Муниципальная территория что это

Статья 10. Территории муниципальных образований

Статья 10. Территории муниципальных образований

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

В городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов.

Информация об изменениях:

1.1. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена частью 3, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. При изменении границ между субъектами Российской Федерации требования статей 12 и 13 настоящего Федерального закона не применяются. В этом случае изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение, связанные с изменением границ между субъектами Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июня 2013 г. N 159-ст, вступающий в силу с 1 января 2014 г.

Источник

ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

По общему правилу, местное самоуправление осуществляется на территориях, отграниченных друг от друга. Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что Т.м.о. определяются федеральными законами и законами субъектов РФ. Региональными законами определяются критерии установления Т.м.о.: учет мнения населения, размер территории, численность населения, достаточность материальных и финансовых средств для реализации задач местного самоуправления, экономический потенциал территории, транспортное сообщение, социальная и коммунальная инфраструктура, необходимая для решения местных вопросов, традиционный способ хозяйствования населения и связанный с ним образ жизни людей и др.

С учетом мнения населения соответствующей территории границы Т.м.о. могут быть изменены. Круг органов, принимающих такое решение, определяется законом субъекта РФ. К ним относятся законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ. При этом законодательный (представительный) орган власти может принять такое решение самостоятельно (Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Кировская, Нижегородская, Новосибирская, Томская области), по представлению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (Красноярский край, Вологодская, Курская, Липецкая области), по ходатайству представительного органа местного самоуправления (Алтайский край) и т.д. Вопросы образования, объединения, преобразования или упразднения внутригородских муниципальных образований, установления или изменения их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города республиканского или областного значения самостоятельно в соответствии с уставом этого города. Установление и изменение границ Т.м.о., в том числе при образовании объединений или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта РФ. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательством субъекта Федерации устанавливаются гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Источник

Муниципальная территория что это

Статья 10. Территории муниципальных образований

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов.

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

1.1. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При изменении границ между субъектами Российской Федерации требования статей 12 и 13 настоящего Федерального закона не применяются. В этом случае изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение, связанные с изменением границ между субъектами Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ)

Источник

Муниципальная территория что это

Статья 2. Основные термины и понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 29.11.2010 N 315-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 387-ФЗ, от 01.07.2021 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 22 ч. 1 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 19.04.2021 N 14-П.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Словосочетания «городской округ» и «городской округ с внутригородским делением» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении в отношении муниципальных образований, органов местного самоуправления, их полномочий и прав, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами.

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

Источник

Муниципальная территория

10.1. Проблемы установления оптимальной территории муниципального образования

Наиболее стабильной в историческом плане представляется ситуация с городскими поселениями. На протяжении практически всей дореволюционной эпохи они являлись территориями, на которых организовывалась власть в различных ее исторических формах. Безусловно, эта стабильность связана в первую очередь с особенностями формирования городских поселений, поскольку город как территория развивался изначально на основе совместного ведения хозяйства и возникающих на этой основе совместных интересов горожан. Именно по этой причине право городов на самостоятельное управление вряд ли вызывает сомнение у политиков и ученых.

Более подвижны в смысле территориальной организации сельские формы управления. В период господства натурального хозяйства основным критерием определения территории управления была ее самодостаточность (возможность «кормления» верховной и региональной власти), поэтому изменение хозяйственного уклада всегда влекло за собой изменение системы административно-территориального устройства. Города же, выступая центрами ремесла и торговли, являлись началом, объединяющим территории.

В XIX в. с развитием товарности сельского хозяйства эта позиция постепенно заменялась пониманием территории управления как территории, требующей властного регулирования отношений между людьми. Уже в Манифесте 1861 г. сельское общество определяется как одно или несколько поселений, связанных общим хозяйственным интересом. По этим же принципам происходило выделение и иных административно-территориальных единиц. В 1901 г. была создана специальная комиссия, призванная разработать новое губернское устройство России, основывающееся на изучении системы складывающихся хозяйственных комплексов.

В советское время хозяйственный уклад, базирующийся на государственной собственности, привел к тому, что в основу деления закладывались различные внеэкономические факторы. И лишь в 1960-1980-х гг. с новой остротой встал вопрос об оптимальных территориях управления. Однако и в этот период разработка концепций экономических районов велась лишь на макроуровне и учитывала в основном отношения между предприятиями в рамках единого народно-хозяйственного комплекса.

Конституция Российской Федерации, одноименные Федеральные законы от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменили подход к формированию территориальных основ местного самоуправления. Понятие территории муниципального образования трактовалось теперь с позиции многообразия видов территориальной организации местного самоуправления. В этих документах предусматривается более широкое участие населения, органов государственной власти субъектов Федерации и самих органов местного самоуправления при определении оптимальной территории местного самоуправления.

Подобный подход не является чем-то исключительно новым в мировой практике. Так, в 1950-1960-х гг. по этому пути шла реформа местного самоуправления в Японии. Государство разрешило добровольное объединение муниципалитетов и стимулировало это с помощью экономических рычагов. В результате создавался гибкий механизм взаимосвязи экономических реформ и административных преобразований, осуществляемых в стране. В конце 1960-х гг. после стабилизации экономической ситуации сложившиеся границы муниципалитетов (соответствующие границам экономических интересов) были закреплены законом.

Для России с ее громадной территорией, существенными различиями регионов в экономическом, природном потенциалах и особенностях расселения данный подход тем более интересен.

В разных субъектах Российской Федерации к концу 1990-х гг. сложились различные модели территориальной организации местного самоуправления.

Тенденцией начала 2000-х гг. стало укрупнение муниципальных образований в субъектах Российской Федерации и переход от поселенческой к районной модели. Так, в период с 2002 по 2004 гг. общая численность муниципальных образований в России сократилась с 13,5 до 11,5 тыс.

В нашей стране в настоящее время идет определение оптимальной территории муниципальных образований. В большинстве субъектов Российской Федерации образованы первичные территории муниципальных образований, хотя вряд ли можно признать, что они всегда оптимальны для данного региона.

10.2. Принципы и критерии определения оптимальной территории муниципального образования

Как отмечают авторы учебника «Система муниципального управления», при установлении размеров территории каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать две противоположные тенденции.

Другие авторы в дополнение к указанным выше принципам, определяющим тенденции изменения размеров территории муниципального образования, считают, что при установлении оптимальной территории должны быть соблюдены следующие принципы:

Исследователь Е. С. Шугрина выделяет ряд критериев определения территории муниципального образования, которые получают иную интерпретацию в связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В итоге можно сделать следующие выводы:

Действие указанных выше факторов предопределяет целесообразность существования муниципальных образований разных типов, решающих разные вопросы местного значения. Однако Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ не создавал необходимых для этого предпосылок. Миллионный город и сельсовет с численностью населения 2000-3000 человек имели одинаковый объем функций и полномочий, хотя возможности этих муниципальных образований существенно разнятся. Этот недостаток должен устранить Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *