Муниципалитет и мэрия в чем разница
Муниципалитет и мэрия в чем разница
Статья 34. Органы местного самоуправления
1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2010 N 315-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.02.2015 N 8-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 90-ФЗ, от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 25.11.2008 N 222-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через один год со дня его создания.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)
5.1. Положения части 5 настоящей статьи не применяются в случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов, а также городского округа с внутригородским делением в городской округ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Срок полномочий представительных органов внутригородских районов первого созыва, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, наделенного статусом городского округа с внутригородским делением, срок принятия уставов таких внутригородских районов, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, преобразованного в городской округ с внутригородским делением, срок формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня их создания.
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением выборы главы такого городского округа не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского округа был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа статусом городского округа с внутригородским делением до формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа и внутригородских районов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа с внутригородским делением, преобразованного из городского округа, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа с внутригородским делением.
Срок упразднения внутригородских районов, срок прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления данных внутригородских районов, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, срок формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Упразднение внутригородских районов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации должно осуществляться не позднее шести месяцев со дня принятия указанного закона.
В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа с внутригородским делением статусом городского округа до формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа и внутригородских районов, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа с внутригородским делением в городской округ. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
6. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:
1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
7. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
8. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
Что такое муниципалитет? Значение, происхождение, перевод слова
Что такое муниципалитет? Когда мы слышим это слово, у нас чаще всего возникают ассоциации с местной властью. Но дальше воображение, как правило, начинает тормозить. В чем суть этого института и каковы его функции, известно немногим. Так что это такое муниципалитет простыми словами? Будем разбираться.
Словарное толкование
Значение слова «муниципалитет» в словарях рассматривается в трех вариантах. Рассмотрим их.
Далее рассмотрим, как переводится слово «муниципалитет» с латинского языка, а также попутно постараемся разобраться в его происхождении.
Этимология
В русский язык слово «муниципалитет» пришло из немецкого, где оно пишется как Munizipalität и произносится также, как и в русском. В немецкий оно попало из французского, в котором выглядит, как municipalité.
Во французском же языке данный термин оказался, перекочевав туда из латинского, где существовало прилагательное municipalis, обозначавшее «муниципальный, мещанский».
А это прилагательное, в свою очередь, произошло от латинского существительного mūnicipium – «город, или вольный город». Существительное mūnicipium образовано от другого слова – mūnus, которое переводится как «обязанность, служба». К последнему была присоединена основа «cap», взятая из глагола capere (получать, брать). Последний, по мнению ученых-этимологов, восходит к праиндоевропейскому глаголу kap – «хватать».
Из этимологического разбора изучаемого нами лингвистического объекта становится более-менее понятно, что означает слово «муниципалитет». Оно восходит к понятиям города, местности, а также к обязанностям, управлению, которое его служащие берут в свои руки.
Близкие по смыслу слова и выражения
Среди синонимов к слову «муниципалитет» находятся такие слова и словосочетания, как:
Основные виды
Итак, в общем понимании муниципалитет – это административно-территориальная единица в государстве, которая является самоуправляемой. Относительно нее четко определены территория и проживающее в данном месте население. Это могут быть город, поселок, деревня, район, другие группы населенных пунктов.
В различных государствах мира под муниципалитетами подразумевают две разновидности административных единиц:
Нюансы употребления термина
В случаях, указанных во втором пункте предыдущего подраздела, понятие муниципалитета рассматривается как синоним к коммуне, общине или волости. Но в русском языке эти слова используются только тогда, когда аналогичное слово используется в оригинальном языке.
При этом следует учитывать, что в некоторых языках для обозначения административных единиц, находящихся на местных уровнях, в том числе и для «коммун» и «общин», существуют соответствующие термины. Так, например, в английском языке есть слово municipality.
В России
Рассмотрим, что такое муниципалитет в Российской Федерации. У нас в стране общепринятым является термин «муниципальное образование». Он используется для наименования тех административных единиц, которые отличаются от субъектов федерации, относясь ко второму или третьему уровню. В них организовано местное самоуправление. В отдельных случаях, как, например, в городе Ярославле так называется городской парламент.
Деятельность муниципалитетов, в том числе и экономическая, регулируется специальным законом от 06.10.2003 г. № 131. Согласно его положениям, муниципалитет имеет право создавать муниципальные предприятия и государственные бюджетные учреждения.
А его органы, которые могут быть представительными, законодательными или теми и другими одновременно, могут быть создателями или учредителями акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также выступать в качестве учредителей автономных организаций, являющихся некоммерческими.
В других странах
Приведем списки государств мира, в которых присутствует такая административная единица, как муниципалитет, располагающаяся на низких уровнях. К ним относятся следующие:
Римский муниципий
Продолжая изучение того, что такое муниципалитет, рассмотрим существование такового у римлян. Муниципиями назывались находившиеся у них в подчинении города. Их юридическое положение относительно столицы многократно изменялось. Но в общем понимании это были города со свободным населением, получавшим права римских граждан и самоуправление в том или ином объеме – полном или ограниченном.
Изначально та или иная разновидность муниципального статуса предоставлялась только некоторым городам. Полностью жители Италии были наделены правами римского гражданства в эпоху между Союзнической войной (военные действия на большей части Италии, последовавшие за восстанием италийских племен против Рима в 90-88 годах до н. э.) и переписью, которую провел в 28 году до н. э. Октавиан Август.
Римское гражданство было предоставлено жителям Цизальпийской Галии в 49 году до н. э. В провинциях также существовали муниципии. Все имперское население получило римское гражданство в соответствии с эдиктом Каракаллы, изданном в 212 году.
Чиновники в муниципиях избирались народным собранием. Во времена республики они носили различные названия и имели разные обязанности. Это были диктаторы, преторы, эдилы. В конце этого периода во главе управления находились коллегии из четырех лиц, в которых в ведение одних входило судопроизводство, других – администрация и полиция.
Имелся также и общинный совет, состоявший из ста членов, избиравшихся пожизненно. При правлении императоров жизнь в муниципиях сначала была оживленной, а с конца 2 века стала затухать по мере ограничения их самостоятельности.
Римская колония
В завершение рассмотрения вопроса о том, что такое муниципалитет, стоит сказать и о римской колонии, которая, по мнению историков, была одной из разновидностей римского муниципалитета. Это было также городское поселение, но основанное не на территории Рима, а на захваченных им землях. Как правило, статус колонии присваивался городскому поселению, которое было крупным или же имело стратегическую значимость. Этот административный статус давался либо повелением Римского сената, либо по воле римского народа.
Происходило это следующим образом. После того как захватывалась новая территория, на ней основывали военный лагерь. Если он располагался на перекрестке дорог, он разрастался и здесь организовывались поселения гражданских колонистов, ветеранов армии и купцов из Италии, а также из других имперских провинций. После этого поселку присваивался статус муниципия. Если инфраструктура продолжала расти – появлялись форумы, амфитеатры, а также укреплялись стратегические возможности, муниципий становился колонией.
В особых ситуациях, когда по римским меркам город достигал наивысшей степени своего развития или же являлся столицей региона, ему даровалось полное италийское право. То есть жители колонии приравнивались к обитателям Рима. В таких случаях находящиеся в округе сельские земли раздавали римским ветеранам, на них строились виллы.
Как брекзит: власти края обсудили, чем опасна и выгодна ликвидация сельсоветов
Обозреватель, Политика, 8:51, 10.12.2020
Власти считают, что преобразование районов в округа позволит сэкономить бюджетные деньги и решить кадровые проблемы. Но не всем
«Эпиграфом к вашему выступлению должны стать слова «Спешить медленно. Торопиться не спеша», – сказал губернатор края Виктор Томенко своему подчиненному — главе департамента внутренней политики Юрию Проскурину, который 9 декабря докладывал о том, почему в будущем в некоторых районах могут исчезнуть сельсоветы, какие у этого могут плюсы и чем это грозит.
Почему народ на местах может потерять власть после эксперимента на Алтае
В результате преобразований в регионе могут исчезнуть 27 сельсоветов
Одни одобряют, другие боятся
Напомним, возможность создавать муниципальные округа вместо районов или даже городских округов появилась после того, как в федеральный закон № 131 внесли поправки. Если просто, то муниципальный округ — это практически тот же район, но без сельсоветов с их главами и депутатами. Территорией управляет единая администрация, а в селах — или территориальный орган (по сути — сотрудник администрации на месте), или староста.
В Алтайском крае два района уже заявили о том, что хотят перейти на новую модель, и запустили процедуру — Залесовский и Чарышский.
В первом, как рассказал глава Александр Пластеев, депутаты восьми поселений из девяти одобрили переход — всего 89 человек из 99. И только один сельсовет большинством высказался против, хотя на публичных слушаниях жители поддержали изменения.
В Чарышском районе на публичных слушаниях преобразования поддержали только в пяти селах, в трех очередных изменений испугались, а в одном еще не обсуждали. «Жители на словах говорили, что много реорганизаций было: в здравоохранении, налоговая от нас уехала, комиссариат перевели. Людей это пугает», – объяснил глава района Александр Ездин.
Он и Пластеев настаивают — переходить на округа нужно. Они и Юрий Проскурин назвали все преимущества. Впрочем, обозначили и трудности, а они тоже есть.
Плюсы перехода
Экономия бюджетных денег. Проскурин привел пример Пермского края, где за два года после ввода округов число административных работников сократилось и экономия на их содержание составила 535 млн рублей. Даже точечные примеры Алтайского края по объединению сельсоветов говорят о том же: в Ребрихинском районе объединили два таких образования и сэкономили за год более 240 тысяч рублей только на зарплатах.
В Кемеровской области из 1,4 тысячи местных депутатов осталось около 220. Это значительно сократило расходы на проведение выборов.
Замминистра финансов края Зинаида Метревели сообщила, что основная статья расходов сельсоветов — их содержание. В 294 поселениях региона более половины собственных доходов села идет на это, а в 239 расходы на содержание превышают налоговые и неналоговые поступления, то есть условно даже не «окупают» себя.
«Ну и флаг в руки». Почему в трех районах на Алтае упразднят все 27 сельсоветов
Три района Алтайского края решили стать муниципальными округами: плюсы, минусы и риски
По словам главы Залесовского района, из девяти поселений только одно самодостаточно в финансовом смысле, остальные дотационны на 75-95%.
Соответственно, ликвидация сельсоветов, сокращение управленческих расходов и концентрация всех полномочий у одной администрации должны заметно сократить расходы.
Впрочем, спикер АКЗС Александр Романенко предупредил: нельзя говорить о том, что экономия — главный повод перехода на округа, в основе все-таки, считает он, должны лежать соображения повышения эффективности и, соответственно, улучшения жизни людей.
Об этом же говорил и главный федеральный инспектор в Алтайском крае Юрий Земский, который и вовсе сообщил Проскурину, что тот «высоко забрался», а если спуститься пониже, то там люди задают простые вопросы — не придется ли им при отсутствии нормального транспортного сообщения ездить за справками за 40 километров в райцентр, а не получать их, как сейчас, в своем селе.
Повышение эффективности в управлении. Сегодня у поселений по закону 13 полномочий, еще 26 — у районов. Район может передать по соглашению часть полномочий вниз (на местах виднее, что нужно делать), но с финансовой поддержкой (часто — недостаточной). Процесс мало того, что сложный в бюрократическом смысле, так еще и далеко не всегда выгодный селам. Поэтому процесс передачи полномочий всегда сложный. Создание округов позволит полностью сконцентрировать все ресурсы и управленческие функции в одном месте.
Решение кадровой проблемы. Она, пожалуй, самая острая. По словам главы Чарышского района, уже сейчас ясно, что в 2022 году, когда придет время менять депутатов и глав в сельсоветах, как минимум в двух возникнут большие проблемы — действующие главы пожилые, а смена не просматривается.
Его поддержал Александр Романенко, который напомнил, что в 2022 году — масштабные выборы местного уровня, выбирать придется около 7 тысяч депутатов, а проблемы с кандидатами были уже в 2017 году. За это время ситуация как минимум не улучшилась. Преобразование в округа даже части районов снизило бы напряженность.
Глава крайизбиркома Ирина Акимова обратила внимание, что районам, которые решат стать округами, придется избирать новых депутатов и поэтому им стоит подумать о том, чтобы запускать процессы преобразований, согласуясь со сроками проведения каких-то выборов, чтобы не тратить на кампанию дополнительные средства.
Возможность получить дополнительные деньги на переходный период. Такая практика была в некоторых других регионах. В ряде из них принималась даже специальная инвестпрограмма для районов, проходящих преобразования.
Министр финансов края Данил Ситников сказал, что готов рассматривать вопрос о финансовой поддержке округов на переходный период. Однако засомневался, что для этого нужно принимать отдельную программу.
Политический вице-премьер рассказал «ТОЛКу», считает ли Франка хорошим мэром, кто новый может пойти на выборы и что любят преувеличить коммунисты
Минусы перехода
Рост протестов. «Есть опасения серьезного повышения протестной активности в связи с ликвидацией поселенческого уровня», – сказал определенно Проскурин. У населения вполне отчетливо прослеживаются опасения, что разрыв между властью и народом станет слишком большим, а социальные услуги станут совсем недоступны.
И Проскурин, и главы, впрочем, старались объяснить, что те справки и документы, которые жители получают в своих селах сейчас, они будут получать и после изменений, так как на местах останутся работать представители администрации.
«Удаления власти от населения не будет. Уйдет только уровень депутатского корпуса», – объяснил Пластеев.
Образовательный ценз. Для работы управленцем на районном и окружном уровне по закону нужно высшее образование. Сейчас на поселенческом уровне есть возможность избирать главу и со средним образованием.
Риск выпадающих доходов из-за различных нормативов отчисления налогов в районы и в округа. Районы сейчас получают 60% от НДФЛ, а могут «скатиться» до 20%, как в городах. Александр Пластеев обратил внимание на этот момент и попросил принять правильные для округов поправки на региональном уровне.
Проблемы с принятием генпланов. Вопрос в том, что понятия муниципального округа нет в Градостроительном кодексе. А при преобразовании района в округ принимать новые генплан и правила землепользования и застройки нужно будет обязательно. Этого требует закон, обратил внимание и. о. министра экономического развития края Анатолий Нагорнов. Без этих документов на территории нельзя ничего строить, ремонтировать, развивать. Этот правовой казус тоже нужно будет решать.
Пока эффект не ясен
Юрий Проскурин признал: несмотря на то, что часть регионов уже создали муниципальные округа, пока комплексная оценка финансового, социального и управленческого эффекта нигде в стране не проведена.
«Конечно, основная идея — повышение эффективности работы на уровне округа путем концентрации единой власти в администрации округа. Консолидация финансовых, кадровых ресурсов, повышение ответственности депутатов, глав», – подчеркнул Проскурин. И отметил, что торопиться в этом вопросе нельзя.
Анатолий Нагорнов, Данил Ситников призвали предельно детально проработать все аспекты перехода, предварительно внеся все необходимые изменения в законодательство, обсудив финансовые вопросы, оценив риски.
По словам Нагорнова, целесообразность преобразований должна в случае с каждым районом оцениваться индивидуально: нужен анализ социальных, экономических предпосылок, возможных последствий, рисков, проведение оценки эффективности.
«Я понял, это длительная процедура, как брекзит, — еще никто никуда не вошел», – пошутил губернатор.
Он в завершении заседания сказал, что по Залесовскому и Чарышскому районам нужно начинать готовить документы. Примечательно, что ранее власти четко заявляли — реформа возможна только при условии, что депутаты всех (!) поселений скажут «да». Это условие не было выполнено ни там, ни там. Но преобразования все равно запускаются.
«Я убежден, что из наших 59 районов для какой-то части эта форма организации и управления будет оптимальной. Наверное, не для всех, но в этом разнообразие. Возможно, успехи первых кого-то подвигнут к тому, чтобы перейти на новую форму», – резюмировал глава региона.