Муниципальная собственность что это
Статья 50. Муниципальное имущество
Статья 50. Муниципальное имущество
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 50 настоящего Федерального закона
1. В собственности муниципальных образований может находиться:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона внесены изменения
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ часть 1 статьи 50 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2007 г.
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ часть 1 статьи 50 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Муниципальная собственность: что такое, как характеризуется, описывается
Содержание:
Муниципальная собственность – это еще один вид владения имуществом, принятый на законодательном уровне в России. Он имеет много общего с государственным правом принадлежности. К муниципальным владениям относят имущественные базы, которыми распоряжаются сельские или городские поселения, иные муниципалитеты и образования. Владелец от имени этих образований осуществляет комплекс управленческих действий относительно движимого или недвижимого фонда. Местное самоуправление регулирует, управляет и контролирует деятельность объектов.
Муниципальная собственность — это имущество, принадлежащее определенному органу самоуправления. Его можно рассмотреть на примере государственных медицинских учреждений, университетов, коммунальных предприятий и других заведений. Владение муниципальной собственностью осуществляется местным самоуправлением. Город, население, республика может пользоваться, распоряжаться и владеть объектом. Причем собственность, имущество используется для удовлетворения потребностей россиян, которые живут на территории муниципального района.
Что такое муниципальная собственность — охарактеризуйте содержание права собственности муниципальных образований
Муниципальная форма собственности – это определение имущественного комплекса, принадлежащего муниципалитету. К этой категории могут относиться недвижимость, движимые ресурсы, земельные наделы. Все, что относится к муниципальной собственности, контролируется муниципальными образованиями, местным самоуправлением, в соответствии с их компетенцией. Муниципальной собственностью принято называть отдельный вид владения имуществом, который существует параллельно с государственным типом владения. К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее не всему государству, а конкретным единицам. Существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать, различая государственный и муниципальный тип владения:
Автономный городской или сельский рычаг самостоятельного управления владеет, распоряжается, использует городское или областное имущественное владение. Управленческие функции выполняет местное самоуправление. Объекты, принадлежащие муниципалитету, подразделяются на несколько категорий по тому же принципу, что и державные владения:
Имущественная база, принадлежащая муниципалитету, удовлетворяет потребности народа, основанные на проживании на определенной площади в соответствующем поселке или городе. Она также нацелена на материальное и финансовое обеспечение деятельности местных властей. Всю собственность, принадлежащую городу или другому образованию, сложно предназначить по стоимостным, количественным признакам к государственным владениям. Муниципальные владения всегда являются более ограниченными, чем собственность в государственном масштабе.
Городское самостоятельное управление обладает уникальным экономическим столпом. Это имущественная база, городской бюджет, имущественное право. Принадлежность муниципалитету находится под защитой государства, ее охраняет федеральный законопроект.
Какое имущество является муниципальной собственностью — что входит в муниципальную собственность
Состав муниципальной собственности:
Распределенным государственным или муниципальным имуществом называют собственность, которую уже поделили между собой участники отношений. Муниципальная собственность регулируется местными органами управления. Право собственников, а именно муниципалитетов, осуществляется местными властями. Данный принцип предусмотрен законодательными актами России, уставом и нормами. Важную управленческую роль играет народ, жители автономного округа или города.
Согласно законодательству страны, местное самоуправление может передать собственное владение юридическому или физическому лицу на определенное время или на постоянной основе. Муниципалитет имеет право на отчуждение имущества согласно установленным правилам, сдачу его во временное пользование, совершение иных сделок, определение в договоре или соглашении принципов пользования объектом. Это касается имущества, которое приватизируется или передается во владение.
В соответствии с законодательством, у органов местного самоуправления есть возможность установить ряд условий по использованию земельных ресурсов, которые располагаются в пределах административного округа.
Приватизация муниципальных владений проводится в определенном порядке, в соответствии с рядом условий. Их определяет население города, или представительные органы, местное самоуправление. Вся прибыль от операций по приватизации отправляется на пополнение местного бюджета. Муниципальные владения защищает и признает государство, так же как частную, государственную или другую форму собственности.
Состав муниципального имущества: кто является собственником муниципального имущества
Собственник имеет право на имущественную базу, которая относится к владениям муниципалитета, если это муниципальная собственность. Тогда собственник – органы местной власти, предусмотренные на законодательном уровне субъекты РФ, муниципальные образования или народ. Какие виды имущества входят в состав муниципальной собственности:
Муниципальная собственность что это
А.С. Константинов,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры государственного
и муниципального управления
Поморского государственного
университета имени
М.В. Ломоносова
КАТЕГОРИЯ «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ» В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Категория «муниципальная собственность» в общественных науках.
Категория «муниципальная собственность» отражает объективное по своему содержанию социально-экономическое явление в жизни общества, связанное с функционированием и развитием общественных отношений, с реализацией местными сообществами права на осуществление местного самоуправления.
В отечественной муниципальной науке категория «муниципальная собственность» практически не разработана. Среди исследователей не сложилось единой точки зрения в определении искомого понятия. В процессе ее изучения необходимо проанализировать вопросы, наиболее значимые и актуальные для теории и практики муниципального управления. Речь идет о сущности и содержании категории «муниципальная собственность», о роли и месте муниципальной собственности в системе общественных отношений; о субъектах и объектах муниципальной собственности, об отношениях между субъектами по поводу владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также присвоения и отчуждения жизненных благ на территории муниципальных образований и др.
При изучении понятия «муниципальная собственность» принципиальное значение приобретает вопрос о сущности категории «собственность».
В общественных науках собственность рассматривается как:
1) совокупность прав владения, т.е. используется термин, взятый из юридической терминологии и практики;
2) имущество, принадлежащее человеку, организации, государству, коллективу и т.п.;
3) отношение людей к вещам (предметам), в том числе к денежным знакам;
4) двоякого рода отношения: и между людьми, и между людьми и вещами;
5) совокупность всех общественных отношений в обществе. В основе собственности находится система производственных отношений;
6) общественные отношения, связанные с присвоением и отчуждением жизненных благ.
С учетом вышеизложенных точек зрения в определении категории «собственность» обратимся к анализу сущности понятия «муниципальная собственность».
Позиция представителей юридической науки в определении термина «муниципальная собственность» основывается на понимании категории «собственность» как совокупности прав владения. При этом само слово собственность употребляется без каких-либо дополнительных уточнений и может относиться как к движимому, так и недвижимому имуществу. Различие между собственностью как материальным понятием (имущество) и собственностью как юридическим термином (совокупность прав владения) состоит в том, что к юридическому термину, как правило, добавляется термин «право собственности».
Под правом собственности понимаются отношения, входящие в сферу права. Они представляют собой лишь часть общественных отношений. Права собственности – это санкционирование обществом поведенческих отношений между людьми, возникающих в связи с наличием благ и их использованием, посредством законов, других нормативных правовых актов, традиций, обычаев и т.д. Эти отношения представляют собой нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или нести издержки из-за их несоблюдения. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как определенные «правила игры», принятые в обществе.
Наглядным отражением вышеизложенной точки зрения в части определения понятия «муниципальная собственность» является федеральное законодательство Российской Федерации в области гражданского и муниципального права.
Сложившаяся в юридической науке концепция о сущности и содержания категории «муниципальная собственность» поддерживается многими исследователями. Правда, некоторые из них предлагают термин «муниципальная собственность» использовать в качестве категории хозяйствования и рассматривать ее в тесной связи с проблемами управления муниципальными образованиями.
Обратим внимание еще на один существенный аспект в вопросе о сущности понятия «муниципальная собственность».
Как известно, категория «собственность» рассматривается исследователями не только как юридический термин, но и как понятие, которое является предметом изучения других общественных наук (экономической, социологической и др.). Содержание собственности составляет не только имущество, право собственности, вещные (предметные) отношения между людьми. Собственность определяется как совокупность всех общественных отношений в обществе, и, прежде всего тех отношений, которые возникают между людьми по поводу присвоения и отчуждения жизненных благ.
Под присвоением жизненных благ в самом широком смысле понимается реальное фактическое отношение людей к ним как к своим. Объектами присвоения являются материальные, социальные и духовные блага. В качестве субъектов данного процесса могут выступать международные объединения, определенное общество в целом, местные сообщества, социальные группы, отдельные личности. Присвоение служит обязательным условием разностороннего жизнеобеспечения как общества в целом, так и каждой конкретной личности.
Процесс присвоения жизненных благ всегда является отношением не между людьми, а между людьми и предметами в самом широком смысле этого слова, под которыми понимаются некоторые внешние для людей объекты – материальные, социальные, духовные. Поэтому присвоение жизненных благ понимается не как чисто общественное отношение, а как опредмеченное отношение.
В общем виде под отчуждением понимается реальное обособление, отделение людей от каких-либо жизненно важных объектов. При этом речь идет непосредственно об опредмеченном, а не межчеловеческом отношении. Отчуждение представляет собой отношение людей к некоторым объектам действительности как не к своим, а чужим.
Муниципальную собственность можно отнести к одному из видов (форм) собственности. Если по ней понимать имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, муниципалитетам, коммунам, то данное определение отражает наличие отношений в сфере права. При этом не учитывается, что содержание муниципальной собственности как социального явления составляют общественные отношения не только в правовой, но в и других сферах общественной жизни (экономической, социальной, духовной и т.п.).
Категория «муниципальная собственность» рассматривается нами как совокупность общественных отношений, возникающих между членами местного сообщества по поводу присвоения и отчуждения муниципальных общественных благ.
Объективная природа муниципальной собственности состоит в том, что она возникает, существует и функционирует не столько по усмотрению и воле отдельных индивидов, групп людей, сколько под воздействием естественных, необходимых потребностей (материальных, социальных, духовных) местных сообществ.
Собственность есть первостепенное социальное условие жизнеобеспечения человеческого общества (1). Муниципальную собственность можно рассматривать как одно из первостепенных социальных условий жизнеобеспечения членов местного общества
Субъектами муниципальной собственности являются местные сообщества в целом, социальные группы, отдельные индивиды. Они одновременно выступают и как участники присвоения муниципальных общественных благ, и как «жертвы» отчуждения.
Объекты муниципальной собственности – это муниципальные общественные блага (материальные, социальные, духовные), которые присваиваются и отчуждаются. В то же время следует иметь в виду, что в общее содержание муниципальной собственности они не включаются, ибо представляют собой не какие-либо общественные отношения, а определенные предметы (в широком значении этого слова).
Муниципальная собственность как единство владения, распоряжения и пользования объектами собственнических отношений. В современной российской муниципальной практике понятие «владение, распоряжение и пользование муниципальной собственностью» рассматривается чаще всего в качестве юридического термина. Его анализ будет дан во второй части лекции. Сейчас же отметим, что данное свойство муниципальной собственности необходимо рассматривать с учетом одновременного выражения в ней присвоения и отчуждения муниципальных общественных благ и ее общественного характера.
Как уже отмечалось выше, под муниципальной собственностью понимается совокупность общественных отношений, возникающих между членами местных сообществ по поводу присвоения и отчуждения муниципальных общественных благ. Эта совокупность представляет собой:
— общественные отношения, которые складываются между членами местного сообщества (местных сообществ) по поводу владения и невладения ее объектами;
— общественные отношения, возникающие между членами местного сообщества (местных сообществ) по распоряжению и нераспоряжению ее объектами;
— общественные отношения между членами местного сообщества (местных сообществ) по поводу использования и неиспользования объектов.
Каждый из вышеперечисленных элементов играет свою определенную роль в процессе становления и функционирования муниципальной собственности как системы общественных отношений. Обратимся к краткой характеристике ее элементов.
Если рассматриваются общественные отношения, которые складываются между членами местного сообщества (местных сообществ) по поводу владения и невладения ее объектами, то следует иметь в виду, что речь идет о присвоении муниципальных общественных благ членами местного сообщества и их реальном участии к каким-либо операциям с муниципальной собственностью как общественным достоянием. Вместе с тем в практике муниципального управления всегда имеет место отчуждение части членов местного сообщества (местных сообществ) от владения определенными муниципальными общественными благами. Это право присваивают отдельные члены местного сообщества на вполне законных, а порой и незаконных основаниях.
Следовательно, муниципальная собственность, включающая отношения между владельцами и невладельцами муниципальных общественных благ, отражает органическое единство владения и невладения этими благами.
Анализ общественных отношений, возникающих между членами местного сообщества (местных сообществ) по распоряжению и нераспоряжению ее объектами, выявляет ситуацию, при которой определенная часть членов местного сообщества получает возможность распоряжаться муниципальными общественными благами по своему усмотрению. В то же время остальная часть лишается этой возможности. Муниципальная собственность предполагает единство распоряжения и нераспоряжения, т.е. соответствующие отношения между распорядителями и нераспорядителями определенными муниципальными общественными благами.
Обратимся к рассмотрению общественных отношений, возникающих между членами местного сообщества по поводу использования и неиспользования объектов. Под использованием понимается реальное получение всеми членами местного сообщества муниципальных общественных благ (материальных, социальных и духовных). Неиспользование объектов муниципальной собственности означает, что часть членов местного сообщества в силу объективных и субъективных факторов не получает определенных муниципальных общественных благ.
Все перечисленные элементы в содержании муниципальной собственности тесно взаимосвязаны между собой и находятся в диалектическом единстве. Оно выражается в том, что эти отношения представляют собой поэтапный процесс, на каждой стадии которого муниципальная собственность выполняет различные функции.
Социальный характер муниципальной собственности. В современной отечественной муниципальной науке категория «муниципальная собственность» рассматривается, как правило, только в двух значениях: в экономическом и юридическом.
Вместе с тем, как показывает выше приведенный анализ содержания муниципальной собственности, общественные отношения имеют место во всех основных сферах жизнедеятельности местных сообществ: экономической, социальной и духовной. Это позволяет говорить о социальном характере муниципальной собственности.
В каждой из вышеназванных сфер жизни местных сообществ возникают и функционируют исходные основы муниципальной собственности, связанные с присвоением и отчуждением муниципальных общественных благ. В экономической сфере то и другое свойственно по отношению к средствам производства и обращения, рабочей силе, материальным предметам потребления (в том числе к представляемым муниципальным общественным услугам). В социальной сфере речь идет об отношениях по поводу присвоения и отчуждения таких ценностей, как местная публичная власть и самоуправление, реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина и т.п. В духовной сфере – это отношения, связанные с присвоением и отчуждением идей, знаний, информации, художественных произведений и др.
О подходах в классификации собственности. В общественных науках сложилось две основных точки зрения по вопросу о видах собственности.
Муниципальная собственность рассматривается как вид публичной собственности, которая принадлежит юридическому лицу публичной власти (муниципалитетам) и используется в интересах местного сообщества либо муниципального образования, муниципалитета.
Единство природы муниципальной (публичной) собственности обуславливается единством природы местной публичной власти, источником которой является народ. Муниципальные образования выступают в качестве субъектов права публичной собственности и одновременно являются публичными образованиями. В их собственности как субъектов права публичной собственности может находиться только то имущество, которое необходимо для осуществления полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это имущество призвано обеспечить полномочий органов местной публичной власти.
В основе второго подхода лежит классификация собственности на типы и формы собственности по ее основным субъектам.
К типам собственности относят наиболее фундаментальные, наиболее качественно особые и наиболее крупные ее разновидности. Формами же собственности служат ее группы в составе типов. Важнейшими критериями обоснования как типов, так и внутренних форм собственности, являются характер ее субъектов и объектов, коренные особенности тех и других. Главные из только что названных критериев – это субъекты того или иного достояния. В число субъектов включают общество в целом, местные сообщества, различные социальные группы, личность как таковая.
К типам собственности относятся частная, личная, коллективная, общественная (общенародная), смешанная собственность.
На мой взгляд, предложенный подход в классификации собственности по типам и формам собственности, количественной структуре ее объектов позволяет более точно определить целевое назначение муниципальной собственности, ее место и роль в структуре и содержании собственности как общественного феномена.
В избранной нами классификации по типам собственности муниципальной собственности нет. Следовательно, ее можно отнести к одной из внутренних форм собственности как составного элемента одного из типов собственности.
Муниципальная собственность не является формой частной собственности. Ее нельзя отнести к собственности отдельных, обособленных лиц. Частная собственность направлена главным образом на получение и умножение доходов. Ее содержание составляют общественные отношения по поводу присвоения-отчуждения названными лицами определенных жизненных благ в целях обогащения
Вряд ли можно муниципальную собственность рассматривать в качестве разновидности коллективной собственности, так как основным субъектом местного самоуправления являются местные сообщества, а не коллективы. Коллективная собственность в общем плане рассматривается как отношения между людьми по поводу присвоения-отчуждения жизненных благ определенными коллективами.
Муниципальную собственность нельзя считать формой смешанной собственности. В самом общем плане смешанная собственность представляет собой относительно устойчивое единство различных типов и форм собственности. Данный тип собственности характеризуется объединением социально различных субъектов присвоения (общества, коллективов, частных лиц и т.л.) в основном на паритетных началах, без реального господства одних и без подавления других.
Муниципальная собственность как форма общественной (общенародной) собственности. Анализ содержания общественной (общенародной) собственности как типа собственности позволяет нам отнести к одной из его форм муниципальную собственность.
Под общественной (общенародной) собственностью понимается, с одной стороны, достояние общества в целом, а с другой – совместное достояние всех его составных частей (вплоть до конкретных личностей). Муниципальную собственность можно рассматривать как собственность местного сообщества в целом, так и его отдельных членов.
В качестве субъектов присвоения муниципальной собственности выступают:
— местное сообщество в целом как основной, т.е. полный, глубинный собственник;
— любой член местного сообщества – индивидуальный как неосновной, т.е. частичный, более внешний собственник.
Содержанием муниципальной собственности служат отношения между местным сообществом (единым собственником) и его составными частями (сособственниками) по поводу присвоения-отчуждения муниципальных общественных благ.
Объектами муниципальной собственности как общенародное достояние, т.е. достояние местных сообществ, в принципе допустимо во всех сферах их жизнедеятельности:
— материальные ресурсы (средства производства и обращения, разнообразные природные богатства, созданная продукция и т.п.);
— социальные ценности (в том числе на власть, свободу, безопасность, возможность получать образование);
— духовные блага (памятники истории и культуры, некоторые произведения искусства).
Муниципальная собственность носит всенародно совместный характер. Это означает, что в ее пределах каждая социальная группа, каждый гражданин есть владелец муниципальных общественных благ не самостоятельно, не отдельно от других, а только вместе со всеми, в единстве со всеми. Ни у кого не может быть какого-либо пая (доли) в этом общенародном достоянии. Муниципальная собственность как форма общественной общественная собственности предполагает и утверждает приоритет общенародных потребностей и интересов над личными и групповыми. Она может существовать и развиваться только при постоянном учете интересов членов местных сообществ. Всеобщий характер муниципальной собственности состоит в том, что она, возникнув, распространяется на все социальные группы, на всех членов местного сообщества. В рамках муниципальной собственности как общенародного достояния обеспечивается реальное равенство социальных групп и личностей. Все в равной степени становятся собственниками муниципальных общественных благ (материальных, социальных и духовных). Ни у кого нет преимуществ в этом отношении. На такой основе складывается равное владение, распоряжение, пользование муниципальной собственностью.
Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что наравне с другими формами собственности (государственной, частной и др.) признается и защищается муниципальная собственность.
Исходя из этого принципиального положения российской специалисты конституционного, гражданского и муниципального права разрабатывают теоретические основы муниципальной собственности. Предложенная ими концепция сущности и содержания категории «муниципальная собственность» является доминирующей в современной отечественной практике муниципального управления. Она нашла свое отражение в российском федеральном законодательстве.
Обратимся к анализу практического использования данного понятия в отечественной практике муниципального управления.
Определение муниципальной собственности. В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В статье 1 федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уточняется, что муниципальная собственность есть собственность муниципального образования.
Как известно, под муниципальным образованием в соответствии со статьей 1 вышеназванного федерального закона понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.
Именно муниципальное образование признается в российском законодательстве субъектом правоотношений, которому на праве собственности принадлежит муниципальное имущество, т.е. имущество муниципального образования. Нетрудно заметить, что законодатель исключает право собственности на муниципальное имущество у таких субъектов местного самоуправления как местные сообщества, население муниципального образования и др.
Состав муниципальной собственности. В редакции федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос о составе муниципальной собственности рассматривается в несколько ином ракурсе.
В пункте 1 статьи 50 законодатель определил имущество, которое может быть включено в состав муниципальной собственности. К нему относится:
— имущество, предназначенное для решения установленных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения;
— имущество, которое предназначается для осуществления отдельных переданных государственных полномочий в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
— имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными актами представительного органа муниципального образования.
В пунктах 2-4 статьи 50 одноименного федерального закона устанавливается состав имущества, которое может находиться в собственности поселения и муниципального района. При этом законодатель установил, что остальное имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения и обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, должно быть передано другим собственникам.
Понятия «владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью» и «управление муниципальной собственностью» нельзя рассматривать как однопорядковые. Первый термин по своему содержанию более емкий и глубокий, чем второй. Можно управлять муниципальной собственностью, не владея этой собственностью. Однако собственник может не только владеть и пользоваться, но одновременно самостоятельно управлять своей собственностью.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью. Как видим, в основном российском законе вопрос о субъектах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью остается открытым. В нем лишь идет о субъектах управления муниципальной собственностью (п.1ст.132).
Согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополняет положение статьи 215 ГК РФ. В пункте 2 статьи 29 подчеркивается, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население от имени муниципального образования непосредственно осуществляет права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
В новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ вышеприведенное уточнение опущено. Законодатель в пункте 1 статьи 51 определил, что только органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми органов местного самоуправления.
Итак, в местном самоуправлении произошла очередная «муниципальная революция». Муниципальная собственность как форма общенародной (общественной) и публичной собственности передается от имени муниципальных образований как гражданско-правовых субъектов органам местного самоуправления на праве собственности для самостоятельного владения, пользования, распоряжения и управления муниципальным имуществом. Население муниципальных образований, не говоря о местных сообществах, по существу не имеет никаких прав в части владения, пользования и муниципальной собственностью. Местная управленческая элита в лице депутатского корпуса и муниципального чиновничества получила правовую основу для бесконтрольного пользования и распоряжения муниципального имущества. Муниципальная собственность из общественного достояния, т.е. достояния местных сообществ, фактически превратилась в собственность муниципальной корпоративной управленческой элиты. Она будет распоряжаться муниципальной собственностью как своей, с учетом своих собственных интересов и интересов определенных групп и отдельных личностей в местных сообществах.
«Право общественной собственности проистекает из мировоззрения общества, а не из юридических деклараций. Сначала должен возникнуть нравственно-мировоозренческий базис, обращающий собственность в общественную, а только после этого господство общественной собственности де-факто выразит себя юридически. Если есть только юридические формы, но нравственно-юридический базис отсутствует, то «общественная» собственность обречена быть частной собственностью корпорации управленцев» (2). Комментарии, как говорится, излишни!
Федеральное законодательство позволяет выделить две группы управления муниципальной собственностью.
В первой группе в качестве основных субъектов управления муниципальной собственностью выступают органы местного самоуправления. При этом подчеркивается их самостоятельность в управлении муниципальной собственностью (пункт 1 статье 132 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование. Им предоставлено право отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Вторую группу субъектов управления муниципальной собственностью составляют физические или юридические лица, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления иных муниципальных образований, которым органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование.
Речь также идет об участии органов местного самоуправления в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Первый уровень. Субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью выступает непосредственно само местное сообщество. На этом уровне определяются отношения между местным сообществом и органами местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления.
Вместе с тем в федеральное законодательство не предусматривает непосредственного участия местных сообществ, населения муниципальных образований в управлении муниципальной собственностью.
Второй уровень – это отношения, которые складываются в процессе управления муниципальной собственностью:
— между органами местного самоуправления (представительными органами и исполнительно-распорядительными органами);
— между органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления (между представительным органом и главой муниципального образования, между местной администрацией и главой муниципального образования и т.п.).
Третий уровень – это отношения, возникающие между собственником в лице органов местного самоуправления и теми организациями, физическими лицами, которым передано в управление муниципальное имущество.
Четвертый уровень характеризует отношения, которые складываются и развиваются между структурными органами и подразделениями местной администрации в процессе управления муниципальной собственностью.
Управление муниципальной собственностью должно носить открытый характер. Органы местного самоуправления обязаны через средства массовой информации ежегодно информировать местные сообщества об эффективности использования муниципальным имуществом, об итогах проведения всех крупных операций с муниципальной недвижимостью и планах ее использования на последующий период.