательными приоритетами. А когда ученики имеют одинаковую мотивацию и уровень подготовки, то и результаты их работы, как показывает практика, получаются более высокими.
Но и при организации мультипрофильного обучения присутствуют определенные сложности. Ученику нужно в свое индивидуальное расписание занятий включить все предметы, входящие в учебный план старшей школы. И он не может определить для себя меньшее количество часов, чем предусмотрено этим планом. Естественно, что для предметов повышенного уровня в нем определяется большее, чем на базовом уровне, количество часов. И все же более эффективно эта модель работает в тех странах, где в старшей школе изучается меньше учебных предметов, зато на их изучение отводится большее количество часов.
— А требуется ли для организации мультипрофильного обучения дополнительное финансирование?
— В начале двухтысячных годов в рамках эксперимента и реализации инновационного проекта некоторым учреждениям образования управления и отделы образования выделяли дополнительные часы. Но были и такие школы и гимназии, которые смогли успешно применять мультипрофильное обучение в пределах выделенного финансирования. Чем больше параллельных классов в школе, тем больше часов она имеет и тем легче внедрять там мультипрофиль. Если же часов не хватает, школы используют часы факультативных занятий. Можно также прибегать и к внебюджетным средствам.
— Николай Иванович, можете ли вы привести убедительные доказательства высокой результативности и успешности мультипрофильного обучения? И какие у этой модели перспективы?
— Думаю, что хорошие. Во-первых, в инструктивно-методическом письме Министерства образования «Об организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования. » записано, что при наличии в средней школе квалифицированных педагогических работников, опыта организации образовательного процесса в форме его мультипрофильной организации и запросов со стороны учащихся разрешается организовывать изучение отдельных учебных предметов с учетом их свободного выбора, без ориентации на определенные направления (профили) обучения. Таким образом Министерство образования фактически дает «зеленый свет» этой идее.
Во-вторых, в текущем учебном году в ряде учреждений общего среднего образования проводится эксперимент по апробации учебных планов в условиях реализации профильного обучения, при составлении которых также реализованы идеи мультипрофильного.
Третий год в 9 средних школах страны (среди них есть как сельские, так и городские) реализуется проект по углубленной дифференциации обучения. По сути, в этих учреждениях в 10-11-х классах реализуется мультипрофильное обучение. Среди них есть школы, которые в 2014 году по результатам вступительной кампании вошли в ТОП-100 лучших учреждений образования. Замечу, что в этом рейтинге, как правило, «правят бал» гимназии и лицеи и только считанным школам удалось ворваться в сотню лучших. Но лучше дать слово руководителям этих учреждений.
«Плюсы» мультипрофильного обучения
Уменьшение объемов домашних заданий
Жанна Лысая, директор средней школы № 3 города Столбцы:
— Войти в ТОП-100 очень почетно. Действительно, в нашей школе качество знаний учащихся в результате запуска модели мультипрофильного обучения существенно улучшилось. И в предметных олимпиадах мы сейчас занимаем намного выше, чем в предыдущие годы, места: в 2013/2014 учебном году наши ученики завоевали 42 диплома на II ее стадии, 8 дипломов и похвальный отзыв на III этапе и 3 диплома — на заключительном, республиканском, этапе.
По мнению педагогов школы, учащихся и их родителей, мультипрофильное обучение — мощная альтернатива профильному. Индивидуальный план дает учащимся право выбора любых предметов для изучения на повышенном уровне. Кроме того, можно изучать любимый предмет в небольшой группе. Таким образом решается и проблема уменьшения объема домашних заданий, так как все сложные вопросы учащиеся успевают задать и рассмотреть на занятиях.
К тому же введение мультипрофильного обучения существенно повысило ответственность учащихся и их учебную мотивацию. На занятиях создается психологически комфортная среда для каждого. Мы перестроили систему оценивания образовательных результатов: теперь она ориентирована на учет достижений учащихся, а не на фиксацию ошибок. Школьникам удобно, что предметы, которые они выбрали для изучения на повышенном уровне, стоят в основном расписании уроков, в отличие от факультативных занятий, проводимых во внеурочное время. Наша школа уже не может работать в другом режиме.
Активность и творческая самостоятельность учащихся
Людмила Демиденко, директор средней школы № 5 г. Светлогорска:
— В результате реализации проекта по мультипрофильному обучению существенно повысилась учебно-познавательная мотивация учащихся, их активность и творческая самостоятельность. Улучшилась также успеваемость школьников, изучающих предметы на повышенном уровне. Наблюдается положительная динамика результатов участия наших учеников в республиканской олимпиаде по учебным предметам, в районном и областном интеллектуальном и творческих конкурсах. На централизованном тестировании наша школа вошла в ТОП-100 учреждений с наилучшими результатами. Средний балл по школе превысил результаты 2013 года на 10 пунктов. В ВУЗы поступили 83% наших выпускников. Замечу, что каждый четвертый выпускник 2014 года учится на педагога.
Высокая мотивация и успехи на ЦТ
Елена Семенкович, заместитель директора по учебной работе средней школы № 3 г. Вилейка:
— Результаты двухлетней реализации проекта позволяют сделать следующие выводы. Мы отмечаем высокий уровень сформированности учебной мотивации учащихся. По итогам учебных четвертей и учебного года у большинства старшеклассников повысился средний балл по предметам, которые они изучают на повышенном уровне, и по другим предметам. Высокое качество знаний по предметам, изучаемым на повышенном уровне, позволяет педагогам успешно готовить учеников к участию в предметных конкурсах и всех этапах республиканской олимпиады. А количество победителей олимпиады на всех ее этапах существенно возросло по сравнению с «домультипрофильным периодом». По итогам ЦТ 2014 года наша школа — в сотне лучших. Причем в ТОП-100 вошли только 13 средних школ, в том числе и наша.
Возможность прыгнуть вверх
Сергей Гаврилович, директор Ольховской средней школы Островецкого района:
Остальные выпускники также показали достаточно высокие результаты. Кроме того, два выпускника показали лучшие результаты по ЦТ среди абитуриентов сельских школ в Гродненской области: Антон Мешкель набрал 88 баллов по физике и 85 баллов по математике, а Ольга Ожег — 90 баллов по обществоведению.
Поэтому я считаю, что достигнутый нами уровень является практически максимальным, а определяющую роль в этом, безусловно, сыграло мультипрофильное обучение.